Почему написанный пророком давидом псалом 50 называют покаянным

Содержание:

Значение 50 псалма

Псалом 50 является одним из важнейших богослужебных текстов, используемых в качестве дополнения к литургии как в православной, так и в католической традиции. Псалом 50 известен также как «покаянный». Начинается он со слов «Miserere mei Deus», что на церковнославянский переводится, как «Помилуй мя, Боже».

Данный псалом состоит из 12 строк, в каждой из которых происходит последовательное обращение к Господу, с целью получить покаяние и прощение от Всевышнего. Читать такую молитву можно и нужно после совершения греховного деяния либо же после страстных мыслей, которые могут в дальнейшем ввести человека во грех.

Страсти – первая ступенька на пути к совершению деяния, и молитва «покаяния», прочитанная в период смятения чувств, может спасти вашу душу

Однако чтение ее после греха даже более важно, поскольку Господь принимает и прощает тех, кто нашел в себе силы покаяться и попросить благословения Господнего на лечение души своей и возмещение греха. Молитва покаяния успокаивает в тяжкие минуты, очищает сознание, облагораживает душу и дает надежду

Что касается места и времени, то святые отцы рекомендуют читать данный текст в церкви. Как уже было сказано, псалом 50 является обязательной частью богослужения, чаще всего воскресного, когда проводится таинство евхаристии (причащение «кровью и плотью» Господними). Прежде всего необходимо выстоять службу и пройти все этапы воздействия святого духа во время заутреней. Во время литургии принято читать общую молитву, во время которой прихожане молятся за себя и просят помиловать Господа за свой грех.

Первая молитва, самая искренняя и самая тяжкая, в то же время является самой важной, поскольку естество человека находится в состоянии сильного подъема, и никакие темные мысли не заслоняют ее чистоты. И уже после того, как прощение о своем духе выспрошено у Отца нашего, человек может приступить к молитве отдельным святым и мученикам, а также попросить милости для своих родных и близких

Значение 50 псалма в христианстве огромное, поскольку произнесение этого священного текста способно не только предотвратить последствия злодеяния, но и его возможность.

Текст молитвы псалом 50 на русском языке: читать

Псалом 50 является одним из важнейших богослужебных текстов, используемых в качестве дополнения к литургии как в православной, так и в католической традиции. Псалом 50 известен также как «покаянный». Начинается он со слов «Miserere mei Deus», что на церковнославянский переводится, как «Помилуй мя, Боже».

Данный псалом состоит из 12 строк, в каждой из которых происходит последовательное обращение к Господу, с целью получить покаяние и прощение от Всевышнего. Читать такую молитву можно и нужно после совершения греховного деяния либо же после страстных мыслей, которые могут в дальнейшем ввести человека во грех.

Страсти – первая ступенька на пути к совершению деяния, и молитва «покаяния», прочитанная в период смятения чувств, может спасти вашу душу.

Однако чтение ее после греха даже более важно, поскольку Господь принимает и прощает тех, кто нашел в себе силы покаяться и попросить благословения Господнего на лечение души своей и возмещение греха. Молитва покаяния успокаивает в тяжкие минуты, очищает сознание, облагораживает душу и дает надежду

Молитва покаяния успокаивает в тяжкие минуты, очищает сознание, облагораживает душу и дает надежду.

Что касается места и времени, то святые отцы рекомендуют читать данный текст в церкви.

Как уже было сказано, псалом 50 является обязательной частью богослужения, чаще всего воскресного, когда проводится таинство евхаристии (причащение «кровью и плотью» Господними).

Прежде всего необходимо выстоять службу и пройти все этапы воздействия святого духа во время заутреней. Во время литургии принято читать общую молитву, во время которой прихожане молятся за себя и просят помиловать Господа за свой грех.

Значение 50 псалма в христианстве огромное, поскольку произнесение этого священного текста способно не только предотвратить последствия злодеяния, но и его возможность.

Текст молитвы для чтения

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.

Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя.

Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.

Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

История

Песнь 50 была написана царем Давидом вскоре после прелюбодеяния с Вирсавией.

Другие псалмы царя Давида:

Псалом Давида 22: «Великий Пастырь»Псалом Давида 33: «Благословлю Господа на всякое время»Псалом Давида 34: «Суди, Господи, обидчиков моих»

Израиль в то время воевал с аммонитянами, но царь остался в Иерусалиме и не возглавлял войско. Однажды вечером он видел купающуюся женщину и возжелал ее, несмотря на то, что она была женой одного из воинов. Царь провел ночь с Вирсавией и отпустил ее, а чуть позже она сообщила, что ждет ребенка.

Царь Давид и Вирсавия

Давид вначале пытался подстроить все так, чтобы муж Вирсавии Урия провел ночь с женой и думал, что она носит их ребенка. Но тот отказался пребывать в блаженстве, пока товарищи воюют и отбыл вновь на войну.

Тогда Давид решил руками военачальника отправить Урию в самую гущу сражения, чтобы он погиб. Когда Вирсавия оплакала своего мужа, он взял ее в жены. Но Господь, видя грех, который совершил Давид, несмотря на то, что сильно любил псалмопевца, решил наказать и ребенок, которого чуть позже родила Вирсавия, умер.

Пророк Нафан пришел к царю и от лица Господа объявил, почему так произошло и призвал царя Давида к покаянию. Результатом этого стало написания покаянного 50 псалма.

Псалом 50-й. Вопросы и ответы:

Кем этот псалом составлен и когда?

Псалом этот (псалом-песнь) составлен пророком царем Давидом, когда он каялся в том великом грехе, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женою Вирсавиею.

Почему этот псалом называется покаянным?

Потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании; потому-то этот псалом и читается часто в церкви во время богослужения, и нам, виновным в тех или других грехах, следует произносить его возможно чаще.

Что значат слова: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси?

Слова эти означают, что Бог открыл человеку то, что ему одному без Бога никогда бы не узнать: научил человека истинной вере и показал путь к Царству Небесному.

Что значат слова: окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся?

Они выражают нашу просьбу, чтобы Господь послал на нас благодать Свою, очистил нас от грехов. Псалом часто читается в местах лишения свободы. Но он создан не только для юридических правонарушений. Псалом 50-й написан и для тех, кто совершил преступление перед Господом.

Что значат слова: возрадуются кости смиренныя?

Означают, что соделанный Давидом грех сокрушал не только его душу, но и тело, и кости. Грех беспокоит и сокрушает каждого человека. По прощении же греха совесть его успокаивается; отчего и тело и кости как бы радуются, возстановляются.

Чего просим словами: не отвержи мене от лица Твоего?

Просим, чтобы Бог не удалял нас от Себя, не лишал нас Своего попечения о нас. Бог никогда не отказывается от нас, но мы должны думать о том, чтобы быть достойными близости к Нему.

Чего просим словами: Духом Владычним утверди мя?

Этими словами просим, чтобы Господь силою Святого Духа утвердил нас в добре. Мы призваны к святости, но, поскольку нам недоступна святость Господа, мы должны стремиться к святости покаяния. Очищая, Господь спасает нас от греха и вечных мук.

Что значат слова: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся?

Так, по примеру пророка Давида, в благодарность за прощение грехов, обещаемся мы нечестивым внушать волю Божию, чтобы и они обратились к Богу.

Чего просим словами: избави мя от кровей?

Слова эти указывают на кровь убитого Давидом мужа, женою которого он овладел; они выражают нашу просьбу, чтобы Бог избавил нас от убийственных грехов.

Что значат слова: всесожжения не благоволиши?

Слова эти значат то, что Богу не столько угодны жертвы, сжигаемые на жертвенниках (Евр. 10, 4-6), сколько приятна жертва сердечная: дух сокрушенный, т.е. Ему приятно, когда человек сокрушается о грехах.

На что указывают слова: благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая?

Указывают на различные жертвы, которые в Ветхом Завете евреи приносили Богу.

Обыкновенно приносили в жертву ягненка (агнца), тельца, быка, козла и пр. Еврей, когда приводил животное к жертвеннику, клал на его голову свои руки. Это означало, что грех с его головы переносился на голову животного; а так как за грех определена была Богом смерть, то животное закалывали и убивали. За виновного человека, таким образом, умирало невинное животное. Это означало, что некогда Сын Божий, как Агнец Божий, примет на Себя грехи всего мира, умрет за людей, будучи Сам безгрешен. Животное сожигалось на жертвеннике или вполне (полностью), или некоторые только его части, например, печень, жир (жертва благодарственная, жертва для испрошения какой-либо милости у Бога, жертва по обещанию, по усердию). Приносили евреи Богу также бескровные жертвы, например, муку, масло, ладан, вино. На эти-то различные жертвы и указывают слова: благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая.

На что указывают слова: возложат на алтарь Твой тельцы?

Эти слова указывают также на жертвоприношение Богу.

Псалом 50-й читают, когда душу человека терзают нераскаянные грехи. Мы приносим Богу покаяние, чтобы Он даровал нам спасение по Своей милости. Православная Церковь допускает чтение псалма на русском языке, но предпочтительнее читать его на церковно-славянском, так как именно он является языком богослужения.

Толкование

  • Стихи 1-2. Происходит искреннее сожаление о содеянных проступках. Давид осознает свой грех. Своим примером царь указывает всем заблудшим путь, который приведет их к очищению. Вспоминая про дар предвидения, правитель просит Господа не отнимать его.
  • Стихи 3-4. Великая просьба Господу простить Давида, ведь он по своей воле стал убийцей Урии, мужа Вирсавии. Только бог способен смыть кровь невинного с рук правителя.
  • Стихи 5-6. Грех чувствуется царем острее всего. Для Давида нет ничего страшнее предстать перед Богом во грехе. Ведь скрыть правду от простого человека можно, но не от глаз Господа. Ведь именно Он дал Давиду шанс стать великим правителем.
  • Стих 7-8. Повествуют об Адаме и Еве. Ева – первая женщина, зачавшая ребенка во грехе и теперь этот грех носят все ее потомки. Глубоко осознавая этот факт, Давид так же понимает, что очистить от древнего греха может только Бог и только на его силу остается уповать
  • Стихи 9-11. Бог дал роду человеческому правила и законы, как нужно жить. Но люди непослушны и нарушают заповеди Его. Непослушание свойственно всем, но очистить от него способен только Господь. Ведь прощение – это Его дар.
  • Стихи 12-15. Грех отягощает не только душу, но и тело. В этих стихам Давид просит Бога исцелить не только душу, но и тело. Только в единстве чистой души и тела можно получить милость Божью.
  • Стих 16-18. Финальные стихи. Царь просит простить его за убийство Урии, мужа Вирсавии. Только в этом случае, душа правителя станет свободной и он продолжит жить честной жизнью.

Псалом 22

Учение Господа Иисуса – это великий призыв к покаянию, к любви всех людей ко всем людям, состраданию и жалости даже к страшным грешникам. В ответ на искреннюю молитву, в первую очередь, в душе появится святой мир, ясность и спокойствие, по свидетельству многих людей — и это поистине чудо, которое случается с каждым верующим человеком. Постарайтесь также побеседовать со священником, если у вас есть жизненные сложности и душевная тревога. Стоит только помолиться от души, слушать или читать псалом 22 Давида, и, конечно, исповедоваться и причаститься в православной церкви — тоска исчезнет. Читать псалом 22 и текст сильной молитвы на русском языке его помогает бороться с депрессией, любить Господа и уповать на Его помощь — ведь особенно сложно, когда человека никто не поддерживает при нападении злой силы. Не надо желать другим зла, читайте текст молитвы на русском, можно его слушать или можно написать Богу письмо от души, это поможет успокоиться. Но и мы сами должны стремиться к угодной Богу жизни, посещать храм, пить святую воду, исповедоваться и причащаться, молиться за богослужением, помогать людям, прощать грехи и ошибки наших ближних, спокойно вести себя в конфликтах. Божия благодать дается нам лишь через смирение, принятие воли Божией о нас, чтение молитв, исполнение заповедей Божиих, посещение церковных богослужений. Нужно слушать Бога через Евангелие и молитву.

Самое главное — помнить, что «сила Божия в немощи (слабости) совершается», как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам. Читайте псалом Давида 22 и помните, что слабость человеческая выражается в том, что он отдает себя в руки Божии, становясь гибким, давая Богу действовать и помогая Ему человеческими силами, но не гордясь и надеясь на помощь Божию, слушая Его. Человек смиренный действует, но не ропщет перед трудностями, молится и ждет воли Божией о себе, слушает священника-духовника.

Для чего читают 50 псалом 40 раз подряд

В некоторых случаях священнослужители рекомендуют читать псалом 50 сорок раз. Все дело в том, что данная покаянная молитва обладает огромной силой и многократное ее чтение дает 100% гарантию положительного результата.

Псалом 50, который представляет покаяние в грехах царя Давида, читается сорок раз, если человек понимает, что совершил грех и очень сильно раскаивается в этом. На фоне внутреннего раскаяния его душу обуревает сильное смятение и на душе тяжело. Такие ощущения мешают ему жить, и он не может найти выхода из сложившейся ситуации.

Если давят грехи, то не следует рассчитывать, что после сорокакратного прочтения сильной покаянной молитвы станет сразу легче. Может пройти немало времени, пока душа успокоится и именно это будет знаком прощения Господнего.

Читать покаянную молитву можно как на русском языке, так и в оригинале. Но в любом случае следует осознавать каждую произнесенную фразу

Важно проникнуться общим смыслом молитвенного текста и искренне верить, что произнесенные слова будут обязательно услышаны Господом.

Особенности данной покаянной молитвы связаны с ее быстрым и явным воздействием на внутренний мир верующего человека. Практически после первой читки молитвенного текста в душе человека появляется чувство тревоги и дискомфорта. И это нормально, так как указывает на искренность раскаяния. Постепенно после следующих читок мысли очищаются, и на душе становится легко, окружающий мир окрашивается в светлые тона и сердце наполняется радостными чувствами. Это значит, что покаяние было принято Богом и свыше было получено благословение.

Псалом 5 в многократном чтении может использоваться для отмаливания любых грехов. С ее помощью можно «вылечить» и «исцелить» самую израненную и поврежденную душу. Данная молитва позволяет грешнику вернуться к нормальной жизни. Верующие люди знают, что если после такой молитвы Господь простит их, то сердце наполнится надеждой на лучшее и все неприятности в реальной жизни отступят. К этой молитве можно прибегнуть, как в случае незначительного проступка или деяния, так и после совершения страшного греха.

Если человек хочет отчитать себя от страшных грехов или очистить род от грехов, то псалом 50 читается 40 дней подряд по 40 раз в коленопреклоненном состоянии. Пропускать ни одного дня нельзя, так как эффективность молитвы будет значительно снижена.

Священнослужители также дают и другие полезные советы по поводу чтения данной покаянной молитвы:

  • Псалом читается 12 раз на святую воду, когда требуется снять порчу или проклятие с человека. Воду после этого нужно пить и понемногу обливаться ею в течение трех дней. Если негативное воздействие имеется то у человека после такой процедуры может почувствовать себя плохо и у него поднимется температура.
  • Если нужно разрешить какую-то сложную жизненную проблему, то необходимо раздать в один день семь милостынь, а после этого, придя домой, прочитать псалом 50 шестнадцать раз, по 4 раза на каждую из сторон света.

Псалом 50 должен стать для каждого человека обязательной ежедневной молитвой. В этом случае он будет защищать человека. Он станет напоминанием о том, что нельзя нарушать заповеди Божьи и удержит от совершения неправильных греховных поступков.

Автор статьи:

Наталья Надеждина

Псалом 50 – покаяние Давида

Согласно Арсению Каппадокийскому 50 песнь возносится, когда по грехам нашим случаются эпидемии, мрут люди или животные. Так как, мы грешим постоянно, то псалом читается:

  • каждый день – домашнее Правило;
  • входит в канон Богородице;
  • в Последование ко святому Причащению;
  • в составе малого повечерия;
  • Полунощницы, и третьего Часа.

Совет: Иногда, чтобы увидеть собственное падение, необходим взгляд со стороны. Как это сделал Нафан, сначала рассказав притчу. Пытаясь познать себя, попробуйте обнаружить меру вины, исходя не из внутренних побуждений, а бесстрастно рассмотреть поступки, как бы глазами постороннего человека.

Краткое толкование 50 псалма

У Давида мы учимся покаянию. Он раскрывает шаг за шагом процесс вычищения души

Важно понять, что для этого необходимо:

  • Обнаружить грех, о котором никто (даже царь) не ведал, кроме Господа, видящего все тайные наши дела.
  • Уразуметь – очищаешься не сам, а просишь Того, Кто омоет и окропит иссопом (настой травы, избавляющий от проказы). Это символ будущего Таинства Крещения. Во времена Давида его не было.
  • Прощение происходит не от нашего ума, но по милости Человеколюбца. Мы призваны к праведности. Нарушая Закон, данный Богом, теряем Благодать и связь с Ним. Его Любовь исцеляет рану, которую нанесли своей душе.

Давид просит Великой милости, так как, не получается изгладить грехи полностью: Жена и ребенок постоянно напоминают об убийстве. Кровь смыть непросто, поэтому читаем:Избави от кровей. Совесть подсказывает, что Господь прав в суде над ним. Молит вернуть прежнюю чистоту и дар пророчества (Благодать) обновить. Омыть многократно сердце, чтобы не осталось и следа от грехопадения.

Толкование псалма

Для того чтобы лучше понять смысл текста, следует толковать построчно, прослеживая мысль Давида и учитывая культурно-исторический аспект:

  • Слова «Помилуй меня, Господи, по великой Своей милости и по многим щедротам Твоим очисти зло мое» — просьба к Всевышнему простить грехи человека. Зло здесь — это нарушение закона и признание в прелюбодеянии, что приравнивалось к язычеству;
  • Далее «Много раз смой с меня зло мое» — это моление об очищении Господом Давида, несмотря на то, что пророк уже оповестил, что царь прощен в глазах Господа;
  • «И от греха моего освободи меня» — вновь повторение признания совершенного преступления. В псалме слова «беззаконие», «грех», «преступление», «противозаконие», «нарушение закона» означают одно и тоже — нарушение Божьего закона;
  • «Зло мое я осознаю и грех мой лежит передо мной» — признание царя в том, что он знает свою вину и понимает, что совершил;
  • «Тебе единственному согрешил» — Давид как бы признает, что подлежит только Божьему суду, поскольку как царь не подлежит суду человеческому;
  • «Совершил ложь перед Тобой» — Господь видит все, соделанное в прошлом, настоящем и будущем. Эти слова — выражение стыда, что Давид сам себе позволил преступить закон;
  • «Ты праведен и справедлив в приговоре моем и суде моем» — люди всегда грешны пред Господом, а Он всегда справедлив, независимо от того, какое положение занимает человек;
  • «Зачат я в грехе и в грехе родился» — человек по своей природе грешен и склонен ко греху;
  • «Ты полюбил истину, и в сердце мое вложил ее» — без Господа невозможно ничего исправить и невозможно постичь истину, но Бог открывает ее человеку;
  • «Омой меня иссопом, и буду чист, омой меня и чище снега стану» — если Бог пошлет Свою милость и прощение, то человек будет очищен от беззакония. Тут царь как бы пророчествует сам себе, надеясь, что сможет избавится от совершенного греха;
  • «Дай услышать мне радость» — очищение от преступлений и прощение — это радость от Господа;
  • «Буду радоваться кости мои, сокрушенные Тобой» — осознание согрешения, мучают не только душу, но и тело человека. После прощения, совесть замолкает и дух с костями восстанавливаются;
  • «Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония мои очисти» — только Всевышний может помочь справится с искушениями и испытаниями;
  • «Сердце чистое сотвори!» — тут используется собирательное значение так сердце здесь — это тело, дух, разум, душевное расположение. Царь просит Бога вернуть его сердце в состояние чистоты и милости;
  • «Дух праведности обнови во мне» — просьба о помиловании правильного, чистого пути. Полном восстановлении после греха;

    Псалтирь – это книга, наполненная мудростью и переживаниями о взаимоотношениях с Господом

  • «Не отверни от меня лицо Твое И Дух Твой Святой не отними» — просьба к Богу не закрывать ухо от просьб человека и вести по дороге жизни, даруя мудрость Святого Духа;
  • «Дай мне радость спасения Твоего» — человек после покаяния хочет вновь вернутся в состоянии восторга и спокойствия, которое даруется после принятия Спасения;
  • «Избавь меня от крови, Боже» — Давид просит Бога снять с него кровь убитого его рукою Урии;
  • «Жертвы ты не хочешь, иначе я бы совершил ее» — Давид осознает, что для Бога важны жертвы сердца, а не жертвы, которые евреи приносили на жертвенник.

Важно! Таким образом, песнь является острым криком покаяния царя Давида, как и каждого человека, который его читает. Псалом содержит полное признание вины, раскаяния и осознания того, что только в Боге и только Богом человек получает прощение и спасение

Чтобы лучше понять, смысл данной песни можно посмотреть несколько фильмов, где его исполняют:

  • монастырский хор;
  • хор Сретенской обители;
  • отдельный исполнитель.

Или послушать проповедь о покаянии игумена Нектария на основании данного текста.

Псалом 50 на Русском языке текст (Псалми 50)

  1. Начальнику хора. Псалом Давида,
  2. когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.
  3. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
  4. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
  5. ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
  6. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
  7. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
  8. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость .
  9. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
  10. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
  11. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
  12. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
  13. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
  14. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
  15. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
  16. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
  17. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
  18. ибо жертвы Ты не желаешь,- я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
  19. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
  20. Облагодетельствуй, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
  21. тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Псалом 50 на русском языке (покаянный) — 50-й псалом из Псалтири. В масоретском тексте и в Библии на английском и ряде других языков имеет номер 51. Известен по инципитам «Miserere mei Deus» (лат.) и «Помилуй мя, Боже» (церк.-слав.). Составлен Давидом, когда он каялся в том, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавией. Выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании. Один из наиболее употребительных псалмов в богослужении римского и византийского обрядов, известен также рядом музыкальных переложений (например, «Miserere» Грегорио Аллегри).

Псалом 50 в православном богослужении

Псалом 50 является самым употребляемым псалмом: он входит в состав рекомендуемых утренних молитв, присоединяется к наиболее часто читаемым канонам (к Причащению, к Богородице, к Ангелу-хранителю и проч.), является частью чина общей исповеди. Псалом 50 является одним из трёх псалмов третьего часа, читается на утрени после Евангелия (в приходской практике обычно из него поётся только первый стих). На литургии псалом 50 читается священнослужителем тайно во время каждения перед великим входом, а последние стихи (Пс. 50:20—21) — священником после великого входа.

Помимо общего покаянного смысла псалма церковное сознание увидело в 12—13 стихах псалма («Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене») предвидение Давидом события Пятидесятницы — сошествия Святого Духа. В связи с этим данные стихи вошли в евхаристический канон литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, а именно в эпиклезис — молитву призывания Святого Духа на молящихся и предложенные Дары.

Псалом 50 в католическом богослужении (Miserere)

В католическом богослужении латинского обряда первые стихи псалма 50 (Пс. 50:1—4) читаются или поются во время воскресной литургии в ходе начальных обрядов мессы. Часто они совмещаются с окроплением прихожан освящённой водой. Псалом 50 также часто используется в качестве респонсориального псалма Литургии слова (читается или поётся между первым и вторым библейским чтением). Отдельные стихи псалма используются в качестве антифонов во время богослужения Пепельной среды. В Литургии часов псалом входит в состав утрени, где читается каждую пятницу. Псалом часто используется в индивидуальной молитвенной практике, особенно в период Великого поста.

50 псалом в иудаизме

В ортодоксальном раввинистическом иудаизме 17-й стих «Господь! Губы мои отворишь, и рот мой донесёт аллилуйя Тебе!» поётся перед каждой молитвой Амида трижды в день.

  • Псалом 26 на Русском языке
  • Псалом 90 на русском языке
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector