Поэт введенский александр иванович

Использованные материалы

  • Свящ. Георгий Ореханов, М. В. Шкаровский. Введенский Александр Иванович. Том 7, стр. 349-352:

  • Александр (Введенский) I, страница сайта «Русское Православие»:

  Левитин-Краснов А., Шавров В., Очерки по истории русской церковной смуты. 1922–1946, Kuesnacht. Schweiz, 1978, с. 22-23, цит. по Каверин Николай «Обновленчество 20-х и 90-х годов: неразрывная преемственность», Современное обновленчество — протестантизм «восточного обряда» , Москва: «ОДИГИТРIЯ», 1996, публикация на сайте Благодатный Огонь,

  до 1918 года Захарие-Елисаветинский храм был церковью лейб-гвардии Кавалергардского полка

  Из показаний прот. П. Кедринского на Петроградском процессе 1922 г.- Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. 89305. Том 17. Л. 75-76

  «За Христа». 1922. № 1–2.

  См. публикации материалов диспутов: Христианство или коммунизм. Л., 1926; Личность Христа в современной науке или литературе. М., 1928

  Введенский служил в храме в кон. 20 — нач. 30-х годов

Особенности творчества

Введенский Александр был очень далек от футуристских представлений о прекрасном будущем, что сближало его с Велимиром Хлебниковым. В их произведениях было много общих моментов: упрощенные метрика и рифмовка; частые тематические и формальные отсылки к классическим текстам; специальное искажение ритма и прозаизирование стихотворных строк. Однако было и существенное отличие в тематике: Введенский никогда не пускался в романтизацию прошлого или будущего. Единственное, во что верил и о чем писал поэт – бог, смерть и время.

Александр Введенский (стихи это доказывают) верил в то, что время может проявиться лишь в смерти, Хлебников же был уверен в непреложности временных законов. В одном из стихотворений Александра Ивановича встречается восклицание: «Ах! Пушкин…» Это наиболее четко передает его представление о мире, как о разрушившейся цивилизации не только в историческом плане, но и в метафизическом.

Просуществовали обэриуты недолго. Рабочие и крестьяне не понимали их стихов и видели в них только аполитичность и ненадежность. В советских газетах и журналах поэты кружка подвергались серьезным нападкам критиков. Все это привело к уничтожению литературного сообщества.

Две противоположности

В июле 1925 года в записной книжке Хармса появляется запись «Введенский Александр Иванович, Съеждинская ул, дом 37». Улицу «Съезжинская» он зарифмовал с той, на которой жил сам – Надеждинской. Это ирония Хармса — а есть ирония жизни: до этого улица называлась… Вторая Введенская.

Введенский еще в детстве успел поменять военное будущее на гражданское (три года учился в кадетском корпусе, но мать забрала его оттуда и отправила в гимназию). В гимназии его укоряли за шалопайство и считали совершенным ребенком, несмотря на взрослый вид. Он рано начал курить, мало кто помнил его без папиросы во рту. Любимая марка в конце жизни – «Казбек» в мягкой пачке.

Они были в чем-то противоположностями. Хармс высок ростом, Введенский – не слишком. Но Введенский был при этом красив лицом. Хармс одевался чудаковато, но заботился о внешнем лоске, всегда до блеска надраивал ботинки. Введенский носил костюм – но вечно помятый, запачканный пеплом, хотя всегда был при галстуке. Хармс был чистюлей – «в отличие от А.И. Введенского, его друга, который всегда был в пуху или небрит, или недомыт по техническим причинам», – как вспоминает их подруга, художница Алиса Порет. Кстати, в своих воспоминаниях она сохранила несколько замечательных и характерных эпизодов.

Личная жизнь

Личная жизнь поэта была бурной, современники описывали его как ловеласа. Первой большой любовью автора стала Тамара Мейер, с которой он познакомился в гимназии. После расставания встретил Анну Ивантер, на которой женился в 1930 году. Брак просуществовал 6 лет.

Александр Введенский и жена Галина Викторова

Только на закате жизни Введенскому удалось обрести семейное счастье. Будучи в Харькове, он познакомился с Галиной Викторовой, которая стала его второй женой. Избранница родила Александру Ивановичу единственного сына, названного Петром. Кроме того, он воспитывал пасынка Бориса.

Введенский и «фин»

 Все помнят стихи Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии». А вот как сложился такой разговор у Введенского:

«Когда раздался звонок, и ему крикнули соседи, что это «фин», он ловко нырнул под тряпки и притворился спящим. Ноги его торчали, и «фин» долго его будил, потом положил бумаги на окно и строго стал допрашивать о заработках, договорах, наживе. Введенский вяло сознался, что «что-то было, что он ничего не помнит, что деньги сует в карман, отходя от кассы, их не считает и сейчас же пропивает в культурной пивной под Детгизом». Они долго пререкались, около часу стоял над лежащим Сашей собиратель налогов и наконец сказал:

— Я опишу имущество.

— Пожалуйста.

— Да у вас ни черта нет!

— Как же – вот, описывайте.

На двери огромным гвоздем была прибита черная дамская перчатка.

— А стола нет – где едите?

— В столовой Ленкублита.

— А стихи где пишете?

— В трамвае.

— Да неужто вы здесь спите?

— Нет, я сплю у женщин.

— Закурить есть?

Введенский вынул из кармана смятую коробку:

— Прошу.

Они сели рядом на тряпки, и фининспектор сказал:

— Да, ну и житуха у вас, хуже нашей – собачья.

И они мирно поговорили о том, о сем. «Фин» обещал заглянуть».

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

В числе первых, из сорока девяти храмов Чухломского уезда, Введенская церковь построена неизвестными мастерами на высоком берегу речки Мелши, притока Виги, по которой волость и получила название Вижской. Возведена каменная церковь в 1800 году на средства прихожан — помещиков окрестных усадеб и зажиточных крестьян 25 селений обширной округи. Места эти в XVI веке неоднократно разоряли казанские отряды, в Смутное время польской интервенции край сильно запустел. Но уже в XVII веке первый русский царь из рода Романовых — Михаил Федорович раздал здешние земли стрельцам и боярам за верную службу. Долгоруковы и Дурново стали владельцами и хозяевами этих угодий.

Деревянный храм несколько раз ветшал, горел и строился вновь. Возведение каменной церкви началось при жизни владельца усадьбы Степана Васильевича Перфильева, генерал-майора, одного из воспитателей будущего императора Павла I, друга князя А.И. Мещерского и поэта Г.Р. Державина. Завершилось строительство после его смерти, когда усадьбу в Стан купил Его Превосходительство генерал Александр Дмитриевич Семичев. Сын Семичева — Павел, известный театрал, жертвовал немалые средства на украшение и убранство церкви, а великий князь Александр Александрович Вяземский, следующий владелец усадьбы, крестил в храме свою дочь и двух сыновей. Долгое время жила в усадьбе Введенское и молилась в храме еще одна благотворительница, жена генерала Карла Ивановича Зейферт — Надежда Петровна. В числе более чем двух тысяч прихожан были семьи дворян Кадниковых, Языковых, Шигориных, Лермонтовых, Сальковых, Перфильевых и т.д.


Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Виге. с.Введенское.

К началу XX века Введенс­кий храм считался одним из самых богатых и красивых по внутреннему убранству. Вокруг церковной площади, вымо­щенной кирпичом, располага­лись 12 торговых лавок, цер­ковно-приходская школа, ка­менная двухэтажная богадель­ня, построенная на средства крестьянина деревни Бариново Дмитрия Климовича Лебедева, и дома причта. Позади храма сохранился до наших дней огромный, площадью 20 гектаров, старинный парк, зало­женный генералом Степаном Васильевичем Перфильевым.

В первой половине XIX века служил в церкви священник Ан­тоний Соболев, сын которого — Иоанн во время учебы в Санкт- Петербургской духовной акаде­мии подружился с будущим свя­тым, в земле российской просиявшим, Иоанном Кронштадтс­ким. Сам Иоанн Соболев про­жил долгую жизнь, был священ­ником одной из церквей север­ной столицы, а затем настояте­лем Исаакиевского собора.

Иоанн Антонович в летние месяцы гостил в доме отца, а после его смерти в семье сест­ры Юлии, выданной замуж за священника Федора Воскресен­ского. Каждый его приезд был праздником для жителей села, многим он помогал духовно и материально. Существует уст­ное предание, что вместе с ним посещал Введенский храм и его друг Иоанн Кронштадтский.

Племянник Иоанна Соболе­ва — Михаил Федорович Воскре­сенский после смерти жены и ребенка принял монашеский постриг с именем Макарий и бу­дучи архимандритом Александро-Невской лавры был репрес­сирован и сослан на Соловки. Больной и немощный, вернул­ся к сестре в Чухлому умер г 1931 году. Годом раньше в селе Введенское раскулачили весь церковный причт, священника Апександра Николаевича Птицына сослали в Северные края, где он и умер. Второй свя­щенник Николай Александро­вич Наградов, протопресвитер вместе с бывшим псаломщи­ком Александром Ивановичем Вигским расстреляны 26 авгу­ста 1937 года. Расстрелян в Ярославле и сын здешнего свя­щенника Николая Суворова — Дмитрий.


Фрагмент храма села Введенское.

В 1934-35 годах сельскую церковь окончательно разгра­били и разорили, заняв пустое здание под машинно-тракторную станцию. И теперь, по про­шествии семидесяти с лишним лет, отделяющих нас от скорб­ных событий, трудно вернуть храму былое великолепие. Но Господь велик и может все! Ру­шили деды, а восстанавливать необходимо внукам и правну­кам. Наверняка найдутся по­томки бывших дворян, купцов, лесопромышленников, свя­щеннослужителей и крестьян, чьи предки жили на благосло­венной земле введенского края и смогут оказать помощь по восстановлению еще одной церкви в Чухломском районе Костромской области. А нача­ло этому доброму делу поло­жили прихожане здешней ма­ленькой церкви в честь Дмит­рия Солунского во гласе со сво­им пастырем — отцом Варфо­ломеем. Второй год с верой и любовью собирает батюшка камни разбросанные ветром неверия и атеизма

 Татьяна Байкова

Газета «ВПЕРЕД» 18 сентября 2008 г.

Публикатор Михаил Шейко

Биография писателя

Введенский Александр Иванович — поэт.

Родился 23 ноября (6 декабря н.с.) в Петербурге в семье экономиста. Учился в гимназии, затем в школе им. Л.Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Но уже в школе начал писать стихи. В те годы любимым поэтом был А.Блок. В 1920-е испытал сильное влияние футуризма. Особенно ценил поэзию Крученых. По окончании школы поступает сначала на юридический факультет Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре оставляет и его. Работал письмоводителем, затем в 1921 — 22 на электростанции «Красный Октябрь». Однако все интересы Введенского — в литературе. В эти годы расширяется круг поэтических, литературных связей поэта, его контакты в мире искусства. Он бывает у Клюева, посещает Кузмина, знакомится с Хармсом, который становится его близким другом. В 1925 они выступают в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами, вступают в Ленинградский союз поэтов, участвуют в сборниках «Собрание стихотворений», в группе заумников (эта деятельность не была ни плодотворной, ни долгой). Стремятся объединить «все левые силы», и в 1927 появляется литературно-театральная группа под названием «ОБЭРИУ» (Объединение Реального Искусства), деятельность которой заключалась в проведении театрализованных выступлений-концертов, часто сопровождавшихся скандалами (надписи бывали такими: «Искусство — это не шкал», «Мы не пироги» и др.). Они провозглашали себя «творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и ее предметов». Просуществовали до 1930, когда были разгромлены. Введенский с 1928 выступал как детский писатель, сотрудничал в журнале «Еж» и «Чиж».

К 1931 почти все ОБЭРИУты были арестованы. Введенский был снят с поезда 10 декабря. Им инкриминировалось, что они отвлекают людей от задач строительства социализма своими «заумными стихами». Введенского обвиняли во «вредительстве в области детской литературы». 21 марта 1932 был освобожден, но лишен прав проживания в 16 пунктах СССР сроком на 3 года. Жил в Курске, затем переехал в Вологду, а завершил ссылку в Борисоглебске в 1933.

По возвращении в Ленинград вступает в Союз писателей. В 1933 — 34 написаны лучшие стихи Введенского — «Мне жалко, что я не зверь», «Приглашение меня подумать», «Четыре описания» и др. В 1936, будучи в Харькове, женится и уезжает с женой на Кавказ, потом возвращается в Харьков, где живет, иногда наезжая в обе столицы. Работает в детской литературе, зарабатывает сочинением клоунских реприз, куплетов, миниатюр. В 1939 пишет пьесу «Елка у Ивановых». Незадолго до войны писал пьесу для кукольного театра С.Образцова. В эти годы мало выступал со своими стихами. Последние произведения — пьесы «Потец», «Где. Когда».

Александр Введенский / Книги

  • Введенский, А. И. Железная дорога / А. И. Введенский ; . — . — Москва : Ад Маргинем Пресс : АВСдизайн, 2017. — с. : ил. — (А + А).
  • Введенский, А. И. Кто? : стихи / рис. Л. Юдина. — Ленинград : Детская литература, 1979. — 16 с. : ил.
  • Введенский, А. И. Кто? : стихи и рассказы / А. Введенский ; рис. Ю. Богатовой. — Санкт-Петербург : ДЕТГИЗ, 2011. — 127 с. : ил.
  • Введенский А. И. Кто? / А. Введенский ; рис. Л. Юдина ; . — [Репринтное воспроизвед. изд.: Кто? / А. Введенский. — Ленинград : ОГИЗ, 1931]. — Москва : Арт Волхонка : РГДБ, 2017. — с. : ил. — («Детям будущего». Книги 1920-х – 1930-х годов. ; В путешествие).
  • Введенский, А. И. Лето : рассказы и повесть для детей / А. Введенский ; . — Санкт-Петербург :Детгиз, 2014. — 115 c. : ил.
  • Введенский А. И. Много зверей / Александр Введенский ; рис. В. Ермолаевой ; . — [Репринтное воспроизвед. изд.: Много зверей / А. Введенский. — Ленинград : Госиздат, 1928]. — Москва : Арт Волхонка : РГДБ, 2017. — с. : ил. — («Детям будущего». Книги 1920-х – 1930-х годов. ; В путешествие).
  • Введенский, А. И. Мяу : / Александр Введенский ; худож. Вера Хлебникова. — Москва : Мелик-Пашаев, 2012. — 32 с. : ил.
  • Введенский, А. И На реке / А. Введенский ; Е. Эвенбах, ил. ; . — [Репринтное воспроизвед. изд.: На реке / А. Введенский. — Ленинград : Госиздат, 1928]. — Москва : Арт Волхонка : РГДБ, 2017. — с. : ил. — («Детям будущего». Книги 1920-х – 1930-х годов. ; В путешествие).
  • Введенский, А. И. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке : / А. Введенский ; худож. Мария Покровская. — Москва : Август, 2001. — 95 с. : ил. — (Повести для самых маленьких).
  • Введенский, А. И. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке : повесть / Александр Введенский ; художник Диана Лапшина. — Москва : Махаон, 2018. — 96 с. : ил. — (Библиотека детской классики).
  • Введенский А. И. Путешествие в Крым / . — . — Москва : Ад Маргинем Пресс : АВСдизайн, 2017. — с. : ил. — (А + А).
  • Введенский А. И. Рыбаки / А. Введенский ; В. Ермолаева, . — [Репринтное воспроизвед. изд.: Рыбаки / А. Введенский. — Москва : Госиздат, 1930]. — Москва : Арт Волхонка : РГДБ, 2017. — с. :ил. — («Детям будущего». Книги 1920-х – 1930-х годов. ; В путешествие).
  • Введенский, А. И. Самый счастливый день : повести для детей / Введенский А. ; рис. Арона Зинштейна ; . — Санкт-Петербург : Детгиз, 2012. — 50 с. : ил.
  • Введенский, А. И. Сказка о четырех котятах и четырех ребятах / Александр Введенский ; . — Москва : Просвещение, 2017. — с. : ил. — (Книжка за книжкой).
  • Введенский, А. И. Сны : стихи / рис. И. Наховой. — Москва : Детская литература, 1977. — 6 с. : ил. — (Для маленьких).
  • Введенский, А. И. Стихи про орла, про лису, про медведя / А. И. Введенский ; худож. Б. Калаушин. — Москва : Малыш, 1991. — 40 с. : ил.
  • Введенский А. И. Чудаки : стихи, рассказы / Александр Введенский, Юрий Владимиров ; . — Санкт-Петербург : Амфора, 2011. — 47 с. : ил. — (Библиотека младшего школьника).
  • Введенский, А. И. Щенок и котенок : стихи / А. И. Введенский ; худож. Е. Чарушин. — Ленинград : Художник РСФСР, 1976. — 20 с. : ил.
  • Игра : стихи / Д. Хармс, Н. А. Заболоцкий, Ю. Д. Владимиров, А. И. Введенский ; худож. В. Васильев. — Петрозаводск : Карелия, 1988. — 63 с. : ил.
  • Необычные стихи / Саша Чёрный, А. Введенский, Ю. Владимиров ; художники А. Аземша, Б. Калаушин, С. Остров, Н. Салиенко. — Москва : АСТ, 2017 (макет 2018). — 127 с. : ил. — (Книжка за книжкой. Секрет внутри! Малыш).
  • Часы в коробочке : Стихи. Рассказы. Сказки / А. Введенский, Ю. Д. Владимиров, Д. И. Хармс, Н. Олейников ; сост. В. Глоцер ; предисл. В. Глоцер ; послесл. В. Глоцер ; худож. С. Остров. — Санкт-Петербург : Амфора, 2005. — 125 с. : ил.

До цифры 37

Как и многие поэты, как и друг его Хармс, умрет Введенский в 37 лет.

Не плещут лебеди крылами

Над пиршественными столами,

Совместно с медными орлами

В рог не трубят победный.

Исчезнувшее вдохновенье

Теперь приходит на мгновенье,

На смерть, на смерть держи равненье

певец и всадник бедный.

Но он еще успеет дважды жениться: первый его официальный брак не будет долговечным, итог ему поэт подведет телеграммой «Доехали, как хотели». Он успеет встретить свою главную любовь – Галину Викторову, уедет к ней в Харьков, она родит ему сына Петю. Окажется, что Александр Иванович –любящий отец и муж. И не пьяница, и не «запойный игрок». Он еще успеет немного побыть счастливым.

Кому нужно было непременно сгубить Введенского и Хармса в 41-м, их друга Олейникова в 37-м? Надеюсь, что читатель несведущий (что не значит – невежественный) станет искать, что значит слово «чинарь», что такое ОБЭРИУ, захочет прочесть стихи и пьесы Введенского и его друзей. Тогда и он непременно задастся таким вопросом. Может быть, однажды мы перестанем быть обществом, где сложные вопросы любят доверять карьеристам и дуракам решать при помощи тупой и бессмысленной жестокости, с не знающей удержу силой. 

Для чего записывают разговоры друзей

Одноклассник Введенского по гимназии, писатель и философ, и тоже чинарь и обэриут Леонид Савельевич Липавский записывал разговоры друзей. Для чего это делают обычно? Ну, часть людей, понятное дело, стучит (сейчас таких снова много развелось). Но Леонид Липавский спасал для нас с вами то, что тот же Введенский никогда бы не стал записывать сам…  

О вдохновении:

А. В.: Оно не предохраняет от ошибок, как это думают обычно; вернее, оно предохраняет только от частных ошибок, а общая ошибка произведения при нем как раз не видна, поэтому оно и дает возможность писать. Я всегда уже день спустя вижу, что написал не то и не так, как хотел. Да и можно ли вообще написать так, как хочешь? 

Об искусстве, мире, разуме и времени:

Поэзия производит только словесное чудо, а не настоящее. Да и как реконструировать мир, неизвестно. Я посягнул на понятия, на исходные обобщения, что до меня никто не делал. Этим я провел как бы поэтическую критику разума – более основательную, чем та, отвлеченная. Я усумнился, что, например, дом, дача и башня связываются и объединяются понятием здание. Может быть, плечо надо связывать с четыре. Я делал это на практике, в поэзии, и тем доказывал. И я убедился в ложности прежних связей, но не могу сказать, какие должны быть новые. Я даже не знаю, должна ли быть одна система связей или их много. И у меня основное ощущение бессвязности мира и раздробленности времени. А так как это противоречит разуму, то значит разум не понимает мира.

Творческий спутник по имени Хармс

Между прочим, в «Чинари» входил и Д. Хармс, именовавший себя «чинарем-взиральщиком». А еще раньше они с А. Введенским декларировали поэтическую платформу «двоих». Судьбы поэтов после состоявшегося знакомства вообще шли «по одной неровной линии», хотя и внешне, и по характеру эти два человека были противоположностью друг другу.

В отличие от собрата по перу, Александр Введенский предпочитал скромно одеваться, но при этом был азартен в игре (чего терпеть не мог Д. Хармс) и заключении всевозможных пари. Общим в их манерах поведения было разве что-то, что у обоих в карманах не задерживались деньги. Зато по части литературных вкусов и мнений они были всегда заодно.

Гимназические годы

В 1914 году Введенский Александр был зачислен в петербургский кадетский корпус вместе со своим младшим братом. Однако в 1917 году мать решила перевести сыновей в гимназию, которая позднее стала 10-й Трудовой школой им. Л. Лентовского. Учебное заведение будущий поэт окончил в 1921 году.

Эта гимназия отличалась от других подобных учреждений талантливыми и опытными учителями, рассказы о которых ходили по всему городу. Здесь Введенский завел первых друзей – Я. С. Друскина и Л. С. Липавского. А также познакомился со своей будущей женой Т. А. Мейер, с которой писатель зарегистрировал отношения сразу после окончания гимназии, но в 1930 году развелся. В эти же годы молодой Александр начинает пробовать сочинять стихи.

Окончив трудовую школу, в которую уже успели переименовать гимназию, Введенский пошел работать конторщиком, а затем его сделали счетоводом на стройке электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году ему удалось поступить в Педагогический университет на факультет общественных наук по специальности «Право».

Одновременно с учебой продолжал работать. Так, с 1923 по 1924 год служил в Фонологическом отделе. В эти же годы стал членом Ленинградского союза поэтов, когда его спросили о направлении, то отнес свое творчество к футуристическому.

Творческое наследие

На творческом счету Александра Введенского — 30 детских поэтических сборников. Из «взрослого» наследия при жизни была лишь «слава одного стихотворения». Это «Элегия», в которой есть, например, такие пронзительные строки:

Мне жалко, что я не зверь, Бегающий по синей дорожке, Говорящий себе: «Поверь», А другому себе: «Подожди немножко»…

Но мы бы не знали ни «Кто?» («Дядя Боря говорит…»), ни «Когда я вырасту большой», ни «О девочке Маше» и других произведений, если бы в блокадном Ленинграде Яков Друскин не сберег творческий архив поэта. И оказалось, что стихотворная «заумь» — это тонкая и, я бы сказала, звонкая игра, за которую никому не приходило в голову осуждать ни Льюиса Кэрролла с Бармаглотом, ни Туве Янсон с Муми-Троллями, но которой были лишены многие поколения советских детишек… пока не был реабилитирован человек, эту игру придумавший — поэт Александр Введенский.

Имя его вернулось к читателям в 1980-х, и хочется верить, что навсегда.

Литература

  • Устав гражданина белого духовенства «Живая церковь». Нолинск, 1922;
  • Козаржевский А. Ч. А. И. Введенский и обновленческий раскол в Москве // ВМУ: Ист. 1989. № 1. С. 54-66;
  • Акты свт. Тихона. С. 85-87 и др.;
  • Чельцов М. П., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930 гг. // Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 17. С. 418-441;
  • РПЦ и коммунистическое государство: 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996; Политбюро и Церковь;
  • Степанов И. О «Живой церкви». М., 1922;
  • Окунев Як. «Смена вех» в Церкви. Х., 1923;
  • Титлинов Б. В. Новая Церковь. М.; Пг., 1923;
  • он же. Церковь во время революции. Пг., 1924;
  • Ильинский Ф. И. Правда церк. раскола. Козлов, 1924;
  • Стратонов И. Русская церк. смута: 1921-1931. Берлин, 1932;
  • Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. М., 1996р;
  • Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925-1941. П., 1977;
  • Брушлинская О. Остался нераскаянным // Наука и религия. 1988. № 6. С. 42-46;
  • Очерки истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 247, 248, 258;
  • Левитин, Шавров Очерки смуты; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ XX в. СПб., 1999;
  • Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. С.-Петербургская епархия в ХХ в. в свете архивных док-тов. 1917-1945. СПб., 2000. С. 49, 84, 102, 103, 215, 216, 228;
  • Фирсов С. Л. Власть и верующие: из церк. истории // Нестор. 2000. № 1. С. 207-231;
  • «Обновленческий» раскол. М., 2002.

Портрет в ОБЭРИУ

Важным событием в жизни Введенского и Хармса стало создание в 1927 году знаменитого литературного кружка ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), действовавшего в Ленинграде до 1930 года и входившего на правах секции в Дом печати. Группа молодых поэтов, включавшая, кроме них, также Н. Заболоцкого, Н. Олейникова и др., пыталась приблизить поэтический язык к действительности, «освободившись от догм эпигонов реализма». В «Манифесте» обэриутов Введенский характеризовался следующим образом:

«…разбрасывает предметы на части, но от этого предмет не теряет своей конкретности… разбрасывает действие на куски, но действие не теряет своей творческой закономерности. Если расшифровать до конца, то получается в результате — видимость бессмыслицы. Почему — видимость? Потому что очевидной бессмыслицей будет заумное слово, а его в творчестве Введенского нет, нужно быть побольше любопытным и не полениться рассмотреть столкновение словесных смыслов. Поэзия не манная каша, которую глотают, не жуя и о которой тотчас забывают».

Кстати, исследование Я. Друскина, посвященное поэту, называлось «Звезда бессмысленности».

Когда начались публичные выступления группы, посыпался град критики с обвинениями, в частности, А. Введенского, в «белиберде», «откровенном до цинизма сумбуре» и т. п. Но по воспоминаниям участников этих встреч, при чтении стихов А. Введенским «увлекало не то, чтобы значительностью содержания, а скорее невероятным сплавом лирического и заумного. Прекрасные женщины летали по воздуху, свистели зеленые бобы, а певчие птицы преображались в чоботы…».

патологическая речь →

сочинения

  • Введенский А. И. Причины неверия. По данным религиозной анкеты. Изложение причин и разбор их // Странник. май 1911. С. 682—696; июнь 1911. С. 878—889; декабрь 1911. С. 705—729
  • Введенский А. И. Божественная литургия и Иоанн Кронштадтский // Божия Нива. 1918. № 3-5. С. 36-37
  • Введенский А. И. Гражданский брак и Церковь // Соборный разум. 1918. № 1-2, 8 (21) апреля. С. 8-10
  • Введенский А. И. Смерть религии // Соборный разум. 1918. № 3-5. С. 5-7
  • Введенский А. И. Анархизм и религия. Пг.: Соборный разум, 1918
  • Введенский А. И. Церковь и голод (1922)
  • Введенский А. И. Церковь и революция (1922)
  • Введенский А. И. Программа союза общин Древле-Апостольской Церкви // За Христа. Пермь. 1922. № 1-2. С. 22-24
  • Введенский А. И. Что нужно церкви? // Живая церковь. 1922. № 2. С. 2-4
  • Введенский А. И. Автокефалисты // Соборный разум. 1922, № 1. С. 3-4
  • Введенский А. И. Еще об «автокефалистах» // Соборный разум
  • Введенский А. И. Что должен сделать грядущий собор? // Живая церковь. С. 4-6
  • Введенский А. И. О социально-экономическом вопросе с точки зрения Церкви // Живая церковь. № 2. С. 14-18
  • Введенский А. И. Кто пойдет путем обновления церкви? // Живая церковь. 1922. № 3. С. 2-4.
  • Введенский А. И. Церковь Патриарха Тихона (1923)
  • Введенский А. И. Церковь и государство: Очерк взаимоотношений церкви и государства в России, 1918—1922 (1923)
  • Введенский А. И. За что лишили сана бывшего Патриарха Тихона? (1923)
  • Введенский А. И. Христианство или коммунизм (1926)
  • Введенский А. И. К празднику нашего дела // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. — 1927. — № 4. — С. 8.
  •  Введенский А. И. Доклад на пленуме Священного Синода 22 ноября 1927 г. // Алчущие правды. Материалы церковной полемики 1927 года / Сост. авт. вступ. с. о. Александр Мазырин, О. В. Косик. — М.: ПСТГУ, 2011. — С. 254–275. — 424 с. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). — ISBN 978-5-7429-0441-3.
  • Введенский А. И. Личность Христа в современной науке или литературе (1928)

источники

  •  Галутва Г. В. Вершины и пропасти Александра Введенского, митрополита и человека. — М.-Таруса, 2015.
  •  Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. — М.: ПСТБИ, 1994.
  •  Данилушкин М. Б., Шкаровский М. В. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. — СПб.: Воскресение, 1997.
  •  Из показаний прот. П. Кедринского на Петроградском процессе 1922 г.- Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. 89305. Т. 17. Л. 75-76
  •  Кривошеева Н. А. Религиозные диспуты в Москве в 1923 году // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. № 2 (19). С. 215–225.
  •  Лавринов, Валерий о. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М.: Общество любителей церковной истории, 2016. — 734 с. — (Материалы по истории Церкви). — 1 000 экз.
  •  Левитин А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996.
  •  о. Сергий Желудков. К воспоминания об Александре Боярском
  •  Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. — Новосибирск, М.: Сибирский хронограф, РОССПЭН, 1997.
  •  Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2000. — Т. VII.
  •  Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996.
  •  Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ в XX в. — СПб., 1999.

Сноски

О пороках и страстях

Множество людей убеждены, что поэты – люди легкомысленные и глубоко порочные. Они де пьянствуют, ухлестывают за женщинами, причем всеми подряд, играют в карты и прочие азартные игры на деньги и вечно в долгах. Вычеркнем из этого списка легкомыслие и порочность, а все остальное… да, пожалуй, что и правда. Нет, ну конечно не все, и не всегда. Но Введенский в молодости был именно таким.

Писатель, поэт и драматург Игорь Бахтерев вспоминает, как однажды они с Введенским и Хармсом скинулись, чтобы вместе с Тамарой (будущей гражданской женой Введенского) провести вечер. «Получилась скромная сумма. …Мы подъезжали к Невскому. Когда Шуру посетила неоригинальная для него мысль: удвоить сумму, заглянув на несколько минут во Владимирский клуб. Согласились. Тамара, Даня и я сели в ресторане за бутылкой нарзана, а Шура отправился на рулетку. Несколько минут растянулись больше, чем на час. И пошли мы пешком. Не осталось денег даже на трамвай.

— Сами, дураки, согласились, — заявил виновник нашего разорения. — Пеняйте на себя».

Памятен диалог Введенского с Леонидом Липавским (о Леониде Савельевиче мы еще скажем несколько слов):

А. В.: Мама мне до сих пор простить не может, что в день, когда я выиграл в карты тысячу рублей, а она попросила у меня денег, я дал ей пятерку.

Л. Л.: Тысячу рублей? Когда же это было?

А. В.: Этой осенью. И куда они разошлись, не знаю. Помню, что купил галстук.

Говорили про Введенского, что гонорар он может проиграть даже в очереди в кассу Детгиза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector