Электронная книга домострой

Краткое содержание «Домостроя»

Наиболее подробно, особенно подчеркивая важность этого вопроса, в «Домострое» прописаны наставление отца к сыну, почитание и повиновение родителям и рукоделие

Останавливаясь на этих нормах бытового уклада, хочется особенно выделить следующее:

— Наставление отца к сыну (заповедь отца) начинается с благословления. После этого отец наставляет родное чадо вместе с его женой и детьми руководствоваться христианскими заповедями. Особенно ценны строки наставления: «Если писание сие не примите, то будете сами за себя отвечать в Судный день».

Данное наставление пропитано духом величия и отеческой мудрости. Именно поэтому актуальность этих строк относится ко всем временам, включая и современность. Сегодня уже молодое поколение не руководствуется этой эпической мудростью, а потому и всем становится очевидным, откуда берет свои корни откровенное разобщение между разными поколениями. А в период руководства семейных отношений именно укладу по «Домострою» почитание старшего поколения было безусловным, что, несомненно, давало свои положительные плоды.

— Почитание и повиновение родителям исключало любую возможность осуждения или оскорбления отца или матери со стороны их детей. Здесь четко указывается иерархия семейной власти, в которой поручения родителей не могут обсуждаться, а выполняются беспрекословно. Любовь, почитание и повиновение детей к родителям обусловлены самой природой существования семейных ценностей. При нарушении этого правила детей ожидает отлучение от церкви и проклятие родителей. Именно родовая привязанность потомков к своим предкам позволяет говорить о фундаментальной опоре общества и его силе. К сожалению, сегодня родительский авторитет значительно утерян, что способствует огромной разобщенности во всем социуме.

— Правило «О рукоделии» имело очень серьезный статус в виду огромного почитания в то время честного труда. Именно качественное исполнение любой работы имело первостепенное значение в оценке человеческих качеств домочадцев. А потому данное правило было должным мерилом трудолюбия, исполнительности и, как следствие, полезности каждого человека для семьи и общества. Здесь очень серьезному осуждению предавались те люди, которые склонны к обману, воровству, корыстолюбию и прочим христианским порокам. Интересно, что перед выполнением любого задания необходимо было наложить на себя крест, испросить благоволения Господа и трижды осуществить земной поклон святым перед их ликами, изображенными на иконах. А перед любым рукоделием необходимо было вымыть руки и очистить свои помыслы от недобрых позывов.

Кто придумал «домостройную Русь»?

Внимательно изучая текст «Домостроя», можно увидеть, что многие наши представления об этой книге не соответствуют действительности. Но когда «Домострой» стал символом косного и жестокого прошлого?

Писатели и публицисты использовали его образы для выражения собственных идей. Вот как позже описал эту атмосферу публицист и литературный критик Николай Шелгунов:

Интересно, что к «Домострою» критически относились и западники, и славянофилы.

В ХХ веке положение не изменилось. Это заметно, например, по словарям: если словарь Даля еще сохраняет традиционные толкования слова «домострой» как «домохозяйство, домовний обиход, наблюдение за порядком в дому», то словарь Д. Н. Ушакова в 1934 году определяет «домостроевский» как «патриархально-суровый, косный, и грубый (о семейном быте)». Ученые продолжали исследовать памятник, но стереотипы о нем уже прочно закрепились и мало изменились с тех пор.

Может быть интересно

Сегодня мы знаем и о «Домострое», и о жизни Московской Руси намного больше, чем исследователи и публицисты XIX века. Его уже нельзя считать объективным и беспристрастным «зеркалом» всей допетровской эпохи, как думали когда-то. Эту книгу писали для высших слоев общества, и составители выразили в ней прежде всего свои представления об идеальном доме, подкрепив их фрагментами Священного Писания.

«Домострой» — прекрасный, богатый деталями исторический источник для тех, кто изучает, как люди той эпохи смотрели на мир, на какие идеалы ориентировались и какие правила нарушали

Но важно не забывать, что эта книга создавалась в обществе, совсем не похожем на наше, и включала фрагменты еще более древних текстов. Стереотипы о ней тоже возникли в определенной исторической ситуации

Учтем и то, что сами современники «Домостроя» вряд ли неукоснительно соблюдали его правила. Так что читать и исследовать его, разумеется, стоит, — а вот скопировать его нормы сегодня, в изменившемся мире, вряд ли получится.

Основной автор

Однако, независимо от того, кто написал «Домострой», нельзя отрицать усилия и талант, которые приложил к нему Сильвестр. Он был талантливым писателем и публицистом. При Иване Грозном этот священник кремлевского Благовещенского собора имел немалое политическое влияние.

Именно с ним связывают окончательное создание рассматриваемого руководства для духовной жизни и быта. Это произведение Сильвестр выстраивает в виде поучения к Анфиму, своему сыну, подавая его в качестве итога собственного жизненного опыта.

Глава под номером 64, под названием «Послание и наказание от отца сыну», по мнению ученых, принадлежит именно его перу. Как выяснилось, Сильвестр воспользовался огромным пластом существовавшей византийской и русской литературы.

Кроме уже указанных выше источников, составитель (или несколько составителей) взял за основу Священное Писание, монастырские уставы, древнерусские учительные сборники, переводное сочинение «Стословец», принадлежащее Геннадию Константинопольскому.

Домострой – книга о русских идеалах

Книга под названием Домострой увидела свет в эпоху Ивана Грозного – в начале XVI столетия. Она являла собой полную энциклопедию русской жизни, охватывающую все ее сферы – религию, ведение хозяйства, воспитание детей, отношения между супругами. Домострой пронизан идеей единоначалия: государством правит царь, а семьей – мужчина. Тексты имели целью структурировать не только семейную жизнь, но и функционирование молодого централизованного Русского государства.Составитель книги – духовник Сильвестр, наставник Ивана Грозного, выходец из богатых купцов Великого Новгорода – использовал для создания полного свода правил уже существующие произведения, как русского происхождения, так и европейского.
В их число вошли «Измарагд», «Златоуст», «Поучение и сказание отцов духовных», «Книга учения христианского», «Парижский хозяин».

Правила для каждой семьи в отдельности, и общества в целом./Фото: ru-an.info

Кратко излагая суть, получаем такую сентенцию: глава семьи отвечает перед государем и Богом за себя и своих домочадцев. И один из предлагаемых инструментов – «спасение страхом»

Поэтому глава семьи со всей строгостью запрещает домашним бездельничать, сплетничать, а также требует соблюдать важное условие – принимать любые решения с его ведома и согласия. Но автор Домостроя настаивает, что поучать нужно с любовью и «примерным наставлением» («ни по уху, ни по глазам не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным или деревянным не бить…»)

Из 67 глав лишь одна посвящена вопросу наказаний.Большая часть книги – это подробные советы о том, как кроить платье из обрезков, заготавливать провизию впрок, вести учет содержимого погребов, делать пожертвования нуждающимся и даже варить пиво. В общем, как управлять хозяйством, чтобы добро наживать, а не в долги влезать.

Воспитательное значение

Несмотря на упоминание в книге таких слов, как «страшный суд», «бес», «лукавый», все эти заповеди могли бы и сейчас стать неплохим руководством к повседневным действиям. Учитывая тот факт, что для современных жителей России «законы не писаны», опираться на свод общепринятых правил не представляется возможным.

Манеры поведения вырабатываются, исходя из норм морали, которые закладывают родители, школа, общество

Не всегда этому уделяют должное внимание. Не говоря уже о том, чтобы какие-либо правила принимались всеми для ежедневного использования

Церковь перестала настолько серьезно восприниматься людьми, чтобы почитать все божественные заповеди.

Сейчас многие труды переосмысливаются и обретают новый смысл. Труды, которые отвергались, осуждались, признаются гениальными и талантливыми. «Домострой» — это одно из таких уникальных творений, несущих для современной семьи, подрастающего поколения и всех людей немало ценных практических советов на каждый день. Основная идея книги – это воспитание детей с самых первых дней, направление ребенка на добрые дела и проявление добра во всех своих поступках. Не этого ли сейчас так не хватает в нашем обществе, полном лжи, лицемерия, зависти, злости и агрессии?

Основные фигуры быта

Рассматривая вопрос о том, кто написал «Домострой» и в какое время, нужно отметить, что тремя основными фигурами тогдашнего быта являются следующие:

  • Во-первых, это крестьянин, молившийся то Богородице, то древним идолам где-нибудь в лесу. Он привык обращаться со скотом и тяжело работать. А вот галантное обхождение ему неведомо, он ему не обучен.
  • Во-вторых, это воин, который защищает пахаря и владеет основной частью произведенного им хлеба. На боку он носит оружие и в любой момент готов пустить его в ход.
  • В-третьих, это священник, зачастую едва грамотный, с трудом разбирающий Псалтырь. Но только он способен хоть немного смягчить сердце земледельца, руки которого задубели от тяжелой работы, кожа пропиталась соками земли. И воина, с ладоней которого годами не исчезали мозоли из-за упражнений с оружием и которому зимой приходилось спать чуть ли не на снегу.

Таким образом, в век создания «Домостроя» лишь слово Божие было способно в их душах поставить заслон жестокосердию, сформировавшемуся тяжелым бытом.

Книга о христианских ценностях, семейной жизни и деловом этикете

Рукописный свод житейских законов появился еще в конце XV века в Новгороде, он был популярен в домах новгородской знати. В его основу легли старинные сборники подобных поучений, например «Измарагд» и «Златоуст». В разных редакциях свод законов постепенно обогащался новыми рекомендациями и советами, со временем в него вошли правила семейной жизни. В XVI веке московский церковный деятель, духовник и сподвижник Ивана Грозногопротопоп Сильвестр собрал все воедино. Новую книгу Домострой он поделил на три части. В первой говорилось, как молиться и вести себя в церкви, во второй — как чтить царя, в третьей — как жить в семье и вести хозяйство.

Читали Домострой многие: князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. В основе поучений лежали христианские ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды.

Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел. Он выдержал множество переизданий и еще три столетия спустя регламентировал жизнь старообрядцев, городских купцов и зажиточных крестьян.

Призыв любить Господа

В одной из первых глав «Домостроя» автор призывает любить Господа от всей души и иметь страх Божий в сердце своем. Он говорит, что нужно быть праведным и справедливым, жить в смирении, опустив к земле глаза, а ум простирая к небесам. Следует быть приветливым с людьми и умильным перед Богом.

Другими словами, людям, которые историей и географией были поставлены в суровые условия, напоминалось, что людьми они могут оставаться, лишь помня о Боге, любя его и одновременно боясь его гнева.

И это руководство работало, «Домострой» был почитаем. До нашего времени сохранились десятки его рукописных копий. А ведь это весьма объемное сочинение. Его переписывали и в 18-м веке, считая полезным на протяжении двух столетий как минимум. Эта книга принесла немало добра русской цивилизации.

Табу на безрассудную агрессию

Неужто, спросите вы, в «Домострое» так ничего и не говорится о телесных наказаниях. Говорится, но применение силы в этой книге сильно ограничивается и описывается как неизбежная необходимость в крайних случаях. При этом само наказание должно происходить без злобы, с искренним желанием принести пользу и наставить домочадца, которого затем нужно обязательно пожалеть.

«У добрых людей, у хозяйственной жены дом всегда чист и устроен, — все как следует припрятано, где что нужно, и вычищено, и подметено всегда: в такой порядок как в рай войти. — поясняет автор „Домостроя“. — …А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает — тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет, и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить, и попенять, и с любовью наставить, и поучить, но при этом ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и в согласии. А слуг и детей, также смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожалеть».

Учитывая суровый нрав средневекового русского человека, составитель книги отдельно подчеркивает недопустимость жестокости и причинения вреда здоровью членов семьи.

  • Как правильно ставить цели и добиваться их, не отвлекаясь на второстепенное
  • 10 незаменимых книг, которые научат хорошо одеваться
  • Старый протокол, делающий уязвимым весь интернет
  • Не ломай стекло как шоколад в руке: 10 полезных фактов на тему «как вернуть бывшего»
  • Гаджеты отупляют и делают вас ленивее

Народ был приучен к драке

В наше время подобные ограничения могут показаться незначительными. Но чтобы оценить их масштаб, нужно понимать, как Россия жила в ту пору. Весь юг, начиная с весны, трепетал от страха перед татарскими набегами.

Ежегодно одна или несколько армий приходили к южным границам, чтобы в случае необходимости стоять насмерть против очередного нападения войск Орды монголо-татар. А также войны часто происходили и на востоке, и на западе.

Как следствие, быт в московской державе был крайне милитаризован. Тогда народ от мала до велика был приучен к драке, так как это могло понадобиться в любой момент, чтобы дать отпор врагу.

Роль женщины и мужчины

К женщине книга выдвигала ряд требований, которым та непременно должна была соответствовать:

  • Покорность и послушание, воля главы семьи должна была быть исполнена беспрекословно.
  • Духовная чистота.
  • Обязанность воспитывать детей, прежде всего — дочерей, поскольку свой опыт сыновьям передавали мужчины.
  • Ведение домашнего хозяйства.

Регламентирует «Домострой» правила поведения в семье. Последняя представляла собой общество в миниатюре, поэтому общий смысл произведения становится гораздо более масштабным. Правилам и советам должны были следовать не только отцы и матери, но и все жители Руси вне зависимости от их социального и семейного статуса.

У любого государства есть глава — царь, равно как и во главе любой семьи находится мужчина, отец и муж, ответственный и справедливый, который должен не унижать своих домочадцев, а наставлять их на путь истинный, помогать принимать правильные решения и становиться порядочным человеком. В свете этой аналогии законы и правила текста перестают казаться чрезмерно жестокими и абсурдными.

Глава семьи, отец, обладал, согласно канонам книги, безграничной властью, но в то же время именно на его плечи ложилась максимальная ответственность

Использовать власть важно было грамотно, без злоупотреблений. Использование физических наказаний «Домострой» разрешал, однако рекомендовал делать это «без злобы», только при необходимости

Цель порки должна была быть благая — воспитание подрастающего поколения или супруги, а ни в коем случае не унижение их человеческого достоинства. Прилюдно наказание осуждалось, кроме того, рекомендовалось пожалеть наказанного.

В обязанности главы семьи входило своевременное обеспечение дочери приданым. Книга рекомендовала заранее начинать откладывать на эти цели часть доходов, чтобы повзрослевшая дочь стала завидной невестой и смогла получить себе достойного избранника, который, в свою очередь, станет надежной главой новой молодой семьи.

«Домострой» приписывал сопровождать молитвой любое дело. Перед его началом необходимо было помолиться Богу и попросить его о помощи, после завершения — поблагодарить. Наконец, отец с ранних лет должен был воспитывать в детях положительные качества и научить их избегать пороков — не красть, не предаваться зависти, не блудить, не клеветать.

Жена: «Богу и мужу угодить»

На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Только женихи в возрасте могли выбирать себе невесту и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.

Слово «домострой» сегодня ассоциируется прежде всего с патриархальным укладом. Фактически замужняя женщина из народа жила взаперти, занималась лишь домашней работой. Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».

Женщину в книге величали «государыней дома», и главное ее дело — «Богу и мужу угодить». Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.В книге подробно расписывалось, как вести себя в разных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:

Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.

В Домострое говорилось, что «плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами». Неправедная «государыня» подрывала дисциплину и подавала слугам плохой пример. В особых случаях жену следовало наказывать, причем не только на словах. «Учить»супругу следовало наедине, а не перед людьми, а после следовало приласкать и пожалеть.

Литература

Издания

  • Сильвестра

    Домострой / Изд. подгот. В. В. Колесов, В. В. Рождественская; Отв. ред. Л.А. Дмитриев. — СПб.: Наука, 1994. — С. 88—133.; Зеркала: в электронной библиотеке Исторических ресурсов МГУ им. Ломоносова, с комментариями митрополита Иоанна (Снычева).

    середины XVI века.

  • Голохвастова Д. П. во «Временнике» Московского общества истории и древностей Российских, и отдельной книгой (М., 1849).
  • Домострой. По рукописям Императорской публичной библиотеки / В. Яковлев. — Санкт-петербург: Издание Д. Е. Кожанчикова, 1867.
  • Домострой. — М.: «Советская Россия», 1990.
  • Домострой / Изд. подгот. В. В. Колесов, В.В. Рождественская; Отв. ред. Л. А. Дмитриев. — СПб. : Наука, 1994. — Содерж.: Домострой: . – С. 5—87; Сильвестровская редакция. – С. 88—133; Перевод. – С. 134—268.

Источники произведения

Сильвестр, автор «Домостроя», уже имел на момент его создания определенный литературный опыт — он принимал участие в написании «Судебника» (1550) и «Великих миней читиих». Однако его основной труд не имел прямого отношения к религиозным догматам, хотя, конечно, правила семейной жизни в рассматриваемом произведении были четко регламентированы церковными канонами и христианскими обычаями. История создания книги достаточно хорошо изучена.

Однако литературоведы уверены, что считать Сильвестра автором книги было бы неверно — он скорее составитель и редактор. Анализ стилевых особенностей, специфики изложения материала позволяет сделать вывод о том, что в написании великого произведения принимали участие несколько людей, причем работа велась не один год. Так, на страницах «Домостроя» можно найти настолько очевидные повторения одного и того же, что становится очевидным — об одном авторе не может быть и речи. Кроме того, присутствуют диалектизмы из различных регионов страны, меняется стиль повествования (с просторечия на деловой или фольклорный).

К числу источников, которые послужили основой для написания замечательной и по-своему актуальной книги, литературоведы относят:

  • Наставления священников о том, как надлежит жить праведному христианину.
  • Поучения отцов к сыновьям (расцвет жанра приходится на вторую половину 11 века).
  • Так называемые «Обиходники», регламентирующие порядок жизни в монастырских обителях, словно в идеальных домах. Этот жанр пользовался особой популярностью в Средние века.
  • Аналогичные «Домострои», привезенные из европейских стран.
  • Бытовые новеллы, касающиеся особенностей жизненного уклада городских и крестьянских семей.

Дети: «вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться»

Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак. Педагогика Домостроя включала несколько аспектов: учение «страху Божию», знанию, вежливости, ремеслу и рукоделию.

Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. Смех и баловство считали грехами, родителям советовали даже не улыбаться во время игр с детьми. В воспитании рекомендовали учитывать особенности ребенка: «По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст». Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Грамота считалась необязательной. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.

Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовали, как держать себя сыну в чужом доме: «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться». Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.

Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом». Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.

О чем рассказывает «Домострой»?

Этот памятник — часть европейской средневековой традиции сборников правил и наставлений на все случаи жизни. Похожие сочинения были известны и в Западной Европе, и в Византии. Разброс тем в них может показаться современному читателю даже слишком широким. В «Домострое» есть рекомендации и о том, «как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу», и о том, «как держать на сеновалах сено». Это не кощунство и не небрежность составителя текста, а принципиальное решение.

Для христианина той эпохи вся жизнь — это путь либо к Богу, либо прочь от Него, третьего не дано. Поэтому процесс духовного совершенствования не ограничивался стенами церкви и минутами молитвы. Нравственным правилам подчинялись все действия, даже самые простые бытовые заботы. В облике дома и поступках его обитателей отражался их ежедневный труд на этом пути к Богу. Кэролин Паунси пишет:

Вот что говорит сам «Домострой»:

Этот земной бытовой «рай» не просто приятен глазу, он дает надежду на истинный рай после смерти.

Главный принцип жизни дома по «Домострою» — всё должно быть на своем месте, и каждый выполняет свои задачи так хорошо, как только может. Дети подчиняются родителям, те заботятся о них. Слуги делают всю необходимую работу, хозяева контролируют ее качество и обеспечивают слуг всем необходимым. Все обитатели дома должны стараться сохранять честь семьи и за пределами дома вести себя так, чтобы никто не сказал о них дурного: не сплетничать, не воровать, не напиваться допьяна.

Хозяин дома несет ответственность не только за то, чтобы все домочадцы, включая слуг, были одеты и накормлены. От его решений зависит, будут ли спасены их души после смерти, обретут ли они вечную жизнь или отправятся на вечную муку. Бремя их проступков ложится на плечи хозяина.

Кто читал «Домострой»?

Сегодня можно услышать, что «по „Домострою“» жила вся Московская Русь — от крестьян до государя. Но кто на самом деле читал этот текст? Очевидно, это были обеспеченные люди. «Домострой» до середины XIX века существовал только в рукописях, а созданные вручную книги стоили дорого.

К счастью для историков, многие владельцы книг оставили на них свои имена. Исследовательница Кэролин Паунси, изучая рукописи «Домостроя», обнаружила на них более шестидесяти имен владельцев, причем около пятидесяти надписей сообщают еще и об их положении в обществе. Примерно половину составляли «служилые люди», в основном военные и несколько канцелярских служащих. Треть владельцев принадлежала к духовенству, в основном «белому»: живущие в миру обращались к «Домострою» чаще монахов. Почти все, кто входил в оставшиеся 20%, были купцами. Впрочем, Паунси считает, что купцов среди владельцев могло быть и больше, — книги часто гибли в пожарах. Более ранние рукописи чаще принадлежали «служилым людям», а начиная с конца XVII века «Домостроем» всё чаще интересуются купцы и духовенство.

Итак, «Домострой» читали люди далеко не бедные, многие из них — высокопоставленные. Например, одна рукопись принадлежала князю Кириллу Шехонскому. На высокое положение читателей указывают и некоторые детали текста. Скажем, «доброй жене» книга не разрешает сплетничать «ни о княгинях, ни о боярынях, ни о соседях», даже если у нее будут выпытывать «с пристрастием». Если эта женщина и не входила в круги элиты, она могла обладать сведениями о них.

Может быть интересно

Читатель «Домостроя» — горожанин. Составитель книги предполагал, что у этого человека может и вовсе не быть земли за пределами города. Есть отдельная глава о том, как в такой ситуации делать запасы на весь год: что придется купить, а где можно обойтись своими силами. Например, дома вполне реально было держать столько свиней, чтобы мяса, сала и потрохов всем домочадцам хватило до весны.

«Домострой» предназначался прежде всего для обеспеченных городских жителей — они и стали его читателями. Вероятно, первыми с книгой познакомились москвичи: самые древние сохранившиеся рукописи созданы в столице. Так можно ли говорить, что «по „Домострою“» жила вся Московская Русь? Кэролин Паунси считает: хотя «Домострой» — действительно важный документ эпохи, его непосредственное влияние на общество часто преувеличивают. Большая часть населения Руси не только не читала его (по понятным причинам), но и не нуждалась в инструкциях по управлению богатым домом. А общие для всех христиан принципы, выраженные в «Домострое», — например, необходимость почитать родителей, — люди усваивали из других источников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector