Псково печерский монастырь старец никон где принимает

Святые Псково-Печерского монастыря

Великая история монастыря вылилась в его не менее величайшем наследии, ибо только благодаря этому он смог сохранить древние монашеские традиции и соединить их с цветом мирового старчества.

В конце XX века в нём осуществляли свою деятельность ныне прославленные в лике святых:

  • митрополит Вениамин;
  • иеросхимонах Симеон;
  • архимандриты Иоанн и Алипий;
  • схиигумен Савва;
  • иеросхимонах Михаил;
  • валаамские старцы и другие подвижники Божьего Слова.

Также в храме находятся величайшие святыни православной религии, известные во всём мире:

  • мощи преподобных Марка, Ионы, Вассы, Корнилия, Лазаря, Симеона и мученицы Татианы;
  • иконы Божией Матери “Успение Пресвятой Богородицы” и “Умиление”, икона Николая Чудотворца.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Само название монастыря напрямую связано с пещерами, которые находятся в нём. 1473 год ознаменовался освящением пещерной церкви Успении, что была выкопана из песчаника в холме преподобным Ионой. Этот же год, по преданию, является датой основания монастыря, а холм, в котором находятся церковь и пещеры, называется Святой горой.

Комплекс монастырских пещер состоит из ближних и дальних:

  • ближние – протяжённостью около 15 м. В них же находятся гробницы с мощами великих преподобных;
  • дальние – состоят из 7 подземных галерей-улиц протяжённостью около 200 м, к которым примыкает пещерная церковь Воскресения Христова (конец 6-й улицы). Также эти пещеры являются кладбищем монастыря. На нём захоронены останки известнейших людей православной культуры.

Так существуют и определённые правила погребения:

  • монахов монастыря – на 5-й и 6-й улицах;
  • мирян – на других.

Хоронят их в гробах, которые размещены в стенах пещер, и не засыпают землёй. Всего число захоронений колеблется около цифры в десять тысяч человек.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Само название монастыря напрямую связано с пещерами, которые находятся в нём. 1473 год ознаменовался освящением пещерной церкви Успении, что была выкопана из песчаника в холме преподобным Ионой. Этот же год, по преданию, является датой основания монастыря, а холм, в котором находятся церковь и пещеры, называется Святой горой.

Комплекс монастырских пещер состоит из ближних и дальних:

  • ближние – протяжённостью около 15 м. В них же находятся гробницы с мощами великих преподобных;
  • дальние – состоят из 7 подземных галерей-улиц протяжённостью около 200 м, к которым примыкает пещерная церковь Воскресения Христова (конец 6-й улицы). Также эти пещеры являются кладбищем монастыря. На нём захоронены останки известнейших людей православной культуры.

Лучшая статья для Вас, переходите: «Песчанская» икона Божией Матери в чем помогает

Так существуют и определённые правила погребения:

  • монахов монастыря – на 5-й и 6-й улицах;
  • мирян – на других.

Хоронят их в гробах, которые размещены в стенах пещер, и не засыпают землёй. Всего число захоронений колеблется около цифры в десять тысяч человек.

Старцы Псково-Печерского монастыря

Монастырь во все времена привлекал к себе паломников со всего мира. Некоторые ехали, дабы увидеть великие святыни, а многие – за советом мудрых старцев.

Одним из них был Лазарь Прозорливый, который восстал из гроба на третий день после смерти и ещё 16 лет прожил, повторяя: “Смерть грешников люта”. Однажды император Александр I пожелал встретится с ним, и старец говорил с ним о том, что нужно служить примером для своих подданных, ибо жизнь любого человека на земле недолга.

Особо почитаемым старцем храма был канонизированный преподобный Симеон. Он был известен благодаря своим чудодейственным возможностям исцелять тело и душу человека, даже временить приход кончины.

Также в почёте у православных людей всегда находился старец-исповедник Иоанн. За утешением и мудрым советов к нему при жизни приезжали люди из разных стран.

Лучшая статья для Вас, переходите: Святой равноапостольный Кирилл

Наиболее известными старцами Псково-Печерского монастыря сегодня являются:

  • архимандрит Тихон;
  • схиархимандрит Никон.

Тихон в Псково-Печерском монастыре находится с 1995 года. Став выходцем из семьи священнослужителей, он также всю свою жизнь посвятил этому благородному и праведному делу. Его путь к Господу был насыщен смирением и покаянием в делах:

  • представитель братии храма;
  • монах;
  • иеродиакон;
  • иеромонах;
  • помощник келаря и благочинного;
  • выпускник Духовной Семинарии;
  • преподаватель духовного училища;
  • наместник монастыря;
  • выпускник духовной академии со степенью кандидата богословия.

Его дела на протяжении духовного становления отличались своей праведностью и благочестием, а вклад в развитие православной культуры переоценить невозможно. И всё же главным полем деятельности для него остаются люди, которые нуждаются в его помощи и поддержке. Тысячи прихожан ежедневно приходят к старцу за мудрым слово, дабы обрети долгожданное спокойствие и смирение.

Старец Никон

В Псково-Печерском монастыре сегодня он также занимает очень важное место. Его дорога жизни была не менее тернистой, но всегда рядом с ним находился Господь, который и указал ему истинное предназначение

Деяния Никона всегда были направлены на духовное образование православного народа: своими проповедями он пытается исцелить души и направить людей по праведному пути. Богослужения, которые он проводит и в которых принимает участие, – это красивые и духовное богатые мероприятия, цель которых – дать человеку самому осознать, понять и принять Бога в душе.

Старцы Псково-Печерского монастыря – это поистине великие люди прошлого и настоящего, потому что в их словах – вера и правда, а в делах – доброта и благодать. Они – оплот православной религии, и их значение для её дальнейшего развития огромно.

Лучшая статья для Вас, переходите: Священномученик Поликарп епископ Смирнский

Источники монастыря

Окрестности монастыря богаты священными природными источниками, вода в которых обладает целебными свойствами. Один из самых известных источников назван в честь мученика Корнилия.

Он стал известен при первом посещении этих мест Иоанна и его супруги Вассы. Сегодня святыня располагается под навесом из дерева, слева от входа в обитель. Его воды омываются тремя ручейками. Набрать воду можно специальным механическим насосом. Вход на территорию святого места бесплатный и доступен всем желающим в любое время.

Второй источник святой воды назван в честь Вассы. Он находится в деревне Малы, около Рождественского храма. Последний находится в городе, неподалеку от храма. Назван в честь Иоанна Крестителя.

Кроме источников, территория монастыря усыпана изборскими водопадами. Находятся они в городе Изборске.

Попасть к ним можно на автобусе из города Печоры. Воды этих водопадов местные также считают целебными.

Протоиерей Владимир Волгин

Схиархимандрит Никон (Антонов)

Никон (Антонов), схиархимандрит, насельникУспенского Псково-Печерского мужского монастыря

В миру Антонов Владимир Сергеевич, родился в городе Касимове.

С 3-х лет посещал храм в родном городе.

Будучи школьником, в дни зимних и летних каникул стал трудиться в Успенском Псково-Печерском мужском монастыре, а по окончании средней школы поступил в эту обитель.

Его духовным отцом, до самой своей кончины, был архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (+ 2006), с которым он общался с детских лет в городе Касимове .

С 1973 года жил в монастыре постоянно.

В 1974 году был пострижен в монашество с наречением имени Никон.

В 1975 году был рукоположен в сан иеромонаха.

В том же году был назначен настоятелемхрама святого великомученика Георгия Победоносца села Заполье Плюсского района Псковской области. Когда он уходил из монастыря, то спросил у отца Серафима, ризничного, о том как ему вести себя на приходе, а тот ответил:

«Молись и трудись в храме. Знай храм, молитву, труд и послушание добросовестное — вот и будешь спасен. Когда будет не под силу, Господь сам освободит тебя и укажет другой путь, а пока есть возможность, знай, что у тебя есть только келья и храм, и молитва. Ты – монах

Старался сохранить приход в условиях катастрофического убывания населения; нёс основную ответственность за поддержание храмового здания; пытался возобновить близлежащий источник преподобномученицы Анастасии Римляныни, который невежественные люди превращали в свалку.

23 февраля 2012 года вернулся на постоянное жительство в Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.

14 августа того же года был пострижен в великую схиму с оставлением прежнего имени наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Секретарёвым).

Детство и юность

Родился Николай Беляев 26 сентября / 9 октября 1888 года в московской купеческой семье Митрофана Николаевича и Веры Лаврентьевны Беляевых. Всего у них было восемь детей — две дочери и шесть сыновей, Николай был четвертым ребенком. Дом Беляевых был богатым, по воспоминаниям старца детство его прошло почти в роскоши, ни в чем они не знали нужды. По традиции семья была благочестивой, но отец в большей степени стремился к исполнению обрядов, любил внешнюю красоту церковной службы, не вникая в глубину христианского вероучения. Такое внешнее благочестие было характерно для многих русских семей в то время, хотя даже оно уже становилось редкостью, сменяясь полным равнодушием к вере и Церкви.

Глубокой верой и истинным благочестием отличался дед Николая по матери, Лаврентий Иванович Швецов. Он был круглым сиротой, еще мальчиком его подобрал зажиточный купец и определил работать в своей лавке. Не имевший наследников купец так полюбил за религиозность, добросовестность в службе и порядочность Лаврентия, что со временем передал ему свое дело. Лаврентий Иванович разбогател, всю жизнь он занимался торговлей, главным принципом его при ведении дел была кристальная честность, он часто повторял: «Чужая копейка, внесенная в дом, как пожар, сожжет его». Лаврентий Иванович отвергал любое лукавство в делах, принцип «не обманешь — не продашь», он свидетельствовал: «Я за всю мою жизнь никогда никого не обманул ни разу, а дело мое шло всегда лучше, чем у других». Лаврентий Иванович любил богослужение, сам иногда пел на клиросе. В течение тридцати трех лет он был старостой церкви святых равноапостольных Константина и Елены в Кремле, в которой находилась чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Его религиозность передалась и дочери. Все вспоминали, что Вера Лаврентьевна отличалась молитвенностью, добротой, ровным, терпеливым характером. Митрофан Николаевич после женитьбы на Вере Лаврентьевне стал служить у ее отца, а со временем вся семья переехала в дом Шевцовых на Большой Ордынке. Старец Никон вспоминал, что был любимцем деда и бабушки и сам был очень привязан к ним. Смерть деда, а затем бабушки Марии Степановны явились первым потрясением в его жизни.

С детства Николая сопровождали знаменательные события. В год его рождения Беляевых посетил отец Иоанн Кронштадтский, он беседовал с Верой Лаврентьевной и подарил ей свою фотографию с памятной надписью, которая хранилась в семье как реликвия. Когда Николаю исполнилось пять лет, он тяжело заболел, врачи говорили, что он не поправится. Но мать не теряла надежды, она горячо молилась святителю Николаю Чудотворцу о выздоровлении сына. И совершилось чудо: болезнь оставила ребенка. Впоследствии старец Варсонофий так сказал об этом событии Николаю: «Конечно, это из ряда вон выходящий случай. Собственно, не случай, ибо все происходит с нами целесообразно… Вам была дарована жизнь. Ваша мама молилась, и святитель Николай Чудотворец молился за вас, а Господь как Всеведущий знал, что вы поступите в монастырь, и дал вам жизнь. И верьте, что до конца жизни пребудете монахом…»

Николай выделялся среди детей веселостью и бойкостью, был заводилой в играх, но с этим сочетались такие свойства характера, как выдержка и терпение. Достаток и благополучие, царившие в доме, не сделали его сердце равнодушным к чужой боли. Старец позже вспоминал на страницах дневника: «Помню, устраивалась у нас елка на Рождество: детское веселье, конфеты, блеск украшений — все это радовало меня. Но помню хорошо один вечер. Я один около елки. В комнате полумрак, горит лампа, и тень от елки падает на большую половину комнаты. И вот какая мысль у меня в голове: я сыт, одет, родители утешили меня прекрасной елкой, я ем конфеты, в комнате тепло… Но есть, я знаю, такие дети, у которых нет даже необходимого. Об елке и речи быть не может: они полураздеты, просят милостыню на морозе или голодные сидят в холодных подвалах…»

«Богом зданные» пещеры

Подземный комплекс включает в себя ближние и дальние пещеры. Первые открыты для паломников постоянно. Чтобы попасть в дальние, нужно договариваться заранее.

В ближних пещерах захоронены основатели монастыря и те, кто стоял у его истоков. Протяженность галереи – 15 метров.

Дальние же располагаются на семи так называемых подземных улицах. Их общая длина – более 200 метров. Здесь находятся открытые захоронения более чем 10 тысяч усопших – как монахов, так и благочестивых паломников, защитников монастыря.

Здесь также захоронены потомки Модеста Мусоргского, Александра Пушкина, Михаила Кутузова.

К сожалению, в ближайшее время постоянный поток паломников в дальние пещеры может быть приостановлен. Постоянное присутствие живых людей провоцирует поднятие температуры в пещерах до +10-15 град. Идеальной же для нетленного сохранения тел считается температура около +5 град.


Святые пещеры

Из истории

Одним из первых затворников принято считать некоего Марка. Упоминание о нем отмечено в летописи 1932 годом. Марк, как и многие его единоверцы, бежал сюда от гнета монголо-татар с южных земель Руси. Вместе с несколькими богомольцами поселился он в пещерах. «Богом зданными» называют их – то есть «Богом созданными».


Псково-Печерская обитель

Как знать, может, никогда не суждено было бы стать этим пещерам великой духовной обителью, не поселись здесь священник Иоанн с женой. Именно эту супружескую пару принято считать основателями монастыря. В 1470-м году батюшка Иоанн в одном из подземелий устроил церковь Успения Святой Богородицы. Именно благодаря ему иноков начали хоронить в подземельях, не закапывая в землю.

К слову, на то время территории эти принадлежали некоему Ивану Дементьеву. По некоторым данным – простому крестьянину, который использовал территорию как вырубку. Узнав о поселении здесь богомольцев, Дементьев отказался от своего участка земли в их пользу.

Периодом расцвета обители принято считать середину 16-го века, время управления монастырем преподобномучеником Корнилием. Один за другим возникали при нем здесь новые храмы, уже над поверхностью земли.

Географическое положение монастыря – в приграничье Ливонии – послужило необходимостью превратиться Божьему дому в самую настоящую неприступную крепость. Не одну оборону пришлось ей выдержать!

В годы Великой Отечественной войны монастырь не раз попадал под обстрел и бомбежки, стены некоторых храм были разрушены.

В январе 1945 года территория, на которой расположен монастырь, перешла в состав РСФСР.

Сегодня Успенская Псково-Печерская обитель является действующим монастырем, двери которого открыты для посещения паломниками.

Святые Псково-Печерского монастыря

Великая история монастыря вылилась в его не менее величайшем наследии, ибо только благодаря этому он смог сохранить древние монашеские традиции и соединить их с цветом мирового старчества.

В конце XX века в нём осуществляли свою деятельность ныне прославленные в лике святых:

  • митрополит Вениамин;
  • иеросхимонах Симеон;
  • архимандриты Иоанн и Алипий;
  • схиигумен Савва;
  • иеросхимонах Михаил;
  • валаамские старцы и другие подвижники Божьего Слова.

Также в храме находятся величайшие святыни православной религии, известные во всём мире:

  • мощи преподобных Марка, Ионы, Вассы, Корнилия, Лазаря, Симеона и мученицы Татианы;
  • иконы Божией Матери “Успение Пресвятой Богородицы” и “Умиление”, икона Николая Чудотворца.

Из истории

Одним из первых принято считать некоего Марка. Упоминание о нем отмечено в летописи годом 1392-ым. Марк, как и многие его единоверцы, бежал сюда от гнета монголо-татар с южных земель Руси. Вместе с несколькими богомольцами поселился он в пещерах. «Богом зданными» называют их – то есть «Богом созданными».

Как знать, может, никогда не суждено было бы стать этим пещерам великой духовной обителью, не поселись здесь священник Иоанн с женой. Именно эту супружескую пару принято считать основателями монастыря. В 1470-м году батюшка Иоанн в одном из подземелий устроил церковь Успения Святой Богородицы. Именно благодаря ему иноков начали хоронить в подземельях, не закапывая в землю.

К слову, на то время территории эти принадлежали некоему Ивану Дементьеву. По некоторым данным – простому крестьянину, который использовал территорию как вырубку. Узнав о поселении здесь богомольцев, Дементьев отказался от своего участка земли в их пользу.

Периодом расцвета обители принято считать середину 16-го века, время управления монастырем преподобномучеником Корнилием. Один за другим возникали при нем здесь новые храмы, уже над поверхностью земли.

Географическое положение монастыря – в приграничье Ливонии – послужило необходимостью превратиться Божьему дому в самую настоящую неприступную крепость. Не одну оборону пришлось ей выдержать!

Успенский Псково-Печерский – единственный в России монастырь, деятельность в котором не приостанавливалась в годы советской власти даже в 1920-м году, когда на территории СССР закрылись двери абсолютно всех монастырей. Территории же, на которых находился Успенский Псково-Печерский, в это время отошли, согласно Тартускому мирному договору, независимой Эстонии.

В годы Великой Отечественной войны монастырь не раз попадал под обстрел и бомбежки, стены некоторых храм были разрушены.

В январе 1945 года территория, на которой расположен монастырь, перешла в состав РСФСР.

Сегодня Успенская Псково-Печерская обитель является действующим монастырем, двери которого открыты для посещения паломниками.

Легенды и предания

  • О том, почему монахов в пещерах хоронят в открытых гробах, а не закапывают в землю, рассказывают такую легенду. Когда супруга отца Иоанна, основателя монастыря, преставилась, он схоронил ее во гробе у входа в пещеру. Начал отпевать. Однако гроб внезапно возник из под земли. Иоанн вновь его закопал. Чудо повторилось. Тогда священник понял, что это указание на то, что хоронить следует над землею. Он вырыл для гроба нишу под сводом пещеры. Удивительно, но от мертвого тела дурного запаха со временем не исходило. После этого всех отошедших к Господу монахов стали хоронить в пещерах в открытых гробах.
  • Дорогу между Никольским храмом и Успенской церковью называют «кровавым путем». По нему, согласно поверью, Иоанн Грозный нес на руках безжизненное тело убиенного им же самим игумена Корнилия. Если верить преданиям, царь нанес настоятелю монастыря смертельную рану, заподозрив в нем предателя, но потом, свершив непоправимое, сильно раскаялся.
  • В годы хрущеской оттепели над Успенским Псково-Печерским монастырем нависла угроза закрытия. Настоятель и монахи – бывшие фронтовики — собрались защищать свою обитель с оружием в руках, но не допустить на территорию безбожников, готовых превратить дом Божий в руины. Однако браться за ружья не пришлось. Обитель с визитом посетила Индира Ганди. Она так расчувствовалась в пещерах, глядя на лики усопших святых отцов, а затем поделилась своими впечатлениями с политической мировой общественностью. В «Богом зданные» пещеры хлынул поток паломников-туристов, в том числе зарубежных и высокопоставленных. Вопрос закрытия монастыря отпал сам собой.
  • В годы, когда Российской империей правил Александр I, в Успенском Псково-Печерском монастыре совершал иноческий подвиг Лазарь, прославившйся тем, что судьба его была подобна судьбе Лазаря новозаветного. Как и последний, псково-печерский Лазарь, умерев, восстал из гроба со словами “Смерть грешников люта”. Он прожил еще 16 лет в непрерывной молитве.

Песнь 3

Иромос: Утвердися сердце мое во Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, расширишася на враги моя уста моя, возвеселихся о спасении Твоем.

Лучезарная память Никона преподобнаго приспе, рождество препровождающе Предтечево, и светится обоюду и провозвещает концем, Христово домостроительство всеспасительное.

Ангел оптинский тя наречем, и труба исповедания благознаменитая, и монашествующих предводителю и низложитель бесов, богопроповедниче Никоне всечестне.

Горнее мудрование возлюбив, страстей и помыслов триволнения уклонился еси, в скиту Оптинском безмолвно возобитал еси, славне, отонудуже и почерпл еси, тайны неизреченныя веры.

Богородичен: Огнь Божественный во утробе прияла есть; и не опалися но паче украсися естество человеческое, темже Тя Богорадованная, яко одушевленный Божий престол поем; иже на Херувимех почивающего.

Седален, глас 8

Победив постническими борениями злокозненнаго, и безбожныя уста исповеданием правым заградив, старчества Оптинскаго был еси столп светозарнейший и новомучеников Российских благовонный цвет; с нимиже предстоя престолу Царя славы Христа, молися о чтущих тя, Никоне преподобне, и любовию зовущих: радуйся отче, яко победы тезоименит.

Слава Предтече, глас 8

Захариин плод, неплодныя цвет родися днесь…

И ныне, Богородичен

Обновила еси Чистая Божественным Рождеством Твоим, истлевшее во страстех земнородных мертвенное существо, и воздвигла еси вся от смерти к животу нетления. Темже Тя по долгу блажим вси Дево Пренепорочная, якоже прорекла еси.

Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных монастырей в России

Успенский Псково-Печерский монастырь считается одним из самых крупных и известных мужских монастырей в России. Он имеет многовековую историю и весьма почитаем в православном мире. Монастырь расположен в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова.

Своё название обитель получила от находящихся в нём пещер, называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом). Считается, что монастырь был основан в 1473 году, когда преподобный Ионнна выкопал в песчаной горе храм в честь Успения Божией Матери.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах независимой Эстонии, благодаря чему не был закрыт (все монастыри на территории СССР были закрыты к концу 1920-х годов).

1473
в этом году основали Успенский Псково-Печерский монастырь

Кроме того, существует легенда о том, что занимавший в 1960-е годы должность настоятеля монастыря архимандрит Алипий (Воронов) отказался исполнять решение советских властей о закрытии обители. Он якобы пригрозил поднять на её защиту фронтовиков, живших в ней.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Само название монастыря напрямую связано с пещерами, которые находятся в нём. 1473 год ознаменовался освящением пещерной церкви Успении, что была выкопана из песчаника в холме преподобным Ионой. Этот же год, по преданию, является датой основания монастыря, а холм, в котором находятся церковь и пещеры, называется Святой горой.

Комплекс монастырских пещер состоит из ближних и дальних:

  • ближние – протяжённостью около 15 м. В них же находятся гробницы с мощами великих преподобных;
  • дальние – состоят из 7 подземных галерей-улиц протяжённостью около 200 м, к которым примыкает пещерная церковь Воскресения Христова (конец 6-й улицы). Также эти пещеры являются кладбищем монастыря. На нём захоронены останки известнейших людей православной культуры.

Так существуют и определённые правила погребения:

  • монахов монастыря – на 5-й и 6-й улицах;
  • мирян – на других.

Хоронят их в гробах, которые размещены в стенах пещер, и не засыпают землёй. Всего число захоронений колеблется около цифры в десять тысяч человек.

Песнь 1

Ирмос: Поим Богу от горькия работы фараоновы избавльшему Израиля и огненным столпом и светлым облаком наставльшему яко прославися.

Преподобне отче Никоне, моли Бога о нас

Явися красота церковная, память исповедника оптинскаго облиста концем, Христова благодать торжествует песненно, православным украшаяся исповеданием того.

К поприщу приступив неослабным умом, преподобне, неподдатлив явився на прилоги демонския, на страсти добльствовав и низложив, яко победы тезоименит, Никоне.

Оптинская слава, старчества печать, образ монашествующим и постником правило, в песнех да восхвалится днесь, Никон преподобный, о душах наших теплый молитвенник.

Богородичен: Без семени зачала еси, безболезненно роди, млеком воздоила еси Слово воплощенное, Мариам Боголепная Девице; Твоя певцы от бед спасай, присно.

Молитва и тропарь святому

Верующие молятся святому старцу, просят его заступиться за них перед Господом, испросить у Бога для них прощения за прегрешения. Никон Оптинский заслужил у Спасителя Царство Небесное, ведь он вытерпел все муки, не отрекся от Иисуса, сохранил христианскую веру. В тропаре верующие просят святого старца помянуть их в молитвах к Господу. Христиане прославляют отца Никона за его жизнь и страдания во имя Христа.

Тропарь святому преподобноисповеднику Никону, старцу Оптинскому глас 2

Предстоя Престолу Божию, / яко един от избранных, / помяни в святых твоих молитвах / и нас недостойных, / чтущих память твою, / отче наш Никоне, приснопамятный.

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Само название монастыря напрямую связано с пещерами, которые находятся в нём. 1473 год ознаменовался освящением пещерной церкви Успении, что была выкопана из песчаника в холме преподобным Ионой. Этот же год, по преданию, является датой основания монастыря, а холм, в котором находятся церковь и пещеры, называется Святой горой.

Комплекс монастырских пещер состоит из ближних и дальних:

  • ближние – протяжённостью около 15 м. В них же находятся гробницы с мощами великих преподобных;
  • дальние – состоят из 7 подземных галерей-улиц протяжённостью около 200 м, к которым примыкает пещерная церковь Воскресения Христова (конец 6-й улицы). Также эти пещеры являются кладбищем монастыря. На нём захоронены останки известнейших людей православной культуры.

Лучшая статья для Вас, переходите: «Песчанская» икона Божией Матери в чем помогает

Так существуют и определённые правила погребения:

  • монахов монастыря – на 5-й и 6-й улицах;
  • мирян – на других.

Хоронят их в гробах, которые размещены в стенах пещер, и не засыпают землёй. Всего число захоронений колеблется около цифры в десять тысяч человек.

Паломничество и экскурсии в Пещеры

Псково-Печерская обитель активно на протяжении всего года посещается христианскими паломниками. Сюда едут не только за духовным наставлением, но и за посещением пещер.

Экскурсии проводятся мирскими экскурсоводами и монахами. В них входит общий осмотр достопримечательностей обители, посещение особого закрытого места над пещерами и само посещение пещер.

При этом можно увидеть и прикоснуться к мощам в Ближних пещерах, а также посетить Дальние пещеры. В последние можно попасть только в групповой экскурсии.

Для совершения паломнического осмотра монастырского комплекса, нужно заранее выбрать подходящее время, позвонить в храм и договориться о приезде. Также можно воспользоваться сайтами паломничества, где люди собираются в группы и организованно посещают обитель.

Зарождение новой обители

Небольшое село Сушки расположено в одном из красивейших уголков Рязанской области на берегу речки Кирицы, правого притока реки Прони, в 60 км от Рязани. Здесь в XIX в., удалясь от суетного мира в земляную пещеру, жил благочестивый старец, пустынник Никон, ставший впоследствии основателем Сушкинского женского общежительного монастыря. Живя строгой подвижнической жизнью, старец обрел у Господа дар видеть будущее, как настоящее, и исцелять болящих своей дерзновенной молитвой. По сей день местные жители рассказывают о необыкновенной духовной мудрости старца Никона. К благочестивому старцу за духовным наставлением приходило немало людей. Была среди них и будущая первая игумения Сушкинского монастыря Прасковья Ивановна Шапошникова. Она с большим уважением относилась к старцу Никону, исполняла все послушания. Вместе с еще одним благочестивым человеком по имени Даниил, который постоянно жил при старце, читала каноны, акафисты и Псалтирь во время продолжительного молитвенного правила, которое неукоснительно совершалось в келии старца утром, вечером и в полночь.

Монахиня Варвара Конкина

За несколько лет до смерти Никон начал слепнуть, Прасковья Ивановна взяла на себя заботу о нем.

Однажды они гуляли недалеко от келии. Прасковья Ивановна спросила: «Почему же, батюшка, это место не засажено деревьями?» Никон в ответ сказал ей: «На этом месте нужны будут строения. Когда, Бог даст, здесь будет монастырь, тут вот будут ледник и просфорная келия». Эти слова старца сбылись с точностью.

Прасковья Ивановна после кончины старца стала жить в его келии. Постепенно с ней стали селиться благочестивые девицы, преимущественно те, которые и прежде ходили к старцу Никону. В 1864 г. в келии старца Никона был освящен храм во имя преподобномученика Никона. В 1858 г. по ходатайству святителя Гавриила (Городкова), архиепископа Рязанского и Зарайского, было получено высочайшее разрешение на открытие Сушкинской Никоновской общины. Прасковья Ивановна приняла постриг с именем Фотинии. Постепенно были сделаны необходимые для общины постройки – каменные корпуса, ограда, колокольня. В 1870 г. община была возведена в ранг монастыря III класса, а монахиня Фотиния назначена его игуменией.

Старец Никон Сушкинский

Монастырь быстро разрастался, строили новые здания, и уже вскоре он стал одним из важнейших духовно-просветительских центров Рязанской епархии. Увеличивалось и количество насельниц. Одной из них, инокине Варваре (Конкиной), суждено было пройти тернистым путем к своей Голгофе, стяжав своей непоколебимой верой мученический венец святости.

Как доехать в Псково-Печерский монастырь

Добраться до монастыря на сегодняшний день не составляет особого труда, так как к нему регулярно ездят экскурсионные автобусы. Но если уж духовной целью является совершение паломничества самостоятельно, то удобнее всего будет сделать это следующим образом:

  • из Москвы или Петербурга добраться поездом до Пскова;
  • от Пскова до старого города  Печоры, близ которого и находится храм;
  • далее – к самому монастырю (дорогу знает каждый, кто живёт в этой местности).

И следует помнить, то дорога к храму – это путь к Богу. И его нужно пройти каждому христианину.

Смотрите видео о Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре:

  • Иконы
  • Православные монастыри, соборы и церкви

икона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector