Анализ произведения «обломов» и. а. гончарова
Содержание:
- Введение
- Часть первая
- Любовь «лишнего человека»
- Основная тематика
- Жизненный идеал героя
- Второстепенные персонажи
- Обломов и общество
- Социально-психологическая проблематика «Обломова»
- Структура и построение
- Истоки «обломовщины»
- Причины стремления Обломова уйти от действительности
- Главные герои и их характеристика
- Философские итоги романа И. А. Гончарова
Введение
Роман Гончарова «Обломов» является социально-психологическим романом, написанным в 19 веке. В произведении автор затрагивает ряд социальных и философских проблем, в том числе вопросы взаимодействия человека с обществом. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов – «лишний человек», не умеющий приспособиться к новому, быстроменяющемуся миру, изменить себя и свои взгляды ради светлого будущего. Именно поэтому одним из самых острых конфликтов в произведении является противопоставление пассивному, инертному герою активного общества, в котором Обломов не может найти себе достойного места.
Часть первая
В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов — молодой человек лет тридцати двух, не обременяющий себя особыми занятиями. Его лежание — это определённый образ жизни, своего рода протест против сложившихся условностей, потому Илья Ильич так горячо, философски осмысленно возражает против всех попыток поднять его с дивана. Таков же и слуга его, Захар, не обнаруживающий ни удивления, ни неудовольствия, — он привык жить так же, как и его барин: как живётся…
Продолжение после рекламы:
Этим утром к Обломову один за другим приходят посетители: первое мая, в Екатерингоф собирается весь петербургский свет, вот и стараются друзья растолкать Илью Ильича, растормошить его, заставив принять участие в светском праздничном гулянии. Но ни Волкову, ни Судьбинскому, ни Пенкину это не удаётся. С каждым из них Обломов пытается обсудить свои заботы — письмо от старосты из Обломовки и грозящий переезд на другую квартиру; но никому нет дела до тревог Ильи Ильича.
Зато готов заняться проблемами ленивого барина Михей Андреевич Тарантьев, земляк Обломова, «человек ума бойкого и хитрого». Зная, что после смерти родителей Обломов остался единственным наследником трёхсот пятидесяти душ, Тарантьев совсем не против пристроиться к весьма лакомому куску, тем более что вполне справедливо подозревает: староста Обломова ворует и лжёт значительно больше, чем требуется в разумных пределах. А Обломов ждёт друга своего детства, Андрея Штольца, который единственный, по его мысли, в силах помочь ему разобраться в хозяйственных сложностях.
Брифли существует благодаря рекламе:
Первое время, приехав в Петербург, Обломов как-то пытался влиться в столичную жизнь, но постепенно понял тщетность усилий: ни он никому не был нужен, ни ему никто не оказывался близок. Так и улёгся Илья Ильич на свой диван… Так и улёгся на свою лежанку необычайно преданный ему слуга Захар, ни в чём не отстававший от своего барина. Он интуитивно чувствует, кто может по-настоящему помочь его барину, а кто, вроде Михея Андреевича, только прикидывается другом Обломову. Но от подробного, с взаимными обидами выяснения отношений спасти может только сон, в который погружается барин, в то время как Захар отправляется посплетничать и отвести душу с соседскими слугами.
Обломов видит в сладостном сне свою прошлую, давно ушедшую жизнь в родной Обломовке, где нет ничего дикого, грандиозного, где всё дышит спокойствием и безмятежным сном. Здесь только едят, спят, обсуждают новости, с большим опозданием приходящие в этот край; жизнь течёт плавно, перетекая из осени в зиму, из весны в лето, чтобы снова свершать свои вечные круги. Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви. Всё мирно, тихо, покойно в этом благословенном краю — никакие страсти, никакие заботы не тревожат обитателей сонной Обломовки, среди которых протекало детство Ильи Ильича. Этот сон мог бы длиться, кажется, целую вечность, не будь он прерван появлением долгожданного друга Обломова, Андрея Ивановича Штольца, о приезде которого радостно объявляет своему барину Захар…
Любовь «лишнего человека»
Если в вопросе временной ориентированности Обломов отличается от предшествующих ему «лишних героев», то в любовных вопросах их судьбы очень похожи. Как и Печорин или Онегин, Обломов боится любви, боится того, что может измениться и стать другим или отрицательно повлиять на свою возлюбленную – вплоть до деградации ее личности. С одной стороны, расставание с возлюбленными всегда благородный шаг со стороны «лишнего героя», с другой же это проявление инфантилизма – у Обломова это было обращением к «обломовскому» детству, где за него все решали, о нем заботились и все позволяли.
«Лишний человек» не готов к фундаментальной, чувственной любви к женщине, для него важна не сколько реальная возлюбленная, сколько самостоятельно созданный, недоступный образ – это мы видим как во вспыхнувших спустя года чувствах Онегина к Татьяне, так и иллюзорных, «весенних» чувствах Обломова к Ольге. «Лишнему человеку» нужна муза – прекрасная, необычная и вдохновляющая (например, как Белла у Печорина). Однако не найдя такой женщины, герой впадает в другую крайность – находит женщину, которая заменила бы ему мать и создала атмосферу далекого детства.
Не похожие на первый взгляд Обломов и Онегин одинаково страдают от одиночества в толпе, однако если Евгений не отказывается от светской жизни, то для Обломова единственным выходом становится погружение в себя.
Основная тематика
На самом деле одну сторону русского быта нельзя описать даже в большом романе. Но писатель в своем произведении умудряется поднять сразу несколько тем:
- Любовная тема значится как основная, она описана в отношениях Обломова с двумя девушками: Ильинской и Пшеницыной. Так, автор показывает многогранность одного чувства. Эмоции Ольги насыщены самолюбием, в них девушка видит саму себя, а уже после — своего возлюбленного, хоть и искренне любит его. Взаимоотношения Обломова с Пшеницыной другие, она поддерживает его стремление к спокойствию и лености, боготворит его и живет заботой о нем и об их ребенке. Он подарил Агафье другую жизнь, счастье, полноценную семью. Ее любовь — слепое обожание, поскольку потакание капризам Обломова означало его скорую смерть.
- Смысл жизни. Все главные персонажи пытаются отыскать свой путь, ища ответ на вечный вопрос о назначении человека. Обломов нашел его в размышлении и непосредственно в процессе существования. Штольц обрел себя в постоянном движении вперед.
- Дружба. Штольц и Илья хоть и разные люди, но не развязывали конфликта и не предавали своей дружбы. Они дополняют один одного, общаются только о главных вещах и о самом сокровенном в их жизни. Эти отношения прижились в их душе еще с юных лет. Дети росли разными, но великолепно понимали друг друга. Штольц нашел добросердечие и спокойствие в гостях у Ильи, а Обломов радушно воспринимал его помощь в повседневных делах.
Жизненный идеал героя
Обломов видит во сне свою ушедшую в прошлое жизнь в родной деревне, где ничего необычного не происходит, и всё абсолютно спокойно и безмятежно. День ото дня ничем не отличается.
Интересы жителей можно кратко описать так:
- Еда.
- Сон.
- Обсуждение новостей, приходящих в деревню сильно устаревшими.
Жизнь течёт, без каких-либо стрессовых событий, за исключением смены времён года никаких различий между разными периодами жизни не наблюдается.
Никакие земные дела не имеют значения для жителей Обломовки. Таким же, как и окружающие стал и Илья Ильич. Этот сон мог быть бесконечным, если бы не был прерван появлением Андрея Ивановича Штольца. Странно, что такие люди смогли стать друзьями. Ведь Штольц и Обломов противоположны по характеру.
Штольц пытался вытащить друга из пучины обломовщины, с этой целью он познакомил его с Ольгой Ильинской, которая, в свою очередь, тоже хотела изменить Обломова, сделать целеустремлённым, уничтожить в нём апатичность и лень, считала своим долгом сделать подобие своего идеала. Да и другие знакомые пытались расшевелить Илью Ильича, но он, даже завидуя им («Каков Судьбинский!» — говорит он не без зависти, узнав об успехе знакомого), ничего не пытается изменить.
Любовь к Ильинской, жизненные трудности, переезд в другой город, прибытие друзей, которые пытались его чем-то увлечь — ничто не могло надолго изменить жизнь Обломова. Потому что принципы, стремление к незыблемости которых перевешивает всё остальное, неизменны:
- Максимальный комфорт.
- Спокойствие.
- Отсутствие забот и страданий стремление к их незыблемости перевешивает всё остальное.
Таким образом, жизнь героя представляла собой лишь череду бессмысленных событий, он не сделал ничего полезного. Сына его отдали на воспитание Штольцу.
Второстепенные персонажи
Преданный слуга Ильи Ильича, давно служит ему, и стал похож на барина, такой же ленивый. Часто обманывает хозяина, подворовывает у него еду и сдачу от покупок. С барином ведет себя развязно и фамильярно. Представитель старого поколения прислуги, служащей верно и преданно своим господам. Даже после смерти хозяина, превратившись в нищего бродягу, живущего милостыней, не оставляет могилы хозяина. Подробная характеристика Захара. |
|
Низкий и подленький человечишка, корыстный мошенник. Земляк Ильи Ильича, путем обмана старается выкачать с него как можно больше денег. Мстительный и беспардонный. |
|
Проворная, трудолюбивая кухарка в доме Обломова. Вышла замуж за Захара, но вскоре умерла от холеры. Была намного умнее мужа, который старался не допускать ее до барина. |
|
О Мухоярове становится известно из рассказа Тарантьева, который расхваливает его перед Обломовым. На самом деле, нечестный и беспринципный человек. Ради своей выгоды и благополучия, легко приносит в жертву близких людей. Путем взяточничества сколотил свое состояние. Хитрый и расчетливый аферист, приходится родным братом Агафье. |
|
Один из ярких образов «обломовщины», который впустую прожигает жизнь, не принося пользы обществу. Большой любитель светских развлечений, франт и модник. Не испытывая нужды, живет легко и беспечно, порхая, как мотылек, с приема на прием. |
|
Как и Волков, один из гостей Обломова, такой же пустой человек, всецело занятый своей карьерой. Ему не доступны высокие идеалы и нравственные принципы. Подробная характеристика Судьбинского. |
|
Занимается литературной деятельностью, пишет не для души, а чтобы заработать. Для Обломова выглядит, как бездушная машина, синоним несчастья. |
|
Сын Обломова и Агафьи Матвеевны. После смерти мужа, Агафья отдала сына Ольге и Андрею Штольцам, полагая, что так он получит образование, и вырастет достойным человеком. |
|
Служит мелким чиновником, и сам является мелким и незаметным человеком. Посещает дом Обломова ради вкусного угощения. |
В таблице дано краткое описание героев романа.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Обломов»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Обломов»
для самых компанейских —
Главные герои «Обломов»
для самых занятых —
Читательский дневник «Обломов»
для самых любопытных —
Анализ «Обломов» Гончаров
для самых крутых —
Читать «Обломов» полностью
Тест по произведению
-
/19
Вопрос 1 из 19
Самые популярные материалы сентября для 10 класса:
Характеристика Яши из «Вишневого сада»
Основной конфликт в пьесе «Гроза»
Мотив одиночества в лирике Лермонтова
Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад»
Анализ «Грозы» Островского
Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» Островского
Петр Первый в поэме «Медный всадник»
Анализ «Вишнёвый сад» Чехов
«Гроза» очень краткое содержание
Характеристика Дуняши в пьесе «Вишневый сад»
Обломов и общество
Для Обломова общество и окружающие его люди выступают словно декорацией в его полусне-полусуществовании. Это ярко прослеживается в первой части произведения, когда к Обломову по очереди приходят Волков, Судьбинский и Пенкин – Илья Ильич на самом деле мало интересуется их жизнью, ему даже лень подняться с постели, чтобы поздороваться с гостями. Даже более «важные» для Обломова Алексеев и Тарантьев на самом деле также мало значат для Обломова – первый выступает фоном для его размышлений и позволяет выговориться, второй нужен Обломову в качестве такого себе второго Захара, но более активного и готового действовать, даже несмотря на то, что Тарантьев всячески обманывает Обломова.
Подобное отношение к людям сформировалось видимо на основе первой неудачи – службы Обломова, где ему было трудно, тяжело, не интересно. Илья Ильич думал, что на работе его ждет «вторая семья», подобная семье обломовской, однако, когда оказалось, что здесь каждый за себя, героя ждало полное разочарование в этой сфере жизни. Социальная трагедия Обломова состоит в его инфантильности, неумении жить реальной жизнью и подстраиваться под обстоятельства – малейшая неудача или препятствие становятся для Ильи Ильича катастрофой и приводят к уходу героя от истинного существования к существованию иллюзорному.
Социально-психологическая проблематика «Обломова»
Вопрос национального характера
Большинство исследователей определяют роман «Обломов» как социально-психологическое произведение, что связано с особенностями раскрытых в книге проблем. Затрагивая тему «обломовщины» Гончаров не мог обойти вопросы национального характера, основанных на различиях и сходстве русского менталитета и европейского. Не случайно Обломову – носителю русского менталитета и русских ценностей, воспитанному на национальных сказках, противопоставлен практичный и работящий Штольц, родившийся в семье русской мещанки и немца-предпринимателя.
Многие исследователи характеризуют Штольца как некое подобие машины – совершенного автоматизированного механизма, работающего ради самого процесса работы. Однако образ Андрея Ивановича не менее трагичен, чем образ живущего в мире мечтаний и иллюзий Обломова. Если Илье Ильичу с детства прививали только единонаправленные «обломовские» ценности, которые и стали для него ведущими, то для Штольца полученные от матери, схожие с «обломовскими» ценности были забиты привитыми отцом европейскими, «немецкими» ценностями. Андрей Иванович, как и Обломов, – не гармоничная личность, в которой могли бы совместиться русская душевность и поэтичность с европейским практицизмом. Он постоянно ищет себя, пытается понять цель и смысл своей жизни, но не находит их, – о чем свидетельствуют попытки Штольца всю жизнь стать ближе к Обломову как к источнику исконно русских ценностей и спокойствия души, которых ему не хватало в жизни.
Проблема «лишнего героя»
Из проблемы изображения национального характера проистекает следующие социально-психологические проблемы в романе «Обломов» – проблема лишнего человека и проблема самоотождествления личности со временем, в котором он живет. Обломов – классический лишний герой в романе, для него чуждо окружающее его общество, ему тяжело жить в быстро меняющемся мире, абсолютно непохожем на родную тихую Обломовку. Илья Ильич словно погрязает в прошлом времени – даже планируя будущее, он все равно видит его сквозь призму прошлого, желая, чтобы будущее было таким же, как было его прошлое, а именно, похожим детские годы в Обломовке. В конце романа Илья Ильич получает желанное – атмосфера, царящая в доме Агафьи, словно возвращает его в детство, где родная, любящая мать постоянно его баловала и оберегала от всяческих потрясений – не удивительно, что Агафья очень похожа на обломовских женщин.
Структура и построение
Особенность романа заключается в круговой композиции. Действие является круговоротом: сон переходит в пробуждение, пробуждение — в сон. Композиционная схема и принцип построения выглядят следующим образом:
- Экспозиция. В первой главе действий практически нет, они только в голове у главного героя. Обломов лежит и принимает посетителей. Здесь возникают разные персонажи, но по своей сущности они все одинаковые. Как Волков, ему Илья Ильич сочувствует и одновременно радуется за себя, что не рассыпается на 10 мест каждый день, а сохраняет человеческое достоинство у себя дома. Важная часть в произведении называется «Сон Обломова», где показан корень «обломовщины». Композиция такая же, как и идея: автор описал и показал причины, почему Обломов стал таким, как формировались его лень, апатия, судьба, а в конце его полное угасание и мертвая душа.
- Завязка. Скачки страсти к Ольге не делают Обломова лучше как личность, а лишь потихоньку морально выжимают героя. Тут происходит знакомство персонажа с Ильинской, именно оно затем перерастет в кульминацию.
- Кульминация. Третья глава является итоговой и судьбоносной для Обломова, поскольку тут все его мечтания неожиданно стали настоящими: он совершил подвиг, сделал предложение Ильинской, решился на риск, на войну с самим собой. Но оказался не всесильным — не смог исполнить просьбу Ольги и поехать к себе в деревню, поскольку последняя ассоциировалась у него с фикцией. Он расстается с девушкой и выбирает сохранение своего жизненного уклада, а не стремление его улучшить. Одновременно с этим ухудшается его материальное положение, он практически сталкивается с нищетой, это заставляет его сильно задуматься, каково быть бедным и покинуть съемную квартиру, выбрав более дешевый вариант и заново переосмыслить и составить свой бюджет.
- Эпилог. Последняя глава состоит из брака с Пшеницыной и дальнейшей кончины Обломова. Вероятно и то, что именно брачный союз поспособствовал скоропостижной смерти героя, ведь как он сказал в одном монологе: «Бывают же такие ослы, которые женятся!».
Истоки «обломовщины»
Гончаров впервые в русской литературе вводит такое социально-философское понятие как «обломовщина». В социально-историческом плане явление проявляется как приверженность персонажа к старым, отжившим себя ценностям, мещанскому укладу жизни, нежеланию трудиться и двигаться вперед, пока за тебя судьбу мира будут вершить другие.
В философском аспекте «обломовщина» представляет собой более глубокое и емкое понятие. Она является воплощением всей российской культуры и истории, российского менталитета – не удивительно, что Обломовка в сознании Ильи Ильича связан с обрядами, сказками и преданиями, то есть с вековой мудростью предков, не столько материальным, сколько духовным наследством.
Центральным персонажем русских сказок является Иван Дурак – персонаж якобы не глупый и не ленивый, но воспринимаемы людьми именно таким, так как постоянно лежит на печи и ждет чуда, которое само его найдет и захватит в водоворот событий. Обломов – проекция Ивана Дурака из сказочного повествования в мир 19 века. Как и сказочный образ, Илья Ильич является лишним персонажем, однако, в отличие от Ивана, чудо к Обломову так и не является, ведь он живет в реальном, а не выдуманном мире. Именно поэтому «обломовщина» – это не только чрезмерное лелеяние в себе устаревших и неактуальных ценностей и проживание жизни в другом, прошедшем времени, когда прошлое в разы важнее настоящего, но и замена реальности иллюзиями, эскапизм приводящий к деградации и застою личности, в чем и состоит внутренняя трагедия Обломова.
Причины стремления Обломова уйти от действительности
Описание Обломова, героя романа Гончарова, дает яркое представление об Ильи Ильиче, как человеке, прочно отгородившемся от реального мира и внутренне не желающем меняться. Причины этого кроются в детстве Обломова. Маленький Илья очень любил слушать сказки и легенды о великих богатырях и героях, которые рассказывала ему няня, а затем представлять себя одним из таких персонажей – личностью, в жизни которой в один момент произойдет чудо, которое изменит текущее положение вещей и сделает героя на голову выше других. Однако сказки существенно отличаются от жизни, где чудеса не происходят сами по себе, а для достижения успеха в обществе и карьере необходимо постоянно трудиться, переступать через падения и настойчиво двигаться вперед.
Тепличное воспитание, где Обломова приучали, что все дела за него будет делать кто-то другой, совместившись с мечтательной, чувственной натурой героя, привело к невозможности Ильи Ильича бороться с трудностями. Эта особенность Обломова проявилась еще в момент первой неудачи на службе – герой, опасаясь наказания (хотя, возможно, его бы никто и не наказывал, а дело решилось бы банальным предупреждением), сам увольняется с работы и не хочет больше сталкиваться с миром, где каждый сам за себя. Альтернативой жесткой реальности для героя становится мир его грез, где он представляет прекрасное будущее в Обломовке, жену и детей, умиротворяющее спокойствие, напоминающее ему его собственное детство. Однако все эти мечты остаются только мечтами, в реальности Илья Ильич всячески откладывает вопросы обустройства родной деревни, которая без участия разумного владельца постепенно разрушается.
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе «Обломов» представляет собой солнечную систему: в центре Илья Ильич, а вокруг него те или иные люди. Почти все герои имеют антиподов, равных по значению. Так, ленивому и меланхоличному Илье противостоит деятельный и активный Андрей, образованной и настойчивой Ольге — простая и покорная Агафья. Антитеза в романе «Обломов» является основой системы образов. Вот наглядная таблица от Многомудрого Литрекона:
имя | характеристика |
илья ильич обломов | помещик, потомок древнего дворянского рода, отставной чиновник. апатичный и ленивый толстяк. в то же время очень чувствителен и сострадателен. склонен к философствованию. воспитывался в семейном имении, окружённый заботой и всеобщим обожанием. в результате вырос абсолютно не приспособленным к реальной жизни человеком. попробовал пойти на государственную службу, но, не выдержав давления, ушёл в отставку и снял квартиру, где проводил свою жизнь в праздности и мечтаниях. попытка вывести героя из этого состояния заканчивается полной неудачей, и он ещё глубже погружается в себя. |
андрей иванович штольц | антипод обломова. сын русской дворянки и немца-иммигранта. худощав, целеустремлён и прагматичен. воспитывался в строгости, а после и вовсе был выставлен из дома. добился дворянства и разбогател. с детства дружил с обломовым и проявлял большое участие к его судьбе. с помощью ольги ильинской попытался вывести друга из состояния хандры, но потерпел неудачу. спас обломова от мошенников, взял в управление его имение, а позже взял на себя воспитание сына обломова. женился на ольге ильинской, но брак не был счастливым. |
ольга сергеевна ильинская | молодая дворянка. красавица. активная, жизнерадостная и образованная девушка. ради интереса вызвалась помочь штольцу вернуть к жизни обломова. однако со временем их отношения переросли в серьёзные чувства. была некоторое время помолвлена с главным героем, но свадьба так и не состоялась. разочаровавшись в любви, выходит замуж за нелюбимого штольца. отношения между супругами вполне благополучны, но прохладны. |
агафья матвеевна пшеницына |
антипод ильинской. недалёкая, но добрая женщина. скромная, обходительная и трудолюбивая домохозяйка. единственное её увлечение – работа по дому и походы на рынок. домоседка. не читает книг и не интересуется внешним миром. стала идеальной супругой для обломова. подарила ему всю свою заботу и искренне тосковала по нему. |
захар | крестьянин. слуга обломова. грубый, ленивый и зловредный мужик. плутоват. никудышный работник. любит говорить гадости про своего хозяина. в то же время искренне предан ему и не терпит оскорблений в сторону обломова от других людей. после смерти главного героя становится бездомным попрошайкой и искренне тоскует по хозяину. |
Философские итоги романа И. А. Гончарова
Философское значение финала произведения заключается в том, что Штольц находит компромисс. Проведя всю жизнь в труде, он обретает спокойствие и мир в семейной жизни.
Эта метаморфоза помогает понять, что с годами герой изменился, отследить его личностный рост, который привел к определенным метаморфозам и переоценке ценностей.
Роль Обломова иная, он «играет» с реальностью. На примере этого героя Гончаров показывает, то если человек не меняется, то непременно деградирует, как личность.
Нежелание Ильи Ильича трудиться, следовать современным течениям, принимать важные решения, приводит к его смерти. Герой погибает.
Философия жизни такова: нужно искать компромисс, расти, развиваться. В противном случае человек не будет «поспевать» за обществом, современными тенденциями. Ожидание чуда не гарантирует, что оно произойдет, а ждать вечно – значит, попусту тратить свою жизнь.
Прежде чем написать сочинение по теме, стоит немного «окунуться» в историю и понять, что противопоставление Обломова и Штольца – это влияние обстановки в стране. Сложившаяся ситуация, противостояние западников и славянофилов угадывается в романе и персонажах.