Что такое кощунство
Содержание:
- Кощунство и святотатство: разница
- Кощунство и святотатство: об общих и отличительных чертах
- Родственные выражения
- Грех кощунства и богохульства
- Как не стать кощунником
- Война — кощунство над природой, или Как уберечь от разрушения мир вокруг нас?
- Наказания за кощунственное поведение
- Нерелигиозное кощунство, или Почему люди хотят воевать?
- Применение слова в различных случаях
- Кощунство
- Понятия
- Значение слова кощунник
- Кощунство и богохульство в православии
- Откуда произошло слово «кощунство»
- Личностное святотатство
- Кто такой кощунник
Кощунство и святотатство: разница
Сейчас считается, что эти два слова — синонимы, а потому их можно использовать в одном и том же контексте (главной мысли повествования). Однако так было не всегда. И если обратиться к истории, мы поймем, какова разница между этими двумя терминами.
Первоначальное толкование слова «святотатство» — любое имущественное преступление. Но после семнадцатого века оно приобрело более конкретное значение, став преступлением против религии.
Сейчас слово «святотатство» является родственным таким терминам, как «богохульство» (непочтительное отношение к Богу и всему, что с ним связано, у христиан, иудеев и мусульман приравнивается к греху) и «кощунство» (что такое, описано выше). Оно подразумевает корыстное преступление, направленное на святыню, чаще всего принадлежащую церкви.
Таким образом, синонимом данного слова считается словосочетание «похищение святыни». Это преступление, цель которого нажива или оскорбление чувств верующих, преследуется по закону.
Кощунство и святотатство: об общих и отличительных чертах
Чтобы разобраться в том, что значит святотатство, следует обратиться к слову «татьба» — «воровство». Изначально оно считалось преступлением из корыстных побуждений, посягательством на собственность церкви. «Свято-татство» значит «кража святыни».
Сегодня термин почти стал синонимом богохульства.
Однако раньше эти понятия градировались: «церковная татьба» долго считалась обычным корыстным преступлением. Только с 1662 года оно стало рассматриваться и как выступление против религии.
Кощунство же по «Уложению о наказаниях» трактовалось как насмешки над церковными обрядами.
Родственные выражения
Слово «кощунство» является существительным и склоняется по падежам. В русском языке есть глагол, обозначающий «совершать кощунство» – кощунствовать. Этот глагол означает оскорблять религиозные чувства верующих людей в православии, насмехаться над тем, что они так глубоко почитают. Прилагательным к слову «кощунство» является выражение «кощунственный». Совершать кощунственные действия или кощунствовать – непочтительно относится к чему-нибудь, что достойно уважения. Осквернитель, надругатель, насмешник – вот кто такой кощунник, согласно Библии. Кощунник в православии пренебрежительно и саркастически относится к тому, что для другого индивидуума составляет предмет почитания и поклонения. Кощунник – тот, кто грязно отзывается и неуважительно относится к чьим-то религиозным верованиям и святыне. Кто «сеет» клевету, травит издёвки, совершает издевательства, насмешки – тот кощунствует.
Грех кощунства и богохульства
Церковь на протяжении всего своего существования многократно подвергалась оскорблениям и поношениям. Если в первые века людей, принявших Христа как своего Спасителя, убивали, распинали и умерщвляли любыми путями, то сегодня чувства их стараются унизить и оскорбить.
Как Господь реагирует на грех кощунства и есть ли наказание для таких людей — важный вопрос, но не менее важный и вопрос о том, как верующим следует реагировать на такие действия?
На последнем Архиерейском Соборе Церкви в 2011 году был разработан и принят программный документ, в котором содержится план действия в случае клеветы на Церковь и богохульства. Прежде всего, там описаны различия между конструктивной критики в адрес Церкви и ее оскорбления. В частности, объясняется, что именно считается богохульством — сознательная попытка унижения религиозных святынь, священных для православных верующих, выраженная словесно или конкретными действиями.
Архиерейский Собор Церкви
То есть если унижение направлено на конкретного священнослужителя как на человека, то это не считается богохульством, но если он подвергается насмешкам из-за веры, которую исповедает, то это уже грех богохульства, поскольку унижается Святой Дух, присутствующий в каждом верующем.
Важно! Следует также помнить, что Церковь — это организм и оскорбляя один его член, оскорбляют весь организм
Как не стать кощунником
Исходя из того, что такое кощунство в православии, следует выделить две возможности допущения такой оплошности: по незнанию и намеренно.
Кощунство по незнанию может допускаться в связи с собственной необразованностью, отсутствием сведений об определенной культуре.
В частности, если мы говорим о православной традиции, то человек по незнанию может как-то неподобающе вести себя в церкви, обращаться к священникам и допускать подобные оплошности.
Такие проступки не особенно одобряются, но они являются мягкими и не так порицаются. Ведь в такой ситуации человек всегда может исправиться и более не допускать ошибок.
Совершенно иным вариантом является сознательное оскорбление и ценностей и святынь. Нередко источником подобного поведения даже называют различные происки бесов и других инфернальных сущностей, которые овладевают слабыми людьми и заставляют произносить кощунственные слова, портить какие-то религиозные предметы. Поэтому такой грех гораздо труднее искупить.
Если поразмыслить, что означает рассматриваемый термин, то из сугубо материального порядка мы перемещаемся к порядку душевному. На самом деле кощунство является определенным умонастроением, которое может принять человеческий разум.
Искренне верующий православный придерживается собственной веры и бережет свои святыни, но также бережно относится ко всему святому для других людей. Если предпочтения других являются странными и непонятными, то православный относится с пониманием и искренне надеется на приобретение такими людьми истинной веры
Так или иначе, речь идет о чутком и осторожном отношении к самым разнообразным ценностям других
Собственно, такое поведение соответствует заповедям Христа о любви к ближнему, что означает в том числе принятие и бережное отношение, намерение не повредить другому. Если развить в себе такое умонастроение, то станет чрезмерно трудным сделать нечто кощунственное.
Таким образом, значение слова кощунство следует также трактовать как определенное намерение души причинить ущерб чему-то ценному для другого. Для нормального верующего такое отношение является странным. Православному порой не составляет труда увидеть, как даже язычник может общаться с Господом через какие-то собственные символы и практики, и Господь является к нему через эти формы поклонения.
Поэтому святыни и являются святыми. Значит, следует чутко относиться к воззрениям и ценностям других людей и прежде всего исходить из концепции понимания, нежели противоборства и поругания.
Война — кощунство над природой, или Как уберечь от разрушения мир вокруг нас?
Наверное, меньше всего во время военных действий человек задумывается над тем, какое грандиозное негативное влияние он оказывает на окружающую среду. Это миллиарды вырубленных деревьев, стоптанных лугов и окровавленных, загрязненных рек, это и тонны мусора, антисанитария, неуважение к природе, пренебрежение к вымирающим видам растений и животных. Это настоящее кощунство. Что такое одно или несколько срубленных деревьев или засоренный пруд по сравнению с тем, сколько человеческих жизней пропадает и не возвращается никогда?
Однако это временно, ведь потом, через года и даже десятилетия, приходит осознание того, что лес постепенно вымер, а новым, не видавшим войны людям хочется дышать свежим воздухом, собирать грибы, купаться в чистой речке. Но война — страшная сила, которая не чтит правил этикета, и даже порой под ее страшной рукой погибают самые удивительные памятники природы. Поэтому многие всемирные организации (например, ЮНЕСКО и многие другие) учреждают специальные программы для сохранения памятников культуры и природы в зоне военных действий.
Наказания за кощунственное поведение
В современной России наказание за данный вид преступления прописано в статье 148 Уголовного кодекса. Под действие статьи попадают те, кто унижает человеческое достоинство по признаку принадлежности к религиозному сообществу.
Наказания за святотатственное поведение практикуются во многих странах. Наиболее жесткие санкции предусматриваются законами исламских государств.
В ряде других странах также карают за святотатственные действия:
- Греческая православная церковь имеет статус государственной, и там есть несколько статей, предусматривающих наказание за кощунственные высказывания или действия.
- В Италии с 1999 года богохульство было переквалифицировано из уголовного преступления в административный проступок.
- В США нет общего федерального закона для стремящихся кощунствовать, но есть нормативные акты в отдельных штатах. Касаются они норм поведения на религиозных собраниях.
Нерелигиозное кощунство, или Почему люди хотят воевать?
«Война есть одно из величайших кощунств» — это еще в далеком XIX веке сказал известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он понимал это уже тогда: после наполеоновского вторжения страна потеряла очень много солдат и мирных людей, хотя по сравнению с событиями Великой Отечественной войны это была лишь предыстория. Военные действия страшны не только в плане миллионов смертей невинных, молодых, полных жизни и энергии людей. Они забирают также и самое главное в психологическом плане: счастье, веру, любовь, надежду и спокойствие, а вселяют страх, ужас и боязнь завтрашнего дня.
Даже сегодня, в развитом плюралистическом мире война имеет место на всех континентах в десятках стран: Египет, Израиль, Украина, Иран… И это неполный перечень государств, в которых происходят вооруженные конфликты. Что же заставляет людей воевать между собой, разрушать не только природные богатства, но и чьи-то жизни? Часто это политика, религия или месторождения полезных ископаемых. Очевидно только одно: гибнут люди и уходят в небытие города, а война в этом мире — вечна.
Применение слова в различных случаях
Использование анализируемого термина постепенно приобрело большие масштабы. Если изначально слово обозначало совершённое преступление, то во времена Цицерона в понятие «кощунство» входило уже словесное оскорбление.
В других древних религиях есть понятие похожее на кощунство – вид запрета на иное восприятие священных объектов. Предметы культа или обрядов должны рассматриваться только так, как положено, и никак иначе.
Кощунство над личностью
Термин применяется и в отношении служителей церкви, а не только религиозных предметов и веры. Непочтительное отношение выражается в причинении вреда священнослужителю, каком-либо его осквернении словами или действиями, унижающими его честь. Личное кощунство выражается 3 способами:
- поступок против целомудрия и обета;
- поднятие руки или избиение религиозного деятеля или священнослужителя;
- нарушение церковного иммунитета, а именно привлечение служителей церкви к ответственности через гражданский суд не так, как предусмотрено канонами.
Остальные случаи использования выражения
Феодосий, император римского государства, со времён появления христианства представил кощунство не только в отношении церкви, но и самого себя. Святотатством Феодосий называл преступления против императора и уклонение от уплаты налогов. Во времена Средневековья святотатство обозначает физические действия, направленные против священных объектов. Именно это значение формирует все последующие обозначения термина в католических учениях.
На сегодняшний день в некоторых странах отменены законы против кощунства в силу выражения свободы мнения. Это не касается причинения имущественного вреда, травмы верующим и служителям церкви. Декриминализация не отменяет того факта, что кощунственные акты не одобряются со стороны общественности.
Кощунство
Кто насмехается над произведением, тот насмехается над самим художником. Ругаяйся человеку раздражает Сотворшего его (Притч. 17, 5). Кто посмевается над созданием Всеведущего, тот, сам того не разумея, посмевается над Творцом; потому что посмеяние над тварью от твари переходит к Творцу (прп. Ефрем Сирин, 34, 346–347). Источник.
* * *
И малые дети часто смеются, когда мы говорим о предметах серьезных и занимаемся вещами необходимыми, но смех (их) служит доказательством не ничтожности осмеиваемых предметов, а неразумия смеющихся (свт. Иоанн Златоуст, 45, 401). Источник.
* * *
Удивительно для тебя, говоришь ты, что Бог не щадит святилищ Своих, когда в страх приводит землю. Но точное объяснение этого имеешь в божественных книгах. И не смущайся, смотря на совершающееся ныне. Ибо если не пощадил святого Ковчега, но вместе с законопреступными жрецами предал иноплеменникам и град святыни, и херувимов славы, и первосвященническую ризу, и пророчество, и помазание, и явление отдал в попрание и осквернение язычникам, то и ныне не щадит Пречистых Тайн, чтобы непощадением дворов Своих привести в страх согрешающих, внушив им, что они за дела свои должны ожидать себе еще более грозного наказания. Рыдай, кипарис, ибо упал кедр (Зах. 11,2). Когда падает крепкое, да вразумляется сим немощное! (прп. Исидор Пелусиот, 60, 52–53).
* * *
…Погрешаем и в этом, когда мстим за сделанное против нас и оставляем без внимания сделанное против Бога. Ибо, когда обижены мы, всего полезнее кротость, а когда оскорблено Божество (что возможно только в представлении обезумевших, потому что никакой вред не может простираться на оное неприкосновенное Естество), тогда раздражение прекраснее скромности. Но мы поступаем напротив: к своим врагам неснисходительны, а к вооружающим язык на Бога кротки и снисходительны. Вознегодовал некогда прекроткий Моисей на сделавших тельца негодованием, лучшим всякой кротости; вознегодовал и Илия на идолослужителей, и Иоанн на Ирода, и Павел на Елиму, защищая не себя, но Божество, которое Само для Себя достаточно, но одобряет ненависть к злу добродетельных, презиравших оскорбления, им самим наносимые. Ибо эту добродетель почитали они любомудрием (прп. Исидор Пелусиот, 62, 290–291).
* * *
Один благочестивый человек, питавший особенную любовь к святому великомученику Артемию, взял свечей и масла и пошел к мощам его. На пути ему встретился знакомый и спросил: «Куда, друг, свечи и масло несешь?» «Иду помолиться святому Артемию», – был ответ. Тот, насмехаясь, сказал: «Не забудь, друг, от него болезнь захватить и сюда принести, когда назад пойдешь». Не отвечая на насмешку, путник поспешил к мощам святого и, совершив там молитву, пошел домой.
Что же? На обратном пути его действительно постигла болезнь; он почувствовал нестерпимую боль в теле, которое стало местами отекать, и он не в состоянии был дойти до дома. Неподалеку находился дом того самого друга, который насмехался над ним. С величайшим трудом путник добрел туда и почувствовал, что ему стало еще хуже. На него напало нечто вроде беснования, язык его онемел, и болезнь казалась смертельной. Однако вскоре он пришел в себя и, полагая, что несчастье случилось из-за кощунственных слов насмешника, подумал: «За что я так страдаю? Не ради ли насмешки моего друга?» Друг же, со своей стороны, вновь начал насмехаться над ним, и дело дошло уже до явной ссоры, так что многие прохожие останавливались, интересуясь, что же произошло? Больной поведал им о своей встрече на пути к святому Артемию с другом и о его кощунстве, а сказав это, тотчас почувствовал себя совершенно здоровым.
Но, о ужас! Его болезнь мгновенно перешла на кощунника, который начал кричать: «Увы мне! горе мне!» Присутствовавшие ужаснулись, видя это, и, прославив Бога и святого Артемия, сказали: «Праведен суд Божий! Ты бо еже искал еси, обрел, и прочии тобою да вразумлени будут не вменяти в хулу и посмех чудеса, бывающие от Бога святыми Его угодниками» (112, 121 –122).
Понятия
Святотатство
Понятие святотатства идет к нам из древнерусской культуры.
Давайте разберемся, что это такое?
Сразу же после крещения Руси появись сторонники старой веры, которые на отрез отказались принимать новую но они не просто тихо молчали, они пытались оскорбить основное населения, совершая при этом сожжение церквей, развал святынь.
Тогда, в летописях впервые промелькнуло это слово и используется до сих пор не только в православии , но и в юридическом языке.
Примером служит уголовный кодекс, в который еще в двух тысяча двенадцатом году внесли данное деяние как преступление.
Об этом говорится в статьях 148 и 282 УК РФ. Возможно, толчком к этому действию послужил всем известный в России инцидент, связанный с танцами на святом месте в храме Христа спасителя в Москве.
Но прежде чем говорит про характеристики данного преступления стоит сказать его определение.
Под святотатством понимают оскорбление нанесенное святыни, или же ее осквернении.
Уголовной практике известны множество таких преступлений, но раньше они подходили под статьи вандализм и хулиганство.
На сегодняшний день есть статьи, которые закрепят наказание за подобное дерзкое преступление, предусматривающее неуважение к вере и к выбору других.
Кощунство
Многие путают эти три понятия, святотатство, кощунство и богохульство.
Между прочим, эти понятия дополняю друг друга, но ни в коем случае не означают одинаковое.
Так что же значит кощунство?
Это всякого рода колкости, насмешки, язвительные высказывания по отношению к вере, к каким то определенным ритуалам, обрядам, предметам. Согласитесь, не самое приятное из совершаемых деяний человеком.
Богохульство
Богохульство — является понятием собирательным, ввиду своего перевода на древнеславянский язык. Это не почтительное использование имени Бога.
Если переводить дословно, то богохульство это не самое приятное словосочетание, которые верующие люди не могут позволить себе произносить, так как это грех.
В древние времена даже возникала наказуемость казнями и пытками за богохульство в государственных системах разных верований.
Это интересно: Как носить правильно кольцо «Спаси и сохрани»?
Значение слова кощунник
Примеры употребления слова кощунник в литературе.
Кощунники грят, что бьются поляне, древляне, дряговичи, хорваты, урюпинцы, вятичи, лютичи, бодричи, все-все другие племена и народы. Мир был совсем пуст, — нараспев вещал кощунник строгим торжественным голосом, — в нем ничего не было, даже времени, потому никто не скажет, сколько вранов или колод прошло, пока появилось Яйцо.
На дурня цыкнули, кощунник продолжил: — Взялись населять мир зверьми, птицами, рыбами, гадами и насекомыми.
Самое же странное, что нахальный кощунник, любитель ядовито охаивать чужих Богов, молился очень по-воински.
Могучий голос кощунника и пестрая кучка молодежи привлекли ее внимание, она быстро сбежала по ступенькам. Провозгласив Иннокентия кощунником и глумцом, наложил отец на недостойного епитимью, с чего и мается Иннокентий, лишь взором прикасаясь к пище земной и небесной
Провозгласив Иннокентия кощунником и глумцом, наложил отец на недостойного епитимью, с чего и мается Иннокентий, лишь взором прикасаясь к пище земной и небесной.
На самом деле они любят не столько храбрых, как поют кощунники, сколько осторожных.
Ты говоришь, что первый человек на свете — Пуруша, а кощунники поют, что первого выстругали из ивы, потому и назвали Ивашом.
Много баек мы слыхивали, кощунники и тута есть, но чтоб живые сюда забредали.
Илья Потапыч, который сам должен был присутствовать на празднике, отсоветовал ему: — Когда в здешних поганых фряжских обычаях к питию пьянственному мужи и жены в гнусных личинах и машкерах сойдутся, тут же приходят и некие кощунники, имея гусли и скрипели, и сопели, и бубны, бесяся и скача, и скверные песни припевая: каждый муж чужой жене питие подает с лобзанием, и тут будет рукам приятие и злотайным речам соплетение, и связь диавольская.
Сквернавцы и кощунники ересь свою в чистые головы втюхивали с твоего произволения и наглядно доказывали преимущества дьявольского умствования.
Но даже в самой невыносимой точке боли я не был в состоянии бросить камень в тех кощунников, которые являлись для меня лишь носителями общей вины, о которой впору бы думать и думать!
И кара настигала преступников и кощунников за воровство и татьбу, за дармоедство и лень, за пьянство и алчность, за похоть и тщеславие, гордыню и сребролюбие, драчливость и уныние.
Ойтец Тадеуш, ревниво относящийся к каждому незнакомому посетителю, так как в каждом подозревал невежественного туриста, норовящего шляться по святыне в шляпе или устраивать экскурсионное мероприятие чуть не во время обедни, и нервно ожидающий наплыва кощунников, желающих поглазеть на папу, сразу расположился к незнакомцу.
Кощунство и богохульство в православии
Сегодня у слова «кощунство» достаточно много синонимов, но ранее, до 1917 года, все они имели конкретное значение. Например, «святотатство» употреблялось при описании страшных поступков варваров — ограбление могил и священных храмов, что нарушало всяческие законы морали.
А вот «татьба» — это воровство или преступление против церковной собственности. Отсюда и произошло «свято-татство», т. е. похищение святыни в 1653 году, когда слово стало означать в целом религиозное преступление точно так же, как и «богохульство».
«Кощунство» изначально определяло неуважительное отношение к церковным ритуалам и правилам христианства. Сегодня это все родственные выражения, которые говорят о нарушении морали и неуважительном отношения к вере.
Как православному человеку реагировать на кощунство?
Что такое кощунство в православии и как верующий человек должен реагировать на такое поведение? Существительное «кощунство» является и глаголом одновременно (кощунствовать), имеющие одинаковое значение — действие, оскорбляющее чувства религиозных людей.
Важно! Согласно Писанию, кощунник — это тот, кто является осквернителем и насмешником. Кощунник в православии — это человек, пренебрежительный и саркастически настроенный против предмета поклонения и почитания другого человека
Тот, кто «сеет» клевету, издевается и насмехается, не совершает должным образом обряды, установленные церковью или, не уважает Божье слово и повеления.
Также выделяют и кощунство над личностью — непочтительное отношение к служителям Церкви, причинение вреда, осквернение словами или действиями человека, служащего на ниве Божьей.
Такое кощунство может включать:
- действие против целомудрия;
- избиение священнослужителя;
- привлечение служителей к ответственности по гражданским законам, а не по канонам.
Что значит богохульство для верующего? Для любого православного христианина Господь является Господом, Царем и Отцом. Он спас людей через Сына Своего Иисуса Христа и Его одного почитают. Когда кто-либо позволяет насмехаться над Ним, оскорбительно отзываться о Церкви и верующих все это причиняет боль христианину и, конечно, обиду.
О духовной жизни православного христианина:
- Страшный Суд
- Существует ли у человека душа
- Почему болит душа и хочется плакать
Никто не хочет, чтобы оскорбляли и поносили родственников, семью, дорогих людей и вещи, но некоторые люди считают своим долгом унизить другого. Христианство — это религия любви, именно Христос заповедал людям «Любить ближнего своего как самого себя» и в этой заповеди нет исключения для богохульников и кощунников.
Совет! Любить следует всякого. Однако при этом не следует более сообщаться с такими людьми или слушать их. О них стоит просить Господа и молить об их спасении, но реагировать словесно или более того руками ни в коем случае нельзя!
Откуда произошло слово «кощунство»
Достоверно найти источники образования термина невозможно, но по этому поводу существует несколько гипотез. Первый вариант этимологии слова – это происхождение термина от древнерусского «кощюны» и «кощюнствовать». Эти слова раньше писались через «ю». С течением времени учёные мужи много раз переписывали русский язык, меняя письменное написание термина.
Но также оно могло пойти от старославянского «кощун» – насмешка или запретный грех, интригую, насмехаюсь. Другая гипотеза образования слова заключается в совмещении латинских слов sacer, что переводится как священный и legere – читать. Наиболее часто оно употреблялось в контексте непростительного отношения против религиозных постулатов. Синонимом термина называют «святотатство» и «богохульство».
Отличие от выражений «святотатство», «богохульство»
У «святотатства» несколько другое происхождение. Употребление этого слова начинается со времён Древнего Рима. В те времена варвары разворовывали могилы и грабили священные храмы. В погоне за материальными благами они не останавливались даже перед глубоко почитаемыми законами морали.
Церковнославянское выражение «татьба» обозначает воровство, преступление, совершённое против собственности церкви. Такое значение слова («свято-татство» – похищать святыню) сохранялось вплоть до 1917 года.
В те времена значения слов святотатство, кощунство, богохульство очень различались:
- «Церковная татьба» долго расценивалась как простое корыстное злодеяние. Лишь с 1653 года термин приобрёл несколько другое значение и стал расцениваться как преступление против религии.
- Кощунство же изначально расценивалось как явное неуважение к обрядам, правилам, предметам христианства и православной церкви.
- Ещё одним синонимом выступает богохульство, но оно рассматривается уже как преступление против самой веры, в то время как кощунство – против обрядов, предметов культа.
Личностное святотатство
В случае когда попираются права слуг Божиих, мы привыкли слышать слово «кощунство». Что такое святотатство над служителем церкви, как не надругательство не только над его мировоззрением, но и над личностью?
Святотатство личное означает непочтительное отношение к священнослужителю, причинение ему вреда или осквернение, унижающее его честь. Это кощунство может быть совершено тремя основными способами:
- Поднятие руки на священнослужителя или религиозного деятеля.
- Нарушение существующего церковного иммунитета. Жрецы с давних времен имеют право на освобождение от юрисдикции общих трибуналов. Смысл, следовательно, заключается в том, что тот, кто, несмотря на это, обращается в гражданский суд, иначе, чем предусмотрено канонами, объявляется виновным в кощунстве и отлучается от церкви.
- Любой поступок против обета или целомудрия — уже грех.
Кто такой кощунник
Значение термина «кощунник» связано с языческим толкованием слова «кощюна», которое означало миф, сказание, легенду.
Кощюна-миф тесно связывался с колдовством, волхованием и загробным «кощьным» миром.
Вспомним образ Кощея Бессмертного, само имя которого указывает на потусторонний мир.
Поскольку кощьный мир являлся обителью языческих богов, то после крещения Руси все связанное с ним приобрело негативный оттенок и кащюнов-сказителей причислили к святотатцам.
Отсюда и определение, данное в толковом словаре Даля:
Так, постепенно кощунниками стали звать осквернителей святынь, религиозных учений, насмешников над чувствами верующих.
Библейское значение
Рассуждая о том, кто такой кощунник в Библии, можно опираться на Ветхий и Новый Заветы, где кощунник — насмешник, ругатель, осквернитель.
Например, Бог карает тех, кто пытается заглянуть в Ковчег Завета или без веского повода прикоснуться к этой святыне.
Библия считает кощунником того, кто пренебрежительно относится к предмету поклонения другого человека. Того, кто распространяет клевету, издевается и насмехается над церковными обрядами.
Современное понятие
Сегодня, аналоги рассматриваемого понятия — надругательство, глумление, осквернение, оскорбление и святотатство.
В наши дни кощунством является:
- непочтительное отношение к религиозным ритуалам;
- надругательство над реликвиями;
- посягательство на личность священнослужителя;
- похищение святыни или торговля религиозными ценностями с целью личного обогащения.
Классический же пример святотатства, не имеющего отношение к религии, — вандализм в отношении памятников воинской доблести.