Тема 14. «славянофильство и западничество»

Различия во взглядах западников и славянофилов

Славянофилы Западники
Предпочтительный путь развития России Свой особый путь с опорой на традиции православия, самодержавия и патриотизма. Использование опыта стран Европы, либеральный западный путь развития.
Отношение к Петру I и его реформам Негативное. Славянофилы утверждали, что петровские реформы толкнули Россию на чуждый ей путь. Положительное. Западники видели в нём великого реформатора и преобразователя, прорубившего «окно в Европу».
Отношение к крепостному праву Отмена крепостной зависимости при условии сохранения традиционного уклада жизни и крестьянских общин. Отмена крепостной зависимости , стимулирование промышленности и развитие сферы работы по найму.
Отношение к роли религии в жизни государства Православие – один из столпов, на которых покоится благополучие страны. Россия должна выполнить свою святую миссию в мире. Роль религии в управлении государством необходимо ограничить.
Отношение к самодержавию Положительное. Славянофилы видели в самодержавии одно из необходимых условий процветания России. Негативное. Западники выступали за введение конституции и ограничение власти монархии.
Предпочтительный путь преобразований. Мирный. Реформы должны исходить от верховной власти. Но ряд радикальных представителей ратовал и за резкие революционные перемены. Мирный. Революции недопустимы.
Предпочтительный путь развития экономики. Свой уникальный путь, но с допустимым использованием технологических достижений западных стран, таких, как железные дороги и фабрики Использование опыта и технологических достижений западных стран для стремительного развития экономики. Без ограничений.

Предпосылки возникновения западнических и славянофильских идей в России

Историки считают, что первым страну по вопросу выбора пути ее дальнейшего развития расколол Петр I. Он мечтал о модернизации России и ее присоединении к союзу великих европейских держав. Именно из Европы император перенимал устои и уклады, присущие западному обществу. Причем, делал он это насильно, не считаясь с мнением несогласных с ним россиян.

Первые славянофилы не признавали Петровских реформ, считали Москву Третьим Римом и были приверженцами религиозных ценностей.

Впервые в России начали выбирать путь развития еще в 15-м веке. В основе спора по этому поводу лежали религиозные ценности. В середине 15-го столетия туркам удалось завладеть православным Константинополем. В Московском царстве решили, что надо уберечь страну от проникновения в нее католических идей, распространенных в европейских государствах. В 1587 году в России был открыт патриархат, что послужило толчком для создания собственной церкви.

В 16-м веке русские священники начали называть Москву «Третьим Римом» и призывали «собирать земли русские», чтобы защитить их от католиков. Это было время рождения «Святой Руси». Произошло объединение политической и церковной идей.

В начале 18-го века многие русские люди не были довольны Петровскими реформами. В стране распространялись слухи о подмене государя в Европе. Сторонники и противники изменений жестко противостояли друг другу. Именно это стало предпосылкой для рождения идей «западничества» и «славянофильства».

Концепция славянофилов

По какому пути должна развиваться Россия? Славянофилы полагали, что у страны есть своя дорога с главной формулой «Православие, самодержавие, народность». Именно эта концепция должна помочь России пойти по своему пути преобразований и добиться более высокого положения в мире. Как показала дальнейшая практика, формула все-таки не сработала.

Пути преобразований и реформ избирались исключительно мирные. Славянофилы были против введения конституции, были ярыми сторонниками монархии и не поддерживали никаких революционных мер. Это была очень консервативная ячейка, не желающая идти по реформаторскому пути. Правда, большинство славянофилов все-таки поддерживало отмену крепостного права с условием сохранения общинного строя в деревнях. Дополнительной опорой славянофилов была религия: православие в их философии было краеугольным камнем самого существования России. Кроме того, славянофилы известны тем, что решительно выступали против реформ языка, стараясь вымарать из речь любые западные заимствования.

Сравнительная характеристика западников и славянофилов

Позиции для сравнения

Западники

Славянофилы

Пути дальнейшего развития России

Россия должна двигаться по пути, уже пройденному западноевропейскими странами. Овладев всеми достижениями западной цивилизации, Россия совершит рывок и достигнет большего, чем страны Европы, за счет того, что будет действовать на основе заимствованного у них опыта.

У России – совершенно особый путь. Ей не нужно учитывать достижения западной культуры: за счет соблюдения формулы «Православие, самодержавие и народность» Россия сможет добиться успеха и достичь равного с остальными государствами, а то и более высокого положения.

Пути преобразований и реформ

Наблюдается деление на 2 направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, И. Огарев и др.). Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры – за радикальные способы решения проблем.

Все преобразования только мирным путем.

Отношение к конституции и необходимому для России общественно-политическому строю

Выступали за конституционный порядок (по примеру конституционной монархии Англии) или за республику (наиболее радикально настроенные представители).

Возражали против введения конституции, считая единственно возможным для России неограниченное самодержавие.

Отношение к крепостному праву

Обязательная отмена крепостного права и поощрение использования наемного труда – таковы взгляды западников этом вопросе. Это ускорит ее развитие, приведет к росту промышленности, экономики.

Выступали за отмену крепостного права, но при этом, как они считали, необходимо было сохранить привычный уклад крестьянской жизни – общину. Каждую общину необходимо наделить землей (за выкуп).

Отношение к возможностям развития экономики

Считали нужным быстрыми темпами развивать промышленность, торговлю, строить железные дороги – все это с использованием достижений и опыта западных стран.

Выступали за поддержку правительством механизации труда, за развитие банковского дела, строительство новых железных дорог. Во всем этом нужна последовательность, действовать надо постепенно.

Отношение к религии

Некоторые западники относились к религии как к суеверию, некоторые исповедовали христианство, но ни те, ни другие не ставили религию во главу угла, когда дело касалось решения государственных вопросов.

Религия имела для представителей этого течения огромное значение. Тот целостный дух, благодаря которому идет развитие России, невозможен без веры, без православия. Именно вера – «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа.

Отношение к Петру I

Отношение к Петру Великому особенно резко «разводит» западников и славянофилов.

Западники считали его великим преобразователем и реформатором.

Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути.

Возникновение западничества и славянофильства

Общественное движение в Российской империи в последние годы правления императора Александр I было связано с деятельностью декабристов. После подавления их выступлений, в годы царствования Николая I, сформировались два направления общественно-политической мысли – западники и славянофилы.

Рис. 1. Западники XIX век.

У каждого из этих направлений были свои предшественники в XVII-XVIII веке. К западникам допетровской эпохи следует отнести Бориса Морозова, Артамона Матвеева и Василия Голицына.

Взгляды славянофилов сложились к 1839 году, а западников – к 1841. Их формирование происходило под влиянием “Философических писем” Чаадаева, которые были опубликованы в 1836 году. Сами термины появились уже в ходе полемики 1840-ых. Известными представителями славянофилов были браться Киреевские и братья Аксаковы, а также философ Юрий Самарин. Среди известных западников можно назвать историков Грановского и Соловьева, писателя Тургенева.

Заслугой славянофилов стоит считать то, что своей деятельностью они пробудили интерес к истории и культуре русского народа. Например, Владимир Даль издал первый толковый словарь русского языка.

Рис. 2. Славянофилы XIX век.

Оценки

Термины «западничество», «западники» (иногда — «европейцы»), так же как и «славянофильство», «славянофилы», родились в идейной полемике 1840-х гг. Уже современники и сами участники этой полемики указывали на условность и неточность этих терминов.

Русский философ второй половины XIX века В. С. Соловьёв (сам придерживавшийся идей западничества) определял западничество как «направление нашей общественной мысли и литературы, признающее духовную солидарность России и Западной Европы как нераздельных частей одного культурно-исторического целого, имеющего включить в себе все человечество… Вопросы об отношении веры и разума, авторитета и свободы, о связи религии с философией и обеих с положительной наукой, вопросы о границах между личным и собирательным началом, а также о взаимоотношении разнородных собирательных целых между собой, вопросы об отношении народа к человечеству, церкви к государству, государства к экономическому обществу — все эти и другие подобные вопросы одинаково значительны и настоятельны как для Запада, так и для Востока».

Как писал Ю. М. Лотман,

По мнению политолога В. Б. Пастухова в идеологии славянофильства и западничества не было ничего специфически русского. Учёный ссылается на британского историка Арнольда Тойнби, писавшего по этому поводу, что в любом отсталом обществе, которому нужно противостоять более сильному в военном и экономическом отношении противнику, возникает два течения: «иродианство» — ратующее за копирование иностранных общественных институтов, и «зелотизм» — призывающее к изоляции ради сохранения традиционного уклада. По мнению Тойнби, ни то, ни другое течение не могут привести общество к успеху, потому что оба они лишены творческого начала. Также Пастухов отметил, что «Перефразируя Ленина, можно сказать, что существуют «три источника, три составные части» большевизма: «западничество» и «славянофильство», как два основных направления русских интеллектуальных поисков середины XIX века, и православная религиозная традиция, ставшая той «чувственной подкладкой», которая помогла соединить вместе то, что, казалось бы, соединено быть не может никогда».

Владимир Даль и Федор Тютчев: известные славянофилы

Основоположником раннего славянофильства считается русский поэт, художник и богослов Алексей Хомяков.

Алексей Хомяков, автопортрет, 1804. Википедия

По Хомякову, залогом спасения является церковное единство верующих Православной Церкви. В статье «О старом и новом» 1839 года им были выдвинуты основные теоретические положения славянофильства.

Славянофилам симпатизировал русский поэт Федор Тютчев. Для Тютчева первостепенное значение имела государственная, державная идея, неразрывно связанная со всемирной ролью России.

Федор Тютчев. Фото Сергея Левицкого, 1856. Википедия

С точки зрения Тютчева, Россия – «христианская держава, а русский народ является христианином не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то еще более задушевному».

В последние годы жизни немало общего с последователями славянофильства имел и составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль. Словарь показал богатство русского языка и зафиксировал тысячи редких диалектных слов. Труд, на который у составителя ушло 53 года, вызвал у славянофилов немало восторгов.

Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и ученые Кириевский, Аксаков, Самарин.

Владимир Даль. Портрет работы Василия Перова, 1872. Википедия

Славянофилы и западники – кто они?

 

Западники

Славянофилы

Когда сформировалось движение

1830–1850 годы

1840–1850 годы

Слои общества

Дворяне-помещики (большинство), отдельные представители богатого купечества и разночинцы

Помещики со средним уровнем дохода, частично выходцы из купцов и разночинцев

Основные представители

П. Я. Чаадаев (именно его «Философическое письмо» послужило толчком к окончательному оформлению обоих течений и стало поводом к началу дебатов), И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, К. Д. Кавелин.

А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, П. В. Киреевский, В. А. Черкасский. Очень близки к ним по мировоззрению С. Т. Аксаков, В. И. Даль, Ф. И. Тютчев.

Сущность славянофильства и западничества

Славянофильство, националистическое течение русской общественной и философской мысли, сформировавшееся в 1830-1850-х годах; его представители выступали за культурное и политическое единство славянских народов под русским руководством и православным знаменем. Сторонники славянофильства считали, что у России был свой оригинальный путь исторического развития, принципиально отличный от западноевропейского. Основателем славянофильского кружка и его главным идеологом был писатель А.С. Хомяков, активную роль в движении играли И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов были также Ф.И. Тютчев, В.И. Даль, Н.М. Языков.

Славянофилы, русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального самосознания и формировании национальной патриотической идеологии. Славянофилы провозгласили особый путь России, утвердили идею о спасительной роли православия как единственно верного христианского учения, отметили уникальные формы общественного развития русского народа в виде общины и артели.

Славянофилы чаще всего встречались в московских литературных салонах А.А. и А.П. Елагиных, Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н.Ф. и К.К. Павловых. Здесь славянофилы продвигали идеи возрождения России и славянского единства в жарких дебатах со своими либеральными и космополитическими оппонентами.

Вестернизация — направление русской общественной и философской мысли, сложившееся в 1830-1850-е годы. Западники связывали социальную трансформацию России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Исходя из признания изначального единства человечества и закономерностей его исторического развития, они считали, что Россия неизбежно должна пройти тот же исторический путь, что и предшествующие западноевропейские народы. В менее строгом смысле к западным людям относятся все те, кто придерживается западноевропейских культурных и идеологических ценностей.

Наиболее яркими представителями тенденции вестернизации в русской литературе и философской мысли являются П.Й. Чаадаев (с оговоркой), Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Х. Кетчер, В.П. Боткин, П.В. Анненков, Е.Ф. Корш, К.Д. Кавелин.

К западникам присоединились такие писатели и публицисты, как Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, И.И. Панаев, А.Ф. Писемский, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Возникновение «вестернизированного» движения связано с деятельностью кружка Станкевича. Этот кружок был организован в 1831 году.

Даже в начале 1940-х годов среди русских западников существовали определенные идеологические разногласия. Чаще всего демаркационные линии между западными людьми определялись расхождением социально-политических позиций. Постепенно сформировалось противостояние двух течений — революционно-демократического и социалистического, с одной стороны, и умеренно-либерального — с другой. Лидерами первого направления на Западе были Белинский, Герцен, Огарев; второго — Грановский, Кавелин, Боткин.

Противостояние между западниками и славянофилами и русской культурой

В начале войны с наполеоновской Францией (1812-1815) Россия вышла победительницей, что привело к зарождению патриотических чувств и росту национального самосознания. В то же время победа русского оружия обострила противоречие между военной и политической мощью России и степенью ее «образованности», «просвещенности» и «цивилизованности». Когда в 1813 году русские войска вошли в Париж, радость победы была омрачена сознанием отсталости, провинциальности русской культуры. Здесь, в центре западноевропейского мира, победители чувствовали себя побежденными в области «европейского образования». Для «русских европейцев» военная и политическая мощь России не могла компенсировать относительную бедность ее новой, ориентированной на Запад культуры, ее отсталость в гражданском, правовом и экономическом отношении (по сравнению с буржуазными государствами Запада), а также личное рабство русского крестьянства.

Осознание того, что Россия отстает от «передовых европейских держав» по уровню «образованности» и творческой активности, заставляло задуматься о причинах такого положения и о перспективах российской культуры. Если в восемнадцатом веке идеология Просвещения давала русскому народу надежду на более или менее скорое вхождение в семью «просвещенных народов», то немецкий историзм (Шеллинг, Гегель) требовал от любого народа, претендующего на место в мировой истории, самостоятельной мысли и оригинального творчества.

В определенном смысле противостояние двух идеологий, сосредоточенных на специфике русского пути или единстве России с западным миром, существовало на протяжении многих веков и сохраняется в настоящее время.

Полемика между западниками и славянофилами началась с публикации первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева в 1836 году, в котором резко критиковались устои русской жизни.

В то время как западники настаивали на том, что страны Западной Европы и Россия развиваются по единым для всего человечества законам, славянофилы считали, что важнейшей исторической задачей России было развитие самобытных социальных и культурных начал. Западники были едины в своем критическом отношении к славянофилам, будучи уверены, что общие закономерности исторического развития превалируют над конкретным и специфическим. В то же время западники по-разному трактовали специфику западной цивилизации и, соответственно, по-разному смотрели на историческое развитие России.

Историческая эпоха, в идейной жизни которой центральным событием было противостояние западников и славянофилов, завершилась в середине пятидесятых годов, вместе с окончанием правления Николая I, поражением России в Крымской войне и началом дискуссий о крестьянских реформах. Так случилось, что в эпоху «либеральных реформ» многие видные деятели обеих партий либо уехали за границу, либо умерли. В 1847 году Герцен эмигрировал во Францию. В 1856 году его друг Огарев уехал за границу. В 1848 году умер Белинский, в 1855 году — Грановский. В 1856 году Иван Киреевский умер от холеры. В том же 1856 году умер Петр Чаадаев. Чуть позже, в начале нового, «реформаторского» и «реалистического» умирают основатели и вдохновители славянофильского движения А.С. Хомяков и его непосредственный К. Аксаков.

В самой Москве философское пробуждение двадцатых и сороковых годов было локализовано в университетах и литературных салонах. В университете проводились публичные лекции, которые были интересны не только студентам, но и московской публике. Встречи в литературных салонах служили для знакомства и инициирования идеологических споров. Почти все участники славянофильских и западнических дебатов были так или иначе связаны с Московским университетом: Они учились там, посещали лекции в качестве студентов или преподавали.

Славянофильство, западничество: поиск исторического пути России

Сходства, различия и особенности течений

Термины «славянофилы» и «западники» первоначально не имели идеологического значения. После обострения конфликтов, начало которым положило «Философское письмо» Чаадаева, они стали применяться в отношении сторонников различных идейных течений либеральной мысли.

Сравнительная таблица идей славянофилов и западников:

Славянофильство

Западничество

Время формирования идей

1840-1850 гг.. Окончательно идеи сформированы к 1839 году.

1830-1850 гг. Оформилось как самостоятельное течение к 1841 году.

Особенности

Вера в национальное сознание, особый путь развития России.

Россия как европейская цивилизация с западными ценностями, идеалами, общественным и политическим устройством.

Политическая сфера

Самодержавная власть с элементами конституционной.

Критика политического строя России, абсолютной монархии. Стремление к демократическому строю, конституционной монархии.

Духовная сфера

Православие как путь к спасению и миру.

Приоритет — развитие науки, образования.

Экономическая сфера

Крестьянская община как элементарная ячейка экономики, крестьянские хозяйства.

Развитие частной собственности, промышленности, транспорта, а также свободной торговли на основе личной экономической независимости граждан.

Отношение к крепостному праву

Отмена с сохранением земель, общинное землевладение.

Отмена с полным упразднением помещичьих хозяйств.

Отношение к петровским реформам

Отрицательным отношение к политике Петра I, внедрению западных ценностей.

Признание петровских реформ, поощрение модернизации России, внедрения европейских технологий.

Известные представители

Основоположник — А.С. Хомяков; среди приверженцев — К.С. и И.С. Аксаковы, Н.Н. Страхов, М.В. Ломоносов, Ф.И. Тютчев, В.И. Даль и др.

Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, П. Боткин, И.В. Вернадский и др.

Общая природа славянофильства и западничества как социально-политических течений либерализма породила ряд сходств, таких как:

  • Осознание немедленной перестройки общества, необходимой для ее дальнейшего развития.
  • Главное условие экономического процветания — отмена крепостного права.
  • Неприемлемость военных столкновений, революционных движений — осуществление постепенных преобразований путем «реформ сверху».
  • ​​​​​​​Движение декабристов
  • Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны
  • Петровские преобразования. Абсолютизм
  • Северная война. Провозглашение Российской империи

Это интересно: СССР – Советский Союз. Республики СССР.

«Консерваторы, западники и славянофилы»

Общественная мысль во второй половине XIX в. Официальная государственная идеология. Консерваторы, западники и славянофилы (общее и различия). Таблицы, схемы, кратко…

Консерваторы

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале XIX в. русский историк Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

С целью идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности.

Теория Уварова была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие декларировалось как единственно возможная форма правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая нравственность и религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования.

Славянофилы и западники

В полемике о месте России в мировой истории оформились противоположные течения русской социально-философской мысли — славянофильство и западничество. Начало дебатам об исторической судьбе России было положено опубликованием П. Я. Чаадаевым на страницах журнала «Телескоп» в 1829—1831 гг. его «Философских писем». Он выступил с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. Спасение России он видел в использовании европейского опыта. Труды П. Я. Чаадаева были запрещены к публикации в России. Позже его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов.

Лидерами славянофильства были А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, которые выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Свои труды славянофилы публиковали в журналах «Европеец», «Русская беседа», «Московский сборник». По мнению славянофилов, Петр I нарушил традиционное развитие России, дворянство и интеллигенция, усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни.

В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин и др. К западникам относился писатель И. С. Тургенев. Западники объединялись вокруг руководимых В. Г. Белинским журналов «Отечественные записки» и «Современник». Западники критиковали русскую действительность, видели причину отставания России от Западной Европы в приверженности традициям. Они считали, что православие во многом тормозит развитие страны.

Утопический социализм

К середине XIX в. в среде российской интеллигенции приобрела популярность идея утопического социализма, учения о справедливом устройстве общества.

Идеи социалистов-утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего справедливого общества. Термин «социализм» впервые был употреблен в 1834 г. в книге французского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме и социализме». Социалистические теории принято называть утопическими, потому что осуществить их либо невозможно, либо крайне затруднительно. Социалистические идеи возникли в XIX в., когда в экономике развитых государств Европы утвердился капитализм.

Основоположниками утопического социализма в России были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они считали, что Россия в своем развитии может перескочить стадию капитализма и сразу же оказаться в социализме. А. И. Герцен и Н. П. Огарев возлагали надежды на крестьянскую общину, в которой видели зародыш будущего социалистического общества. Для достижения своих целей они предлагали усовершенствовать систему народного образования, чтобы крестьяне поняли свою историческую миссию и начали строить социализм. Из-за преследования властей А. И. Герцен и Н. П. Огарев вынуждены были эмигрировать за границу.

Таблица «Консерваторы, западники и славянофилы»

Конспект урока по Истории России «Консерваторы, западники и славянофилы».

Следующая тема: «Начало промышленного переворота».

П. Я. Чаадаев и его взгляды

Далеко не последнее место в общественном движении русских западников занимал философ и публицист Петр Чаадаев (1794-1856). Его основной труд «Философические письма» был опубликован в журнале «Телескоп» в 1836 году. Эта работа всерьез всколыхнула общественность. Журнал после данной публикации был закрыт, а сам Чаадаев – объявлен сумасшедшим.

В своих «Философических письмах» Петр Чаадаев противопоставляет Россию и Европу. И фундаментом этого противопоставления он называет религию. Католическая Европа характеризуется им как прогрессивный регион с волевыми и активными людьми. А вот Россия, наоборот, является неким символом инертности, неподвижности, что объясняется излишней аскетичностью православной веры. Причину застоя в развитии государства Чаадаев усматривал еще и в том, что страна была недостаточно охвачена Просвещением.

Общественные движения в России в 1840-1850-х годах

Общественно-политические движения в России во второй четверти XIX века заметно оживились, несмотря на реакционную политику Николая I. И это оживление во многом было связано с идейным наследием декабристов. На вопросы, поставленные ими, пытались найти ответы на протяжении всего девятнадцатого столетия.

Главной дилеммой, которая горячо обсуждалась в те времена, стал выбор пути развития для страны. И каждый видел этот путь по-своему. В итоге родилось множество направлений философской мысли, как либеральных, так и радикально-революционных.

Все эти направления можно объединить в два больших течения:

  1. Западничество.
  2. Славянофильство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector