Свято-введенский женский монастырь, иваново: фото, история

Подворья

Казанское

  • Адрес: 153507, Россия, Ивановская обл., Ивановский р-н, село Котцыно, ул. Школьная, д. 17
  • Тел.: 8-(4932) 27-00-77 (дежурный)

На подворье имеется деревянное здание с домовой церковью в честь Казанской иконы Божьей Матери в стадии ремонта и обустройства и разрушенный каменный храм в честь Воскресения Христова с приделами в честь Казанской иконы Божьей Матери и во имя святителя Николая.

Богослужения совершаются в недостроенной (не отапливаемой) домовой церкви по воскресным и праздничным дням.

Знаменский скит

Адрес: 153592, Россия, Ивановская область, Ивановский район, с. Буньково

Деревянная церковь скита в честь иконы Божией Матери «Знамение». Церковь находится в завершающей стадии строительства, идут отделочные работы.

Скитский домовой храм во имя преподобного Сергия Радонежского был основан в 1998 году при основании подворья.

К скиту-подворью также приписана церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в селе Тюрюково. Храм в настоящее время недействующий, нуждается в восстановлении и реставрации.

Храм Воскресения Словущего

  • Адрес: 155561, Россия, Ивановская область, Приволжский р-н, с. Толпыгино, ул. Центральная, д. 25
  • Тел.: 8 (49339) 3-91-89; 3-91-20

В подворье имеется храм в честь Воскресения Словущего (престол освящен 15 мая 2001 года) с приделами в честь святителя Николая Чудотворца (освящен 9 августа 1972 архиепископом Ивановским Феодосием), и в честь Смоленской иконы Божией Матери (освящен 18 октября 2001 года).

Службы на подворье совершаются в субботние и воскресные дни, а также в праздничные (двунадесятые и престольные). Божественная литургия с 8:00, по окончании — молебны и панихиды (по просьбам прихожан); вечернее богослужение с исповедью прихожан в конце службы с 16:00.

Лежневское

  • Россия, Ивановская область, пос. Лежнево, ул. Пионерская, д. 5-а
  • Тел.: 21-88-58

В Лежневское подворье входят храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества Христова и Казанской иконы Божией Матери, а также во имя святителя Николая Чудотворца.

Расписание богослужений: среда (утренний молебен, панихида); суббота (утро, вечер); воскресенье (Божественная литургия), все двунадесятые, великие и средние праздники. Вечерние богослужения совершаются с 16:00, а утренние с 9:00.

Подробнее об истории и современном состоянии храмов см. Лежневское подворье Ивановского Успенского монастыря.

Больничные храмы

В число подворий Успенского монастыря также входят два больничных домовых храма в городе Иваново: храм во имя святителя Николая Чудотворца при Областной Клинической Больнице и храм в честь иконы Божией Матери «Помощница в родах» при Научно-исследовательском Институте материнства и детства.

Святоезерская Иверская женская пустынь

Адрес:

Ивановская область, Южский район, поселок Мугреевский, ул. Набережная, д. 2

Телефон:

8-(493)-472-47-90, 8-980-682-09-18, 8-915-821-32-22

По преданию, мужской монастырь «Святоезерская пустынь» был основан на рубеже XIV-XV вв. святителями Московскими Киприаном и Фотием. В 1764 году малолюдный мужской монастырь был упразднен и обращен в приход.

В 1863 году вновь состоялось открытие монастыря, но уже как женского.

После 1917 года монастырь был разрушен и разграблен.

В 1923 году религиозная община монастыря была восстановлена, в 1928 году обитель была окончательно закрыта, храмы обращены в складские помещения, келейные корпуса заселены рабочими-торфоразработчиками. В 1993 году архиепископ Амвросий (Щуров) благословил открытие прихода в одном из храмов бывшей пустыни, а в 1998 году направил в поселок Мугреевский для ведения работ по восстановлению монастыря монахиню Георгию (Диркс).

В 2001 году состоялось открытие женского общежительного монастыря «Святоезерская Иверская пустынь» Священным Синодом. В период до 2011 года монахиня Георгия управляла обителью численностью до 30 сестер. По благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Епископа Иосифа в настоящее время исполняющей обязанности настоятельницы монастыря является монахиня Силуана (Волкова).

История[править]

Свято-Введенский храм в центре Иванова, известный в Иванове как «Красная церковь», был построен на средства горожан в начале ХХ века (архитектор П. Беген). Он имел три престола: Введения Пресвятой Богородицы во храм, свт. Николая Чудотворца и вмч. Феодора Тирона.

Свт.Патриарх Тихон у Введенской церкви в 1918г.

Введенский храм постигла та же участь, что и другие церкви Иваново-Вознесенска. 22 октября 1935 г. власти передали храм обновленцам, и народ перестал его посещать. Ссылаясь на это обстоятельство, городские власти в 1938 г. его закрыли. Убранство храма и иконы были разграблены, а в опустевшем здании расположился Областной Государственный архив.

Во время войны в 1942 г. была сделана первая попытка открыть храм. Верующие собирали подписи, писали многочисленные прошения. Но власти посчитали, что «к открытию церкви нет никаких оснований»…

В 1988 г. по благословению о. Амвросия (Юрасова) была собрана двадцатка верующих — первое условие, при котором в те времена мог открыться храм. 23 ноября из Совета по делам религий при Совете Министров СССР был получен документ о регистрации общины.

Зимой 1989 г. беспрерывно писали в облисполком просьбы о передаче храма. Церковный совет собрал три тысячи подписей за его открытие. Владыка Амвросий направил на имя председателя облисполкома В. Тихомирова письмо (так и оставшееся без ответа), где выражал ту же просьбу. 17 марта подали заявление о проведении в ограде красной церкви митинга. Горисполком отказал…

Голодовка в 1988 г

21 марта три женщины из церковной общины — Лариса Холина, Валерия Савченко, Маргарита Пиленкова — собрались у кинотеатра «Современник». Затем к ним присоединилась Галина Ящуковская. У стены, где они расположились, висел плакат: «Мы не едим и не пьем до открытия Красного храма и готовы умереть на родине первых Советов».

Так просидели они сутки. Было очень холодно. Их постоянно окружала толпа: кто расспрашивал, кто ругался, даже плевали. На следующий день подъехал автобус милиции, и женщин насильно перевезли в ограду Введенского храма. Там на ступеньках храма они провели 10 суток. Власти были настроены враждебно. Через газеты пытались обвинить о. Амвросия в происходящем. По городу устраивали санкционированные манифестации против верующих с лозунгами: «Прекратите голодовку!» Но были и сочувствующие. С каждым днем у ограды храма прибавлялся народ — сотни, тысячи. Стали собирать подписи за открытие храма. О голодающих уже знали в Москве и за границей. В центральной печати в их защиту появились статьи. По радио передавали информацию о голодовке за Введенскую церковь в Иванове. Сбывалось предсказание одного из новых святых нашего края архимандрита Леонтия Михайловского, который 25 лет провел в лагерях и тюрьмах: «Храм отдадут, придет время. Но только о нем надо будет кричать на весь мир».

На 12 день, т.е. 1 апреля в 4 часа утра женщин насильно посадили в машины «Скорой помощи» и перевезли в областную больницу. 5 апреля в больницу пришел секретарь облисполкома Л. Дубов и четыре часа убеждал прекратить голодовку. Только после того как Дубов пообещал, что исполком в течение месяца рассмотрит вопрос о Введенском храме, женщины объявили о прекращении голодовки: «…Мы принимаем решение выходить из голода, восстанавливать свои силы, чтобы вновь продолжать борьбу за Введенскую церковь.» Борьба продолжалась еще год, и только в Страстной Четверг 1990 г. Ларисе Васильевне Холиной передали ключи от храма. Первую службу в Пасхальную ночь о. Амвросий совершил на паперти храма под звездным небом.

Храм был в жалком виде: стены в огромных дырах — следы от вбитых бревен, храм весь израненный, как после артобстрела, окна выбиты, крыша течет… Но главным было — начать службу Богу, начать проповедь, потому что за 70 лет безбожной власти народ изголодался и жаждал духовной пищи — Слова Божия. Первое время проповеди говорили и в начале службы, и в конце. По воскресным дням вечером всем народом нараспев пели Акафист Божией Матери, а потом священники выходили на амвон, им письменно и устно задавали вопросы о вере и о спасении души, на которые они давали ответы.

Вскоре при храме образовалась небольшая община, в основном из певчих: из нее и возникла на месте прежнего партийного архива женская обитель. Подали прошение архиепископу Амвросию, он — Святейшему Патриарху с просьбой благословить при храме женский монастырь. 27 марта (н.с.) 1991 года по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II начал свою жизнь Ивановский Свято-Введенский женский монастырь. Монастырю было чуть более полугода, когда Владыка — архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий — совершил первый рясофорный постриг.

Фото и описание

Свято-Введенский монастырь при Свято-Введенском храме города Иваново был основан 27 марта 1991 года архимандритом Амвросием. Свято-Введенский храм в центре города Иваново построен в начале 20 века на средства горожан (архитектор П. Беген). Но, как и прочие храмы, в октябре 1935 г. храм был передан обновленцам, а в 1938 г. его закрыли. Иконы и прочие предметы убранства храма были разграблены, а в здании разместился Областной архив.

В 1942 г. была предпринята попытка снова открыть храм. Но власти сочли, что для открытия храма нет оснований. Только в 1988 г. было собрано двадцать верующих (необходимый минимум) для открытия храма. В ноябре была зарегистрирована община.

Для того чтобы открыть храм было собрано три тысячи подписей. Но тем не менее городской исполнительный комитет принял решение об отказе в открытии церкви. 21 марта женщины из церковной общины Валерия Савченко, Лариса Холина, Маргарита Пиленкова устроили у кинотеатра «Современник» забастовку с объявлением голодовки. Потом к ним присоединилась и Галина Ящуковская. Через сутки милиционеры перевезли их в ограду Введенского храма. Женщины продолжали голодовку в течение 16 дней. Только после того как представители исполкома пообещали рассмотреть вопрос о передаче Введенского храма, женщины прекратили голодовку. В 1990 г. общине были переданы ключи от храма. Храм находился в ужасном состоянии. Через некоторое время при храме из певчих образовалась небольшая община. Потом из нее возникла женская обитель. 27 марта 1991 г. патриарх Московский Алексий II подписал указ о создании Свято-Введенского женского монастыря.

Cегодня в монастыре вместе с подворьями насчитывается более двухсот человек. Силами насельниц храма, прихожан и благотворителей Введенская церковь была отреставрирована; рядом с храмом возвели несколько зданий, колокольня. Сегодня это одно из красивейших мест города.

У Свято-Введенского монастыря, кроме храма в Иваново и прихрамовой территории в Ивановской области существует несколько подворий. В 1991 г. было создано Преображенское подворье в бывшем селе Доронино. Там была отреставрирована церковь. В январе 2001 г. в зимней части храма был освящен престол во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы и Евфимия Тихонравова, некогда служившего в этом храме. На Преображенском подворье находятся основные монастырские земельные угодья. Здесь монахини выращивают овощи, посадили фруктовый сад, заготавливают грибы и ягоды на зиму, работают на пасеке. Здесь расположен скотный двор монастыря, где выращивают коров, кур.

Когда-то заброшенное село Доронино тоже возрождается. За последнее время возведены: кирпичное трехэтажное здание, около полутора десятков жилых домов из дерева, деревянная двухэтажная трапезная, хозяйственные постройки. Продолжает обустраиваться скотный двор, планируется газификация всего подворья и строительство теплиц.

В марте 1993 г. в старинной усадьбе было создано Покровское подворье в Лежневском районе в деревне Златоуст. Здание усадьбы восстановили за год. Богослужения здесь начались на Рождество в 1995 г. На Покровском подворье строят здание женской школы-интерната, выполнена газификация подворья. Монахини помогают детям-сиротам из поселка Чернцы.

Ильинское подворье находится в г. Гавриловом Посаде. Здесь идет реставрация храм пророка Божия Илии, являющегося памятником архитектуры 18 в.

В лесной зоне деревни Ступкино Лежневского района на землях ранее существовавшей здесь оленеводческой фермы создано еще одно подворье – Сергиева Пустынь в честь Сергия Радонежского. Здесь расположены монастырский сад и пасека. Планируется строительство храма преподобного Сергия, а также келейных корпусов на 100 человек, проведение дороги и газопровода. Временный храм здесь был освящен в 2002 г.

Свято-Введенский монастырь ведет активную социальную и миссионерскую деятельность. Архимандрит Амвросий является духовником православной радиостанции. Монахини участвуют в деятельности Епархиальной Тюремной миссии и постоянно посещают местные исправительные учреждения. Они также трудятся в епархиальной комиссии, занимающейся канонизацией святых.

Николо-Шартомский мужской монастырь во Введенье

Архитектор

1817: Маричелли Г. — строительство по собств. проекту (ограда)

Адрес

: Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье

Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного.

Как доехать

Вид на Священнический корпус и юго-западную башня с монастырской территории

Монастырь расположен в центре Иваново, на ул. Базисная, 23.

Его территория находится в 1 км от железнодорожного вокзала – в одной остановке общественного транспорта.

На автомобиле. По трассе М7 из столицы до Иваново можно доехать за 4,5-5 часов (290 км). От южной окраины города до монастыря дорога занимает около 15 минут и проходит по улицам Лежневская, Бубнова, Садовая и Шереметьевскому проспекту.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Иваново поезд доходит за 7 часов. Железнодорожный вокзал расположен в центральной части Иваново. Кроме того, от Центрального автовокзала Москвы у станции метро «Щелковская» до Иваново за 6 часов можно добраться на прямых или транзитных рейсовых автобусах. Автовокзал в Иваново расположен в южной части города и удален от железнодорожного вокзала на 6,5 км. По городу до монастыря ходят автобусы № 12, 14, 15/4, 20, 32, 120, 129, троллейбусы № 2, 6, 9, 11 и маршрутные автобусы № 18, 129, 135, 144 (остановка «Свято-Введенский монастырь»). От железнодорожного вокзала до обители за 15 минут можно дойти пешком или подъехать на такси.

Рейтинг достопримечательности:

Рейтинг 5.00

← ИВАНОВО ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

История Введенской церкви

В 1900 году прошел сход крестьян Ушаково и Яма, и они приняли решение построить в посадской части города новый храм. Участок под церковь был выделен по распоряжению графа Сергея Дмитриевича Шереметьева, а средства для нее решено было собирать при помощи частных пожертвований. За сбор денег взялись строительная комиссия из крестьян, управляющий вотчинной конторой Шереметьевых К.Ф. Кнорре, а также Павел Никанорович Дербенев — городской голова тогдашнего Иваново-Вознесенска.

Свято-Веденский монастырь в городской застройке

Дербенев принадлежал к богатому роду владельцев текстильной промышленности, и его дед – Тимофей Васильевич организовал первую ткацкую мастерскую еще в 30-е годы XIX века. Стараниями семьи Дербеневых к началу XX века их мануфактурное производство в Иваново-Вознесенске сильно выросло, и на текстильных фабриках работали почти 6,5 тыс. человек. Кроме городского головы, честь спонсирования строительства принадлежит местным фабрикантам И.К. Маракушеву, Н.Г. и Н.Х. Бурылиным, И.А. Соколову, М.Н. Гарелину и П.И. Витовой. Деньги для храма давали также городские служащие, работники мануфактур и анонимные жертвователи.

Общий вид Свято-Веденского монастыря

Проект новой церкви выполнил Петр Густавович Беген — губернский архитектор, который построил много зданий в Владимирской губернии и в самом Иваново-Вознесенске.

Наконец, в 1901 году прошла торжественная закладка храма, и начались строительные работы, непосредственное руководство которыми поручили архитектору Алексею Федоровичу Снурилову.

Спустя шесть лет храм освятили. На деньги, пожертвованные промышленниками Бурылиными, в художественной мастерской А.И. Шорохова для новой церкви вырезали красивый трехярусный иконостас. А с юга-запада от основного здания поставили деревянную колокольню.

Вид Свято-Веденского монастыря с Шереметевского проспекта

В церкви обустроили три придела. Центральный посвятили Введению во Храм Божией Матери, а боковые – Святителю Николаю и великомученику Феодору Тирону. Новый храм получился очень красивым, и особенно впечатлял его пол, который покрывала разноцветная метлахская плитка. Из церковной летописи известно, что первым священником храма стал Михаил Степанович Кохомский.

Введенская церковь стояла на небогатой, рабочей окраине города, и у его приходской общины постоянно возникали проблемы со средствами. Из-за недостатка финансов храм не стали расписывать, а богослужебную утварь и необходимые стройматериалы прихожане приобретали в кредит.

Вид Свято-Веденского монастыря с улицы Спартака

В 1914 году община получила разрешение церковных властей и стала искать средства, чтобы построить каменную колокольню. Спустя два года штатный архитектор епархии Л.М. Шерер создал ее проект. Однако, власти сочли, что место выбрано неудачно, и колокольню так и не построили.

В 1918 году во Введенской церкви побывал патриарх Тихон (Беллавин) и провел здесь службу. К середине 30-х годов прошлого века власти передали отделениям обновленческой церкви сначала один из пределов, а потом и весь храм целиком. Но в 1938 году церковь закрыли, а ее внутреннее убранство и иконы были разграблены.

Вид на монастырскую колокольню на фоне церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы

В середине Великой Отечественной войны по инициативе горожан предпринимались попытки возобновить богослужения, но это так и не было сделано. Более 50 лет храм, как культовое здание, бездействовал и использовался для областного государственного архива. Церковные службы стали проводится здесь только с 1990 года.

Архитектурные памятники на территории обители

Современный монастырский ансамбль отличает цельность архитектурного решения. Он построен в русском стиле, но имеет отдельные элементы эклектики. Лицевая кладка всех его зданий сделана из красного кирпича, что и определило неофициальное название обители – Красная церковь.

Архитектурной доминантой всего комплекса является бесстолпный пятиглавый Введенский храм, который стоит прямо по центру огороженной монастырской территории. Он является памятником архитектуры начала XX века. Основной объем этой церкви — двухсветный куб с полукруглыми алтарными абсидами. Внутреннее пространство храма представляет собой прекрасно освещенный просторный зал.

Вход в Введенский храм

Церковную кровлю венчают пять массивных, чуть сплющенных луковичных глав. Ее входы декорированы арочными проемами. Окна на фасадах также украшены арками. Кроме того, храм богато декорирован самыми разными по размерам и формам колонками, ширинками, кокошниками, декоративными зубчатыми поясками и многоступенчатыми карнизами, в которых использованы мотивы византийского зодчества.

Помимо храма, в монастыре стоит дом притча, который был выстроен в восточной части участка в 1909 году. Этот дом выглядит очень оригинально. Он представляет собой здание в два этажа, поставленное углом, и отдаленно напоминает боярские палаты XVII века. К скругленному угловому выступу пристроена круглая башня, с живописным завершением в виде шатра, и внутри нее есть лестница. Прямоугольные окна дома притча отделаны наличниками и другими элементами, повторяющими декор Введенского храма.

Настенная роспись в Введенского храма

Монастырскую ограду построили в 1912 году. Она состояла их кирпичных столбов и металлических кованных решеток между ними. Интересно, что решетки в разных частях ограды имели различный рисунок. С трех сторон в ограждении были установлены богато декорированные ворота, а на двух углах – башенки, которые по убранству гармонировали с башней здания притча.

Когда в 1990-е годы приступили к созданию нового монастыря, опорные столбы ограды встроили в стены новых монашеских корпусов, а решетки сняли. В это же время над западными воротами появилась невысокая колокольня со звонницей, которую соорудили по проекту архитектора И.К. Русакомского.

Часовня Амвросия Медиоланского

История Толгской обители

К сожалению, о первых двух веках существования обители мало что известно. Источником немногочисленных фактов того времени являются записи летописцев в сказаниях об иконе Толгской Богоматери. Первое событие, зафиксированное в Сказаниях, — это чудо мироточения Богоматери и младенца в сентябре 1392 года, которое произошло во время утреннего молебна. Миро оказалось целебным, многие болеющие, помазавшись им, получили исцеление. С тех пор икону Толгской Богоматери почитают как мироточивую. Второе чудо – чудесное спасение иконы из пожара в начале 15-го века. Огонь, охвативший Толгский монастырь, мгновенно уничтожил деревянные строения, монахи даже не успели спасти ничего из церковной утвари. Более всего они горевали об утраченной иконе чудотворной. Но после ликвидации пожара в лесу на дереве монахи вновь обрели икону, совершенно от огня не пострадавшую. На месте этом заложили часовню, куда поместили копию Толгского образа Богоматери.

К середине 15-го века, устав от постоянных притеснений князей Засекиных, монахи обратились с просьбой о покровительстве к великому князю Василию Темному

Челобитная была князем удовлетворена, что и обеспечило монастырю внимание русских самодержцев на многие века. В 1553 году Толгский монастырь (Ярославль) впервые посетил Иван Грозный, которого принесли сюда на носилках, но после горячей молитвы у иконы царь исцелился

В благодарность за свершившееся чудо Иван Грозный велел выделить золото и драгоценности для украшения образа, а также выстроить храм каменный и заложить знаменитую ныне кедровую рощу. Введенский собор стал первым каменным строением в Толгском монастыре.

В годы великой Смуты обитель постигло тяжелое испытание. В 1609-м он был разграблен литовскими захватчиками, а после интервенты подожгли кельи, предав мученической смерти от огня 46 насельников, которые нашли укрытие в храме. В первой половине 1612 года Минин и Пожарский выбрали для размещения народного ополчения Толгский монастырь. Ярославль в те времена фактически выполнял функции столицы Русского государства, город был густонаселен, санитарные условия были ужасными, и началась эпидемия. В этой ситуации вокруг Ярославля по инициативе игумена монастыря был совершен крестный ход с Толгским образом, после чего эпидемия отступила.

С 1673 года и до начала 18-го века в монастыре началось активное каменное строительство, заложившее основу современного монастыря. Настоятель сумел найти богатых благотворителей, на пожертвования которых были построены: Святые врата с церковью Николая Чудотворца, башни и стены монастыря, настоятельский корпус, Введенский Собор. В 17-19-м веках монастырь неоднократно посещала царская семья. В 1763 году Екатерина Великая совершила сюда пешее паломничество, в 1863 году обитель посетил цесаревич Николай Александрович, а в 1913 году, в дни празднования трехсотлетия династии Романовых Толгский монастырь посетил последний император всея Руси Николай II с супругой и дочерьми.

В послереволюционные годы монастырь сильно пострадал. После восстания в Ярославле все имущество обители было описано и национализировано. В 10-15 годах 20-го века настоятелем монастыря был иеромонах Серафим, принявший впоследствии мученическую смерть от большевиков. В декабре 1918 года в Толгский монастырь переехали монахи из Казанского, который после ярославского восстания превратили в концлагерь. В конце 1928 года во Введенском соборе была проведена последняя служба, и в марте следующего года монастырь официально закрыли и сбросили с него колокола и кресты.

В 1947 году советские власти признали архитектурный ансамбль монастыря историко-культурным памятником, но это были лишь слова. С 1960 года рядом с ним разместилась колония для несовершеннолетних, обслуживающий ее персонал проживал в специально отстроенном для них доме на территории монастыря, возле березового парка. В последующие годы возле этого дома были построены и другие здания колонии, которые выросли в посёлок Толга. Кладбище монастыря было разграблено и разрушено, под Введенским собором была уничтожена усыпальница, а в самом соборе устроили псарню и конюшню. Такое положение дел сохранялось до 80-х годов. В конце осени 1987-го детская колония выехала с территории монастыря, обитель была возвращена Православной Церкви и возобновила свою деятельность как женская. Толгский женский монастырь стал первой вновь открытой в СССР обителью. Первые жительницы застали здесь настоящий ужас запустения и разрухи, о котором ныне ничего уже не напоминает.

История основания

Свято-Введенская обитель — одна из самых молодых монашеских общин в России. Её история началась в начале XX века с постройки церкви на окраине Ивано-Вознесенска.

Красная церковь

В самом начале прошлого века жители двух пригородных районов Ивано-Вознесенска — Яма и Ушаково — решили возвести на окраине посадской части города храм. Землю для его постройки выделил граф С. Д. Шереметьев, а средства на возведение собирали всем миром. Значительную часть денег пожертвовали местные фабриканты. Свою лепту внесли рабочие и служащие городских предприятий.

После торжественной закладки первого камня и молебна в 1901 году начались строительные работы. Ими руководил архитектор А. Ф. Снурилов, воплощавший в жизнь проект своего коллеги П. Г. Бегена. Новый собор освятили через шесть лет после начала строительства. В нём разместили три придела:

  • главный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы;
  • северный в честь Великомученика Феодора Тирона;
  • южный в честь Николая Чудотворца.

Невдалеке от собора поставили небольшую деревянную колокольню. С 1914 до 1916 года велась подготовка проекта возведения каменной звонницы, но до стадии строительства он так и не дошёл.


Введенская (Красная) церковь Свято-Введенского монастыря в Иваново

Новая приходская община состояла в основном из рабочих, поэтому средств на его обустройство не хватало. В связи с этим обстоятельством возникали следующие сложности:

  • отсутствие возможности провести роспись внутренних стен здания;
  • необходимость покупки церковной утвари в кредит;
  • большой срок проведения строительных работ.

Важно! Значимое событие в жизни прихода произошло в 1918 году — службу в храме провел патриарх Тихон

Время испытаний

В лихие годы становления советской власти собор Введения во храм Пресвятой Богородицы возглавлял священник Зосима Трубачев. Со смирением и благочестием он нёс служение, стараясь собственным примером и молитвой укрепить дух прихожан. Но несмотря на подвиг подвижничества настоятеля, в 1935 году храм отдали обновленцам. А через три года его закрыли под предлогом отсутствия прихожан.

Внутреннее убранство уничтожили или разграбили. Здание до 90-х годов занимал областной архив.

На пути к возвращению

В конце 1942 года на волне положительного изменения отношения советской власти к Церкви группа верующих граждан обратилась к городскому руководству с просьбой об открытии Введенского храма. Инициатива горожан не нашла отклика у партийных руководителей города. Об этом вопросе забыли почти на 50 лет.

В 1988 году начался долгий и трудный путь возвращения культового здания верующим людям. В ходе его произошло несколько важных событий. К ним относятся:

  1. Выполнение первого условия для открытия церкви — наличия 20 верующих людей.
  2. Осень 1988 года — регистрация православной общины.
  3. Осень 1988 — весна 1989 года — переписка церковной общины с представителями советских властей.
  4. 21 марта-5 апреля 1989 года — голодовку 4 женщин — членов общины.
  5. Весна 1990 года — передача ключей от культового здания главе православной общины, участвовавшей в голодовку, Ларисе Васильевне Холиной. Это Значимое для истории Введенского женского монастыря произошло в Великий Четверг Страстной Недели. А уже в ночь с субботы на воскресенье верующие люди города Иваново собрались у возвращенного храма на Пасхальную службу, которую его настоятель отец Амвросий Юрасов служил на ступенях перед главным входом.

Службы в полуразрушенном здании проводили ежедневно, начиная и заканчивая их проповедями. Священнослужители отвечали на вопросы прихожан о Боге, вере, душе, возрождая в них духовную жизнь.

Появление монастыря

Постепенно при восстанавливающейся Красной церкви сформировалась маленькая община женщин, желающих посвятить свою жизнь служению во Славу Господа. Архимандрит Амвросий, поддержавший прихожанок, обратился к Святейшему патриарху с прошением о благословении монастыря при храме Введения во храм Пресвятой Богородицы. В марте 1991 года Свято-Введенский женский монастырь в Иванове получил благословение Алексия II и начал свою жизнь.

Введенская церковь в Иваново

Церковь в честь введения Богородицы во храм составляет основную часть Свято-Введенского женского монастыря. Эта церковь является памятников архитектуры. Построена она была на средства главы города по проекту русского архитектора немецкого происхождения Петра Бегена.

Из-за цвета здания за этой церковью закрепилось название «Красная церковь». Изначально в храме располагалось три престола, которые были посвящены Введению Богородицы, Святому Николаю Чудотворцу и Великомученику Феодору Тирону.

Знаменательно, что именно в Введенском храме в Иваново в 1918 году служил первый после восстановление патриаршества в России Патриарх Московский и всея России Тихон.

Введенский женский монастырь

Однако позже этом храм постигла та же участь, что и многие церкви при советской власти: в 1935 году храм был передан государству, кресты с церкви сняли, убранство храма и иконы были разграблены, а прихожане перестали его посещать. Долгие годы в храме располагался Областной государственный архив.

Первая попытка вернуть храму прежнее назначение была сделана в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году верующие собирали подписи и писали письма с просьбами открыть храм вновь. Однако власти своего мнения не поменяли.

Храм удалось вернуть только в 1990 году. Это состоялось после того, как 4 женщины из православной общины объявили голодовку, продолжавшуюся 16 дней. Под напором общественности Введенский храм был передан Русской Православной церкви. Вскоре при храме образовалась небольшая община, а из нее и возникла на месте прежнего партийного архива женская обитель. В 1991 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II учредил указ о создании Свято-Введенского женского монастыря.

Введенский женский монастырь

После возвращения храма верующим прихожане и благотворители отреставрировали Введенскую церковь, а рядом с храмом возвели несколько двухэтажных зданий, колокольню со звонницей, которые теперь являются единым архитектурным ансамблем.

Строительство храма не завершено и по сей день. В его архитектуре в основном угадываются восточные настроения.

Алексей Ванин

Макариев-Решемский женский монастырь

Адрес

: Ивановская обл., Кинешемский р-н, с. Решма, ул. Волжская, 10

Макариев-Решемский монастырь — православный женский монастырь в Ивановской области. Основан в конце ХIV века самим преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Окончательно закрыт в 1927 г., возвращен Церкви в 1994 году.

В настоящее время в обители подвизаются шесть монахинь, две инокини и три насельницы.

Духовник монастыря – иерей Владимир Смирнов. Монастырь очень нуждается в помощи и поддержке, так как не имеет прочных средств к существованию. Территория ограждена временной оградой; дома, служащие жильем для сестер, находятся вне территории монастыря, в разных местах села, и недостаточны для размещения вновь прибывающих насельниц.

История обители

Основателем и духовным руководителем монастыря стал архимандрит Амвросий (Юрасов). В 1990 году его назначили настоятелем возвращенного верующим Введенского храма. А годом позже приход этой церкви по указу патриарха обратили в женский монастырь.

Вид на Лестничную башню и Келейный корпус

Несколько лет членам приходской общины и добровольным помощникам пришлось восстанавливать Введенский храм, возводить новые кельи и обустраивать монастырскую территорию. Они разбирали перекрытия, сделанные в церкви в годы существования архива, выносили из зданий старые стеллажи и мусор, и устанавливали кресты на куполах. Много времени заняло создание двух новых резных иконостасов и написание для них икон.

Сегодня Введенскую обитель отличает активная миссионерская деятельность. Для малоимущих горожан в монастыре организуют благотворительные обеды. Монастырь активно занимается издательской деятельностью — здесь выпускают газету «Слово утешения», издают православные книги и буклеты. Кроме того, все желающие могут получить необходимый совет, позвонив на созданный в обители телефон доверия.

Вид на купола Введенской церкви

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector