Электронная книга идиот

Ф. Достоевский «Идиот» — краткое содержание для читательского дневника

Роман, который написал Ф.М. Достоевский «Идиот», рассказывает о неком князе Мышкине — человеке добродушном и любящем. Общество вокруг героя не воспринимает его простосердечие как положительное и достойное качество и относит его к изъянам.

Мышкин встречает вокруг себя людей, с которыми хотел бы общаться и любить, но каждый раз встречает какие-то преграды.Девушка, на которой князь решает жениться, вдруг бежит от венца в руки человека, который почти сразу убивает её.

Произошедшее оказывает на Мышкина сильное впечатление, от чего он во второй раз попадает в швейцарскую клинику с диагнозом «идиот».

Критика

Некоторые современники называли роман «Идиот» фантастическим, чем вызывали негодование писателя, поскольку он считал это самым реалистичным сочинением. Среди исследователей на протяжении многих лет, с момента создания книги и посей день, возникали и продолжают возникать различные определения этого произведения. Так, В. И. Иванов и К. Мочульский называют «Идиот» романом-трагедией, Ю. Иваск использует термин евангельский реализм, а Л. Гроссман считает это произведение романом-поэмой. Другой русский мыслитель и критик М. Бахтин исследовал в творчестве Достоевского явление полифонизма, «Идиот» он также считал полифоническим романом, где параллельно развивается несколько идей и звучит несколько голосов героев.

Примечательно, что роман Достоевского вызывает интерес не только у русских исследователей, но и у зарубежных. Особенно популярно творчество писателя в Японии. Например, критик Т. Киносита отмечает большое влияние прозы Достоевского на японскую литературу

Писатель обратил внимание на внутренний мир человека, и японские авторы охотно следовали его примеру. Например, легендарный писатель Кобо Абэ называл Федора Михайловича любимым литератором

Творчество Фёдора Достоевского

Достоевский — поистине грандиозное явление не только в русской и мировой литературе, но и философской мысли. Писатель не просто затрагивает темы, которые волнуют читателей во всех странах и во все эпохи, но и ставит их в центр своего творчества.

А главной темой, проходящей красной линией сквозь всё творчество Фёдора Михайловича является человек, личность, индивидуальность. И не просто человек, а его чувствительная, тонкая и ранимая натура, для которой жизнь представляет собой черёд испытаний и страданий.

Достоевский воспринимал жизнь как нечто тяжкое, наполненное беспокойством и печалями. В жизни любого человека часто бывает довольно много беспричинной злобы и агрессии, поэтому главной задачей личности является преодоление одиночества, враждебности к окружающим. Мы должны найти гармонию с миром, уйти от печалей, привносить в свою жизнь и жизнь окружающих красоту.

Писатель глубоко проникает не только в душу человека как такового, но и в русскую душу, как особый феномен. Он сам был плотью от плоти русского народа и очень хорошо понимал все тонкости этой загадочной субстанции. Он выявляет все самые потаённые места этой души, вскрывает её метафизику и показывает те глубокие противоречия, которые лежат в её основе.

Всё творческое наследие Достоевского говорит нам о том, что главное, чем интересовался писатель как психолог и философ — это человек. Он детально исследует его природу методом собственноручно разработанного художественно-экспериментального анализа.

Человеческая природа на Западе более активна, чем в России, но при этом в душе русского человека заложен гораздо больший потенциал. Вся сила этого духа лежит не в логике и рационализме, как на Западе, а как раз наоборот — в тугом клубке противоречий, в иррациональности. И как раз этот фактор предоставляет огромные, практически бесконечные, возможности для личности.

Писатель сам является таким средоточием противоречий, он — органическое продолжение русского народа, который посредством гения Достоевского пытается постичь себя и найти своё место в этом жестоком мире.
Главный итог, к которому приходит Фёдор Михайлович — это то, что даже смерть не страшна ибо вечность непостижимым образом сосредоточивается в человеке. Через иррациональную и борющуюся личность раскрывается множество различных миров.

Достоевский необычайно умён, его сердце — это бесконечно сострадающее и любящее сердце Иисуса, он христианин до мозга костей в своём гуманизме и антропоцентризме. Он великий художник мысли. Он создал множество потрясающих по своей остроте и психологизму произведений, таких как:

  • «Преступление и наказание»;
  • «Идиот»;
  • «Бедные люди»;
  • «Бесы»;
  • «Братья Карамазовы»;
  • «Подросток»;
  • «Униженные и оскорблённые» и прочие.

Спустя полгода

Перед второй частью романа проходит полгода. Все это время князь путешествует по стране. Все это время о Настасье Филипповне ходят небывалые слухи. Рассказывают, что она уже несколько раз убегала от Рогожина к Мышкину, причем однажды чуть ли не из-под венца. Но каждый раз она возвращается обратно к купцу.

На вокзале Мышкин чувствует на себе чей-то взгляд, из-за которого начинает томиться предчувствием смерти. Он едет к Рогожину в дом на Гороховую улицу, который Мышкину больше напоминает тюрьму. Во время их беседы главного героя все время беспокоит садовый нож, лежащий на столе, он постоянно берет его в руки, пока его с раздражением не забирает Рогожин.

Примечательно, что в доме купца князь обращает внимание на копию картины Ханса Гольбейна на стене, на которой запечатлен только что снятый с креста Спаситель. Купец признается, что любит смотреть на эту картину, князь этому удивлен, он считает, что кто-то может вообще лишиться веры от ее вида

В завершение они обмениваются крестами, а Рогожин приводит Мышкина к своей матери для благословения. Теперь они становятся назваными братьями.

Возле своей гостиницы, где он остановился, Мышкин замечает знакомый женский силуэт, он бросается вдогонку по узкой и темной лестнице. Но и тут ему мерещится занесенный нож и сверкающие глаза Рогожина. С ним внезапно случается припадок эпилепсии, Парфен убегает.

Князь приходит в себя после припадка только через три дня на даче Лебедева в Павловске, где в это же время отдыхает все семейство Епанчиных, а, по слухам, даже Настасья Филипповна. В тот же вечер он собирает знакомых, среди которых Епанчины, которые решают проведать больного Мышкина.

На вечере брат Гани Коля Иволгин начинает подшучивать над Аглаей из-за «рыцаря бедного», который упоминается в ее стихах, намекая на симпатию князю. Дочь вынуждена объясняться, так как интерес проявляется у ее матери.

Позже появляется шумная компания молодых людей, среди которых выделяется Бурдовский, который называет себя сыном Павлищева. Они ведут себя и рассуждают подобно нигилистам, но при этом, как отмечает Лебедев, пошли еще дальше, потому что являются деловыми людьми. Кто-то читает грязный пасквиль о князе, который был напечатан в газете, а после от него требуют, чтобы он вознаградил сына своего благодетеля как честный человек.

Князь поручает во всем разобраться Гане, который выясняет, что Бурдовский не сын Павлищева, после чего явно смущенная компания отступает. В центре внимания оказывается только страдающий от чахотки Ипполит Терентьев, который произносит речь, чтобы самоутвердиться. Он желает, чтобы его похвалили и пожалели, в то же время стыдится своей открытости. В результате его воодушевление сменяется яростью, которая направлена в адрес князя. Мышкин поступает в своем обычном стиле: всех внимательным образом выслушивает, чувствует себя виноватым перед ними и жалеет.

Другие персонажи романа «Идиот»

Александра Ивановна Епанчина – женщина добрая и разумная с твёрдым и решительным характером, занимающаяся музыкой, возрастом чуть более 25 лет.

Аделаида Ивановна Епанчина – 23-летняя девушка, прекрасно рисующая живопись.

Аглая Ивановна Епанчина – 20-летняя особа привлекательной внешности, слишком изнежена, поведение как у ребёнка, влюблённая в Мышкина.

Иван Федорович Епанчин – 56-летний мужчина с достатком, имеющий влиятельные связи, представитель класса солдатских детей.

Лизавета Прокофьевна Епанчина – родственница Мышкина по дальней линии, мамаша Аделаиды, Аглаи и Александры.

Ардалион Александрович Иволгин – отставной генерал, отец Гани и Вари, любить выпить и пофантазировать.

Нина Александровна Иволгина – супруга генерала Иволгина, мать Гани, Вари, Коли.

Гаврила Ардалионыч Иволгин (Ганя) –молодой человек 28-и лет с красивой внешностью, чиновник, влюблён в Аглаю.

Варвара Ардалионовна Птицына – сестра Гани.

Николай Ардалионыч Иволгин (Коля) – младший брат Гани.

Фердыщенко – «господин лет тридцати», арендовал комнату у Иволгиных.

Афанасий Иванович Тоцкий – миллионер, «лет пятидесяти пяти, изящного характера», содержавший Настасью Филипповну.

Лебедев – «закорузлый в подьячестве чиновник, лет сорока».

Ипполит – племянник Лебедева, друг Коли.

Смысл

В своём романе Достоевский изобразил всю греховность общества, в котором он жил. Многочисленные пороки, нищета и безумие окружают людей, превращая их в озлобленных зверей. Даже высокодуховный князь Мышкин оказывается неспособным противостоять всей этой мерзости и снова замыкается в себе. Основная идея романа «Идиот» состоит в том, что люди не готовы принять Христа в новом обличии и не сильно продвинулись со времен распятия миссии. Вера выродилась в пустую обрядность и больше не поддерживает людей в борьбе со злом внутри них.

В то же время писатель показывает, что люди не безнадёжны. Даже самая опустившаяся персона в глубине души остаётся человеком. Человечество ещё может исцелиться, вернуться на правильный путь, если обратится к Богу и осознает своё единство. Такова главная мысль романа «Идиот».

Суть: о чём роман?

Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин, возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.

В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.

В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.

В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.

Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.

Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.

Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.

Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он прибывал до курса лечения в Швейцарии.

Персонажи

  • Князь Лев Николаевич Мышкин — русский дворянин, лечившийся четыре года в Швейцарии от эпилепсии. Белокурый с голубыми глазами, ростом чуть выше среднего. Чистый душой и помыслами, чрезвычайно умный своею природой, он не может быть иначе назван в обществе, как Идиот.
  • Настасья Филипповна Барашкова — красивая женщина из дворянской семьи. Содержанка А. И. Тоцкого, который ее обольстил в подростковом возрасте, будучи ее опекуном. Она вызывает сострадание и жалость князя Мышкина, который жертвует многим, чтобы помочь ей. Любима Рогожиным.
  • Парфён Семёнович Рогожин — сероглазый, тёмноволосый двадцатисемилетний человек из рода купцов. Страстно влюбившись в Настасью Филипповну и получив большое наследство, кутит вместе с ней.

Семейство Епанчиных:

  • Лизавета Прокофьевна Епанчина — дальняя родственница князя Мышкина. Мать трёх красавиц Епанчиных. Весьма вздорная порой, но очень ранимая и чувствительная.
  • Иван Фёдорович Епанчин — богатый и уважаемый в петербургском обществе, генерал Епанчин. Родился в низшем слое.
  • Александра Ивановна Епанчина — старшая сестра Аглаи, 25 лет.
  • Аделаида Ивановна Епанчина — средняя из сестёр Епанчиных, 23 года. Увлекается живописью. Помолвлена с князем Щ.
  • Аглая Ивановна Епанчина — самая младшая и самая красивая из девиц Епанчиных. Любимица матери. Язвительная, избалованная, но абсолютное дитя. За ней ухаживает Евгений Павлович Радомский, протеже княгини Белоконской. Впоследствии вышла замуж за польского графа «после короткой и необычайной привязанности».

Семейство Иволгиных:

  • Ардалион Александрович Иволгин — отставной генерал, отец семейства. Лгун и пьяница.
  • Нина Александровна Иволгина — жена генерала Иволгина, мать Гани, Вари и Коли.
  • Гаврила (Ганя) Ардалионович Иволгин — амбициозный чиновник среднего класса. Он влюблён в Аглаю Ивановну.
  • Николай (Коля) Ардалионович Иволгин — младший брат Гани, в начале произведения — 13 лет, в конце романа — 16.
  • Варвара Ардалионовна Птицына — сестра Гани Иволгина. Категорически против женитьбы брата на Настасье Филипповне. Умелая интриганка, вхожа в дом Епанчиных, для того, чтобы свести Аглаю с Ганей.
  • Иван Петрович Птицын — ростовщик, муж Варвары Ардалионовны.

Другие значимые лица:

  • Фердыщенко — арендует комнату у Иволгиных. Сознательно играет роль шута.
  • Афанасий Иванович Тоцкий — миллионер. Растлил, а затем содержал Настасью Филипповну Барашкову после смерти её отца. Даёт за ней приданое 75 тысяч. Хочет жениться на Александре Ивановне Епанчиной и выдать замуж Настасью Филипповну за Ганю Иволгина.
  • Ипполит — чахоточник, друг Коли. Считает себя великим человеком. Не может дождаться смерти, ожидаемой им уже два месяца.
  • Келлер — боксёр, «автор знакомой читателю статьи», «действительный член прежней рогожинской компании», поручик в отставке. Шафер на несостоявшейся свадьбе Мышкина.
  • Лукьян Тимофеевич Лебедев — чиновник, «дурно одетый господин», «лет сорока, сильного сложения, с красным носом и угреватым лицом», отец большого семейства, сильно пьющий и подобострастный. Постоянно признающий, что он «низок, низок», и тем не менее от своих повадок не отступающийся.
  • Князь Щ — общественник, земский деятель, корреспондент нескольких русских учёных обществ, первоначально состоял на службе. Родственник Евгения Павловича Радомского, помолвлен с Аделаидой Ивановной Епанчиной.

Часть четвертая

Умирающий Ипполит изводит все семейство Иволгиных, особенно отца, который все больше запутывается во лжи. Выясняется, что бумажник с деньгами Лебедева взял отставной генерал, а потом подбросил его так, будто тот выпал из кармана. С каждым днем фантазии старика становятся все нелепее. К примеру, Иволгин рассказывает князю, что лично знал Наполеона. Вскоре у экс-генерала случается удар, он умирает.

У Епанчиных готовятся к свадьбе Мышкина и Аглаи. Собирается знатное общество, которому представляют жениха. Мышкин неожиданно выступает с нелепой речью, разбивает дорогую вазу, а затем с ним случается припадок.

Аглая навещает князя и просит поехать вместе к Настасье Филипповне. При их встрече присутствует Рогожин. Аглая требует, чтобы Настасья Филипповна прекратила сводить ее с князем и всех мучить. Она обвиняет Барашкову в том, что той нравится бравировать своей обидой и «загубленной» честью. Если бы она желала счастья Мышкину, то давно уехала и оставила его в покое.

В ответ гордая красавица начинает насмехаться: ей стоит лишь поманить князя, и тот не устоит перед чарами. Настасья Филипповна выполняет свою угрозу, и растерянный Лев Николаевич не знает что делать. Мышкин мечется между двумя возлюбленными. Он бросается следом за убегающей Аглаей. Но князя догоняет Настасья Филипповна и падает ему на руки без памяти. Забыв об Аглае, Мышкин начинает утешать Настасью Филипповну. Рогожин, наблюдавший эту сцену, уходит прочь. Князь все больше погружается в душевную смуту.

Через две недели назначена свадьба Льва Николаевича и Настасьи Филипповны. Все попытки Мышкина встретиться и объясниться с Аглаей проваливаются. Епанчины возвращаются из Павловска в Петербург.

Евгений пытается убедить Мышкина, что тот поступил дурно, а Настасья Филипповна и того хуже. Князь признается, что любит обеих женщин, но по-разному. К Настасье Филипповне он испытывает любовь-сострадание. Невеста ведет себя очень эксцентрично. То утешает князя, то бьется в истерике.

На свадебной церемонии появляется Рогожин. Настасья Филипповна бросается к нему и просит, чтобы купец ее спас. Они бегут на станцию. К удивлению гостей Мышкин не бросается следом. Он спокойно проводит вечер и только утром начинает разыскивать беглецов. Но поначалу нигде не находит. Князь долго бродит по улицам, пока случайно не встречает Рогожина. Тот приводит Мышкина к себе домой и показывает убитую им Настасью Филипповну.

Оба проводят ночь на полу у тела покойной. Мышкин утешает Парфена, который находится в нервной горячке. Однако состояние князя еще хуже. Он окончательно сходит с ума, становится идиотом.

Экранизации

Флоренция. Мемориальная табличка, сообщающая, что здесь Ф. М. Достоевский написал роман «Идиот»

  • «Идиот» — фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
  • «Идиот» / L’idiota— фильм Сальваторе Аверсано (Италия, 1919)
  • «Князь-идиот» — фильм Эудженио Перего (Италия, 1920)
  • «Заблудшие души» — фильм Карла Фрёлиха (Германия, 1921)
  • «Идиот» — фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946). В главной роли Жерар Филип, его роль в немецком переводе озвучил актёр Макс Эккард)
  • «Идиот» — фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
  • «Идиот» / O Idiota — фрагмент шоу ТВ Авангард, режиссёр Луис Галлон (Бразилия, 1955)
  • «Идиот» — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
  • «Идиот» — телесериал Джакомо Ваччари, (Италия, 1959)
  • «Идиот» — телесериал Алана Бриджеса (Великобритания, 1966)
  • «Идиот» (ТВ) / L’idiot — фильм Андре Барсака (Франция, 1968)
  • «Идиот» Der Idiot — телесериал Рольфа фон Сюдова (ФРГ, 1968)
  • «Идиот» — фильм Александры Ремизовой (СССР, театр им. Вахтангова, 1979)
  • «Шальная любовь» — фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
  • «Идиот» — фильм/мини-сериал Мани Каула (Индия, 1992)
  • «Настасья» — фильм Анджея Вайды (Польша, 1994)
  • «Возвращение идиота» — фильм Саши Гедеона (Германия, Чехия, 1999)
  • «Даун Хаус» — фильм-пародия Романа Качанова (Россия, 2001)
  • «Идиот» — телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
  • «Идиот» — фильм Пьера Леона (Франция, 2008)
  • В августе 2010 года эстонский режиссёр Райнер Сарнет приступил к съёмкам фильма «Идиот» по одноимённой книге Достоевского. Премьера состоялась 12 октября 2011 года.

Сюжет

Краткое содержание и анализ «Идиота» Достоевского позволяют разобраться, что хотел сказать автор.

Роман начинается со встречи в поезде Парфена Рогожина и князя Льва Николаевича Мышкина. Аристократ рассказывает, что возвращается в Петербург из Швейцарии, где находился в лечебнице. Туда его на четыре года отправил опекун. О Рогожине читатель узнает, что персонаж едет оформлять наследство, которое ему оставил внезапно скончавшийся отец. При этом незадолго до смерти между ними произошел конфликт, Парфен даже ушел из дома.

У Мышкина денег нет вовсе, так как его опекун недавно умер. В Петербурге он отправляется к своим родственникам, которые раньше даже не отвечали на его письма, зная, что он фактически нищий. Познакомившись с семейством генерала Епанчина, он сразу покоряет его жену и трех дочерей (Александру, Аделаиду и Аглаю) общением и своими манерами. Отец соглашается устроить его на работу и помогает найти жилье.

Одну из трех дочерей Епанчиных планируют выдать за богача Тоцкого, который стремится избавиться от своей любовницы Настасьи Филипповны Барашковой. Это имя Мышкин слышит уже во второй раз. Ранее о таинственной незнакомке ему уже рассказывал в поезде Рогожин. Тоцкий сватает Настасью Филипповну за Ганю Иволгина, чиновника, работающего у Епанчиных. Тот влюблен в Аглаю, но готов жениться на Барашковой. Тоцкий дает за нее большое приданое.

Вскоре выясняется, что в Настасью Филипповну влюблен Парфен. Он отдает ей практически все свое состояние, чтобы она с ним уехала. Мышкин пытается вмешаться в этот унизительный торг, предлагая Барашковой выйти за него. Настасья Филипповна отказывается, утверждая, что не достойна князя.

Темы и проблемы

Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие. Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег

В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.
Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия. К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин

Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.

Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях. Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.

Проблемы

Социальное неравенство

– в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.

Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.

Алчность

– жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.

Ревность

– ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.

Эгоизм

– общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.

Персонажи

Отзывы об «Идиоте» Достоевского были преимущественно положительными. Главные герои романа хорошо известны всем знатокам отечественной литературы. Главным героем становится князь Мышкин. В «Идиоте» Достоевского перед нами предстает русский дворянин, который возвращается в Россию из Швейцарии, где на протяжении последних четырех лет лечился от эпилепсии. Автор его описывает как молодого человека невысокого роста, белокурого и с голубыми глазами. Он умен, чист душой и помыслами, поэтому в обществе его и называют Идиотом. У Достоевского князя это нисколько не смущает.

Еще одним центральным персонажем становится Настасья Филипповна Барашкова. В романе «Идиот» Федора Достоевского мы читаем описание симпатичной женщины из дворянской семьи. При этом она находится в положении содержанки у Афанасия Ивановича Тоцкого. Своим положением Барашкова вызывает жалость у князя Мышкина. В «Идиоте» Достоевского подробно описываются их отношения, то, чем жертвует главный герой, чтобы ей помочь.

Наконец, третий главный персонаж — Парфен Семенович Рогожин. В романе «Идиот» Ф. М. Достоевского он описывается как темноволосый и сероглазый 27-летний купец. Он страстно влюблен в Настасью Филипповну, получает большое наследство, которое целиком готов потратить на объект своей страсти.

Среди остальных героев «Идиота» Достоевского нужно выделить семейство Епанчиных. Оно состоит из дальней родственницы Мышкина Лизаветы Прокофьевны, ее мужа генерала Ивана Федоровича и их трех дочерей — Александры, Аделаилы и Аглаи.

Важную роль среди персонажей «Идиота» Достоевского играет также семейство Иволгиных. Это отставной генерал Ардалион Александрович, его супруга Нина Александровна. Надеждой их семьи является сын — амбициозный чиновник среднего класса Гаврила, которого многие зовут Ганя. Он любит Аглаю Ивановну, но ради денег готов на все, даже на то, чтобы пойти под венец с нелюбимой женщиной. У него есть младший брат Коля 16 лет, а также сестра Варвара с мужем Иваном Петровичем Птицыным, который работает ростовщиком.

Среди остальных ключевых героев «Идиота» Достоевского читателю необходимо помнить о Фердыщенко, который арендует комнату у Иволгиных, умышленно исполняя роль шута, миллионере Тоцком, который воспитал и содержит Настасью Филипповну, чахоточном друге Коли Ипполите, поручике в отставке и боксере Келлере, сильно пьющем и подобострастном чиновнике Лебедеве.

История создания

Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.

1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.

Главная мысль

Основная идея Достоевского – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма. Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь. Такой миссией наделён князь Мышкин. Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.

Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим. В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна. Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.

Ф.М. Достоевский «Идиот» — фильмы

Стоит так же упомянуть отечественные экранизации к роману.

Первый фильм по мотивам романа был снят в 1910 году и естественно является немой экранизацией. Режиссер картины Петр Иванович Чердынин.

В 1958 году выходит вторая российская экранизация. Создателем картины является Иван Александрович Пырьев (также поставивший великолепную экранную версию «Братьев Карамазовых»). Картина уже имеет цвет и звук.

фильм Идиот (1958 год)

Роль князя Мышкина исполнил совсем ещё молодой Юрий Яковлев. Но выпущено была лишь одна серия фильма, по первой части романа. От дальнейших съемок Юрий Яковлев отказался из-за нервного срыва полученного после съемок первой серии. Брать другого актера на роль Пырьев отказался.

Спустя 45 лет на российских экранах появился очередной фильм «Идиот». Режиссером картины стал Владимир Бортко, который собрал внушительный актерский состав: Евгений Миронов, Владимир Машков, Ольга Будина, Инна Чурикова, Олег Басилашвили и многие другие.

Но на мой взгляд фильм 2003 года оказался не весьма удачным. Уж слишком много остается недосказанным и непоказанным, что портит всю целостность истории. Зрителю, знакомому с первоисточником, фильм покажется довольно скучным.  Таким образом есть риск, что он не досмотрит сериал до конца.

В завершении я хотел бы привести отрывок из письма Достоевскому тому же А.Н. Майкову о том как же заканчивается сей роман:

Темы

Тематика в романе «Идиот» весьма разносторонняя и богатая, поэтому здесь отражены только основные темы в творчестве Достоевского:

  1. Любовь – традиционно настоящая любовь у Достоевского лишена всяких плотских и материальных аспектов. Мышкин испытывает к Настасье Филипповне самые возвышенные чувства, которые опираются на христианскую мораль и человеческое сострадание. С другой стороны, в лице Рогожина писатель показывает, что у этого чувства есть и тёмная сторона, которая способна пожрать человека изнутри, свести его с ума и толкнуть на самые страшные поступки.
  2. Доброта – самая обычная человеческая доброта и открытость в романе Достоевского становится реальной силой. Писатель показывает, как почувствовав к себе доброжелательное и искренне отношение, даже самый низкий человек становится чуть лучше, приоткрывает, казалось бы, давно забитую и уничтоженную человечность.
  3. Вера – как и всегда, писатель подтверждает свою преданность православной церкви. В монологе князя Мышкина о религии он осуждает католичество, считая, что только православие по-настоящему приближает людей к Богу.
  4. Дружба – в этом романе Достоевский показал, пожалуй, самых необычных друзей в истории русской литературы – Мышкина и Рогожина. Отличаясь внешне и ещё более внутренне, соревнуясь за Настасью Филипповну и постепенно сходя с ума, они, тем не менее, продолжают тянуться друг к другу. Мышкин надеется спасти Рогожина, а Рогожин — спастись.
  5. Быт и нравы России – Россия у Достоевского показана в довольно тёмных тонах. В воздухе веет безнадёжностью и напряжением. Общество подвержено самым низким порокам и медленно разлагается. Люди ударяются в мистицизм, ожидают конца света. Таким образом Достоевский отобразил тот цивилизационный тупик, в котором, по его мнению, находился русский народ во второй половине девятнадцатого века.
  6. Общественное мнение – автор показывает нам слепоту общества, в котором не осталось ничего святого. Общество, в котором каждый стремится лишь к удовлетворению своих эгоистичных потребностей, по мнению Достоевского, серьёзно больно и нуждается в нравственных ориентирах. Их дает русскому человеку именно вера в Бога.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика главных героев в романе «Идиот» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

Лев Николаевич Мышкин русский двадцатишестилетний князь, с детства страдающий от серьёзнейшего недуга, который сделал из него ничего не понимающего идиота, и только лечение в Швейцарии смогло помочь ему. Представляет из себя милого, доброго и понимающего человека, наполненного состраданием к ближнему. Все его действия, в том числе его попытки обвенчаться с Настасьей Филипповной, продиктованы его добротой. Искренне верующий человек. Окружающие, общаясь с князем, духовно очищаются, становятся лучше. В итоге он не выдерживает ужасов окружающего мира и снова впадает в своё прежнее плачевное состояние.
Настасья Филипповна Барашкова невероятно красивая внешне, но духовно искалеченная девушка. Рано осиротела и воспитывалась дворянином Афанасием Тоцким, который в шестнадцать лет растлил её. Психика девушки надломилась, он погрязла в ненависти к окружающим и к себе. Встреча с Мышкиным колеблет героиню, в ней начинает проспаться доброта и стремление к счастью, но подсознательно она отказывается от него, продолжая считать себя падшей женщиной. Она постоянно мечется между Мышкиным и Рогожиным, сбегая даже из церкви прямо во время венчания. В конце умирает от рук Рогожина, обретая покой.
Парфён Семёнович Рогожин молодой человек. Купец. Нескладный, вспыльчивый и грубый. Изнемогает от любви к Барашковой. Являет собой полную противоположность душевному и чуткому Мышкину. Соперничает с ним за Настасью Филипповну, но в тоже время очень привязан к князю, видя в нём ту святость, которая самому Рогожину недоступна. Борьба за Барашкову окончательно ломает его, и Парфён в безумии убивает свою любовь. Однако Мышкин прощает его даже за это чудовищное деяние.
Аглая Ивановна Епанчина Умная, талантливая и красивая дочь генерала Епанчина и возлюбленная Мышкина. Гордая и претенциозная девушка 20-лет. Их с Мышкиным связывают романтические чувства, Аглаю притягивает доброта и искренность Мышкина. Но из-за гордости она не в силах понять его предложение Настасье Филипповне и ревнует, мучая себя и князя. Мать говорит о ней: «дура с умом без сердца».
Гаврила Ардалионович Иволгин «Умный обыкновенный человек». Секретарь в доме Епанчиных, обремененный многочисленным семейством и нуждающийся в карьере и деньгах. «Одно беспрерывно-раздавливаемое тщеславие, ужасно его мучило». Этот герой ухаживал и за генеральской дочерью, и за Настасьей Филипповной в попытках занять исключительное место в обществе при крайней своей бездарности.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector