Троицкий собор в санкт-петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Святыни собора и традиции

Есть также и святыни, которые особо почитаемы в данном соборе: образ Воскресения Христова с частицами мощей Иоанна Златоуста, Стефана, Варвары и частью древа Креста Господня. среди прихожан немало внимания уделяется и лику Успения Богородицы, а также икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

Среди прочих святынь есть также:

  • частица мощей блаженной Матроны Московской,
  • крест с частицей Креста Господня и Голгофы,
  • частицы мощей Петра и Февронии,
  • икона с частицей мощей великомученика Пантелеймона,
  • частицы мощей трех святителей: Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста,
  • часть епитрахили св. прав. Иоанна Кронштадтского;
  • икона Святой Троицы 1406 года.

Кроме святынь, которые находятся в данном соборе и их почитают, люди соблюдали еще и определенные традиции. Вот какие правила были в дореволюционное время:

  • на престольный праздник на центральной площади проводили военный парад, во время которого происходило окропление знамен святой водой,
  • в Спаса Нерукотворного крестная хода двигалась на Фонтанку для освящения воды,
  • на Успение Богородицы верующие проходили по всем окрестным улицам. Также проводили заупокойную литургию, на которой присутствовал весь полк. Таким образом вспоминали о битве при Горном Дубняке.

Приход

Духовенство

Настоятели храма за всю историю
Даты Настоятель
1730 — 6 (17) января 1731 священник Илия Ксенофонтов (…-1731)
март — 20 июня (1 июля) 1731 священник Иродионов
1731 — февраль 1732 иеромонах Мамонт (Стрельбицкий)
25 сентября (6 октября) 1732 — до февраля 1733 священник Иоанн Мартьянов
11 (22) марта 1733 — 1734 священник Георгий Моисеев
1734—1737 священник Иоанн Георгиев
1737 — 6 (17) мая 1744 священник Симеон Ушкалевич (…-1744)
1744 — 1 (12) января 1776 священник Алексий Михайлович Гусев (…-1776)
1776—1781 священник Георгий Михайлов ?
1781—1799 священник Прохор Игнатьев ?
1799—1815 протоиерей Пётр Мануилович Лебедев (1764—1821)
1815 — 24 декабря 1825 (5 января 1825) протоиерей Пётр Антониевич Громов
1825—1828 протоиерей Феодор Димитриевич Раевский
14 апреля 1828—1855 протоиерей Иоанн Антипович Назоров (1784-1855)
1856—1867 протоиерей Василий Григорьевич Коссович-Динарский (1812—1888)
1867—1868 протоиерей Иоанн Архипович Зиновьевский
1868—1871
29 сентября (11 октября) 1871 — 3 (15) июня 1872 протоиерей Лев Алексиевич Ляшкевич (1817—1874)
1872 — 15 (27) апреля 1873 священник Иоанн Архипович Зряхов (…-1873)
16 (28) апреля 1873 — 21 августа (3 сентября) 1906 протоиерей Николай Николаевич Наумов (1828—1916)
21 августа (3 сентября) 1906 — 26 апреля (8 мая) 1907 протоиерей Сергий Александрович Соллетинский (1846—1920)
26 апреля (8 мая) 1907 — 16 (29) января 1909 протоиерей Пётр Васильевич Троицкий (1850 — после 1917)
1909 — июнь 1911 протоиерей Иоанн Иоаннович Невдачин
июнь 1911—1919 протоиерей Василий Николаевич Грифцов (1868—1918)
июль 1919 — 31 мая 1922 протоиерей Михаил Павлович Чельцов (1870—1931)
июнь 1922 — 26 апреля 1923 протоиерей Павел Порфириевич Чуев (1889 — после 1926)
26 апреля 1923 — 11 мая 1923 протоиерей Сергий Александрович Трудов (1882—1937)
11 мая 1923—1924 протоиерей Николай Николаевич Соколов
декабрь 1924 — январь 1929 протоиерей Николай Павлович Флоровский
январь 1929 — 11 марта 1935 протоиерей Леонид Константинович Богоявленский (1871—1943)
март 1935 — декабрь 1935 протоиерей Пётр Васильевич Пеньковский
26 декабря 1935 — 24 марта 1938 протоиерей Михаил Владимирович Славнитский (1887—1985)
1938—1990 собор не действовал
11 декабря 1990 — 14 августа 1991 протоиерей Стефан Ильич Дымша (1937—1994)
20 августа 1991 — 20 февраля 1994 протоиерей Сергий Иоаннович Чевяга (1947—1997)
21 февраля 1994 — 15 ноября 1994 протоиерей Стефан Ильич Дымша (1937—1994)
18 ноября 1994 — 23 ноября 1994 протоиерей Николай Викторович Шорохов (род. 1945)
24 ноября 1994 — 6 апреля 1996 протоиерей Владимир Михайлович Макаревич (род. 1938)
6 апреля 1996 — настоящее время протоиерей Геннадий Борисович Бартов (род. 1952)

Традиции

До 1917 года в соборе существовали следующие традиции:

  • В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
  • В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
  • В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
  • 12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

Далее события развиваются трагически и предсказуемо.

1924 год: закрыта часовня и передана под кафе, затем — пивной ларёк, в годы войны и после — под склад.

1925 год — из собора вывозят все военные трофеи;

1932 год — Президиум Ленсовета постановляет взорвать храм, чтобы на его месте и из его останков построить театр для рабочих — после обращения прихожан во ВЦИК храм оставляют;

1938 год — собор официально закрыт;

1940 год — из собора планируют сделать крематорий, но храм спасают учёные, доказавшие губительность крематория в центре города — только таким аргументом можно было пронять новые власти; в блокаду в соборе хранят трупы умерших от голода;

после войны настроения властей существенно изменились: в 1952 – 1967 годах проведён ряд работ по восстановлению купола и фасадов;

собор до 90-х годов служит неотапливаемым складом и разрушается;

1990 год — возвращён РПЦ;

2004 год — возобновлена реставрация собора.

Последнее, верим в это, испытание собор пережил в августе 2006 года. Загорелись строительные леса, превратив в считанные минуты купол в огромный пылающий над городом факел. В 17:10 большой купол обрушился на внутренний свод — сгорели деревянные конструкции 170-летнего возраста.

Следствие не установило причины пожара. А в 2007 году правительство Петербурга выделяет 58 миллионов на малые купола. Последующие расходы также впечатляют: на реставрацию фасадов — от 1 миллиарда рублей, на восстановление большого купола — 120 миллионов рублей.

В 2008 году открыты малые купола и установлен крест на главный купол.

В 2010 году отделаны фасады собора и завершено восстановление главного алтаря.

В 2011 году собору навеки передана частица мощей св. Матроны Московской.

Теперь храм восстановлен, ведутся лишь мелкие работы. Из всех испытаний — временем, огнём, стихией и безверием — он вышел чистым, белоснежным, словно облако на синем июльском небе. Сияют звёзды, плывёт увенчанный ими, словно воинскими наградами, многострадальный храм — над дворами, улицами, рекой…

Адрес: Санкт-Петербург, Измайловский просп., 7а.

Ближайшее метро: метро Технологический институт-1; метро Технологический институт-2; метро Балтийская.

Сайт: www.izmsobor.ru

Карта расположения:

Православный приход храма Великомученика и Целителя Пантелеймона

  Петропавловский собор

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины

Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств

На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота

В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II

К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

Поделиться ссылкой:

Архитектура, убранство

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

Территория собора

Собор является композиционным центром Троицкой площади.

В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

В 1894—1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

Традиции

В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:

В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

Фото и описание

Одним из самых монументальных и значительных храмов Санкт-Петербурга является Троице-Измайловский собор. В 1730 году, вскоре после восшествия на престол императрица Анна Иоанновна издала указ о формировании нового гвардейского пехотного полка, получившего название Измайловского и ставшего третьим лейб-гвардейским полком Российской армии после созданных Петром Первым Семеновского и Преображенского. В 1733 году полк был переведен в северную столицу.

Одной из первоочередных задач нового полка стала постройка церкви. Её решено было сделать походной, так как у полка не было еще постоянного месторасположения. Храм-шатёр в летний период размешался вблизи устья реки Фонтанки, в деревне Калинкиной, а зимой гвардейцы молились в приходских храмах. Чуть позднее полку были отведены земли выше по реке, и тогда архиепископом Сильвестром было принято решение о строительстве для полка деревянного храма. В 1754 году началось сооружение деревянного собора Святой Живоначальной Троицы в слободе Измайловского полка. Храм был спроектирован по образцу пятикупольных церквей, имеющих в своём плане равноконечный крест. Купола в них располагались по сторонам света.

Время, а особенно великое наводнение 1824 года, сильно разрушили деревянный храм, поэтому на личные средства императора Николая I, когда-то командовавшего Измайловским полком, по проекту знаменитого архитектора В. П. Стасова на том же самом месте был сооружен великолепный каменный храм, общая высота которого составляла около 80 метров. Храм возводился 7 лет – с 1827 по 1835 годы. При разработке проекта храма Стасов использовал те же принципы, по каким была построена церковь-предшественница: всё тот же греческий равноконечный крест и тот же принцип расположения куполов — не по диагонали, а над рукавами креста, по странам света. Архитектор здесь сочетал приёмы классицизма с традиционными формами русского зодчества. Купола были тесно сдвинуты, поэтому издалека они воспринимаются как нечто целое. Голубая облицовка, украшенная золотыми звездами, на обычно пасмурном северном небе Петербурга, создаёт радостное и праздничное настроение. Здание крашено великолепным скульптурным фризом, четырьмя портиками из коринфских колонн и чугунными треножниками на балюстрадах. Всё это придают ему пышность и нарядность. В нишах зданиях выставлены скульптуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Постройка Троицкого собора справедливо оценивалась его современниками как весьма значительное достижение российского зодчества.

Троице-Измайловский собор вмещает более 3 000 человек. Главный купол собора был вторым по величине деревянным куполом в Европе. Просторный, светлый интерьер. 24 стройные коринфские колонны, поддерживающие барабан главного купола, искусно отделанного кессонами с розетками, создают эффект того, что он словно парит в воздухе. Колонны и пилястры внутри храма облицованы белым мрамором. Малые купола расписаны золотыми звездами по голубому фону, создают дополнительные подкупольные интерьеры, в одном из которых расположен резной иконостас.

В 1938 году собор был закрыт. Были планы по превращению его в городской крематорий, к счастью, неосуществленные. Но храм всё равно пришел в запустение из-за использования его под овощехранилище, а особенно во время блокады Ленинграда. После войны были проведены широкие работы по восстановлению фасадов здания, завершенные в 1960-х годах, но внутреннее убранство его пришло в полный упадок из-за бесконечной перемены пользователей, ничего не предпринимавших для его сохранения. К 1990 году, когда здание было возвращено Церкви и в нем возобновлены богослужения, из всего богатейшего имущества, многое из которого было уникальным и бесценным с художественной точки зрения, остались только стены храма.

25 августа 2006г собор страшно пострадал от пожара, начавшегося на строительных лесах восстанавливаемого главного купола. Сгорели все деревянные конструкции центрального купола, частично уничтожены два малых купола.

К концу 2007 года были закончены работы на малом северном куполе, ликвидированы последствия пожара, осуществлены подготовительные работы по монтажу конструкций, по технологии клееного бруса, которая была выбрана для основы главного купола. Весной следующего года началась внутренняя роспись храма, проводился монтаж каркаса центрального купола храма. К 2009 году была отремонтирована верхняя часть иконостаса главного придела собора. Сейчас ведутся широкомасштабные реставрационные и ремонтно-восстановительные работы наружных стен собора.

Снос Монумента Славы и возведение памятника зодчего Стасова

20 столетия в начале 30-х гг. монумент пришлось сносить из-за политических соображений. Государству, находящемуся в дружеских отношениях, не следует упоминать о прошедших неудачах Турции. Россия заключила с Турцией договор Бриана – Келлога, который стал самым важным достижением дипломатии во времена СССР. Обезопасить территорию СССР на границе с Турцией было особой причиной для демонтажа. Снесение мемориала для того, чтобы власти Турции не согласились на предложение Адольфа Гитлера напасть с южной стороны на Советский Союз в нелёгкие годы Второй Мировой Войны, было не самым важным поводом. Скорее всего имелись своеобразные повседневные задачи – проезд трамваев у собора. Вместо монумента Славы был установлен бюст зодчего Стасова, автора плана возведения Троицкого храма.

Интерьер

Интерьер Измайловского собора лаконичный и строгий. Изначально в его стенах располагались многочисленные военные артефакты, что объясняется статусом храма. За счет преобладания белого цвета в интерьере, пяти световых барабанов и огромных окон внутри очень много света, что придает собору торжественность и праздничность.

Главными элементами интерьера являются 24 коринфские колонны, которые используются для организации иконостаса, имеющего изогнутую форму и образующего единую композицию с надпрестольной сенью. Роспись собора выполнена крепостным живописцем из Ярославля Т. Медведевым и его сыном. Иконы для иконостаса первоначально было написаны маститыми художниками-академиками, но в дальнейшем была оставлена только часть их работ. К ним позже добавились образа, выполненные художником-самоучкой Н. Майковым. В дальнейшем собору были переданы иконы Т. Неффа и Д. Бузато, изначально стоявшие в Исаакиевском соборе. Часть икон перешла в Троицкий собор из старого храма.

На сегодняшний день главной реликвией Троице-Измайловского собора является икона Святой Троицы 1406 г., подаренная возрожденному храму в 2003 г. при личном участии президента России В. В. Путина. Для верующих интерес представляют частицы мощей многочисленных святых и Креста Господня, хранящиеся в соборе.

В подвальном этаже храма сегодня находится зал «Славянский», расписанный художниками из мастерской Владимира Куликова. Главным украшением помещения является мозаика, изображающая образ Господа Вседержителя, выполненная мастерами Екатерины Огородниковой.

Это интересно: Свято-Троицкий собор в Саратове: разбираемся по порядку

Восстановление Свято-Троицкого собора

В первые несколько месяцев были собраны около 6 млн рублей на реставрацию храма. Они включали пожертвования от жителей Санкт-Петербурга, Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Бенедикта XVI.

Работы по ремонту начались практически сразу. На зиму купола были укрыты от повреждений, после этого начал разрабатываться проект по их восстановлению. Правительство Санкт-Петербурга взяло на себя полную ответственность за восстановление памятника архитектуры.

Решено было соединить деревянные опоры с железобетонными. 27 мая 2008 года была закончена реставрация малых куполов храма.

Немного позже было восстановлено внутреннее убранство церкви и полностью отреставрирован главный алтарь, который был задействован вскоре на Божественной Литургии, возглавленной Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. В 2012 году восстановили придел Святой Марии Магдалины, в следующем году протоиерей Г. Бартов произвел освящение.

Позже сюда привезли часть от мощей Матрены Московской и ковчеги с другими святынями. 2020 год стал датой 180-летия со дня освящения собора. Спустя год свой 130-летний юбилей отпраздновала колонна “Воинская Слава”, без нее уже нельзя было представить общий ансамбль комплекса.

Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге

Информация о городе
Карта Санкт-Петербурга
Достопримечательности (212)
Фестивали, праздники, шоу (6)
ЖД вокзалы (5)
Мосты (13)
Горнолыжные курорты (5)
Зоопарки (3)
Порты (2)
Речные вокзалы (1)
Рынки (1)
Заповедники (1)
Центры активного отдыха (1)
Пабы (1)
Фотографии Санкт-Петербурга
Вопрос-ответ

Собор образует композиционный центр Троицкой площади, на которой, помимо него, находится еще одна достопримечательность — состоящий из 108 турецких пушек Памятник Славы, созданный Д. И. Гриммом в честь победы в русской-турецкой войне. В советские годы монумент был утрачен, но воссоздан заново в 2005 г.

Собор открыт каждый день: в будни — с 9:00 до 19:00, в выходные и церковные праздники — с 6:00 до 20:00.

Вместе со Стасовым над храмом работал инженер П. П. Базен, которому несколько раз приходилось исправлять ошибки маститого архитектора, допущенные им в расчетах, за что тот не единожды оказывался на гауптвахте. Непосредственное участие в возведении храма принимал Николай I, лично утверждавший все проекты и вносивший в них свои коррективы.

История

На стадии строительства появились трещины в колоннах, поддерживавших массивный центральный купол. А сам купол, спустя пару месяцев после того, как с него сняли леса, сорвало сильным ветром. Уже в наше время большой купол снова постигло несчастье — пожар.

Освященный в 1853 г. Измайловский собор до 1930-х годов служил прихожанам — военным и обычным жителям. В 1867 г. здесь состоялось венчание Ф. М. Достоевского, а в 1894 г. в храме отпевали композитора А. Г. Рубинштейна.

Высота

Измайловский собор — один из самых высоких православных храмов. Его высота составляет 80 м. На момент освящения он был крупнейшим в России. Сегодня по этому показателю собор занимает 8 место в России и четвертое в Петербурге (вслед за Исаакиевским и Смольным соборами и храмом Спаса на крови).

Выйдя из метро, нужно перейти Московский проспект и продолжить движение по 1-й Красноармейской улице, которая упрется в Измайловский проспект, за которым и возвышается Троицкий собор.

Маршрут от ст. м Технологическая до Троице-Измайловского собора в Петербурге

Прямо около храма со стороны Троицкого проспекта находится остановка «Измайловский проспект», через которую проходят следующие виды общественного транспорта: автобус № 10, троллейбусы № 3 и 8 и маршрутные такси № 115, 177 и 90.

История Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге в 19-м веке

Первая полковая деревянная церковь, построенная по инициативе Императрицы Елизаветы Петровны, была необратимо утрачена в 1824 году в результате разрушительного наводнения. В 1827 году Император Николай I будучи бывшим командиром лейб-гвардии Измайловского полка повелел начать строительство нового каменного большого Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге. Храм был торжественно заложен в 1828 году на Измайловском проспекте.

Строительство собора велось по проекту зодчего В. П. Стасова и инженера П. П. Базена под личным руководством Императора Николая I. Для устройства фундамента в сложные по своей геологии грунты было забито 9000 свай. В плане собор представлял собой равносторонний крест, цоколь был облицован гранитом. Стены и колонны возводились из кирпича и укреплены металлической арматурой. Центральный купол должен был возвышаться на высоком с полуциркульными окнами барабане. В 1830 году при возведении центрального большого барабана и купола несущие колонны дали трещины из-за ошибки в расчетах. Работы по укреплению колонн и устойчивости главного купола выполнил инженер П. Базен. Боковые купола на высоких с окнами барабанах были расположены по осям крестообразного в плане храма. Снаружи все четыре придела с торцов были оформлены классическими портиками с колоннами, по бокам в нишах были установлены скульптуры. Основной объем собора был украшен праздничным фризом, на котором фигуры ангелов чередовались с лавровыми гирляндами.

В 1832 году Свято-Троицкий собор был освобожден от лесов, но 23 февраля 1833 года главный купол сорвало бурей, частично пострадала кирпичная кладка стен. Новый проект главного купола выполнил инженер П. Базен. В 1834 году купола собора были покрыты голубой краской с золотыми звездами.

Внутреннее пространство храма получилось очень светлым за счет белого цвета стен, пяти световых барабанов и огромных полуциркульных окон. 86 колонн коринфского ордера поддерживали центральный барабан с куполом. Старинные полковые образа были сгруппированы в особые киоты. Внутренние поверхности куполов храма расписал ярославский крепостной художник Тимофей Медведев с сыном Петром. Иконы для иконостаса были написаны известными академиками живописи того времени, многие иконы выполнил живописец-самоучка Николай Майков. Над алтарем была утроена сень, представляющая собой праздничную полуциркульную двойную колоннаду, увенчанную надписью «Сим знаменем победиши», довершал композицию огромный золоченый крест и голубь — символ Духа Святого.

В большой степени сформировали внутренний облик храма огромные иконы работы Тимофея Неффа с образами святых покровителей России: Спасителя, Божией Матери, Святого Исаакия Далматского, Святого Благоверного князя Александра Невского, Святых апостолов Петра и Павла, Святителя Николая Чудотворца, Великомученицы Екатерины. Позже иконы были заменены на мозаичные копии.

Особо почиталась старинная икона с образом Воскресения Христова в серебряной ризе с мощами Святых Иоанна Златоуста, Первомученика архидиакона Стефана, Великомученицы Варвары, частицей древа Креста Господня, а также иконы Успения Божией Матери и Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Накануне праздника Святой Троицы 25 мая 1835 года состоялось торжественное освящение Свято-Троицкого собора на Измайловском проспекте.

История

При Императоре Петре I на этом месте стояла деревянная часовня.

Первые храмы

Первый, походный, храм лейб-гвардии Измайловского полка был освящён 12 (23) июля 1733 года, вскоре после прибытия полка в Санкт-Петербург. Походный храм-шатёр устанавливался в летний период ближе к устью Фонтанки, в деревне Калинкиной. В церкви находились иконы, написанные иконописцем И. Г. Адольским (Одольским). Зимой чины полка молились в приходских храмах. После перемещения полка выше по реке, в 1742 году храм был перенесён в деревянную казарму. После очередного переноса, он был заново освящён 8 (20) ноября 1813 года и получил новый иконостас.

1 (12) июля 1754 года епископом Сильвестром (Кулябкой) был заложен новый деревянный пятиглавый храм с приделом мученика Иоанна Воина, освящённый 1 (12) июня 1756 года. Образцом для строительства храма была церковь в имении духовника императрицы Елизаветы Петровны протоиерея Феодора Дубянского Керстово. Образа для храма были написаны М. Л. Колокольниковым. В церкви находились золочёные серебряные сосуды, подаренные императрицей, а также покровцы, вышитые ею.

Богослужения в церкви совершались только в летний период, поскольку храм был холодным. Зимой службы проходили в храме, устроенном в казармах. Церковь сильно пострадала во время наводнения в 1824 году: в храме «вода стояла на три аршина».

Собор

После наводнения архитектору В. П. Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма. При этом, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.

Закладку нового храма совершил 13 (25) мая 1828 года митрополит Серафим (Глаголевский). На торжестве присутствовали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Через четыре года здание было вчерне готово и началась внутренняя отделка. В процессе строительства приходилось восстанавливать сорванный 23 февраля (7 марта) 1834 года бурей купол и переписывать некоторые образа.

25 мая (6 июня) 1835 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) торжественно освятил храм.

В соборе 15 (27) февраля 1867 года состоялось венчание Ф. М. Достоевского с А. Г. Сниткиной, а 6 (18) ноября 1894 года — отпевание А. Г. Рубинштейна.

При храме действовало благотворительное общество, имевшее в своём распоряжении богадельню, приют и бесплатные квартиры. В 1912 году было основано Братство православного воспитания детей.

С июля 1922 года по 1924 год причт собора примыкал к обновленцам

Собор был закрыт 22 апреля 1938 года. Предполагался его снос или перестройка в городской крематорий. Здание храма пострадало в Великую Отечественную войну В 1952—1953 и 1966—1967 годах была осуществлена реставрация внешнего вида. В самом здании находился склад.

Возвращён Русской православной церкви в 1990 году. В 2004 году реставрация была возобновлена.

Полезная информация

На протяжении трех веков Христорождественский храм ни на минуту не закрывал свои двери. В конце ХХ столетия началось возрождение измайловской святыни, а вместе с тем и активная деятельность прихода.

Престольные праздники

Поскольку церковь в Измайлово имеет три престола, официально празднуется несколько связанных с ними дат:

  • 7 января – Рождество Христово;
  • 21 июля и 4 ноября – Казанская икона Богоматери;
  • 19 декабря и 22 мая – святитель Николай Чудотворец;
  • 25 октября – Иерусалимская икона Богородицы.

Социальная работа

Уже несколько десятилетий измайловская церковь занимается благотворительностью. Она предоставляет гуманитарную помощь многодетным семьям, неимущим, сиротам, старикам, людям с ограниченными возможностями. Священники храма активно сотрудничают с социальными учреждениями, обеспечивая вышеперечисленные категории населения бесплатными юридическими, медицинскими и транспортными услугами.

Совет автора

Церковь Рождества Христова также коммуницирует с системой образования, снабжая школы и библиотеки религиозной литературой. Немаловажную роль играет реабилитационный центр «Трезвение», который направлен на борьбу с алкогольной зависимостью и табакокурением.

Воскресная школа

С 1991 г. при Христорождественском храме работает воскресная школа, состоящая из пяти классов. Преподавание в ней ведут профессиональные педагоги, а также священники, занимающиеся богословием. Дети изучают Священное Писание, биографии святых, литургику, основы праведной жизни, церковнославянский язык, религиоведение. Те, у кого есть талант к пению, посещают детский хор, а остальные выполняют обязанности пономарей, читают часы или помогают звонарям.

Кроме основных занятий, в воскресной школе открыто несколько кружков: пения, рисования, туризма, а также спортивная секция. Здесь существует приходская музыкальная группа, состоящая из лучших вокалистов. Они часто выступают на местных праздниках и регулярно участвуют в отчетных концертах.

При Христорождественском храме работает воскресная школа

Расписание богослужений

Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно с 7:00 до 20:00. Расписание служб практически не меняется, однако для уточнения лучше свериться с официальным сайтом.

День недели

Время

Служба

Воскресенье

7:00

Ранняя литургия

10:00

Поздняя литургия

17:00

Акафист иконе Божьей Матери «Иерусалимской»

Понедельник

9:00

Ранняя литургия

17:00

Вечерня

Вторник

9:00

Ранняя литургия

17:00

Вечерня

18:00

Акафист богородичному лику «Неупиваемая чаша»

Среда

9:00

Ранняя литургия

17:00

Вечерня

Четверг

9:00

Ранняя литургия

17:00

Вечерня

18:00

Акафист святителю Николаю Мирликийскому

Пятница

9:00

Ранняя литургия

17:00

Вечерня

Суббота

9:00

Ранняя литургия

11:00

Панихида

17:00

Всенощная

Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно

Как добраться

Христорождественская церковь находится по адресу: г. Москва, Измайловский проезд, д. 28. Добраться до нее можно тремя способами:

  • от метро «Черкизовская» на 230-й маршрутке (остановка «Школа»);
  • со станции «Измайловская» автобусом №34;
  • от метро «Щелковская» маршрутом №32 или 41.

Несмотря на трудную долю, выпавшую храму Рождества Христова, он сохранился практически нетронутым. До сих пор посетить московскую святыню ежегодно приезжают миллионы паломников, чтобы отдать дань истории и поклониться чудотворным иконам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector