Почему москву называют третьим римом?
Содержание:
Мнения исследователей[править | править код]
Н. Д. Зольникова утверждала про старовера Исая Назаровича:
По мнению Светланы Лурье, «Российская Империя, в плане региозно-мистическом, осознавала себя как продолжение Римской и Византийской Империй, как Третий Рим. Вопреки часто раздающимся утверждениям… идея Третьего Рима — это вполне осязаемая политическая реальность, признававшаяся не только в России, но и во всём православном мире… Православная мысль не считалась и не хотела считаться с многочисленностью земных царств — всё это были царства языческие, неистинные. Православное царство могли быть лишь одно — Римское и все прочие православные госуларства воспринимались не иначе как его подданные».
Султан Рима, или Третий Рим по-турецки[править | править код]
В 1453 году под ударами турок пал Константинополь. История Византийской империи, а с ней и Второго Рима, закончилась. Однако сама идея Римской империи не погибла со своей второй столицей. В Западной Европе уже несколько веков существовала Священная Римская империя, возводившая себя к тому самому античному государством. А в Восточной Европе складывалась концепция Третьего Рима, который «стоит, а четвёртому не бывать», в рамках которой московские великие князья и позже цари считались преемниками римских и византийских императоров.
Но идея Рима развивалась не только в Европе. На востоке ее подняли на щит те, кто и захватил Константинополь — турецкие султаны. Об этом парадоксальном факте мы сегодня и расскажем.
Османский султан Мехмед II Завоеватель (Фатих), взявший Константинополь в 1453-м, не считал себя уничтожителем Византии, как его оценивает ряд историков. Нет, он видел себя единственным преемником византийских и, через них, римских императоров. Поэтому после захвата Константинополя Мехмед принял титул «Кайзер-и-Рум» («римский цезарь», другой вариант — «Султан-и-Рум»). Объявив себя наследником императоров Октавиана Августа и Константина, он также провозгласил себя падишахом («тень Бога на земле» с персидского).
Конечно, Восточная Римская империя как государство перестала существовать. Однако, объявив себя новым императором Рима, Мехмед II с точки зрения идеологии делал свою власть более близкой для ромеев, то есть коренных жителей Византии, оказавшихся под его властью. И это мера, судя по всему, принесла свои плоды. Современник султана греческий ученый и один из пионеров итальянского Возрождения Георгий Трапезундский писал: «столица Римской империи — Константинополь … и тот, кто владеет ею становится императором римлян, а также правителем всего мира.»
Свои притязания на римский престол султан также основывал и на кровном родстве с прежними императорами. Так, один из его предков — султан Орхан I, был женат на византийской принцессе. Кроме того, Мехмед возводил свой род к Иоанну Комнину.
Иоанн был внуком императора Алексея I. Он переселился ко двору султана Месуда I. Там Иоанн принял ислам и женился на дочери правителя. Дальнейшая судьба императорского внука неизвестна.
Но, по легенде, у него и дочери султана родился сын Сулейман-шах, который и стал дедом основателя Османской династии Османа I. Именно эту легенду использовал Мехмед II для обоснования своих претензий на императорский трон.
Претензии султана на римский престол были поддержаны Константинопольской православной церковью. Ставший в 1454 году Архиепископом Константинополя — Нового Рима и Вселенским Патриархом Геннадий Схоларий признал Мехмеда Завоевателя законным наследником византийских императоров.
Кроме того, в 1461 году турецкому султану прислал письмо папа римский Пий II. В этом письме он обещал Мехмеду II титул императора Рима.
Видимо, амбиции султана по этому вопросу не были секретом. А в обмен Мехмед Фатих должен был креститься. В своем письме Пий даже сделал попытку согласовать христианское вероучение с Кораном. Он говорил, что признает Мехмеда наследником византийских императоров, коронует его и заключит с ним союз, если только тот перейдет в христианство.
В результате Восточная Римская Империя возродилась бы, но под властью новой династии. Однако Мехмед Завоеватель так и не поменял веру, и история пошла по-другому пути.
Кстати, именно здесь кроются истоки векового соперничества Османской империи и Австрии. Турки не признавали за Габсбургами, правившими Священной Римской империей, их титула и называли их «королями Австрии», а то и «правителями Вены». С точки зрения турецких султанов Габсбурги были самозванцами, которые заслуживали кары.
Но в Житваторокском мирном договоре, заключенном в 1606 году и закончившем Тринадцатилетнюю войну между Австрией и Османской империей, австрийский герцог Маттиас был назван падишахом, то есть титулом, который мог принадлежать исключительно турецкому султану. Это было немыслимым нарушением гармонии мира, сравнимым с появлением на небе второго солнца. Само собой, подобная дерзость заслуживала расплаты. Вот турки и воевали с австрийцами несколько столетий.
А титул «Кайзер-и-Рум» султаны Османской империи носили вплоть до окончания 1922 года, когда монархия была упразднена и распалась сама их империя.
Литература[править | править код]
- Сахаров А. Н. Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси // История СССР. — 1990. — № 3. — С. 71‒81.
- Паламарчук П. Г. Москва или Третий Рим?: Восемнадцать очерков о русской истории и словесности. — М.: Современник, 1991. — 365 с. ISBN 5-270-01254-5
- Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. (XV‒XVI вв.) — М.: Издательство «Индрик», 1998. — 416 с. ISBN 5-85759-076-0
- Назаров М. В. Вождю Третьего Рима. — М.: Русская идея, 2005. — 992 с. 2-е изд., исправл. ISBN 5-98404-001-8
- Морозова Г. А. Третий Рим против нового мирового порядка / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2009. — 272 с. ISBN 978-5-902725-31-2
- Усачёв А. С. «Третий Рим» или «Третий Киев»? (Московское царство XVI века в восприятии современников) // Общественные науки и современность. — 2012. — № 1. — С. 69‒87.
- Соболева Н. А. Трансформация идеи Москва — Третий Рим в XVII в. // Вопросы истории. — 2012. — № 7. — С. 146‒151.