Церковные соборы (вопросы, касающиеся евреев)
Содержание:
- Несмотря на то, что Израиль — это колыбель трёх мировых религий, 78% жителей страны исповедует иудаизм
- Зачем евреям локоны на висках и веревки на одежде?
- Богослужение
- Литургия
- Скиния собрания — прообраз Иерусалимского храма
- История развития иудаизма
- В синагоге нет священника
- Состав ТаНаХа
- Отдельные ссылки и комментарии
- Иерусалимский Храм в христианстве
- Иерусалимский Храм и тамплиеры
- За храмовую гору воевали, пока мусульмане не возвели там религиозный комплекс
- Синагог у евреев много, а храм — один
- Православие против реформы
- Архитектурные особенности
- Истоки иудаизма
- Общая характеристика иудаизма
Несмотря на то, что Израиль — это колыбель трёх мировых религий, 78% жителей страны исповедует иудаизм
В Израиле проживают представители трех мировых религий: иудаизма, христианств и ислама и для них столица страны является святыней. При этом, к какой религии относятся большинство жителей страны, можно узнать из данных статистических исследований.
Так по состоянию на 2016 год из 7 000 000 израильтян иудаизм исповедовало 78% граждан страны. Кроме того, ещё 15% из них исповедует ислам суннитского толка, Что же касается христиан, то их примерно 2%.
2%
столько в Израиле, из общего числа граждан (7 000 000), христиане
Кроме того остальные 3% — это последователи новых религий, члены разных религиозных общин и течений — бахаи, друзы, ахмадисты и т.д.
Стена плача и Храмовая гора, Иерусалим, столица Государства Израиль. Кроме того в Израиле находятся также святыни ислама. Фото: upload.wikimedia.org
У израильтян существует обязанность формально заявить о своей вере или же об отрицании всякой веры. Это связанно как с религиозными особенностями иудаизма, так и законодательством Израиля.
В результате достаточно сложно точно сказать, сколько именно последователей той или иной религии проживает здесь. При этом сами евреи бываю как религиозны и ультрарелигозные, так и нерелигиозные. Ультрарелигиозные отличаются особой одеждой и рвением к исполнению религиозных требований и традиций иудаизма.
Иудаизм, иудейство, «иудейская религия» — религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих по настоящее время.
14,3 млн
такое количество людей в мире, а это примерно 0,2%, исповедуют иудаизм
Иудаизм заявляет об исторической преемственности, охватывающей более 3000 лет. Иудеи — этнорелигиозная группа. Она включает в себя тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм. В 2015 году численность иудеев во всём мире оценивалась в 14,3 миллиона, или около 0,2 % от всего населения Земли.
Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле и около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе.
Стена Плача, Иерусалим, Израиль. Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии. Фото: toldot.ru
В иудаизме имеют большое значение молитва Шма, соблюдение шаббата, кашрута, и ношение кипы (головного убора). Один из внешних символов иудаизма с XIX века — шестиконечная Звезда Давида.
Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме. Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии Иудеи чтут Тору, кроме того они обязаны знать 13 Основ веры, всего же заповедей в иудаизме 613. Шесть заповедей обязательны для соблюдения постоянно:
- верить во Всевышнего;
- не признавать других богов;
- утверждать Его единственность;
- любить Его;
- трепетать перед Ним;
- не следовать за сердцем или за глазами, чтобы не отвратиться (от Всевышнего).
Зачем нужна религия
Зачем евреям локоны на висках и веревки на одежде?
Сначала разберемся, как называются локоны на висках и что это за веревки на одежде. Локоны на висках — это пейсы, а веревки на одежде называются цицит. Обычно они крепятся к специальному элементу ритуального гардероба — талиту. Большой талит — это молитвенное покрывало, которым еврей накрывается во время молитвы, а нижний, или малый, талит — это предмет, похожий на безрукавку, который надевается под одежду. Кисти цицит крепятся по краям талита. На кистях есть узлы, и ношение цицит должно напоминать еврею о существовании 613 заповедей.
Существует такой метод анализа еврейского текста — гематрия, согласно которому у каждой буквы в иврите есть свое числовое значение. Так вот, гематрия слова «цицит», то есть числовое суммарное значение слова «цицит», равняется примерно 600. К нему прибавляют количество узлов, количество ниточек — и в итоге получается 613. Вы перебираете нити, натыкаетесь на эти узелки и вспоминаете, что есть 613 заповедей, что вы еврей и должны их выполнять.
1 / 2
Мужчина в талите. Начало XX века Hulton Collection / Corbis via Getty Images
2 / 2
Два еврейских мальчика. 1998 год Antoine GYORI / Sygma via Getty Images
Про пейсы. На самом деле в Торе не сказано, что еврей должен отращивать длинные локоны на висках и даже завивать их каким-то особенным способом, как мы это часто видим. В Торе сказано, что во время стрижки или обрития головы нужно не трогать волосы на висках. То есть это просто часть религиозной традиции, и также это стало способом идентификации еврея и еврейской самоидентификации.
Богослужение
Для отправления синагогального богослужения требуется присутствие не менее 10 совершеннолетних (не моложе 13 лет) евреев.
Чтение закона Моисеева и пророков производилось непременно на еврейском языке; когда же этот язык сделался непонятным для народа, то к чтению еврейского текста стали присоединять перевод прочитанного на народный арамейский язык. С переводом соединялось назидательное объяснение прочитанного или проповедь, право произносить которую представлялось каждому члену общины, сведущему в Священном Писании.
Синагогальное богослужение оканчивалось обрядом священнического благословения, или воздеяния рук. Этот синагогальный ритуал, установившийся уже ко времени разрушения второго храма, в общих чертах сохранился в еврейском богослужении до настоящего времени; но теперь произнесение молитв и чтение Священного Писания обыкновенно лежат на обязанности особых лиц, а проповеди произносятся раввином или особым проповедником. В новейшее время в некоторых синагогах введен орган при богослужении, а также употребляется, наряду с еврейским языком, и местный.
Литургия
Восточное христианство
Святой Пятницы Литургия Православной Церкви , а также византийских Rite католических церквей, использует выражение «нечестивый и преступив людей», но самые сильные выражения в Святой четверг литургия, которая включает в себя один и тот же хорал, после одиннадцатого Евангелия чтения , но также говорит об «убийцах Бога, беззаконном народе евреев», и, имея в виду «собрание иудеев», молится: «Но дай им, Господи, их награду за то, что они замышляли против Тебя суетные дела. . »
Западное христианство
Литургия с аналогичной схемой , но без конкретного упоминания евреев находятся в Improperia в римском обряде католической церкви. Collect для евреев также сказал, традиционно призывают к превращению «Faithless» и «слепых» евреев, хотя эта формулировка была удалена после того, как совет Ватикана II. Иногда думали, а может быть, и неверно, что «неверный» (на латыни перфидис ) означает «вероломный», то есть вероломный.
В англиканской церкви Книга общих молитв 1662 года содержит аналогичный сборник для «евреев, турок, неверных и еретиков» для использования в Страстную пятницу, хотя он не намекает на какую-либо ответственность за смерть Иисуса. Версии Improperia также появляются в более поздних версиях, таких как англиканская молитвенная книга 1989 года англиканской церкви Южной Африки , обычно называемая «Торжественное поклонение распятому Христу» или «Упреки» . Хотя это и не является частью христианской догмы , многие христиане, включая членов духовенства , проповедовали, что еврейский народ коллективно виновен в смерти Иисуса.
Скиния собрания — прообраз Иерусалимского храма
Скиния собрания — это ещё не полноценный храм. Его возведут через много лет после пришествия в землю обетованную. Это шатёр, палатка, в общем, временное строение, которое идеально вписывалось в образ жизни странствующих иудеев.
Скинию можно было в короткий срок разобрать и распределить между носильщиками. Такой «мобильный» храм — единственный приемлемый вариант для кочевников. Его размеры в метрах, согласно Священному Писанию: (около 16×5,4×5,4 м).
Современное изображение Ковчега Завета даёт примерное представление о его внешнем виде
Шатёр имел три деревянные стены на севере, юге и западе. А восточное направление отделяла завеса. Всю конструкцию окружала ограда. В храме чётко выделялись три зоны:
- хацер — ограждённый внутренний двор;
- кодеш — святилище, пространство внутри здания за завесой;
- кодеш кодашим — святое святых, зона внутри скинии (5×5×5 м). Её ограждал ещё один занавес.
Впоследствии эту архитектуру унаследует храм царя Соломона в Иерусалиме.
О Скинии собрания существует множество удивительных предположений. Известно, что в святая святых хранился Ковчег Завета — ящик со скрижалями. Предание сохранило невероятные сведения о его удивительных свойствах.
Ряд исследователей приписывают ему инопланетное происхождение, либо полагают Моисея величайшим изобретателем некого удивительного устройства.
Ковчег Завета обладал невероятными свойствами: летал, убивал и не занимал места.
Для еврейского народа и христиан Ковчег — демонстрация сил Божиих, но не научных достижений человека. Впрочем, есть и компромиссные версии. В любом случае о нём известно следующее:
- ковчег, согласно Талмуду, не занимал физического пространства;
- небрежное обращение с ковчегом приводило к смерти;
- этот предмет мог летать;
- ковчег сравнивал горы с землёй;
- ритуал с участием Ковчега обрушил стены Иерихона;
- над Ковчегом двигалось образование, напоминающее облако.
Кстати, облако загораживало вход в Скинию собрания, едва туда заходил Моисей:
(Исход 33:9)
Материалы, места для хлебов предложения и разный инвентарь этого переносного храма очень подробно описаны в Библии и в еврейском предании, как и правила деятельности левитов, — священников.
Все они — образованные люди, которым надлежало следовать строгим требованиям, чтобы сохранить себя в безопасности.
История развития иудаизма
Историю развития иудаизма можно разделить на четыре периода.
Библейский период
Начало своей истории религия евреев берет от сотворения мира Богом до выхода из египетского рабства и переселения в Землю Обетованную – Израиль. В этот период Авраам заключил первый Завет с Богом, в котором признавал Бога Единым. Моисеем во время 40-летнего странствия по пустыни были получены от Бога 10 Заповедей. На их основании и строилась нравственная и практическая жизнь еврейского народа.
Храмовый период
Период, длившийся около 1500 лет и закончившийся примерно во II веке до н. э. Именно в этот период вера в единого Бога получила название “иудаизм”. К этому промежутку времени относится образование еврейского государства с центром в городе Иерусалиме. Во время правления царя Соломона был воздвигнут Храм Божий, куда перенесли и хранили Ковчег Завета. Иерусалимский Храм считался главным духовным центром для иудеев. За время храмового периода Храм был несколько раз разрушен и перестроен. Этот временной промежуток закончился разрушением Храма и порабощением иудеев римлянами-язычниками.
Талмудический (раввинистический) период
Историки расходятся во мнениях стоит ли разделять эти периоды, также нет четких временных границ. Во II – IV веках Писание и Устная Тора были упорядочены и составлен Талмуд. В результате иудейская вера в Единого Бога трансформировалась в набор предписаний, ритуалов, норм и устоев, которые должны неукоснительно соблюдаться представителями иудаизма. Создание современной формы иудаизма приходится именно на этот временной период. В VI – VIII веках храмовые богослужения были заменены общими собраниями в синагогах, во время которых читаются молитвы. Руководят такими собраниями учителя, досконально изучившие Тору и Талмуд– раввины.
Современный период
Берет свое начало с 1750 года по настоящее время. Современная религия евреев, которую исповедуют современные евреи, не является в точности такой же, что была дана Израильтянам через Моисея и Пророков. Отличается она и от иудаизма до пришествия Мессии – Иисуса Христа. В наши дни они придерживаются верований, которые они сами придумали, исказив Священное Писание, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству. А вот ново-иудейская является плодом человеческих измышлений. При этом еврейская диаспора остается максимально сплоченной.
В синагоге нет священника
Раввин Гааги Саул Галеви. 1764 год Rijksmuseum В христианстве основа богослужения — таинство евхаристии, причастие. Совершать его имеет право только священник, то есть человек, рукоположенный епископом — членом церковной иерархии, восходящей по прямой линии к Иисусу Христу. Таким образом, в церкви полноценное богослужение без священника невозможно.
Раввин — это не священник, а знаток еврейского религиозного законодательства. Его знания подтверждены другими раввинами. Раввины не объединены в какую-либо иерархию и не обязаны подчиняться друг другу. Их авторитет зависит от глубины знаний и неформальной оценки коллегами. В этом институт раввинов очень похож на институт мусульманских богословов. Для общественного богослужения в синагоге раввин не нужен. Нужен миньян — кворум из десяти евреев-мужчин старше 13 лет (это возраст религиозного совершеннолетия), а также свиток Торы — текст Пятикнижия, написанный на пергаменте особым способом. Богослужение в синагоге состоит в произнесении установленных молитв, а в субботы, праздники, посты и по понедельникам и четвергам к молитвам добавляется чтение свитка Торы.
Молитва в синагоге на праздник Йом-Киппур. Картина Мауриция Готтлиба. 1878 год Tel Aviv Museum of Art Примерно до XIX века в традиционных еврейских общинах Центральной и Восточной Европы раввин выступал с проповедью два раза в год. Позже, сначала в Германии — по образцу протестантских пасторов, — а потом и в других европейских странах раввины начали произносить проповеди регулярно. В современных синагогах России и Америки общественная деятельность раввина сближается с ролью священника.
Состав ТаНаХа
В ТаНаХ входят 39 книг.
Основная статья
:Книги Танаха В талмудические времена считалось,что ТаНаХ содержит 24 книги. Это число получается, если объединить книги Эзра (книга)Эзры и Нехемьи, считать одной книгой весь сборник Трей асар, а также считать обе части книг Шемуеля, Мелахим и Диврей hа-ямим за одну книгу.
Кроме того, иногда условно объединяют пары книг Шофтим и Рут, Ирмеяhу и Эйха, так что общее число книг ТаНаХа приравнивается к 22 по числу букв еврейского алфавита.
Вавилонский Талмуд указывает порядок следования книг ТаНаХа, отличный от принятого сейчас. В этом источнике книга Йешаяhу идет после Йехезкеля и перед Трей асар. Писания же располагаются в таком порядке: Рут, Теhилим, Иов, Мишлей, Коhелет, Шир hа-ширим, Эйха, Даниэль, Эстер, Эзра (объединённая с Нехемьей), Диврей hа-ямим.
Различные древние рукописи ТаНаХа также дают различный порядок книг в нём. Принятый в еврейском мире порядок книг ТаНаХа соответствует изданию Микраот гедолот
.
Католический и православный каноны Ветхого Завета
включают дополнительные книги, отсутствующие в ТаНаХе — апокрифы и псевдоэпиграфы.
Деление ТаНаХа на три части засвидетельствовано многими древними авторами. Упоминание о «законе, пророках и остальных книгах» (Сир. 1:2) мы обнаруживаем в книге Бен-Сиры (Премудрости Иисуса, сына Сирахова), написанной около 190 г. до н.э. Три раздела ТаНаХа упоминают также Филон Александрийский (ок. 20 до н.э. — ок. 50 н.э.) и Иосиф Флавий (37 н.э. — ?). В евангелиях встречается формулировка «в Законе Моисеевом, в Пророках и Псалмах
» (Лк.24:44).
Составители книг ТаНаХа
На основании: Вавилонский талмуд, трактат Бава батра, 14Б-15А
Еврейское название | Составитель |
Тора | Моше (Моисей) |
Тора (последние 8 фраз) | Йеhошуа бин Нун (Иисус Навин) |
Йеhошуа | Йеhошуа бин Нун |
Шофтим | Шемуэль (Самуил) |
Шмуэль | Шемуэль. Некоторые фрагменты — пророки Гад и Натан |
Мелахим | Ирмеяhу (Иеремия) |
Йешаяhу | Хизкияhу (Иезекия) и его свита |
Йермияу | Ирмеяhу |
Йехезкель | Мужи великого собрания: Хагай, Зехарья, Малахи, Зерубавель, Мордехай и др. |
Двенадцать малых пророков | Мужи великого собрания |
Теhилим | Давид и десять мудрецов: Адам, Малкицедек, Авраhам, Моше, Ѓеман, Йедутун, Асаф и трое сыновей Кораха. Согласно другой версии Асаф был одним из сыновей Кораха, а десятым был Шеломо (Соломон). Согласно третьей версии одним из составителей был не Авраам, а Эйтан. |
Мишлей | Хизкияhу и его свита |
Иов | Моше |
Песнь песней | Хизкияhу и его свита |
Рут | Шемуэль |
Эйха | Ирмеяhу |
Коhелет | Хизкияhу и его свита |
Эстер | Мужи великого собрания |
Даниэль | Мужи великого собрания |
Эзра | Эзра |
Нехемья | Нехемья |
Диврей hаямим | Эзра, Нехемья |
Отдельные ссылки и комментарии
- Саймон Голдхилл: Иерусалимский храм . С.4 .
- Гельмут Утшнайдер: Святилище и закон . С.226 .
- Юлиус Велльхаузен: Пролегомены для истории Израиля . 5-е издание. Берлин 1899 г., стр.37 .
- Йенс Камлах: Строительство дома для Бога . С.35 .
- Гельмут Утшнайдер: Святилище и закон . С.273 .
- Антониус HJ Gunneweg: История Израиля . С.93 .
- Эккарт Отто: Древний Иерусалим: археология и история . CH Beck, Мюнхен 2008, ISBN 978-3-406-56881-7 , стр.54-55 .
- Мартин Нот: Мир Ветхого Завета . 2-е издание. Тёпельманн, Берлин, 1953 г., стр.119 .
- ^ Израиль Финкельштейн, Нил А. Зильберман: Дэвид и Соломон . С.154 .
- Израиль Финкельштейн, Нил А. Сильберман: Дэвид и Соломон . С.154-155 .
- Клиффорд Марк Маккормик: Дворец и Храм: Исследование архитектурных и словесных икон . Вальтер де Грюйтер, Берлин / Нью-Йорк, 2002, стр.109 .
- Отмар Киль, Эрнст Аксель Кнауф, Томас Штаубли: Salomons Tempel . С.26 .
- ↑ Вольфганг Цвикель: Мир Ветхого и Нового Заветов . С.76 .
- Гельмут Утшнайдер: Святилище и закон . С.275 .
- ↑ Дитер Вьюгер: Когда говорят камни . С.262 .
- Вольфганг Цвикель: Мир Ветхого и Нового Завета . С.79-80 .
- Йенс Камлах: Строительство дома для Бога . С.36 .
- Макс Кюхлер: Иерусалим . С.129 .
- Вольфганг Цвикель: Мир Ветхого и Нового Завета . С.81 .
- Вольфганг Цвикель: Мир Ветхого и Нового Завета . С.76 .
- ↑ Дитер Вьюгер: Когда говорят камни . С.263 .
- Йенс Камлах: Строительство дома для Бога . С.37 .
- Йенс Камлах: Строительство дома для Бога . С.38-39 .
- Йенс Камлах: Строительство дома для Бога . С.40 .
- Райнер Альберц: Разрушение Иерусалимского храма 587 г. до н.э. Chr. In: Иоганнес Хан (Ред.): Разрушение Иерусалимского Храма: События — Восприятие — Справиться . С.37-38 .
- Томас Банцингер: Храмовые устройства как пробный камень для реальных и ложных пророчеств: Упоминание храмовых устройств в Ездре 1, 7-11 в свете Книги Иеремии . В: Якоб Тиссен, Харальд Зеуберт (ред.): Королевское правление Яхве . LIT Verlag, Мюнстер 2015, стр.113-125 .
- Израиль Финкельштейн, Нил Ашер Сильберман: Дэвид и Соломон . С.96 .
- Отмар Киль: Иерусалим и один Бог: история религии . Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen 2014, p.101 .
- Хаим Тадмор, Иуда . В: Кембриджская древняя история , том 6. 2-е изд., Изд. DM Lewis et al. Кембридж: Cambridge UP, 1994. 261–296, здесь: стр. 266 f.
- Иосиф Флавий, Contra Apionem I, 22. Для пересчета локтей и футов использовались римские измерения .
- ↑ Иоганн Майер: Между завещаниями . С.149 (К. Брингманн, «Эллинистическая реформа и преследование религий в Иудее» (1983), датирует Маккавейские события годом ранее).
- Антониус HJ Gunneweg: История Израиля . С.163 .
- Герберт Niehr: Ба » , как ̆ amem: исследования о происхождении, истории и истории получения финикийского бога . Peeters, 2003, стр.200 .
- Герберт Niehr: В ‘ , как ̆ amem . С.201 .
- ^ Антониус HJ Gunneweg: История Израиля . С.165 .
- ↑ Катарина Галор: Во славу Бога и короля . С.9 .
- Эхуд Нетцер: Архитектура Ирода . С.143 .
- Катарина Галор: Во славу Бога и короля . С.60-61 .
- Эхуд Нетцер: Архитектура Ирода . С.177 .
- Макс Кюхлер: Иерусалим . С.151 .
- Иоганн Майер: Между завещаниями . С.166 .
- Иоганн Майер: Между завещаниями . С.184–185 .
- Антониус HJ Gunneweg: История Израиля . С.190 .
- Саймон Голдхилл: Иерусалимский храм . С.17 .
- Кристофер Вайкерт: От Иерусалима до Элии Капитолины . С.283 .
- Кристофер Вайкерт: От Иерусалима до Элии Капитолины . С.284 .
- Макс Кюхлер: Иерусалим . С.144 .
- Саймон Голдхилл: Иерусалимский храм . С.10-11 .
- Макс Кюхлер: Иерусалим . С.145 .
- Эяль Вейцман: Пустая земля: Архитектура оккупации Израиля . С.54 .
- ^ Гершом Горенберг: Конец света . С.74 .
- Эяль Вейцман: Пустая земля: Архитектура оккупации Израиля . С.55 (Зона под палестинской автономией была бы ограничена развитием Харама и могла быть достигнута по мосту, окруженному со всех сторон территориями, находящимися под суверенитетом Израиля: над воздушным пространством, подземными сооружениями и окружающей городской застройкой.) .
- Иоганн Майер: Между завещаниями . С.226-227 .
Иерусалимский Храм в христианстве
«В середине Храма видна высокая, большая и снизу выдолбленная скала, в которой находилось Святое Святых; туда Соломон поставил Ковчег Завета, содержащий манну и ветвь Аарона, которая там зацвела, зазеленела и произвела миндаль, туда же поместил он и обе Скрижали Завета; там Господь наш Иисус Христос, утомленный поношениями иудеев, обыкновенно отдыхал; там место, где ученики признали Его; там ангел Гавриил явился священнику Захарии, говоря: „зачни сына в старости своей“. Там же между храмом и алтарем был убит Захария, сын Варахии; там был обрезан младенец Иисус на восьмой день, и был назван Иисусом, что значит Спаситель; туда был принесен Господь Иисус родственниками и матерью Девою Мариею в день очищения её и встречен старцем Симеоном; там же, когда Иисус был двенадцати лет, нашли его сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их, как читаем в Евангелии; оттуда позже он выгнал волов, овец и голубей, говоря: „дом мой есть дом молитвы“ (Лк. 19:46); там сказал он иудеям: „разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его“ (Ин. 2:19). Там на скале видны до сих пор следы Господа, когда он укрылся и вышел из храма, как сказано в Евангелии, чтобы иудеи не побили его камнями, которые схватили. Тут иудеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его».
— «Путешествие Зевульфа в Святую Землю 1102-1103 гг.»
Иерусалимский Храм и тамплиеры
«Поскольку они не имели ни церкви, ни постоянного прибежища, король дал им на время местожительство в южном крыле дворца, близ Храма Господня». «Храм Господень» — имеется в виду находившаяся на горе Сион мечеть Аль-Акса, где располагался дворец короля иерусалимского Балдуина Второго. Главная резиденция тамплиеров располагалась в южном его крыле. В дань памяти Храму, некогда стоявшему на этом месте, а также, возможно, чтобы отличать его от «Храма Господня», крестоносцы переименовали мечеть Купола над Скалой (Куббат-ас-Сахра) в Храм Соломона. Отсюда и название самого ордена: «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», в документах же 1124-25 гг. тамплиеры именуются проще — «рыцари Храма Соломона» или «рыцари Иерусалимского Храма». Да и само название «тамплиеры» произошло от «temple» — Храм.
Реконструкция Второго Храма (Christian van Adrichom, Köln, 1584)
За храмовую гору воевали, пока мусульмане не возвели там религиозный комплекс
После разрушения храма за гору неоднократно воевали. Она стала спорной территорий. В 130 году римляне взялись за строительство храма Юпитера, но уже 132 евреи вернули гору и возвели своё святилище. В 135 их снова изгнали.
В 361 году к власти пришёл император Юлиан. Он объявил свободу вероисповедания и вознамерился возвести на месте храма новый. Дело помешал пожар на горе, а затем — смерть императора.
Храмовую гору захватили мусульмане, а евреям осталась только стена плача.
В 638 эти земли завоевали арабы. Они возвели на предполагаемом месте храма свой религиозный комплекс — Куббат ас-Сахра (Купол Скалы (как называется это по-русски), и мечеть Аль Акса). Сегодня эти постройки остаются действующим и вторым по значимости религиозным центром мусульманского мира.
Есть немало идей о том, как компромиссно распределить пространство священной горы между иудеями и мусульманами, но стороны не согласны.
Ряд евреев настаивает, чтобы им вернули место, которое находится под куполом скалы и никакое иное. Стену плача они не считают святым местом и называют пристройкой Ирода.
Решить споры из-за геополитической ситуации сегодня не удаётся. Усложняет ситуацию и то, что достоверно не установлено, где именно находился храм.
На фото Храмовая гора сегодня: в центре мечеть Купол скалы, а стена на переднем плане — это руины второго храма
Иерусалимская Церковь, как и весь христианский мир, будь то хоть католики, хоть православные, не особо беспокоятся о судьбе храмовой горы.
Главное святое место христиан находится в другом месте, это храм Гроба Господня, построенный, как считается, на горе, где распят и погребён Иисус Христос.
Синагог у евреев много, а храм — один
Шествие с трофеями из Иерусалима. Рельеф на арке Тита. Рим, 82 год Hulton Archive / Getty Images Когда мы говорим «храм», то можем иметь в виду целый ряд мест, созданных для молитвы или совершения обряда. Для иудеев храм — это конкретное здание в Иерусалиме, разрушенное римлянами в 70 году и до сих пор не восстановленное. Именно там специальные священники коэны могли проводить богослужения, совершая жертвоприношения Богу. Иудейский храм может быть построен только на прежнем месте — и, как верят иудеи, лишь с приходом Мессии.
Синагога (от греч. συναγωγή — «собрание») — это не храм, а место для молитвы и ритуального чтения Торы. Там собирается иудейская община, там можно изучать священные тексты и отмечать праздники. Храмом синагогу иудей никогда не назовет: она не заменяет храм, а лишь напоминает о том, что он будет восстановлен. При этом в убранстве всех синагог присутствует множество аллюзий, отсылающих к Иерусалимскому храму. Например, шкаф для хранения свитков Торы (арон а-кодеш) напоминает о Ковчеге Завета Ковчег Завета — величайшая святыня иудеев, ящик с десятью заповедями, манной и посохом первосвященника Аарона, хранившийся в Иерусалимском храме., а возвышение в центре зала (бима) — о жертвеннике во дворе храма.
Православие против реформы
Со времен Французской революции 1789 года и роста либерализма , в дополнение к политическим и личным свободам, предоставленным Наполеоном евреям Европы, многие евреи предпочли отказаться от мрачных предчувствий и изоляции гетто и войти в общество в целом. Это повлияло на внутренние конфликты по поводу религии, культуры и политики евреев по сей день.
Некоторые евреи в Западной Европе и многие евреи в Америке присоединились к религиозно либеральному движению нового реформистского иудаизма , которое черпало вдохновение в трудах модернистских мыслителей, таких как Моисей Мендельсон . Они придумали название «православные» для обозначения тех, кто выступал против «реформы». Их критиковали раввины ортодоксального иудаизма , такие как Самсон Рафаэль Хирш в Германии, и осуждали, особенно те, которые сегодня известны как последователи харедимского иудаизма, базирующиеся в основном в Восточной Европе. (Позже, в Америке 1880-х, консервативный иудаизм отделилась от реформистского движения.)
Таким образом, культурный раскол был также создан между более западным английским — и французским -speaking западноевропейских евреев и их строже наблюдательным идишем говорящих братий Восточной Европы , которых они denigratingly меченых Ost Yidden ( «восточными евреями»). Эти расколы и споры вокруг них продолжаются с большой жестокостью во всех еврейских общинах сегодня, поскольку реформистское и ортодоксальное движения продолжают противостоять друг другу по широкому кругу религиозных, социальных, политических и этнических проблем. (Сегодня, крупнейшие еврейские общины в Израиле и в Соединенных Штатах , и географическое разделение привело к культурным различиям, например, склонность к идентификации , как hiloni и харедим в Израиле, в отличие, скажем, реформы и православных в Соединенные Штаты.)
Архитектурные особенности
Московская хоральная синагога. Интерьер |
храм иерусалимскийнефов
Синагоги, сооруженные европейскими евреями, носят отпечаток того времени, когда они были выстроены: так, пражская и вормсская синагоги построены в византийском стиле; в мавританском стиле сооружены синагоги в Толедо (IX и XIV в.), Вене, Берлине, Франкфурте; мюнхенская и бреславльская синагоги построены в романском стиле и своею конструкцией напоминают древние римские базилики; в готическом стиле построены некоторые синагоги в Польше, а также синагога в Кельне.
Помещение для женщин совершенно отделено от помещения для мужчин.
К принадлежностям синагоги относятся: светильник, сделанный по модели храмового семисвечника, кружки для сбора пожертвований, трубные рога, употреблявшиеся в новый год, валторны (chazozroth), в которые трубили в дни новомесячия, в праздники и т. д.
Истоки иудаизма
Понятие «иудаизм» появилось где-то в 1–2 тыс. лет до нашей эры от самой многочисленной ветви израильского народа племени Иуды. Например, самым известным из этого племени считается царь Давид, при котором государство Израиль достигло наивысшего расцвета.
Сейчас иудаизм – это целый набор правовых, этических и религиозных правил, которые создают основной уклад жизни евреев.
Историю появления этого течения можно проследить изначально на страницах Библии, в Ветхом Завете.
Изначально евреи, так же как и другие народы, почитали множество Богов, но по воле Господа были захвачены в рабство египтянами. Здесь их ждала жизнь, полная тягот, пыток и казней.
Для избавления от этого ига Творец подозвал к себе Моисея, который должен был стать тем, кто спасет еврейский народ от бед. Чтобы евреи поверили в него, произошло несколько чудес, например Египетские казни. После этого люди поверили Моисею и последовали за ним в неизвестность. Пространствовав 40 лет, уставший народ нашел Обетованную землю. За время странствования на горе Синай Моисей получил 10 заповедей и заключил с Господом Завет. С той поры появилась Тора, священное наставление Творца с основными правилами поведения, законами и требованиями.
Общая характеристика иудаизма
Какие сходства и различия имеют иудаизм и христианство? Чтобы это понять, необходима общая характеристика иудаизма. Это не только религиозное, но и национальное, этическое мировоззрение. Его носителем является еврейский народ.
Иудеи – это этно-религиозный термин. Им обозначают приверженцев иудаизма и всех, кто является евреем по матери. В древности же так обозначали израильтян из рода Иуды. Однако после Вавилонского пленения Израиля они стали единственными представителями своего народа. Центром религиозной жизни древних иудеев являлся Иерусалимский храм. Он был разрушен в 1 веке н.э. в ходе подавления восстания иудеев против римской власти. После этого евреи в очередной раз рассеялись по всей земле.
Менора — ритуальный семисвечник, один из символов иудаизма
Предыдущие еврейские рассеяния периодически происходили на протяжении первого тысячелетия до нашей эры. Они были вызваны неоднократными завоеваниями евреев другими народами. Например, в 8 веке до н.э. произошло Ассирийское завоевание, в 6 веке – Вавилонское. А с 1 века до н.э. Иудея была под контролем Рима и евреи расселялись по всей империи. Важнейшую роль в их самосохранении как этноса сыграла именно национальная религия.