Почему базарова называют нигилистом что и почему он отрицает

Базаров — герой своего времени или лишний человек?

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» показано русское общество конца 1850-х годов. Это время в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному.

Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал этот процесс. Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было возникновение нового течения — нигилизма.

Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов. Главный герой романа Евгений Базаров — персонаж чрезвычайно интересный, порой противоречивый. По сути, он единственный представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно «напяливает» на себя базаровские идеи. Он всегда говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нем ложность его нигилизма.

Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует «романтизмом». Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то время как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров — нигилист по духу, Аркадий — на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны.

Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово «мы», но кто эти мы — так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество.

Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений — человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след. Так что же?

Неужели Базаров «Прошел над миром без шума и следа?» Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на этот вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил заглянуть в будущее.

На вопрос этот ответила история. Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, едва ли не единственный представитель поколения детей в романе.

Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь достаточно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России.

Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы. Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное.

Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России? Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как знать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

Все же Базаров — человек своего времени, причем далеко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, «На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность — решительно необходимо… Если базаровщина — болезнь, то она — БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ…»

Почему Тургенев «убил» Базарова

Во второй половине 19 века в России возникло новое явление под названием «нигилизм». Его последователи, нигилисты, не принимали всего того, что не приносит человеку конкретную пользу: искусство, поэзию, чувство.

Считали, что самым главным в жизни является разум. В романе «Отцы и дети» Тургенев пытается понять суть философии и учения нигилизма, вносит свое отношение к этому явлению.

Главным героем романа является Евгений Базаров. Он вырос в семье лекаря и стал продолжателем его традиций. Наука, как он считает, главная часть его жизни. Базаров умен, несколько циничен, но, безусловно, в душе он добрый человек, пытающийся помочь людям.

Его жизненная позиция строится на отрицании всей духовных аспектов, он не признает религию, живопись, литературу и другие виды искусства. Не принимает Базаров и любви, рассматривая ее лишь с точки физиологии.

Базаров – нигилист, но не такой как Ситников и Кукшина, для которых нигилизм является лишь маской, под которой можно спрятать внутреннюю несостоятельность и пустоту. Евгений верит в свое учение, он пылко постаивает свои взгляды. Главная цель – служит на благо людям, приносить конкретную пользу.

Конечно, читая роман, можно заметить, что герой относится к окружающим с явной долей снисходительности. Считает неприемлемым такие понятия, как дружба, привязанность, сочувствие, взаимопомощь.

Но его взглядам суждено было разрушиться. Он полюбил, и его чувство было настолько неприемлемым для него же самого. Мировоззрение Базарова, который дышал своим негилизмом, стало манятся. Он стал понимать, что любовь, чувства – это очень важные составляющие жизни.

Конечно, Тургенев мог показать в романе, как сильный человек постепенно откажется от своих убеждений, но он не стал этого делать. Эпизод смерти Базарова, наверное, самый важный в романе.

Если раньше читатель видел холодного и циничного человека, то теперь на его место пришел другой человек, любящий жизнь, понимающий, что семья и любовь – это немаловажный фундамент для существования людей.

Почему же Тургенев умертвил своего персонажа?  Этим он показал свое отношение к негилизму, всю его хрупкость и настоятельность. Ведь нельзя лишить людей духовных аспектов, которые воспитывают и взращивают самые лучшие качества в человеке: взаимопомощь, сострадание, любовь.

Взаимоотношения Базарова с другими персонажами

Самонадеянность Базарова отражается на его поведении и манере общения с людьми: он запросто может начать диалог, но, кажется, не особо заинтересован в его развитии, по сути, этого человека вообще сложно увлечь чем-то по-настоящему. Кроме того, герой ведёт себя весьма развязно, возможно, из-за своего происхождения: он занимает промежуточное место между дворянами и простыми людьми, а потому, не всегда комфортно чувствует себя с теми, кто превосходит его в социальном статусе. Силясь скрыть это, Базаров прикрывается маской безразличия и небрежности.

Главным антагонистом главного героя среди персонажей является Павел Петрович Кирсанов, представитель старого русского дворянства, которое, по мнению Базарова, давно изжило себя. Павел Петрович презирает молодого нигилиста, считает его самовлюблённым, дерзким гордецом и нахалом. Евгений, в свою очередь, тоже презирает Павла Петровича, ведущего праздный образ жизни

Когда тот рассуждал о важности чувства собственного достоинства аристократов, Базаров сказал ему, что от того, что вы уважаете себя, для общественного блага нет никакой пользы

Николай Петрович Кирсанов, в своём немолодом возрасте оставшийся чувствительным человеком, любящим поэзию и музыку, вызывает у Базарова сожаление. Он считает, что то, что Николай Петрович читает стихи Пушкина и играет на виолончели — «это никуда не годится». Евгений посоветовал Аркадию дать его отцу почитать какую-нибудь дельную книгу, например, «Материю и силу» Бюхнера. Николай Петрович уважает Евгения, считает его очень умным, знающим человеком.

Аркадий тоже уважает своего старшего друга, разделяет его убеждения, гордится дружбой с ним. А Базаров считает Аркадия человеком робким, с нежной душой. Для Евгения его друг — «либеральный барич», способный только говорить красиво.

С пренебрежением относится Базаров и к Ситникову и Куклину, понимая, что их увлечение нигилизмом поверхностно, что для них это своеобразная дань моде.

Отца и мать Евгений любит, но скучает в их обществе, так как они ему неинтересны. Родители обожают своего единственного сына, отец гордится его умом, а мать даже немного побаивается сына.

Фенечка, слуги Кирсановых, дворовые мальчишки относятся к Базарову с симпатией и доверием. Но в глазах мужиков он был вроде шута горохового, хотя полагал, что понимает их и знает, как с ними общаться. Мужики слушали и говорили с ним снисходительно. Они были уверены, что он ничего не смыслит в их жизни.

Взаимоотношения Базарова и Одинцовой заслуживают более подробного рассмотрения.

Базаров и Одинцова

История любви Базарова к молодой помещице Анне Сергеевне Одинцовой составляет центр романа. Встреча Евгения с этой героиней как бы делит роман на две части. В первой части перед нами Базаров предстаёт самоуверенным, сильным духом человеком, а во второй части ему пришлось бороться со своим чувством любви к Анне Сергеевне.

Базаров был уверен, что любовь — чепуха, романтизм, художество, но жизнь оказалась сильнее этих теоретических взглядов. Отрицая существование настоящей любви, Евгений вдруг сам влюбляется и с ужасом осознает, что он довольно романтичный человек. Его железная воля и могучий разум оказались побеждены любовью, которую он отрицал. Трагедия Базарова не только в том, что его любовь осталась безответной, но и в том, что она была сильнейшим ударом по нигилистическим воззрениям героя. В разговорах с Одинцовой он с презрением отзывался о романтиках, но понимал, что сам он стал относиться к ней как романтик, от этого его охватывало негодование, и он старался победить любовь усилием воли. Базаров начинает понимать, что все его рассуждения не стали чем-то большим, чем просто слова, они попросту не выдержали испытания реальной жизнью.

Он находит в себе силы, признать, что нигилизм оказался ложной теорией. Это особенно видно в последнем эпизоде романа: теперь уже Базаров не представляется гениальным человеком, гигантом философской мысли. Он сам вдруг понимает, как далёк от тщательно создаваемого им образа. Перед смертью Базаров окончательно понял, что стихия жизни сильнее всяких теорий и признался Анне Сергеевне, что любил её.

Гибель Базарова

При чтении романа всегда возникает вопрос: почему автор приводит своего героя к гибели? Его гибель в общем-то бессмысленна, т.к. она не была связана с лечебной деятельностью, Базаров всего лишь практиковался: «Они его почему-то вскрывать собирались, а я давно в этом не упражнялся». Он порезал палец, анатомируя труп умершего от тифа, и заразился…

Второе возвращение Евгения в родительский дом — это возвращение к тем истокам, из которых он вышел, и окончательный разрыв с его теорией. Можно назвать это и бегством от самого себя (прошлого), и приходом к самому себе (настоящему). Он больше времени проводит с отцом, беседует с ним, помогает ему во врачебной практике.

Его уже не тянет к былому окружению, даже с Аркадием ему не о чем говорить.

Какие идеи могли бы завладеть Базаровым после полного разрыва с теорией нигилизма? На этот вопрос, скорее всего, Тургенев ответить не мог. В жизни и литературе были известны два пути: путь «лишних людей» и путь эмигрантов. Но эти пути не для Базарова, и поэтому он умирает.

Но умер он достойно и мужественно — и в этом его сила и мощь личности. В ожидании смерти он не озлобился — наоборот, все лучшие его человеческие качества освободились от нигилистического гнёта: он утешает родителей, скрывает свои страдания, не иронизирует по поводу их религиозностью, т. к. понимает, что в этом они находят утешение. Таким образом, он принимает высший человеческий закон — нравственный.

Краткое описание конфликта

В следующей таблице представлены характеристики конфликта Базарова и Кирсанова:

Тематика Павел Кирсанов Евгений Базаров
Отношение к аристократии Считает представителей аристократии опорой государства, определяющей вектор его дальнейшего развития Осуждает аристократов и считает, что они замедляют темпы развития страны
Отношение к нигилизму Считает нигилизм отрицательной чертой характера, противоречащей традиционным нормам. Активно поддерживает нигилистов, считая их прогрессивными представителями современного общества.
Отношение к российскому народу Порицает патриархальность в семьях крестьян. Считает простой народ глубоко верующими людьми. Отмечает невежественность и неграмотность простых людей. Он поддерживает революционные настроения, царящие в народных массах.
Отношение к искусству Считает искусство высшим творением человека. Любит музыку и литературу. Считает искусство бесполезным рудиментом. К природе относится как к большой мастерской, где каждый человек является одним из творцов.

В 10-й главе читатели могут наблюдать кульминацию спора между Базаровым и Кирсановым. Конфликт между этими героями начинается во время их первой встречи. Его обострение происходит постепенно, по мере развития основной сюжетной линии романа. В 10-й главе оппоненты устраивают совместное чаепитие. Во время него Евгений и Павел смогли обсудить многие вопросы, что привело к обострению конфликта. В этом разговоре можно наблюдать противостояние 2 разных поколений, отличающихся по мировоззрению и интересам.

В ходе дискуссии Павел Петрович вышел из себя и начал оскорблять противника. Базаров старался не отвечать на провокации Кирсанова и кратко аргументировал свою точку зрения. Подробный анализ 10 главы романа «Отцы и дети» показал, что Евгений одержал победу над Павлом в этом споре. Но в конце произведения Базарову пришлось пересмотреть свою точку зрения на многие вопросы. Герой был заражен брюшным тифом и скоропостижно скончался. В момент скоропостижной смерти персонажа автор романа смог в полной мере раскрыть его личность.

Сила и слабость базаровского нигилизма

Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.

Положительной стороной этой теории является отрицание самодержавия и крепостного права. Базаров осуждает старшего Кирсанова за то, что он ничего не создает. Паразитизм высших классов нагляден.

Базаров порицает искусство делать деньги. Он не добивается личного обогащению, а хочет безвозмездно работать для науки. Эта любовь к труду связана с его теорией. Его нигилизм направлен утверждением материалистического воззрений и развитием науки. Стремление последователей этой теории ничего не принимать на веру, все анализировать, добиваться знаний разумом и трудом очень похвально и заслуживает лишь одобрения.

Мощной стороной его теории является борьба против необразованности. Он переживает запуганность народа. Базаров – демократ. Он выступает за то, чтобы народ имел права. Пробуждение мировоззрения низших классов – часть его программы.

Слабыми являются взгляды героя на искусство, любовь, природу. Он их не ценит. Евгений распространяет мнение о потребительском отношении к природе.

Нигилист насмешливо высказывается о Пушкине. Он критически относится к поэзии, которую не читает. Базаров считает, что внимания достойны лишь те книги, которые приносят практическую пользу. Евгений утверждает, что химик всегда лучше литератора.

Такое отношение к прекрасному говорит об недостатке культуры. Нигилисты не следуют правилам поведения. Поэтому Евгений ведет себя грубо.

Вульгарный материализм сводит все к ощущениям. Есть люди, которым приятно быть порядочными, другим нравится их аморальность. Воззрения главного героя отражаются также в его научной деятельности. Он полагает, что все люди одинаковы. Этим Евгений отвергает психические особенности личности.

К прекрасному полу главный герой относится бесстыдно. Евгений отрицает брак, семью и родственные чувства. Он не навещает отца и мать 3 года. Он не хочет заводить семью и детей.

Базаровский нигилизма неоднозначное явление. С одного боку, герой стремится к прогрессу, осуждает бедность, невежество народа, ничтожность высших классов. Но слабость его взглядов состоит в том, что у него нет позитивной программы действий. Евгений — разрушитель, который не предлагает взамен уничтоженного ничего.

Последняя встреча

Главному герою было суждено встретиться со своей любимой еще раз. Будучи смертельно больным, Евгений отправляет посыльного за Анной Сергеевной. Одинцова приезжает к нему с доктором, но она не бросается к нему в объятия. Она просто испугалась за Базарова. Евгений умирает на ее руках. К концу жизни он остается абсолютно одиноким. Базаров отвергнут всеми, только пожилые родители продолжают беззаветно любить своего сына.

Итак, мы видим, насколько сильно поменялось отношение к любви Базарова, когда он встретил свой женский идеал в лице Анны Сергеевны. Трагедия этого героя оказалась очень похожа на любовные разочарования, которые испытывал, вероятно, каждый. Мы встречаем человека, которого считаем идеальным, но он оказывается недосягаем по каким-то причинам. Мы страдаем от недостатка внимания, не замечая, что близкие люди готовы отдать очень многое ради нас. К концу жизни Базаров наконец начинает понимать силу родительской любви: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать»

Однако такое важное понимание приходит к нему слишком поздно

Урок литературы в 10 классе на тему «Е.Базаров и П.П.Кирсанов: спор о принципах»

Как вы думаете, почему Базаров так одинок?

Оправдана ли смерть героя в конце романа? Группа № 7 Тема: «Болезнь и смерть Базарова». Цели: — проанализировать 27 главу романа; — определить её роль и значение в понимании образа Базарова; — подтвердить или опровергнуть мнение Д.И.Писарева о том, что

— сопоставить оценки критиков, по-разному интерпретирующих смерть Базарова (цитаты приведены по практикуму «Русская литература ХIХ века»/Под ред Ю.И.Лыссого. М.Просвещение, 1997). Чья точка зрения представляется вам наиболее правомерной? Аргументировать свой ответ. 1) «Смерть – такова последняя проба жизни, последняя случайность, которой не ожидал Базаров.

Он умирает, но и до последнего мгновенья остаётся чуждым этой жизни, с которой так странно столкнулся, которая встревожила его такими пустяками, заставила его наделать таких глупостей и, наконец, погубила его вследствие такой ничтожной причины.

Рекомендуем прочесть: Доверенность на право подписи эцп для участия в электронных торгах

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Базаров Кирсанов
Отношение к дворянству, аристократии и принципам «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее «Сперва нужно место расчистить» «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»
Отношение к народу «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж?

Мне соглашаться с ним?»;

«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Положительное в нигилизме Базарова

Базаров — незаурядная личность. Его взгляды для своего времени звучали революционно, ломали стереотипы. Не удивительно, что молодое окружение героя усматривало в нигилизме признаки нового времени, прогресса.

Долой авторитеты

Самоуверенность и сила личности позволяют Базарову открыто высказывать свое мнение. Он подвергает сомнению заслуги людей, которые имеют вес в обществе. Они аристократы, а для Евгения аристократизм, «принсипы» — пустые слова. Больше пользы от мужика, который землю пашет. Такая радикальность взглядов — глоток свежего воздуха для молодежи. В созерцательных рассуждениях старого поколения они не усматривают потенциал для развития общества. А значит надо ломать устои, драться. Мысли Базарова обнажают назревающий кризис, призывают к переменам.

Нет — суждениям, да — опыту

Давая характеристику своему другу, Аркадий Кирсанов назвал Евгения Базарова человеком, который ко всему относится с критической точки зрения, не принимает на веру. Сам Евгений признавал, что для него убедительны только суждения, подтвержденные опытным путем. Такой подход чрезвычайно полезен в практической науке, дает толчок исследованиям и открытиям. В них Базаров мог бы достичь успеха, если бы не преждевременная смерть.

Профессиональная работоспособность

Базаров ценит практическую деятельность, которая приносит пользу. И профессию для себя избрал, руководствуясь этими соображениями. Для него медицина и другие естественные науки — это ремесла. В них он ежедневно совершенствуется. Базарова не обвинишь в безделье, как иных аристократов. Он бескорыстен в своем труде. Герой иронизирует над высокопарными словами, но последовательность и ответственность, с которыми он занимается практической наукой, заслуживают восхищения.

Критическое самоуважение

Признание в себе качеств, над которыми сам насмехался, говорит о незаурядности Базарова. Прощаясь навсегда с Кирсановым, сознается, что есть у него душевные слова, но не позволяет себе «рассыропиться». Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой — особая проверка на прочность. С присущей прямолинейностью Базаров признает в себе способность летучей рыбой подняться в воздух. Но убежден, что лучше «плюхнуть» обратно в свою стихию. Для него лишь доброе участие любимой женщины, а не любовь — это милостыня, которую он никогда не примет.

Сила духа и цельность личности

Слово «дух» не укладывается в нигилизм Базарова, он материалист и признает другую силу. Но цельность, самообладание, прямодушие героя трудно назвать чем-то другим, кроме как силой духа. С этими качествами он не расстался даже на смертном одре. Мужественно признав неизбежное, Базаров сожалеет лишь о том, что мало сделал.

Сочинение на тему в чем сила и привлекательность базарова

Многое привлекало Тургенева в его герое: внутренняя независимость, последовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений, критическое отношение к действительности. Но многое все же писателя или прямо отталкивало, или внушало очень серьезные опасения. В этом проявлялась не столько либеральная ограниченность Тургенева, сколько прозорливость его как писателя-реалиста. Не случайно как в тексте произведения, так и в высказываниях, статьях, письмах писателя все время ощущается некая двойственность, неопределенность в отношении автора к герою. Тургенев писал А. А. Фету: * «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу». В другом письме Тургенев высказывался более определенно: «Мне металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего,— мне метался какой-то странный препарат с Пугачевым…»

Странное соответствие с Пугачевым само по себе чрезвычайно показательно и важно при выяснении авторского отношения к такому герою. Мысль о том, что Базаров — трагическое лицо, не один раз встречается в письмах Тургенева

Но, как известно, величие трагического героя не исключает наличия у него и трагической вины… Трагизм Базарова — в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей. В этом отношении очень важны главы, рассказывающие о пребывании Базарова у Одинцовой, когда, по справедливому наблюдению Ю. В. Лебедева, * «конфликт романа из внешнего (Базаров и аристократия) постепенно переводится во внутренний план, в душу героя…», и чем дальше, тем сильнее проявляется душевное одиночество Базарова — даже в общении с Аркадием, даже в родительском доме. Его смерть должна была, по замыслу автора, «наложить последнюю черту на трагическую фигуру». Тургенев наделил Базарова нетерпимостью ко всему прошлому не потому, что он искажал действительность. В действительности были такие «нигилисты» в русской жизни, и писатель всеми силами души, всем своим талантом стремился предупредить своих читателей о драматических последствиях пренебрежительного отношения к тем духовным ценностям, которые были выработаны в прошлом. Ведь и природа не только мастерская, как утверждает Базаров, но и храм. Речь идет вообще обо всей полноте человеческого существования, человеческих взаимоотношений, о любви, которую Базаров попытался, было свести к физиологии, но именно тут-то и потерпел самое сокрушительное поражение, потому что редко кто из тургеневских героев смог достойно пройти испытание любовью. Базаров не был здесь исключением, хотя его поражение, естественно, зависело от совершенно иных причин, чем, например, поражение Рудина. Вот почему в последние годы советские литературоведы выдвигают на первый план в романе Тургенева очень важную и сегодня идею органической преемственности культурных ценностей в ходе смены одних поколений другими. Общественное и историко-литературное значение романа. «Отцы и дети» — одна из вершин художественного мастерства писателя. Накал споров о романе сам по себе свидетельствовал, что он никого не оставлял равнодушным, а это является верным признаком действенности произведения. Как и в других тургеневских романах, содержание «Отцов и детей» разворачивается в ограниченном пространстве и всего лишь на протяжении нескольких недель. Но это не помешало писателю дать целую картину русской жизни — более широкую и объемную, чем в его предшествующих произведениях. Важное место в романе занимают идейные споры, которые становятся важным структурным элементом его. Герой, представляющий русскую демократическую молодежь со всеми достоинствами и недостатками, силой и слабостью, знаменовал собой начало нового этапа в истории русской литературы. Во многих произведениях последующих десятилетий будет продолжена художественная разработка проблем, образов, мотивов, впервые поднятых Тургеневым. В литературе роману подражали, с ним резко спорили (как, например, Чернышевский в «Что делить?» но в любом случае уже невозможно было пройти мимо тех Художественных открытий, которые совершил Тургенев. Другой великий русский писатель, Достоевский в 1863 г. с сочувствием упоминал «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на в эгоизм».

Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова анализ эпизода

Эпизод дуэли между двумя главными героям Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым является ключевым моментом в романе «Отцы и дети», поскольку именно эта сцена представляет собой кульминацию главного конфликта произведения: противостояния «отцов» в лице старого поколения и «детей», представляющих молодых людей, настроенных прогрессивно и отрицающих все ценности «отцов». Это кульминация не только конфликта поколений, но и конфликта между новыми и старыми ценностями, принципами и основами мировоззрения.

Предпосылкой для конфликта стало не только идейное противостояние и личная неприязнь между Базаровым и Кирсановым, но и вполне конкретный повод. Дело в том, что Евгений, не считающий своим долгом уважать Павла только потому, что он старше его и относится к знатному аристократическому сословию, ухаживает за Фенечкой, в которую Кирсанов тайно влюблён. Став случайным свидетелем поцелуя между ними, Павел Петрович приходит в ярость и вызывает на поединок ненавистного нигилиста. Базаров спокойно соглашается на дуэль, ведет себя расслабленно и даже находит в разговоре место для шуток и иронии.

Несмотря на то, что внешне молодой человек выглядит уверенным, в глубине своей души он сильно волнуется и более того, поддавшись страху, он начинает писать письмо своему отцу, которое стало бы его прощанием с родными перед смертью. Однако разум берет верх над всеми тревогами, Базаров разрывает письмо и решает, что он еще долго будет «маячить» на свете. Тут стоит отметить, что Тургенев выбрал именно «маячить», а не «жить». Это заставляет нас задуматься, является ли существование отказавшегося от чувств и эмоций нигилиста Базарова настоящей жизнью.

Наконец, наступает день дуэли. Оба соперника являются на заранее оговоренное место. Павел Петрович скрывает волнение под маской уверенности и серьезности, молодой же человек прячет страх за шутками и иронией. Однако маска Кирсанова слетает стоит пистолету Евгения выстрелить. От довольно незначительного ранения Павел Петрович падает в обморок, Базаров же резко забывает о былой неприязни и бежит на помощь своему противнику.

После дуэли отношения между ними внешне становятся чуть лучше, Кирсанов, держа на молодого человека глубокую обиду, стесняется своей былой заносчивости, поэтому решает скрывать свою неприязнь и непривычно много общается и шутит с Базаровым. Когда же Евгений уезжает из их имения, они холодно жмут друг другу руки на прощанье.

Анализ этого ключевого эпизода даёт нам понять, что он является развязкой конфликта всего произведения и одновременно служит завязкой к дальнейшим событиям, которые дадут однозначный ответ, какого же мнение самого Ивана Сергеевича Тургенева на главный вопрос его романа «Отцы и дети»: Может ли человек жить разумов, навсегда отвергнув все человеческие чувства, эмоции и переживания?

Таким образом, несмотря на то, что Базаров вовсе не хотел умирать, это был единственный возможный для него путь – идеалы этого героя потерпели крах, жизненные опоры были сломаны, принципы разрушены. На смену же загубленному мировоззрению не пришло ничего. Базаров понимает это и, в конце концов, принимает свою судьбу и решает уйти достойно.

Причины возникновения нигилизма

Заявить о себе, оставить свой след в истории – классическое желание человека. При этом одни не испытывают трудностей в самореализации без выхода за рамки общественных устоев, другие же ощущают потребность вступить в конфронтацию с обществом, оспорить его уклады и идеалы. Почему же так происходит?

Психологи считают, что причины, почему человек становится нигилистом, стоит искать в детстве. По их мнению, детство важнейший период в становлении и развитии психики человека, который определяет вектор его дальнейшей жизни. Если в это время произошло какое-то травмирующее событие, оно может повлиять на формирование реакции человека на окружающий мир. В отрицании окружающего мира, морали и нравственности может проявляться глубокая душевная боль человека, и он таким образом пытается ее выразить. Презрение к обществу и его укладам может быть лишь трансляцией эмоций человека по отношению к кому-то, кто обидел его в прошлом, либо выражением непринятия себя самого. Отрицание выступает защитным механизмом, помогающим человеку справиться с травмирующими событиями.

При взрослении человек сталкивается с рядом экзистенциальных вопросов. Например, он испытывает желание обрести свободу и отделиться от общей массы людей как индивидуальность, и одновременно стремится познать социум и человеческие отношения, найти свое место в жизни и обществе. На этой почве возникает конфликт, где человек пытается удержаться в двух состояниях одновременно. При неблагоприятном разрешении конфликта появляется чувство разочарования в жизни, непонимание смысла своего существование и как итог – стремление разрушить себя и окружающий мир путем отрицания, то есть через нигилизм.

Семейные отношения

Базаров — единственный сын своих родителей. Родившись в семье людей из разных слоев общества, он оказался в неудобном положении. Его отец Василий Иванович — из простых людей, служил врачом. Несмотря на происхождение, он образован и развит всесторонне. Мать Базарова Арина Власьевна — дворянка. С такой родословной Евгения не принимают в кругах простых людей, считая, что он выше их, но и дворяне не стремятся считать его “своим” из-за отца. Родители очень любят Евгения и гордятся им, хотя не всегда его понимают и не разделяют его взглядов. Тем не менее, они сносят его прохладное отношение и не всегда уместное поведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector