Вопросы психологу
Содержание:
- Психосоматика: правда или выдумки
- Психологический инструментарий
- Психологическая экспертиза
- Почему иногда стоит легализовать лень
- Арт-терапия
- Популярное за 7 дней
- Психология образования
- Танцевально-двигательная и телесно-ориентированная терапия
- Прокрастинация – болезнь или незрелость?
- Жена и дети Аркадия Инина
- Ведущие:
- Спортивная психология
- Довериться человеку = довериться Богу
- Психосоматика и онкопсихология
- Психология в преодолении последствий COVID-19
- Творчество
- Психология управления и бизнеса
Психосоматика: правда или выдумки
— Ой, что-то голова
последнее время сильно болит.
— Слушай, это может
быть психосоматика.
— Изжога замучила, уже состав
продуктов стала смотреть.
— Это может быть
психосоматика.
— Спину скрутило, не
согнуться.
— Психосоматика!
Кто из нас не слышал таких диалогов? Я — довольно
часто. Не скрою, меня они сильно раздражали. Хотелось резко ответить: «Если
изжога, так это проблема с кислой средой в желудке, а психология пусть пока
немного отдохнет».
Но теперь психосоматика из области понятий
нетрадиционной медицины перешла в медицину официальную. У нас в районе даже
есть кабинет психосоматических расстройств при поликлинике.
Но, безусловно, в каждой области человеческих знаний
есть «перегибы на местах». Разобраться в том, что такое психосоматика, самовнушение,
и как отделить биохимические процессы от психологических, мне помогла книга
Светланы Морозовой «Злитесь, чтобы не болеть. Как наши эмоции влияют на наше
здоровье».
Поначалу повествование показалось немного наивным. Главная
героиня — девушка на работе с орущим начальником, глуповатыми внушаемыми
коллегами и типично токсичной мамой. Возможно, автор где-то утрировал реальную
ситуацию, чтобы более выпукло показать «симптомы». Но зато мне очень пришлась
по вкусу «объяснительная» часть книги, где — параллельно с разворачиваемым
сюжетом — давались определения и другие сведения теоретической психологии в
области той самой психосоматики. Пожалуй, да, только теорию я бы читать не
стала, а вкупе с сюжетной линией, которая служила практическим примером теории,
все это усваивалось гораздо легче. В частности оказалось вот что:
А вот интересные разработки уже начала XX века:
основатель психосоматической медицины Франц Габриэль Александер родился в 1891
году в Будапеште, учился в Берлине, а с 1930 г. был профессором Чикагского
института психоанализа.
Франц Габриэль Александер (1891–1964), основатель психосоматической медицины
Безусловно, не стоит, прочитав эти строки, пытаться
излечить себя, усилив проявление своих эмоций, также вряд ли получится вылечить
себя самовнушением. Автор книги с юмором показывает и эту стадию у энтузиастов,
пытающихся разобраться со своим здоровьем и зависимостью его от психики.
В конце книги очень ценное приложение: сборник
различных психотерапевтических тестов, от теста Бека на тревожность до Торонтской
шкалы алекситимии. Пройдя их и увидев серьезное отклонение от нормы, можно
обратиться к специалисту. Или, напротив, убедиться, что находишься в норме, и спокойно
жить дальше.
Психологический инструментарий
Самостоятельно разобраться в многообразии психологических инструментов непросто: даже опытному психологу бывает сложно понять, пригодится ли ему та или иная методика, если он еще не видел ее в работе. Для участников, которые хотели познакомиться с различными профессиональными методиками, были организованы тематические авторские мастер-классы.
Татьяна Олеговна Ушакова, кандидат педагогических наук, практикующий психолог, заведующая отделением помощи семье и детям Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, автор и ведущая семинаров и вебинаров в Институте «Иматон», показала, как применять игровую платформу «Дом, который строю я» для индивидуальной, парной и групповой психологической работы.
О том, как работать с «трудными» подростками, используя аппаратурную методику «Арка», рассказал Сергей Васильевич Сарычев, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии Курского государственного университета, автор (совместно с А.С. Чернышевым) аппаратурной методики «Арка». Сергей Васильевич подчеркнул, что эта методика помогает влиять на эффективность совместной деятельности и мотивацию группы.
На мастер-классе «Профилактика агрессии и гуманизация межличностных отношений как ведущая задача психолога, работающего в коллективе» Валерий Григорьевич Мельников, автор-разработчик методики «Вектор» (диагностика развития группы и технология формирования коллектива), практический психолог, организатор первого «Центра психологической работы» на уровне соединения в ВС РФ, объяснил, как оптимизация групповых норм и ценностей способствует позитивной социальной активности и чем в этой работе поможет методика «Вектор».
Любовь Михайловна Джумагазиева, педагог-психолог ГБДОУ Детский сад №93 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, и Наталия Александровна Зюзина, педагог-психолог ГБДОУ Детский сад №41 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, провели мастер-класс «Эмоциональный интеллект в картинках: технология развития эмоционального интеллекта с использованием мнемотаблиц».
Мастер-класс «Эмоциональный интеллект в картинках: технология развития эмоционального интеллекта с использованием мнемотаблиц», ведущие: Любовь Михайловна Джумагазиева и Наталия Александровна Зюзина. На фото: Наталия Зюзина
Как проводить диагностику и коррекцию эмоциональной сферы, а также развивать ее с помощью инновационного инструмента «Арт-конструктор», показал Роман Артурович Черенков, соавтор коррекционно-диагностической методики «Арт-терапевтическая технология “Арт-конструктор”».
Психологическая экспертиза
Как проводятся психологическая и психологолингвистическая экспертизы, кто выступает заказчиком такой работы и на что специалист обращает внимание при изучении экстремистских материалов, рассказала Ольга Анатольевна Пушкаревич, психолог, эксперт информационной продукции, председатель Тюменского отделения Судебно-экспертной палаты РФ. На интерактивной лекции «Граница, забор или поребрик? Трансформация экологии современного медиапространства: из опыта экспертной работы в 2016–2021 годах» Ольга Анатольевна познакомила слушателей с основами работы эксперта
16-ый Санкт-Петербургский саммит психологов состоится в июне 2022 года, прием заявок на участие начнется 1 сентября на сайте psy.su/summit. Следите за новостями!
Почему иногда стоит легализовать лень
– «Я прокрастинатор», «накатила прокрастинация», «не могу взяться за работу, опять заболел прокрастинацией» – такие формулировки нередко слышим мы от друзей и знакомых, еще чаще вылавливаем в сети. Прокрастинация – модный синоним лени и усталости?
– Современный мир, увы, стремится все упростить и поименовать. Слово «прокрастинация» я действительно слышу на каждом шагу.
Недавно позвонила клиентка, которая нуждалась в консультации. Мать четверых детей жаловалась на лень и прокрастинацию. Выяснилось, что целыми днями она крутится как белка в колесе. А свои не просто короткие, а микроскопические паузы упорно называет прокрастинацией. Я спросила, в чем же выражается «прокрастинация». И была поражена. Многодетная мама никак не может собраться и выучить иностранный язык, о котором давно мечтает. Она откладывает «на потом» все, что касается ее личных интересов, потому что считает куда более значимыми свои семейные дела и обязанности.
Чтобы внести ясность, я попросила ее расписать день и обозначить время, когда она «ленится». Как и предполагала, речь шла о пятнадцатиминутных передышках, за которые женщина готова была корить себя бесконечно возгласами: «я – прокрастинатор!».
Мы договорились легализовать «ужасную лень». Выделить для нее «официальные» получасовые перерывы, в которые женщина научится отдыхать, а не грызть себя чувством вины за «безделье», сидя в полумертвом от усталости состоянии. Проанализировали ее «график прокрастинатора», и она сама назначила себе время, правда всего час в неделю, для изучения иностранного языка.
Привожу этот пример, чтобы продемонстрировать путаницу, которая возникла в последнее время вокруг модного термина “прокрастинация”.
Лень далеко не всегда имеет отношение к прокрастинации, хотя бы потому, что лень – явление ситуативное. Например, человек устал, переутомлен, у него нет сил что-либо делать, вот он и «ленится», но куда правильнее было бы назвать это состояние не ленью, а отдыхом.
Сегодня утрачена культура отдыха. Человек разучился чувствовать себя, позабыл как с собой контактировать. Оттого и переходит грань переутомления, проваливается в бессилие, усталость, которое нередко именует «ленью».
Безусловно, лень может быть и чертой характера. Человек может быть инертен, предпочитать пассивный образ жизни, избегать напряжения, воздерживаться от серьезных усилий и уклоняться от вызовов. Но в равной степени за ленью может прятаться проблема, которую человек сам в себе не осознает. И эта проблема может быть как физиологической, так и психологической.
– Если не лень, то что такое прокрастинация?
– Это устойчивая склонность человека откладывать важные дела «на потом», заменяя их пустыми и часто бессмысленными мелочами. К примеру, вам нужно написать статью, сделать годовой отчет, что-то еще в этом духе, но вы сидите в соцсетях, слоняетесь из угла в угол и в пятый раз идете пить чай
То есть делаете все, чтобы не приступить к важному делу. Очевидно, что речь не идет о пятнадцатиминутках многодетной матери
Прокрастинация может иметь самую разную природу. Может зависеть как от сложности ситуации, в которой оказался человек, так и лежать в плоскости психологической, зависеть от природы личности.
Арт-терапия
Как пережить неопределенность с опорой на творчество, рассказала Виктория Михайловна Ярославова, арт-терапевт, автор живописных полотен, из репродукций которых составлен набор метафорических карт «Вид из твоего окна».
Оздоравливающей интеграции тела, природы, творчества и культуры в арт-терапевтическом процессе был посвящен мастер-класс «Мечтающее и воображающее тело», который провела Беверли О’Корт, сертифицированный арт-терапевт, преподаватель программы дополнительного профессионального образования «Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе» Института «Иматон».
На мастер-классе «Трудности и проблемы как источник увлекательных приключений: арт-технологии на пути к архетипу “Божественный ребенок”» под руководством практикующего психолога Маргариты Юрьевны Захаровой участники попробовали решить свои проблемы с помощью перевоплощения в персонажей сказок и мультфильмов.
На мастер-классе «Метод «Sand-Art» как средство развития познавательных процессов, эмоционального и социального интеллекта детей» Ольга Николаевна Никитина, психолог-консультант, супервизор, член Совета Ассоциации песочной терапии, руководитель секции «Sand-Art», автор и ведущая обучающих семинаров и вебинаров по применению рисования песком в психолого-педагогической практике, преподаватель Института практической психологии «Иматон», поделилась опытом работы с песком на световых столах с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Психология образования
На мастер-классе «Если сегодня мы будем учить детей, как вчера, то украдем у них завтра» Елена Ивановна Николаева, доктор биологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, преподаватель Института практической психологии «Иматон», и Галина Борисовна Монина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Института детства РГПУ им. А.И
Герцена, преподаватель Института «Иматон», обратили внимание участников, что большинство учебников описывают детей, живших в прошлом столетии. Галина Монина отметила:
«Есть великолепное правило: «Поступай с другим так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Но этого золотого правила мало, чтобы установить контакт с ребенком. Есть платиновое правило: «Поступай с другим так, как он ждет, чтобы с ним поступили». А для того, чтобы мы узнали, как он ждет, чтобы с ним поступили, нужно его спросить. Просто спросить! А мы часто детей спрашиваем? Увы, не часто».
О новых вызовах в образовании взрослых рассказала Елена Николаевна Морозова, заведующая кафедрой конструирования и проведения бизнес-тренингов Института практической психологии «Иматон», руководитель программы дополнительного профессионального образования «Методическая подготовка бизнес-тренеров». Елена Николаевна объяснила участникам мастер-класса, какие факторы способствуют и препятствуют переменам в обучении взрослых, как сформировать образовательную среду «горизонтального» обучения:
«Учащиеся в XXI веке должны быть высококвалифицированными и способными понимать, как они обучаются, и обучать себя. В этом поможет хьютагогический подход — это ведение людей к собственным открытиям, собственным инсайтам, собственным изобретениям. Это не просто среда в организации, это творческая среда».
Танцевально-двигательная и телесно-ориентированная терапия
Святослав Анатольевич Шех, заведующий кафедрой телесно-ориентированной психотерапии, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Телесно-ориентированная психотерапия: системный подход» Института практической психологии «Иматон», и Ольга Игоревна Шех, специалист в области оказания психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях, преподаватель Института практической психологии «Иматон», провели мастер-класс «Телесно-ориентированная психотерапия как инструмент психологии здоровья».
На мастер-классе «Спонтанный танец как способ познания и единения с миром» своим опытом поделилась Елена Борисовна Кулева, практикующий психолог, преподаватель Института практической психологии «Иматон», сертифицированный специалист в области позитивной психотерапии и транскультуральной психиатрии.
Также состоялись мастер-классы под руководством Наталии Юрьевны Оганесян, кандидата психологических наук, заведующей кафедры танцевальной терапии и руководителя программы дополнительного профессионального образования «Танцевальная терапия: теория и практика» Института «Иматон». Сергей Валерьевич Меркулов, танцевальный терапевт и преподаватель Института «Иматон», показал психотерапевтический потенциал танго в контексте взаимоотношений мужчин и женщин. А Елизавета Владиславовна Дружинина, танцевальный терапевт, клинический психолог, провела мастер-класс «Танцевальные диалоги» о невербальном поведении человека.
Зачем практикующему психологу ораторское мастерство, объяснил Сергей Борисович Рубашкин, актер, режиссер, театральный педагог, преподаватель Института «Иматон», на мастер-классе «Голос, рожденный всем телом, как индикатор гармоничного взаимодействия с внешним миром».
Прокрастинация – болезнь или незрелость?
– Прокрастинацией можно «заболеть»? Или все-таки этим модным словечком принято прикрываться, когда работа не по душе?
– Конечно, это не болезнь с точки зрения психиатрии. Но, в определенном смысле, да, мы можем говорить о «болезни», как неспособности осуществлять осознанный выбор и нести ответственность за свои действия. Такие признаки присущи невротическим искажениям личности и составляют серьезную психологическую проблему.
Но я все-таки предпочитаю именовать прокрастинацию не болезнью, а формой личностной незрелости, инфантилизмом, который выражается в неспособности к ответственному способу бытия. Думаю, что такая распространенность «прокрастинации» свидетельствует именно об инфантилизации общества, то есть об увеличении количества людей, которые плохо себя осознают и ведомы внешними стимулами и соблазнами.
Приведу типичный пример. Вам надо сделать большую работу в выходные, но узнали вы об этом буквально накануне, вечером в пятницу. Понятно, что это совершенно не входило в ваши планы, наоборот, в субботу вы собирались с друзьями сходить в кино, парк, музей, покататься на велосипеде, посидеть в клубе, а в воскресенье планировали выспаться и валяться на диване перед телевизором. Теперь вам придется корпеть над отчетом, а значит прощай выходные. Конечно, отчет важен для вашей карьеры, значим для развития фирмы, но фильм, музей, парк и велопрогулка куда привлекательнее и интереснее.
Теперь давайте подумаем, для какого возраста характерны такого рода рассуждения и противопоставления? Попытка увильнуть от обязанностей, эгоистическое предпочтение желаний – долженствованиям, удовольствия – труду, – все это типичное поведение подростков лет четырнадцати-пятнадцати.
В чем же разница между подростком и взрослым, ведущим себя как подросток? Разница в том, что такой взрослый не осознает подлинных мотивов своего поведения, поэтому страдает от расщепленности между сознательным намерением и бессознательным желанием. Вообще, невротическое поведение всегда связано с внутренним неосознаваемым конфликтом между «хочу» и «должен». Но взрослый, зрелый человек всегда решает подобный конфликт в пользу здравомыслия, целесообразности, разумности.
Взрослый всегда берет на себя ответственность за последствия, в отличие от невротика.
Невротик, или скажем мягче, инфантильный человек, предпочитает прятаться от этой самой ответственности куда угодно: в «вину», в «прокрастинацию», в «лень». Конечно, стать взрослым, а значит ответственным, довольно трудно. На этом пути нас подстерегает множество испытаний и соблазнов. Усилием воли здесь не справиться. Не говоря о том, что хорошо бы рядом иметь «другого» – того, кто не страдает инфантилизмом, мудрого советчика и опытного собеседника.
Жена и дети Аркадия Инина
У Аркадия Инина и его замечательной супруги Инны двое детей. Вадим — старший сын учился после окончания школы во ВГИКе, сейчас занимается организацией кинопроизводства. Костя — это младший, которого Аркадий Яковлевич называет несосредоточенным гением: он занимался рекламой, работал в IT-сфере по производству компьютерных игр и немного увлекался журналистикой… Есть внук Павел, который окончил ВГИК, получив профессию продюсера, а потом окончил курсы, став кинорежиссером.
Сняв короткометражный фильм, Павел попал на Каннский КФ, о чем его знаменитый дед с гордостью сообщает своим друзьям. Парень получил аккредитацию, где указано время показа его фильма, однако поездку ему никто не оплатил — все за свой счёт.
Ведущие:
Борис Сергеевич Братусь
- советский и российский психолог
- доктор психологических наук
- заслуженный профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
- член-корреспондент Российской академии образования
- действительный член Российской академии естественных наук
- декан факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова
- основатель и руководитель Московской школы христианской психологии и Научно-практического института психологии личности
- победитель Национального конкурса «Золотая Психея»
- спикер крупнейших Российских и международных конференций
Наталия Владимировна Инина
- психолог с 15-ти летним консультационным опытом
- автор метода «Работа с «внутренним ребенком». Психология взросления»
- более 5000 благодарных клиентов
- более 100 проведенных авторских психологических тренингов, курсов и мастерских
- автор бестселлера «Испытание детством» (5 изданий)
- преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова и РПУ св. Иоанна Богослова
- победитель Национального конкурса «Золотая Психея»
- спикер крупнейших Российских и международных конференций
Татьяна Анатольевна Климова
- практический психолог
- театральный педагог, тренер
- ученый секретарь секции Театральной психологии и педагогики Российского психологического общества
- один из учредителей и разработчиков программ Московского общественного Центра школьной театральной педагогики
- ведущая авторских психологических тренингов и психологических мастерских «Психология переживания», «Психология личностного роста», «Развитие сензитивности», «Развитие креативности» и проч.
- преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова, МГПУ
- спикер крупнейших Российских и международных конференций
Только в опыте совпадения с самим собой, преодолев свою инфантильность и эгоцентризм, человек способен возрастать в личностном и духовном смысле. И здесь заканчивается психологизация, как способ самооправдания, снятия с себя ответственности, перекладывания ее на кого-то другого, на родителей, генетику и так далее. И здесь открывается возможность подлинной жизни взрослого человека. Эта трезвая, зрелая, свободная и ответственная жизнь не обещает быть легкой, но, несомненно, будет удивительно богатой и интересной.
Наталия Инина
Спортивная психология
На мастер-классе «Ресурсы для достижений в спорте: как научиться сохранять и преумножать?» Наталья Леонидовна Ильина, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Института практической психологии «Иматон», специалист в области спортивной психологии, поделилась упражнениями для работы с ресурсами спортсменов и тренеров.
Об организации, содержании и основных трудностях индивидуального психологического консультирования спортсмена рассказала Ольга Владимировна Тиунова, кандидат педагогических наук, доцент, спортивный психолог, ректор АНО ДПО «Национальный институт биомедицины и спорта», руководитель научно-методического объединения «Лаборатория физической культуры и практической психологии». Ольга Владимировна объяснила, как специалисту строить работу со спортсменами, если у него другая специализация.
Мастер-класс «Индивидуальное психологическое консультирование спортсмена: организация, содержание и основные трудности работы», ведущая: Ольга Владимировна Тиунова
Довериться человеку = довериться Богу
Продолжая размышлять о пути к себе подлинному,
невозможно не коснуться темы прощения. Ведь известно: когда мы обижаемся,
злимся на кого-то, объект нашей обиды может об этом и не знать. Но нам самим
будет плохо. И какое облегчение наступает, когда, наконец, приходит внутреннее
прощение. Повторюсь, близкий человек об этих аутопроцессах может и не
догадываться.
Обида и прощение — наше внутреннее дело. Почему нас что-то задевает и ранит, отчего мы не можем простить кого-то — психолог Марина Архипова и философ Марина Михайлова глубоко исследуют этот вопрос в книге «Прощение. Как примириться с собой и другими»
И здесь, кроме уже вынесенного в заглавие важного параметра — «с собой», — открываются новые горизонты нашего прощения: «простить Бога», «простить историю». А ведь действительно, можно жить и обижаться на то, что случилось задолго до твоего рождения, на то, что ты родился не в ту эпоху, а ведь мог бы… А уж сколько мы предъявляем претензий Богу, знает только Он Сам
В книге много говорится о важности прощения для
духовной жизни. Ведь не зря слова о прощении входят в главную нашу молитву —
«Отче наш»
Прощение становится тут условием богообщения.
Начинают авторы с малого: с принятия себя, с принятия
другого. Последовательно, по главам, говорят о таких важных и простых вещах,
как прощение родителей, детей, супруга.
Постепенно
авторы переходят к более сложным процессам: простить врага, простить Бога.
«Можно
жить в постоянной обиде на Бога, отвергая испытания,
которые нам приходится проходить. От этого судьба наша станет еще тяжелее, потому
что к страданиям прибавится еще ожесточенность и зависть к тем, чья жизнь нам кажется более легкой и
благополучной, чем у нас».
Простить — это значит поверить и довериться. Простить — это свобода, не простить — несвобода. Но сколько мы можем прощать? И не приведет ли это к безнаказанности и расцвету зла? Действительно, всегда есть опасность, что прощение будет воспринято нравственно незрелыми людьми как слабость и повлечет за собой новые злоупотребления. Доверие, с которым сопряжено прощение, является Божьим даром, — делают вывод авторы и приводят размышление Дитриха Бонхеффера:
В этом размышлении важна трезвая оговорка о том, что христианину не следует поддаваться манипуляциям подлости,
подчеркивается в книге. Тезис о необходимом недоверии напоминает, что в
любой жизненной ситуации стоит
руководствоваться сердцем и умом, а не буквой закона, даже если это
формально воспринятый закон Евангелия.
Дитрих Бонхеффер (1906–1945) — немецкий лютеранский пастор, участник антинацистского заговора
Размышления о творческой силе прощения и полноте жизни в Боге через это не кажутся мне слишком экзальтированными или слишком романтичными. Думается, когда в нас не останется ни капли непрощения, мы окажемся уже в преддверии Рая. А где же, как не в Раю, нам обрести подлинного, целостного, цельного себя?
Психосоматика и онкопсихология
Лекцию «Психосоматический симптом в практике психолога» провела Светлана Леонидовна Соловьева, доктор психологических наук, медицинский психолог высшей квалификационной категрии, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, профессор кафедры социальной психиатрии и психологии СПбИУВЭК.
В чем «философия» психосоматической медицины, каково значение отношения к болезни и существуют ли вообще психосоматические заболевания? На эти вопросы в интерактивной лекции «Личность и болезнь — сложные и многообразные взаимоотношения» ответил Владимир Александрович Винокур, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, преподаватель Института практической психологии «Иматон», президент Балинтовской ассоциации. Владимир Александрович разобрал варианты представлений о психосоматике, адаптивные и дизадаптивные стратегии реагирования пациента на свою болезнь.
Маргарита Валерьевна Вагайцева, кандидат психологических наук, научный сотрудник ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова» Минздрава РФ, и Кристина Орхановна Кондратьева, кандидат психологических наук, медицинский психолог, научный сотрудник НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, на интерактивной лекции «Человек и онкологическая угроза: как вести себя правильно в ситуации распространения онкологических заболеваний?» подчеркнули личную ответственность за здоровье, которая включает: распознавание и ревизию ведущей тактики совладания с угрозой, выработку аутентичной стратегии поведения «здесь и сейчас» относительно угрозы, профилактику иррационального отношения к болезни.
Психология в преодолении последствий COVID-19
Опыт работы психологов-консультантов в Московской службе психологической помощи в госпиталях и больницах Москвы и специфику оказания психологической помощи в «красной зоне» обсудили Наталия Александровна Лучина, клинический психолог, руководитель филиала «Северо-Восточный» ГБУ «Московская служба психологической помощи населению», и Александра Евгеньевна Меркелене, сертифицированный специалист в области краткосрочной стратегической терапии Дж. Нардоне, руководитель филиала «Центральный» ГБУ «Московская служба психологической помощи населению». Наталия Александровна поделилась опытом:
«Врачи обращались с запросом: «Скажите, Вы можете определить тот момент, когда мы можем пациенту сообщить о смерти его родственника?» Таких подходящих моментов нет, поэтому мы проговорили алгоритм, что мы опираемся на физиологическое состояние пациента, на то, насколько он физически готов принять эту информацию».
О методике «Аудиотерапия для врачей и медицинских работников, работающих в условиях ограничений, связанных с COVID-19» рассказали Нина Павловна Ванчакова, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии факультета последипломного образования ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, Елизавета Александровна Вацкель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, и Анна Артемьевна Бабина, психолог, преподаватель кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования ПСПбГМУ им. И.П. Павлова.
Лекцию «Осознанная саморегуляция как психологический ресурс новой организации жизни в ситуации пандемии» прочла Варвара Ильинична Моросанова, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии саморегуляции Психологического института РАО.
Творчество
В творческой копилке Инина сценарии к 4 десяткам мелодрам и кинокомедий, любимых советскими, а потом и российскими зрителями. В двух картинах, по праву вошедших в золотой фонд советского кинематографа («Одиноким предоставляется общежитие» и «Однажды 20 лет спустя»), снялась Наталья Гундарева. Актриса, которую Аркадий Яковлевич называл великой, превратила мелодрамы в кинохиты.
Наталья Гундарева (кадр из фильма «Одиноким предоставляется общежитие»)
В одном из интервью Инин поделился, что у кинозвезды Гундаревой был непростой, «мужской» характер. Актриса в обыденной жизни казалась жесткой и сдержанной, но на съемочной площадке превращалась в королеву, которой под силу сыграть любую роль: в драме, комедии, фарсе.
Сценарии к двум названным выше мелодрамам Аркадий Инин написал «под Гундареву», и актриса идеально «влилась» в предложенные роли. То же со сценарием к лирической комедии «Отцы и деды», который писатель создал специально для Анатолия Папанова. Премьера фильма состоялась в 1982 году, главные роли разделили Папанов и Валентин Смирнитский.
Анатолий Папанов (кадр из фильма «Отцы и деды»)
В 1987-м вышла картина «Единожды солгав…», режиссером которой выступил Владимир Бортко. Сценарий к ленте времен перестройки написал Инин, а ключевых персонажей сыграли Елена Соловей и Юрий Беляев.
Еще один проект по сценарию Аркадия Яковлевича, за воплощение которого взялся Бортко, — детективная комедия «Удачи вам, господа». В ней блистали талантами Николай Караченцов, Дарья Михайлова, Виктор Павлов и Валентина Талызина.
Дарья Михайлова (кадр из фильма «Удачи вам, господа»)
Творчество Инина пришлось по душе и гению кинокомедии Леониду Гайдаю, взявшему у юмориста и драматурга сценарии для лент «Частный детектив, или Операция “Кооперация”» и «На Дерибасовской хорошая погода…». Главные роли в лентах сыграл Дмитрий Харатьян.
Юмористические монологи и шутки сатирика охотно брали артисты для исполнения в передаче «Вокруг смеха», у истоков которой стоял Инин.
В 2000-х писатель не затерялся, а его творчество не утратило актуальности. По его сценариям поставлены кинопроекты «Собачий вальс», «Портрет товарища Сталина», сериалы об Утесове и Маяковском.
Дмитрий Харатьян (кадр из фильма «Частный детектив, или Операция “Кооперация”»)
Во многих фильмах, в основу которых легли его сценарии, Аркадий Инин сыграл эпизодические роли. В мелодраме «Однажды двадцать лет спустя» зрители узнали драматурга в образе одноклассника главной героини, а в комедии «На Дерибасовской…» — в роли мафиози.
Лента стала последней в фильмографии Леонида Гайдая, к творчеству которого Инин испытывает особый трепет. По словам прозаика, в дни рождения и смерти режиссера по сложившейся традиции он вместе с Дмитрием Харатьяном посещает могилу Гайдая.
Обширна и библиография писателя, в которой более 30 изданных книг. Среди них читатели выделяют юмористическую энциклопедию «Женщина от А до Я», увидевшую свет в 2005 году.
Писатель Аркадий Инин
Творческие вечера и концерты юмориста и прозаика собирают аншлаги. В апреле 2018 года в арт-кафе «Вишневый сад» состоялся творческий вечер Инина, где он поделился со зрителями воспоминаниями о знаменитых современниках, представил новые произведения и рассказал о юморе в кинематографе.
Драматург известен активной общественной позицией. Не скрывает отрицательного отношения к гей-парадам и называет советский строй наиболее эффективным, хотя и не идеальным. Критикует Михаила Горбачева за развал СССР, поддерживает присоединение Крымского полуострова к РФ и самопровозглашенные республики на востоке Украины.
Психология управления и бизнеса
Борис Алексеевич Сосновский, доктор психологических наук, специалист в области общей и педагогической психологии, психологии личности, психологии труда и инженерной психологии, в академической беседе «Психология руководителя: потребностно-смысловые аспекты» поделился результатами многолетних теоретических разработок и комплексных эмпирических исследований смысловой сферы личности современного руководителя.
В чем специфика индивидуального консультирования топ-менеджеров крупных корпораций и какие психологические методы использовать в работе с ними, рассказала Анна Марковна Гуревич, кандидат психологических наук, практический психолог, карьерный консультант, специалист в сфере управления персоналом, преподаватель Института практической психологии «Иматон». Анна Марковна объяснила, как работать с наиболее распространенными запросами, и сделала акцент на навыках консультанта:
«Очень важно, чтобы специалист имел опыт работы в больших компаниях, понимал, о чем идет речь, знал управленческий язык. В психологическом образовании не всегда есть курс менеджмента, но, чтобы консультировать бизнес, нужно самому быть бизнес-агентом»
Юрий Леонидович Старенченко, специалист в области профессиональной психодиагностики и управления персоналом, показал, как на основе методики «Мониторинг трудовых мотивов» управлять трудовой мотивацией персонала.