Свято-введенский толгский монастырь

Гости монастыря

В монастыре очень много гостей. Еще три года назад их было в разы меньше. Сейчас в субботу на Всенощном бдении невозможно найти укромное местечко для молитвы, на исповедь выстраиваются длиннющие очереди, в воскресенье на Причастие выносят две Чаши. И это, наверно, хорошо: люди приходят к Богу, молятся Ему, принимают Святые Дары. Но сестричкам стало труднее: суета, мирские искушения, послушания, связанные со встречей гостей, общением с ними – все то, от чего они в свое время ушли в монастырь, опять становится близко к ним.

А еще в монастыре живут трудники – люди, которые приезжают сюда не только помолиться, но и потрудиться во славу Божию, кто на несколько дней, а кто – на несколько недель. Таким здесь рады всегда. У каждого из них – своя история, свои причины. Кто- то, заболев, первый раз приехал сюда за помощью к Пресвятой Богородице, а получив исцеление, не смог остаться неблагодарным. Некоторые, попав в трудную жизненную ситуацию, приходят к единственно верному решению и совершенно правильно определяют место, где могут получить помощь, в первую очередь – духовную. Часто встречаются люди, которые, устав от мирской суеты, едут за порцией благодати, в этом месте щедро раздаваемой: поживут немного, надышатся монастырским воздухом, и опять – «в бой». А есть те, у которых и скорбей больших нет, в миру все благополучно, а прикипела душа к этому месту, тянет сюда так, что сил нет. Некоторые свой трудовой отпуск полностью здесь проводят. Со стороны это и удивительным показаться может: человек в пять утра встает, целый день – то служба, то послушания, казалось бы – какой это может быть отдых! Но тот багаж, что увозит отсюда трудник, – бесценен. Здесь вас поджидают и удивительные открытия (большей частью – самого себя), и невыразимая красота богослужений, и непередаваемо сладкий воздух, и неописуемое состояние от постоянного присутствия Божией благодати!

Жизнь трудников непроста, на них сваливается множество искушений, но столько света и благодати в этой обители, что, только ее покинув, потихоньку начинаю прикидывать, когда же можно будет уже безболезненно сообщить родным и близким, что я опять уезжаю туда, где живет Любовь…

Галина Смирнова

«Колокол Севера» №1(72) январь 2017 г.

История Толгской обители

К сожалению, о первых двух веках существования обители мало что известно. Источником немногочисленных фактов того времени являются записи летописцев в сказаниях об иконе Толгской Богоматери. Первое событие, зафиксированное в Сказаниях, — это чудо мироточения Богоматери и младенца в сентябре 1392 года, которое произошло во время утреннего молебна. Миро оказалось целебным, многие болеющие, помазавшись им, получили исцеление. С тех пор икону Толгской Богоматери почитают как мироточивую. Второе чудо – чудесное спасение иконы из пожара в начале 15-го века. Огонь, охвативший Толгский монастырь, мгновенно уничтожил деревянные строения, монахи даже не успели спасти ничего из церковной утвари. Более всего они горевали об утраченной иконе чудотворной. Но после ликвидации пожара в лесу на дереве монахи вновь обрели икону, совершенно от огня не пострадавшую. На месте этом заложили часовню, куда поместили копию Толгского образа Богоматери.

К середине 15-го века, устав от постоянных притеснений князей Засекиных, монахи обратились с просьбой о покровительстве к великому князю Василию Темному

Челобитная была князем удовлетворена, что и обеспечило монастырю внимание русских самодержцев на многие века. В 1553 году Толгский монастырь (Ярославль) впервые посетил Иван Грозный, которого принесли сюда на носилках, но после горячей молитвы у иконы царь исцелился

В благодарность за свершившееся чудо Иван Грозный велел выделить золото и драгоценности для украшения образа, а также выстроить храм каменный и заложить знаменитую ныне кедровую рощу. Введенский собор стал первым каменным строением в Толгском монастыре.

В годы великой Смуты обитель постигло тяжелое испытание. В 1609-м он был разграблен литовскими захватчиками, а после интервенты подожгли кельи, предав мученической смерти от огня 46 насельников, которые нашли укрытие в храме. В первой половине 1612 года Минин и Пожарский выбрали для размещения народного ополчения Толгский монастырь. Ярославль в те времена фактически выполнял функции столицы Русского государства, город был густонаселен, санитарные условия были ужасными, и началась эпидемия. В этой ситуации вокруг Ярославля по инициативе игумена монастыря был совершен крестный ход с Толгским образом, после чего эпидемия отступила.

С 1673 года и до начала 18-го века в монастыре началось активное каменное строительство, заложившее основу современного монастыря. Настоятель сумел найти богатых благотворителей, на пожертвования которых были построены: Святые врата с церковью Николая Чудотворца, башни и стены монастыря, настоятельский корпус, Введенский Собор. В 17-19-м веках монастырь неоднократно посещала царская семья. В 1763 году Екатерина Великая совершила сюда пешее паломничество, в 1863 году обитель посетил цесаревич Николай Александрович, а в 1913 году, в дни празднования трехсотлетия династии Романовых Толгский монастырь посетил последний император всея Руси Николай II с супругой и дочерьми.

В послереволюционные годы монастырь сильно пострадал. После восстания в Ярославле все имущество обители было описано и национализировано. В 10-15 годах 20-го века настоятелем монастыря был иеромонах Серафим, принявший впоследствии мученическую смерть от большевиков. В декабре 1918 года в Толгский монастырь переехали монахи из Казанского, который после ярославского восстания превратили в концлагерь. В конце 1928 года во Введенском соборе была проведена последняя служба, и в марте следующего года монастырь официально закрыли и сбросили с него колокола и кресты.

В 1947 году советские власти признали архитектурный ансамбль монастыря историко-культурным памятником, но это были лишь слова. С 1960 года рядом с ним разместилась колония для несовершеннолетних, обслуживающий ее персонал проживал в специально отстроенном для них доме на территории монастыря, возле березового парка. В последующие годы возле этого дома были построены и другие здания колонии, которые выросли в посёлок Толга. Кладбище монастыря было разграблено и разрушено, под Введенским собором была уничтожена усыпальница, а в самом соборе устроили псарню и конюшню. Такое положение дел сохранялось до 80-х годов. В конце осени 1987-го детская колония выехала с территории монастыря, обитель была возвращена Православной Церкви и возобновила свою деятельность как женская. Толгский женский монастырь стал первой вновь открытой в СССР обителью. Первые жительницы застали здесь настоящий ужас запустения и разрухи, о котором ныне ничего уже не напоминает.

Как доехать

  • Автобус №34 от Красной площади Ярославля отправляется каждые час — полтора. Время в пути около 30 минут. Расписание и стоимость билетов можно уточнить на сайте www.yargortrans.ru
  • Теплоход от Речного вокзала Ярославля. Это отличный вариант, чтобы не только добраться до монастыря, но и насладиться прекрасными видами реки Волги. Теплоход ходит с 27 апреля по 13 октября. Летом до 5 рейсов в день. Осенью и весной меньше. Стоимость билета 32 рублей для взрослых и 16 рублей для детей 5–10 лет (2019 г.). Расписание можно уточнить на сайте yarport.com.
  • Во время речного круиза по Волге монастырь можно рассмотреть с борта теплохода. Это отличный вариант если время стоянки непродолжительное (обычно стоянка в Ярославле не больше 3–4 часов и посещение монастыря не включено в экскурсию). Если Ваш теплоход идет вниз по Волге, то обитель можно увидеть по левому борту примерно за полчаса до прибытия в Ярославль. Если Ваш теплоход идет вверх, то Толгский монастырь будет по правому борту примерно через полчаса после отправления.

Избавление некоего Григория от болезни и от разбойников

Не в далеке от Толгской обители жил некоторый благочестивый муж, именем Григорий, и был свидетелм чудес, совершавшихся в сей обители. Некогда, по обещанию, сей благочестивый человек пошел в обитель Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, на поклонение Св. Мощам их. Возвращаясь оттуда, Григорий до того утомился в пути, что не мог стать на ноги. Спутники, видя его неспособным к продолжению пути, оставили его на дороге едва живаго, а сами пошли далее вперед. В этом состоянии напали на него разбойники и хотели его ограбить. Григорий, видя себя окруженным разбойниками и в тяжкой болезни, обратился мыслию к Толгской иконе Богородицы и молился Богоматери, прося избавления от постигших его зол. И молитва его была исполнена. Разбойники, видя его едва живаго, отошли от него не на далекое расстояние. Между тем больной, собравшись несколько с силами, отполз от дороги, чтобы не нашли его разбойники. Они же, возвратившись, и невидя больнаго на том месте, где его оставили, подумали, что он убежал; начали везде искать его, но не нашли. Григорий же оставался на одном месте несколько дней, не имея ни откуда помощи, изнуряемый болезнию и томимый голодом и жаждою. В сем безнадежном состоянии он усугубил свои моления и слезы, и рыдая взывал к Богоматери: «о всенепорочная Дево Богородице, единая скорая помощница Христианскому роду! Умоли Сына своего, Христа Бога нашего, да приимет и мои слезы, как древле приял Манассиины, и да избавит меня от настоящих зол». По сем он обратился с такою молитвою к Господу Иисусу Христу: «Христе мой, Свете сладчайший, ради родившей Тебя Приснодевы Марии, не презри меня, болезненно вопиющаго к щедротам Твоим», и посыпав главу перстию, обливался слезами. В этом состоянии он впал в легкий сон, и едва успел заснуть, как увидел в полуночи свет, сияющий как солнце, и двух прекрасных юношей, несущих на руках образ Пречистой Богоматери: за иконою следовал некий старец, облаченный в священную одежду, который держал в руках сосуд, исполненный благовония; подошел к больному, старец сказал ему: человек, если хочешь быть здоров, то иди скорее в обитель Пресвятой Богородицы, что на Толге. Григорий дал обещание исполнить сие. Тогда старец велел ему сотворить знамение честнаго креста на лице своем и целовать явившийся образ Богоматери. Григорий исполнил сие повеление. Тогда явившийся благословил его, и окропив святою водою, отшел от него. Вместе с сим окончилось все видение. Григорий тотчас пробудился и почувствовал себя совершенно здоровым: с радостию пошел он тем путем, которым пошли его товарищи, и настиг их. Те удивились сему, и спрашивали, как это случилось. Он подробно разсказал и все, что с ним случилось; и все дивились, слушая его рассказы. Потом пришли в Толгскую обитель и по отпетии молебна возвестили Игумену и братии о случившемся на пути, и после того возвратились домой, славя и хваля Бога и Пречистую Богоматерь.

Что посмотреть

Посетители монастыря попадают на его территорию через массивные ворота, увенчанные двумя башнями

Стоит обратить внимание на старинные двери и крепостные стены толщиной несколько метров — монастырь служил не только религиозным нуждам, но и в случае необходимости должен был выдержать осаду неприятеля. Верхний ярус перекрыт крытой галереей.

Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм (17 век) — главное здание монастыря. В интерьерах — великолепные росписи; также здесь ценные иконы в иконостасе

Обратите внимание на пять светлых, летящих главок и трёхъярусную колокольню. Часовня-киот Толгской Божией Матери расположена в зарослях кедра: по преданию, именно здесь произошло чудесное явление

А сама обретённая икона размещена в Крестовоздвиженской церкви.

В числе других интересных строений монастыря церковь Николая Чудотворца, церковь Спаса Нерукотворного, часовня Трифона (где покоятся мощи основателя монастыря), часовни Александра Невского и Пресвятой Богородицы.

Помимо поклонения Толгской иконе, паломники спешат прикоснуться к мощам святителя Игнатия. 21 августа по новому стилю в монастыре отмечается праздник Толгской иконы Богоматери.

Оскудение брашна в Толгской обители за скупость

В 1636 году в следствие бездождия был голод. Хлеб продавался по высокой цене. По тому множество убогих, нищих, сирот и вдов искало пропитания в Толгской обители, и получало достаточно от стола братскаго. Игумен обители, видя ежедневно стечение множества нищих, и опасаясь оскудения монастырских запасов, велел запереть ворота обители и никому ничего не давать для пропитания. За сие чрез несколько времени постиг братию обители гнев Божий; они страдали ненасытным голодом, не смотря на то, что продолжали вкушать обычную трапезу. От этаго не только произошли между ними взаимныя ссоры и неудовольствия, но они начали роптать и на Игумена и постоянно досаждать ему. Видя сие, Игумен велел давать всякаго кушания вдвое больше проив прежняго и заботиться о лучшем приготовлении онаго; но ничто не помогало: братия продолжали изнемогать от голода, а стем вместе ропот между ними не прекращался. Тогда Игумен сознал согрешение свое пред Богом, раскаялся в грехе своем, и припадая к образу Божией Матери, просил прощения. Он снова велел отворить врата обители, и питать нищих и странных, и сам служил им и довольствовал их. Тогда, молитвами Пресвятой Богородицы, братия освободились от ненасытнаго голода, и между ними снова водворился мир; и все они воздавали благодарение Богу и Пречистой Богородице, ибо познали, что за скупость потерпели искушение, от котораго теперь избавились.

Толга и Бушра Пекин

Учитывая притягательную внешность молодого актера, то вокруг него постоянно крутятся слухи о романтических отношениях с коллегами и партнерами. Поклонники длительное время считали, что он встречается с Айбуке Пусат, с которой работал над фильмом «Обещание».

Толга Сарыташ и Айбуке Пусат

После этого, его возлюбленной стала Илькнур Сереф известная, как стилист. Девушка сотрудничала с нашим героем во время съемок рекламного ролика про зубную пасту, а также подбирала для него образ на международную премию «Золотая бабочка», но дальнейшего развития отношений союз не получил.

Толга Сарыташ и Илькнур Сереф

С 2016 года молодой человек начал встречаться с новенькой актрисой Бушрой Пекин. Звездная парочка нередко появляется в объективах видеокамер, на публичных мероприятиях и вечеринках. У поклонников скопилось уже множество подтверждений их романтических отношений, среди которых совместные снимки в непринужденной обстановке. Позже наш герой рассказал в своем интервью о новой возлюбленной и с нежностью отозвался о ней. В настоящее время нет достоверной информации, расстались или встречаются до сих пор.

Толга Сарыташ и Бушра Пекин

В свободное время талантливый актер старается проводить в компании близких товарищей

Особенное внимание уделяет своей внешности, регулярно посещает спортивный зал, чтобы на экране выглядеть подтянутым и накаченным, чего порой требуют определенные роли в боевиках

У актера есть собственная страничка в социальной сети инстаграм, где выкладывает фотографии из повседневной жизни и новости о новых проектах на телевидении. На текущий момент, на него подписано около 4,5 миллиона подписчиков, которые пристально следят за каждым его шагом. На публичной странице порой появляются фото с репетиций, где играет на ударной установке. Песни на протяжении всей жизни сопровождает нашего героя и помогает ему расслабиться и преодолеть кризисные ситуации.

Исцеление человека, страдавшаго болезнию ног

В Ярославле в 1659 году жил человек,  по имени Иоанн, который так тяжко заболел, что не мог ни лечь, ни встать. Среди этих страданий он со слезами стал молиться Пресвятой Богородице, прося избавления от столь тяжкой болезни, и по милости Божией, и заступлением Пресвятой Богородицы, получил некоторое облегчение от болезни. Но потом у него начали болеть ноги, так что он не мог стать на них; оне у него начали рдеться и местами посинели, местами же почернели. Он уже потерял надежду получить исцеление от своей болезни; ибо она продолжалась долгое время. Приблизилось 8-е число Августа, т. е. день, когда празднуется явление чудотворной иконы Богородицы/6 что на Толге. Тогда болящий Иоанн, приготовив свечу, понудил идти в Толгскую обитель. Здесь пришел в церковь, он начал усердно молиться Пресвяой Богородице, прося исцеления от своей болезни, и обещаясь, в случае исцеления, не есть мяса и не пить вина до самой кончины своей. Но от насилия болезнь в ногах у него только усилилась, так что он совсем не мог стоять, и еле вышел из церкви. На другой день, в самый праздник, когда ударили в колокол ко всенощному бдению, он с великим трудом пошел в церковь и обещался непременно отстоять до конца всенощнаго бдения. Когда окончилась вечерня, болезнь еще более усилилась, так что Иоанн не мог видеть света, ни предстоящих в храме. Не смотря на то, он все это переносил терпеливо, уповая на милость Божию, и ожидая получить исцеление от чудотворной иконы Богородицы. И действительно, когда начали петь утреню, он вдруг почувствовал, что у него ноги с начала как бы похолодели и омертвели от холода, а потом как бы облиты были водою; и за тем он совсем перестал ощущать боль в ногах. Недоумевая, от чего сие произошло, и думая, не есть ли это следствие продолжительнаго стояния, он, по отпении молебна, возвратился домой в ожидании, что будет с его болезнию. Но по милости Божией и по молитвам Пресвятой Богородицы болезнь его не возвращалась. Тогда он познал, что исцелен от болезни милостию Пресвятой Богородицы, и дал обет сделать список с чудотворной Ея Толгской иконы.

Исторические сведения о женской обители на Толге

Место христианской святыни было указано Самой Богородицей. В 1314 году епископ Трифон, служивший в ростовской епархии, объезжал вверенные ему владения. Во время одной остановки, когда священникам пришлось ночевать на берегу реки Толги, недалеко от Ярославля, епископ Трифон был разбужен ярким светом, изливающимся из противоположного берега.


Свято-Введенский Толгский монастырь

От одного берега к другому появился чудный мост, по которому священник подошел к светящемуся столпу и обнаружил в нем висящую в воздухе икону Божьей Матери с Младенцем. После долгой молитвы епископ возвратился в шатер, решив промолчать об увиденном.

Однако наутро он не обнаружил своего посоха, и послал за ним на лодке монахов, которые привезли икону и посох, он лежал около святого лика Богородицы. Святитель Трифон благословил строительство на святом месте явления Богородицы деревянного храма, который был возведен чудесным образом за один людьми, они буквально стекались толпами с ближайших мест.

Интересно! Чудодейственная сила святого места проявилась сразу после освящения церкви, все больные, принимающие участие в строительстве, были исцелены.

По благословению епископа постепенно здесь возник мужской монастырь.

  • В 1392 году Толгская икона Богородицы стала мироточить, помазание целебным елеем дало исцеление больным.
  • Вскоре сильный пожар уничтожил все постройки, и паломники скорбели о сгоревшей, как они думали, иконе. Чудеснейшим образом божественный лик был перенесен в лес, и дал знать о себе необычным ярким свечением. Мужской монастырь потихоньку восстановился.
  • В 1553 году, по повелению царя Ивана Грозного, получившего исцеление ног после молитвы у чудотворной иконы, стали возводить каменные постройки. Игуменом нового монастыря стал игумен Феодосий.
  • Через 50 лет поляки осквернили и разграбили святыню. Однако икона Богородицы снова чудным образом была спасена, чтобы в 1612 году явиться свою целительную силу при спасении города от чумы.

Игумен Гордиан в начале восемнадцатого века практически завершил строительство мужской обители, ансамбль которого мы видим в настоящее время.

Им были закончены:

  • Святые ворота;
  • церковь Николая Угодника;
  • наполненная величием Введенская церковь;
  • трехъярусная колокольня.


Спасский храм Свято-Введенского Толгского монастыря

В XVIII веке монастырский ансамбль украсила его жемчужина — храм Нерукотворного Образа Спасителя, величественное строение с золотыми куполами.

Церковь Воздвижения Креста Господнего и поныне дарует прихожанам и паломникам чудеса духовного и физического спасения.

В 1914 году все здания ярославской святыни были тщательно отреставрированы для празднования 100-летия обители, однако, ее упразднили в 1917, а в 1929 году закрыли Советы.

Постепенно помещения с бесценными фресками стали жильем для обычных граждан, затем здесь обосновалась детская колония. Пришельцы окончательно были выселены только в 1986 году, а христианская святыня стала первым на территории России женским монастырем.

Временные трудности, полуразрушенные постройки не испугали первых монахинь.

К восставшему из руин Свято-Введенскому монастырю постоянно направляются паломники, немощные, скорбящие люди прибегают к защите верной Заступнице, Толгской иконе Богоматери с Младенцем, получая по вере своей исцеления и вспоможения в бедах.

29 июля 1988 года в честь перенесения на территорию монастырского подворья мощей преподобного Игнатия (Брянчанинова) была совершена первая Торжественная Литургия, а 25 сентября того же года настоятельницей Толгского женского монастыря стала игуменья Варвара (Третьяк).

В современном мире важно иметь единомышленников

У нас, как и во многих приходах, действует воскресная школа. Пока дети занимаются с монахинями и их помощницами, мамы и папы слушают лекцию батюшки

Важно, когда при монастыре или храме создан крепкий приход. Люди не просто приезжают на богослужение, но продолжают общаться вне монастырских стен

Начинают дружить дети – знакомятся и родители. В современном мире важно иметь единомышленников. Наши прихожане организуют совместные выезды за город, участвуют в спортивных соревнованиях, обретают крестных и крестников. Приход живет единым духом. И, видя высокую «духовную планку», заданную монахинями, люди в частной жизни являют пример настоящих христиан. Годами наблюдаешь за одним и тем же человеком: вот юноша оканчивает университет и приходит причаститься перед защитой диплома. А через год он стоит в очередь на исповедь уже с молодой женой. Еще через несколько лет отец семейства ровняет своих пострелят перед Чашей. А потом малыши идут в первый класс, и к нам в воскресную школу…

Сейчас в России более 800 монашеских обителей. Мы все плывем на одном большом церковном корабле, глава которого – Христос. И мы хотим, чтобы как можно большее количество людей почувствовали Церковь своей духовной матерью, а страну – Родиной. Верим, что Пресвятая Богородица благословляет каждого человека, с верой приложившегося к Ее чудотворному Толгскому образу. Пусть Благословение Царицы Небесной пребудет с Вами!

Фото из архива Толгского монастыря

Распечатать

Советский период в жизни обители

Советская власть объявила священников своими врагами: в 1918 году расстреляли послушника Толгского монастыря и двух иеромонахов. В 1928 году монастырь закрыли, с колокольни сбросили колокола, святыни отправили в музей, а монахов прогнали. Иеромонаха Григория, пытавшегося отстоять монастырь, сослали в Сибирь.

В начале 30-х годов в соборе устроили бетонный бассейн площадью 1000 кв.м для испытаний макета Ярославской плотины для будущей Средневолжской ГЭС. К счастью, проект не утвердили, грунт в районе Толги не подошел для строительства.

В 1935 году в монастыре образовали детскую колонию НКВД. Хозяйственный двор и луг на берегу Толги обнесли бетонной оградой и рядами колючей проволоки. Здесь устроили псарню и конюшню, склад и мастерские, комнату отдыха для охраны, клуб и гараж.

Незанятую площадь монастыря превратили в жилье для горожан. Жители по-своему перестраивали неудобные помещения, прорубали новые двери и окна.

В 1947 году Толгский монастырь включили в список архитектурных памятников, охраняемым государством. В 1987 году, когда монастырь передали церкви, колонию расформировали.

Часовни монастыря

Помимо храмов в монастыре выстроено несколько часовень. Первая была возведена при епископе Ионафане, в 1893 году, над местом гибели иноков в страшном пожаре, устроенном литовскими захватчиками в 1609 году. Позже, в 1911 году, часовню украсили настенными росписями. Во времена Советского Союза в часовне устроили мусорную свалку. Реставрация часовни закончилась в 1994 году. Каждый год в день гибели иноков (31 мая) здесь совершается заупокойная служба.

В 2000 году во имя святителя Трифона, основателя монастыря, была построена накладезная часовня. Это единственное деревянное строение на территории Толгского монастыря.

Ссылки

  • Статья об истории монастыря
  • Толгский женский монастырь
  • Описание монастыря на сайте Ярославской епархии
Монастыри Ярославской области
Действующие
  • Авраамиев Богоявленский (Ростов)
  • Адрианов Успенский (Пошехонский район)
  • Алексеевский (Углич)
  • Богоявленский (Углич)
  • Борисоглебский (Борисоглебский)
  • Воскресенский (Углич)
  • Казанский (Данилов)
  • Казанский (Ярославль)
  • Кирилло-Афанасиевский (Ярославль)
  • Никитский (Переславль)
  • Николо-Бабаевский (Некрасовское)
  • Николо-Сольбинский (Переславский район)
  • Николо-Улейминский (Угличский район)
  • Никольский (Переславль)
  • Покровский (Некоузский район)
  • Богородице-Рождественский (Ростов)
  • Свято-Алексиевская пустынь (Переславский район)
  • Свято-Троицкий Данилов (Переславль)
  • Спасо-Геннадиев (Любимский район)
  • Спасо-Яковлевский (Ростов)
  • Толгский (Ярославль)
  • Троице-Сергиев Варницкий (Ростовский район)
  • Феодоровский (Переславль)
Упразднённые (некоторые)
  • Александрова пустынь (Рыбинский район)
  • Александровский (Переславский район)
  • Вепрева пустынь (Ростовский район)
  • Григорьевский затвор (Ростов)
  • Афанасьевский (Молога)
  • Борисоглебский Надозёрный (Переславль)
  • Борисоглебский Песоцкий (Переславль)
  • Горицкий (Переславль)
  • Исакова пустынь (Первомайский район)
  • Кассианов Учемский
  • Леушинский
  • Николо-Сковородский
  • Петропавловский (Ярославль)
  • Паисиев Покровский
  • Рождественский (Ярославль)
  • Спасо-Песоцкий (Ростов)
  • Спасо-Преображенский (Ярославль)
  • Сретенский Новодевичий (Переславль)
  • Югская Дорофеева пустынь
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector