В чем суть теории креационизма

Креационизм эпохи Возрождения

Эпоху Ренессанса принято называть переломным этапом, характеризующимся разложением средневековой культуры и становлением новых культурных и социальных норм. Реформация, прошедшая в эти времена, дискредитировала многие догматы католицизма, но отнюдь не дискредитировала идею христианства.

Сам католицизм, несмотря на перенесенные удары, продолжал влиять на общественные массы и отдельные отрасли философии. К концу XVI века богословские учения сформировали новую христианскую концепцию на основе томизма, которую многие религиозные деятели тех времен называли второй схоластикой.


Философско-теистическая концепция креационизма зародилась среди христианских ученых

Известными креационистами эпохи возрождения были великие ученые того времени. Имена Иоганна Кеплера, Галилео Галилея, Исаака Ньютона известны каждому, но мало кто связывает их с теологическими учениями. В советскую эпоху Джордано Бруно принято было считать человеком, противостоящим религии, как таковой.

Но самом деле, он никогда не отрекался от христианского вероучения и даже не отвергал католицизм. Он опровергал устаревшие догматы Церкви, дабы устранить пробелы в христианском знании и упрочить авторитет религии. К известнейшим креационистам эпохи Ренессанса можно также отнести Френсиса Бекона, Жоржа Кювье, Блеза Паскаля.

Полемика

Креационистское мировоззрение является антагонистическим к атеистическому. Атеисты, основываясь на данных науки, пытаются логически доказать, что «Бога нет», креационисты — напротив, видят в научных данных неоспоримое присутствие Творца. Нельзя потому сказать, что атеизм более научен, чем креационизм. Бытие Бога лежит за пределами экспериментальной проверки, поэтому оба мировоззрения являются религиозными по сути. Вопрос лишь в том, какая теория — эволюционистская или креационистская лучше объясняет тот экспериментальный опыт, который накопила современная наука.

С другой стороны, наука должна прежде всего служить инструментом анализа фактов, а не инструментом защиты мировоззрения, когда неудобные факты замалчиваются, а нужные — служат основанием гипотез, так как удобно авторам. В этом смысле, подлинная наука должна быть беспристрастной.

Критерии научности

Некоторые утверждают, что креационизм «не научен» на основе методологических концепций «проверяемости» (или фальсифицируемости) любой научной теории и «бритвы Оккама». Ещё одним аргументом служит то, что работы по креационизму не публикуются в рецензируемых научных журналах и т.п. Однако, последний аргумент имеет проблемы — креационизм не признаётся научным атеистами и потому не имеет публикаций в атеистических научных журналах. Тем не менее, многие креационисты имеют общепризнанные научные степени и издают собственную переодику, организовывают собственные симпозиумы, научные конференции и т.п. мероприятия.

Критерий фальсифицируемости гласит, что «теория научна только тогда, когда есть ненулевая возможность признать её ложной». В этом и заключается принцип Поппера, и абсурдность этого принципа очевидна. Утверждается, что креационизм не фальсифицируемая теория, то есть якобы имеет ответы на все вопросы и по мнению её сторонников никогда не может ошибаться (критерий Карла Поппера).
Однако, всё равно, не смотря на противоречивость принципа, даже формально, креационизм не противоречит критерию проверяемости К. Поппера. У креационистов есть вопросы на которые нет достоверных ответов (например, нет точной информации в какой момент у животных появились органы защиты и нападения), и так же как и остальные учёные — они вынуждены строить предположения и гипотезы. И также, как представители «мейнстримного» направления науки, учёные — креационисты призывают не использовать опровергнутые факты, принятые на вооружение в защиту креационизма ранее (примеры: аргумент лунной пыли и т. п., см. также статью о соответствующем фильме).

Утверждают, что креационизм легко подвергнуть «методологическому редуционизму», согласно которому «Не следует множить сущее без необходимости» — то есть не стоит придумывать новые гипотезы, если существующая теория или гипотеза и так хорошо всё объясняют (в этом суть рационализаторской «Бритвы Оккама»)

Однако следует принять во внимание, что:

во-первых, в атеистических гипотезах очень много проблем и несостыковок (в происхождении жизни и вселенной, в геологии, в эволюционной биологии и т. п.) и потому назвать их исчерпывающими сложно
во-вторых, атеистическое направление науки появилось гораздо позже религиозного, известно что 150 лет назад большинство учёных рассматривали вселенную только с позиции Сотворения.

Таким образом, фигурально выражаясь «бритвой Оккама» вполне можно «резануть» и по атеизму.

Креационистов и верующих учёных нередко подвергают критике и высмеиванию, утверждая, что христиане ничего не привнесли в науку и от верующих в научной среде нет никакой пользы. Однако, как было отмечено большинство учёных в истории человечества, развивали науку будучи уверены в Сотворении. К ним относятся Блез Паскаль, Исаак Ньютон, Грегор Мендель, Луи Пастер и многие другие, в том числе современные, например Артур Уайлдер Смит (см. также статью верующие учёные).

Показательным и парадоксальным является то, что методология науки «Бритва Оккама», к которой апеллируют критики креационизма, сформулирован верующим человеком, христианином и философом, монахом Уильямом Оккамом. Таким образом, атеисты используют методологии разработанные верующими людьми, утверждая, что верующие люди не принесли никакой пользы в науку и в какой-то мере используя труды авторов, против самих же авторов.

Плюсы и минусы креационизма

Эволюционизм критикует креационизм за методологическую ненаучность.  Дело в том, что, несмотря на все плюсы и минусы этой концепции её положения не проверяются научными методами.

Божественное происхождение человека

То же понятие Бог-Творец не отвечает принципам верифицируемости/фальсифицируемости и принципу Оккама. Таким образом, это скорее метафизическая концепция или же религия, чем наука.

Именно поэтому само доказательство или опровержение креационизма при помощи научного метода не имеет смысла, так как любые аргументы разбиваются о невозможность фальсификации системы, включающей чудесное как основное звено.

Уильям Дембский, математиком, философом и богословом. Научный мир не признает разработанные ими критерии, используемые креационистами в качестве научных

Плюсы креационизма:

  1. Объединяет божественный и научные подходы к вопросам сотворения мира.
  2. Позволяет использовать научный аппарат для решения некоторых вопросов богословия.
  3. Его постулаты могут быть легко преподаны в школе.

Еще одним плюсом креационизма можно назвать то обстоятельство, что философия этой концепции поднимает важные вопросы.

Например, это отличия объекта, возникшего в результате действия естественных причин, от артефакта, то есть объекта, являющегося результатом вмешательства разумного начала.

При этом критерии Бихи и Дембского, используемые креационистами, не отвечают требованиям к необходимой понятийной и математической строгости и чёткости, в связи с этим названная концепция не получила признания научного сообщества.

Научное сообщество не признает современный креационизм.

Минусы креационизма:

Современный креационизм имеет слабые стороны, которые препятствуют широкому его распространению.

  1. Отсутствие строгих критериев, что препятствует признанию идей креационизма научным сообществом.
  2. Принципиальная недоказуемость его постулатов с научной точки зрения.
  3. Богословская критика, указывающая на присутствие в креационизме идей атеизма.
  4. Негативное восприятие большинством представителей как научного, так религиозного мира.

Наиболее активны в пропаганде идей креационизма религиозные консерваторы, пытающиеся таким образом противостоять проникновению современных научных знаний религиозную среду.

Точки зрения

Эволюционная теория утверждает, что живые организмы, которые не адаптируются к окружающей среде, не выживают. Генетические вариации вводятся в виды путем случайной мутации ДНК. Эти мутации проявляются в разных фенотипах или физических характеристиках живых организмов. Организмы, характеристики которых лучше подходят для окружающей среды, выживают и размножаются, передавая свою мутированную ДНК последующим поколениям. Это часто называют «выживанием наиболее приспособленных», и это не случайный процесс. Поскольку выживающие организмы размножаются, и этот процесс повторяется в течение нескольких поколений, вид эволюционирует.

Существует множество вкусов креационистского мировоззрения. Креационизм «Молодая Земля» и креационизм «Разрыв» верят, что человечество было создано Богом, но в то время как «Креационизм« Молодая Земля »утверждает, что Земле менее 10 000 лет, и он был изменен наводнением, « Креационизм «Разрыв» »утверждает, что мир является научно признанным возрастом. Прогрессивный креационизм полагает, что человечество было непосредственно создано Богом на основе анатомии приматов, в то время как разумный замысел и теистическая эволюция включают в себя различные убеждения, основанные на идее, что божественное вмешательство привело к чему-то, что может выглядеть как эволюция.

Типы эволюции

Различная эволюция происходит, когда один вид разделяется на два вида, например, если они разделены географически и вынуждены адаптироваться к различным средам, чтобы выжить. Параллельная эволюция, с другой стороны, происходит, когда два или более вида развивают сходные черты, такие как растущие крылья, чтобы выжить в одной и той же среде. Наконец, конвергентная эволюция происходит, когда два или более вида развивают сходные черты в разных средах.

Комментарии к книге

Книга чисел получила признание прессы, ученых и церковных писателей. Мартин Гарднер сказал: «Теперь, по крайней мере, у нас есть подробная, объективная, точная, тщательно задокументированная история современного креационизма». Биограф Дарвина Джеймс Р. Мур прокомментировал: «Захватывающее разоблачение, основанное на потрясающих исследованиях, написанное с воодушевлением и тактом». Фрэнк М. Тернер из Йельского университета назвал книгу «крупным и прочным вкладом в американскую интеллектуальную, религиозную и научную историю». Роберт Вутноу из Принстонского университета сказал просто: «Большое достижение». Эдвард Дж. Ларсон из Университета Джорджии заявил: «Историки науки и религии давно признали « Креационистов » лучшим историческим исследователем интеллектуального происхождения и развития антиэволюционизма в Америке». Майкл Руз, коллега по Numbers из Университета штата Флорида , кратко сформулировал это: «Книга Рональда Числа« Креационисты » — это современная классика». Стив Полсон написал в «Салоне» : « Книга« Креационисты » , которую издательство Гарвардского университета только что переиздало в расширенном издании, вероятно, является наиболее окончательной историей антиэволюционизма». Ян Хакинг назвал книгу «Отличным справочником» в леволиберальном журнале The Nation . Алан Кейн написал в Financial Times : «Классический текст, теперь обновленный и расширенный». Пиус Чарльз Мюррей заявил в « Библиотечном журнале» : «Информативная, хорошо изученная интеллектуальная история происхождения современного движения креационистской науки». Фрэнсис Б. Харролд писал в отчетах Национального центра научного образования : «Эта книга представляет собой интеллектуальную историю религиозно вдохновленного антиэволюционизма, в первую очередь в США, начиная с конца 19 века. Это кропотливая работа выдающегося историка », — и Эллиот Собер, коллега Ханса Райхенбаха, профессор философии и чисел из Университета Висконсина , Мэдисон, сказал о книге:« Числа рассказывают захватывающую историю того, как креационизм видоизменился, адаптировался, и развивались в меняющейся социальной и научной среде. Те, кто желает понять нынешнюю оппозицию дарвинизму и более широкий вопрос о том, как взаимодействуют наука и религия, должны прочитать эту книгу ».

Индивидуальные доказательства

  1. Джордж МакКрэди Прайс: Новая геология (1923)
  2. Келли Сегрейв: Сыновья Бога возвращаются. 1975 г.
  3. Роберт Kofahl: Handy Dandy Evolution Refuter 1977
  4. Ритланд: Поиск смысла в природе: новый взгляд на сотворение и эволюцию. 1970 г.
  5. Гроб, Рот и Кларк: Создание: Случайность или Дизайн.
  6. Арнольд Гайот: Сотворение; или «Библейская космогония в свете современной науки». 1884 г.
  7. Енох Фитч Берр: Отец Мунди. или Доктрина эволюции. 1873 г.
  8. Джордж Д. Армстронг: Две книги Природы и Откровения в подборке. 1886 г.
  9. Герберт В. Моррис: Наука и Библия; или «Творение мозаики и современные открытия». 1871 г.
  10. Х.Л. Гастингс: Что ошибся Моисей? или, Сотворение и Эволюция. 1896 г.
  11. Лютер Трейси Таунсенд: Эволюция или создание. 1896 г.
  12. Лютер Трейси Таунсенд: Адам и Ева. 1904 г.
  13. Лютер Трейси Таунсенд: Коллапс эволюции. 1905 г.
  14. Елеазар Лорд: Эпоха Творения. 1851 г.
  15. Дэвид Лорд: Геогнози. 1855 г.
  16. Дэвид Н. Ливингстон: Наука, регион и религия: прием дарвинизма в Принстоне, Белфасте и Эдинбурге. В: Дэвид Н. Ливингстон, Д. Г. Харт и Марк А. Нолл, редакторы: Евангелисты и наука в исторической перспективе Нью-Йорка, Oxford University Press, 1999.
  17. Барри В. Батчер: Дарвин внизу: наука, религия и эволюция в Австралии. В: Распространение дарвинизма
  18. Джон Стенхаус: Дарвинизм в Новой Зеландии, 1859-1900. В: Распространение дарвинизма
  19. Сюзанна Зеллер: Окружающая среда, культура и прием Дарвина в Канаде, 1859-1909. В: Распространение дарвинизма.
  20. Рональд Л. Числа и Лестер Д. Стивенс: дарвинизм на юге Америки. В: Распространение дарвинизма
  21. Джон Х. Робертс: дарвинизм, американские протестантские мыслители и загадка мотивации. В: Распространение дарвинизма.
  22. Р. Скотт Эпплби: Разоблачение «скрытой повестки дня» Дарвина: реакции католиков на эволюцию, 1875-1925. В: Распространение дарвинизма
  23. Марк Светлиц: Американские евреи отклики на Дарвина и эволюционную теорию, 1860-1890. В: Распространение дарвинизма.
  24. Эрик Д. Андерсон: Черные ответы на дарвинизм, 1859-1915. В: Распространение дарвинизма
  25. Салли Грегори Колстедт , Марк Р. Йоргенсон: «Неугомонный женский вопрос»: женские ответы на эволюционную идеологию. В: Распространение дарвинизма.
  26. Архивная

Креационизм Нового времени

Новое время дало современной философии понятие «научного креационизма».

Важно! Научный креационизм — это такое течение теологического учения, апологеты которого стараются найти научное подтверждение всем фактам, описанным в Библии, опровергнув таким образом теорию эволюции. Основными положениями научного креационизма считаются:

Основными положениями научного креационизма считаются:

  • вера в создание всего сущего из ничего;
  • вера в то, что Библия — единственный достоверный источник знаний в вопросах естествознания;
  • утверждение, что все живые организмы не эволюционируют, а были созданы изначально в «законченном», совершенном варианте;
  • вера в то, что первоначальная жизнь в сотворенном Богом мире была идеальной, а все негативные события, такие как смерть, болезни и страдания, возникли с течением времени в результате изменений в первоначальном порядке.

Основателем нового течения считается Георг Прайс, который первым описывал подобные суждения в своих трудах. Ранние работы в этой сфере не привлекали особого общественного внимания, так как были очень религиозными. Они были направлены на буквальное понимание Библейских заветов, и изучались лишь в отдельных протестантских сообществах.


Библия — единственный достоверный источник знаний в вопросах естествознания

С развитием нового течения, догматы научного креационизма стали рассматриваться в христианских школах и других учебных заведениях. Особую популярность новое учение приобрело в Соединенных Штатах Америки.

Три направления мысли в теории креационизма

1- Научный креационизм 

Он был рожден с целью продемонстрировать научными доказательствами видение того, что все, что существует, было сделано иудео-христианским богом..

Однако, поскольку эти исследования не соответствуют строгому научному методу, то есть они не принимают противоположные гипотезы, они не представляют эмпирических доказательств, и выводы не могут быть опровергнуты, они признаны псевдонаучными, и они терпят неудачу в своей попытке возразить против эволюционной теории Дарвин.

2- Интеллектуальный дизайн

Основываясь на доказательстве того, что все во вселенной идеально подходит для жизни и что эволюция путем естественного отбора недостаточна для объяснения этого, последователи этой мысли считают, что неизбежно творческий бог создал все как есть.

Хотя нет ясности ни относительно природы этого Бога, ни о средствах или методах, использованных для создания всего, что существует, защитники этой теоретической линии основывают свою позицию на том, что говорит Библия..

Не предоставляя также доказательств, приведенных в соответствие с причиной, они также признаются лжеучеными.

3- Креационизм проэволюция

Разрыв между последователями креационизма и учеными, которые придают достоверность теории эволюции, сокращается за счет креационистов, выступающих за эволюцию, которые соглашаются объединить эти два взгляда и обогатить исследование о происхождении вселенной..

Это должно дополнить дарвиновскую теорию на философском и религиозном уровне.

Минусы теории

Сторонники концепции опровергают все научные теории и новые открытия. Стараются оспорить их, а если не получается, то просто не замечают.
Также объясняют по своему основополагающие концепции, признанные всемирным научным сообществом.

К ним относятся:

  • Теория эволюции и найденные останки животных. Даже собранные в музеи материальные доказательства полностью игнорируются.
  • Все опровергающие факты концепции носят лишь теоретический характер, основанный на священном писании.
  • Следуя теории, все процессы, протекающие в условиях земли и космоса носят характер сохранения, позволяющий Вселенной выполнять свое предназначение.
  • Отрицают возможность другой жизни, в любой ее форме на других планетах.
  • Несоответствие реальных цифр возраста Земли к летоисчислению данной теории.
  • Подстраивают научные догмы к своей концепции. Все настолько гармонично продумано Творцом, что все законы окружающего мира, даже труднообъяснимые с точки зрения концепции, вписываются в общий замысел.

Существующий современный научный креационизм не имеет под собой доказательной базы. Его теории не вписываются в общепризнанные и не признаются научным миром. Более того, опровергая современные теоретические модели, концепция формирует в людях сомнение. Приводит к тому, что они начинают верить в теорию Сотворения.

Таким образом, используя спорные научные теории и недоказанные гипотезы, происходит торможение и препятствие развитию науки, а у человека значительно упрощается мировоззрение.
Теория Креационизма позволяет человеку верить во всемогущего Творца, который по замыслу своему и по воле создал Вселенную. При этом человек знает зачем живет, вся его жизнь наполнена смыслом, четко прописанном в религиозных учениях. Нет нужды беспокоиться о будущем, так как все движется в соответствии с волей Творца.

Креационисты новейшего времени

Проповедники, популяризаторы и апологеты

  • Генри Моррис (1918-2006) — американский проповедник и писатель, президент двух научных креационистских организаций
  • Доктор Грейди МакМётри — младоземельный креационист из США, основатель миссии Creation Worldview Ministries.
  • Джон Уиткомб — американский проповедник
  • Кент Ховинд (р.1953) — американский проповедник, ведущий семинаров, основатель парка «Страна приключений с динозаврами»
  • Эрик Ховинд — сын и последователь Кента Ховинда, ведущий семинаров
  • Чак Мисслер — инженер, автор фильма «Вопрос происхождения»

Учёные

  • Алтухов, Юрий Петрович- российский учёный-генетик, академик РАН (с 1997 г.), директор Института общей генетики, заслуженный профессор МГУ, член-корреспондент Академии Наук СССР с 1990 г.
  • Майкл Бихи (Michael Behe) — американский учёный, профессор биологических наук Университета Лихай в Пенсильвании, старший научный сотрудник Института Дискавери в Сиэттле; имеет учёную степень по биохимии.
  • Карл Бо (р.1936) — американский палеонтолог, телеведущий
  • Головин, Сергей Леонидович — магистр естественных наук (физика Земли), президент Христианского научно-апологетического центра в Крыму
  • Джонсон, Филлип (Phillip Johnson) — почётный профессор права Калифорнийского университета в Беркли.
  • Дембски, Уильям (William Dembski) — старший научный сотрудник Института Дискавери в Сиэттле, магистр богословия, имеет учёные степени по математике и философии.
  • Марк Истман — имеет степень доктора, автор книги «The Creator Beyond Time and Space»
  • Кеньон, Дин (Dean Kenyon) — почётный профессор биологии Университета штата Калифорния в Сан-Франциско, США. Соавтор книги «Биохимическая предопределённость» (о причинах правильного строения протеинов из аминокислот).
  • Макоско, Джед (Jed Macosko) — сотрудник Института Дискавери, имеет учёную степень по химии.
  • Мейер, Стефен (Stephen Meyer) — директор и старший научный сотрудник Центра возрождения науки и культуры при Институте Дискавери в Сиэттле, доктор наук.
  • Миннич, Скотт (Scott Minnich) — адъюнкт-профессор микробиологии Университета Айдахо и сотрудник Института Дискавери, имеет учёную степень по микробиологии.
  • Нельсон, Пол (Paul Nelson) — старший научный сотрудник Института Дискавери в Сиэттле, имеет учёную степень по философии.
  • Владислав Сергеевич Ольховский (р.1938) — украинский профессор в области ядерной физики, доктор физико-математических наук
  • Опарин, Алексей Анатольевич — врач-терапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры, автор книг по креационистской библейской археологии и истории христианства.
  • Паркер, Гарри — биолог
  • Сарфатти, Джонатан — австралийский учёный, кандидат наук по химии (физическая химия), спектроскопист. Известный шахматист.
  • Артур Уалдер-Смит (1915-1995) — английский профессор, естествоиспытатель, защитивший три докторские диссертации.
  • Уэллс, Джонатан (Jonathan Wells) — старший научный сотрудник Института Дискавери в Сиэттле, имеет учёные степени по молекулярной биологии и биологии клетки.
  • Хартнетт, Джон (John Hartnett) — физик-экспериментатор, работает в исследовательской группе по частотной стандартизации и метрологии, автор нескольких книг по космологии

Отдельно, следует упомянуть, что есть немало современных учёных, которые признавали и признают существование Бога Творца, см. страницу со списком Известные верующие учёные.

Креационизм в биологии

Кон­цеп­ция по­сто­ян­ст­ва ви­дов, рас­смат­ри­ваю­щая мно­го­об­ра­зие ор­га­нич. ми­ра как ре­зуль­тат Бо­же­ст­вен­но­го тво­ре­ния. Сфор­ми­ро­ва­лась в кон. 18 – нач. 19 вв. в свя­зи с пе­ре­хо­дом к сис­те­ма­тич. изу­че­нию мор­фо­ло­гии, фи­зио­ло­гии, ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия и раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов, по­сте­пен­но вы­тес­нив­ше­му пред­став­ле­ния транс­фор­миз­ма о вне­зап­ных пре­вра­ще­ни­ях ви­дов и воз­ник­но­ве­нии ор­га­низ­мов в ре­зуль­та­те слу­чай­но­го со­че­та­ния отд. ор­га­нов (Эм­пе­докл, Лук­ре­ций, Аль­берт Ве­ли­кий и др.). Сто­рон­ни­ки идеи по­сто­ян­ст­ва ви­дов (П. С. Пал­лас) до­ка­зы­ва­ли, что ви­ды ре­аль­но су­ще­ст­ву­ют, что они дис­крет­ны и ус­той­чи­вы, а диа­па­зон их из­мен­чи­во­сти име­ет стро­гие пре­де­лы. К. Лин­ней ут­вер­ждал, что ви­дов столь­ко, сколь­ко их бы­ло соз­да­но во вре­мя тво­ре­ния ми­ра. Сме­ну флор и фа­ун в па­лео­нто­ло­гич. ле­то­пи­си Ж. Кю­вье объ­яс­нял тео­ри­ей ка­та­ст­роф, ко­то­рая в тру­дах его по­сле­до­ва­те­лей (Ж. Л. Р. Агас­си­са, А. Д’Орбиньи и др.) при­ве­ла к по­сту­ли­ро­ва­нию де­сят­ков пе­рио­дов пол­но­го об­нов­ле­ния ор­га­нич. ми­ра Зем­ли. Мно­го­крат­ные ак­ты тво­ре­ния отд. ви­дов при­зна­вал Ч. Лай­ель. Бла­го­да­ря ши­ро­ко­му и бы­ст­ро­му при­зна­нию идеи эво­лю­ции под влия­ни­ем дар­ви­низ­ма, чис­ло при­вер­жен­цев К. в био­ло­гии уже в сер. 1860-х гг. силь­но со­кра­ти­лось, од­на­ко идеи К. ак­тив­но об­су­ж­да­лись в фи­лос. и ре­лиг. док­три­нах. Не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки со­еди­нить идею эво­лю­ции с пред­став­ле­ни­ем о Бо­ге как её из­на­чаль­ной при­чи­не и ко­неч­ной це­ли (Н. Я. Да­ни­лев­ский, П. Тей­яр де Шар­ден и др.). На­чи­ная с 1960-х гг. в США, а за­тем в Зап. Ев­ро­пе сфор­ми­ро­ва­лось дви­же­ние «на­уч. креа­цио­низ­ма», воз­ник­ли мно­го­числ. об­ще­ст­ва и ака­де­мии, от­стаи­вав­шие те­зис, что ес­те­ст­во­зна­ние пол­но­стью под­твер­жда­ет дос­то­вер­ность биб­лей­ско­го по­ве­ст­во­ва­ния о со­тво­ре­нии Все­лен­ной и че­ло­ве­ка, а тео­рия эво­лю­ции – лишь од­но из воз­мож­ных объ­яс­не­ний раз­ви­тия ор­га­нич. ми­ра. Боль­шин­ст­во био­ло­гов, ис­хо­дя из ре­аль­но­сти эво­лю­ции в це­лом и ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра в ча­ст­но­сти, от­вер­га­ют «тео­рию ра­зум­но­го тво­ре­ния» и счи­та­ют, что до­ка­за­тель­ст­ва «на­уч. креа­цио­низ­ма» стро­ят­ся на не­пра­виль­ном по­ни­ма­нии совр. тео­рии эво­лю­ции.

Новое время

  • Жан Луи Агассис (1807—1873) — швейцарский учёный, основоположник гляциологии, ихтиологии
  • Дэвид Брюстер (1781—1868) — английский физик, основатель оптической минералогии
  • Чарльз Бэббидж (1792—1871) — английский математик, автор проектов первой програмно-управляемой вычислительной машины
  • Рудольф Вирхов (1821—1902) — немецкий учёный в медицинской области, основатель клеточной патологии
  • Джозеф Генри (1797—1878) — американский физик
  • Джеймс Джоуль (1818—1889) — английский физик
  • Гемфри Дэви (1778—1829) — английский химик и физик, основатель термокинетики
  • лорд Кельвин (1824—1907) — англо-ирландский физик
  • Джеймс Клерк Максвелл (1831—1879) — шотландский физик
  • Грегор Мендель (1822—1884) — чешский натуралист, основоположник генетики
  • Мэтью Мори (1806—1873) — американский гидрограф
  • Луи Пастер (1822—1895) — французский естествоиспытатель, основатель современного учения о заразных болезнях
  • Бернхард Риман (1826—1866) — немецкий математик
  • Джеймс Симпсон (1811—1870) — шотландский акушер, гинеколог и хирург, изобретатель акупрессуры, первый применивший наркоз
  • Джордж Стокс (1819—1903) — англо-ирландский физик и математик
  • Майкл Фарадей (1791—1867) — английский физик
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector