Саввино-строжевский монастырь в звенигороде: история, как добраться,что посмотреть

Улица Московская:

Центр Звенигорода определяется двумя главными параллельными улицами, замкнутые в кольцо односторонним движением: Московской и Василия Фабричного (переходящую в Украинскую). Протяженность этих улиц — не более двух кварталов, на которых сосредоточена 1/3 всех достопримечательностей Звенигорода.

Из-за большого скопления машин тяжело фотографировать исторические домики.

А тут непонятно: то ли новострой, то ли хорошо отреставрированный дом.

Неожиданно для себя в столовой купили разрекламированный на всю страну Вятский квас. Неплохо, но не более того.

Гуси со снеговиком едут в полубочке на колесах, запряженной маленькими оленями. Невозможно просто пройти мимо.

Мемориал в Вечный огонь

Памятник павшим звенигородцам и воинам пятой армии западного фронта и вечный огонь. В 1941 г. Звенигород защищал западную часть страны и подступы к Москве: были вырыты противотанковые рвы, установлены противопехотные заграждения, был сформирован истребительный батальон. Когда немцы приблизились к Звенигороду на критическое расстояние и практически праздновали победу, звенигородцы смогли остановить врага у северных ворот города.


Памятник павшим звенигородцам и воинам пятой армии западного фронта и вечный огонь

Памятник А. П. Чехову

Через дорогу установлен замечательный памятник А. П. Чехову — точная копия фотографии Чехова в Мелихове с таксой Хиной 1897 года.

Культурный центр им. Л. П. Орловой

Любовь Петровна Орлова (1902 — 1975) — отечественная кинозвезда голливудского масштаба. Она играла на сцене театра и снималась в кино: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга», «Весна» и др. Орлова на протяжении многих лет была примадонной советского киноэкрана, отличаясь изысканной аристократической внешностью и ухоженностью. Родилась и выросла эта талантливая женщина в Звенигороде, не удивительно, что в её честь был построен целый культурный комплекс.


Культурный центр им. Л. П. Орловой


Памятник Л. П. Орловой

Купчий двор

Интересное современное местечко в Звенигороде — Купчий двор. Это ряд домов в духе XIX века, в которых продаются разные дизайнерские вещички, модная одежда в русском стиле, проходят мастер-классы. Вообще, сюда можно прийти просто как в музей и приятно провести время!


Купчий двор. Звенигород


Купчий двор. Звенигород


Купчий двор. Звенигород

Церковь Александра Невского

Церковь была построена в 1902 году по решению звенигородского собрания в честь императора Александра III. В 1938 году храм закрывается, но судьба его не столь печальна как у Вознесенского храма: здание было перестроено под нужды других учреждений, но не разрушено. После возвращения здания церкви в 1991 году, было проведено несколько этапов восстановительных и реставрационных работ по возвращению первичного облика.


Церковь Александра Невского. Звенигород


Церковь Александра Невского. Звенигород


Церковь Александра Невского. Звенигород

Странно было увидеть в церковном дворе детскую игровую площадку. Наверное, это связано с тем, что на территории церкви действует детская воскресная школа и библиотека.


Церковь Александра Невского. Звенигород

Памятник князю Юрию Звенигородскому и Савве Сторожевскому

Замыкающей достопримечательностью на улице Московской для нас стал памятник русскому князю Юрию Дмитриевичу Звенигородскому и Савве Сторожевскому, а которых уже многое было написано. Памятник был установлен в 2005 году на 853-й день города.


Памятник князю Юрию Звенигородскому и Савве Сторожевскому

Так мы и прошли пешком от конца до начала весь Звенигород. Хорошая выдалась прогулка и совсем не утомительная. Рядом с памятником и церковью полным ходом идет строительство, Звенигород застраивается московскими Высотками, причем очень хаотично и бесцеремонно на исторических местах.

История появления обители

По указу наследника князя Дмитрия Донского – Юрия Дмитриевича в середине 14-го века была основана священная община. Монастырь же стал тем местом, где Преподобный искал себе уединения и преследуя эту цель он даже вырыл небольшую по величине пещеру, проводя в ней в молебни многие часы.

Лучшая статья для Вас, переходите: Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле

Скит Саввино-Сторожевский изначально был небольшой как по численности паствы, так и по своей площади, но, когда численность монахов со временем начала увеличиваться, тогда и сама обитель значительно расширилась территориально.

Использованные материалы

  • — сайт монастыря
  • Строев, П., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви, 166-169.

  У Строева — нет.

  Переведен из Песношского

  Переведён из Колязинского

  По Строеву с .

  Возможно, Никандр. После на покое в Соловецком монастыре. Убит там 31 января 1676.

  Возможно носил двойную фамилию Чернявский-Шиянов, потому что упоминается и как Чернявский, и как Шиянов.

  См. ст. Павел (Глебов)

  Страница сайта «Русское Православие«:

  Страница сайта «Русское Православие«:

  Фомин С. В., «Свете Тихий», Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского), т. 3, Москва: Изд-во «Паломник», 2002, с. 723 — 724.

  Саввино-Сторожевский монастырь, Краткий обзор истории обители:

Современное состояние Сторожевской обители

Стоящий на горе монастырский комплекс кажется прообразом Небесного Иерусалима.


Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Белоснежный великолепный храм Рождества Богородицы привлекает внимание своим золотым куполом и архитектурными украшениями в виде кокошников.
С 1950 года сохранилась надвратная церковь Живоначальной Троицы.
Храм Сергия Радонежского расположился в здании колокольни.
Церковь св. Алексея, человека Божьего привлекает паломников возможностью помолиться у святого лика мученика и попросить у него поддержки.
Царевна Софья оставила потомкам великолепное строение, собор Преображения Господнего, построенный по ее распоряжению, он виден издалека.. Монахи проживают в Братских корпусах, постройках XVII века

Монахи проживают в Братских корпусах, постройках XVII века.

Знаменит Саввинский монастырь и башнями уникальной архитектуры, такими как: Красная, Водовзводная, Житная, Усовая.

Чудотворные иконы

В обители есть несколько чудотворных икон с частицами мощей святых: вмч. Пантелеимона, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского, прмч. Елисаветы, блаженной Матроны Московской, святителя Спиридона Тримифунтского (с тапочком, привезённая с острова Корфу).
Информация для паломников и туристов

Как добираться

Добираться до обители можно как на своем транспорте, так и на общественном:

  • На электричках из Москвы. Сесть на Белорусском вокзале, доехать до станции Звенигород, далее сесть на автобус № 51 или 23, выйти на остановке Монастырь.
  • Автобус до Звенигорода ходит от метро «Кунцевская», далее также на рейсовых автобусах.
  • Своим ходом можно добраться, введя на навигаторе «Саввинская слобода».

Где остановиться

При обители есть трехэтажная гостиница, рассчитанная на пятьдесят человек. Комнаты разной вместимости: на одного, двух, трех, четырех и одна комната на шесть человек. Есть номера как эконом-класса, так и люксовые.

Режим работы гостиницы круглосуточный, без выходных. Заселяются туда после 17:00, а выезжают до 15:00

Важно иметь при себе паспорт, а для детей — свидетельство о рождении

За пребывание детей в гостинице платить не нужно, они размещаются вместе с родителями. Запрещается привозить с собой животных. Также рекомендуется бронировать места заранее.

Паломническая служба монастыря

Для гостей обители паломническая служба разработала 2 экскурсионных маршрута. Первый короткий и включает в себя знакомство с архитектурой монастыря, посещение храмов, крепости и колокольни. Маршрут длится 1,5 часа. Второй длинный и включает в себя не только монастырь, но и звенигородский кремль, скит святого Саввы и источник. Тем, кто решил воспользоваться услугами паломнической службы, желательно связаться с ней заранее.

Паломническая служба работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:00.

Для паломников и туристов обитель открывается в 6:00, а закрывается после окончания вечерней службы.

Таблица 1. Расписание богослужений в обители

День Название богослужения Начало
Будние дни Полуношница, молебен

Часы, Божественная Литургия, Акафист Савве Сторожевскому

Всенощное бдение

6.00

7:45

17.00

Суббота Полунощница, молебен

Часы, Божественная Литургия, Акафист Савве Сторожевскому

Всенощное бдение

6.00

7:45

17.00

Воскресенье и праздники Ранняя Литургия,

Поздняя Литургия, Акафист Савве Сторожевскому

Всенощное бдение

6:30

9:30

17:00

График работы Купальни: ежедневно с 7.00 и до:

  • 20:00 зимой;
  • 21:00 весной и осенью;
  • 22:00 летом.

В понедельник купальня закрывается раньше на час.

Тем, кто решил посетить святую обитель, не стоит забывать, что это действующий монастырь, в котором действуют строгие правила поведения. Одежда и внешний вид должны быть максимально скромными (мужчинам запрещено ходить в шортах, женщины не должны быть в брюках и с непокрытой головой). Вести себя нужно также благоговейно и скромно. Снимать фото и видео можно только здания снаружи.

История

Монастырь основан в 1398 году учеником Сергия Радонежского преподобным Саввой-чудотворцем по просьбе князя Юрия Дмитриевича. Первая обитель состояла из храма Рождества Пресвятой Богородицы и монашеских келий. В начале XV века был возведен Рождественский собор из белого камня, у его входа вскоре был погребен преподобный Савва, который впоследствии был причислен к лику святых в XVI веке.

Монастырские постройки были подвержены разрушениям в период Смуты, а затем в начале XVII века в результате польско-литовских набегов. Обитель стала возрождаться при правлении царей из династии Романовых. В 1650 года царь Алексей Михайлович приказал построить новый монастырь на горе Стороже. Новый комплекс включал крепостные стены с 7-ю башнями, три храма, царский дворец, монашеские кельи, трапезная и хозяйственные постройки. Позже царь часто бывал в монастыре и использовал его в качестве летней резиденции.

Памятник преподобному Савве, Наталья Путешественница

В XVIII веке обитель утратила свое положение, большая часть ее земель подверглись секуляризации. Осенью 1812 году комплекс находился под оккупацией французских войск и получил ряд разрушений. После победы монастырь был восстановлен на царские пожертвования.

В 1918 году в стенах обители произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы, арест наместника и священнослужителей монастыря. Местные власти изъяли имущество обители, в том числе святые мощи преподобного Саввы, и прекратили ее работу. В советское время в зданиях размещались санаторий, затем музей.

В 1995 году монастырь был восстановлен и открыт для верующих. Часть мощей Саввы была сохранена семьей Успенских, которые передали их в Свято-Данилов монастырь. В честь 600-летнего юбилея обители реликвия была возвращена в стены Савво-Сторожевского монастыря. В настоящее время здесь живут 30 монахов и послушников. На территории работают богословские курсы и библиотека с читальным помещением, монастырь курирует детский приют. Некоторые помещения реставрируются до сих пор.

Казанская трапезная церковь и Троицкий храм, Катерина Солосятова

Здания и сооружения

На территории Саввино-Сторожевской обители расположены несколько храмов и общественных зданий. Все они строились в разное время. Многие перестраивались и реставрировались впоследствии.

К важным зданиям относятся:

Храм Рождества Богородицы. Является старейшим собором монастыря. Он построен в 1404—1405 годах, хотя эти цифры оспариваются некоторыми исследователями. Строительство начали еще при жизни преподобного Саввы, на месте старой деревянной церкви, построенной во владимиро-суздальском стиле. Позднее был пристроен придел.
Преображенская церковь. Второе название — Трапезная церковь во имя Преображения Христова. Построена в середине XVII века, по второй версии — в конце XVII столетия на деньги царевны Софьи. Церковь примыкает к трапезной. При Советском Союзе в ней были размещены военный санаторий и радиорубка.
Троицкая надвратная церковь (Святой Живоначальной Троицы). В середине XVII века церковь Сергия Радонежского была разобрана, а ее престол перенесен во вновь построенную Троицкую, что позволило сохранить преемственность. Тут располагался домовой храм императрицы.
Звонница. Время возведения — 1650-е годы. Примыкает к трапезной и является самой высокой постройкой. В среднем ярусе была построена церковь Живоначальной Троицы, которую после переименовали в Сергия Радонежского.
Дворец Алексея Михайловича. Был возведен постепенно. В 1652—1654 годах построили северную часть. В 1674—1676-ых строение было одноэтажным и состояло из 7 комнат: центр занимали царские покои, север — кухня, в остальных комнатах размещалась семья и свита. В 1686—1687-ых был построен деревянный второй этаж с наружными лестницами. В середине XVIII века палаты пострадали при пожаре, но были восстановлены. При СССР тут размещался военный санаторий.
Царицыны палаты. Построены для супруги Алексея Михайловича Марии Милославской. До 30-х годов XIX века здание имело второй деревянный этаж, который после был снесен. Строение делилось на 2 части — парадную и хозяйственную. Первая часть состояла из центральной половины для царицы и боковой для слуг.
Трапезная. Сооружена в 1650-х годах вместо старого здания, в начале XIX века было значительно перестроено из-за обрушения. Четырехэтажная трапезная стала одной из крупнейших каменных построек своего времени: в подвале на глубине 6 метров были колодец и ледник, на первом этаже — кухня, на втором — кельи, на третьем — столовая, на четвертом — казна.
Братские корпуса. Находятся вдоль южной стены. Палаты имеют большие размеры. Сегодня там живут монахи.
Стены и башни. Их строительство началось перед войной России и Польши

Монастырь имел важное оборонительное значение. Стены были построены менее чем за 5 лет

Изначально было 7 башен, но до нашего времени не все сохранилось.

Святыни обители

  • На территории монастыря расположена могила старца Симеона, а также купель и источник Саввы Сторожевского. Сюда же перенесли мощи основателя обители.
  • Кроме того, в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре хранятся частицы мощей многих святых: Матроны Московской, Моисея (основателя Оптиной пустыни), Кипрских мучеников, Анны Кашинской, Федора, Константина и Михаила Муромских, великой княгини Елизаветы, Серафима Саровского.
  • Здесь же находятся частицы камня Гроба Господня, камня Голгофы, чудотворные иконы, включая икону Серафима Саровского и Саввы Сторожевского с частицами мощей.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

Что­бы попасть в место, с кото­ро­го начи­нал­ся Зве­ни­го­род, нуж­но попро­сить кон­дук­то­ра или води­те­ля «оста­но­вить на Город­ке». Собор Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы на Город­ке – это неболь­шой бело­ка­мен­ный храм с одним купо­лом. Стро­и­ли его мос­ков­ские масте­ра где-то на рубе­же XIV и XV веков. Древ­ний. Таких древ­них хра­мов сохра­ни­лось мало – вот, напри­мер, Тро­иц­кий собор в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ре, или собор Неру­ко­твор­но­го Спа­са в Спа­со-Анд­ро­ни­ко­вом мона­сты­ре (в Москве). Все они свя­за­ны с име­на­ми пре­по­доб­но­го Сер­гия и его уче­ни­ков – пре­по­доб­ных Сав­вы Сто­ро­жев­ско­го и Анд­ро­ни­ка Московского.

К Успен­ско­му собо­ру на Город­ке нуж­но под­ни­мать­ся: сна­ча­ла по желез­ной кова­ной лест­ни­це, потом — в гор­ку. По обе сто­ро­ны доро­ги – ого­ро­ды, дере­вян­ные избы. Так все, навер­ное, и было 7 веков назад – изго­ро­ди, под­сол­ну­хи, куры-гуси во дворах.

Рестав­ра­ци­он­ные леса, нако­нец, сня­ли, и теперь бес­пре­пят­ствен­но мож­но полю­бо­вать­ся тво­ре­ни­ем древ­них зод­чих, кото­рые в камне сла­ви­ли Господа.

Навер­ху, по пери­мет­ру апси­ды – полу­круг­ло­го высту­па – вьет­ся камен­ный орна­мент, опо­я­сы­ва­ю­щий фасад собора.

Когда захо­дишь внутрь, гла­за долж­ны попри­вык­нуть к сумра­ку собо­ра, что­бы раз­гля­деть сохра­нив­ши­е­ся фрес­ки XIV века. Вот ангел вру­ча­ет сви­ток с мона­ше­ским обще­жи­тель­ным уста­вом пре­по­доб­но­му Пахо­мию. Повы­ше – свя­тые вра­чи Флор и Лавр. А вот пре­по­доб­ный Вар­ла­ам бесе­ду­ет с индий­ским царе­ви­чем Иоаса­фом. А если запро­ки­нуть голо­ву, то там, в бара­бане купо­ла – про­рок Даниил.

Лик Спа­са Все­дер­жи­те­ля (“Рус­ский Спас”), хоро­шо извест­ный нам, ока­зы­ва­ет­ся, был обна­ру­жен в 1918 году здесь же, в Успен­ском собо­ре. Вме­сте с ико­на­ми архан­ге­ла Миха­и­ла и апо­сто­ла Пав­ла, образ хра­нит­ся сей­час в Тре­тья­ков­ской гале­рее. Не было у ико­но­пис­цев обы­чая под­пи­сы­вать свои тво­ре­ния – кто я такой, все­го лишь кисточ­ка в Божи­их руках – пото­му-то чаще все­го и не зна­ем мы, кто писал ту или иную ико­ну. Но Спас Все­дер­жи­тель с боль­шой веро­ят­но­стью напи­сан рукой Андрея Рублева.

Купель в Саввино-Сторожевском монастыре

Примерно в 150 м от стен монастыря имеется святой источник Преподобного Саввы. Он образовался в глубоком овраге рядом с пещерой, в которую Савва уходил для общения с Господом и совершения молитв. Позже на этом месте построили скит, а воду в источнике освятили. Многие паломники после посещения этого места исцелялись от различных недугов.

В советские годы скит был разрушен. После Отечественной войны здесь располагался военный санаторий. Восстановление скита было осуществлено только в начале XXI века. Теперь здесь созданы все условия для комфортного посещения святого места: организованы стоянка, туалет, детская площадка, есть кафе. Купель окружена деревьями, везде установлены скамейки, на которых можно отдохнуть после купания и насладиться свежим воздухом в тени деревьев. На территории есть церковная лавка с большим ассортиментом товаров: иконами, маслом, свечами, духовной литературой. Вблизи расположился магазин, где можно приобрести приготовленные в монастыре пирожки и хлеб, сладости, кагор, безалкогольные целительные бальзамы, медвежий жир, травяные сборы.

Купель со святым источником, Маргарита Кушниренко

Рядом с купелью стоит раздевалка, в которую паломники заходят перед погружением. Для удобного спуска установлена лестница с перилами. Температура воды в источнике круглый год держится на отметке 4°С, поэтому желающих окунуться обычно немного. После купания следует взять с собой бутылку святой воды, набранной из источника.

Расписание богослужений

Вот действующий график проведения служб в Звенигородском монастыре:

Понедельник. Пятая Седмица Великого воздержания (Прп. Венидикт Нурсийский):

  • 6 утра – полночная служба, утренняя, изобразительны, часы, церковное вечернее служение и лития;
  • 5 вечера – утренняя и Великое Повечерие.

Вторник. Мч. Аглапия и другие:

  • 6 утра – полночное служение, часы, изобразительны, лития и храмовое вечернее служение;
  • 13:00 – проведение в Преображенском соборе обряда Соборования;
  • 5 вечера – утренняя и Повечерие Великое.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Казанской Божьей Матери в Коломенском

Среда. Мученица Саввнна:

  • 6 утра – полночное церковное служение, изобразительны, часы, вечерняя. Выполнения песнопения Даров Преждеосвященных;
  • 5 вечера – утреня с произнесением Великой молебни Преподобного Андрея Критского.

Четверг. Четверток Канона Великого. Преподобного Алексия, человека Господнего:

  • 6 утра – полночное богослужение, изобразительны, часы, вечерняя, совершения песнопений Даров Преждеосвященных;
  • 5 вечера – утренняя и Повечерие Великое.

Пятница. Свт. Кирилла, архиепископа Иерусалимского:

  • 6 утра – богослужение полночное, изобразительны, часы, вечерняя, проведение песнопений Преждеосвященных Даров;
  • 5 вечера – утреняя с прочтением Акафиста Царице Небесной.

Суббота. Похвала Деве Марии (субботнее чтение акафиста). Мученикам Хрисанфа и Дарии:

  • 6 утра – молебень Братская. Полночная служба;
  • 7:45 – часы, духовное песнопение, произнесение акафистов Прп. Савве Сторожевскому;
  • 5 вечера – всенощная.

Воскресенье. 5-я неделя Великого воздержания. Святой Марии Египетской:

  • 6:30 – ранняя духовная Литургия в Троицком соборе;
  • 9:30 – поздняя, духовное песнопение в Соборе Рождества Богоматери, произнесение акафистов Прп. Савве Сторожевскому;
  • 5 вечера – вечерня, чин о пассии (произнесение акафиста Страстям Христовым).

Звенигород

Существует много версий о происхождении его названия. Самая распространенная из бытующих была связана с колоколами. Именно ими издавна славится Звенигород. В летописях рассказывается, что звон колокола, особенно Большого Благовестного, был слышен даже в Москве, находящейся в шестидесяти километрах. Согласно другой версии, этот сигнал всегда предупреждал жителей о пожаре. Бытует еще одно мнение, по которому Звенигород так назван в честь расположенных на его территории многочисленных ручейков, которые звенят повсюду. На фоне таких красивых предположений никак не воспринимается еще одна версия: якобы раньше здесь в каждом дворе разводили свиней, а потому поселение назвали Свиногородом, а со временем название трансформировалось в Звенигород.

Где остановиться

При обители действует гостиница на пятьдесят мест. На трех ее этажах размещены одно-, двух- и четырехместные номера, есть один шестиместный. Уровень номеров – от эконом-класса до люксовых. В одноместных номерах – душевая и санузел находятся на этаже, в остальных – непосредственно в номере. Работает эта гостиница без выходных, круглые сутки. Заселиться можно после 17.00, а вот выехать необходимо до 15.00.

Чтобы остановиться здесь, гостям следует иметь при себе документы: паспорта либо же свидетельства о рождении (для детей).

Важно! Дети до пяти лет могут жить в гостинице бесплатно (только с родителями). Пребывание животных здесь запрещено.Чтобы забронировать место заранее, свяжитесь с администрацией при помощи телефона

Скит Преподобного Саввы

Для молитв в уединении преподобный Савва часто удалялся подальше от монастыря в овраг. Позже на этом месте он выкопал пещеру, в которой имел возможность поговорить с Господом один на один. После его смерти на месте пещеры была возведена церковь с кельями и хозяйственными постройками, так называемый Скит.

В Скит часто приходили люди, которые искали душевного равновесия. Скит Саввы посещали князья и императоры, в частности царь Александр II и Великий князь Сергей Александрович.

В советские времена Скит очень пострадал. Большинство зданий были разрушены, а уцелевшие были отведены для проживания семьям военных служащих. Только к 600-летию монастыря была проведена реставрация Скита, возобновлена работа источника, построена купальня.

Состояние сейчас

Сегодня в обители живут около 30 монахов. Помимо монашеского служения, они занимаются и социальной деятельностью.

В монастыре действуют:

  • Детский приют. Он расположен в самом Звенигороде. Тут проживает до 30 детей. Некоторые проходят курсы реабилитации в центре при приюте. Всего за время работы приют выпустил около 100 человек. Помимо общих предметов, дети изучают православие и церковнославянский язык. Примечательно, что работа осуществляется исключительно на добровольные пожертвования монастырю.
  • Издательство. Монастырь имеет собственное издательство, выпускающее богословские книги, произведения разных авторов, посвященные обители открытки, журнал «Саввинское слово».

В начале XX века в Москве было открыто Саввинское подворье на Тверской улице. Сегодня оно занято коммерческими фирмами и со всех сторон окружено новыми зданиями. Интересный факт: в 1939-м во время расширения улицы потребовалось передвинуть постройку вглубь. Это было сделано ночью в ноябре 1939 года без отселения жильцов.

Усадьба Введенское

Последний пункт, который нам очень хотелось посетить до отъезда в Москву — усадьба Введенское. Фотографии в интернете обещали нам целый усадебный ансамбль, на деле же нас ожидал лишь короткий разговор с охранником: «только по предварительной записи». Полнейшее разочарование!


Ворота в Усадьбу Введенское

Сейчас на территории усадьбы расположен санаторий, а на воротах висит табличка с правилами посещения: экскурсию проводит специалист санатория по предварительной заявке по-телефону или через электронную почту.


Правила посещения усадьбы Введенское

Ничего не оставалось делать, кроме как идти на вокзал.


Звенигород. Въезд в город

За время прогулки мы отсняли небольшое видео о Звенигороде: всё самое интересное о городе за две минуты. Приятного просмотра и хороших всем поездок!

Судьба Савво-Строжевского монастыря после революции

После революции 1918 года монастырь закрыли, а святые мощи преподобного Саввы изъяли, чем вывали бурю протестов горожан и последовавшие аресты. Интересно, что этот поворот истории преподобный Савва предсказывал перед своей кончиной. Он говорил, что придет время, когда люди забудут Бога и ему придется уйти из монастыря, но он не исчезнет, а будет в тайном месте молиться за заблудшие души перед концом света. Его слова были даже напечатаны в большевистских газетах, как подтверждение контрреволюционности монашества. В Советское время здесь располагались многие учреждения от воинской части и санатория, до музея. Не обошлось без загадок. Так в 1918 году монахи, не дожидаясь прихода большевиков, решили спрятать сокровища, и бросили все в пруд. Сколько потом не искали чекисты ничего не нашли, ни в двадцатые годы, ни в тридцатые, когда поиски возобновили. Тайна этих сокровищ до сих пор не разгадана. После падения советского режима, обитель ожила. Мощи вернули назад, возобновили богослужения, и пришли в монастырь новые послушники.

Сегодня Саввино-Строжевский монастырь можно посетить как в качестве паломника, так и в качестве туриста, ведь на территории монастыря в Царицыных палатах, расположен музей. Через башню, которая находится слева от входа (там находится кафе) можно выйти на стену монастыря.

А если выйти с территории монастыря — то перед нами будет смотровая площадка с великолепным видом на окрестности.

Смотровая площадка около Саввино-Строжевского монастыря

В целом, Саввино — Строжевский монастырь — это место обязательное к посещению. Что-то здесь определенно точно есть.

Кстати, не торопитесь быстро отсюда уехать — рекомендую прогуляться (или доехать) до скита и купальни. О чем будет мой следующий рассказ.

Как добраться

Адрес:

Московская область, г. Звенигород (Одинцовский район), Городок, 5.

Проезд:

До Звенигорода можно доехать автобусом от станции метро «Кунцево» или электричкой от Белорусского вокзала. Вокзал Звенигорода — конечная станция боковой ветви, поезда ходят туда нечасто (в среднем раз в 1,5 часа), поэтому, планируя поездку, узнайте расписание. Вокзал находится за чертой Звенигорода, до города или его окрестностей нужно еще добираться. От вокзала ходят автобусы, отправление которых синхронизировано с расписанием электричек. До монастыря следуют маршруты №№23 и 51.

Телефон:

(приемная наместника); 8(903)274-01-21 (паломнический отдел), 8(963)640-37-00 (гостиница).

; и (гостиница).

https://savvastor.ru/

Монастырь в ХХ веке

После Октябрьской революции обитель была закрыта. В 1918г. представители советской власти г. Звенигорода в следствии попытки изъять ценности и продуктовые запасы монастыря, провоцируют конфликт с монастырскими братьями и крестьянами близлежащих сел. В результате 3 человека из представителей власти было забито палками и камнями до смерти.

За попытку «контрреволюционного мятежа» игумена Макария и священника Державина вместе с 2-мя крестьянами приговаривают к пожизненному заключению на каторге без права свиданий. Более легкое наказание в виде 10 лет тюремного режима получили еще 8 крестьян. В результате рассмотрения «дела о мятеже в г. Звенигороде» мощи Саввы конфисковывают, а монастырскую обитель закрывают.

Позднее останки Саввы были переданы Михаилу Успенскому, работающему в комитете по охране памятников. Он сохранил их, закопав у себя на даче и передал мощи церкви, только в 1985 г. Во время ВОВ в 1941 г. несмотря на то что линия фронта находилась в 3000 м. от монастыря, в него не попал ни один снаряд. После ВОВ на территории монастыря в разное время размещали: санатории, военные части, музей.

В 1995 г. состоялось повторное открытие храма. На празднование 600 годовщины в 1998 г. Патриарх Алексей II вернул в обитель мощи Саввы Сторожевского.

История

Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась.

Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода).

В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.

К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе или просто Рублёвка.

Во время Отечественной войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин (Виноградский). Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.

В 1917 году настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918-го сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Иванович Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преп. Саввы Сторожевского, — что стало причиной «Звенигородского мятежа». Участники мятежа убили Макарова и ещё двух коммунистов, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание… В середине 1919 года монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации был разрушен уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный). В 1986 году сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.

9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождающимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector