Поездка в псково-печерский свято-успенский монастырь

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

История Печерского монастыря

Основателем одной из древнейших христианских обителей на Нижегородской земле считают святого Дионисия Суздальского. Он прибыл в город из Киевско-Печерского монастыря в 1320-х годах. С тех далеких времен сохранилось очень мало исторических сведений, но считается, что новый монастырь был создан по благословению Дионисия и появился в 1328-1330 гг.

Печерский монастырь с высоты птичьего полёта

Обитель началась с нескольких пещер, выкопанных иноками в крутом известняковом берегу Волги. Молва о Дионисии быстро распространялась, и в небольшой монастырь приходили новые монахи. Вскоре места в пещерах стало не хватать, на береговом уступе принялись возводить деревянные кельи и храмы.

Дионисий пользовался большим авторитетом у верующих. Для церковных приходов Нижнего Новгорода и Суздаля этот христианский проповедник играл такую же роль, как Сергий Радонежский в землях Московии. Не меньшим почтением стали пользоваться и ученики Дионисия – монахи Евфимий и Макарий, за подвижнические подвиги причисленные Церковью к лику святых.

Общий вид на Печерский монастырь со стороны улицы Печерский съезд

Печерская монастырская братия жила по строгому уставу. Монахи не имели личной собственности, а все имущество, принадлежащее обители, считалось общим. Каждый, кто находился в стенах монастыря, включая его настоятеля, ежедневно работал для своего пропитания, стараясь следовать принципам трудолюбия, милосердия и нестяжательства. Выйти из обители можно было только с разрешения игумена.

Созданный из пещер монастырь постоянно укреплялся и развивался, несмотря на набеги, которые временно лишали его материальных ценностей. В 1378 и 1379 гг. татаро-монголы сожгли монастырь дотла, и практически ничего не осталось от Печерской обители и в 1550 году.

Восстанавливаться монастырю помогали князья или состоятельные нижегородцы, которые вносили богатые вклады в казну Печерской обители. Монастырь получал не только деньги на новое строительство или ремонт обветшавшего хозяйства. Ему отписывали целые селения, охотничьи угодья, пахотные земли и пасеки. В середине XV века обитель получила право беспошлинной торговли и провоза рыбы по реке. А к концу XVI века в монастыре выстроили шесть храмов из камня. Это говорит о большом богатстве обители, так как в это время в центральной части Нижнего Новгорода стояли всего три каменных церкви.

Летом 1597 года в Печерский монастырь пришла большая беда. И причиной ее были ни неприятели, а сама природа — гигантский оползень уничтожил практически все монастырские постройки. Частичные подвижки грунта, произошедшие за неделю до оползня, стали для настоятеля обители явным признаком грозящей беды. Поэтому он заранее вывел в безопасное место всех насельников, а также распорядился, чтобы из монастырских построек вынесли все самое ценное – иконы, церковную утварь и хозяйственный инвентарь. На глазах у изумленных монахов, кусок горы сошел вниз к реке, полностью разрушив все храмы и кельи.

Западные ворота монастыря

После природной катастрофы монастырь пришлось отстраивать заново. Но сделали это уже на выровненной площадке выше по реке. До 40-х годов XVII века здесь возводили только деревянные церкви и хозяйственные постройки. Каменные храмы, башни и стены появились в монастыре позже. Они составили удивительный по красоте архитектурный ансамбль, отличный обзор на который открывался и с горы, и от Волги.

Печерская обитель славилась своей благотворительностью. Много раз монастырь выделял деньги и провиант для русской армии. Во время войн в его стенах жили беженцы. Кроме того, монахи помогали раненым и убогим.

Вид на церковь Евфимия Суздальского (справа), собор Вознесения Господня (слева)

После прихода новой власти в 1917 году старый монастырь, как и большинство христианских обителей, ждало осквернение и запустение. Спустя год после революции настоятеля монастыря епископа Лаврентия (Князева) арестовали и расстреляли. Монастырскую ризницу разграбили, а древние колокола, металлические части ограды и кресты отдали на переплавку.

Реставрационные работы здесь начались только в 1970-е годы. А Церковь получила монастырскую территорию в 1994 году. С этого времени началось возрождение старинной Печерской обители, как духовного центра и места, где хранится история Нижегородской епархии.

Общий вид на постройки монастыря

Памяти архимандрита Досифея (Сороченкова)

Сегодня в Псково-Печерской обители вспоминают архимандрита Досифея (Сороченкова): батюшка отошел ко Господу 5 августа 1998 года.

Отец Досифей совсем был не похож на «настоящего» монаха, такого тихого и прозрачного, каким обычно представляют себе ушедшего в монастырь. Роста он был выше среднего, достаточно крупный, и голос имел «трубный», яркий.

Часто его ставили совершать ежедневные водосвятные молебны с акафистами, и он выполнял это послушание смиренно, с полной отдачей. Обычно братия не очень радовалась, если кому-то приходилось быть седмичным на молебнах: в списке заказов было около 100 различных акафистов, и такая служба затягивалась на несколько часов. А отец Досифей с радостью нес послушание, хотя потом возвращался с молебна, еле-еле переставляя больные ноги.

Много лет подряд он начинал праздничное богослужение в день Успения чтением акафиста на Успенской площади. И в памяти многих паломников, приехавших поклониться чудотворной иконе, именно с его ликующего «Радуйся!» начиналось трехдневное торжество в честь Богоматери.

    

Батюшка очень любил Матерь Божию, и то, что почил он в день празднования Почаевского образа Богородицы, лишь подтверждает это.

А родился он накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – 26 сентября 1928 года – в селе Большие Лучинцы Владимирской области, в семье Сергея Григорьевича и Анны Яковлевны Сороченковых, и наречен был именем Константин. Позже семья перебралась в город Кольчугино, где Константин отучился в начальной школе и в 1943 году пошел работать учеником электрика.

Об этом периоде своей жизни отец Досифей ничего не рассказывал. Известно только, что от решения уйти в монастырь 28-летнего Константина все отговаривали. И вот здесь он проявил твердость: «Я совершеннолетний и сам буду решать, как мне жить!»

Эту твердость отец Досифей сохранил на всю жизнь; твердость его в вопросах веры была непоколебима. Встречая всех приходящих к нему с доброй улыбкой, на исповеди он был собран и строг.

4 марта 1958 года Константин Сороченков принял в Псково-Печерском монастыре монашеский постриг с именем Досифей (в честь преподобного Досифея, память которого 19 февраля / 4 марта). На следующий день его рукоположили в иеродиакона. Несколько лет батюшка был седмичным иеродиаконом, пел в братском хоре.

В 1966 году он направляется на Святую гору Афон в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где прослужит 16 лет. Перед отъездом в Грецию в Троице-Сергиевой Лавре иеродиакон Досифей был рукоположен в сан иеромонаха.

Пасха. 1997 г     

Батюшка очень любил рассказывать о своей жизни на Афоне. По-детски радовался, разглядывая фотографии монастыря и отыскивая во множестве окон и террас свои. Много лет он прослужил на Святой Горе в одном из храмов, который хотели закрыть из-за нехватки священников. Батюшка же попросился служить в нем один: и за священника, и за диакона, и за уставщика, и за клирос.

Отец Досифей прекрасно знал богослужебный устав, помнил, в какой день память того или иного святого. Как-то выходя из Успенского храма и благословляя на ходу народ, он вдруг остановился и отметил, что чтец (а клирос в храме далеко, и было почти не разобрать слов) неправильно прочел слово канона.

В келье отца Досифея все было устроено для молитвы. Там, где у других была прихожая без окна, у батюшки стояли кровать и шкаф. Основное же помещение было для молитвы: аналой посередине, на стенах – иконы, небольшой столик для книг. Его богослужебные книги от постоянного использования быстро ветшали.

Очень многих молитвенно помнил батюшка Досифей, помнил не только имена тех, кто просил его молитв, но и имена тех, за кого просили. Спустя какое-то время он обязательно спрашивал об этих людях.

Пасха. 1997 г.     

И братия, и сотрудники монастыря очень любили отца Досифея: буквально на ходу он умел сказать нужные слова, часто за шутливостью скрывая свою прозорливость.

До последнего дня батюшка Досифей, превозмогая сильную боль в ногах, выходил за несколько часов на службу в Михайловский храм, являя всем пример невероятной любви к молитве и богослужению.

Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего архимандрита Досифея и его молитвами помилуй нас, грешных!

5 августа 2019 г.

Храмы

Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении его истории, первым храмом на его территории стал Успенский собор. Его особенность в том, что он устроен в горе и имеет только внешний фасад. Со временем появлялись и другие церкви, которые позднее неоднократно перестраивались. Некоторые храмы были возведены в честь значимых событий, к примеру, Михайловский собор был построен после изгнания русскими войсками наполеоновской армией из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения врага.

На территории монастыря находятся следующие церкви:

  • Успенский пещерный храм
  • Сретенский храм
  • Покровский храм
  • Михайловский собор
  • Лазаревский храм
  • Никольский храм
  • Благовещенский храм
  • Храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах.

Схема обители

История

Монастырь был основан на изъеденной пещерами местности. Существует несколько легенд, связанных с появлением здесь обители. Одна из них повествует об охотниках из Изборска, которые услышали дивное пение и почувствовали приятное благоухание. Позже рядом с этим местом крестьянин Иван Дементьев, рубивший здесь лес, повалил одно дерево, при падении открывшее вход в пещеру, над которым сразу оказалось написано «Богом зданная пещера».

В 1473 году бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (в наши дни г. Тарту), постригшийся после смерти жены в монахи под именем Иона, устроил в этих пещерах храм, известный сейчас как Успенский. В тот период Псковские земли были пограничными землями Руси, и монастырь постоянно оказывался под ударом и страдал от набегов. Поэтому российские правители старались усилить его защиту. Во времена правления Ивана Грозного были построены мощные оборонительные сооружения — крепостные каменные стены и башни. В 1564 году возведена надвратная церковь Николы Вратаря с проездными воротами в монастырь.

В монастырской обители во время вражеских набегов и войн прятались не только монахи, но и миряне. Более ста пятидесяти лет монастырь служил надежным защитником для местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году, армии шведского короля Карла XII в. 1703 году и вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году стоял на страже западных границ страны. Однако, несмотря на утрату оборонительной функции, обитель не потеряла своего значения духовного, продолжая привлекать огромное количество паломников и верующих людей. Примечательно, что она никогда не закрывалась, возможно, ее спасло то, что в годы гонений на церковь в СССР она находилась на территории Эстонии.

Звонница Никольского храма,  Алексей Бучанов

История

Согласно древнему преданию, недалеко от Пскова, в пещере жили выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в эти земли из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена отшельников неизвестны, сохранилось лишь имя одного из них — преподобного Марка. Однако, обитель на этом месте была основана значительно позже, после смерти инока.

В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма города Юрьева (ныне город Тарту), который устроил в песчаном холме у ручья Каменца церковь Успения Пресвятой Богородицы. Датой основания храма считается 1473 год, когда построенная церковь была освящена.

Вскоре владелец земли, на которой находились пещеры, подарил подвижнику этот участок для основания обители. Так, у западных границ Руси, в 20 километрах от Ливонской крепости Нейгаузен, появился знаменитый Псково-Печерский монастырь.

В 1510 году, когда Иона уже умер, Псковские земли, а вместе с ними и монастырь, перешли в состав Московского государства. С этого времени начинается новый этап существования обители.

История основания

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь основан во время Ивана Грозного. В конце XIV века на псковской земле в пещерах поселились монахи, бежавшие с юга от нашествия крымских татар. Местные охотники случайно нашли пещеру с надписью над входом: «Богом зданные пещеры» (Богом созданные). Местный юродивый каждый день стирал надпись, которая всякий раз возвращалась на прежнее место. Кем и когда сделана надпись – неизвестно.

Основатели монастыря – супружеская пара: священник Иоанн Шестник и матушка Мария, которые поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. Рядом с пещерами супруги своими силами устроили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. От тяжелой работы матушка Мария заболела и пред кончиной приняла монашеский постриг с именем Васса.

Отец Иоанн, совершив отпевание, похоронил жену при входе в пещеры. На следующий день, обнаружив гроб на поверхности, вновь совершил чин отпевания и закопал гроб. На другой день чудо повторилось: гроб стоял на поверхности. Отец Иоанн увидел в этом Божию волю, он сделал в стене пещеры нишу и поставил туда гроб, который никуда не исчезал и не источал дурного запаха. С тех пор насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей.

После смерти жены отец Иоанн принял постриг с именем Иона. Скоро в устроенную церковь пришли иноки и образовали вокруг храма маленькую обитель, которую освятили в 1473 году. Это дата основания Псково-Печерского монастыря.

Как доехать в Псково-Печерский монастырь

Сегодня в обитель регулярно ходят экскурсионные автобусы. Вы можете также совершить паломничество самостоятельно.

Из «двух столиц» России до Пскова идут прямые поезда. От Пскова в Печоры ходят маршрутки или электрички. Оба вокзала находятся в непосредственной шаговой доступности от монастыря. Самостоятельное паломничество, дорога к храму — всегда дорога к Богу.

Молитву святым старцам Псково-Печерским можно читать онлайн по тексту ниже

О, преподобные и богоносные отцы наши: Марк, Иона, Корнилий, Вассиан, Дорофей, Лазарь, Симеон, Александр и блаженная мать Васса!Смиренно припадаем к вам, к великим праведникам, в Псковской земле просиявшим славно — украсили вы обитель Печерскую жития вашего чудного сиянием пресветлым; к вам приходим и, с любовью хваля вас, просим вашего представительства перед Богом за нас, многогрешных: попросите Господа Сил и Пречистую Матерь Его, чтобы сохранили они Российскую страну нашу мирной, утвердили в благочестии землю Псковскую и покровом благодати Своей города России покрыли, монастыри да укрепят и всем подвизающимся в ней подадут спасение и вечную жизнь в Царствии Небесном.Помогите нам, о угодники Божии, создать храм Божий в сердцах наших и украсить его добродетелями, чтобы жил в нем Сам Господь! Оградите нас стеной молитв побеждающих всех от искусительных стрел врага рода человеческого и от всех злых его соблазнов, чтобы богоугодно жили мы на земле, а по смерти вечное Царство Пресвятой Троицы унаследовали, прославляя всегда и бесконечно Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

Молитвами святых старцев Псково-Печерских да хранит вас Господь!

Комплекс Богом зданных пещер

Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер. Ближние П-образные пещеры протяженностью 15 метров. В них – гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.

За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из 7 подземных галерей – улиц с пещерной церковью Воскресенья Христова. Здесь расположено монастырское кладбище, где погребено 10000 человек. В пещерах держится постоянная температура +5 градусов по Цельсию. От входа идут семь подземных галерей. В стенах пятой и шестой улиц погребают иноков обители, они называются братскими галереями.

В других галереях хоронят благочестивых мирян и ратных людей. В конце центральной улицы установлен канун – небольшой стол, у которого совершаются панихиды. За кануном – большой деревянный крест.

В стенах установлены плиты с надписями и надгробными памятниками. В надписях – славные фамилии Суворовых, Ртищевых, и Нащокиных, Бутурлиных, и Мстиславских. В монастырских пещерах погребены предки Александра Пушкина, Кутузова, Мусоргского, а также предки Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Здесь захоронены митрополиты, архимандриты, старцы, монахи и послушники. В монастырских пещерах – надгробия псковских, торопецких, новгородских помещиков и их семей. Погребены в пещерах и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн. Пещеры монастыря – место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами, некрополь, который не имеет аналогов.

Печерский монастырь на карте

Читать по теме на Putidorogi-nn.ru:

МУЗЕИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

УСАДЬБЫ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

СТАРОЯРМАРОЧНЫЙ СОБОР

СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ НА ТОРГУ

ВСЕХСВЯТСКИЙ ХРАМ

ХРАМ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

СМОЛЕНСКО-ВЛАДИМИРСКИЙ ПРИХОД

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СТАРЫХ ПЕЧЕРАХ

ЦЕРКОВЬ ЖЕН МИРОНОСИЦ

ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ СВЯТИТЕЛЕЙ МОСКОВСКИХ

ДОМИК ПЕТРА I

ЧКАЛОВСКАЯ ЛЕСТНИЦА

ЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА

Чудесные события Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

История монастыря насыщена множеством различных событий, в которых раз за разом подтверждалась невероятная благодатная сила и роль святого места, на котором был размещен этот комплекс.

Сами не раз нападавшие враги народа русского заявляли, что крепость удерживает какая-то высшая сила. Они отмечали, что невозможно было войти на территорию и окончательно сломить сопротивление защитников даже через внушительные пробоины в стенах монастыря. И постепенно они начинали бояться продолжать нападение.

Дом наместника монастыря

Помогли иконы монастыря выстоять и защитникам осажденного неприятелем Пскова. Посланные в город иконы Божьей матери «Успенье» и «Умиление» подтвердили свою чудотворную силу. Защитники города отразили порядка 30 попыток захватить город и выстояли.

В первые годы XVII века на русскую землю вновь хлынули полчища поляков, литовцев и шведов. Пользуясь временными трудностями на Руси, они как стервятники набросились на ее владения, стремясь завоевать новые земли.

Важную роль в укреплении монастыря именно в военном плане сыграл царь Петр Великий. По его указу монастырь со всех сторон был обнесен высоким земляным валом и глубоким рвом, по дну которого пустили воды реки Каменца. Были сооружены защитные бастионы, установлены пушечные батареи. Теперь крепость-монастырь готова была противостоять самому злому, коварному и сильному врагу.

Петровская надвратная башня над Святыми вратами

Позже территория монастыря оказалась относительно в глубине земель российских, и жизнь в ней приняла более мирный уклад. Но уже во времена нашествия Наполеона чудодейственные иконы монастыря вновь помогли защитить российскую государственность, ее народ и земли.

Игумены, настоятели, наместники

Игумены

  • Прп. Иона
  • Селиван, иером.
  • Иона
  • Сергий
  • Симон
  • Дорофей
  • Герасим
  • Прмч. Корнилий (1529 — 20 февраля 1570)
  • Савва (1570)
  • Сильвестр (1572 — ?)
  • Трифон
  • Тихон
  • Никон I
  • Мелетий
  • Иоаким (1593 — не позднее 1611)

Архимандриты

  • Иоаким (не позднее 1611 — 6 июля 1616)
  • Антоний I (1617 — 1621)
  • Иоасаф I (3 февраля 1621 — 1627)
  • Иов (1627 — 1634)
  • Порфирий (1634 — 1639)
  • Рафаил (1639 — 1643)
  • Макарий (июль 1643 — 4 ноября 1649)
  • Митрофан (1650 — 1656)
  • Зосима (1656 — 1663)
  • Герасим (1663 — 1669)
  • Паисий (1669 — 1682)
  • Иоасаф II (1682 — 1686)
  • Паисий II (1686 — 1699)
  • Корнилий II (1699)
  • Аарон (1706 — ?)
  • Феодосий (1711 — 1724)
  • Маркелл (1724 — 1726)
  • Филарет (1726 — 1729)
  • Вениамин (Сахновский) (1730 — 1731)
  • Кирилл (1731 — 1732)
  • Игнатий (1732 — 1745)
  • Геннадий (Андреевский) (1746 — 1753)
  • Иосиф (1753 — 1785)
  • Варлаам (1785 — 1792)
  • Петр (1792 — 1800)
  • Венедикт (1800 — 1835)
  • Антоний II (1835 — 1844)
  • Антоний (Шокотов) III (24 января 1845 — 1850)
  • Никон II (1850 — 1856)
  • Аполлос (Беляев) (26 октября 1856 — 1864)
  • Феогност, еп. (1864 — 1868)
  • Павел, еп. (1868 — 1882)
  • Нафанаил, еп. (1882 — 1885)
  • Павел (1885 — 1890)
  • Иннокентий (1890 — 1894)
  • Мефодий (Холмский) (1894 — 1906)
  • Никодим (Воскресенский) (26 апреля 1906 — 26 августа 1914)
  • Августин (Синайский) (1914 — 1917)
  • Сщмч. Александр (Петровский) (1917 — 1918)
  • Аркадий (Чанк) (1918 — 20 февраля 1920)
  • Иоанн (Булин) (октябрь 1920 — 1932)
  • Николай (Лейсман) (1932 — 1940)
  • Парфений (Шатинин) (1940 — 1941)
  • Павел (Горшков) (декабрь 1941 — 1944)
  • Агафон (Бубиц) (1944 — 1946)
  • Никон (Мико) (1946)
  • Нектарий (Григорьев) (1946 — 1947)
  • Владимир (Кобец) (1947 — 30 декабря 1949) еп. Порховский, Изборский
  • Пимен (Извеков) (кон. 1949 — кон. 1953)
  • Сергий (Гаврилов) (1954 — 1956)
  • Августин (Судоплатов) (13 июля 1956 — 1 октября 1959)
  • Алипий (Воронов) (28 июля — 3 сентября 1959, 6 октября 1959 — 12 марта 1975)
  • Гавриил (Стеблюченко) (7 апреля 1975 — 1988)
  • Павел (Пономарёв) (26 августа 1988 — март 1992)
  • Роман (Жеребцов) (1992 — 6 октября 1995)
  • Тихон (Секретарёв) (17 августа 1995 — ?) и/о

Тихон (Секретарёв) (? — 22 мая 2018)

Филарет (Кольцов) (с 22 мая 2018) старший

Расписание богослужений

Понедельник и пятница

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Вторник

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Корнилиевский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Среда

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Сретенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Успенский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Четверг

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Никольский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Суббота

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
  • молитва к Божьей матери в 11:00 (Сретенский храм);
  • всенощное бдение в 17:00 (Михайловский храм).

Воскресенье

  • исповедь в 6:00, литургия в 7:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Михайловский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Судьба во время революции и Великой Отечественной войны

Обители крупно повезло еще раз в начале ХХ века: после революции она была отдана Эстонии, что спасло ее от разрушения советской властью.

Во время ВОВ обитель пострадала от артобстрелов – были разрушены Братский корпус и Трапезная.

Обратите внимание: по некоторым сведениям известно, что люди, которых искали захватчики, прятались под куполами соборов.

Стремясь защитить себя и обитель, монахи сохраняли внешнюю лояльность к врагам, получив возможность проводить православную миссию на оккупированных землях. Однако это не спасло ее от разорения: более 550 ценных предметов были вывезены.

Псково-Печерский монастырь — памятники

Среди сохранившихся памятников можно отметить следующие:

  • Церковь Николы Вратаря со звонницей 1565 года
  • Михайловский собор, расположенный на высоком месте, построен в классическом стиле в 1827 году. Это крупнейшее здание, купол которого виден еще на подъезде к обители
  • К востоку от Успенской церкви в 1523 году построена двухъярусная звонница с 17-ю колоколами
  • Благовещенская церковь, построенная преподобным Корнилием в 1540 году, в 1870 году к ней была пристроена Сретенская церковь
  • Ризница XVII века, трехъярусная постройка имеет праздничный нарядный вид: ее стены окрашены в красный цвет, а наличники окон и пояски белые.
  • Успенский пещерный собор — главный и древнейший соборный храм, освященный 15(28) августа 1473 года, в день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Уцелели каменные крепостные стены с девятью мощными башнями:

  • Тайловская
  • Башня Верхних решеток, выделяющаяся стройными пропорциями и высотой почти 25 метров. Всего она имеет шесть боевых ярусов, а другие башни — по четыре-пять ярусов
  • Тарарыгина башня, разрушенная шведами в 1615 году, была восстановлена уже в несколько измененном виде
  • Изборская башня интересна тем, что ее ворота защищены устройствами, подобными захабам некоторых крепостей Северо-Западной Руси (захабы — это длинный коридор, защищавший крепостные ворота)
  • Благовещенская
  • Башня Нижних решеток
  • Никольская воротная башня построена рядом с Никольской церковью, возведенной во времена игумена Корнилия
  • Проездная Петровская башня была построена уже после Смуты, в 30-х годах XVII столетия, тогда пришлось переделать ближайший к ней участок крепостных стен
  • Тюремная башня.

На территории обители сохранились также старинные зубцы стен и бойницы, боевые ходы и остатки земляных укреплений, возведенные при Петре I.

Храмы и постройки монастыря

Центральную часть монастырской территории занимает величественный Вознесенский собор. Изначально здесь стоял шатровый деревянный храм. К 1640 году на его месте построили каменный собор с трапезной и приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм возведен на высоком подклете, а в стенах трапезной для лучшей акустики устроены глиняные голосники. Кровлю собора первоначально сделали под закомары из осинового теса. Но во второй половине XVIII века деревянную кровлю заменили на железную и придали ей более практичную четырехскатную форму.

К собору пристроена высокая трехярусная колокольня – редкий образец сохранившихся русских звонниц допетровского зодчества. В 1701 году по распоряжению царя Петра I отсюда были сняты 11 колоколов, которые отправили на переплавку, чтобы изготовить пушки.

Собор Вознесения Господня с колокольней

В XVII веке на месте, где стоит эта колокольня, насыпной грунт частично сполз вниз по склону, и высокое строение накренилось в северную сторону. Но смекалистые нижегородские каменщики нашли необычное решение — в 1751 году они переложили верхнюю часть колокольни строго по вертикали, оставив нижние ярусы без изменений. То, что колокольня остается устойчивой уже более чем два с половиной века, говорит о правильности проведенных расчетов и мастерстве строителей.

Рядом с Вознесенским собор стоит трапезная Успенская церковь, которую возвели в конце 40-х годов XVII века. Этот одноглавый храм, как и собор, имеет высокий подклет, где в прежние времена располагались кухни и хлебня. Для обогрева церкви использовалось тепло, которое получалось при приготовлении пищи, а также от трех изразцовых печей. Поэтому помещения были приспособлены для проведения церковных служб в холодное время года.

Собор Вознесения Господня с тыла

Одно из архитектурных украшений монастырского ансамбля — надвратная церковь, посвященная преподобному Евфимию Суздальскому, ученику святого Дионисия. Она была возведена в 1645 году, а в качестве образца для этого красивого храма нижегородские зодчие использовали Архангельский собор в городском кремле. Несмотря на явное сходство, монастырский храм имеет характерные особенности. Его алтарь не полукруглый, а прямоугольный, и, кроме того, у этой церкви нет колокольни и притворов.

Вся монастырская территория обнесена белокаменной стеной, в которой существуют живописные Святые ворота и несколько башен. Кроме того, в обители расположены двухэтажные братский и игуменский корпуса, Архиерейские палаты с домовым храмом, посвященным Сергию Радонежскому, а также небольшой Петропавловский храм. Красивейший монастырский ансамбль сегодня признан архитектурным памятником федерального значения.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector