Церковь спаса нерукотворного образа на сетуни (москва)
Содержание:
- Чудотворные иконы: Боголюбская и Смоленская
- Редкие иконы Христа
- Почитание
- Спасский собор (XV в.)
- Княжеские надгробия
- История создания храма в с. Кукобой
- Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево
- Иконография
- Внешняя отделка, архитектурный ансамбль
- Основные правила изображения
- Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево: прекрасная история создания храма
Чудотворные иконы: Боголюбская и Смоленская
На месте села Спасское в советские годы возник микрорайон Солнечногорска ЦМИС, а Центральная машинно-испытательная станция, по которой он получил такое название, расположилась на месте бывшего имения князей Львовых. Церковь, однако, не была разрушена и не закрывалась. В храме сохранились резные иконостасы, старинные иконы, в числе которых чтимый образ Смоленской Божией Матери. Благодаря святыне в 1871 году деревни прихода Спасской церкви были избавлены от эпидемии холеры. В благодарность Божией Матери за спасение от болезни местные жители сделали к иконе серебряную ризу.
В нижнем храме рядом со Смоленским образом находится другая чтимая икона Божией Матери – Боголюбская. Она была явлена сравнительно недавно. В 1991 году настоятелю храма архимандриту Василию (Капалину) одна из прихожанок рассказала о сне, в котором сама Божия Матерь велела найти на колокольне храма ее образ, находившийся в небрежении
Священник осмотрел колокольню и обратил внимание, что одна из ступеней деревянной лестницы отличается по размеру от остальных. Он решил снять доску и на обратной стороне разглядел едва различимые контуры, напоминающие икону
Доску отмыли, расчистили и обнаружили изображение Боголюбской Божией Матери, которое со временем само начало светлеть и проясняться. В верхнем храме хранилась и другая старинная икона Боголюбской Божией Матери, что говорило о давнем почитании этого образа в Спасском.
Среди реликвий храма есть еще несколько интересных икон, которые связаны с именами российских государей. Во-первых, эта икона Спасителя, написанная в начале XVIII века и поновленная, как значится в надписи на обороте, в 1783 году. Спаситель на ней имеет почти портретное сходство с императором Петром I. Другая икона с фигурами двух святых изображает святителя Николая и святую Александру – небесных покровителей последнего русского царя Николая II и царицы Александры Федоровны. Икона была написана в 1903 году «на средства доброхотных жертвователей и служащих станции Подсолнечная» в честь пятидесятилетия открытия Николаевской железной дороги. В верхнем храме Всемилостивого Спаса находится икона в честь благоверного князя Александра Невского. Она была написана в память отмены крепостного права и в честь небесного покровителя царя-освободителя Александра II.
Редкие иконы Христа
Как было сказано в начале, не все иконы с ликом Спасителя дошли до наших дней. Оригинальные варианты погибли во время иконоборчества. Сегодня остается ориентироваться на относительно древние варианты написания.
Храм Христа Спасителя содержит у себя изображение Богочеловека, под авторством Евграфа Сорокина. Спас обладает большим количеством индивидуальных черт: у Христа длинные волосы, которые опускаются до плеч, глаза низко посажены. Такой прием позволяет сделать акцент на глазах, которые кажутся печальными. Этот стиль не нашел широкого распространения. Другие храмы предпочитают использовать Спас византийского образца.
Prev
Next
Иконография богата на сюжеты. Например, икону Христа и Богоматери в момент его погребения
Изображение не может не привлекать к себе внимание. Иисус наполовину в гробу, а мать прижимает бездыханное тело к своей груди
Этот сюжет описывает события до Воскрешения. Мало, кто верил, что Христос воскреснет из мертвых, для большинства все было кончено. Композиция имеет предостаточно общих черт с аналогичными изображениями события, хотя положение тела Спасителя может меняться.
Еще одной редкой иконой можно назвать образ «Иисус во гробе». Богочеловек находится в каменном гробу, на теле имеются раны от истязаний. У сюжета одна единственная цель – напоминать, какой ценой были искуплены все грехи человечества, о том, как за род людской страдал Господь.
Почитание
Образ Спаса часто помещали на боевых знаменах, церковных хоругвях, ему посвящали церкви, иноческие обители.
Флаг, стяг, знамя
Нерукотворный образ не случайно был принадлежностью именно боевых флагов, или знамен. Ведь слово «знамя» имеет один корень со «знамением», зримым проявлением силы Божией. Флаги также именовали стягами – от «стягиваться»: видевшие их воины не только ориентировались во время боя, но, взирая на Лик, укреплялись духом.
Самое известное из боевых таких знамен – Ивана IV, с которым русские войска взяли Казань. Впоследствии с ним также одерживали победы войска Петра I.
Двусторонняя хоругвь
Некоторые боевые стяги подобны хоругвям, используемых во время крестных ходов: на одной стороне Нерукотворный образ, на другой – иное священное изображение. Например, в сибирском Илимске известно знамя казаков с изображением на другой стороне Крещения Господня. Это символизировало Божие заступление, и то, что русские колонисты несли местным народам веру.
Храмы и монастыри
К настоящему времени их известно более 500.
Андроников монастырь
Он построен в середине XIV в. свт. Алексием Московским в память спасения его от морской бури, которое последовало 29 августа. Именование обители восходит к первому настоятелю, ученику прп. Сергия. Обитель известна тем, что здесь подвизался прп. Андрей Рублев. С советских лет здесь – музей его имени.
Монастырь в Клыково и матушка Сепфора
Обитель появилась с 1924 г., ее основали изгнанные из закрытой Оптиной пустыни братия при храме Нерукотворного образа. Его закрыли с 1937 г., а возродился сначала приход, затем – монастырь с 1991 г.
Здесь долгое время проживала схимонахиня Сепфора, известная духовными дарованиями. Сейчас на могилу пока не прославленной подвижницы приезжают паломники.
Спасский собор (XV в.)
Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.
Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.
Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.
С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».
В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.
Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.
В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.
Поделиться
Возврат к списку
Княжеские надгробия
История Спасского храма в бывшем селе Спасское-Телешово тесно связана с родом князей Львовых, владевших этими землями с 1807 по 1917 годы. У храма сохранился старый некрополь с надгробиями членов княжеской семьи: Владимира Владимировича Львова, его супруги Софьи Алексеевны в девичестве Перовской, их сына Владимира и дочери Анны.
Князь Владимир Владимирович Львов – забытый писатель XIX столетия, просветитель низших слоев общества, издатель детской и народной литературы. Много лет владелец Спасского-Телешово был директором Земледельческой школы, служил в канцелярии московского губернатора, организовал в 1854 году первую сельскохозяйственную выставку в Москве. До революции были особенно известны его детские повести «Серый армяк», «Сережа найденыш», а также книга для народного чтения «Дядя Наум». Один из первых сборников детских рассказов В.В. Львова назывался «Красное яичко для детей». Помимо детской литературы князь занимался изданием доступных книг для крестьян, создал в окрестностях своего имения три «грамотные избы» (школы), строил народные больницы, изучал гомеопатию, пытался устроить типографию и издавать собственный журнал. Как писал в очерке о Василии Васильевиче И.Ю. Соснер, князь считал, что в основе воспитания должны лежать религиозность и патриотизм.
После отставки с военной службы князь Владимир Владимирович Львов поселился в подмосковном имении Спасском вблизи станции Подсолнечная Николаевской железной дороги. На его средства был переделан и расширен Спасский храм, построенный прежними владельцами Лопухиными – родственниками первой жены царя Петра I.
Князь В.В. Львов женился на Софье Алексеевне Перовской – родной сестре известного писателя Антония Погорельского (Алексея Алексеевича Перовского). Племянники супруги также были известными писателями: Алексей Константинович Толстой и Алексей, Владимир, Александр Жемчужниковы, писавшие под литературной маской-псевдонимом Козьма Прутков.
Владимир Владимирович Львов был хорошо знаком с Л.Н. Толстым и И.С. Тургеневым. Во время службы цензором Львов пропустил в печать «Записки охотника» Тургенева, и за это был уволен со службы Московского цензурного комитета. Граф Лев Николаевич Толстой бывал в имении Спасское-Телешово, безуспешно ухаживал за дочерью князя Александрой и даже делал ей предложение.
С восточной стороны Спасского храма установлен крест над могилой другой дочери князя Анны Владимировны Львовой. Вот что писал о ней в мемуарах родственник и бывший глава Временного правительства князь Георгий Евгеньевич Львов: «Она была очень религиозна, мечтала в Спасском устроить женский монастырь, много хлопотала об этом и изучала монашеские общежития. С этой ли целью или просто на богомолье, поехала она в Тихонову пустынь – один из новых монастырей, который славился своим устройством и порядком». Поездка Анны Владимировны в монастырь в 1888 году оказалась трагической – княжна заболела тифом и скончалась. Родственник Оленин, приехавший в пустынь для выяснения причин гибели Анны Владимировны, посчитал, что ее намеренно не доставили к врачу и «закупали насмерть» в святом источнике. Эту семейную версию смерти набожной княжны, правда, не подкрепленную свидетельствами, приводил в упомянутых мемуарах Г.Е. Львов.
История создания храма в с. Кукобой
Историю его создания можно найти в Интернете, поэтому опишу вкратце. Выходец из села Рябинки, в последствии житель и успешный предприниматель столичного города Санкт-Петербурга — купец Иван Агапович Воронин, решил сделать подарок родным местам. В качестве презента на выбор были представлены: железная дорога до Пошехонья или же строительство православного храма. Сельчане выбрали второе, хотя храм имелся (ныне утрачен). Проект заказали инженеру (архитектору) Василию Антоновичу Косякову (1862 г. Санкт-Петербург — 1921 г. Петроград). Строительство обошлось заказчику в кругленькую сумму – один миллион рублей.Зодчий много и успешно строил, в числе объектов как гражданские, так и культовые здания (с преобладанием последних), т.к. Косяков одно время состоял в хозяйственном управлении Синода, и видимо имел возможность через него получать заказы. Основные стили его построек — русский, русско-византийский и неорусский, иногда с элементами модерна.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в с. Кукобой
Зарождение русского стиля в начале XX столетия
Мне стало интересно зарождение русского стиля в начале XX столетия, каковы были причины и предпосылки? Обратимся к компетентным источникам.Искусствовед Е.Ю. Орлова писала в своей диссертации «Русский стиль» в архитектуре и национальной культуре России (XVI-XX вв.): Осмысление национальных особенностей и традиций становление «русского стиля» в архитектуре XVIII– нач. ХХ в. связано с патриотическими настроениями в обществе и «национально-романтическими» тенденциями в мировой культуре. Под влиянием романтического направления в архитектуре России сформировалось стремление продолжить в современном искусстве русские национальные традиции, что отразилось в исследованиях происхождения различных форм и деталей в русской архитектуре XIX в. и развитии «русского стиля», выраженного в различных художественных системах: русско-византийском стиле, русском (псевдорусском) стиле, неорусском стиле. <…>
Доктор искусствоведения В.Г. Лисовский в своей статье «К проблеме «регионального» и «национального» в архитектуре петербургского модерна» отмечал: Убедительно раскрыть причины возникновения того или иного стиля или художественного направления в истории искусства удается не часто. <…>
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в с. Кукобой
Наиболее очевидно объяснение, согласно которому под воздействием «национально-романтических» импульсов развивалось искусство прежде всего тех народов и стран, чья национальная самобытность была ущемлена политикой великих держав и чья идеологическая задача заключалась в том, чтобы освободиться от иностранной зависимости. <…>По всей вероятности, истоки «национально-романтических» движений и направлений питались отнюдь не только политическими и националистическими идеями и интересами; эти движения и направления рождались и развивались по сугубо эстетическим законам, в частности, по «закону отрицания» предшествующей стилистической формации новой, противопоставленной ей теми или другими свойствами. Так, на смену единообразию классицизма пришло в свое время «многостилье» эклектики, а преобладавшему в последней общеевропейскому направлению, развивавшему преимущественно традиции Возрождения и барокко, оппонировали «национальные стили» (в их числе и «русский стиль»), а позднее — романтические ответвления модерна. <…>
Осознание бесперспективности эклектического метода в последней трети XIX века стало причиной нового подъема романтической волны. В этот период наметились два принципиально разных подхода к решению проблемы генезиса новой архитектуры. Первый из них — рационалистический — основывался на признании главной и исключительной роли в процессе формообразования за факторами конструктивными и функциональными. Второй — романтический — заключался в стремлении использовать для решения новых задач исторический опыт. <…>
Интерьеры не сохранились. После победы пролетариата в храме расположили склад, а подклет некоторое время использовался под тюрьму. Теперь храм передан верующим и восстанавливается.
Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево
Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного выполнено по эскизам Поленова: иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Иконостас сделан двухъярусным, как было принято в древности на Руси и долго сохранялось на Русском Севере. Здесь можно увидеть и традиционные иконы, собранные членами Абрамцевского кружка, и авторские работы: «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова, «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой и др. Васнецов также расписал клиросы изображениями цветов и бабочек, а также выложил мозаичный пол, который первоначально был залит цементом и резко выделялся на фоне белоснежных стен храма.
Внутреннее убранство церквиОрнамент на полуРоспись окна в храмеСветильникЛампадаПрестольная икона и иконостасРоспись окна и печь работы М.А.ВрубеляХерувим, роспись окнаИкона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом», 1890-е годыКлиросЦарские врата
В 1882 году церковь была освящена во имя Спаса Нерукотворного. В 1892 году была поставлена печь работы М.А.Врубеля.
Деталь печи работы Врубеля
В 1891 году, после смерти Андрея, сына С.И.Мамонтова, по проекту Васнецова ризница была перестроена в часовню. У стен церкви погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918).
Крест на могиле сына Андрея, высеченный Е.Г.МамонтовойКресты на могилахУсыпальница МамонтовыхМогила С.И и Е.Г.МамонтовыхУсыпальница МамонтовыхКупола храма Спаса НерукотворногоХрам прячется за деревьями
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Иконография
Задолго до того, как реликвии были потеряны, по всему миру распространились их копии.
Описание
Это не просто изображение Христа, но еще – образ древней святыни. К особенностям таких икон принадлежат:
- изображение только Лика;
- оно пишется чаще всего на фоне белого плата, несколько реже – глиняной черепицы.
При общей узнаваемости образа, есть некоторые его варианты.
Мокрая брада
Христос написан с прямыми – как бы мокрыми – власами и бородой. Это напоминает о том, что Он умыл Лик, прежде, чем приложить плат.
С деяниями
Сравнительно нечасто встречающийся тип образа: на полях его клейма, представляющие историю иконы.
Икона – прямое свидетельство реальности Бога, Царства Небесного, поэтому ее, как символ веры, часто помещали на знаменах, над вратами города.
Внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово можно отнести к типу «нарышкинского барокко», но в отличии от присущей этому стилю пышности, он лишён броских элементов декора. Аскетизм внешнего оформления связан не только с религиозной сдержанностью, но и с тем, что перед началом строительства храма в 1712 г.
Фасад одной из аспид с фреской
Санкт-Петербург стал новой столицей Российской Империи, и именно там началось активное строительство каменных зданий. А в остальных городах строительство было приостановлено в целях экономии материала, но церковь, всё же, построили.
Внешне храм состоит из 2-х круглых аспид между которыми возвышается центральная башня, увенчанная позолоченным куполом с трёхметровым крестом. На главной стороне фасада изображён Нерукотворный Спас с иконой Двенадцати Святых Бессребренников, являющейся значимой церковной святыней.
Основные правила изображения
У иудеев существовал категорический запрет изображения Бога. Ведь Творец неба и земли не может быть написан земными красками. Человек не может понять Бога своим ограниченным умом, а потому всякое изображение будет кощунством. Все изменилось с возникновением христианства. По его учению, хотя человек не может понять Бога, но Бог делает шаг навстречу и Сам становится Человеком. Именно таково богословие Воплощения Христа. Поэтому Он может быть изображен со Своей человеческой стороны. Существует предание, что первое изображение Господа появилось еще при Его земной жизни.
Спас Нерукотворный
Это изображение имеет два варианта, называемые по-гречески «Мандилион» (на плате) и «Керамион» (на глиняной доске). Согласно преданию, образ создан Самим Христом. Правитель города Эдессы Авгарь тяжко больной проказой, попросил своего художника запечатлеть Лик Иисуса, веруя Его целительной силе.
Этот образ хранился в Эдессе, пока город не был захвачен врагами. Тогда его спрятали над вратами города, заложив глиняной доской. После освобождения Эдессы оказалось, что перед святым ликом продолжала гореть лампада, а на глиняной доске (по другим данным, на кирпичах) отпечаталась точная копия образа Господа.
Образ Спаса Нерукотворного изображается только Лик. Он может быть:
- на убрусе (белом платке); встречаются иконы, где плат держат два Ангела;
- на «чрепии», глиняной доске: фоном такой иконы может быть изображение кирпичной кладки, или же фон может быть просто несколько затемненным.
Иконография знает извод, называемый «Спас Нерукотворный с деяниями»: вокруг изображения помещены клейма, где показана история образа. На Руси сложился еще один тип изображения Спаса Нерукотворного, с раздвоенной бородой («Спас Мокрая брада»). Наконец, в Грузии известна написанная воском старинная погрудная икона Спаса Нерукотворного.
Спас Вседержитель
Другие названия – Пантократор, Спас в силах. Этот тип иконы показывает Христа как Царя мира и его Судию. Самое древнее изображение Пантократора относится к V-VI вв.
Спас Вседержитель может изображаться:
- погрудно с раскрытым Евангелием в левой руке, благословляющей правой рукой, такой образ обычно пишется под куполом храма;
- в полный рост Христос восседает на престоле, символе как царского достоинства Спасителя, так и будущего Страшного Суда.
Лик Господа выражает молитвенное созерцание, милость, любовь к людям. Особенно это видно на греческой иконе Спаса Вседержителя XII в., называемой «Елеемон», или «Милующий».
Спас Эммануил
Это особый извод иконописных изображений Христа, представляющий Его как отрока. Название «Эммануил» происходит от еврейского «с нами Бог». Песнь пророка Исайи, начинающаяся с этих слов, особенно торжественно поется на службах Рождества Христова. Изображение чаще всего используется при изображении Богородицы, но есть самостоятельные иконы Эммануила. Так в XII в. на Руси создана икона Эммануила с ангелами, или Ангельский Деисус. Сейчас этот образ находится в Третьяковской галерее.
Деисус
Деисусом (с греческого – «прилежное моление») называется образ Христа с Богоматерью (справа) и св. Иоанном Крестителем (слева), либо с Ангелами.
Деисус может представлять собой:
- единую икону (изображающую Бога на престоле, предстоящих Ему Богородицу с Предтечей или Ангелов);
- три образа, обычно по центру храмового иконостаса; средний изображает Христа, а два, расположенные по сторонам – Богородицу и Иоанна Крестителя.
Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево: прекрасная история создания храма
Впервые мысль о постройке церкви в Абрамцево появилась у Саввы Ивановича Мамонтова в 1880 году. В ту весну река Воря сильно разлилась, и крестьяне окрестных деревень оказались отрезанными от ближайшей церкви, что находилась на другом берегу. Усадебный дом не смог вместить всех желающих, желающих попасть на заутреню. В следующем, 1881 году, было решено строить церковь по образцу древнерусских храмов.
Первоначально проект создал В.Д.Поленов, взявший за основу храм Спаса на Нередице в Новгороде (XII в.). Но он оказался несколько массивным и тяжеловесным. Работы продолжил В. М. Васнецов, в то время увлекавшийся архитектурой московских, ярославских и ростовских церквей. Он переработал проект Поленова, сделав храм более гармоничным и изящным.
Строительные работы начались в конце мая 1881 года. Васнецов писал:
Художники предприняли поездки в Ярославль, Ростов и другие города, чтобы полнее изучить древнерусское искусство и воплотить его в абрамцевском храме. К концу июля были возведены стены и крыша. Затем храм украсили резным орнаментом. От поленовского проекта остался западный фасад, выполненный в виде звонницы.
В орнаменте на валике, обрамляющем вход, множество изображений с христианской символикой: Агнец, олицетворяющий Христа, голова осла, напоминающая о торжественном въезде Христа в Иерусалим. Отречение Петра символизирует петух. Здесь же символы евангелистов: ангел, лев, орел и телец. Лик Спаса Нерукотворного над входом принадлежит кисти Поленова.
ЗвонницаОкноАпсиды