Выборгский район. церковь спаса нерукотворного образа (спасо-парголовская) на шуваловском кладбище

БЕДА, СПЛОТИВШАЯ ВСЕХ

Евгений Шварц написал «Одну ночь» в эвакуации, в городе Котельниче Кировской области. Пьеса произвела огромное впечатление на Леонида Малюгина, заведующего литературной частью БДТ им. М. Горького, который в то же время находился в Кирове. Театр начал даже готовить спектакль, но советский зритель его так и не увидел — распоряжением сверху было решено приостановить постановку. Аргументация, что удивительно, была следующей: историю блокады Ленинграда нужно изображать в эпически-монументальном жанре, а здесь показана всего лишь история маленьких людей, мир которых никому не интересен.

По сюжету, всё действие пьесы происходит в одном месте ­­— кабинете управхоза

Маленькие люди — жители ежедневно подвергающегося бомбежкам осажденного города, незаметные герои. Управдом Павел Васильевич, монтер Захар Иванович, командир санзвена Елена Осиповна, домохозяйка Ольга Петровна, местные подростки Оля, Нюся и Шурик и главные герои пьесы — пришедшая с «большой земли» в блокадный город Марфа Васильевна и её потерявшиеся дети: сын Серёжа, мечтающий бежать на фронт и, скорее всего, попавший в ленинградскую школу бойцов, — за ним-то и прорывается в осажденный город мать, и дочь Даша, которая так и не вернулась с последней рабочей смены.

Александра Гусева сыграла в спектакле главную роль — мать, отправившуюся в блокадный Ленинград на поиски сына

Марфу Васильевну играет Александра Гусева. Она, как и все остальные актеры, — прихожанка Спасо-Парголовского храма. По сюжету, её героиня приходит поздно вечером в многоквартирный дом в поисках своих детей.

— Эта женщина появляется в доме прямо среди царящего вокруг ужаса: постоянных авианалетов и бомбежек, артобстрелов, надвигающегося голода и холода зимы 1941–42 годов, — рассказывает исполнительница главной роли. — И, чтоудивительно, несмотря на весь этот ужас, её появление меняет жизнь окружающих — от управхоза до балующихся подростков. Кажется, какое им дело вообще до чьей-то чужой беды — своего горя хватает. Но, оказывается, всё наоборот: на одну ночь она меняет нелегкую и трагическую действительность этих людей, которые из своего мира погружаются в её проблемы. Она объединяет всех вокруг себя, дает каждому проявить свои лучшие качества.

Другие статьи из рубрики «ЛЮДИ В ЦЕРКВИ»

30 июня 2016
Крест и якорь отца Алексия

Мало научить моряка устройству корабля, основам топографии, тактики, стратегии, огневой и строевой науки. Нужно еще объяснить, зачем ему это всё нужно. Для этого существует предмет «Общественно-государственная подготовка», в рамках которого с моряками работают и священники. Среди них — протоиерей Алексий Власов, настоятель храма святой …

5 августа 2019
Чтобы пряное вино любви не превратилось в воду

Надо ли заботиться об отношениях внутри супружеской пары? И какую роль в этом может играть Церковь? Своими размышлениями и опытом делится Анна Ершова, член епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, волонтер супружеского служения при Феодоровском соборе.

16 февраля 2017
Цыганское призвание. Ансамбль «Лойко» и его лидер Сергей Эрденко

Цыгане и музыка — одно, кажется, почти невозможно помыслить без второго. Сергей Эрденко, лидер цыганского ансамбля «Лойко», лишний раз подтверждает это.Ему удалось не только завоевать симпатии слушателей по всему миру (среди них такие мэтры современной музыки, как Pink Floyd и Rolling Stones), но …

30 декабря 2019
Радость среди пятиэтажек

Этот деревянный храм приятно выделяется на фоне окружающей типовой панельной застройки. На его месте хотели построить жилой комплекс, но окрестные жители выступили против: на мемориальном кладбище покоятся защитники блокадного Ленинграда, и поэтому новые дома, подумали люди, здесь совсем ни к чему, …

30 августа 2021
Свои чужие дети

Фраза «Помогли бы лучше больным детям» стала очень распространенной: обычно так говорят, осуждая тягу к роскоши, в том числе в среде священнослужителей. Но давно уже подмечено: те, кто предлагают «помочь больным детям», в действительности никому не помогают. А те, кто помогают, обычно не осуждают никого и просто делают свое дело. Члены …

Каменный Спасо-Парголовский храм

Над проектом нового храма, который был заложен 11 июля 1876 года, работал гражданский инженер Константин Алексеевич Кузьмин.

Для контроля строительства храма было создано церковно-приходское попечительское общество под председательством князя Павла Андреевича Воронцова-Шувалова.

Зажиточные местные крестьяне и дачники собрали около 70 тыс. рублей, благодаря чему возможно было довести до завершения строительства храма такого богатого убранства. Например, прихожане пожертвовали икону Успения Божией Матери XVI века, вырезанную из мамонтовой кости (с 1965 года — в Государственном Русском музее).

Сохранялись святыни старого храма: икона Троицы 1678 года, с указаниями фамилий крестьян, переехавших из Суздальской губернии; резной кипарисовый Крест с изображениями Страстей Господних и двунадесятых праздников; старинная икона Всех Святых с шестью частицами мощей. Большинство этих и других святынь ныне утеряны.

Храм был освящён 8 сентября (по юлианскому календарю) 1880 года митрополитом Санкт-Петербургским Исидором.

Каменный храм построен в византийском стиле и имеет три престола:

  • В честь Нерукотворенного Спаса (главный, отмечается 29 августа по новому стилю)
  • В честь Покрова Пресвятой Богородицы (правый, отмечается 14 октября по новому стилю)
  • В честь Святителя Николая Чудотворца (левый, отмечается 22 мая, 19 декабря по новому стилю)

Храм не закрывался. Служивший в нём в 1938—1955 годах протоиерей Александр Мошинской († 26 февраля 1955) в октябре 1946 года был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

История

В XVIII веке Шуваловы на своих землях, занимавших старинное Парголово, основали Большую Суздальскую слободу (сюда помещики перевели своих крестьян из имений в Суздальском уезде).

Здесь на холме у Большого Суздальского озера на средства графа Петра Шувалова была возведена первая деревянная церковь во имя Нерукотворенного Образа Спасителя.

Освящение церкви произошло 7 сентября 1755 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Сюда были помещены древние святыни, которые привезли крестьяне графа Шувалова из средней России.

Граф Шувалов пригласил служить в новом храме священника Троицкой церкви, «что в Галерной гавани», отца Иоанна Дмитриева.

Суздальскую слободу переименовали в Спасское село, которое в начале XIX века было переименовано в Первое Парголово.

31 мая 1791 года храм сгорел от удара молнии. На его месте была сооружена каменная часовня из красного кирпича, которая стоит до сих пор.

В 1792 году графиня Екатерина Шувалова построила новый деревянный храм по проекту архитектора Луиджи Руска. Он запечатлён на рисунке 1825 года художником Григорием Чернецовым. Этот храм упоминает Александр Грибоедов в очерке «Загородная поездка», опубликованном в газете «Северная пчела» 26 июня 1826 года:

В 1877 году графы Шуваловы продали часть своего майоратного имения от Поклонной горы до Церковной горы и позже вдоль западного берега Большого Суздальского озера «Товариществу на паях для устройства дачных помещений в Шувалове». Местность стала престижной для летнего отдыха богатых петербуржцев, тем более что в непосредственной близости от дач появилась станция Финляндской железной дороги, открывшейся в 1870 году. Ветхий храм, построенный для крестьян, решено было заменить на каменный, более просторный.

Деревянный храм св. Александра Невского

После окончания строительства каменного храма деревянный Спасский храм был разобран — из его материала возвели малый храм, освящённый в честь св. благоверного князя Александра Невского.

Советская власть не закрыла храм, однако, его разрешалось использовать только для отпеваний христиан, которых погребали на Шуваловском кладбище. Богослужения возобновились в нём в 1967 году, после того, как была снесена Троицкая церковь в Лесном. Общине снесённого храма предоставили малый храм Шуваловского кладбища, и до сих пор соседние каменный и деревянный кладбищенские храмы существуют как два самостоятельных прихода.

ПОНЯТЬ СУТЬ ЭПОХИ

Даша, героиня Анастасии Карповой, даже на больничном одре думала о том, что нужно успеть к утренней смене на завод

Театральной режиссуре Наталья Павловская училась самостоятельно — по книгам таких мэтров, как К. Станиславский, Г. Товстоногов, М. Чехов, и видеоурокам ведущих российских театров. И это заметно: объем работы, проделанныйпостановщиками, впечатляет. Всё — от костюмов, декораций и реквизита до игры актеров — исполнено на уровне, явно превышающем обычные стандарты любительских коллективов. Актеры признаются, что просмотрели многие сотни метров кинохроники, прочитали не один том блокадных воспоминаний, пытаясь погрузиться в атмосферу, в которой приходилось жить защитникам осажденного Ленинграда.

— Подумайте, кто бы в наше время стал поступать, как моя героиня? — задается риторическим вопросом Анастасия Карпова, исполнительница роли Даши. — Чтобы еле живой, только-только пришедшей в себя после тяжелой болезни, рваться снова на завод?

— А как вы думаете, образ Даши — правдивый, или автору пришлось добавить своим персонажам героизма?

— Я думаю, такое поведение в то время не было редкостью. Я читала и смотрела воспоминания переживших блокаду, у меня нет сомнений, что многие из поколения наших дедушек и бабушек были именно такими, готовыми жертвовать собой.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Состав творческого объединения «Образ» очень стабилен. Руководителю удалось сделать так, чтобы заглянувшие попробовать себя на сцене не уходили через несколько недель занятий. Почти каждый пришедший становится постоянным членом команды. А ведь обязанности на новоиспеченного актера ложатся немалые: еженедельные многочасовые репетиции, домашняя подготовка, выступления. Многие из этой команды ко всему прочему поют в разных хорах храма, что тоже занимает немало времени… Может быть, дело в том, что для каждого участника «Образ» — это любимое дело?

— Конечно, мечты стать актером у меня никогда не было, — говорит одиннадцатиклассница Татьяна Румянцева, исполнительница роли девочки Оли, — но мне очень нравится петь в нашем хоре, я в нем уже десять лет. Получается, что и в театре я с самого начала его создания.

А вот у Анастасии Карповой другая работа — она занимается недвижимостью, по образованию она журналист. В «Образ» она попала благодаря Наталье Павловской, которая заметила девушку на совершенно постороннем мероприятии.

СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО

В театральном объединении «Образ» собралось несколько семей актеров. Игорь Гусев, муж Александры Гусевой, сыгравшей главную героиню пьесы, пришел в спектакль благодаря супруге. В обычной жизни Игорь предприниматель, у него своя небольшая логистическая компания. В спектакле он сыграл управхоза Павла Васильевича:

— Сложно ли было мне втянуться в роль? Нет. Для меня театр не совсем в новинку. В детстве я пять лет занимался в драмкружке, кое-какие навыки остались, — улыбается он.

А вот Вячеслав Меркунов, муж создателя «Образа» Натальи Павловской, никогда раньше в театре не играл. Но с ролью своей сжился быстро, а сыграл он монтера Захара Лагутина.

— Мне с ролью повезло, — делится Вячеслав Меркунов. — Она хотя и не многословная, но  в своем роде основополагающая: монологом Захара начинается и заканчивается пьеса.

РОЖДЕНИЕ «ОБРАЗА»

Театральное объединение «Образ» появилось на приходе вместе с началом репетиций пьесы Шварца. Наталья Павловская, руководитель и режиссер, рассказывает, что сама стала прихожанкой Спасо-Парголовского храма более 20 лет назад, к Богу её привели жизненные трудности. В приходской школе ей предложили заниматься организацией праздников — таким было начало пути, который приведет к постановке серьезной пьесы о блокаде.

— У меня музыкальное образование, — рассказывает Наталья Святославовна. — Я заканчивала музыкальный факультет университета имени А. И. Герцена по специальности «Теория музыки». Долго преподавала в музыкальной школе. А в начале 1997 года получила предложение поработать в приходской школе Спасо-Парголовского храма.

Параллельно с организаторской работой Наталья Павловская пела в любительском хоре прихода и начинала вести свои первые хоровые занятия с детьми.

— Ребятам хотелось общаться, — продолжает она. — И мы подумали: давайте создадим детский хор, начнем разучивать богослужебные, духовные, классические, народные песни — всё, что нам близко. Так родился коллектив, а мне пришлось потихоньку становиться регентом.

С тех пор прошло более 10 лет. Хор уже регулярно поет на богослужениях в Спасо-Парголовском храме и других храмах города и Ленинградской области, выступает с концертами в школах, детских домах, участвует в фестивалях, ездит в паломнические поездки, принимает самое активное участие в подготовке и проведении всех приходских праздников. Конечно, ставить пасхальные и рождественские спектакли для хора стало привычным делом, но душа просила чего-то нового. Когда книжный сборник раскрылся на «Одной ночи» Шварца, сомнений не осталось — это то, что нужно!.. Труппу собрали по преимуществу из ребят хора и их родителей, а также из певчих взрослого хора «Благовест».

— Когда репетиционный период подходил к концу и настал черед первых выступлений, мы задумались над афишей, — говорит Наталья Павловская. — Что писать на ней, как себя называть? Перечислять все коллективы-участники: детско-юно­шеский хор имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, любительский хор «Благовест»? Нет, нужно общее имя. Так родился наш «Образ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector