Коневский рождество-богородичный монастырь

История Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря

Возраст Коневецкого монастыря насчитывает около 700 лет — и за это время обитель пережила немало расцветов и периодов упадка. Интересно ознакомиться с ее историей подробнее.

От основания до ХХ века

Датой основания Коневского Рождество-Богородичного монастыря на Ладожском озере считается 1393 год, а начало святой обители положил преподобный Арсений Коневский. В давние времена святой пришел на остров Коневец, чтобы обратить в христианство местных жителей-язычников и заложил здесь собор Рождества Богородицы. Главной святыней новой Коневецкой обители стала чудотворная Коневская икона Божьей Матери, ее Арсений Коневский привез с собой с Афона.

Из-за своего приграничного расположения монастырь нередко подвергался набегам врагов и тяжелым испытаниям, но вместе с тем его монахи имели возможность вести активную миссионерскую деятельность. В начале XVII в. Коневецкая обитель была захвачена шведами, и ее насельникам пришлось временно перебраться в Новгород в Деревяницкий монастырь. После того, как по итогам Северной войны Коневецкая обитель была снова возвращена России, Петр Iдал разрешение восстановить монастырь. Правда, вплоть до 1760 года он продолжал зависеть от Деревяницкого монастыря и не имел самостоятельного статуса.

Основной расцвет Коневского Рождественского мужского монастыря пришелся на XIX век, когда обитель находилась в составе Великого княжества Финляндского

В этот период монастырь привлек к себе внимание правящих особ, в частности, в середине столетия его посещал Александр IIвместе со своей семьей. Бывали в Коневецкой обители и крупные деятели культуры — Николай Лесков, Тютчев, а также зарубежный писатель Александр Дюма

Благодаря вниманию и финансовой помощи высокопоставленных персон, уже в начале столетия Коневецкая обитель смогла начать активное строительство. В 1809 году было закончено возведение нового собора Рождества Богородицы — огромного двухэтажного здания с 8 колоннами и 5 синими куполами. Частью собора стала трехэтажная колокольня высотой 35 м, строительство которой было окончено в 1812 году. Также на территории древней Коневецкой обители были основаны Казанский и Коневский скиты.

В ХХ столетии

В начале ХХ века приграничная Коневецкая обитель снова попала под чужую юрисдикцию, после революции она стала частью Финляндии, получившей независимость. Несмотря на то, что финская Церковь также являлась православной, монастырю пришлось пережить период упадка. В связи с напряженной обстановкой на острове Коневец появились и разместились в гостиницах военные, остров был значительно укреплен на случай войны с Советским Союзом.

В 1940 году насельники Коневецкой обители были эвакуированы в Финляндию, а в последующие несколько лет здания обители подверглись серьезным разрушениям. Уходя из монастыря перед войной, монахи забрали с собой важнейшую святыню — икону Коневской Божьей Матери. При этом иконостас, колокола и библиотека Коневского монастыря остались на своих местах и понесли значительный ущерб. Многие реликвии были безвозвратно утеряны. В период с начала войны до 1944 года монахи возвращались на территорию обители, однако затем вместе с финской армией покинули остров окончательно и влились в братство Ново-Валаамского монастыря, основанного монахами, покинувшими Валаамский монастырь.

В советское время на территории Коневского Рождественского монастыря располагались военнослужащие, а в самом конце ХХ века в 1990 году он был снова возвращен Русской Православной Церкви — одним из первых в северо-западной области. В 1991 году в обитель вернулись святые мощи Арсения Коневского, пропавшие еще в 1573 году во время нашествия шведов. Коневецкий монастырь был освящен заново и постепенно стал возвращаться к привычной жизни.

В настоящее время Коневецкий монастырь является действующим и продолжает восстанавливаться после периода упадка. Ведутся реставрационные работы на территории, отстраиваются здания, одновременно с этим обитель постоянно принимает паломников и туристов, а также управляет подворьями в Приозерске и в Санкт-Петербурге.

Как добраться до острова Коневец

Расстояние между бухтой Владимировка и островом Коневец составляет примерно 6,5 километров, путь на корабле займет не более 1 часа. Ближайший большой город — Приозерск — находится на расстоянии приблизительно 40 километров, архипелаг Валаам — 60 километров, а Санкт-Петербург — 170 километров.

Из Санкт-Петербурга нужно ехать по Приозерскому шоссе. На 106 километре трассы надо свернуть направо после указателя на «Остров Коневец», через 500 метров повернуть в поселок Плодовое, затем на развилке налево и ехать прямо до поселка Заостровье. Далее после Заостровья нужно повернуть направо по грунтовой дороге, по которой двигаться 4 километра до развилки, на которой повернуть по указателю «Бухта Владимирская» и двигаться около 1 километра. Затем около автобусной остановки нужно повернуть налево к причалу.

На общественном транспорте необходимо доехать до бухты Владимирская. Для этого нужно сесть на электричку на Финляндском вокзале маршрута «Приозерск-Кузнечное». Выйти можно на станции Сосново, Отрадное или Громово. Со станций отходят автобусные маршруты до бухты Владимирская.

Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга

От причала бухты Владимирская до острова Коневец ходит специальный скоростной монастырский катер «Святой князь Владимир». Расписания движения катера нет, так как его необходимо заказывать заранее через Паломническую службу. Водный путь займет около часа. Во время штормов катер не выходит из бухты. Также в период навигации по реке ходят большие круизные теплоходы из Санкт-Петербурга и с острова Валаам.

Чтобы добраться до причала, можно также воспользоваться услугами такси в Санкт-Петербурге: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, такси 777, ТаксовичкоФ, такси Дешево, Минивэн, Народное такси, Семерочка, Уютное такси, Protaxi, такси 6000000, Тудей, Копейка, PRiZE, Трезвый Таксист, такси BMW и другими.

Видео про остров Коневец

Конь-камень

На острове Коневец сохранился гранитный валун, известный под названием Конь-камень (фин. Hevoskivi). Он представляет собой одно из святилищ дохристианских верований финно-угров. Согласно преданию, осенью коренные жители окрестностей Ладоги, угоняя с островных пастбищ пригнанный туда на летнее время скот, оставляли у этого камня одного коня в жертву обитавшим на озере духам, отчего камень — а затем и остров — получили свои названия. Арсений Коневский с молитвой окропил камень святой водой, после чего жившие в нём духи улетели к Выборгскому берегу. На вершине камня устроена небольшая часовня.

Достопримечательности Коневецкого мужского монастыря

Коневский монастырь на Ладожском озере известен своими достопримечательностями, причем не только религиозными, но и культурно-историческими. Главной святыней монастыря являются мощи основателя — святого Арсения Коневского. Они покоятся в главном храме, соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Несмотря на то, что изначально преподобный был погребен на острове, в XVI столетии его останки были надолго утеряны после шведского нашествия. Только в конце ХХ века мощи снова были обретены и заняли центральное место среди духовных сокровищ обители.

Библиотека

Огромным культурным значением обладает другая достопримечательность Коневецкого монастыря, его библиотека, которую монахи собирали с момента основания обители. В давние времена в ней хранились Евангелие 1524 года и житие Арсения Коневского, записи Иоанна Златоуста и Григория Богослова, святителя Василия Великого и преподобного Паисия Величковского. В библиотеке содержался сборник повестей о жизни святых, переписанный лично брауншвейгской принцессой Екатериной, и множество старинных книг XV-XVI веков, всего около 8000 литературных экземпляров на начало XIX века.

Но, к сожалению, большая часть библиотеки была безвозвратно утеряна в ХХ веке во время войны, и в настоящий момент ее заполнение проводится заново.

Казанский скит

Важной исторической достопримечательностью является Казанский скит на острове Коневец — расположен он на вершине Святой горы, в самой высокой точке острова в стороне от основных монастырских построек. Место интересно тем, что именно здесь согласно легенде поселился сам преподобный Арсений после своего прибытия на остров

На Святой горе он провел несколько лет в полном уединении и только потом спустился вниз — туда, где сейчас находится Коневский скит, а раньше располагался древний храм Рождества Богородицы

Место интересно тем, что именно здесь согласно легенде поселился сам преподобный Арсений после своего прибытия на остров. На Святой горе он провел несколько лет в полном уединении и только потом спустился вниз — туда, где сейчас находится Коневский скит, а раньше располагался древний храм Рождества Богородицы.

Конь-камень

Известной достопримечательностью острова и Коневецкой обители является Конь-камень — гранитный валун, в давние времена служивший святилищем для финно-угорских язычников. По преданию, коренные жители острова каждую осень приносили жертву у этого камня, оставляя духам одного из коней, благодаря чему камень и получил свое название.

После своего появления на острове преподобный Арсений окропил Конь-камень святой водой и прочитал молитву, в результате этого языческие духи покинули святилище и навсегда ушли с острова.

Важно! Коневская икона Божьей Матери, на протяжении многих веков являвшаяся главной святыней монастыря, на сегодняшний день пребывает в другом месте, она хранится в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.

Подворье в Санкт-Петербурге

Канцелярия: +7 (812) 571-71-94Лавка: +7 (812) 600-75-33Адрес: 191002, Санкт-Петербург, Загородный пр. дом 7, лит. Аkonevets.podvorie@yandex.rupodvorie-spb.ru

История Коневского подворья в Петербурге неотделима от истории главной святыни обители — чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений принес с Афонской Святой Горы.

Когда в 1610 году Коневец отошел к Швеции, братия, взяв Коневскую икону, была вынуждена переселиться в Новгород. И только в 1718 году отвоевавший обратно эти земли император Петр Великий повелел восстановить Коневский монастырь. Однако чудотворная Коневская икона Божией Матери продолжала оставаться в Новгороде.

В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель Варфоломей получил дозволение Святейшего Синода возвратить святую икону в монастырь. По пути на Коневец отец Варфоломей на два месяца задержался в Петербурге, пока для иконы изготовлялась позолоченная серебряная риза. И в это время от Коневского образа совершилось множество чудесных исцелений. Братия монастыря радостно встретила долгожданную святыню колокольным звоном и крестным ходом.

Чудесные исцеления от святой иконы в 1799 году вызвали желание петербуржцев вернуть икону в столицу. Братия заказала список (копию) иконы и стала искать место для подворья, где мог бы находиться этот список.

В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли по Загородному проспекту для устройства подворья. 8 сентября 1821 года настоятелем Коневского монастыря там была заложена церковь. Подворье пользовалось почитанием в народе, многие петербуржцы предпочитали посещать строгие монашеские службы. Бывал здесь и Ф. М. Достоевский.

Список иконы, как и сама икона, прославился многими чудесами, в том числе — и защитой от страшного пожара 1862 года. Во время этого пожара, когда огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора и сжег многое вокруг, все иконы были вынесены с подворья во Владимирский собор.

Купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен. В память об этом купцы отстроили новое каменное здание подворья по проекту архитектора Ивана Слупского с флигелем во дворе.

После Октябрьской революции, в 1919 году, храм стала приходским, а 11 июля 1932 года его закрыли и передали под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья было признано памятником архитектуры регионального значения, однако это не помешало обезобразить его до неузнаваемости. С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой», который, несмотря на формальное возвращение здания монастырю в 1993 году, отказывался покинуть его до конца 1996 года. Только 6 января 1997 года здесь появились первые насельники.

Подворье, как и раньше, осуществляет представительство монастыря в Петербурге, обеспечивает его всеми необходимыми материалами и продуктами, духовно окормляет православных жителей Петербурга. Ежедневно совершаются богослужения в устроенной на 1-м этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного образа, а также икона преп. Арсения с частицей мощей. 27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья был воздвигнут Крест. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка.

В здании подворья также располагается Паломническая служба Коневского монастыря и лавка, где можно приобрести иконы, книги, свечи и другие товары, а также подать записки о родных и близких.

Адрес Петербургского подворья Коневского монастыря:

Сайт подворья: http://www.podvorie-spb.ru

Биография

Родился 17 апреля 1973 г. в Брянске в семье рабочих.

В 1990 г. окончил среднюю школу № 46 г. Брянска и поступил на I курс Смоленского межъепархиального духовного училища (впоследствии — Смоленская духовная семинария), которое окончил в 1995 г. по первому разряду.

С ноября 1993 г. работал в должности референта председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. За время работы в ОВЦС неоднократно входил в состав официальных делегаций, направлявшихся в Грецию, Иран, Литву, Польшу, Германию, Израиль, Италию, Испанию, на Кубу, в Канаду.

23 марта 1998 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом пострижен в иночество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца.

7 апреля 1998 г. митрополитом Смоленским Кириллом в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска рукоположен во диакона, 7 апреля 1999 г. — во пресвитера.

С 1 января 1999 г. — секретарь Смоленско-Калининградской епархии.

В сентябре 1999 г. был назначен настоятелем восстанавливающегося храма Иоанна Предтечи при Смоленском духовном училище; 28 ноября в связи с освящением вышеупомянутого храма за труды, понесенные при его восстановлении, Святейшим Патриархом Алексием II награжден правом ношения наперсного креста.

23 мая 2001 г. назначен настоятелем строящегося в Смоленске храма Новомучеников и исповедников Российских; 25 сентября в связи с освящением упомянутого храма Предстоятелем Церкви награжден благословенной Патриаршей грамотой.

С 2002 г. — руководитель Духовного православного центра на базе прихода храма Новомучеников и исповедников Российских, включающего в себя воскресные школы для детей и взрослых, детей-инвалидов, библиотеку, спортивный комплекс и компьютерный класс.

К празднику Святой Пасхи 2003 г. Святейшим Патриархом Алексием II удостоен сана игумена.

В 2004 г. в связи с окончанием строительных работ нижнего храма Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня прихода церкви Новомучеников и исповедников Российских Святейшим Патриархом Алексием II награжден правом ношения палицы.

Решением Священного Синода от 20 апреля 2005 г. (журнал № 31) избран епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии.

2 мая 2005 г. митрополитом Смоленским Кириллом в Успенском кафедральном соборе Смоленска возведен в сан архимандрита.

Архиерейская хиротония состоялась 7 июля 2005 г. в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 23) назначен епископом Бронницким, викарием Патриарха Московского и всея Руси.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. (журнал № 98) назначен председателем Синодального отдела по делам молодежи.

В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Западного административного округа г. Москвы (Михайловское благочиние).

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Западным викариатством в границах Западного административного округа г. Москвы и временно Восточным викариатством в границах Восточного административного округа г. Москвы.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 16) назначен на новообразованную Выборгскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального отдела по делам молодежи.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. освобожден от управления Восточным викариатством г. Москвы с сохранением должности временного управляющего Западным викариатством.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 163) утвержден в должности священноархимандрита Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря на острове Коневец.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 28 октября 2015 г. освобожден от должности настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и назначен настоятелем храмов Патриаршего подворья в Крутицах г. Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 29 октября 2015 г. освобожден от временного управления Западным викариатством г. Москвы.

Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. (журнал № 30) освобожден от должности председателя Синодального отдела по делам молодежи.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 22 мая 2017 г. освобожден от обязанностей настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы — Патриаршего подворья на Крутицах г. Москвы.

В 2011-2017 гг. —  член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Епархия:

(Правящий архиерей)

Награды:

Церковные:

2013 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.

Светские:

2014 г. — «Орден почета Кузбасса».

Погода на острове Коневец

Остров Коневец расположен в полосе умеренного климата, здесь невысокая среднегодовая температура и постоянно меняющаяся погода. В зимнее время морские западные ветра приносят сюда то сильные снегопады, то оттепели, а в летнее — низкие серые тучи. Южные и восточные ветра обеспечивают летом жаркую и сухую погоду, а зимой — крепкий мороз. Сюрпризом могут стать неожиданные северные ветра, приносящие резкое похолодание. Также сильное влияние на климат острова Коневец оказывает озеро: в весенние и летние месяцы на берегах озера заметно холоднее, чем в центре острова, а в осенние и зимние — наоборот, теплее.

Среднегодовая температура здесь составляет +3,5 градуса. В летнее время здесь бывает жара до +30 градусов, а в зимнее — морозы до -40 градусов. Весна приходит на остров Коневец обычно в апреле, но даже в мае и июне могут быть заморозки. В июне на острове средняя температура колеблется в районе +12 градусов, а в июле — +17 градусов. В августе температура понижается, а в сентябре уже начинаются заморозки. В октябре и ноябре устанавливаются отрицательные температуры, но первая половина зимы достаточно мягкая. В декабре даже бывают оттепели. Январь и февраль — самые холодные месяцы с ветрами.

Достопримечательности острова Коневец на google-панорамах

Как добраться до Коневецкого монастыря

Из любой точки страны на остров Коневец нужно добираться через Санкт-Петербург, поскольку расположен монастырь именно в Ленинградской области на Ладожском озере.

  • Удобнее всего доехать до Коневецкой обители на машине — из Петербурга необходимо выехать на Приозерское шоссе, а потом на 106 километре, примерно в 20 км от Приозерска, повернуть направо рядом с указателем «Совхоз Первомайский». Через 500 м будет поселок Плодовое, где понадобится свернуть налево на развилке и доехать по прямой до поселка Заостровье. За поселком будет перекресток, где понадобится повернуть направо на грунтовую дорогу, а через 4 км на развилке будет указатель на Владимирскую бухту. Именно в эту сторону необходимо ехать, чтобы через 1 км повернуть налево и оказаться у самого причала.
  • Также до нужного места можно добраться при помощи общественного транспорта. С Финляндского вокзала отходят электрички, совершающие остановки в Отрадном, Сосново и Громово. Можно выйти на любой из этих станций и сесть на один из рейсовых автобусов, следующих во Владимирскую бухту. Как правило, помимо автобусов возле станций дежурят таксисты и частники, услугами которых также можно воспользоваться.

От бухты на остров туристов и паломников перевозит монастырский катер, регулярно курсирующий между берегами. Необходимо отметить, что поездку на остров лучше планировать заранее именно из-за нюансов водной переправы. У катера нет точного расписания, поэтому время его отправления стоит предварительно узнать по телефону в Паломнической службе Коневецкой обители.

Совет! Также нужно учитывать, что движение водного транспорта зависит от погодных условий. В сильный шторм и в период весенней или осенней непогоды сообщение с островом может временно прерываться, поэтому поездку лучше планировать на ясные и безветренные дни.

Настоятели

  • Арсений Коневский (1393 − 12 июня 1447)
  • Иоанн
  • Авраамий
  • Тарасий (1530—1554)
  • Герасим (упоминается в 1551)
  • Трифиллий (упом. 1553)
  • Пимен
  • Варлаам (упом. 1558)
  • Геннадий (упом. 1585)
  • Варлаам (XVI век)
  • Леонтий (1597—1610), перешёл в Деревяницкий монастырь
  • Невфалим (15 августа 1679)
  • Тихон (1718—1719)
  • Тихон (с 1719) назначен из Деревяницкого монастыря
  • Варлаам (упом. 1743)
  • Игнатий (1760—1762)
  • Тарасий (1762—1782)
  • Иоанникий (1783—1785)
  • Патермуфий (1785—1786)
  • Иона (1785—1790)
  • Адриан (1790—1797), назначен по указанию митрополита Петербургского Гавриила
  • Варфоломей (22 марта 1798 — 15 ноября 1801)
  • Дамаскин (Васильев) (1801—1802)
  • Аркадий (1803—1810)
  • Иларион (Кириллов) (1807—1823)
  • Вениамин (1823—1825), переведён в Валаамский монастырь
  • Никон (Кепишев) (1825—1830)
  • Гедеон (…—1834)
  • Георгий (уп. в январе 1839)
  • Амфилохий (1840—1858), переведён из Дымского монастыря
  • Герман (Яманди) (1858—1859)
  • Израиль (Андреев) (1859 — 27 января 1884)
  • Пимен (Гаврилов) (1884—1895)
  • Макарий (Иванов) (1895—1907)
  • Никандр (Сапрыкин) (1908—1919)
  • Тихон (1919—1920)
В Финской православной церкви
  • Амфилохий (Кулаков) (1920—1926)
  • Исаакий (Селиверстов) (1926—1927) и. о.
  • Варлаам (Трофимов) (1927—1929) и. о.
  • Маврикий (Сережин) (1931—1944)
  • Петр (Йоухки) (1944—1954)
  • Дорофей (Беляков) (1954—1957)
  • Максим (Хлопотин) (1957—1964)
Возрождение
  • Назарий (Лавриненко) (февраль 1991 — 19 июля 1999)
  • Мстислав (Дячина) (19 июля 1999 — июль 2001)
  • Исидор (Минаев) (4 июля 2001 — октябрь 2007)
  • Александр (Арва) (с 1 ноября 2007, с 11 сентября 2013 года — наместник)

Экскурсии в Коневецкий монастырь

Коневецкая обитель открыта для паломников и туристов, заинтересованных в истории монастыря — в любое время года на остров можно отправиться с экскурсией. Забронировать место в одной из таких поездок можно через многочисленные туристические агентства. Однако есть важный нюанс — попасть на территорию Коневецкой обители можно только с разрешения Паломнической службы. Поездку обязательно нужно согласовать с администрацией монастыря и получить благословение наместника.

Кроме того, и паломники, и обычные туристы обязаны помнить, что экскурсии проводятся в действующем православном монастыре. Гости святой Коневецкой обители должны соблюдать строгие правила нахождения на ее территории:

  • носить закрытую одежду;
  • вести себя сдержанно и спокойно;
  • не наносить ущерба историческим и религиозным постройкам;
  • не сорить на территории храма и не разводить костров;
  • входить в храмы, соборы и часовни только с покрытой головой для женщин и со снятыми головными уборами — для мужчин;
  • не проводить общественных мероприятий и не включать громкую музыку и громкоговорители на территории монастыря.

В целом правила посещения Коневского мужского монастыря можно считать совершенно стандартными для туристов — подобные нормы необходимо соблюдать на территории всех православных монастырей.

Внимание! С полными правилами туристов знакомят перед посещением острова, причем за нарушения администрация Коневецкого монастыря имеет право попросить туристов удалиться с территории обители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector