«идиот» достоевского: анализ произведения и отзывы читателей
Содержание:
- Краткое содержание
- Главные герои и их характеристика
- Образы главных героев
- Характеристика главных персонажей
- Ф.М. Достоевский «Идиот» — фильмы
- Развитие отношений
- Проблемы
- Спустя полгода
- Мораль романа и мнение критиков
- Scena_iz_spektaklya_IDIOT._Rezh._Maksim_Didenko._Teatr_Naciy._2018.jpg
- Характеристика главных героев романа «Идиот»
- Взаимоотношения Аглаи с семьей
- Главные герои
- Суть
- История создания
- Главные герои и их характеристика
- Два претендента
Краткое содержание
Роман начинается с того, что из Швейцарии в Петербург прибывает князь Лев Мышкин. За границей он провёл несколько лет, проходя лечение от эпилепсии. Князя нельзя назвать помешанным, однако он страдает от своей болезни. Он легко одет, с собой у него один небольшой узелок с пожитками. Молодой человек приходит в дом Епанчиных — единственных родственников. Персонажи, с которыми он знакомится в генеральском доме:
- секретарь Ганя Иволгин;
- генеральша Л. П. Епанчина;
- сёстры Аглая, Александра, Аделаида — дочери генерала.
По дороге в Россию Мышкин узнал некоторые подробности, касающиеся семьи. В частности, попутчик по фамилии Рогожин поведал, что влюблён в Настасью Филипповну. В генеральском доме князь увидел портрет этой девушки и узнал, что в семье разрабатывается план выдать её замуж за секретаря Ганю. Потенциальный кандидат в мужья привлечён богатым приданым — 70 тыс. рублей. Секретарю претит мысль о том, что придётся жить с нелюбимой, но его манят деньги.
На глазах Мышкина другие претенденты начинают торговаться за руку и сердце красавицы, в конце они сходятся на сумме 100 тыс. рублей. Князь влюбляется в Настасью Филипповну, очарованный её обаянием. Вечером он приходит к ней в дом, а там уже находятся гости:
- Ганя;
- Тоцкий;
- Фердыщенко;
- Епанчин.
Через некоторое время приходит Рогожин. Как и обещал, он приносит 100 тыс. в свёртке, но девушка бросает их в огонь и предлагает Гане достать их без перчаток и забрать себе. Пока секретарь растерянно думает, что ему делать, Настасья щипцами достаёт деньги — они почти не повреждены. Девушка кладёт купюры рядом с Ганей и уезжает с Рогожиным.
Князь по-прежнему влюблён в Настасью Филипповну. Спустя 6 месяцев Мышкин приходит на Гороховую улицу, в дом, где проживает Рогожин. Парфён и Лев обмениваются крестами и становятся назваными братьями, получив благословение от матери Рогожина.
Мышкин узнаёт, где живёт отставной чиновник Лебедев, и едет к нему. Увидевшись с Аглаей, Лев назначает ей встречу. После свидания он понимает, что испытывает к девушке далеко не дружеские чувства, однако за ней ухаживает Евгений Павлович Радомский. Проходит несколько дней, после чего родственники объявляют о том, что Аглая и Лев Николаевич помолвлены.
Настасья Филипповна пишет Аглае письмо. В своём послании она уговаривает девушку выйти замуж за князя Льва Николаевича. Спустя несколько дней соперницы встречаются, и после их беседы помолвка Мышкина и Аглаи оказывается расторгнутой. Теперь окружающие ждут, что Мышкин женится на Настасье Филипповне, однако этого не происходит.
В день, на который запланировано бракосочетание, невеста уезжает с Рогожиным. Мышкин начинает её искать, спрашивает у окружающих, не видел ли кто Настасью, но никто ничего не знает. Потом происходит встреча Льва Николаевича и Парфёна. Молодые люди заходят в дом Рогожина и видят тело Настасьи, накрытое простыней. После всех потрясений Лев лишается рассудка, и на этой трагической ноте заканчивается роман.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика главных героев в романе «Идиот» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:
Лев Николаевич Мышкин | русский двадцатишестилетний князь, с детства страдающий от серьёзнейшего недуга, который сделал из него ничего не понимающего идиота, и только лечение в Швейцарии смогло помочь ему. Представляет из себя милого, доброго и понимающего человека, наполненного состраданием к ближнему. Все его действия, в том числе его попытки обвенчаться с Настасьей Филипповной, продиктованы его добротой. Искренне верующий человек. Окружающие, общаясь с князем, духовно очищаются, становятся лучше. В итоге он не выдерживает ужасов окружающего мира и снова впадает в своё прежнее плачевное состояние. |
Настасья Филипповна Барашкова | невероятно красивая внешне, но духовно искалеченная девушка. Рано осиротела и воспитывалась дворянином Афанасием Тоцким, который в шестнадцать лет растлил её. Психика девушки надломилась, он погрязла в ненависти к окружающим и к себе. Встреча с Мышкиным колеблет героиню, в ней начинает проспаться доброта и стремление к счастью, но подсознательно она отказывается от него, продолжая считать себя падшей женщиной. Она постоянно мечется между Мышкиным и Рогожиным, сбегая даже из церкви прямо во время венчания. В конце умирает от рук Рогожина, обретая покой. |
Парфён Семёнович Рогожин | молодой человек. Купец. Нескладный, вспыльчивый и грубый. Изнемогает от любви к Барашковой. Являет собой полную противоположность душевному и чуткому Мышкину. Соперничает с ним за Настасью Филипповну, но в тоже время очень привязан к князю, видя в нём ту святость, которая самому Рогожину недоступна. Борьба за Барашкову окончательно ломает его, и Парфён в безумии убивает свою любовь. Однако Мышкин прощает его даже за это чудовищное деяние. |
Аглая Ивановна Епанчина | Умная, талантливая и красивая дочь генерала Епанчина и возлюбленная Мышкина. Гордая и претенциозная девушка 20-лет. Их с Мышкиным связывают романтические чувства, Аглаю притягивает доброта и искренность Мышкина. Но из-за гордости она не в силах понять его предложение Настасье Филипповне и ревнует, мучая себя и князя. Мать говорит о ней: «дура с умом без сердца». |
Гаврила Ардалионович Иволгин | «Умный обыкновенный человек». Секретарь в доме Епанчиных, обремененный многочисленным семейством и нуждающийся в карьере и деньгах. «Одно беспрерывно-раздавливаемое тщеславие, ужасно его мучило». Этот герой ухаживал и за генеральской дочерью, и за Настасьей Филипповной в попытках занять исключительное место в обществе при крайней своей бездарности. |
Образы главных героев
Современники восприняли новый роман Достоевского с некоторой прохладой. Многие друзья говорили ему, что сюжет слишком заумный и количество персонажей непомерно велико. И действительно следить за действием сложно, так как порой теряется связующая нить произведения. Но автор не стал ничего менять. Каждый персонаж был на своем месте и если кого-то удалить, придется полностью переписывать роман, считал он.
Список главных героев романа «Идиот» не слишком большой. В него входят:
- Князь Мышкин.
- Барашкова Настасья Филипповна.
- Рогожин Парфен Семенович.
- Аглая.
Мышкин — главный персонаж произведения. Вокруг его персоны и происходят все значимые события. По мнению автора, Князь является образцом добродетельного и милосердного человека, без всяких недостатков и корыстных намерений. Для окружающих поведение является необъяснимым. В результате его объявляют умалишенным.
Настасья Филипповна — очень красивая женщина с непростым отношением к жизни. Она обижена на своего покровителя, поэтому презирает людей и себя в том числе. Трагический финал жизни героини буквально витает в воздухе с первых страниц романа. Ее приятное лицо — маска, за которой прячется боль обиды и стремление поскорее закончить никчемное существование.
Парфен Семенович Рогожин — человек очень богатый. Он всего достиг собственным усердием. Несмотря на достаток, видел много страданий. Любовь к Настасье доводит этого человека до грани существования. Не видя доброго отношения, Парфен Семенович начинает ненавидеть ее. В результате герой убивает свою возлюбленную, освобождая ее от мучений. Его судьба сломана, и тюремный срок не самое большое наказание за содеянное.
Характеристика главных персонажей
В романе «Идиот» главный герой — Лев Мышкин. В черновых записях автор называет этого персонажа «князь Христос». Остальные участники сюжета противопоставлены молодому человеку. Проводя анализ «Идиота» Достоевского, можно заметить, что поступки Льва действительно кажутся странными, если оценивать их с позиции простого человека. При этом Мышкин обладает интересной способностью: в разговоре с ним люди раскрываются и показывают свой внутренний мир. Другие персонажи в «Идиоте» Достоевского:
- Парфён Рогожин и Ганя Иволгин. Оба действующих лица — антиподы Льва Мышкина. Ганя (секретарь Гавриил) — женоподобный, слабохарактерный, падкий на деньги и желающий выбиться в высший свет. Он корыстен, но стыдится этого. В мечтах Гани — почёт, уважение, высокий статус, а в жизни ему приходится смириться с неудачами, гонениями и унижением. Рогожин — состоятельный купец, желающий, чтобы Настасья досталась ему. Но он не уверен в том, что девушка испытывает к нему тёплые чувства. Рогожин мучается, сомневается, терзается, переживает, что красавица сбежит от него, полюбив другого. Закономерный исход — трагедия.
- Настасья Филипповна. Натура девушки порочна и олицетворяет женское вероломство, но это видит только Мышкин. В повести есть момент, когда Настасья бросает деньги в огонь. Это отсылка к легенде о Клеопатре, растворившей огромную жемчужину. Автор задумал образ этой девушки так, что она действительно похожа на древнеегипетскую царицу. С одной стороны, она соблазнительница, с другой — жертва, понимающая, что за деньги хотят купить её позор. Прототипом девушки стала Аполлинария Суслова, которую любил Достоевский. Богатый господин соблазнил Полю, а потом, желая загладить содеянное, нашёл ей жениха — Ганина, который стал прототипом секретаря Гаврилы Ардалионовича Иволгина.
- Аглая Епанчина. Молодая особа — противоположность Настасье. Она тяготится окружением и мечтает, что однажды придёт спаситель и избавит её от жизни в закостенелой, морально разлагающейся среде. Родные не разделяют её убеждений и видят в Мышкине глупого и странного чудака, отсюда и название романа. Аглая сначала верила, что князь станет тем самым, о ком она мечтала, но позже начала представлять своим спасителем польского революционера.
Ф.М. Достоевский «Идиот» — фильмы
Стоит так же упомянуть отечественные экранизации к роману.
Первый фильм по мотивам романа был снят в 1910 году и естественно является немой экранизацией. Режиссер картины Петр Иванович Чердынин.
В 1958 году выходит вторая российская экранизация. Создателем картины является Иван Александрович Пырьев (также поставивший великолепную экранную версию «Братьев Карамазовых»). Картина уже имеет цвет и звук.
фильм Идиот (1958 год)
Роль князя Мышкина исполнил совсем ещё молодой Юрий Яковлев. Но выпущено была лишь одна серия фильма, по первой части романа. От дальнейших съемок Юрий Яковлев отказался из-за нервного срыва полученного после съемок первой серии. Брать другого актера на роль Пырьев отказался.
Спустя 45 лет на российских экранах появился очередной фильм «Идиот». Режиссером картины стал Владимир Бортко, который собрал внушительный актерский состав: Евгений Миронов, Владимир Машков, Ольга Будина, Инна Чурикова, Олег Басилашвили и многие другие.
Но на мой взгляд фильм 2003 года оказался не весьма удачным. Уж слишком много остается недосказанным и непоказанным, что портит всю целостность истории. Зрителю, знакомому с первоисточником, фильм покажется довольно скучным. Таким образом есть риск, что он не досмотрит сериал до конца.
В завершении я хотел бы привести отрывок из письма Достоевскому тому же А.Н. Майкову о том как же заканчивается сей роман:
Список значительных романов Достоевского включает многие выдающиеся произведения автора. Одним из таких романов является «Идиот». Критики и писатели сначала не очень хорошо приняли этот роман, да и сам писатель дал довольно суровую характеристику своему творению. Теперь это произведение считается классикой мировой литературы, и главные герои «Идиота» продолжают вызывать неподдельный интерес читателя, пытающихся понять, какой скрытый смысл вложен в образы его героев.
Развитие отношений
С самого начала князь Мышкин предсказывает, что Рогожину и Настасье нельзя быть вместе — это плохо закончится. Лев Николаевич хорошо понимает, что творится у каждого человека в душе. Видимо, за это его и полюбила несчастная надломленная женщина. Он никого не осуждает, даже за самые тяжелые грехи. А она всегда мучается угрызениями совести, потому что жила с Тоцким, хоть и не по своей воле.
Хотя Лев Николаевич делает несчастной предложение руки и сердца, она отвергает его, чтобы пойти с купцом. И так она поступает неоднократно, то приближая к себе князя, то отталкивая его. А Парфен терпеливо ждет, хотя в душе у него бушует вулкан ревности.
Например, в порыве великодушия он «отдает» свою возлюбленную князю, хотя до этого хотел его убить из ревности. Но твердо держит слово, правда, лишь до тех пор, пока гордячка сама не обращается к нему с просьбой увезти ее. Рогожина, в отличие от Ганечки и Тоцкого, не волнует общественное мнение. Он готов предложить свою руку невзирая на сомнительную репутацию бывшей содержанки.
Проблемы
- Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
- Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
- Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
- Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
- Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.
Спустя полгода
Перед второй частью романа проходит полгода. Все это время князь путешествует по стране. Все это время о Настасье Филипповне ходят небывалые слухи. Рассказывают, что она уже несколько раз убегала от Рогожина к Мышкину, причем однажды чуть ли не из-под венца. Но каждый раз она возвращается обратно к купцу.
На вокзале Мышкин чувствует на себе чей-то взгляд, из-за которого начинает томиться предчувствием смерти. Он едет к Рогожину в дом на Гороховую улицу, который Мышкину больше напоминает тюрьму. Во время их беседы главного героя все время беспокоит садовый нож, лежащий на столе, он постоянно берет его в руки, пока его с раздражением не забирает Рогожин.
Примечательно, что в доме купца князь обращает внимание на копию картины Ханса Гольбейна на стене, на которой запечатлен только что снятый с креста Спаситель. Купец признается, что любит смотреть на эту картину, князь этому удивлен, он считает, что кто-то может вообще лишиться веры от ее вида
В завершение они обмениваются крестами, а Рогожин приводит Мышкина к своей матери для благословения. Теперь они становятся назваными братьями.
Возле своей гостиницы, где он остановился, Мышкин замечает знакомый женский силуэт, он бросается вдогонку по узкой и темной лестнице. Но и тут ему мерещится занесенный нож и сверкающие глаза Рогожина. С ним внезапно случается припадок эпилепсии, Парфен убегает.
Князь приходит в себя после припадка только через три дня на даче Лебедева в Павловске, где в это же время отдыхает все семейство Епанчиных, а, по слухам, даже Настасья Филипповна. В тот же вечер он собирает знакомых, среди которых Епанчины, которые решают проведать больного Мышкина.
На вечере брат Гани Коля Иволгин начинает подшучивать над Аглаей из-за «рыцаря бедного», который упоминается в ее стихах, намекая на симпатию князю. Дочь вынуждена объясняться, так как интерес проявляется у ее матери.
Позже появляется шумная компания молодых людей, среди которых выделяется Бурдовский, который называет себя сыном Павлищева. Они ведут себя и рассуждают подобно нигилистам, но при этом, как отмечает Лебедев, пошли еще дальше, потому что являются деловыми людьми. Кто-то читает грязный пасквиль о князе, который был напечатан в газете, а после от него требуют, чтобы он вознаградил сына своего благодетеля как честный человек.
Князь поручает во всем разобраться Гане, который выясняет, что Бурдовский не сын Павлищева, после чего явно смущенная компания отступает. В центре внимания оказывается только страдающий от чахотки Ипполит Терентьев, который произносит речь, чтобы самоутвердиться. Он желает, чтобы его похвалили и пожалели, в то же время стыдится своей открытости. В результате его воодушевление сменяется яростью, которая направлена в адрес князя. Мышкин поступает в своем обычном стиле: всех внимательным образом выслушивает, чувствует себя виноватым перед ними и жалеет.
Мораль романа и мнение критиков
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот» учит относиться к людям без осуждения, верить им, проявлять доброту и сострадание. На примере Льва Мышкина автор показывает, как можно влиять на души людей, не прибегая к морализаторству и поучениям. Достоевский описывает любовь в её высшем проявлении. Это прекрасное чувство не унижает и не развращает, а помогает человеку возвыситься над собственными недостатками, стать добрее и мудрее.
Сюжетная линия показывает: после череды низких поступков всегда наступает расплата, которая может быть в виде наказания или внешнего раскаяния. Нельзя однозначно сказать, что тяжелее, поэтому лучше воздерживаться от необдуманных слов и действий.
Фёдор Михайлович считал своё произведение реалистичным, однако критики, жившие в одно время с писателем, называли сочинение фантастическим. В разное время мыслители и литературоведы давали роману такие определения:
- М. Бахтин — полифонический роман;
- Л. Гроссман — роман-поэма;
- Ю. Иваск — сочинение в жанре евангельского романизма;
- К. Мочульский, В. И. Иванов — роман-трагедия.
По мнению японских критиков, роман оказал большое влияние на культуру Страны восходящего солнца. Следуя Достоевскому, писатель Кобо Абэ начал уделять больше внимания внутреннему миру персонажей, а со временем его примеру последовали и другие.
Scena_iz_spektaklya_IDIOT._Rezh._Maksim_Didenko._Teatr_Naciy._2018.jpg
Сцена из спектакля ИДИОТ. Реж. Максим Диденко. Театр Наций. 2018 Спросим себя: а как же Христос? Было в нем мужское начало? Иисус девствен, в этом нет сомнения, у него до 33 лет нет ни жены, ни детей. И если Дэн Браун пытается приблизить своего Христа к людям, соединив с Марией Магдалиной, то эта попытка негодная, спекулятивная, она ломает и искажаетт идеальный образ.
Христос вечно девствен. Это его интегральное свойство. Да, поодаль от Креста стоят женщины – мать, Мария Магдалина… но сам Иисус одинок и свободен от плотских страстей, своей мученической смертью он искупает грехи людей, восходящие к «первородному греху» Адама и Евы.
Понятие «первородный грех» обширно, в его основе грех неповиновения, ослушания перволюдей, вкусивших от древа «добра и зла».
Но в самом термине «первородный грех» (он есть только у христиан и отсутствует в иудейской традиции) слышится «род», «рождение»…
Характеристика главных героев романа «Идиот»
Князь Мышкин
Центральная фигура романа, вокруг которого разворачиваются основные действия. Он возвращается из Швейцарии, где провел несколько лет на лечении от душевной болезни.
Впервые за долгие годы оказавшись в столичном обществе, Мышкин поражает окружающих свои тихим голосом, кротким нравом, необычным мировоззрением и добрым отношением к людям. Его простодушие и искренность вызывают у многих недоумение: действительно ли князь таков, или здесь скрывается подвох. Эту двойственность автор зашифровывает и в имени князя, которое противоречит фамилии и характеру — Лев.
Не сумев разгадать нрав князя Мышкина, его за глаза считают идиотом.
И только Настасья Филипповна Барашкова смогла поверить ему и даже влюбиться. Мышкин отвечает ей взаимностью. Он один видит её суть: ранимую, страдающую, тонко чувствующую душу.
Для всего общества Мышкин так и остается идиотом, а в конце романа и вовсе сходит с ума и возвращается в швейцарскую клинику.
Настасья Филипповна
Главный женский образ романа. Сирота, воспитанница Афанасия Тоцкого, она со временем становится его содержанкой и расстраивает его свадьбу, приехав за Тоцким в Петербург.
Здесь она прослыла первой красавицей и светской львицей. Настасья Филипповна ведет свободный, даже разгульный образ жизни и слывет падшей особой. И только двое — Мышкин и Рогожин — по-своему обожают её. Первый видит, насколько она разочарована в людях и жизни, как страдает от своего положения, какая тонкая натура прячется под маской высокомерия.
Второй стремится обладать ею и страшно ревнует к Мышкину. Настасья Филипповна не хочет портить жизнь князю, который сделал её предложение, и бросается к Рогожину, где и находит свою гибель: ревнивец убивает её.
Парфен Рогожин
Один из ключевых героев романа: наследник купца, живущий на широкую ногу. Горячий, вспыльчивый, с крутым звериным нравом.
Питает жгучую страсть к Настасье Филипповне, предлагает ей огромные деньги за отказ от замужества. Эта страсть оказывается губительной и разрушительной для Парфена.
Он мучается от издевательств Настасьи Филипповны, которая чувствует над ним безграничную власть. Не в силах справиться с ревностью, он чуть не убивает Мышкина, а потом расправляется со своей возлюбленной, за что отправляется на каторгу.
Аглая Епанчина
Третья дочь генерала Епанчина, к которому из Европы и приехал князь Мышкин. Полная противоположность Настасье Филипповне.
Она образована, умна, начитана, скромна, придерживается прогрессивных взглядов, за что мать считает её избалованной чудачкой. Стремиться быть полезной обществу, что-то делать, а не праздно проводить жизнь на балах.
Аглая испытывает нежные чувства к Мышкину, но это нельзя назвать любовью: она считает его наивным, слабым и жалким.
Герои по-своему любят и страдают: от эгоизма, равнодушия, лицемерия, корыстолюбия и даже открытость и искренность не приносят душевного спокойствия.
Взаимоотношения Аглаи с семьей
Родные считают девушку идеалом. Она любима всеми. Ее семья убеждена, что их прелестной любимице предначертана безбедная, райская семейная жизнь. Две старшие сестры из-за этого даже отказались от части своего приданого в пользу младшей. Аглая сама хочет выбрать себе жениха, но мать девушки считает, что она не созрела для настоящих чувств.
Несмотря на то что мать всегда и всюду хвалит свою младшенькую, она в то же время упрекает ее в самовольности. Считает, что временами она бывает чудаковатой и безумной. По мнению матери, самыми отрицательными чертами дочери являются злость и бессердечность, которые могут очень помешать ей в будущей жизни и принести страдания.
Отец тоже боготворит Аглаю за ее великодушное сердце и блестящий ум. Однако, как и его жена, считает, что дочь временами бывает гордой, насмешливой и капризной. Но, несмотря на это, относится к ней добродушно, как и всегда, и даже ласково называет ее «хладнокровный бесенок».
Главные герои
Современниками роман писателя был воспринят весьма прохладно. Многие считали, что в нем слишком много действующих лиц, а это мешает сконцентрироваться на сюжетной линии. Но, как показало время, они сильно ошибались. В книге Достоевского «Идиот» все персонажи находятся на своих местах. Автор дал своим центральным героям следующую характеристику:
- Князь Мышкин — именно вокруг этого персонажа закручен сюжет. Это добродетельный и милосердный человек, у которого совсем нет отрицательных черт. Он абсолютно бескорыстен и добр. Его характер и поведение для многих непонятно, поэтому его вскоре начинают считать умалишенным.
- Настасья Филипповна Барашкова — женщина удивительной красоты, но со сложной и трагичной судьбой. Жизнь героини не сложилась, ее попечитель относится к ней безнравственно и предубежденно. Такое отношение приводит к тому, что она начинает процесс самоуничтожения. Девушка с насмешкой, издевкой и презрением относится ко всем окружающим ее людям, потому что ей самой противна жизнь. Она мечтает о том, чтобы ее никчемное существование побыстрее закончилось.
- Парфен Семенович Рогожин — целеустремленный человек, вначале был мелким купцом, но сейчас уже стал миллионером. Он страстно влюблен в Настасью Барашкову, но с ее стороны видит лишь издевательства и разного рода унижения. Он ее любит и ненавидит одновременно. Эти чувства приводят к тому, что он убивает даму своего сердца, а затем ожидает наказания и тюрьмы.
- Аглая — дочка Епанчина, отличается прогрессивными взглядами. Ее влекут новые веяния жизни, она стремится совершать героические поступки. Мечтает покинуть отчий дом и начать новый жизненный путь.
https://youtube.com/watch?v=_E-ZJN_Iq2k
Суть
Князь Мышкин приезжает из Швейцарии в Петербург. С маленьким узелком вещей в руках, одетый не по погоде, он отправляется в дом Епанчиных, где знакомится с генеральскими дочерями и секретарём Ганей. У него Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, а позднее узнаёт некоторые детали её жизни.
Молодой князь останавливается у Иволгиных, где вскоре встречает саму Настасью. Покровитель девушки сватает её за Ганю и даёт за неё приданое 70 тысяч, что привлекает потенциального жениха. Но при князе Мышкине происходит сцена торга, где участвует Рогожин, ещё один претендент на руку и сердцу красавицы. Итоговая цена – сто тысяч.
Лев Николаевич Мышкин глубоко тронут красотой Настасьи Филипповны, он приходит к ней тем же вечером. Он встречает там множество гостей: генерала Епанчина, Фердыщенко, Тоцкого, Ганю, — а ближе к ночи является и сам Рогожин с газетным свёртком, в котором обещанные сто тысяч. Героиня бросает деньги в огонь и уезжает с избранником.
Спустя шесть месяцев князь решает навестить Рогожина в его доме на Гороховой улице. Парфён и Лев Николаевич обмениваются крестами – теперь, с благословения матушки Рогожина, они братья.
Через три дня после этой встречи князь едет в Павловск на дачу к Лебедеву. Там после одного из вечеров Мышкин и Аглая Епанчина договариваются о встрече. После свидания князь понимает, что полюбит эту девушку, а через несколько дней Льва Николаевича провозглашают её женихом. Настасья Филипповна пишет письмо Аглае, где убеждает её выйти замуж за Мышкина. Вскоре после этого происходит встреча соперниц, после которой случается расторжение помолвки князя и Аглаи. Теперь общество в предвкушении другой свадьбы: Мышкина и Настасьи Филипповны.
В день торжества невеста сбегает с Рогожиным. На следующий день князь отправляется на поиски Настасьи Филипповны, но никто из знакомых ничего не знает. Наконец Мышкин встречает Рогожина, который приводит его в свой дом. Здесь под белой простынёй лежит труп Настасьи Филипповны.
В итоге от всех полученных потрясений главный герой сходит с ума.
История создания
Как и всегда в жизни Достоевского, роман «Идиот» создавался в очень трудной для писателя обстановке. Во время работы над произведением умерла его новорождённая дочь, на Федора Михайловича давили кредиторы, а также редакция журнала, для которого он писал свой роман.
Из-за такой тяжёлой атмосферы писатель на последние деньги покинул Россию и продолжил работу над романом в Швейцарии. Преодолевая своё упадочное настроение, плохое здоровье и неприятные погодные условия, Достоевский всё-таки смог закончить роман, однако по итогу был несколько разочарован своим творением, считая, что так и не смог полностью раскрыть свою мысль читателю.
Как и все части «великого пятикнижья», «Идиот» впитал в себя библейские мотивы. В основу сюжета легла идея второго пришествия, которая давно волновала религиозного писателя. Он не раз ставил вопрос о том, что будет, если Иисус Христос придет в современный мир? Этот мотив прослеживается в романах «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток», но в «Идиоте» он занял центральное место. В Мышкине автор воплотил образ божьего человека, лишенного человеческих страстей и готового отдать всего себя ради других. Но ответ Достоевского на свой же вопрос очевиден в финале: Мышкин пребывает в беспамятстве и не может жить в современных реалиях. Люди глубоко ранят его.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика главных героев в романе «Идиот» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:
Лев Николаевич Мышкин | русский двадцатишестилетний князь, с детства страдающий от серьёзнейшего недуга, который сделал из него ничего не понимающего идиота, и только лечение в Швейцарии смогло помочь ему. Представляет из себя милого, доброго и понимающего человека, наполненного состраданием к ближнему. Все его действия, в том числе его попытки обвенчаться с Настасьей Филипповной, продиктованы его добротой. Искренне верующий человек. Окружающие, общаясь с князем, духовно очищаются, становятся лучше. В итоге он не выдерживает ужасов окружающего мира и снова впадает в своё прежнее плачевное состояние. |
Настасья Филипповна Барашкова | невероятно красивая внешне, но духовно искалеченная девушка. Рано осиротела и воспитывалась дворянином Афанасием Тоцким, который в шестнадцать лет растлил её. Психика девушки надломилась, он погрязла в ненависти к окружающим и к себе. Встреча с Мышкиным колеблет героиню, в ней начинает проспаться доброта и стремление к счастью, но подсознательно она отказывается от него, продолжая считать себя падшей женщиной. Она постоянно мечется между Мышкиным и Рогожиным, сбегая даже из церкви прямо во время венчания. В конце умирает от рук Рогожина, обретая покой. |
Парфён Семёнович Рогожин | молодой человек. Купец. Нескладный, вспыльчивый и грубый. Изнемогает от любви к Барашковой. Являет собой полную противоположность душевному и чуткому Мышкину. Соперничает с ним за Настасью Филипповну, но в тоже время очень привязан к князю, видя в нём ту святость, которая самому Рогожину недоступна. Борьба за Барашкову окончательно ломает его, и Парфён в безумии убивает свою любовь. Однако Мышкин прощает его даже за это чудовищное деяние. |
Аглая Ивановна Епанчина | Умная, талантливая и красивая дочь генерала Епанчина и возлюбленная Мышкина. Гордая и претенциозная девушка 20-лет. Их с Мышкиным связывают романтические чувства, Аглаю притягивает доброта и искренность Мышкина. Но из-за гордости она не в силах понять его предложение Настасье Филипповне и ревнует, мучая себя и князя. Мать говорит о ней: «дура с умом без сердца». |
Гаврила Ардалионович Иволгин | «Умный обыкновенный человек». Секретарь в доме Епанчиных, обремененный многочисленным семейством и нуждающийся в карьере и деньгах. «Одно беспрерывно-раздавливаемое тщеславие, ужасно его мучило». Этот герой ухаживал и за генеральской дочерью, и за Настасьей Филипповной в попытках занять исключительное место в обществе при крайней своей бездарности. |
Два претендента
В это время разгорается ссора в доме из-за возможного брака Гани с Настасьей Филипповной. Дело в том, что семья секретаря против родства с «падшей женщиной». Даже 75 тыс. рублей не помогли (такую сумму готов был выделить Тоцкий в качестве приданого).
Настасья Филипповна внезапно приезжает в гости, а затем в доме появляются Лебедев, Рогожин и компания нахлебников Парфена. Рогожин приехал, узнав о возможном браке Настасьи и Гани, чтобы предложить деньги за отказ секретарю. Он уверен, что можно купить Ганю. Такого же мнения о Настасье Филипповне купец: он обещает ей 18 тысяч, после чего увеличивает сумму до 100 000 рублей.