Почему евреев считают богоизбранным народом

Не избрали, а назначили

При внимательном прочтении Библии можно заметить, что слово «богоизбранный» не точно передает смысл отношений Бога и еврейского народа, отраженного в священном писании. «Этот народ Я образовал для Себя», – сказано на страницах Ветхого Завета (Ис. 43,21). Получается народ не богоизбранный, а богосозданный.

Как остроумно заметил один раввин по поводу избранности своего народа: «евреи не участвовали в выборах, никто их не избирал, их просто назначили».

Апостол Павел говорит, что еврейский ветхозаветный закон – это «детоводитель по Христу» (Гал. 3,24). Это странное слово становится понятным, если установить его греческую основу. В греческом оригинале стоит слово «pedagogon», однако оно не равнозначно близкому нам слову педагог. В античном мире педагогом являлся раб, который внимательно следил за ребенком, чтобы он вовремя добирался до школы, не шалил и не тратил сил впустую.

Также и Закон Моисея, воплощать в жизнь который было доверено евреям, в своем истинном смысле не столько учит, сколько предостерегает. Не случайно среди 613 заповедей Пятикнижия 365 запретов и 248 повелений. Изначальная миссия избранничества иудеев заключалась в том, чтобы предостеречь другие народы от злоупотребления опасными верованиями.

Одним из атрибутов языческих культов, практиковавшихся в Ханаане, Финикии или Карфагене, был такой страшный обряд, как жертвоприношение младенцев, подтвержденный современной археологией. В этих обстоятельствах уже не кажутся столь ужасными приказы Иисуса Навина выжигать землю Ханаана от людей, чей религиозный разум помутился настолько, что они в жертву своему богу приносили своих же первенцев.

В Библии

Согласно Второзаконию , когда Господь избавит израильтян до земли, другие народы будут изгнаны, и «не вступай с ними в союз и не оказывай им милосердия» Второзаконие 7: 4-7: 5,

«Но так поступите с ними: разрушите жертвенники их, сокрушите изображения их, вырубите рощи их и сожгите их истуканы огнем. Ибо ты народ святой для Господа Бога твоего: Господь твой Бог избрал тебя, чтобы ты был особенным народом для Себя выше всех людей, живущих на земле «.

Подобный отрывок, превозносящий Израиль как избранный народ, следует запретам на облысение и порезаться в трауре: «Ты — народ святой».

Пророк Амос в изображении Гюстава Доре

В Торе также сказано:

«Итак, теперь, если вы действительно послушаетесь моего голоса и будете соблюдать Мой завет, тогда вы станете для меня особым сокровищем от всех народов, ибо вся земля моя».

Бог обещает, что никогда не обменяет свой народ ни с кем другим:

«И заключу Мой завет между Мною и вами, и вашими потомками после вас в их роды, на вечный завет, чтобы быть Богом вам и вашим потомкам после вас».

Другие стихи Торы об избранности,

  • «И будешь для меня царством священников и народом святым»
  • «Господь возлюбил вас и избрал вас не потому, что вас было больше, чем любого народа; потому что вы были наименьшим из всех людей; но потому, что Господь любил вас и потому что Он сдержал клятву, которую Он поклялся вашим предкам «.

Обязанность, возложенная на израильтян, была подчеркнута пророком Амосом :

«Только тебя Я выделил из всех племен земных; за то Я посету тебя за все твои беззакония».

Не избрали, а назначили

При внимательном прочтении Библии можно заметить, что слово «богоизбранный» не точно передает смысл отношений Бога и еврейского народа, отраженного в священном писании. «Этот народ Я образовал для Себя», – сказано на страницах Ветхого Завета (Ис. 43,21). Получается народ не богоизбранный, а богосозданный.

Как остроумно заметил один раввин по поводу избранности своего народа: «евреи не участвовали в выборах, никто их не избирал, их просто назначили».

Апостол Павел говорит, что еврейский ветхозаветный закон – это «детоводитель по Христу» (Гал. 3,24). Это странное слово становится понятным, если установить его греческую основу. В греческом оригинале стоит слово «pedagogon», однако оно не равнозначно близкому нам слову педагог. В античном мире педагогом являлся раб, который внимательно следил за ребенком, чтобы он вовремя добирался до школы, не шалил и не тратил сил впустую.

Также и Закон Моисея, воплощать в жизнь который было доверено евреям, в своем истинном смысле не столько учит, сколько предостерегает. Не случайно среди 613 заповедей Пятикнижия 365 запретов и 248 повелений. Изначальная миссия избранничества иудеев заключалась в том, чтобы предостеречь другие народы от злоупотребления опасными верованиями.

Одним из атрибутов языческих культов, практиковавшихся в Ханаане, Финикии или Карфагене, был такой страшный обряд, как жертвоприношение младенцев, подтвержденный современной археологией. В этих обстоятельствах уже не кажутся столь ужасными приказы Иисуса Навина выжигать землю Ханаана от людей, чей религиозный разум помутился настолько, что они в жертву своему богу приносили своих же первенцев.

использованная литература

  • Эмет Ве-Эмуна: Заявление о принципах консервативного иудаизма , JTSA, Нью-Йорк, 1988, с. 33–34
  • Платформа реконструкционизма, Федерация реконструкционистских конгрегаций и Хавурот, сентябрь 1986 г., страницы D, E
  • Заявление о принципах реформистского иудаизма , Питтсбургская конвенция Центральной конференции американских раввинов 1999 г.
  • Энциклопедия иудаики , Кетер Паблишинг
  • Исмар Эльбоген Еврейская литургия: исчерпывающая история JPS, 1993. Наиболее тщательное академическое исследование еврейской литургии из когда-либо написанных.
  • Марсия Фальк Книга благословений HarperSanFranciso, 1996
  • Реувен Хаммер , Эд. Или Хадаш: Комментарий к Сидур Сим Шалом для Шаббата и фестивалей , Раввинское собрание , 2003 г.
  • Nosson Scherman , Ed. The Complete Artscroll Siddur , Mesorah Publications, 2-е издание, 1986 г.

Межконфессиональный конфликт

Русский писатель Яков Лурье, объясняя еврейский феномен, отмечал, что дело здесь не в Ветхом Завете и не в национальности. «Это нечто неосязаемое и неуловимое в целом, пишет Лурье, это экстракт из всех элементов, в основе своей враждебных нравственному и социальному порядку, сложившемуся на христианских началах».

Действительно, современная идея богоизбранничества еврейства может объясняться и через конфликт с христианством. Ведь те права и обязанности избранного Богом народа, которые преподнес Израилю Моисей, христианство, по сути, применило к себе – «некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр. 2,10).

Один из проповедников еврейского национализма в России Сергей Лёзов антисемитизм христианства видит в том, что оно «узурпировало притязания Израиля» на исключительность его отношений с Богом. В тоже время борцы с антисемитизмом заходят дальше и требуют, чтобы христианские народы, в порядке покаяния за преступления языческого германского нацизма, усвоили взгляд на Израиль как на народ, по-прежнему в абсолютной уникальности хранящий свою богоизбранность.

Альтернативные виды

Равенство душ

Раввин Менахем Мендель Шнеерсон , «Любавичский Ребе»

Многие каббалистические источники, особенно Таня , содержат утверждения о том, что еврейская душа качественно отличается от нееврейской души. Ряд известных раввинов Хабада предлагали альтернативные прочтения Тани, не воспринимали это учение буквально и даже сумели примирить его с левыми идеями интернационализма и классовой борьбы . Первоначальный текст Тани относится к «идолопоклонникам» и вообще не упоминает «народы мира», хотя такая интерпретация была одобрена Менахемом Менделем Шнеерсоном и популярна в современных кругах Хабада. Гилель из Парижа , один из первых комментаторов Тани, писал, что души праведных язычников больше похожи на еврейские души и, как правило, добрые, а не эгоистичные. Это учение было принято Шнеерсоном и считается нормативным в Хабаде.

Разные по характеру, но не разные по стоимости

По словам самого автора Тани, праведный нееврей может достичь высокого духовного уровня, подобного ангелу, хотя его душа все же по характеру, но не по ценности, принципиально отличается от еврейской. Цемах Цедек , третий ребе Хабада, писал, что мусульмане от природы добросердечные люди. Раввин Йосеф Якобсон, популярный современный лектор Хабада, учит, что в современном мире большинство неевреев принадлежат к категории праведных язычников, что фактически делает позицию Тани анахроничной.

Альтруизм

Антисионистская интерпретация Тани была предложена Абрахам Yehudah Хейны , известным украинского ХАБАД раввин, который поддерживал анархический коммунизм и считал Петр Кропоткин великим праведником . Хейн в основном читал Таню задом наперед; Так как души идолопоклонников известны как злые, согласно Тане, в то время как еврейские души известны как добрые, он пришел к выводу, что истинно альтруистические люди на самом деле являются евреями в духовном смысле, в то время как еврейские националисты и классовые угнетатели не являются . Исходя из этой логики, он утверждал, что Владимир Соловьев и Рабиндранат Тагор, вероятно, имеют еврейские души, а Лев Троцкий и другие тоталитаристы — нет, а многие сионисты, которых он сравнивал с обезьянами , просто «евреи по свидетельству о рождении».

Праведные неевреи

Нахман из Бреслова также считал, что еврейство — это уровень сознания, а не внутреннее врожденное качество. Он писал, что, согласно Книге Малахии , среди всех народов можно найти «потенциальных евреев», чьи души озаряются прыжком «святой веры», который «активировал» еврейство в их душах. В противном случае эти люди обратились бы в иудаизм, но предпочли бы этого не делать. Вместо этого они признают Божественное единство в своих языческих религиях.

Исаак Арама , влиятельный философ и мистик 15 века, считал, что праведные неевреи духовно идентичны праведным евреям. Раввин Менахем Мейри , известный каталонский комментатор Талмуда и философ- маймонид , считал всех людей, искренне исповедующих этическую религию, частью более великого «духовного Израиля». Он явно включил в эту категорию христиан и мусульман. Мейри отверг все талмудические законы, которые проводят различие между евреями и неевреями, утверждая, что они применимы только к древним идолопоклонникам, у которых не было чувства морали. Единственное исключение — несколько законов, прямо или косвенно связанных с смешанными браками, которые Мейри признала.

Мейри применил свою идею «духовного Израиля» к талмудическим утверждениям об уникальных качествах еврейского народа. Например, он считал, что известное высказывание о том, что Израиль выше астрологического предопределения ( Эйн Мазаль ле-Исраэль ), применимо и к последователям других этических верований. Он также считал страны, населенные порядочными моральными неевреями, такие как Лангедок , духовной частью Святой Земли .

Одним из еврейских критиков избранности был философ Барух Спиноза . В третьей главе своего Богословско-политического трактата Спиноза выдвигает аргумент против наивной интерпретации выбора евреев Богом. Приводя доказательства из самой Библии , он утверждает, что выбор Бога Израиля не был уникальным (он выбрал другие народы до того, как избрал еврейский народ), и что выбор евреев не является всеобъемлющим (он не включает всех евреев, но только «благочестивые»), ни исключительные (сюда входят и «истинные языческие пророки»). Наконец, он утверждает, что выбор Бога не безусловен. Вспоминая, как много раз Бог угрожал полным уничтожением еврейского народа, он утверждает, что этот выбор не является ни абсолютным, ни вечным, ни необходимым.

Не избрали, а назначили

При внимательном прочтении Библии можно заметить, что слово «богоизбранный» не точно передает смысл отношений Бога и еврейского народа, отраженного в священном писании. «Этот народ Я образовал для Себя», — сказано на страницах Ветхого Завета (Ис. 43,21). Получается народ не богоизбранный, а богосозданный.

Как остроумно заметил один раввин по поводу избранности своего народа: «евреи не участвовали в выборах, никто их не избирал, их просто назначили».

Апостол Павел говорит, что еврейский ветхозаветный закон — это «детоводитель по Христу» (Гал. 3,24). Это странное слово становится понятным, если установить его греческую основу. В древнегреческом оригинале стоит слово παιδαγωγός (педагогон, «детоводитель», «ведущий ребенка»), однако оно не равнозначно близкому нам слову педагог. В античном мире педагогом являлся раб, который внимательно следил за ребенком, чтобы он вовремя добирался до школы, не шалил и не тратил сил впустую.

Также и Закон Моисея, воплощать в жизнь который было доверено евреям, в своем истинном смысле не столько учит, сколько предостерегает. Не случайно среди 613 заповедей Пятикнижия 365 запретов и 248 повелений. Изначальная миссия избранничества иудеев заключалась в том, чтобы предостеречь другие народы от злоупотребления опасными верованиями.

Одним из атрибутов языческих культов, практиковавшихся в Ханаане, Финикии или Карфагене, был такой страшный обряд, как жертвоприношение младенцев, подтвержденный современной археологией. В этих обстоятельствах уже не кажутся столь ужасными приказы Иисуса Навина выжигать землю Ханаана от людей, чей религиозный разум помутился настолько, что они в жертву своему богу приносили своих же первенцев.

«Фанатизм в Библии попускается — перед лицом языческих крайностей он бывает меньшим злом, чем равнодушие», — замечает в этой связи российский богослов и философ Андрей Кураев.

Чего нельзя делать в субботу

Почитание субботы — одна из главных заповедей иудаизма. В Библии расска­зывается о том, что Бог сотворил мир в течение шести дней, а на седьмой день «почил от дел своих». В подражание Богу иудеям предписано освящать суббот­ний день, освободив его от повседневной работы. Какие же виды деятельности запрещены? Часть из них перечислена в Библии: нельзя разводить огонь, разбивать шатер, стричь овец. Более поздние запреты, как правило, являются производными от библейских: нельзя включать электричество, раскрывать зонтик (он ведь похож на шатер), брить бороду и т. д. В еврейских местечках Восточной Европы существовала практика в случае необходимости привлекать к выполнению работ, запрещенных в субботу, соседей-христиан, которых называли «шабес-гои» — «субботние инородцы». В субботу также нельзя хоронить покойников, несмотря на традицию предавать тело умершего земле как можно скорее. Однако вопреки распространенному убеждению, субботу не только можно, но и должно нарушить для спасения своей или чужой жизни: «Можно нарушить Субботу ради младенца, которому день от роду, но не ради мертвого тела царя Израиля».

Компенсация за унижения

Вся сложность и противоречивость вопроса богоизбранничества в современном мире заключена в дилемме: догматически еврейский народ остается избранным народом Бога, но какое это должно иметь проявление в реальной жизни, кроме декларирования, никто не может объяснить.

В глазах антисемитски настроенной части общественности богоизбранность евреев выражается в их пренебрежительном и высокомерном отношении к другим народам, в привилегированном обладании правами и возможностями, которые не даны простому смертному.

Отстраняясь от антисемитской риторики, можно попытаться понять, в чем заключается особый статус современного еврейства. Известный переводчик Корана Валерия Прохорова пишет, что «после рабского существования в Египте сыны Израиля стали свободны, получили обильные земли и процветание, каждый из них являл собой как бы царя».

Этот аспект рассматривал и философ Николай Бердяев: «Есть еврейское самомнение, которое раздражает. Но оно психологически объяснимо: этот народ был унижен другими народами и он себя компенсирует сознанием избранности и своей высокой миссии».

Стремление обрести чувство собственного достоинства после многих лет лишений и унижений запечатлелось в генетической памяти еврейского народа и выразилось, в обретении защиты, в том числе, через чувство превосходства и достижение статусности, богатства.

Чем синагога отличается от храма

Синагога (с греч. «собрание») — здание, предназначенное для коллективных молитв и собраний, отправления религиозных церемоний; таких зданий может быть много. Храм же в иудаизме может быть только один, а сейчас его и вовсе нет: последний, Второй храм был разрушен в 70 году н. э. римлянами в ходе подавления Великого иудейского восстания. На иврите синагога называется «бет-кнесет» — «дом собраний», а храм называли «бет-Элохим» — «дом Бога». Собственно, в этом и заключается главное отличие между ними. Синагога — для людей, а храм — для Бога. Простые люди не имели доступа в Храм, там служили священники, остальные могли находиться только в храмовом дворе. Ежедневно там совершались жертвоприношения Богу Израиля — это была главная форма храмового служения. Если провести аналогию с другими авраамиче­скими религиями, христианством и исламом, то христианские храмы по своему устройству и функциям ближе к Иерусалимскому храму (собственно, он и слу­жил для них образцом), а молитвенные здания мусульман, мечети, — к синагогам.

Синагогальные здания отличаются большим стилистическим разнообразием, ограниченным лишь модными веяниями времени, вкусами архитекторов и заказчиков. Обычно в синагогах есть мужские и женские зоны (если это не синагога одного из либеральных направлений). У стены, обращенной в сторону Иерусалима, находится арон ха-кодеш — священный ковчег, напо­минающий шкаф с занавесом вместо дверец. В нем — главное сокровище синагоги: один или несколько пергаменных свитков Пятикнижия Моисея — Торы. Его вынимают, разворачивают и читают во время богослужения на спе­циальной кафедре — бима (с ивр. «возвышение»). Главная роль в синагогаль­ном богослужении принадлежит раввину. Раввин (с ивр. «учитель») — это образованный человек, сведущий в религиозных законах, религиозный лидер общины. В ортодоксальных общинах раввинами могут быть только мужчины, в реформистских и консервативных — как мужчины, так и жен­щины.

Мечта о восстановлении разрушенного римлянами Храма — очень важная идея иудаизма, именно его оплакивают у Стены Плача в Иерусалиме (единственной сохранившейся до наших дней части храмового комплекса). Проблема в том, что построить его можно только на том же самом месте — на Храмовой горе, а там сегодня находятся святыни мусульман. Иудеи верят, что Храм все же будет восстановлен после долгожданного пришествия Мессии. Неболь­шие макеты Храма в витринах сувенирных лавок часто сопровождает оптими­стичная надпись: «Покупайте сейчас! Скоро Храм будет восстановлен, и цены возрастут!»

Компенсация за унижения

Вся сложность и противоречивость вопроса богоизбранничества в современном мире заключена в дилемме: догматически еврейский народ остается избранным народом Бога, но какое это должно иметь проявление в реальной жизни, кроме декларирования, никто не может объяснить.

В глазах антисемитски настроенной части общественности богоизбранность евреев выражается в их пренебрежительном и высокомерном отношении к другим народам, в привилегированном обладании правами и возможностями, которые не даны простому смертному.

Отстраняясь от антисемитской риторики, можно попытаться понять, в чем заключается особый статус современного еврейства. Известный переводчик Корана Валерия Прохорова пишет, что «после рабского существования в Египте сыны Израиля стали свободны, получили обильные земли и процветание, каждый из них являл собой как бы царя».

Этот аспект рассматривал и философ Николай Бердяев: «Есть еврейское самомнение, которое раздражает. Но оно психологически объяснимо: этот народ был унижен другими народами и он себя компенсирует сознанием избранности и своей высокой миссии».

Стремление обрести чувство собственного достоинства после многих лет лишений и унижений запечатлелось в генетической памяти еврейского народа и выразилось, в обретении защиты, в том числе, через чувство превосходства и достижение статусности, богатства.

Андрей Кураев усматривает в евреях пророческий пафос, твердящий «мы в ответе за все». Весьма часто приходится замечать, пишет Кураев, что этнический еврей, ставший православным священником, становится человеком «партии» и крайности. Он не может ограничить себя просто кругом своих приходских или монашеских обязанностей. Ему нужно «спасать Православие».

Компенсация за унижения

Вся сложность и противоречивость вопроса богоизбранничества в современном мире заключена в дилемме: догматически еврейский народ остается избранным народом Бога, но какое это должно иметь проявление в реальной жизни, кроме декларирования, никто не может объяснить.

В глазах антисемитски настроенной части общественности богоизбранность евреев выражается в их пренебрежительном и высокомерном отношении к другим народам, в привилегированном обладании правами и возможностями, которые не даны простому смертному.

Отстраняясь от антисемитской риторики, можно попытаться понять, в чем заключается особый статус современного еврейства. Известный переводчик Корана Валерия Прохорова пишет, что «после рабского существования в Египте сыны Израиля стали свободны, получили обильные земли и процветание, каждый из них являл собой как бы царя».

Этот аспект рассматривал и философ Николай Бердяев: «Есть еврейское самомнение, которое раздражает. Но оно психологически объяснимо: этот народ был унижен другими народами, и он себя компенсирует сознанием избранности и своей высокой миссии».

Стремление обрести чувство собственного достоинства после многих лет лишений и унижений запечатлелось в генетической памяти еврейского народа и выразилось, в обретении защиты, в том числе, через чувство превосходства и достижение статусности, богатства.

Андрей Кураев усматривает в евреях пророческий пафос, твердящий «мы в ответе за все». Весьма часто приходится замечать, пишет Кураев, что этнический еврей, ставший православным священником, становится человеком «партии» и крайности. Он не может ограничить себя просто кругом своих приходских или монашеских обязанностей. Ему нужно «спасать Православие».

Не избрали, а назначили

При внимательном прочтении Библии можно заметить, что слово «богоизбранный» не точно передает смысл отношений Бога и еврейского народа, отраженного в священном писании. «Этот народ Я образовал для Себя», – сказано на страницах Ветхого Завета (Ис. 43,21). Получается народ не богоизбранный, а богосозданный.

Как остроумно заметил один раввин по поводу избранности своего народа: «евреи не участвовали в выборах, никто их не избирал, их просто назначили».

Апостол Павел говорит, что еврейский ветхозаветный закон – это «детоводитель по Христу» (Гал. 3,24). Это странное слово становится понятным, если установить его греческую основу. В греческом оригинале стоит слово «pedagogon», однако оно не равнозначно близкому нам слову педагог. В античном мире педагогом являлся раб, который внимательно следил за ребенком, чтобы он вовремя добирался до школы, не шалил и не тратил сил впустую.

Также и Закон Моисея, воплощать в жизнь который было доверено евреям, в своем истинном смысле не столько учит, сколько предостерегает. Не случайно среди 613 заповедей Пятикнижия 365 запретов и 248 повелений. Изначальная миссия избранничества иудеев заключалась в том, чтобы предостеречь другие народы от злоупотребления опасными верованиями.

Одним из атрибутов языческих культов, практиковавшихся в Ханаане, Финикии или Карфагене, был такой страшный обряд, как жертвоприношение младенцев, подтвержденный современной археологией. В этих обстоятельствах уже не кажутся столь ужасными приказы Иисуса Навина выжигать землю Ханаана от людей, чей религиозный разум помутился настолько, что они в жертву своему богу приносили своих же первенцев.

Завет по принуждению

В Талмуде сказано, когда еврейский народ стоял у подножия Синая, Бог объявил ему, что если он откажется признать Его, то Он велит горе засыпать весь еврейский стан своей массой, и евреи из страха, вопреки своему желанию, притворно согласились служить Иегове. Закон Моисеев потому был великой неволей для израильтян (Шаббат. 88,1).

Если бы нас потребовали на суд, говорит раввин Соломон Ярхи, и спросили, почему мы не держимся того, что сказано нам на Синае, то мы могли бы отвечать, что мы не хотим знать того, что навязано нам силою. Так стоит ли считать действительным Завет, полученный евреями по принуждению?

Богоборческие мотивы были отмечены еще во времена первых Патриархов. Не случайно Иаков при благословлении получил имя Израиль – «Борющийся с Богом». «Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:27,28), – напутствовал его Создатель.

Тяга к свободе проявилась и в наследниках Иакова. Им было интересно все, что запрещала Тора. Так возникла Каббала – проповедовавшая магию и астрологию и отрицавшая Единого Личного Бога-Творца. В доме Израиля нашла себе место и языческая доктрина переселения душ.

Евреи создали религию самообожествления, – говорит Андрей Кураев о Каббале. Они, наконец, предались желаниям своего сердца, что запрещали им Пророки. Ушли Пророки, и ушла Благодать Божия. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст», – обращался Христос к сынам Израиля (Мф. 23, 37).

Израиль, для которого Завет оказался тяжким бременем, предавшись соблазнам тайных знаний, во многом ушел от богоизбранности. Христианство более высоко оценивает историческую миссию Израиля, чем сам Израиль, – писал католический богослов и французский кардинал Анри де Любак. – Не ради себя существует Израиль, а ради всего человечества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector