Старинная синагога витебска возвращена еврейской общине

Основное значение

Итак, синагога — это место, где иудеи могут собираться для того, чтобы помолиться, изучать Тору, общаться. Стоит сказать о том, что она имеет также и особые функции.

  1. Место молитвы. Конечно же, синагога — это первое место, где верующие могут обратиться к Богу с молитвой. Интересным окажется тот факт, что для иудеев огромное значение имеет не одиночная, а общественная молитва, для чего прекрасно подходит данное здание.
  2. Изучение Священного Писания. В синагогах также принято изучать Тору. Для этого существуют специальные школы, которые могут находиться либо рядом, либо в этом же здании. Не удивительно, что при этом бейт-мидраш (дом учения) тесно связывают с бейт-кнесет (синагогой). В данных школах ежедневно дети и подростки изучают Тору, по выходным дням тут могут проводиться различные лекции и учения для взрослых.
  3. Библиотека. Также в синагогах обязательно есть зал, где собраны различные книги религиозной направленности. Их можно читать как в самом храме, так и брать на дом (предупреждая об этом шамеса — служку синагоги).
  4. Общественная жизнь. Помимо всего, синагога — это место, где для различных торжеств и гуляний могут собираться члены общины. Так, в стенах данного храма могут проводиться как коллективные, так и личные гулянья. Могут праздновать обрезание, выкуп младенца, бар-мицву и т. д. Нередко в синагогах заседает раввинский суд, бейт-дина. Раньше при храмах также были комнаты для гостей, где могли без проблем остановиться путешествующие евреи, также могли быть небольшие конюшни для пары-тройки лошадей.

В ортодоксальной синагоге женщины молятся отдельно от мужчин

1 / 2

Женщины в синагоге. Гравюра Жана Батиста Пьера Михельса. XIX векRijksmuseum

2 / 2

В синагоге. Нью-Йорк, 1871 год Kean Collection / Archive Photos / Getty Images

Еще одно важное отличие синагоги от церкви — разделение молящихся по ген­дерному признаку. Во время молитвы мужчины не должны видеть женщин, чтобы не отвлекаться от служения Всевышнему

В средневековых ашкеназских синагогах отделение для женщин находилось обычно в пристрой­ках, связан­ных с молитвенным залом через небольшие окошки. Начиная с XVIII века в Центральной Европе появ­ляются женские галереи внутри зала. В строго ортодоксальных синагогах женские галереи имеют специальные решетки или занавески, называемые мехица, которые не позволяют моля­щимся муж­чинам видеть женщин, в то время как в хоральных синагогах таких решеток и занавесок нет. Однако в реформистских синагогах Америки уже с XIX века женщины сидят в молитвен­ном зале рядом с мужчинами.

Устройство синагоги

Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция храма, который, в свою очередь, повторял устройство скинии, построенной евреями в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник, где священнослужители по заповеди омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемое «святилищем». Туда могли входить только священнослужители. В глубине святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась святая святых — там стоял ковчег завета, содержавший скрижали с высеченными на них десятью заповедями. Когда царь Соломон построил храм, он воспроизвёл устройство скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины.

Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю — по возможности, к Иерусалиму, где стоял храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае стена, у которой стоит шкаф, в котором хранятся свитки Торы (арон кодеш), всегда направлена в сторону Иерусалима; и в любом месте евреи молятся, обращаясь лицом к нему.

По правилам, необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Синагога обычно имеет прямоугольную форму; для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел), разделённые преградой (мехица). У входа помещается раковина, где можно совершить омовение рук перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению святилища в храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом. Такой шкаф называется «синагогальный ковчег», символизирующий ковчег завета в Иерусалимском Храме, в котором хранились скрижали с десятью заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.

В центре синагоги находится возвышение (бима или алмемар). С этого возвышения читается Тора — на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в храме читали Тору.

Над ковчегом располагается «неугасимый светильник» (нер тамид). Он горит всегда, символизируя менору, — масляный светильник храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно, как сказано:

Рядом с нер тамид обычно помещается каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней десятью заповедями.

Тепмло Либертад

                                                                    Темпло Либертад, Аргентина

В Аргентине находится самая большая еврейская община в Южной Америке, и там же стоит самая крупная синагога в этой части мира. Этот иудейский дом собрания — Тепмло Либертад (Храм Свободы) — расположен в самом центре Буэнос-Айреса. На фронтальной стене синагоги, как раз под каменной аркой в римском стиле находится огромная Звезда Давида. Внутри синагоги — роскошные канделябры под высокими сводами, ряды красивых деревянных лавок и красный ковер. Еврейская община Аргентины сегодня довольно неоднородна — и это отражается на служениях в синагоге. Там проводят две шаббатние службы — одну традиционную, а другую более либеральную, для молодежи.

Синагога «Даркей Шалом»

Название этой молодой синагоги переводится как «Пути мира и согласия». Это наименование было выбрано не случайно, оно отражает историю возникновения центра местной общины. Здание синагоги построено татарской общиной в большом многоконфессиональном религиозном комплексе в Отрадном, а затем передана в дар московским евреям.

За свое относительно недолгое существование Деркей Шалом развернуло активную деятельность по самым разным направлениям. При детских садах и начальных школах организованы программы, посвященные традициям и ритуальным практикам еврейской общины. Для студентов открыты вечерние клубы, отдельные мероприятия предусмотрены для семей и пожилых людей.

Деркей Шалом сотрудничает с различными центрами реабилитации, а также имеет несколько собственных программ для помощи наркозависимым евреям, бывшим заключенным, а также трудным детям и подросткам.

При синагоге работает библио-, аудио- и видеотека. В книжной лавке можно приобрести труды, посвященные еврейским традициям, языку и культуре. На территории синагоги также продаются кошерные продукты, вино и ритуальная атрибутика. Для путешественников и туристов открыты гостевые комнаты.

Толерантность и стремление к мирному сосуществованию являются одними из главных принципов синагоги.

23 Декабря 2019

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Православный похоронный обряд

Мусульманские могилы и надгробные памятники

Мусульманские кладбища в Москве

Краткая история старейшей московской синагоги

То, что евреи всегда находились в авангарде истории, известно давно. В лучшие времена они оказывались на гребне, а вот в худшие — в полной мере ощущали на себе весь гнев социума, в котором существовали.

Можно сказать, что история Хоральной синагоги служит ярким подтверждением сказанного выше. Своим появлением она обязана Александру II, который постепенно впустил в город евреев из предназначенного для них гетто.

Первыми в Москву попали потомственные купцы, снабжавшие столицу деньгами. А за ними потянулись ученые, профессора университетов и другие таланты, которые могли оказаться полезными империи.

В итоге в столице оказалось большое количество евреев, не имеющих места для сбора. Поэтому самые влиятельные члены общины обратились с просьбами о возможном строительства синагоги. После долгих раздумий им было разрешено выкупить по завышенной цене проблемный кусок земли в Спасоглинищевском переулке.

Первый проект синагоги был заказан молодому австрийскому архитектору, который придумал крайне простое здание, напоминающее по многим параметрам больницу или социальный приют. Однако проект так и не удалось реализовать. Его приостановила смерть императора и волнения в стране.

Второй проект синагоги оказался более претензионным. Он предполагал массу барельефов, колонн и даже купола. Этот вариант был принят членами общины с огромным восторгом и первый камень в основание сооружения был заложен в восемьдесят седьмом году девятнадцатого века. Через четыре года синагога открыла свои двери всем желающим.

Однако в этот же год в Москве начались гонения на евреев. Часть из них была выслана за пределы города без права возвращения, а другая – отправилась вслед за своими родными и близкими добровольно. Все это существенно уменьшило еврейскую общину, а чуть позже правительством города было вынесено предписание о реконструкции синагоги. На ней разобрали купол и сняли несколько барельефов. Но это было всего лишь началом трагических событий в истории этого красивого сооружения.

Через год евреям повелели закрыть синагогу или переквалифицировать ее в любое благотворительное заведение. В случае непослушания здание должно было быть конфисковано в пользу города. Общине пришлось разместить в стенах синагоги ремесленное училище, которое просуществовало всего лишь три года. Его тоже приказали закрыть, а в здании обосновался еврейский приют. Его судьба также оказалась печальной – через два года пришло распоряжение о закрытии благотворительного учреждения.

В последующие годы синагогу практически разрушили, а тысячи евреев покинули Москву из-за погромов и угроз. После революции здание передавали от одного ведомства к другому и лишь в начале двухтысячных годов евреям удалось вернуть себе свою собственность. Строение прошло несколько этапов реконструкции пока не приобрело прежний вид. Его украсило несколько новых скульптурных композиций и барельефов. На сегодняшний день синагога признана не только объектом исторической ценности, но и одним из красивейших зданий, украшающих облик столицы.

Что такое Талмуд и Тора и чем они отличаются от Библии

Начнем с того, что иудейская Библия не идентична христианской. Христиан­ская состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) как раз тождествен иудейской Библии, но книги расположены в нем немного в ином порядке, и некоторые из них представлены в иной редакции. Сами иудеи предпочитают называть свое Священное Писание «ТаНаХ» — это аббре­виатура, образованная из первых букв названий его частей  Т — Тора (Закон), Н — Невиим (Пророки), К (Х) — Ктувим (Писания). . В иудейском контексте не стоит использовать название «Ветхий Завет», поскольку для иу­деев их завет с Богом  Завет — термин, устоявшийся в русских пере­водах еврейской Библии, хотя правильнее было бы использовать слово «договор».  — единственный и актуальный. Еще одно слово, которым часто обозначают Священное Писание в иуда­изме, — Тора (Закон). Этот термин используется в разных значениях: так называют первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея), но иногда и Библию в целом, и даже всю сово­купность иудейских законов.

Слово «талмуд» в русском языке приобрело нарицательный характер — так можно назвать любую толстую книгу. Однако в иудаизме Талмуд (с ивр. «уче­ние») не просто толстая, а очень толстая книга — это памятник средневековой еврейской мысли, свод юридических, этических и ритуальных норм иудаизма. Тексты Талмуда представляют собой дискуссии авторитетных мудрецов по раз­ным вопросам из всех сфер жизни — земледелия, религиозных праздников и ритуалов, се­мей­ных отношений, уголовного права и пр. По объе­му Тал­муд в несколько раз превосходит Библию и дополняет ее. Высокий статус Талмуда в иуда­изме обеспечивается представлением о том, что в его основе лежит Устный Закон (или Устная Тора), который, как и сама Тора, был дарован Богом пророку Моисею на горе Синай. Тора была дарована в письменном виде; Уст­ный Закон, как сле­дует из его названия, — в устном. Именно в устной форме он транслиро­вался из поколения в поколение, обсуждался и комментировался мудреца­ми, пока, наконец, не был записан.

Синагога изнутри

Как выглядит изнутри синагога? Фото подсказывают, что тут есть отдельные места для женщин и мужчин (эзрат-нашим — отдельно отведенное место для женщин). Часто представительниц прекрасного пола помещали на балкон, если же такое было невозможно, молитвенную комнату разделяли на две части шторкой или перегородкой, которая называлась «мехица». Это нужно было для того, чтобы мужчин никто и ничто не отвлекало от общения с Богом.

Важнейшим местом в синагоге является Арон а-Кодеш — это особая ниша или шкафчик, прикрытый шторой, где собраны свитки Торы. Туда же обращены лица людей во время молитвы. Стоит сказать и о том, что с одной стороны Арон а-Кодеша находится место раввина, с другой — место для лектора. Также в синагогах обязательно будет нер тамид, светильник или свеча, и бима — место, откуда будет читаться священное писание. Вот, пожалуй, и все нюансы, которые важны для синагоги. В остальном же дома молитвы могут отличаться друг от друга и быть по-своему уникальными.

Кто может исповедовать иудаизм

Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличает­ся от индуизма и других национальных рели­гий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: при­надлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратив­шегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих наме­рений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: „Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…“» И хотя процитиро­ванный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправ­лять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.

Иудаизм и христианство: родом из Ветхого Завета

Танах – священная книга иудаизма, в основном соответствующая христианскому Ветхому Завету, а также ставшая основой для зарождения ислама. Она повествует о создании Всевышним мира и людей, о Божественном законе, а также о судьбе богоизбранного иудейского народа. 

Важнейшей частью Танаха является Тора (Пятикнижие Моисея). Она включает книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, полученные пророком от Всевышнего на горе Синай. Пятикнижие повествует о событиях от начала времён до кончины Моисея.

В 3 веке нашей эры иудейские богословы составили Мишну – книгу комментариев к Торе. Позднее была создана книга Гемара, которая является глубоким комментированием Мишны. Эти два текста вместе составляют Талмуд. Все стороны жизни набожного еврея, в том числе и светские, регламентируются Торой и Талмудом. Например, иудей должен иметь бороду, пряди волос на висках (пейсы), носить небольшой круглый головной убор (кипу), а также пройти через обряд обрезания.

Талмуд учит, что грехи могут быть изглажены через строгое следование всем религиозным предписаниям. Обряды в иудаизме возведены до степени догматов

Поэтому иудеи уделяют исключительное внимание их исполнению

Функции синагоги

Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения.

В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы.

Еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме.

В эпоху Второго Храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя.

Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору.

Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог и при каждой две школы — начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Писание, а в бет-талмуд — Мишну.

По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги.

В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими.

В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин — местный религиозный суд.

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу.

Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.

Нью-Вест-Энд (New West End)

Еврейские общины Бейсуотера, Ноттинг-Хилла, Кенсингтона, Хаммерсмита и Западного Лондона сконцентрированы вокруг одной исторической достопримечательности — Синагоги Нью-Уэст-Энда. Она распахнула свои двери в 1879 году и с тех пор является отдельной вселенной для иудеев, проживающих в Лондоне. Когда руководство возглавили раввин Джеффри Шисле и его жена Анна, все еврейское сообщество пребывало в радостном благоговении. Помимо традиционных пятничных служб с хоровым пением, супруги проводили уроки иврита для детей от 5 лет, регулярные семинары для взрослых, а также специальные фитнес-занятия для рожавших женщин. А два других мини-сообщества — Cares Group и Friendship Club — помогают пожилым евреям и заботятся об их благополучии.

Устройство синагоги

Большая часть пространства в еврейской синагоге отдавалась пришедшим. Для них устанавливались стулья, на которых можно было свободно садиться в зависимости от желания.

При входе в здание располагался обязательный умывальник, в нем евреи обмывали руки и ноги. Эта традиция пришла с самых древних времен и сохранилась до наших дней. Имейте в виду, что перед тем как взять в руки Тору, необходимо тоже вымыть руки.

Главным местом в любой синагоге считается арон акодеш. Этим словом принято называть шкаф, в котором хранится самое драгоценное для любого еврея — свитки Торы. Его всегда держат закрытым и только в особые праздники во время молитвы дверцы могут приоткрыть.

Над арон акодешем горит светильник, символизирующий свет Иерусалимского храма. В центре зала для молитвы сооружено возвышение, на котором располагается свиток во время богослужения.

Московская хоральная синагога

Старейшей и одной из крупнейших в Москве является Московская хоральная синагога. Ее строительство началось в 1886 под руководством архитектора С. Эйбушица, но работы были закончены только в 1906. Открытию синагоги в значительной степени помешали охватившие государство при Александре III антисемитские настроения, которые зачастую выливались в погромы.

При советском режиме синагога продолжила функционировать на полулегальных основаниях, то уходя в подполье, то возвращаясь. В 2001 году началась реконструкция синагоги. Реставрационные работы были завершены к ее столетнему юбилею в 2006 году. Напротив молельного дома была установлена скульптуры «Птица Счастья», олицетворяющая стремление народов к миру и согласию, а рядом находится небольшая репродукция Стены Плача.

Московская хоральная синагога по значению сегодня является главнейшей синагогой страны. В здании расположено духовное училище и организованы курсы изучения Торы. Здесь работает Главный раввинат России и раввинский суд. При синагоге открыт еврейский кошерный ресторан. Помимо всего прочего синагога занимается вопросами общественной и культурной жизни общины и активно работает с детскими образовательными учреждениями.

Короткая «оттепель»

Снова проводить богослужения евреям позволили лишь после Манифеста 1905 года, разрешающего свободу вероисповедания. Здание молельного дома к тому времени пришло в значительный упадок. Ведь в нем располагалось реальное училище. Но Московская хоральная синагога стала еще краше стараниями архитектора Романа Клейна, который стажировался у знаменитого Гарнье, автора парижской Оперы. Именно у него он позаимствовал идею ретроспективизма. Свет свободно проникает внутрь сквозь большие продолговатые окна.

Но это красивое здание в стиле эклектики функционировало как синагога недолго. Уже в 1922 году советская власть запретила богослужения. В здание вселился «Текстильстрой». А часть строения была использована московским метрополитеном под резервную шахту.

Что такое синагога?

Давайте посмотрим на определение синагоги в истории Израиля, а также на её значение во времена Иисуса.

Слово «синагога» на самом деле является греческим переводом слов «бейт кнессет» на иврите, что означает «дом собраний». Помните, Танах был переведен на греческий язык за 200–300 лет до Иисуса. Причина этого в том, что греческий язык был языком ученых в древнем Средиземноморском мире.

По сей день синагога — это место для молитв, обучения и общения как в Израиле, так и за его приделами, в местах жительства евреев.

Иисус часто посещал не только Храм, но и синагоги. Там Он учил, туда Он приходил на молитвенные собрания и там Он даже исцелял людей.

Синагога играла центральную роль в еврейской жизни, тогда как путешествие в Иерусалимский Храм совершалось в основном на главные праздники.

Проект Левина. Неудавшаяся попытка восстановления

И здесь необходимо упомянуть еще одно имя. Леонид Менделевич Левин. Талантливый архитектор, автор памятника «Яма» и мемориала в Хатыни, лауреат всевозможных премий, носитель почетных званий… и кроме того, с 1991 г. – председатель Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин.

Фрагмент памятника «Яма»

Такие люди, как правило, особенно остро чувствуют то нематериальное, эфемерное, что именуется «связью времен» и делают все от них зависящее, чтобы она не распалась.

Вот что рассказывает известный историк, знаток творчества Марка Шагала Людмила Хмельницкая.

В 2009 г. под руководством Леонида Менделевича Левина группой архитекторов ООО «Сити-Арх» из Витебска был разработан грандиозный проект реконструкции района Задвинье – того самого, где находится мемориальный Дом-музей Шагала, чудом уцелевший в войну и бережно сохраняемый в наши дни.

Проектное предложение международного Шагаловского центра в Витебске

Но архитектурная мастерская предложила реконструировать не один, а целых пять кварталов Задвинья. Проект получил наименование «Проектное предложение Международного Шагаловского центра в Витебске». Он предусматривал не только возрождение здания Синагоги, но и регенерацию исторической застройки всего района, прилегающего к Дому-музею Шагала (с созданием инфраструктуры, работающей на прием и обслуживание туристов). Казалось бы, проект был просто обречен на успех как благодаря именитому разработчику, так и тому, что губернатор взял его под своей патронат.

Архитекторы Леонид Левин и Александр Вашкевич на обсуждении проектного предложения в Арт-центре Марка Шагала. Витебск, 14 июня 2009 г.

Однако начались волокита и проволочки. В 2014 г., не дождавшись реализации проекта, ушел из жизни Л. М. Левин. По совершенно необъяснимым причинам проект так и не был осуществлен.

Леонид Менделевич Левин (1936 – 2014)

Архитектура Синагоги Кордовы

Синагога Кордовы отделена от улицы небольшим двориком — патио, где был сделан небольшой бассейн для омовения ног.

Синагога Кордовы построена по плану кварата. На стене с западной стороны можно увидеть стрельчатую арку, опирающуюся на консоль. Она декорирована узором в форме ромба, который обозначает «биму» — нишу для специального чтения Торы по субботам и праздникам и в утренние молитвы по понедельникам и четвергам).

С восточной стороны можно увидеть пролет в стене шириной почти 3 метра. С обоих сторон от ее сделаны шкафы-ниши, оставшиеся с момента постройки в 14 веке. Справа от этого пролета и расположена надпись о времени строительства Синагоги.

На южной стене можно увидеть три окна, связанные с молельной комнатой для женщин, украшенные орнаментами и надписями. Пять арок под ними позволяют солнечному свету проникать внутрь помещения.

На северной стене аналогичное украшение, как и на южной: арки с перемычкой и 5 арок снизу для освещения.

К сожалению, время все-таки не пощадило Синогогу, и нижняя часть стен утратила свой декор.

Устройство синагоги

Иудаизм предъявляет определенные требования к обустройству синагоги. По мере возможности здание должно быть сориентировано на Иерусалим. У направленной в его сторону стены устанавливается специальный шкаф или ковчег, в котором принято хранить свитки Торы. Рядом с ковчегом помещается специальный «вечный» светильник – менора, – который должен быть постоянно зажжен. Чтение священных текстов ведется со специального возвышения в центре синагоги. Во время богослужений молящиеся также обращаются лицом к Иерусалиму. Перед молитвой прихожане могут омыть руки в специально установленной у входа чаше. Помещение синагоги также обычно оборудовано жертвенником.

В ортодоксальных синагогах предусмотрены раздельные помещения для женщин и мужчин. Московские синагоги соблюдают этот принцип.

Ведение службы

Важным является и тот момент, что различия есть и в порядке ведения службы в синагоге. Так, различают ашкеназов хасидов и нехасидов. Интересно то, что хасиды позаимствовали стиль ведения молитвы у сефардов. В остальном же различия практически незаметны и несущественны. Ведь для того, чтобы переделать синагогу из одной в другую, достаточно просто поменять молитвенники. Сами же свитки Торы при этом для всех остаются одними и теми же. К тому же для людей незнающих проведения обрядов и различных торжеств «разными» иудеями покажутся практически идентичными, так как отличия заключатся в самых малых деталях, которые порой бывают просто незаметны.

Происхождение синагоги

Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала вавилонского пленения. Евреи, угнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.

В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (евр. бейт-кнесет или греч. синагога), где евреи собирались бы на молитву в шаббат, праздники и будни.

Из истории Большой Любавичской Синагоги. Создание, пожар, реконструкция

Синагога располагается на улице Революционной. Нечего сказать, «подходящий» топоним! Помнится, один из современных религиозных писателей уже сетовал на то, что советская власть вообще старалась «награждать» улицы, где стояли культовые сооружения, такими имечками, как Второй коммунистический тупик. Когда-то, впрочем, улица называлась Большой Ильинской. Рядом ведь была еще Малая. А полвека назад Верхненабережную улицу, находящуюся неподалеку, переименовали в честь народного артиста СССР Александра Константиновича Ильинского. Поистине, бывают странные сближенья. Что же касается бывшей Большой Ильинской, то ее советская власть еще в честь своего десятилетия превратила в Революционную.

Вот на ней-то в 1882 г. и возвели одну из 74-х синагог и молитвенных домов старого Витебска. Она отнюдь не была рядовой и гордо носила имя Большой Любавичской. Именно в этой синагоге с 1905 по 1933 год служил легендарный раввин Шмарьягу-Лейб Янкель Медалье.

Большая Хоральная (Заручевская) Синагога. Гравюра Юдовина

 В Витебске имелась и еще одна Большая Синагога – хоральная, она же Заручевская. В годы войны ее уникальное здание пострадало и в ходе послевоенного восстановления города было снесено.

Любавичским хасидам в Витебске принадлежало 6 различных молитвенных домов, среди которых Большая Любавичская была не только крупнейшей, но и самой старой. Вообще-то, изящную Синагогу на ул. Суворова (Узгорской) воздвигли еще раньше, в начале XIX в., но эта постройка также утрачена после войны, да и хасидам она никогда не принадлежала.

Узгорская, или Суворовская Синагога. Старинный снимок

Узгорская, или Суворовская Синагога. Коллаж В. Борисенкова

«Героиню» нашего рассказа первоначально соорудили из дерева. После разрушительного пожара на том же месте в 1904 г. отстроили нарядное здание из красного кирпича. Возможно, благодаря своим относительно небольшим габаритам оно и уцелело в годы военного лихолетья, хотя и стояло совсем неподалеку от Витебского гетто.

Синагога Пардеси

                                                                   Синагога Пардеси, Индия 

Синагога Пардеси — старейшая действующая синагога Индии. Она была построена в 1568 году общиной сефардских евреев, которые жили на этих землях. Слово Paradesi в некоторых наречиях этого региона означает «чужеземец, чужой», что красноречиво объясняет, насколько «своим» было это строение для местных жителей. Все простые посетители и молящиеся, которые заходят в синагогу, должны снять обувь и босыми пройтись по керамической плитке пола, расписанной вручную. Внутри синагоги собраны уникальные антикварные предметы — там есть и восточный ковер, и золотые короны, и Ковчег, в котором хранится 4 свитка Торы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector