Свято-троицкий собор (калуга):описание, история
Содержание:
- Новости
- Неделя 12-я по Пятидесятнице Собор Саратовских святых
- Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День постный.
- Неделя 11-я по Пятидесятнице Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.
- Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Агафоника и иже с ним.
- Неделя 10-я по Пятидесятнице Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа
- Успение Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии.
- Неделя 9-я по Пятидесятнице Ап. Матфия.
- Описание внутреннего убранства собора
- Святыни храма
- Новые пожары и бедствия
- История собора во имя Живоначальной Троицы
- Чудотворная икона «Избавительница от бед»
- Свято-Троицкий собор (Саратов): описание Успенского (нижнего) храма
- Святыни собора
- Сегодняшний день собора
- Святыни
- Время восстановления и обновления
- Архитектура
- Святыни
- Первое столетие
- История
Новости
Неделя 12-я по Пятидесятнице Собор Саратовских святых
В храме Святых Царственных Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил Божественную Литургию. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции. По завершении богослужения в
Подробно
Дата: 12.09.2021 22:49
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День постный.
В храме Святых Царственных Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил Литургию и Славление. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции. По завершении богослужения
Подробно
Дата: 11.09.2021 22:39
Неделя 11-я по Пятидесятнице Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.
В храме Святых Царственных Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил Божественную Литургию и Молебен. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции. По завершении
Подробно
Дата: 05.09.2021 22:26
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Агафоника и иже с ним.
Настоятель иерей Александр Станотин в храме Святых Царственных Страстотерпцев совершил Литургию и Панихиду. По завершении богослужения настоятель обратился к верующим с пастырским словом. Накануне в храме Святых Царских Страстотерпцев было совершены
Подробно
Дата: 04.09.2021 22:18
Неделя 10-я по Пятидесятнице Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа
В храме Святых Царственных Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил Божественную Литургию и Молебен на начало учебного года. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной
Подробно
Дата: 29.08.2021 13:59
Успение Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии.
В праздник Успения Пресвятой Богородицы настоятель иерей Александр Станотин в храме Святых Царственных Страстотерпцев совершил Литургию и Славление. По завершении богослужения настоятель освятил коливо и обратился к верующим с пастырским словом. Накануне в храме Святых Царских
Подробно
Дата: 28.08.2021 13:56
Неделя 9-я по Пятидесятнице Ап. Матфия.
В храме Святых Царственных Страстотерпцев иерей Евгений Тюменцев совершил Божественную Литургию. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции. По завершении богослужения
Подробно
Дата: 22.08.2021 14:16
Описание внутреннего убранства собора
Главными опорными объектами внутри храма являются коринфские колонны. Сверху они отделаны белым мраморным покрытием, чтобы соответствовать общему дизайну собора. Центральный купол отличается своим высоким сводом. Стены и потолки украшены росписью художников Т.А. Медведева и А.И. Травина. Полукруглый иконостас также украшен колоннами.
У собора есть военное прошлое, поэтому его стены украшали трофеи, привезенные с русско-турецкой войны. Сохранились мраморные доски с именами героев, отличившихся в бою. За храмом закрепилось негласное второе название — “Болгарский”. Есть мнение, что его построили на деньги благодарных освобожденных болгарских жителей.
Не так давно собор приобрел новые элементы убранства: образа Святых Петра и Павла и Николая Чудотворца, выполненных в мозаике.
Святыни храма
Не только туристов и меломанов привлекает Саратовский кафедральный собор. По преданию, город был основан московскими стрельцами. Воины принесли с собой хоругвь с образом Спасителя. Эта орифламма некогда вела стрельцов в бой. Позже холст был наклеен на доску и упрятан под серебряный позолоченный оклад. Еще одной святыней собора является чудотворная икона Казанской Богоматери. Не менее почитаемыми являются мощи Серафима Саровского и Феодосия Черниговского. Немало картин представляют художественную ценность. Это чудотворный лик Иверской и Августовской Богоматери, «Скоропослушницы», Троицы, Пантелеймона и «Взыскание погибших».
Новые пожары и бедствия
Но печи, несущие в дома тепло и уют, таили в себе и реальную опасность. Вот и в 1712 году выпал у кого-то из-под чугунной заслонки горящий уголёк, и вновь заполыхал Саратов, большинство построек которого по-прежнему оставались деревянными. Этот пожар вошёл в историю как самый страшный и губительный из всех, случившихся в городе со дня его основания.
С болью описывал современник то, во что превратил огонь главную городскую святыню. Кровля, оконные рамы, двери и все прочие деревянные части здания полностью сгорели, остался лишь покрытый копотью каменный остов. Погибло и богатое внутреннее убранство собора, составленное на пожертвования боголюбивых прихожан.
Впрочем, кого на Руси этим удивишь? История большинства старинных храмов – это сплошная череда пожаров и последующих восстановлений. Вот и в Саратове православный люд, погоревав, полез в кубышки за пятаками и гривнами на ремонт святыни. Дело Божие – нельзя отказать.
История собора во имя Живоначальной Троицы
История Троицкого собора Саратова начинается с переноса города с левого берега Волги на правый. Именно тогда, в 1674-1675 годах была возведена деревянная Троицкая церковь. Престолов в первом деревянном храме было четыре: в верхнем храме во имя Святой Троицы, в нижнем в честь Успения Божией Матери (главный), во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (правый) и во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии (левый). Церковь, как и сам Саратов, неоднократно страдала от пожаров, и в 1684 году сгорела дотла. В следующем году он был восстановлен, но вновь из дерева. В 1695 году после очередного пожара началось строительство каменного здания Троицкого собора в стиле нарышкинского барокко. В 1701 году каменный Троицкий собор был готов.
Пожар 1712 года нанес собору существенный ущерб. При реконструкции, которая шла без малого десять лет, к Троицкому собору были пристроены трапезная, открытая галерея вокруг верхнего храма и колокольня. В 1723 году строительство колокольни и реконструкции в целом была завершена. В середине XVIII века на колокольне установили единственные в городе механические часы с боем. Со значительными перерывами эти часы работали до 40-х годов XIX века.
После строительства Троицкого собора сложилось придание, согласно которому в 1722 году Саратов посетил Пётр I, он осмотрел собор, где тогда заканчивали строить колокольню, и нашёл спящих в тени строителей. Они были собственноручно побиты личной дубиной императора.
В 1774 году храм вновь cгорел (уже четвертый раз, если мы не ошибаемся). По распоряжению императрицы Екатерины II из имущества, конфискованного у пугачёвцев, половина была выделена на восстановление Троицкого собора. Но это не помогло. В 1786 году митрополит Астраханский Антоний прислал грамоту, разрешающую разобрать церковь из-за её ветхости. Троицкий собор был особо любим горожанами, и саратовцы тогда только лишь временно закрыли храм. В 1795 году в нижнем Успенском храме возобновилось богослужение.
В 1798 году на средства саратовского купца М.А. Устинова была проведена новая реконструкция саратовского храма – укрепление здания каменными контрфорсами и устроение в обоих храмах иконостасов. В последующие несколько лет здание трижды охватывал пожар, и в результате сильно повреждённый и обветшавший храм был закрыт.
В 1814 году была завершена очередная перестройка здания, которой руководили архитекторы В. И. Суранов и Н. В. Урюпин. Фасад Троицкого собора был украшен портиком с шестью колоннами. Они весьма органично вписались в нарышкинское барокко, в стиле которого был построен собор.
В 1836 году в Успенском храме на средства купца Ф.Я. Пулькина был устроен правый придел во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1837 году на средства того же Пулькина был создан левый придел во имя апостола Иакова Алфеева, брата Господня, и преподобномученицы Евдокии. До наших дней приделы не сохранились. В 1872 году вокруг собора была установлена ограда. Тогда собор приобрёл практически тот вид, который имеет сейчас. В начале XX века по проекту архитектора В.А. Люкшина были произведены некоторые переделки фасада.
С приходом в страну власти советов, в 1936 году нижний этаж собора использовался под хранилище научных фондов краеведческого музея. С 1937 по 1942 годы богослужения в храме не проводились. За эти пять лет было полностью утрачено внутреннее убранство Троицкого собора, сохранилась лишь настенная роспись. После Великой Отечественной Войны здание храма было передано Православной Церкви.
30 августа 1960 года Собор во имя Живоначальной Троицы был признан памятником истории и культуры общесоюзного значения. В 1972–1976 годах производились реставрационные работы, под руководством ленинградского архитектора Д.Е. Бабенкова : купола собора были покрыты медью и позолочены. Масштабный ремонт аварийного здания собора был начат в 2000-х годах. В ходе реставрации к 2008 году были обновлены колокольня и купола, проведены штукатурные работы, восстановлены кладка и декор. Также была расширена прихрамовая территория. При храме открыта воскресная школа, организована помощь престарелым.
Чудотворная икона «Избавительница от бед»
Чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед»
Сегодня в Покровском храме есть много старинных икон, мощи святых. Но есть особо почитаемая реликвия – икона Божией Матери «Избавительница от бед». Она поражает красотой своего теплого письма. Каждое воскресенье после литургии в храме служится молебен с водосвятием, в состав которого входит акафист этой иконе.
У этого образа молятся многие прихожане и часто получают просимое. Об этом свидетельствует множество приношений на иконе. Есть даже иерейский крест, который пожертвовал священник, когда после усердных молитв Богородице у этого образа у него родился ребенок.
– И до сих пор не проходит недели, чтобы кто-то не принес пожертвование в благодарность, – рассказывает настоятель священник Сергий Сивоплясов. – Если бы мы повесили все приносимые вещи, то иконы просто не было бы видно. Поэтому владыка благословил повесить только золотые вещи, а серебро оставить в ризнице храма.
Нынешний настоятель храма священник Сергий Сивоплясов
Когда в советское время стали разрушать храм в местном селе Узморье, женщина по имени Анна, босая, вбежала в церковь прямо по битому стеклу, схватила ближайшую икону и унесла домой. На ее ногах не осталось ни одного пореза. Это оказалась икона Божией Матери «Избавительница от бед». Муж Анны вернулся с войны живой, но весь израненный, без ноги. Всего у них было пятеро детей.
Сегодня Покровский храм прирастает другими церквями. Под его покровительством построен храм в том самом селе Узморье, где когда-то сохранилась икона «Избавительница от бед». Началось строительство храма в селе Квасниковка. Жители долгое время еженедельно собирались под открытым небом, под палящими лучами солнца, в дождь и холод, на молебны о строительстве храма. Наконец, это стало возможно, появился участок, уже возведено здание подсобного помещения. Конечно, есть финансовые трудности. Но с Божьей помощью, как показывает история, всё преодолимо.
Подготовила Елена Смирнова
(при подготовке статьи использованы
архивные материалы, исследования краеведов
и публикации журналистов г. Покровска)
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1678 году, на месте теперешнего города Покровска (ныне Энгельса) проходил путь доставки соли с озера Эльтон. Постепенно здесь образовалась слобода, которая управлялась по образцу казачьих семей головой и атаманом. Украинские чумаки-возчики соли из Киевской, Полтавской и Харьковской губерний переезжали сюда со своими семьями. И уже к 1770 году построили себе деревянную церковь.
Во время одного из пожаров она сгорела. Но к 1781 году была восстановлена заново – «зданием каменная, с такой же колокольнею крепка…» Престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, одного из самых почитаемых и любимых праздников Русской Православной Церкви.
Тот, первый Покровский храм, выросший на берегу Волги, стал началом жизни будущего города. За слободой укрепилось название Покровская. Скоро при церкви было открыто три училища – мужское (в 1840 году), женское (в 1854-м) и земское трехклассное для мальчиков и девочек (в 1866-м). В 1850 году церковь перестроили в трехпрестольную, возвели каменную колокольню и ограду. Уже через несколько лет община состояла из трех тысяч прихожан.
А 12 июня 1914 года Покровская слобода официально получила статус города и стала называться Покровском. Позже советская власть переименовала его в Энгельс, уничтожив все храмы в городе.
Свято-Троицкий собор (Саратов): описание Успенского (нижнего) храма
Этот ярус был полностью заменен. Из-под культурного слоя были извлечены цоколи здания. Также были проведены новые коммуникации, заменены полы. Росписи середины ХХ века, не имеющие художественной и исторической ценности, были полностью счищены со стен. Для создания новых фресок была приглашена артель иконописцев из Палеха. Расписывали храм мастера, опираясь на сохранившиеся старые фотографии, стараясь максимально придерживаться стиля восемнадцатого века. Таким же образом был воссоздан иконостас Успенского храма. Немало внимания реставраторы уделили стенам здания. Были починены контрформы, фрагментарно заменена кирпичная кладка. Храм был наново освящен в декабре 2006 года.
Святыни собора
Наиболее древней и почитаемой иконой Троицкого собора является Нерукотворный образ Спасителя, который, по преданию, принесли из Троице-Сергиевого монастыря стрельцы, основавшие Саратов. Достоверность этого предания подтвердилась во время последней реставрации иконы. Образ Спасителя оказался написанным на холсте, который впоследствии был наклеен на доску, то есть изначально он мог представлять собой священную хоругвь, сопровождавшую воинский отряд. Хоругви с изображением Спаса Нерукотворного, вдохновлявшие с глубокой древности русских воинов на победу в боевых сражениях, почитались с глубокой древности. Вероятно, хоругвь, превратившаяся в икону, первоначально находилась в одном из храмов левобережного Саратова. При перенесении города на правый берег Волги святыня оказалась в первом, еще деревянном Троицком соборе.
Прославление иконы началось с 1812 года благодаря следующему событию. К соборному священнику пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сказал, что хозяин его, Михайлов, чудесным образом исцелившийся от какой-то опасной болезни, написал ему, приказчику, из Рязани об этом событии. Исцеленный просил, чтобы приказчик отыскал образ Спасителя, который, по его словам, должен был быть в соборе над южною наружною дверью, и просил при этом сделать на образ ризу. Образ отыскали и внесли его внутрь церкви; приказчик сделал ризу сребропозлащенную и отслужил перед образом благодарственный молебен.
Свидетельством того, что исцеления по молитвам у чудотворного образа совершались неоднократно, стали многочисленные изображения исцеленных органов человеческого тела, которые вместе с золотыми и серебряными нательными крестиками и образками в изобилии были прикреплены к окладу иконы. Некоторые из этих подношений были вывешены рядом с иконой в особом киоте. Их было так много, что часть из них в средине XIX столетия была переплавлена для изготовления нескольких сребропозлащенных венцов на другие иконы Троицкого собора. В.П. Соколов, изучавший описи имущества храма, сообщает, что общий вес изготовленных украшений — 260 золотников, то есть около 1110 г.
В 1920-е годы большевики вначале изъяли драгоценную ризу, а затем и сам образ: он попал в краеведческий музей. После 1942 года чудотворная икона Спасителя вернулась в Троицкий собор. С 1950-х годов и до настоящего времени каждую неделю перед чтимым образом читают акафист, который исполняется всеми прихожанами нараспев.
К началу XXI столетия икона находилась в очень тяжелом состоянии: изображение было частично утрачено, доска сильно повреждена. По благословению Епископа Лонгина в 2006 году была проведена реставрация святыни. Икону обследовали специалисты Московского музея имени преподобного Андрея Рублева, и было принято решение реставрировать ее в Саратове, чтобы чтимый образ не покидал города, в котором находится вот уже несколько столетий. Также был отреставрирован старинный оклад. Кроме того, в Свято-Троицком соборе пребывают чтимые образы Казанской, Августовской икон Божией Матери, Ветхозаветной Троицы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, образ святителя Феодосия Черниговского с частицей мощей, преподобного Серафима Саровского с фрагментами его одежды. Несколько икон, находящихся в настоящее время в соборе, написаны в монастырях Святой Афонской Горы в XIX веке: например, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Взыскание погибших», а также икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с житийными клеймами.
В январе 2005 года состоялась торжественная передача Саратовской епархии святыни, многие годы хранившейся в Саратовском областном музее краеведения: уникального мощевика, который содержит 132 частицы мощей святых. По благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина по сохранившейся фотографии была восстановлена риза на мощевик. Многие святыни собора представляют не только религиозную, но и историко-культурную ценность.
Сегодняшний день собора
Новая страница в истории Троицкого собора открывается летом 2003 года — с назначением правящим архиереем Саратовской епархии Преосвященнейшего Епископа Лонгина (Корчагина)
Прибыв на кафедру, он обратил самое серьезное внимание на состояние приходских храмов, многие из которых не ремонтировались в течение десятилетий. В 2004 году по благословению Владыки началась капитальная реставрация Свято-Троицкого собора
Работы возглавил настоятель собора игумен Пахомий (Брусков). Проект реставрации был разработан специалистами Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства Культуры РФ, главный архитектор проекта — Е.К. Рукавишникова.
За несколько лет была произведена полная реставрация фасадов собора, был воссоздан его исторический архитектурный облик. Заново были выполнены утраченные элементы храмового декора: наличники, сандрики, карнизы. В 2007 году были позолочены оба купола собора, а также изготовлены позолоченные подзоры куполов и четверика. Архитекторами было предложено новое цветовое решение фасадов собора, учитывающее воссозданные элементы декора. Была заменена стропильная конструкция кровли, выполнено ее медное покрытие. Также были покрыты медью выступающие части фасада храма: карнизы, контрфорсы. Полностью были заменены витражи на закрытой галерее, воссоздано мозаичное покрытие пола на открытой галерее. Построена новая ограда храма, возведена трансформаторная подстанция.
Архитектором Еленой Ивановной Марченко был разработан подробный проект благоустройства храмовой территории, который включает в себя не только наружное благоустройство, но и отражает вертикальное планирование и водоотвод с территории. В течение трех лет производился капитальный ремонт внутреннего убранства нижнего Успенского храма Троицкого собора. Храм стал значительно просторнее за счет углубления пола. Потемневшие и осыпавшиеся настенные изображения 60-х годов XX века, не имеющие художественной ценности, были полностью удалены. Мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса были заново расписаны стены храма. Росписи, выполненные в стиле XVII столетия, приблизили интерьер храма к стилю его архитектуры. Артелью иконописцев из Палеха изготовлен новый иконостас, сохранивший основные художественные формы прежнего иконостаса, к которому привыкли прихожане. Палехские иконописцы выполнили также фреску «Гостеприимство Авраама» на фронтоне собора, освященную 24 октября 2008 года.
Росписи, покрывающие своды, стены, проемы окон, придают храму неповторимую красоту. В алтарной части помещены композиции «Собор апостолов», «Великий вход» и «Служба святых отец» с изображением святителей. Над царскими вратами — образ Спаса Нерукотворного. Роспись центральной части храма повествует о последних днях земной жизни Христа; ее сюжеты — моление о Чаше, предательство Иуды, суд, несение Креста и Распятие. Композиции, размещенные на стенах трапезной части, посвящены Богородичным праздникам. Притвор Успенского храма расписан сценами из Ветхого Завета. По древней традиции, на западной стене храма изображен Страшный Суд.
Тему росписи паперти составило предание об основании града Саратова московскими стрельцами и принесении ими из Лавры преподобного Сергия чудотворной иконы Спаса Нерукотворного, поныне пребывающей в Троицком соборе.
10 декабря 2006 года было совершено Великое освящение нижнего Успенского храма Свято-Троицкого собора. Его совершил Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, неоднократно служивший в Троицком соборе в 1994-1995 годах, когда ему было поручено временное управление Саратовской епархией. Ему сослужили Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, духовенство Саратовской и других епархий. В настоящее время на территории Троицкого собора завершается строительство нового корпуса, в котором будут располагаться воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения.
Интенсивная реставрация храма не мешает развитию духовной жизни прихода. Настоятель собора игумен Пахомий регулярно проводит занятия с прихожанами, на которых обсуждаются различные темы, касающиеся приходской и общецерковной жизни, благоустройства храма, смысла богослужения, читаются сочинения святых отцов, выдающихся православных мыслителей.
Святыни
Самой древней достопримечательностью собора Троицы в Саратове является святой образ Спаса Нерукотворного, его еще называют Стрелецким Заступником или Троицким Спасом.
Главная святыня города является его хранительницей. Икона нерукотворного Спаса от дня основания собора находится в стенах храма. Около великой святыни всегда людно, пронзительный взгляд Спасителя не оставляет ни одну душу равнодушной, приходит покаяние, очищение и особая благодать.
Храмовая икона Святой Троицы в Саратовском соборе
Паломники и прихожане приносят свои молитвы к иконам Богородицы:
- Казанской;
- Иверской;
- Августовской.
Святые образа святителей Иннокентия, Василия великого, Спиридона Тримифунтского, Никола чудотворца, Серафима Саровского и многие другие по сей час дарят молитвенникам чудеса исцеления и ответы на волнующие проблемы. Всегда людно у ковчега с мощами святых праведников, Божьих угодников.
Интересно! Нижняя Успенская церковь является хранительницей мощевика с 132 частями святых мощей. Афонская братия передала саратовской православной жемчужине несколько святых образов Богородицы, среди них «Скоропослушница», «Взыскание погибших», «Иверская». Икона целителя Пантелеимона также была привезена со святой горы Афон.
Время восстановления и обновления
8 октября настоятелем собора иеромонахом Борисом была произнесена первая проповедь после открытия святыни. Троицкому собору возвращается статус кафедрального, переданного в 1826 году Вознесенскому храму.
До середины 20 века церковные стены не были расписаны, все изменилось после посещения Троицкого собора 22 июня 1949 года Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием Первым, который благословил роспись храма.
Протоиереем Иоанном Цветковым, настоятелем храма, были привлечены палехские иконописцы, сделавшие росписи в Троицком Соборе.
В 1972 году ленинградский архитектор Д.Бабенков руководил реставрацией куполов, их покрытии медью и позолотили.
Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году проходили в обновленных храмовых постройках, Свято — Троицкий собор принимал гостей из зарубежья.
В начале лета 1993 год при посещении саратовской святыни Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым было совершено богослужение.
Богослужение в храме Святой Троицы
К началу 21 столетия храмовые здания нуждались в серьезном ремонте, уклон колокольни представлял опасность для жизни прихожан. Было принято решение начать реконструкцию, на время которой статус кафедрального храма передали собору Сошествия святого Духа.
Архитектура
Троицкий собор построен в духе нарышкинского барочного стиля. Это строение корабельного вида: полукруглое, с алтарным выступом. В центре Восьмерик, устремляется ввысь, как бы ведет за собой четверик, роскошь и грациозность вида растет с высотой.
За несколько лет было проведено полное восстановление фасадов и возвращен его исторический внешний вид. Заново были оформлены детали храмового украшения: обрамления, перекладины, были покрыты позолотой купола. Внесена новая цветовая композиция, заменена кровля и выступающие стороны парадного фасада перекладин и контрфорсов собора на медный материал. Полностью заменены галерейные узоры, восстановлено мозаичное напольное покрытие и сооружена новая ограда.
Лучшая статья для Вас, переходите: Спасо-Преображенский собор Нижний Новгород
Три года проводился капремонт внутреннего помещения, его расширили за счет углубления пола. Изображения шестидесятых годов двадцатого столетия не представляли ценностей и были удалены. Иконописцами Палехской мастерской были расписаны стены. Росписи на сводах, стенах, оконных проемах выполненные в духе семнадцатого века, позволили приблизить строение к архитектурному стилю и придают собору неописуемую красоту.
Святыни
- Икона Спаса Нерукотворного
- Казанская икона Божией Матери
- Иверская икона Божией Матери
Иверская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери «Августовская»
- Икона святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
- Икона святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
- Икона святителя Спиридона Тримифунтского
- Икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских
- Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона
- Икона святителя Николая Чудотворца
- Икона преподобного Серафима Саровского
- Икона святителя Феодосия Черниговского и преподобного Лаврентия Черниговского
- Икона святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского
- Иверская икона Божьей Матери, привезенная со св. горы Афон
- Мощевик с частицей мощей и иконой священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского
- Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих
Первое столетие
20 мая 1712 года произошел один из самых страшных пожаров в истории Саратова. Город выгорел весь без остатка. Троицкий собор после пожара выглядел ужасающе. Деревянные пристройки, оконные переплеты, двери, иконы, облачение, утварь — все погибло в огне. На пепелище остался только покрытый сажей каменный остов храма.
В ходе ремонта собора были значительно удлинены трапезные на нижнем и верхнем этажах. Оба храма, таким образом, имеют по две трапезных, соединенных друг с другом арками. Сверху была устроена открытая галерея, в это же время была построена соборная колокольня. Как отмечает В.П. Соколов, «кроме прямого своего назначения — служить местом для подвешивания колоколов, колокольня соборная могла иметь и другое, чисто стратегическое назначение — служить пунктом для наблюдений за движением неприятелей, что в то время было крайне необходимо, так как неприятели (кубанские и крымские татары) даже в 1717 году подступали к Саратову и разоряли его предместья».
Здание колокольни, представляющее собой традиционный восьмерик на четверике, увенчанный восьмигранным шатром, вначале стояло совершенно отдельно и только во время ремонта 1837 года было соединено с храмом. Изящество и легкость колокольне Троицкого собора придают окна в форме равноконечного креста с закруглениями на концах. К средине XVIII столетия на колокольне появились куранты. Вероятнее всего, эта перестройка собора продолжалась до 1722 – 1723 годов. Сохранилось предание о том, что во время своего второго посещения Саратова император Петр I всходил на леса, окружавшие Троицкий собор.
Известно, что Петр I прибыл в Саратов вместе с императрицей Екатериной I 10 июня 1722 г. В Троицком соборе для отправлявшегося в Персидский поход царя был отслужен напутственный молебен. Во второй половине XVIII века Саратов неоднократно страдал от опустошительных пожаров. После пожара в мае 1774 года богослужения в Троицком соборе совершались только в нижней церкви вплоть до 1781 года. К этому времени для отремонтированной верхней церкви мастером Авраамом Степановичем Добрыниным, крепостным крестьянином села Холуй Владимирской губернии, был изготовлен новый иконостас. Кроме этого, мастер по договору с настоятелем собора протопопом Георгием Ивановым написал два храмовых образа: Троицы и Успения, «мерою в аршин».
Летом 1774 года Саратов пережил нашествие Пугачева. Как писал саратовский краевед А.Ф. Леопольдов, заставший старожилов, помнивших явление самозванца, «5 августа Пугачев подошел к Саратову и остановился верстах в трех от города. Шайка его состояла из 300 яицких казаков, 150 донских, около 10000 калмыков, башкирцев, ясачных татар, господских крестьян, холопов и всякой сволочи. Пушек у них было тринадцать… Страх и трепет объял жителей Саратова. Многие скрылись заранее в лесах, ущелиях и на островах Волги, не жалея домов и имуществ, но многие, уговоренные храбрыми сынами отечества, остались в городе и положились на волю Божию…». Первоначальный вид собора значительно изменился на рубеже XVIII – XIX столетий. К этому времени стало очевидным, что его стены нуждаются в укреплении. В 1786 году в стенах собора были обнаружены сквозные трещины. 3 апреля 1786 года губернатору П.С. Потемкину была прислана архиерейская грамота, предписывавшая разборку Троицкого собора и строительство на его месте нового храма.
Саратовцы, успевшие полюбить собор, не торопились с исполнением архиерейского указа. Трещины вроде бы перестали расширяться, и службы в аварийном храме продолжались до 1795 года. 1 мая 1795 года настоятель собора протоиерей Михаил Нилов получил указ из Астраханской консистории о прекращении богослужений и о немедленном начале работ по укреплению храма.
Троицкий собор был запечатан 5 июня 1795 года и оставался закрытым до 1800 года Затем богослужения возобновились, но в мае 1811 года были снова прекращены. Впрочем, и в это время в нем совершались разовые богослужения на Троицу и на Успение, а также во время приезда из Астрахани или Пензы правящих архиереев.
За трещинами в соборе наблюдал специально приставленный комитет из почетных прихожан. В него входили управляющий Саратовской соляной конторой М.А. Устинов и купцы Г.Я. Волков и И.М. Пулькин. Трещины не расширялись. Считая здание достаточно прочным, М.А. Устинов, живший по соседству с собором (ныне в его особняке — областной Краеведческий музей), на собственные деньги подвел под стены, начиная от фундамента, контрфорсы. Для того чтобы здание не казалось уродливым, над ним была построена крытая галерея, завершенная в западной части мощной двухэтажной папертью, увенчанной треугольным фронтоном. Вероятно, в это время «луб и дранье» на крыше собора были заменены кровельным железом.
История
Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году. После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший. В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением.
В 1964 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и Савватий дает на это свое благословение. Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и 2-х часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный.
В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 гг.
Таким образом, Саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа 17-18 вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле «московского» барокко.
Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.
В течение 18 века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или «нарышкинского» барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к «нарышкинскому» стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора-это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни, четверик.
Читать далее…