Спасо-преображенский валаамский монастырь — особая обитель земли русской

Содержание:

  1. Место основания Валаамского монастыря
  2. Становление и развитие Валаамского монастыря
  3. Восстановление Валаамского монастыря
  4. Новое испытание Валаамского монастыря
  5. Современный этап развития Валаамского монастыря
  6. Валаамский монастырь на карте

По дошедшим до нашего времени преданиям первые христиане, появившиеся в этих землях – это иноки преподобные Сергий и Герман. Упорный труд и молитвы Валаамских Чудотворцев положили начало для основания этого поистине знакового места для всех верующих. Предания, сохранившиеся в церковной обители, рассказывают, что преподобные Сергий и Герман являлись миссионерами греческой церкви, а сама территория входила в состав владений Княжества Великого Новгорода. Главный же расцвет, развитие обители, возведенной во имя Преображения Господня, пришелся на XV – XVI века.

Валаамский монастырь с высоты птичьего полёта

Святыни

Мощи и икона преподобных Сергия и Германа Валаамских

  • мощи прпп. Сергия и Германа Валаамских (в нижнем храме собора)
  • мощи прп. Антипы Валаамского
  • «Валаамская» икона Божией Матери (в нижнем храме собора)
  • икона Божией Матери «Всецарица» (в нижнем храме собора)
  • икона прпп. Сергия и Германа Валаамских (в нижнем храме собора, над ракой преподобных)
  • чтимые могилы схимон. Агапия Слепого и Иоанна Молчальника, иеросхимон. Никона, схиигум. Феодора и др. подвижников (на Братском кладбище)
  • чтимая могила игум. Дамаскина (на Игуменском кладбище)
  • чтимая могила иеросхимон. Клеопы (Всехсвятский скит)
  • чтимые могилы иеромон. Исаии и схимон. Никиты (Иоанно-Предтеченский скит)

Монашеская жизнь на островах

В составе монастыря множество церквей, часовен и памятных крестов. Хозяйственные постройки, гостиница, водопроводный дом, пекарня и автоматизированная молочная ферма и рыборазводный завод, автопарк и современная амбулатория, пахотные земли и фруктовые сады – свидетельство того, что жизнь острова, это не только молитвы, но и каждодневный упорный труд.

В 1995 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Министр обороны Российской Федерации подписали соглашение о сотрудничестве. Насельникам Валаамского монастыря призывного возраста разрешено служить в Российской армии – в военной части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге.

Насельников призывного возраста на острове Валаам немного, поэтому для укомплектования подразделения в монастырь принимаются благочестивые православные юноши – семинаристы, алтарники, чтецы, – которые согласны нести нелегкие монастырские послушания до призыва в военную часть.

Сегодня в монастыре 217 насельников и полсотни трудников. Валаамский монастырь покидают больше половины пытающихся начать здесь монашескую жизнь. Из 20 трудников, приезжающих в монастырь, принимает постриг, оставаясь в обители, только один. Валаамский монастырь живет по очень строгому уставу.

Молодые монахи находятся на попечении опытных, совершают многочасовое послушание, трудясь и беспрекословно посещая богослужения. Монахи избегают мирских соблазнов, проповедуют аскетизм и беззаветно служат Богу.

Особая духовно-экономическая зона

В России принято считать, что успех любого дела связан с яркой личностью, и, когда этот человек умирает, начинается деградация. В случае Валаамского монастыря было не так. После Дамаскина сменилось несколько настоятелей, а Валаам развивался и укреплялся как центр притяжения для богомольцев и просто любопытствующих.

Что же в конце XIX века влекло на Валаамский архипелаг художников и литераторов? Во-первых, «мужицкая обитель» поражала наблюдателя тем, что в то время называлось культурным хозяйством. Монастырь, живший по древнему уставу, напоминал коммуну, в которой используются все достижения прогресса. Вместо водоносов — водоподъемная машина. Другая подъемная машина доставляла грязную одежду из бани в прачечную, там она стирались, выжималась гидравлическим прессом и сушилась сухим паром. И детали для машин, и кованые решетки, и маленькие колокола (большие отливали по заказу на литейных заводах) — все создавалось в токарных, сверлильных, литейных мастерских. В них трудились послушники и монахи. Центральную усадьбу монастыря и скиты на острове соединяли идеальные дороги с мостами и каналы.В садах вызревали такие несвойственные для Карелии фрукты, как вишня и слива, на огородах — лекарственные растения и южные приправы, в том числе иссоп, упомянутый в 50-м псалме. В древесном питомнике выращивались саженцы сибирского кедра для последующей посадки.

Любые действия братии, в том числе и хозяйственные, могли осуществляться только по благословению (разрешению) настоятеля.

Являясь собственником всех Валаамских островов и прилегающей водной акватории (знаменитых «валаамских рыбных ловлей»), монастырь выступал как бережный, рачительный хозяин.

В условиях частых штормов (как отмечалось в монастырских путеводителях, «как бы ни были и толсты и крепки деревья, бурный ветер вырывает их в иных местах по одиночке или целыми полосами») братия не имела нужды рубить лес на дрова. Для хозяйственных целей хватало валежника.

В качестве строительного материала использовали покупную древесину хорошего качества.

По инициативе игумена Дамаскина на Валааме была начата программа по сохранению и облагораживанию лесных угодий. Кроме контроля и защиты леса от самочинных вырубок (этим грешили обычно тайно приезжавшие на остров финны-рыбаки), своевременного вывоза валежника и уничтожения больных деревьев, были проведены масштабные мелиоративные работы: по всему Валааму силами братии были проложены водостоки, что предотвращало постепенное подтапливание и закисание почв. Для руководства этими работами приглашался профессиональный лесничий.

Монахи в некоторых скитах не ели рыбу, поэтому она буквально кишела у берегов внутренних озер. Тем более исключалась охота — аборигенные птицы и звери Валаама никогда не слышали ружейных выстрелов. Отсюда множество описаний умилительных встреч путешественников с лосями, лисами, птицами. Даже собрать грибы и ягоды можно было лишь по благословению, поэтому в двух шагах от человеческого жилья красовались россыпи подосиновиков и волнушек. Пожалуй, старый Валаам был самым последовательным экологическим пользователем тех времен.

Все это обеспечивалось строжайшей дисциплиной. Женщины на остров допускались, но не могли появиться во многих зданиях, например, в братской трапезной и в некоторых скитах. Существовал жесткий контроль над образом жизни братии и трудников. Посылки от родственников с Большой земли подвергались проверкам — так как табак в монастыре был запрещен, иногда приходили религиозные книги, где между склеенных страниц был засыпан табачный порошок. Зимой на лед выходили дозорщики, чтобы с материка не пронесли табак или спиртное. Надо сказать, что этот «бизнес» по подпольной торговле спиртным и табаком был рассчитан не на монахов, а на рабочих, трудившихся в монастыре по найму (как уже отмечалось, число их в летние периоды превышало 400 человек) и некрепких духом богомольцев, количество которых тоже могло доходить до тысячи одномоментно.

Удивительный природный ландшафт и сохранившаяся живая природа, люди, выбравшие духовный подвиг, — вот что привлекало на Валаам любопытствующих, не говоря уже о подвижниках, готовых жить этой жизнью. На рубеже веков число постоянных и временных жителей монастыря иногда достигало тысячи человек.

На территории Валаама было вольготно не только зверям и птицам, но и упряжным лошадям. Монастырским возницам запрещалось даже щелкать кнутом, не то что бить коней.

5

История основания

В конце XIX века тяжело заболела супруга известного московского мецената С. С. Прусакова. Анна Прусакова отправилась в паломничество на Валаам, где получила исцеление от своего недуга. В память об этом событии Сергей Семёнович пожертвовал земли на пересечении 2-й Ямской-Тверской улицы и переулка Александра Невского Валаамскому мужскому монастырю.


Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (фото 1901 г.)

С этого события началась история московского подворья Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

Закладка монастыря

Закладка первого камня московских владений ладожской обители состоялась в начале 1901 года, а уже в октябре собор в честь преподобных чудотворцев Сергия и Германа Валаамский освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир.

Столичное монастырское подворье состояло из храма, в котором находились нижняя церковь-часовня и верхний собор Сергия и Германа Валаамских, где был оборудован. К храму примыкал братский корпус. Насельники, прибывшие из Валаамской обители, соблюдали строгий монастырский устав и вели активную просветительскую деятельность среди прихожан.

Советское время

После большевистской революции в истории Валаамского монастыря наступили годы тяжёлых испытаний. Здание монастырского храма было осквернено:

  • кресты и колокола сняли и переплавили;
  • купола снесли и заложили отверстия досками;
  • замуровали большинство окон на обоих этажах храма;
  • пол, выложенный изразцовой плиткой, залили бетоном.

Несмотря на невзгоды, монахи продолжали нести своё служение, со смирением и стойкостью перенося все притеснения.

В 1922 году московский Валаамский монастырь подвергся разграбление. Из него вывезли множество ценной церковной утвари. В это же время на одном из этажей братского корпуса поселили женщин, соседство с которыми доставляло неудобство членам монашеской общины. В их кельях много раз проводились обыски, в том числе и в ночь перед окончательным закрытием подворья. 22 октября 1924 года в день почитания иконы Казанской Божией Матери Насельники были выселены из здания подворья. Многие вернулись в родную обитель, а оставшиеся монахи обустроились в подвале здания, расположенного на противоположной стороне улицы, и продолжали проводить службы в ещё функционирующем храме святых Сергия и Германа. Здесь они оставались вплоть до закрытия храма в 1926 году.

Здание подворья советские власти передали районной поликлинике, а в годы войны здесь располагался госпиталь, в котором провел ряд операций Лука Войно-Ясенецкий — всемирно известный хирург.

Здание Валаамского подворья постепенно ветшало, и ко времени крушения советского режима встал вопрос о сносе старой постройки в центре города.

Восстановление

От разрушения историческую постройку спасла её передача в 1993 году церкви. Здание, заваленное мусором, находилось в ветхом состоянии. Первая служба летом этого же года проходила у временного иконостаса в нижней церкви соборного храма. Через полгода пасхальное богослужение происходило в частично восстановленном храме Сергия и Германа Валаамских.


Московское подворье Валаамского монастыря

К осени 1996 года верхний храм был полностью восстановлен. Благодаря помощи меценатов к Светлому празднику Пасхи 1997 года вновь зазвучали колокола на храмовой звоннице. Восстановленный нижний храм освятили в честь святого благоверного князя Александра Невского в декабре 1998 года. Много времени понадобилось реставраторам для расчистки росписей, покрывающих стены и своды храма.

Монашеская жизнь на островах

В составе монастыря множество церквей, часовен и памятных крестов. Хозяйственные постройки, гостиница, водопроводный дом, пекарня и автоматизированная молочная ферма и рыборазводный завод, автопарк и современная амбулатория, пахотные земли и фруктовые сады – свидетельство того, что жизнь острова, это не только молитвы, но и каждодневный упорный труд.

В 1995 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Министр обороны Российской Федерации подписали соглашение о сотрудничестве. Насельникам Валаамского монастыря призывного возраста разрешено служить в Российской армии – в военной части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге.

Насельников призывного возраста на острове Валаам немного, поэтому для укомплектования подразделения в монастырь принимаются благочестивые православные юноши – семинаристы, алтарники, чтецы, – которые согласны нести нелегкие монастырские послушания до призыва в военную часть.

Сегодня в монастыре 217 насельников и полсотни трудников. Валаамский монастырь покидают больше половины пытающихся начать здесь монашескую жизнь. Из 20 трудников, приезжающих в монастырь, принимает постриг, оставаясь в обители, только один. Валаамский монастырь живет по очень строгому уставу.

Молодые монахи находятся на попечении опытных, совершают многочасовое послушание, трудясь и беспрекословно посещая богослужения. Монахи избегают мирских соблазнов, проповедуют аскетизм и беззаветно служат Богу.

Храмы и святыни

Чтобы попасть в монастырь, надо подняться в гору на 30 метров над уровнем моря. Гора Фавор на Валааме с трех сторон окружена садами, которые веками возделывают монахи. Напротив входа в монастырь – часовня, в центре которой икона Божьей Матери «Знамение». Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря императором Александром II и членами его семьи. Названная Царской, она построена из карельского мрамора с цоколем из серого гранита.

Строение в виде каменной арки с треугольным фронтоном, куда вставлен каменный медальон с высеченной надписью о посещении монастыря царской семьей. Знаменитые писатели, художники и композиторы также любили посещать святое заповедное место.

Недалеко от Святых Врат монастыря – памятник Андрею Первозванному. Один из 12 апостолов, Андрей Первозванный первым призван Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Путешествуя из Крыма в Рим через Ладогу, апостол Андрей ступил на острова Валаамского архипелага. В 2003 году на Валаам из Греции принесены мощи апостола Андрея, имя которого почитается на Руси. Памятник первому ученику Христову в 2014 году освятил на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор созерцает каждый прибывший на остров. Нижний храм освящен во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой – образ «Господь Вседержительс предстоящими» изображает преподобных Сергия и Германа, коленопреклоненно молящихся на Валаамскую обитель. В год 10-летия возобновления монашеской жизни в монастыре икона мироточила.

В соборе – список Валаамской иконы Божьей Матери. Богородица, одетая в темно-вишневый плащ, держит Младенца, левая ручка которого благословляет. По молитвам у Валаамского образа Божьей Матери сотни больных получили исцеление. В 2005 году для беспрецедентной миссии с иконы была написана уменьшенная копия. С 8 по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз».

Гранитная лестница с изображениями вдоль стен русских святых ведет в Верхний храм Преображения Господня. Светлый, просторный и торжественный зал вмещает 3000 человек. На храм, сооруженный в 1896 году в русском стиле, пошло 3,5 миллиона кирпичей, которые готовили на острове из местной глины. Стены и иконостас расписывали монахи из Валаамской школы живописи.

В советские годы заброшенный храм медленно разрушался. Реставрация началась в 1980 году. 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня, Птриарх Московский и всея Руси освятил монастырский собор.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла размещается над Святыми Вратами – главным входом в монастырь. Церковь построена в стиле русского классицизма, убранство храма строгое. В 1940 году сняли золоченые колонны, украшавшие иконостас, и использовали для декораций в клубе. Храм реставрируется.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный источник» с простым архитектурным обликом. Фасад украшают карнизы сложного профиля и иконы в медальонах. Это больничный храм. В 1814 году в честь иконы «Живоносный источник» соорудили церковь. По инициативе благотворителей храма в 1837 году надстроили и освятили новую, верхнюю часть храма в честь Живоносной Троицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы освящена как трапезная церковь в 1785 году. Построена как простое квадратное здание, увенчанное небольшой луковичной грядкой на тонком глухом барабане. Стены храма прорезаны лопатками. В советское время здание занимал поселковый магазин, но здесь на своих местах сохранились 11 икон, написанных в XVIII веке специально для иконостаса.

Ежегодно с 22 мая обитель массово посещают паломники, переправа которых происходит по воде. Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны – прикоснувшись к святыне, мощам матери Пресвятой Богородицы, христианки избавляются от бесплодия.

Чудотворны находящиеся на Валааме мощи пророка и Крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла и апостола Андрея Первозванного. Валаам – тот уголок на удаленном от цивилизации острове, где каждый человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное.

Современное состояние

Скиты (но не Воскpесенский и Гефсиманский), которые были рядом со Спасо-Преображенским собором и сам собор с внутренним каре по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Совмин Карелии решил передать в 1989 г. в пользование» Ленинградской епархии. Приехав на остров, первые насельники в лице иеромонахов Варсонофия, Геронтия, Фотия, иеродиакона Серафима, послушников Леонида и Вадима в 1989 г. поселились в бывшем изоляторе дома инвалидов.

В нижнем храме в честь преп. Сергия и Германа стали идти службы. В это же время в монастыре началась реставрация. Главный престол нижнего собора был освящен в конце мая 1990 г. В это же время Верховный Совет Карелии решил, что пора вернуть обители все храмовые и административно-хозяйственные строения. И тогда же монастырю присвоен был статус ставропигиального.

Здесь возобновились камнерезное производство, книгоиздательство, кузнечное дело, свечное и пр. Стали восстанавливаться старые и строиться новые скиты. А в 2008 г. патриарх Алексий II освятил и отслужил в храмовом комплексе Свято-Владимирского скита первую литургию.

Через год в празднования 20-летия возрождения монашеской жизни на Валааме его Святейшество патриарх Кирилл открыл с главой Республики Карелия в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита музей, посвященный патриарху Алексию II.

Устав монастыря

В Валаамском ставропигиальном монастыре восстановлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игуменство, предусмотренное старинным Уставом обители, который утверждён к использованию тоже указом Патриарха. Устав, составленный по типу и строгости Афонских обителей, предполагает, что настоятель не предпринимает «ничего без совета братии». Вот почему и собирается регулярно для совета Духовный Собор старшей братии.

Распорядок дня

Богослужебный суточный круг начинает в 17:00 вечерня с малым повечерием. После — монашеское правило, 3 канона, акафист Божией Матери, чин прощения. Затем братия трапезничает, а в 21:00 начинается чтение келейного правила.

5.00 — утреня, предваряемая полунощницей. Затем в храме Валаамской иконы Божией Матери начинается ранняя Божественная литургия. После утреннего чая (в кельях) и передышки все идут на послушания.

13:00 — обед в братской трапезной, во время которого читаются святоотеческие творения.

13.30 – молебен у раки основателей монастыря, преп. Сергия и Германа.

В среду служится молебен у чтимого списка образа Божией Матери «Всецарица».

Воскресенье после вечерни служат молебен с чтением акафиста основателям обители.

21:00 — расход из храма.

22:00 — отход ко сну.

Место основания Валаамского монастыря

Место основания и развития Валаамского монастыря не могло быть выбрано лучше. В самое сердце природы-матушки смотрели основатели, возводя на островах эту святыню. Комплекс возводился и развивался максимально удаленно от мирской суеты. Острова архипелага, со всех сторон окруженные водой, идеальны для духовного служения, уединения и ведения тихой жизни иноков.

Территория архипелага включает в себя порядка 50 островов, в основном маленьких по площади. Более трех четвертей общей площади архипелага занимает главный остров – Валаам.

Общий вид собора Спаса Преображения

Чуден и восхитителен этот край. Удивительная и разнообразная растительность насчитывает почти 480 различных растений, среди которых есть занесенные в Красную книгу. Птицам и рыбам, множеству представителей мира животных – всем нашлось место в этом святом крае.

Почти вся территория заросла хвойными лесами. Она испещрена скалами, о многие из которых разбиваются могучие волны Ладожского озера. Красота этих мест, воистину, неземная! Самой судьбою, а может быть, волей Божией, суждено было на этом месте расположиться духовному центру Руси Православной, получившему название Северного Афона.

Рухольня и кельи духовника на фоне собора Спаса Преображения

Валаамский монастырь

Происхождение Спасо-Преображенского Валаамского монастыря скрыто во мраке веков. По-видимому, монахи жили на острове даже до прибытия Авраама Ростовского. По легенде, язычники Валаама были обращены в христианство самим апостолом Андреем Первозванным, который разрушил их капища. С XIV века монастырь служил русской крепостью в борьбе против шведов. Время от времени врагам удавалось захватить остров, и тогда монастырь подвергался разграблению.

С 1611 года монастырь был в запустении, но через сто лет его вновь отстроили на деньги, выделенные Петром Великим. Расцвет монастыря пришёлся на конец XIX века, когда были возведены нынешний собор и жилые здания, а также восстановлены старые и построены новые скиты. В то время на острове жило около тысячи монахов. В Первую мировую войну шестьсот из них были мобилизованы в действующую армию, а все скиты, за исключением двух, закрылись. К счастью, после революции Валаам оказался на финской территории и избежал печальной участи остальных русских монастырей.

Валаамский монастырь

В 1940 году, спасаясь от наступающей Красной армии, монахи бежали в Финляндию и основали там обитель, которую назвали «Новый Валаам». В советское время этот монастырь отказался признать верховную власть московской патриархии, поэтому и Русская православная церковь относилась к нему отрицательно. Однако в наши дни отношения между Валаамом и Новым Валаамом улучшились, и сайты обоих монастырей имеют даже ссылки друг на друга.

На Валааме около ста монахов. Интересно, что они живут не по московскому времени, а как бы в собственном временном поясе, который синхронизирован с Иерусалимом. Среди монахов встречаются разные люди: в частности, бывший московский диджей; художник, который прежде писал полотна в стиле социалистического реализма, а теперь стал иконописцем; актёр, который поверил в Бога благодаря участию в сценической постановке «Бесов» Достоевского. Монахи встают в 5.30 и проводят до десяти часов в день за молитвой в соборе.

Дивный Валаамский монастырь

В нижней церкви собора находятся мощи преподобных Германа и Сергия Валаамских, а также икона Божией Матери Валаамской. Огромная верхняя церковь всё ещё закрыта на реставрацию (возможно уже открыта), но её голубые купола и красные с белым кресты, украшающие фасад, видны даже из Монастырской бухты. Высокие вспомогательные постройки окружают жилой комплекс. В нём живут не только монахи, но и местные семьи, у которых просто нет другого жилья. Перед входом на территорию монастыря монахи осматривают всех туристов, чтобы те были одеты подобающим образом.

Мужчины должны быть одеты в длинные брюки, а женщины – в длинные юбки и платки. Женщинам в брюках иногда предлагают юбку, которую можно обернуть, чтобы пройти контроль, однако не стоит на это рассчитывать – монахи не любят, когда в их храмы заходит кто-нибудь, кроме паломников. Монастырский сайт – один из многих, посвящённых Валааму и его святым. В XVIII веке миссионеры с Валаама обращали в христианство языческое население такой отдалённой области Российской Империи как Аляска. И в США до сих пор помнят об этом. В продаже имеются диски с записью молитвенного пения валаамских монахов.

Смоленский скит

По Саровскому уставу

Согласно тяжелому для России Столбовскому мирному договору, подписанному в 1617 году, Валаамский архипелаг, равно как Ингерманландия со значительной частью Карелии, отошел к Швеции на «вечные времена». Древняя Валаамская обитель прекратила свое существование.

Православные карелы, не пожелавшие остаться под властью «лютеров», также покинули родные края. В России они обустроились в тверских и новгородских землях. Остатки валаамского братства осели в Васильевском Староладожском монастыре. А опустевшее Приладожье шведское правительство постепенно стало заселять финнами-лютеранами. На валаамских островах практически на 100 лет хозяевами стали несколько крестьянских семей.

Однако в начале XVIII века в результате Северной войны, победоносно завершенной Петром I, Карелия и Валаамский архипелаг вновь вернулись в состав России. Валаамский монастырь, возобновленный указом Петра I, уже не мог стать объектом шведского нападения.

Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года. В центре изображён Пётр I. А. Е. Коцебу, 1846

До последней четверти XVIII века обитель на Валааме ничем не отличалась от большинства российских монастырей, кроме островного положения. Фактор удаленности стал причиной отправки туда на исправление провинившегося духовенства. Такое соседство не могло положительно влиять на братию, делая ее или надзирателями, или соучастниками мелких бесчинств ссыльных.

В середине XVIII века обитель бедствовала. В апреле 1754 года страшный пожар уничтожил почти все постройки; спасти удалось несколько книг и икон. Вклады императрицы Елизаветы помогли компенсировать ущерб, но в 1764 году последовала новая беда — монастырская реформа Екатерины II вывела обитель за штат и лишила угодий на материке.

Первым поворотным событием в новой истории Валаама стало назначение игуменом преподобного Назария, прежде пребывавшего в Саровской обители. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил просил настоятеля Саровской пустыни иеромонаха Пахомия отпустить на Валаам Назария. Пахомий возражал, что Назарий необразован, на что получил ответ: «умников у меня и своих хватает, пришлите мне вашего глупца».

Игумен Назарий

В 1781 году Назарий прибыл на Валаам, где показал себя опытным духовным руководителем. Он ввел на островах устав Саровской пустыни, что позволило правильно организовать и упорядочить жизнь братства. Согласно этому уставу, на Валааме возможно было практиковать все три формы монашеской жизни, сложившиеся в Православной Церкви — общежительную, скитскую и отшельническую. Помимо духовного, при игумене Назарии началось и материальное строительство обители. Все бывшие деревянными здания перестроили в камне: собор, келейные корпуса вокруг в форме четырехугольника, малые церкви, ризницу, трапезную. При поддержке энергичного и умного Санкт-Петребургского митрополита Гавриила игумен Назарий сумел так наладить жизнь вверенной ему обители, что в нее вновь, как и в Средние века, потянулись люди, стремящиеся к подлинному монашеству. В 1786 году Валаамский монастырь из заштатного был переведен в III класс, а в конце века император Павел подарил ему сенокосы и рыбные ловли в Выборгской губернии, что обеспечило обитель постоянным доходом.

3

Скиты

В начале ХХ века Валаамский монастырь включал в себя 13 скитов. Они располагались в разных частях архипелага и за его пределами. На сегодня восстановлено 11 скитов. Каждый уникален, по-своему интересен, все радуют путешественников гармонией и красотой. Вот список скитов и некоторые особенности каждого:

— скит во имя святителя Николая Чудотворца (Никольский) — здесь в XIX веке была таможня, досматривались корабли и лодки. Никольский храм возвели в середине XIX века. К 2007 году храм был отреставрирован, иконы для иконостаса написаны новые, так как аутентичные были вывезены в 1940 году в Финляндию, где и хранятся в Ново-Валаамском монастыре;

— скит во имя Всех Святых — самый древний за пределами монастыря, вокруг него разбит красивый сад, здесь, по преданию, в XV веке жил какое-то время преподобный Александр Свирский (1448–1533); скит основан в конце XVIII века игуменом Назарием;

Вход в скит для мужчин ограничен (пятница — день молчания), для женщин — закрыт. Для всех без исключения гостей скит открывается только один раз в году — в свой престольный праздник, день Всех Святых;

— скит во имя пророка Илии (Ильинский) — основан игуменом Дамаскином (Кононовым) (1795–1881), скит дал название острову — Ильинский, в пятидесятые годы ХХ века был полностью уничтожен, в 2006 году восстановлен.

Посещение скита — только по благословению игумена обители;

— скит во имя преподобного Александра Свирского (Святоостровский) — находится на уединенном Святом острове, на самом севере архипелага. Здесь 500 лет назад жил в уединении монах Александр Свирский. Сохранилась его пещера и поклонный крест перед ней. В середине XIX века игумен Дамаскин основал на острове скит;

— Воскресенский (Новоиерусалимский) скит — построен в 1901–1906 годах на вершине холма над Большой Никоновской бухтой, центр скита — двухэтажная церковь. Верхний храм — Воскресения Христова, нижний — апостола Андрея Первозванного. В восточной части нижнего храма устроено подобие иерусалимской пещеры Гроба Господня. Храм Воскресенского скита является смысловым и архитектурным центром валаамского Нового Иерусалима;

— Гефсиманский скит — построен в 1911 году игуменом Маврикием как продолжение валаамского Нового Иерусалима. Вместо оливковых деревьев, роща которых носит в Палестине название Гефсиманского сада, на Валааме были высажены многочисленные кусты сирени, шиповника, чубушника, спиреи. Посреди этого сада расположена церковь Успения Пресвятой Богородицы, внутреннее убранство которой выполнено из кипариса;

— скит во имя Коневской иконы Божией Матери (Коневский) — выстроен в XIX веке на берегах Коневских (Игуменских) озер, восстановлен с нуля в 2004 году. Здесь хранится список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери. В этих местах жил около шести лет в отшельничестве монах Дамаскин (Кононов), которому было суждено стать самым знаменитым игуменом Валаамского монастыря, возглавлявшим обитель 42 года. Именно по благословению игумена Дамаскина на этом месте был построен скит — самый маленький на Валааме. Число его братии никогда не превышало трех человек;

— скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский) — построен к лету 1917 года по просьбе великого князя Николая Николаевича Романова, верховного главнокомандующего Русской армией в начале Первой мировой войны, по проекту его родного брата — Петра. По замыслу великих князей, братия Смоленского скита должна была круглый год молиться об упокоении душ русских воинов, на поле брани живот свой положивших. Этот храм стал одним из самых последних, построенных в Российской империи;

— Свято-Владимирский скит — новый, возведен в XXI веке, в своем архитектурно-стилистическом решении продолжает линию русского модерна, с ориентацией на псковско-новгородские храмы. Центр скита — церковь святого равноапостольного князя Владимира с приделами с честь Покрова Божией Матери и Всех Русских Святых. Здесь находятся личные покои Патриарха Всея Руси, Музей истории обители и валаамская иконописная мастерская.

3

Правила посещения Валаамского монастыря

Валаам является популярным туристическим объектом, однако не следует забывать, что остров принадлежит действующему мужскому монастырю. Для всех без исключения гостей и паломников Валаамская обитель устанавливает довольно строгие правила.

  • Гости Валаама должны находиться в закрытой одежде, передвижение по территории монастыря в спортивных, пляжных или открытых нарядах, в шортах и мини-юбках недопустимо.
  • Мужчины при входе в действующие храмы должны снимать головные уборы, а женщины быть с покрытой головой и в длинных юбках.
  • На территории монастыря нельзя ни курить, ни распивать спиртные напитки, запрещены крики, пение, громкий смех и использование звуковой аппаратуры.
  • Запрещена видео- и фотосъемка — это относится не только к профессиональной, но и к любительской съемке, для того, чтобы сделать фото Валаамского монастыря, нужно разрешение игумена.
  • На территорию монастыря нельзя проводить домашних животных и проносить птиц.
  • На территории обители нельзя проводить какие-либо общественные мероприятия или религиозные действия, помимо разрешенных монастырем, а посещать храмы во время богослужений можно только согласно внутреннему уставу обители.

Разумеется, туристам на Валааме нельзя разводить костры либо собирать грибы и ягоды, вести охоту и рыбную ловлю, заниматься торговлей или вывозить с острова предметы с исторической и культурной ценностью.

Часовни

Часовен на островах великое множество

Важно не только увидеть часовню, но узнать ее историю, поэтому лучше послушать рассказ знающего экскурсовода, который расскажет о самых интересных памятниках истории и архитектуры

Вот наиболее известные из них:

— Вознесенская часовня — подобие часовни Вознесения Господня на Елеонской горе в Иерусалиме. Выстроена по инициативе игумена Маврикия, вернувшегося со Святой Земли. Это единственная пятиглавая часовня на Валааме. Сохранилась без значительных повреждений и была отреставрирована в 2014 году.

— Часовня Ксении Петербургской — возведена в 2015 году. Нарядная часовня, напоминающая своим силуэтом часовню-усыпальницу святой блаженной Ксении на Смоленском кладбище в Петербурге. Ее изысканный декор выполнен из белого каррарского мрамора и украшен мозаичными иконами.

4

Правила посещения Валаамского монастыря

Валаам является популярным туристическим объектом, однако не следует забывать, что остров принадлежит действующему мужскому монастырю. Для всех без исключения гостей и паломников Валаамская обитель устанавливает довольно строгие правила.

  • Гости Валаама должны находиться в закрытой одежде, передвижение по территории монастыря в спортивных, пляжных или открытых нарядах, в шортах и мини-юбках недопустимо.
  • Мужчины при входе в действующие храмы должны снимать головные уборы, а женщины быть с покрытой головой и в длинных юбках.
  • На территории монастыря нельзя ни курить, ни распивать спиртные напитки, запрещены крики, пение, громкий смех и использование звуковой аппаратуры.
  • Запрещена видео- и фотосъемка — это относится не только к профессиональной, но и к любительской съемке, для того, чтобы сделать фото Валаамского монастыря, нужно разрешение игумена.
  • На территорию монастыря нельзя проводить домашних животных и проносить птиц.
  • На территории обители нельзя проводить какие-либо общественные мероприятия или религиозные действия, помимо разрешенных монастырем, а посещать храмы во время богослужений можно только согласно внутреннему уставу обители.

Разумеется, туристам на Валааме нельзя разводить костры либо собирать грибы и ягоды, вести охоту и рыбную ловлю, заниматься торговлей или вывозить с острова предметы с исторической и культурной ценностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector