Тем, кто верит в чудо. мощи святого николая везут в россию

Содержание

Святителя Николая Чудотворца называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово. Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством — разрушал идолов и капища, и защитник христианства — обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах — точная дата неизвестна.

Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году. Совершение православных богослужений на мощах святителя Николая на острове Лидо уже стало доброй традицией для православных верующих. Впрочем, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы.

Первое время мощи святого покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие — ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

Мощи

Его почитали во многих местах земного шара, хотели заполучить частичку останков в свои храмы.

После смерти Святителя похоронили в городе Миры. На Ликию в 11 веке нападали сельджуки. Ликийцы решили уйти в горы и забрать с собой останки св. Николая. Когда об этом узнали итальянцы из Бари, почитавшие Святителя, они решились на кражу останков.

Обратите внимание: история и судьба останков великого Угодника Божьего, как и вся его жизнь, оказалась сложной. Это случилось в 87 году 11 века

Итальянцы под покровом ночи напали на храм. Святотатствовать грабители не стали, монахов не убили, а только связали. Таким образом, большая часть останков была похищена. Реликвию доставили в Бари и устроили большой праздник 9 мая (по новому стилю)

Это случилось в 87 году 11 века. Итальянцы под покровом ночи напали на храм. Святотатствовать грабители не стали, монахов не убили, а только связали. Таким образом, большая часть останков была похищена. Реликвию доставили в Бари и устроили большой праздник 9 мая (по новому стилю).

Мы уверены, что Вам будет интересна статья о Покровском монастыре, в котором находятся мощи Матроны Московской.

Свято-Никольский мужской монастырь

В Никольском храме имеются и святыни. Это частицы мощей святителя Николая, блаженной Матроны Московской, праведного Феодора Ушакова, Киево-Печерских святых, преподобного Феодора Томского. В алтаре хранится уникальная реликвия — ковчег с двумя крошечными частицами Креста Господня, а подлинность реликвии подтверждает верительная грамота 1782 года с гербовой печатью католического епископа.

Интересна история появления в храме сибирского монастыря иконы Иоанна Крестителя. Около ста лет этот образ пребывал в Иерусалиме. Матушка Серафима, которая работает в церковной иконной лавке, побывала в женском русском монастыре на Елеонской горе. Там реставрировали часовню, снимали с киотов иконы, написанные на холсте, чтобы заменить их на новые, присланные из Москвы. Она попросила одну из них для Омска. Ей разрешили её взять. Скатав холст в свиток, матушка привезла его в далёкую Сибирь. Случилось это в 2015 году. Пребывание данного образа в монастыре есть напоминание о духовной связи Святой земли с Сибирью.

Большинство храмовых икон было первоначально пожертвовано друзьями настоятеля игумена Виталия, а также прихожанами-селянами. Так одна из прихожанок принесла небольшую икону Святителя Николая, которая, по её словам, хранилась в храме до дня его закрытия. Многие иконы по стилю написаны весьма разнообразно. Имеются Святые образы северного письма, украинского и «фряжского». В алтаре имеются три иконы, пришедшие в Никольский храм из одного из северных храмов и несколько икон в окладах XIX в. Самым интересным и наиболее почитаемым у прихожан образом является двухсторонняя выносная Богородичная икона. С одной стороны её имеется лик Казанской Божией Матери, а с другой — Знамение. Предполагают, что сей Образ, датировку которого следует отнести к XIX в., был написан мастерами-иконописцами Северной России. Практически все обновившиеся образы — это дар приходу отца Германа Петровского, проживающего в Финляндии. Образ Святого Георгия Победоносца, написанный в европейской манере, был подарен Никольскому храму Анатолием и Константином Морозовыми. Образы Святителя Николая Угодника и Апостолов Иоанна Богослова и Матфея были приобретены для монастырского храма в Омске, причём две последние иконы омские искусствоведы относят к Академической школе. Образ же Святителя Иннокентия Иркутского очень необычен по своей технологии исполнения, поскольку лик Иркутского Святителя выполнен на металле. А три иконы украинского письма отличаются яркостью красок и своею праздничностью: к таковым мы можем отнести иконы Божией Матери Троеручицы, Облачное Успение Пресвятой Богородицы, а также Образ с девятью клеймами. Омский искусствовед Н. И. Лебедева, в своё время высказала предположение, что все эти иконы попали к нам в Западную Сибирь с украинскими переселенцами.


Ковчег с частицей Животворящего Креста Господня


Икона с частицей мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца


Ковчег с мощами преподобных Киево-Печерских отцов Ближних (прп. Антония) и Дальних (прп. Феодосия) пещер


Икона с частицей мощей святого праведного Феодора Томского


Икона с частицей мощей блаженной Матроны Московской


Икона с частицей мощей святого праведного адмирала флота Российского, Феодора Ушакова


Икона с частицей мощей преподобного Моисея Угрина


Икона с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского


Икона святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (Никола Можайский)

Краткое житие святителя

Из жития святого известно, что Николай Чудотворец родился 11 августа (по новому стилю) во второй половине III века в городе Патары, Ликийской области (греческая колония Римской империи). Его родители были благочестивыми христианами из благородного рода. До глубокой старости они не имели детей и просили в молитвах ко Господу о даровании сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана и на свет появился младенец, которому дали имя — Николай (греч. «побеждающий народ»).

Уже в первые дни своего младенчества будущий Чудотворец показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели три часа. С детских лет Николай преуспевал в изучении Писания, молился, соблюдал пост и читал божественные книги.
Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к людям, приходя на помощь нуждающимся.

Однажды, узнав о нищете одного жителя города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние, чтобы извлечь средства, необходимые для их приданого. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели.
Однажды святитель Николай отправился в Палестину. В пути на корабле он проявил дар глубокого чудотворения: силой своей молитвы усмирил сильную бурю. Здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Николай Чудотворец везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от болезней, из других изгнал злых духов, иным подал утешение в скорбях.

По воле Господа святой Николай был избран архиепископом Мир Ликийских. Это произошло после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий. Это был Николай Чудотворец. Получив архиерейский сан, святитель остался тем же великим подвижником, являя собой образ кротости, незлобия и любви к людям.

При жизни святой Николай совершал много добродетелей. Из них наибольшую славу святителю доставило избавление от смерти трёх мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осуждённых. Градоначальник, обличенный Николаем Чудотворцем в неправде, раскаялся и просил о прощении.

Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Достигнув глубокой старости, Николай Чудотворец мирно отошел ко Господу 19 декабря (по н.ст.) 342 года. Его мощи хранились нетленными в кафедральной церкви Мир Ликийских и источали целебное миро (прим. благовонное масло), от которого многие получали исцеления.

История и описание святыни

История иконы Николая Чудотворца начинается в незапамятные времена: считается, что прототипом первого образа стал прижизненный портрет Николая Мирликийского.

Доподлинно неизвестно, когда была написана первая икона этого типа – скорее всего, сразу после кончины и канонизации святителя. Древнейшее изображение Николая, дошедшее до наших дней, датировано XII столетием. Оно находится в именной базилике Чудотворца в итальянском Бари.

Базилика Николая Чудотворца – одно из самых посещаемых туристами мест в Италии. Она действительно невероятно красива, но привлекает паломников не только богатым убранством. Помимо старинной иконы и многочисленных фресок, описывающих благочестивые деяния святого, там есть ростовая статуя Николая, отлитая из чистого серебра.

  • Базилика Николая Чудотворца в Бари
  • Древнейшее изображение святого Николая
  • Внутреннее убранство базилики

В крипте базилики хранятся мощи Николая Чудотворца, которые до сих пор мироточат. Ежегодно дверцу раки с мощами приоткрывают, и оттуда вытекает немного благоуханного миро. Его продают в лавке при базилике – говорят, что оно помогает от самых страшных недугов.

Вход в базилику доступен представителям всех конфессий. Более того, с середины прошлого столетия право служить в этом храме получили и православные священники.

Иконография образа

Образ Святого Николая очень любим иконописцами: его изображают на иконах не реже, чем самого Христа, Богоматерь или Троицу. И версий изображений этого святого уж точно не меньше, чем изводов Божьей матери.

Самая древняя икона из известных ныне написана по канонам византийской школы и, согласно преданию, отображает святого практически с портретным сходством. В это можно поверить: после исследования мощей Николая была сделана компьютерная реконструкция его прижизненного облика. Сходство действительно есть.

Главная примета всех образов Николая Чудотворца – это очень глубокий и добрый взгляд. Весь облик святого излучает умиротворение и благообразие. При одном взгляде в глаза Николая ощущаешь ауру поистине вселенской доброты и защиты от всех напастей.

Известно три типа икон святителя:

  • Ростовая икона. На таких образах Николай изображен во весь рост, причем в руках он может держать не только каноническое Евангелие, но и меч и даже храм. К такому типу относится, например, греческая икона XVII века, которая хранится в храме Панагии, в Верии, а также весьма почитаемый на Руси Никола Можайский.
  • Оплечная икона. Святой изображен чуть ниже линии плеч. Оплечные иконы пришли к нам из Византии и стали популярными во времена царствования Иоанна Грозного, почитавшего Николая Чудотворца как личного покровителя. Считается, что это самые драматичные и личные образы: святой как бы вопрошает молящегося и приглашает его к диалогу.
  • Поясная икона. Святой предстает нам по пояс. Как правило, в одной руке он держит Евангелие, персты другой сложены для благословения. На канонических образах Николай изображен в богатом епископском одеянии (пурпурной или золотой фелони и омофоре с крестами), но, как правило, без традиционной митры.

Другие сильные иконы Святого Николая 

Как уже было сказано выше, существует множество изводов (то есть, канонических типов) написания лика Чудотворца. Все иконы изображают одного и того же святого, но с некоторыми нюансами:

  • Никола Можайский. В этом типе Никола изображается в полный рост, в одной руке держа меч, в другой – собор-крепость. Считается, что образ Николая защитил Можайск (а за ним – и другие русские города) от монголо-татар. В честь этого события мирному угоднику вручили оружие и дали еще одно имя – Никола Ратный.
  • Никола Отвратный. Эта старообрядческая икона Николая Чудотворца получила столь странное название потому, что святой способен отвращать несчастья от молящихся. Согласно верованиям, она спасает от голода, мора, нашествий и прочих бед. Икона написана в оплечной манере.

Слева — статуя Николы Можайского (Третьяковская галерея), справа — Никола Отвратный

Слева направо: Никола Мокрый, Никола Вешний, Никола Зимний

В православных храмах, в отличие от католических, нет статуй святых (это считается сродни идолопоклонничеству). Тем не менее Никола Можайский, высеченный из дерева в XIV столетии, находится в Третьяковской галерее и считается исключением из правил.

Николай Угодник и Николай Чудотворец — в чем различие икон?

В святцах, молитвах и церковной литературе Николай именуется епископом Мир Ликийских и Чудотворцем. А в народе его ласково величают Угодником. Так что речь идет об одном и том же святом – никакого различия между иконами нет.

Перенесение мощей в Бари было торжественным благочестивым событием?

Жизнь в Мирах, на окраине Византийской империи (ныне город Дембре на юге Турции), в XI веке была неспокойной. Ликия постоянно подвергалась нападениям сельджуков. Бари был очень крупным портовым городом, Венеция – полукупеческой-полупиратской морской державой. Оба города хотели завладеть мощами святого Николая как покровителя мореплавателей.

Александр Бугаевский в агиографическом расследовании «Правда о святителе Николае» пишет, что, по латинским хроникам, баряне два раза приезжали за мощами, а не один, как описано в славянских повествованиях о перенесении мощей святителя Николая.

Хлеб в Малую Азию и Антиохию тогда возили из Апулии и Калабрии. В 1087 году баряне везли хлеб в Антиохию – Западную Сирию. Они проплывали мимо Мир, отправили разведку, но она быстро вернулась. Город был заполнен сельджуками.

В Антиохии зерно было продано, а на обратном пути они опять заехали в Миры. На этот раз сельджуков они не встретили, жителей в городе было мало. В храме святителя Николая оставались четыре монаха. Баряне вошли в храм и, угрожая монахам, выведали, где находятся мощи.

Те гробницы, которые демонстрируют сейчас турки (а в храме два саркофага), не имеют отношения к святым мощам. Трудно сказать, где первоначально был захоронен святитель, но к моменту их прибытия мощи святителя покоились под спудом, в одном из приделов, под полом, украшенном мозаикой.

Баряне разбили эту мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и встал прямо на благоухающие миром святые останки, повредив их. Мощи по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Главу святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились, опасаясь, что ликийцы могут помешать похищению.

Перенесение мощей из Мир в Бари трудно считать благочестивым событием с участием людей, радеющих о святыне. Хотя, если бы не набег барян, бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена в ходе завоевания Византии Османской империей.

Правда ли, что иконы практически точно передают облик святителя?

Антропологические исследования подтвердили то, что иконы достаточно точно передают облик святителя Николая.

В 1953 году во время реставрационных работ в церкви, в которой расположен склеп, Луиджи Мартино, анатом из университета Бари (Universita degli Studi di Bari), с разрешения Ватикана исследовал кости, оставив после себя множество рентгенограмм и подробные результаты измерений.

Профессор Луиджи Мартино (справа) 1953 г. Фото: stnicholascenter.org

Он сделал заключение и о болезнях святого. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес святитель Николай в тюрьме – его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки.

Профессор Мартино считает, что эти изменения вызваны долгим многолетним влиянием тюремного холода и сырости (святой провел в темнице около двадцати лет).

По свидетельству очевидцев, его лик был исполнен святости и благодати. Говорят, что от него шло удивительное сияние, как от пророка Божьего Моисея. Т. е. благодать очевидным способом была ему присуща. Луиджи Мартино по черепу реконструировал внешность святителя Николая.

Реконструкция

Это позволило современным коллегам Мартино провести реконструкцию. Она была выполнена из «виртуальной» глины, форму которой можно менять прямо на экране. У святого Николая было мужественное лицо с оливковой кожей, квадратным подбородком и сломанным носом. Это удалось выяснить по сильно поврежденным костям между глаз.

Как помогает Святой

Церковным маслом делают крест в больных местах и молятся. Многие верующие знают 7 молитв Святому Угоднику. После прочтения акафиста происходят истинные чудеса, люди излечиваются от страшных болезней. Женщины благодаря молитвам Угоднику дождались рождения своих первенцев.

Так же читайте: Николай Чудотворец самая сильная молитва от одиночества

Николай Угодник благодетель моряков и путешественников и помощник в примирении конфликтных сторон. Помогает тем, кто хочет стать на правильный путь. Одинокие женщины просят помочь найти супруга. Помогает детям добиться цели в жизни. Излечиться от болезней.

Мощи Николая Чудотворца в Москве

Оглавление

Мощи Николая Чудотворца в Москве

В конце мая 2021 года в Москву привезли величайшую святыню православного мира – мощи Николая Чудотворца. Находится рака с мощами в храме Христа Спасителя. Тысячи верующих приезжают в Москву чтобы поклониться святым мощам самого любимого, самого почитаемого на Руси святого – святителя Николая, Николая Чудотворца или Николая угодника – так по разному называют верующие святого Николая Мирликийского. Доступ к мощам в столице открыт ежедневно до 12 июля с 8.00 до 21.00.


Мощи святителя Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя в Москве

В настоящее время для обычных посетителей и паломников храм закрыт. Чтобы попасть в храм и поклониться мощам, нужно отстоять очередь длинной в несколько километров. 29 июня 2021 года сотрудница экскурсионного бюро храма сказала мне, что паломники стоят в очереди в среднем 7,5 часов. Но время ожидания в очереди неуклонно растёт. В начале июня верующие ожидали около 4 часов. Чем ближе подходит 12 июля, тем длиннее очередь и с каждым днём время увеличивается. Я и сама каждый раз во время экскурсии по городу проезжаю по Пречистенской и Фрунзенской набережным и замечаю, как увеличивается число желающих поклониться святым мощам. В начале июня очередь заканчивалась у Крымского моста. На снимке ниже видна очередь, протянувшаяся до Крымского моста.


В середине июня хвост протянулся далеко за мост. Сейчас, в конце июня, вся очередь перевалила за Пушкинский мост и закруглилась на 1-ую Фрунзенскую улицу. Давайте посмотрим на карту Москвы. Красной меткой (Волхонка 15) отмечен храм Христа Спасителя. В левом нижнем углу я отметила метро Фрунзенская. Если вы решите поклониться мощам святителя Николая Чудотворца, то лучше ехать до станции метро Фрунзенская.

Вся очередь растянулась на 3,3 километра.


Обычным шагом это расстояние проходится за 40 минут, но в очереди придётся стоять целый день.

Очередь к мощам святителя Николая в Москве. Организация

Любая очередь очень утомительна, а тем более многочасовая.


Но церковные службы и московское правительство постарались упорядочить и организовать ожидание людей, которые пришли и приехали почтить мощи Николая Чудотворца. Колонна людей разделена на несколько сегментов. Там, где людям приходится ждать когда их пропустят к следующему сегменту, есть необходимая инфраструктура – биотуалеты, киоски, где продают воду, мороженое, лёгкие закуски. На всём участке дежурят врачи и стоят машины скорой помощи. На нижнем снимке отлично видна “скорая помощь”, синие будки биотуалетов. Очередь можете разглядеть справа, я снимала сверху и из-за деревьев людей не видно.


Едва ли не на каждом участке людей сопровождают священники, они отвечают на вопросы верующих, читают молитвы. Участки патрулируются полицией – ведь скопление группы незнакомых людей в одном месте всегда “огнеопасно”, среди паломников могут быть и агрессивные неуравновешенные люди.

Хочу дать паломникам небольшой совет – непременно возьмите с собой раскладной походный стул и зонтик. Вся очередь передвигается от сегмента к сегменту, основное время люди просто стоят.


А зонтиком вы можете прикрыться как от дождя, так и от солнца.

Мощи святого Николая Чудотворца в Москве. Фотографии и видео

По долгу службы я много раз проезжала на автомобиле вдоль Пречистенской и Фрунзенской набережных и своими глазами видела очередь к мощам Николая Чудотворца.


Случилось и так, что с галереи храма я наблюдала, как люди прикладываются к мощам. Спешу поделиться “разведданными”. Поскольку желающих приложиться к мощам очень много (за месяц храм Христа Спасителя посетили более миллиона человек), то останавливаться у мощей не разрешают. Люди дотрагиваются до ковчега и служители просят их освободить место для других. Непрерывный поток у раки разделяется на два рукава, паломники подходят к раке слева и справа одновременно. Прикрепляю два видео, на них хорошо видно, как люди прикладываются к мощам святителя Николая Чудотворца.

В запасе есть ещё два снимка фасада храма Христа Спасителя. Крупный план – поток входящих и выходящих людей. Никакой толкотни и суеты нет – в церкви открыты две двери – справа – для входящих, слева – для выходящих.

Ещё один снимок – храм целиком, улица Волхонка и паломники у храма.

Величайшая святыня христианского мира пробудет в Москве до середины июля. Потом мощи увезут в Санкт-Петербург.

Святитель Божий, Угодниче Христов Николае! За нас не премолчи, вопия ко Владыце всех, Ему же предстоиши со всеми святыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector