Самый почитаемый русский богатырь. илья муромец

Миотония Томпсона

Впрочем, парализованные мышцы быстро атрофируются от длительной неподвижности. Даже в случае выздоровления требуется внушительный восстановительный период. А как известно из былины, Илья Муромец исцелился мгновенно и сразу же начал совершать свои подвиги. Поэтому некоторые специалисты считают, что будущий богатырь 30 лет и 3 года страдал от редкого наследственного заболевания, известного современным врачам как миотония Томпсона.

В результате особой мутации генов человек с таким диагнозом не способен вести активный образ жизни. При любой попытке совершить какое-либо действие (встать с печи, например) в мышцах возникает спазм, который медленно проходит. Миотония Томпсона часто проявляется в раннем возрасте.

Одна из характерных особенностей таких пациентов – это атлетическое телосложение. Люди, привыкшие затрачивать огромные усилия даже ради незначительных движений, волей-неволей поддерживают свои мышцы в постоянном тонусе. Если знаменитые «калики перехожие» знали какой-то секретный рецепт, позволяющий исцелить миотонию Томпсона, то неудивительно, что вставший с печи Илья сразу же шокировал родных и соседей своей богатырской силушкой. Например, вырвал с корнем огромное дерево. Его мышцы больше не страдали от спазмов, и герой сразу же начал вести очень активный образ жизни.

Илья Муромец и Калин-царь

Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.

В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.

Реклама:

Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.

Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.

Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего — только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.

Реклама:

Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, — это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.

В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.

Возможные события

Вероятнее всего, старцы, посетившие Муромца, были костоправами и проводили ему простые, но многодневные манипуляции. Да и рассказ о том, что руки у богатыря тоже были парализованы, далек от реальности. Сотрудники Межведомственной комиссии Минздрава УССР, в 1988 году описывая состояние мощей святого отметили, что при жизни он имел очень развитый плечевой пояс и у него были увеличены кисти рук. Скорее всего, мужчина вовсе не был парализован, а испытывал сильные боли в нижних конечностях. «Калики перехожие» могли дать ему анальгетическое снадобье, выпив которое, Илья почувствовал облегчение и ему стало легче ходить. Однако дегенеративные изменения в суставах позвоночника, возникшие в детстве, никуда не исчезли и болезненное состояние мучило его всю жизнь.

История создания

Ежегодно 1 января в православии чествуют память святого Ильи. Мужчина встретил старость в Печерской лавре и погиб от руки жестоких половцев. Исследования останков мученика подтверждают мнение, что богатырь Илья Муромец – не вымышленный персонаж, а реальный человек.


Илия Печерский — предполагаемый прототип Ильи Муромца

Анализ мощей, который ученые провели в 1988 году, указывает на специфические особенности: погибший мужчина страдал редким заболеванием, влияющим на способность передвигаться. На костях и тканях святого замечены следы ранений. Перечисленные факты дают повод утверждать, что Илия Печерский (под таким именем похоронен мужчина) – прообраз могучего героя.

Возможно, преувеличения, которые свойственны сказаниям и легендам, – последствия постоянного пересказа. Или создатели былин добавили метафор в рассказ, чтобы произвести впечатление на слушателей.


Мощи Илии Печерского

Муромец и вправду отличался от современников. Описание героя (подтвержденное учеными) доказывает, что рост воина составлял 177 см. Средний рост мужчин в Древней Руси не превышал 160 см. Нужно упомянуть цитаты Бориса Михайличенко, исследователя мощей:

Первое письменное упоминание Ильи Муромца относится к 1574 году

Литовский воевода в записке к Остафию Воловичу вскользь упоминает об отважном воине «Ilii Murawlenina » и заточении русского героя в темнице киевского князя

Существует теория, что рукописные свидетельства о подвигах Муромца были специально уничтожены. Якобы незнатное происхождение героя бросало тень на дружинников-бояр и их потомков.

Популярные темы сообщений

  • Мертвое море Однако Мертвое Море считается озером, которое находится промеж Израиля и Иорданией. Данный географический объект считается озером, так как не омывается ни одним из океанов.
  • Город Мурманск Мурманск расположен в Северо-Восточной Европе и является крупнейшим по населению городом на заполярной территории. Основание города было в 1916 г., а до 1917 г. он носил имя Романов-на-Мурмане.
  • Правильное питание Чтобы организм человека функционировал в привычном режиме, ему необходимо правильно питаться. Правильное питание — это рациональное потребление продуктов, подобранное специально под параметры вашего организма.

Как Илья повстречал Святогора

Что интересно, все подвиги Ильи Муромца и события в его жизни нельзя расставить в хронологической последовательности. Былина о том, как Муромец Святогора повстречал, начинается так: «Как не далече‑далече во чистом во поли, Тута куревка да поднималася». Ни даты, ни места точного определить мы не можем.

Как-то раз выехал Илья на Святые горы, как раз во владениях Святогора. И видит он дивную картину: могучий богатырь спит прямо на ходу, сидя на коне, и это ведь сам Святогор! Не теряет шанс нанести смертельный удар и сразить героя наш Илья Муромец. Былина сообщает, однако, что Святогор продолжал спокойно спать на коне. Рассердился Илья, ударил второй раз, а затем и третий. И только тогда могущественный богатырь проснулся. Схватил он Муромца одной своей рукой, положил себе в карман и начал возить по лесу в течение двух суток.

Только вот конь Святогора говорит ему, что тяжко ему возить аж двоих богатырей, спотыкается конь. Могучий богатырь решает отправиться со своей ношей домой. Там два богатыря разговаривают о жизни. Хорошие качества Ильи Муромца и его честность внушают доверие Святогору. Два богатыря решили побрататься. Они поменялись своими крестиками и являются теперь крестовыми братьями.

Снизу иллюстрация Котухиной, Илья Муромец слева, Святогор справа.


Целыми днями они путешествуют по Святым горам, но однажды видят диво дивное: прямо посредине поля стоит огромный белый гроб. Гадают витязи, для кого же сделан этот чудный гроб. И тогда решает Илья Муромец лечь в него и проверить, подойдет ли гроб ему. Он оказывается для него слишком большим. Тогда ложится в этот гроб Святогор. Крышка закрывается.

Через пару минут просит могучий богатырь своего крестового брата открыть крышку, но она не поддается. Илья достает свой меч и начинает пытаться разрубить крышку гроба, но безуспешно. Тогда и понимает Святогор, что настал его черед умирать.

Когда Святогор умирает, к Илье Муромцу переходит часть его силы, что делает его еще более здоровым и могучим.

Переложение былины «Три поездки Ильи Муромца»

Ездил старый казак Илья Муромец по Руси великой, да наехал на чудо чудное. Лежит на дороге бел горюч камешек, Алатырь называется, а на камне том три надписи. Написаны в тех надписях таковы слова:

Стал Илья думать думу крепкую:

— На что мне, старому, богатым быть? Своего богатства у меня никогда не было, а чужое мне на старости лет не надобно. Да на что мне, старому, женатым быть? Молодую взять — чужая корысть, а старую я и сам не возьму. Поеду туда, где убитым быть.

Поехал Илья Муромец направо. Доехал Илья до леса тёмного, выскочили на него из тёмного леса сорок разбойников. Говорил им Илья, приговаривал:

— Ай же вы, страннички-разбойнички! Вам убить-то меня, старика, славы нет, а отнять у меня нечего — вам и корысти нет. Всего-то у меня денег в карманах семь тысячей, да тесьмяная узда на коне в одну тысячу, да седло кованое в десять тысячей. А коню своему я и цены не знаю: в гриве у него скатен жемчуг, а промеж ушей горят камни самоцветные, не для красы-басы, а ради тёмной ночки осенней, чтоб видеть куда идёт мой добрый конь.

Отвечали ему на то разбойники:

— Ах ты, старая собака, насмехаешься! Что с тобой долго разговаривать!

Да набросились на Илью Муромца.

Соскочил тут Илья с добра коня, снял шапку с буйной головы, стал он шапкой своей помахивать. Куда махнёт — там улица, назад отмахнёт — переулочек, разметал он все сорок разбойников.

Поехал Илья назал к Алатырь-камешку, стирал он надпись старую, писал надпись новую:

«Ездил направо Илья Муромец, а убит не бывал».

Поехал Илья дорожкой прямою, где женатым быть. Долго ли, коротко ли, видит: стоит посреди чиста поля широкий двор, на том дворе высокий терем — палаты белокаменные, в те палаты ведёт резное крыльцо узорчатое. На том крыльце стоит красна девица, коса русая до пояса, говорит Илье таковы слова:

— Ай же ты, удалой добрый молодец! Ты пожалуй ко мне во высокий терем, напою-накормлю тебя хлебом-солью.

Сходил Илья с добра коня, оставлял он коня непривязанного, поднимался на крыльцо узорчатое, заходил с красной девицей в высокий терем. Садились они за столы дубовые, ели-пили весь долгий день до вечера.

Под вечер выходит душечка красна девица из-за стола, говорит старому казаку Илье Муромцу:

— Ай же ты, удалой добрый молодец! Не пойдешь ли ты в спаленку тёплую, на кровать тесовую, на перину пуховую — спать-почивать после дальней дороженьки.

Повела девица Илью Муромца в спальню тёплую, подвела к кровати тесовой, говорит:

— Ты ложись, добрый молодец, к стеночке, а я-то лягу с краешку.

Отвечает ей Илья Муромец:

— Нет, ложись-ка ты, краса-девица к стеночке, а мне, старику, с краешку удобней спать.

Схватил он девицу да кинул на перину мягкую. А кровать та оказалась подложная, провалилась она в погреба глубокие, а с нею и обманщица красна девица.

Выбегал тут Илья на улицу, нашел двери того погреба: колодьем-то они завалены, песками-то они засыпаны. Илья колодья ногами распихивал, пески руками распорхивал, пинал он двери кованые, вышибал из крюков, из замков булатных, выпускал на Божий свет сорок царей да царевичей, сорок королей-королевичей, сорок сильных могучих богатырей. А той обманщице красной девице рубил с плеч буйну голову.

Садился тут Илья Муромец на добра коня, возвращался к Алатырь-камешку, стирал надпись старую, писал надпись новую:

«Ездил прямо Илья Муромец, а женат не бывал».

Поехал тогда Илья по последней дороженьке — где богатым быть. Долго ли, коротко — наехал на три погреба глубокие. Пошёл Илья в те погреба, видит — в них злата да серебра, да белого скатного жемчуга несметные сокровища. Раздарил Илья красно золото нищей братии, чисто серебро раздал каликам да богомольцам, на круглый скатный жемчуг понастроил церквей да монастырей, а себе ничего не оставил.

Вернулся он к Алатырь-камню, стирал надпись старую, писал надпись новую:

«Ездил налево Илья Муромец, а богат не бывал».

На том поездки Ильи Муромца и закончились.

VIII-XII века

Раскопки культурных слоев времен Киевской Руси (вокруг Киева) стабильно дают один результат: древнейшие обитатели этого региона использовали для отопления и приготовления пищи глинобитные печи овальной формы. Естественно, они топились «по-черному». Дым без всякой трубы попадал в дом и «вытягивался» через небольшое окошко в стене/потолке. Известный советский историк и археолог Михаил Григорьевич Рабинович (1916-2000) приводит в своей работе такую графическую реконструкцию жилья той эпохи:

Аналогичные процессы эволюции происходили и в других районах. Например, на новгородчине. Заселившие не позднее рубежа 760–770-х гг нижние берега Волхова  (Старая Ладога) славянские племена «принесли с собой развитую технику строительства наземных срубных домов,  отапливавшихся печью-каменкой,  располагавшейся в углу».

Это был, несомненно, шаг вперед в возможностях кулинарного использования очага. Вот только с классической русской печью он имел мало общего. Скажем больше: ничего специфически русского (или славянского) в такой печи не было. Аналогичные сооружения встречались чуть ранее или позднее по всей Европе. Можете сравнить их на иллюстрациях:

Как видите, подобная конструкция печи — массовое явление для раннего Средневековья. Причем, где-то аналоги сохранились до сих пор (превратившись, например, в печь для фокаччо в Италии), где-то эволюционировали значительно больше. Но повторим: ничего специфически «нашего», свойственного только русской кулинарной практике, в них не было.

Да, сейчас кто-нибудь может сказать, что ставить горшок со щами можно и в такую печь. Вынуждены разочаровать. По мнению археологов, устье тех печей было очень узким — 20-30 сми не позволяло ставить внутрь что-нибудь более или менее объемное. Заметим  в скобках, что семьи тогда были большие и меньше чем на 3-4 литра похлебку не варили. В чем же дело? Разгадка оказалась неожиданной.

Случайно найденные остатки верхней части печи дали ответ на этот вопрос. Свод печи оказался с отверстием, которое поначалу приняли за дымоотвод. Но затем стало очевидно, что на это отверстие в своде печи устанавливался горшок, полностью закрывая его своим днищем. Только, скажите нам теперь, чем таким уж радикальным это отличается от приготовления пищи на плите? Кстати, на одном из предыдущих изображений (Богемия, 1340) видно почти такое же отверстие. Может быть, автор древней миниатюры несколько исказил перспективу (Ну, действительно, зачем отверстие чуть сбоку — для выпуска дыма? Так он и через устье выходит, как хорошо видно на картинке). Так что, возможно, в той оригинальной богемской печи отверстие в своде было сверху и именно для этого — установки горшка, сковороды…  Впрочем, это лишь предположение.

А вот — уже не догадки, а более важная деталь. Точнее, кулинарная тонкость. Дело в том, что в такой печи с отверстием сверху крайне неудобно было печь хлеб. Известно, что для него нужен закрытый свод печи, поскольку под этим сводом скапливается водяной пар, столь необходимый для правильного процесса хлебопечения. Ведь даже в более поздних печах с трубами при выпечке хлеба закрывали вьюшку… Значит опять — не универсальное кулинарное приспособление.

Ну, и чтобы уж разом — обо всех стереотипах. Скажите, как на такой округлой печи мог 33 года просидеть Илья Муромец? Вот и попытаемся в нескольких следующих материалах разобраться в этом, а также понять, как развивалась и для чего использовалась наша печь.

(продолжение следует)

Исцеление Ильи Муромца

В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит — так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.

Продолжение после рекламы:

Илья Муромец — краткая биография

Интересно то, что Илья Муромец — это не придуманный персонаж.

Как человек, он существовал на самом деле. Звали этого человека Чобиток. Родом он был из Мурома. А конкретно, родился он в селе Карачарове, который находился недалеко от города Мурома, в крестьянской семье.

После рождения он ходить не мог и сидел «сиднем» тридцать лет и три года.

И уже только после чудесного исцеления каликами перехожими, Илья обрел «великую силушку». Тогда-то он и слез с печи.

Калики предсказали также ему будущее о том, что он буде совершать богатырские подвиги и что «смерть ему на роду не писана».

Когда калики уходят, Илья идет на отцовское поле, чтобы очистить его от кореньев и пней.

Потом он получает благословение родителей и отправляется в Киев.

По дороге он встречает Святогора. Они состязаются между собой в силе. где Святогор побеждает. Богатыри, тем не менее, братаются. Затем Святогор умирает, но успевает передать Илье свою силу богатырскую. И уже только после этого он становится настоящим богатырем.

Потом Илья продолжает свой путь в город Киев, чтобы по-пути победить Соловья-разбойника. Еще он совершает много других подвигов. Например, защищает от врагов Чернигов и строит мост через реку Смородину.

По приезду в Киев, Илья посещает княжеский дворец. Он показывает князю Соловья и заставляет его свистеть по-соловьиному. Затем Илья его убивает.

Так Илья остается в Киеве и получает почетное место за княжеским столом. Но он отказывается от этого, так как считает, что его место с дружинниками.

В дальнейшем, Илья мирит поссорившихся Добрыню и Дуная, помогает Алеше Поповичу, Дюку Степановичу. Еще он предостерегает князя Владимира от неверных действий (былина о Сухмане).

И в Киеве, и в Царьграде он совершает много других подвигов. К примеру, побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя. Иногда в сказках вместо Калина можно встретить Батыгу (или Батый Батыевич).

Путешествия Ильи Муромца

Есть цикл былин, который связан с поездками Ильи в «Индею богатую» или «Карелу проклятую».

Везде он встречается с разбойниками и убивает их, а богатую казну раздает нищим.

В путешествиях он встречается с другими богатырями, например, с Добрыней Никитычем. Они бьются, но бой всегда заканчивается примирением и обменом крестами. После этого они отправляются в Киев, чтобы служить князю Владимиру.

Ученые предполагают, что жил Илья в 12 веке. А в Киево-Печерской лавре принял монашество.

Потом после своей смерти (примерно в 1188 г) его причислили к лику святых. В 1643 г. его канонизировали как Илью Печерского.

Ратные подвиги богатыря

При составлении характеристики Ильи Муромца в 7 классе важно знать его отважные подвиги. После того как герой отправляется служить Великому князю, на его пути встает захваченный город Чернигов

Здесь совершается первый подвиг – освобождение города от кочевников. Народ предостерегает Илью, рассказывая о том, что на пути к Киеву его ждет другая опасность – Соловей-разбойник. Но храброго и отважного богатыря не пугает это известие. Он отправляется к указанному месту, чтобы сразить разбойника

После того как герой отправляется служить Великому князю, на его пути встает захваченный город Чернигов. Здесь совершается первый подвиг – освобождение города от кочевников. Народ предостерегает Илью, рассказывая о том, что на пути к Киеву его ждет другая опасность – Соловей-разбойник

Но храброго и отважного богатыря не пугает это известие. Он отправляется к указанному месту, чтобы сразить разбойника

Увидев богатыря, Соловей начинает кричать и свистеть с невероятной силой, так что даже верный конь не в силах справиться с этой круговертью. Но неустрашимый герой пускает в него стрелу, которая попадает и ранит врага. После такой победы богатырь отправляется в Киев вместе с захваченным Соловьем, где казнит его по приказу князя.

Богатырь одерживал эти и другие многочисленные победы над своими врагами, но никогда не хвастался этим.

Не смотря на преувеличение и удивительные события, о которых рассказывают в былинах, все происходящие действия пересекаются с реальными событиями того времени, имеют под собой истину.

Вероятно, противники в лице Соловья-разбойника, Идолища Поганого, Калина-царя и других — это собирательные образы, подразумевающие всех разбойников, а также иноплеменных врагов, с которыми приходилось сражаться славному герою.

Биография богатыря Ильи Муромца

О биографии богатыря Ильи Муромца мы узнаем из былин.

Рождение богатыря относится к двенадцатому веку. Произошло это в городе Муроме или в селе Карачарове под Муромом. Этот факт пока остается спорным. Если верить былине «Исцеление Ильи Муромца», то он до тридцати трех лет лежал на печи, потому что не мог ходить. Беда эта с мальчиком случилась вот почему: дед Ильи, будучи язычником, отказывался принимать христианство и даже топором разрубил православную икону. Именно с этих пор все мальчики в роду были обречены родиться калеками, что и произошло с Ильей. Однако богатырь не лежал просто так, он тренировал руки, делал упражнения на мышцы. Поэтому руки его были очень сильны. Однако ноги его были абсолютно неподвижны.

Но однажды проходящие мимо его дома старцы исцелили его. Сначала они попросили богатыря принеси им воды. Недоумевающий Илья встает и приносит ее. Тогда старцы просят его самого испить воды, после чего Илья выздоравливает. После второго глотка он становится невероятно сильным, а после третьего – сила его становится чуть меньше. Затем целители говорят Илье, что теперь он должен служить князю Владимиру. Однако на пути в Киев ему встретится огромный камень. Богатырь прощается с родителями, едет в Киев. И действительно по дороге он находит камень. Илья сдвигает его, а там находит коня и доспехи. Оседлав коня, он скачет к князю Владимиру Мономаху. Последний правил с 1113 года по 1125 год. В это время христианство уже прочно укрепилось на Руси. И сам богатырь Илья Муромец был истинным христианином.

Всю свою жизнь русский богатырь Илья Муромец посвятил подвигам. Например, бой с Соловьем-разбойником. Последний заблокировал дорогу к Киеву. Кроме того, он занимался грабежами, набегами на обычных людей. Илья же смог победить разбойника и открыть путь к столице.

Также русский богатыри во главе с Ильей смогли дать отпор половцам, завоевав несколько их городов. Есть былина и о подвиге Ильи, когда он убивает дракона.

Часть былин об Илье Муромце основана на том, как он борется с разными злодеями: разбойниками, казаками. Обычно эти сюжеты мы встречаем в южной и центральной России, на Украине. А традиционные былины идут с севера Руси.

Умирает Илья примерно в пятьдесят лет от удара острым оружием.

Святой богатырь Илья Муромец

Считается, что богатырь является создателем нескольких церквей: Троицкой в Карачарове, Ильи Пророка. В Карачарове есть храм, который был восстановлен уже в наше время, где хранится икона и мощи святого богатыря Ильи Муромца. Вообще он входит в собор святых Мурома. Русская Православная Церковь канонизировала его в 1643 году. Его изображение можно увидеть на иконах. В Киево-Печерской Лавре хранятся уже около восьми-девяти веков мощи мощи Ильи из Мурома. Но действительно ли они принадлежат тому самому Илье Муромцу? И существовал ли он на самом деле?

Почитание Ильи Муромца

Сегодня в России есть два памятника, посвященных известному богатырю. Один из них находится на его Родине – в Муроме, а второй во Владивостоке.

День былинного богатыря Ильи Муромца празднуется первого января (19 декабря по старому стилю). Память о нем хранят как о богатыре, защищавшем Русь от нападений. Кроме того, он освободил Киев от Калин-царя.

Эротические сюжеты былин

По мнению большинства фольклористов, былины пронизаны эротическим подтекстом. Тот же Илья Муромец наплодил в разных землях немало детей. Причем не всегда брал женщин с их согласия. В одной из былин дочь Ильи Муромца, богатырша (поленица), желает отомстить своему отцу за бесчестье матери. Илья сражается с нею, не зная, кто она, и в схватке дочь гибнет от руки отца. Лишь перед самой ее смертью Илья узнает горькую правду. Вообще былины по жанру — это совсем не обязательно сказочки со счастливым концом.

Поленицы – женщины богатырского склада – частый персонаж былин. Это и жены богатырей, причем, чтобы овладеть оными, богатыри сначала сражаются с ними.

Один из богатырей – Хотен Блудович – красноречиво заявляет о себе уже самим именем. На первый взгляд, в единственной былине про него нет ничего порнографического. Он «всего лишь» убивает всех братьев своей будущей супруги, прежде чем жениться на ней. Однако, как показывает историк из Ярославля Андрей Васильченко, все элементы былины пронизаны символизмом, указывающим на сексуальное насилие со стороны богатыря.

Пересказ былины три поездки Ильи Муромца

На перекрестке трех дорого увидел Илья Муромец камень Алатырь, на котором было написано: поедешь прямо, будешь убит, поедешь направо, обогатишься, а налево — женишься. Выбрал Илья путь прямо, где ждала его смерть, так как богатство ему ни к чему, а жениться поздно. В Смоленских топях увидел он множество разбойников, сорок тысяч, которые хотели его ограбить и убить. Только богатства у него не было, и стал Илья своим шлемом размахивать, так всех разбойников и перебил. Вернулся он к камню и исправил надпись, что дорога прямо открыта. Затем выбрал он дорогу, указывающую на женитьбу. Встретила его девица, отвела в свои покои и стала на кровать укладывать. Тогда Илья схватил ее и саму на кровать бросил. Упала она в подвал, где томились 12 богатырей. Выпустил их Илья. Вернулся к камню и еще одну надпись исправил. Поехал по третьему пути, нашел богатства и раздал бедным. И третью надпись на камне исправил.

https://youtube.com/watch?v=y9yy5kIslP4

Роковое нашествие половцев

Былинный Илья после пострига за меч никогда не брался. Настоящий Илия Печёрский погиб во время очередного сражения, уже после того, как дал обет. Во время исследования останков на левой руке и груди богатыря обнаружились сильные повреждения. Предположительно, он закрывался рукой от удара чего-то острого, что прошило руку и вонзилось в сердце.

Скорее всего, Илия Печёрский погиб от половецкого копья. Примерно в 1203 году на Киев напали половцы, возглавляемые князем Рюриком. В результате был захвачен Киево-Печёрский монастырь и Софийский собор. Бывший воин не смог сидеть сложа руки, когда захватчики оскверняли святыни. Илие Печёрскому пришлось нарушить обет и вновь, в последний раз, взяться за оружие.

Мощи Ильи Печёрского в Киево-Печёрской лавре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector