Что говорит библия о роли мужа в браке?
Содержание:
- Почитание = любовь?
- Жена
- Лопухин А.П.
- Глава 2
- Блж. Иероним Стридонский
- Анонимный комментарий
- Прп. Максим Исповедник
- Как научить жить?
- Свт. Феофан Затворник
- Евфимий Зигабен
- Как почитать того, кто проявлял насилие и унижал?
- Свт. Иоанн Златоуст
- Брак, которого мы все желаем
- Блаж. Феофилакт Болгарский
- Лопухин А.П.
- В Послании к ефесянам много советов о том, как себя должны вести жена и муж
- Прп. Ефрем Сирин
- Жить вместе как одно целое
Почитание = любовь?
Что значит «почитать»? Имеется ли в виду любовь? Нет. Часто почитание и любовь смешивают, но это не одно и то же. Любовь предполагает принятие человека полностью, со всеми его недостатками, тараканами, ошибками, с мнениями, которые могут не совпадать с вашими. Почитание значит, что вы отдаёте честь человеку, проявляете к нему уважение. Это только одна из составляющих любви. Любовь не даётся как бонус, она взращивается. Почтение тоже можно взрастить. К примеру, для меня всегда было недопустимо говорить о родителях плохо, равно как и позволять кому-то отзываться о них негативно. Для нас — меня и моих друзей — было естественным не осуждать родителей, сейчас же ситуация совсем другая: все жалуются на родителей, обсуждают на каждом углу нанесённые в детстве обиды.
Слышал мнение, что слово «почитать» в Ветхом Завете подразумевало «досмотреть». Подчёркивая иерархию, Господь дал пятую заповедь не только ради родителей, но и ради детей. При такой системе ценностей человека не бросят в старости, когда он не сможет трудиться и обеспечивать себя — как бывало во многих древних племенах.
Жена
Она жена воздаёт ему мужу добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Притч. 31,12–13
Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная жена. Сир.40,19
Друг и приятель сходятся по временам, но жена с мужем – всегда. Сир.40,23
Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. 1Кор.7,39
И более любит человек жену свою, нежели отца и мать. 2Езд.4,24
Злость жены изменяет взгляд её и делает лице её мрачным, как у медведя. Сядет муж её среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнет. Сир.25,19–20
Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей. Сир.9,2
Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою. Сир.25,18
Не засматривайся на красоту женскую и не похотствуй на жену. Сир.25,23
Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная – злая жена. Сир.25,25
Опущенные руки и расслабленные колени – жена, которая не счастливит своего мужа. Сир.25,26
От жены начало греха, и чрез неё все мы умираем. Сир.25,27
Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падет на неё. Сир.25,21
Жёны, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Кол.3,18
При худой жене хорошо иметь печать, и, где много рук, там запирай. Сир.42,6
Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа. Сир.25,22
Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство её драгоценнее золота. Сир.7,21
Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем. Сир.25,24
Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них. 2Езд. 4,26
Не будь ревнив к жене сердца твоего и не подавай ей дурного урока против тебя самого. Сир.9,1
Есть у тебя жена по душе? не отгоняй её. Сир.7,28
..к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою. Быт.3,16
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. Притч.25,24
Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин. 2Езд. 4,27
Кто нашел добрую жену, тот нашёл благо и получил благодать от Господа. Притч. 18,23
Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества. Рим.7,2
Не давай воде выхода, ни злой жене – власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки её от плоти твоей. Сир.25,28–29
Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа. Сир.26,2–3
И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. 1Кор.11,5
..а жена есть слава мужа. 1Кор.11,7
Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. Сир.26,17
Благодать на благодать – жена стыдливая,и нет достойной меры для воздержной души. Сир.26,18–19
Равно и жёны их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всём. 1Тим. 3:8,11
Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба. Притч.19,13
Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. 1Кор. 14,34
Болезнь сердца и печаль – жена, ревнивая к другой жене, и бич языка ее, ко всем приражающийся. Сир.26,7–8
Любезность жены усладит её мужа, и благоразумие её утучнит кости его. Сир.26,16
Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама. Сир.26,10
Наклонность женщины к блуду узнаётся по поднятию глаз и век её. Сир.26,11
..ибо неприлично жене говорить в церкви. 1Кор.14,35
Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа. Притч.19,14
Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его. Притч. 12,2
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Притч.14,1
Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Еф.5,24
Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. 1Петр.3,1
Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа. Притч.19,14
Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Притч.30,30
Благонравная жена приобретает славу мужу, а жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия. Притч.11,15
Лопухин А.П.
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу
Как Господу, т. е. ваше послушание должно быть таково, как если бы это было послушание Самому Христу, т. е. такое же искреннее, такое же полное.
Ст. 22-33 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа
Женам Ап. предписывает, чтобы они повиновались своим мужьям, а мужьям велит любить своих жен до готовности положить за них свою жизнь, подобно тому, как Христос предал Себя на смерть для спасения людей. При этом Ап. излагает учение о христианском браке как об образе единого неразрывного союза Христа с Церковью.
предыдущий стихследующий стих
Глава 2
1 | Так совершены небо и земля и все воинство их. | |
2 | И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. | |
3 | И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. | |
4 | Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, | |
5 | и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, | |
6 | но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. | |
7 | И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. | |
8 | И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. | |
9 | И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. | |
10 | Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. | |
11 | Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; | |
12 | и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. | |
13 | Имя второй реки Гихон : она обтекает всю землю Куш. | |
14 | Имя третьей реки Хиддекель : она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. | |
15 | И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. | |
16 | И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, | |
17 | а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. | |
18 | И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. | |
19 | Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. | |
20 | И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. | |
21 | И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. | |
22 | И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. | |
23 | И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа . | |
24 | Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. | |
25 | И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. |
Глава 1
Глава 3
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 5-6 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть
Таким же точно образом Он говорит: «Прилепится к жене своей», а не: «к женам». И будут двое одной плотью. Вознаграждение брачного союза в том, что двое будут одной плотью. Непорочность, соединенная с духом, производить один дух.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает
Бог сочетал, сделав одною плоть мужчины и женщины; человек не может разделить ее, кроме одного только Бога. Человек разлучает тогда, когда отпускает первую жену вследствие желания иметь жену другую; Бог же разлучает, — Бог, который и соединил, — тогда, когда ради служения Богу, по взаимному соглашению (потому, что время близко), мы имеем жен так, как будто мы не имеем их (1 Кор. 7:29).
Толкование на Евангелие от Матфея.
Анонимный комментарий
И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею
Мужу порядочному любая жена хороша, потому что совершенная любовь пороков не знает. Кто любит жену, тому закон о разводе не нужен. А когда требуется закон о разводе, тогда речь идет о ненависти; а где обнаруживается ненависть, там, известно, и супружеская измена. Вот, если ты видишь человека, ищущего врача, то можешь допустить, что он болен. Таким же образом, когда видишь мужчину или женщину, спрашивающих о бракоразводном законе, то ты вряд ли ошибешься, что он или она развратны.
Прп. Максим Исповедник
И, достигнув сокровенности Божией, душа избавляется, наконец, от всего, что обыкновенно беспокоило ее. В этом блаженном и всесвятом покое осуществляется то приводящее в трепет, превосходящее ум и разум таинство единения, благодаря которому станут единой плотью и единым духом Бог с Церковью, то есть с душою, и душа с Богом. О как дивна, Христе, благость Твоя! Не дерзну восхвалять ее, ибо не имею даже достаточно силы, чтобы достойно удивляться ей. Будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношении ко Христу и к Церкви, как изрекает божественный Апостол. И еще: Соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом) (1 Кор. 6:17).
Мистагогия.
Как научить жить?
Бывает, что родители включают «программу Чипа и Дейла» и играют в спасателей, защищая ребёнка от всего на свете. Это беда, потому что дети в результате не проживают свою жизнь, а воплощают нереализованные желания родителей. К счастью, у детей нередко есть внутреннее сопротивление. Я знаю одну женщину, которую воспитали мама и авторитарная бабушка. Она говорила, что несмотря на внешнее послушание, внутри она бунтовала и тайно самовольничала. Однако в итоге ограничения привели к тому, что ей довелось очень рано выйти замуж, лишь бы вырваться из своего окружения. Эта женщина вышла за человека, который её ни во что не ставил, унижал, и брак распался.
Это очень распространённый сюжет, причём он касается не только женщин, но и мужчин, которые, вырвавшись на свободу, пускаются во все тяжкие. Конечно, родителям таких детей нужно иметь мужество признать, что не дети плохие, это они — никудышные сеятели. Бог даёт родителям чистого ребёнка, и то, что они из него вырастят — это плоды их труда, результат того, что они посеяли. В чём ответственность родителей перед детьми и перед Богом за них? Ответ очень прост: научить их жить самостоятельно, то есть решать проблемы, нести ответственность за поступки, не обвинять других в своих ошибках.
Свт. Феофан Затворник
Обаче и вы по единому, кийждо свою жену еще да любит якоже и себе, а жена да боится своего мужа
Апостолу, кажется, пришло на мысль, как бы кто не злоупотребил его словом о прилеплении верующих к Господу до того, чтобы стать едино с Ним, — и не стал учить, что для христиан совсем неуместна любовь брачная к женам, а следовательно, и самый брак. Почему и оговаривает: обаче… Однако ж это не мешает каждому из вас любить свою жену; люби всякий свою жену, как себя, и жена да боится мужа. Надо прибавить: только все о Господе, — чтоб не допускать такой любви стать препятствием к прилеплению к Господу. Святой Златоуст говорит: «Как будто бы сказал: это иносказательное доказательство не уничтожает необходимости любви». «Хотя слова те я принял в таинственном смысле, однако ж это не отменяет того, буквально высказанного здесь закона, коим определяются отношения мужа и жены» (Феофилакт). То же говорят Феодорит и Экумений.
Слова: жена да боится своего мужа, не предполагают страха рабыни, но обязывают жену к почитанию и уважению мужа, будто благоговению пред ним. Так блаженный Иероним: «Да боится, то есть да чтит мужа и благоговеет пред ним». В этом значении тут то же говорится, что выше: повинуйтеся, — чтоб жены не выходили из воли мужа, а чтили его распоряжения и строго исполняли их. Святой Златоуст говорит: «Жена есть второе начало; значит, не должна требовать равенства с мужем, так как стоит под главою, ни он не должен высокомерно смотреть на нее, как на подчиненную, ибо она — тело его. Если голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама; но взамен послушания должна она (глава — муж) привносить любовь: как глава, так и тело. Но какая, скажут, может быть любовь там, где есть страх? — Там-то, собственно, она и будет. Ибо та, которая боится, и любит, и, которая любит, боится, как главы, и любит, как член: так как голова есть член всего тела. Для того он и подчинил ее, а мужа превознес над нею, чтобы был мир. Апостол показал образ любви, а образ страха — нет.— Почему же это? — Потому что хочет, чтобы преимуществовала любовь. Если будет она, то за нею последует все остальное, а если будет страх, то не вполне. Кто любит свою жену, тот, хотя бы она была и не очень послушна, все переносит; но если супруги не связаны силою любви, то единомыслие между ними — дело трудное. Страх в этом случае не производит такого действия. Потому Апостол и останавливается преимущественно на том, что сильнее
И жена, хотя ей, по видимому, назначается худшая доля в том, что ей предписывается страх, но она ничего не теряет от этого, потому что мужу предписывается то, что особенно важно, — предписывается любить ее. — И ты, муж, слыша о страхе, требуй страха, приличного свободной, а не как от рабы: так как она — тело твое
А если будешь поступать не так, то опозоришь себя самого, бесчестя свое тело. Что же это за страх? — Чтобы она не противоречила, чтобы не выходила у тебя из послушания, чтобы не стремилась к первенству. Довольно возбуждать только такого рода страх. Если же ты любишь как должно, то достигнешь гораздо большего почтения себе, и достигнешь этого не столько угрозами, но собственно любовию. Женский пол весьма слаб; ему нужна большая помощь, особенное снисхождение. Снисходя к ее немощи, доставляй ей все, все для нее делай и терпи: это необходимо тебе. Хотя жене принадлежит также власть в доме, — вторая; хотя она имеет начальство и равночестна мужу, но при всем том муж имеет нечто большее, именно — преимущественное попечение о доме. Соответственно со Христом, он получил и то, чтобы не только любить свою жену как должно, но и благоустроять жизнь ее. Да будет, говорит, свята и непорочна. Если ты сделаешь ее святою и непорочною, то за сим последует все. Ищи того, что Божие, а человеческое последует весьма легко. Управляй женою, и дом твой будет благоустроен. — Вспомни об Аврааме, о Сарре, об Исааке, о трехстах осьмидесяти домочадцах: как благоустроен был дом их, как он весь был полон благочестия. Сарра исполняла апостольскую заповедь и боялась мужа (господина того зовущи). И Авраам так любил ее, что слушал ее во всем, чего она желала справедливо».
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Евфимий Зигабен
И приступиша к Нему фарисее искушающе Его и глаголаша Ему: аще достоит человеку пустити жену свою по всяцей вине
Опять, увидев чудеса и силу Его, они ожесточились. Так как они не могли порицать дел Его, то пытаются поймать на словах, хотя и прежде они часто делали это, и всякий раз принуждены были замолчать. Но зависть их бесстыдна и дерзка
Обрати только внимание на лукавство их. Хотя Он учил об этом и прежде, именно: в пятой главе, говоря: всяк отпущаяй жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати и т
д. (Мф. 5:32), – но они думали, что Он забыл это Свое учение, поэтому и не говорят: почему Ты учил об этом…? Но спрашивают с лукавством, чтобы в том случае, если Он скажет, что – можно, возразить Ему: каким же образом Ты прежде учил, что нельзя? А если скажет, что нельзя, противопоставить Ему закон. Итак, найди в упомянутой пятой главе изъяснение изречения: всяк отпущаяй жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати…, там узнаешь и самый закон, и причину, по которой он установлен. Но что же Христос, хорошо знающий их лукавство и ухищрения?
Толкование на Евангелие от Матфея.
Как почитать того, кто проявлял насилие и унижал?
Самый трудный вопрос — это как почитать родителей, которые проявляли насилие по отношению к своим детям. Людям, пережившим такое отношение со стороны самых близких, очень тяжело справиться с этой травмой. Одно дело, если ребёнок был сложным и тоже причинял родителям много бед, другое — если родительская тирания ничем не была спровоцирована со стороны ребёнка. Таким помочь сложнее всего. Думаю, что самостоятельно человек не может развязать такой узел обид. Знаю это по себе: уже будучи священником и имея знания в области психологии, я однажды понял, что нахожусь в тупике и не знаю, что делать. Поэтому я пошёл к психологу, с которым прорабатывал свои обиды.
Мне было легче, чем многим, потому что я к тому времени уже был знаком с программой «12 шагов», в которой работал с этими проблемами, и к общению с психологом был готов. Хотя я регулярно исповедовался и причащался, без специалиста решить эти проблемы не получалось. Думаю, нужно решать такого рода вопросы с двух сторон: с духовной и с медицинской. Главное — не заталкивать их вглубь своей души, потому что они там останутся и будут по-прежнему мешать жить. Более того: они могут так или иначе отразиться на ваших детях. Нужно обязательно обозначить для себя, что такая проблема есть, и просить у Бога помощи в её решении. Через книги, людей, какие-то другие источники Он пошлёт вам возможность выхода. Бог всегда протянет руку помощи, если Его об этом просить.
Свт. Иоанн Златоуст
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа
Смотри здесь, возлюбленный, как (Адам) вместе с несказанною, данною ему от Бога, мудростью, которую он показал нам в наречении имен стольким породам бессловесных животных, удостоился еще и дара пророческого. Для того блаженный пророк (Моисей) и показал нам выше, что, вместе со сном, объяло Адама и исступление, так что он совсем не чувствовал происходившего с ним, – чтобы, узнавши теперь, что Адам, при взгляде на жену, точно объясняет происшедшее, ты совершенно убедился, что он говорит это по дару пророчества, руководимый наставлением Святого Духа. Ведь он ничего не знал о происшедшем, и однако ж, когда (Бог) привел к нему жену, сказал: «се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея». А другой переводчик вместо: «ныне» говорит: «се единожды», давая разуметь, что это было только теперь, а после не таково уже будет происхождение жены. Ныне, говорит, от мужа произошла жена, а после не так, а от жены (будет происходить) муж, или – лучше – не от жены, а от соучастия обоих их, как и Павел говорит: «несть муж от жены, но жена от мужа: ибо не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради» (1Кор.11:8–9). Так, скажешь; но эти слова показывают, что жена произошла от мужа. Потерпи, и из последующего увидишь истинное учение. Апостол говорит: «обаче ни муж без жены, ни жена без мужа» (1Кор.11:11), научая нас, что после (создания первой жены) рождение мужа и жены бывает от соучастия того и другой. Потому-то и Адам сказал: «се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея».
Затем, чтобы увериться тебе в точности Адамова пророчества, – в том, что сказанное им сбывается доселе и (будет сбываться) до самого конца (мира), послушай, что следует еще далее. «Сия, – говорит, – наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину». Видишь, как (Адам) открыл нам все, с точностию объяснив своим пророческим духом каждое (обстоятельство). «Сия, – говорит, – наречется жена, яко от мужа своего взята бысть»: здесь он намекает на взятие ребра.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 15.
«Се, ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея». Так как не задолго пред тем Бог приводил к нему всех животных, то Адам, желая показать, что это живое существо не из числа тех, сказал: «се, ныне кость костей моих и плоть от плоти моея». Некоторые говорят даже, что здесь он указывает не на это только, но и на самый способ создания; а что такой способ рождения для жены уже не повторится, он говорит: «се, ныне». Другой переводчик, объясняя это с большею тщательностью, сказал: «это однажды», говоря как бы: только теперь жена произошла от одного мужа, а потом этого уже не будет, но (будет происходить) от обоих. «Кость от костей моих и плоть от плоти моея». Из целого состава взяв часть, создал таким образом, чтобы она во всем имела общение с мужем. «Сия, – говорит Адам, – наречется жена, яко от мужа… взята бысть». Видишь, как дает и имя для того, чтобы оно указывало на общность природы, а указание на общность природы и самый способ создания служили бы основанием всегдашней любви и союзом единодушия.
Восемь слов на книгу Бытия. Слово шестое.
См. Толкование на
Толкование на пророка Исаию.
См. Толкование на
Беседа о пятом дне творения.
Видишь пророка, с ясностью предрекающего будущее? Видишь, какой благодати и вдохновения удостоен был Адам от Святого Духа? Слышишь прекрасные слова, чрез столько поколений не утратившие своей силы?
Слово на начало Святой Четыредесятницы.
Брак, которого мы все желаем
Почему именно такое понимание брака христианское?
Такое понимание брака является христианским, потому что оно исходит из Слова Божьего, и даже более того, оно христианское, потому что свидетельствует о Христе. В нем живет самоотверженная любовь, которую Христос проявил к церкви (Ефесянам 5:25–27). Вступить в брак как христиане — значит вступить в жизнь умирания для себя. Супруги не могут ставить собственные желания на первое место. Они должны служить другому и научиться находить радость в радостях своего возлюбленного. На самом деле, они должны понимать, что будут преуспевать и процветать только постольку, поскольку их супруг будет преуспевать и процветать. Они получат славу от славы своей второй половины.
Христианский брак также свидетельствует об общении верующих со Христом. Все благословения Христа теперь принадлежат нам через союз с Ним (1 Коринфянам 3:21–23; Ефесянам 1:3). Мы настолько тесно отождествлены со Христом, что можем сказать: «Уже не я живу, но Христос живет во мне» (Галатам 2:20). Когда муж любит свою жену, как Христос возлюбил церковь, и когда жена подчиняется мужу как Господу, тогда они — живая иллюстрация всего Христа.
В конечном счете, такой брак указывает на тот великий брак в конце истории, когда святой город спустится с небес, «приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего» (Откровение 21:2). Это указывает на великий брак, в котором все мы, омытые и без единого пятна и порока, предстанем перед нашим вечным мужем в великолепии.
Это и есть тот брак, находящийся за пределами даже лучших земных браков, которого мы все так желаем.
Автор — Стивен Веджворт / 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Пожертвовать
Последнее: 19.09.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу
Недаром и не напрасно Павел прилагает великое попечение о супружестве, ибо и Бог от начала особенно о нем заботился. Ибо с Адамом соединил сестру его, нет, — больше — дочь, да что я говорю? его собственную плоть. Потом с размножением рода и пределы брака расширил, чтобы не заключить любви в тесные границы только родственных отношений. Да и жизнь наша на супружестве держится. Посему и говорит: жены, повинуйтесь своим мужьям. Ибо если согласием будет отличаться супружество, то и дети будут воспитаны хорошо, и слуги будут исполнять свой долг, и все, что касается соседей и друзей, будет хорошо. Служите же, как Господу. Как же в другом месте написано: если кто не разлучится с женой и жена с мужем, тот не может следовать за Мной (Лк. 14:26)? Ведь, если должно служить, как Господу, как же говорит, что должно разлучиться ради Господа? Потому что слово как не везде обозначает совершенное равенство. Или: повинуйтесь, зная, что служите Богу, то есть если и не для мужа собственно, но, по крайней мере, для Господа. Ибо, если противящийся высшей власти противится повелению Господа, то тем более противящаяся мужу. И напротив, повинующаяся мужу повинуется Господу.
Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.
Лопухин А.П.
И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею
(Мк. 10:2). На причины, почему фарисеи подошли к Иисусу Христу именно теперь и предложили Ему именно такой вопрос, ясно не указывают ни Матфей, ни Марк. Но можно наблюдать, что, по сообщениям евангелистов, подобные выступления были результатом все более и более развивающейся вражды к Христу. Теперь об этом ясно свидетельствует употребленное обоими евангелистами слово “искушая” (πειράζοντες), указывающее на желание фарисеев уловить Христа, поставить Его в затруднительное положение, особенно пред Его простыми слушателями, подорвать к Нему доверие, чтобы легче достигнуть своей цели — избавиться от Него даже при помощи убийства. Нам известно, что Христос уже несколько раз разоблачал эти ухищрения Своих врагов Своими ответами. Но враги Его не только не удерживались от новых выступлений против Него, а становились все злее и злее. “Такова, — говорит Иоанн Златоуст, — злость и такова зависть, — бесстыдна и дерзостна; хотя тысячу раз отразишь ее, она опять столько же раз будет нападать!” Фарисеи хотели искусить Христа при помощи так называемого “рогатого” (cornutus) силлогизма. Если бы Он сказал, что можно разводиться с женой по всякой причине и брать себе других жен, то стал бы учить тому, что противило здравому смыслу, или, как выражается Иероним, “стыдливости” (puditiae praedicator sibi videbitur docere contraria). Если же Спаситель ответил бы, что можно разводиться не по всякой причине, то сделался бы виновен как бы в святотатстве (quasi sacrilegii reus tenebitur — Иероним) и выступил бы против учения Моисея, или точнее сказать, против учения, данного Самим Богом через Моисея.
Феофилакт высказывается несколько яснее, чем Иероним; сходное мнение встречается и у Евфимия Зигабена
Оба они обращают внимание на прежнее учение Христа о разводе, данное в нагорной проповеди (см. прим
к 5:31, 32), и говорят, что фарисеи хотели теперь поставить Христа в противоречие с Самим Собой, с Его собственными, сказанными тогда, словами и учением. Если бы Он сказал, что можно по всякой причине разводиться с женой, то фарисеи могли бы возразить: как же Ты говорил прежде, что не должно разводиться с женой, кроме вины прелюбодеяния? А если бы Он сказал, что нельзя разводиться с женою, то они оклеветали бы Его, как предлагающего новые законы, несогласные с законами Моисея. Следует прибавить, что вопрос о разводах в то время сделался острым вследствие спора двух фарисейских школ, Гиллеля и Шаммая, относительно того, как следует толковать встречающееся во Втор. 24:1 еврейское выражение, указанное как причина для развода, “эрват дабар.” Нам нет надобности входить в обсуждение ближайших поводов к этому спору, а достаточно только указать на самый факт его существования. Гиллель, живший лет за двадцать пред тем, учил, что человеку можно разводиться с женой по всякой причине. Шаммай, наоборот, утверждал, что развод дозволителен только вследствие непотребства жены.
Толковая Библия.
В Послании к ефесянам много советов о том, как себя должны вести жена и муж
Если обратиться к тексту Послания, там можно найти более полное поучение для супругов:
Еф. 5:22–33
Здесь видно, что для христианства важна параллель между отношением супругов и отношением человека с Богом. Но было бы ошибкой считать, что автор прямо заявляет нам: «жена, слушайся мужа во всем, как Господа, повинуйся ему во всём, не имей своего мнения».
11 стихов Послания к ефесянам раскрывают обязанности любящих супругов-христиан.
Автор лишь демонстрирует семейный идеал. Бог, как мы знаем, безгрешен. Иного православие не допускает. Муж должен стремиться к возвышенному образцу. Такой мужчина должен быть:
Иоанн Златоуст рассказывает про обязанности мужа в православной семье
- Справедливым;
- Рассудительным;
- Честным;
- Добрым;
- Любящим.
Список может быть очень длинным. Такой муж ведёт семью по духовному пути. И жена должна помогать ему в этом. Если же муж далёк от высокого образца, то он уже не отражает те Господние качества, которые должен был бы иметь.
А заблуждающийся человек — плохой советчик и ужасный руководитель. Но задача жена — возвращать мужа на духовный путь, ибо семья должна двигаться по нему вместе, супруги дополняют друг друга.
Прп. Ефрем Сирин
Ст. 23-24 И рече Адам: се, ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину
Повествуя о сне Адама и о том, как взято у Адама ребро, создана из него жена и приведена к Адаму, Моисей пишет: И рече Адам: се, ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Се, ныне, — то есть эта, пришедшая ко мне после животных, не такова, как они; те произошли из земли, а она — кость от костей моих, и плоть от плоти моея. Так сказал Адам или пророчественно, или, как замечено нами выше, по сонному видению. И как в тот день все животные получили от Адама наименования свои по родам, так и кость, созданную в жену, назвал он не собственным ее именем — Евой, но именем жены, принадлежащим целому роду. Слова же: оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, — сказаны в ознаменование того, что двое сочетавшихся составляют такой же неразрывный союз, какой был вначале.
Толкование на Книгу Бытия.
См. также Толкование на
Жить вместе как одно целое
Павел пишет:
Что значит жить как одно целое? Вот некоторые последствия того, что муж и жена являются одной плотью.
ОДНО ТЕЛО
Чтобы понять это единство, мы должны увидеть, как оно прослеживается еще из Бытия 2:21–24. Единство одного тела. Сначала Бог создал Адама, но Адаму чего-то не хватало: «Не хорошо быть человеку одному». Даже среди животных «не нашлось ему помощника» (Бытие 2:18, 20). Итак, Бог создал подходящего помощника для Адама, и взял это из тела самого Адама (1 Коринфянам 11:8).
Когда Адам увидел Еву, он сказал: «Кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Бытие 2:23). Итак, в Священном Писании говорится, что именно по этой причине «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:23–24; Ефесянам 5:31). Поскольку они одна плоть, они должны стать одной плотью.
ОДНА МИССИЯ
Единство в браке создает единство в призвании. Адаму было дано изначальное призвание — плодиться и размножаться, наполнять землю и владычествовать над ней, и это то, что он не смог сделать в одиночку (Бытие 1:28; 2:18). Поэтому, для мужчины была создана женщина (1 Коринфянам 11:9). В отличие от уже существующих творений, только женщина была подходящей помощницей для этой работы (Бытие 2:20).
ОДИН СОЮЗ
Библейское единство требует, чтобы человек вышел из других союзов, в частности отлепился от родителей. Псалом 44 объясняет это так, что должно быть присоединение к новому дому: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей» (Псалом 44:11–12). Это говорит нам о том, что брачный союз отличается от расширенных родовых общин или сообществ. Начинаются новые отношения между головой и телом. Таким образом, супружеская семья является самым основным гражданским институтом. Это одна плоть.
ОДНО ОБЕТОВАНИЕ
Третье значение библейского единства — постоянство. Сам Иисус устанавливает эту связь: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матфея 19:6). Даже для христиан и церквей, которые признают определенные основания для развода, развод – это всегда трагедия, потому что он разрывает тело. Как и смерть, развод разделяет две части, принадлежащие друг другу. Итак, христиане вступают в брак с обетом на всю жизнь и делают все возможное, чтобы брак продлился до конца.
ОДНА ЛЮБОВЬ
Последним следствием того, что брак — это союз одной плоти, является логика любви. Как Павел говорит в Ефесянам 5:28, любить супруга — это любить себя. Когда муж любит свою жену, он любит свое тело, а когда жена любит своего мужа, она любит свою голову. Вот почему так трагично ненавидеть своего супруга. На самом деле это форма ненависти к себе. Жестокое обращение с женой — это насилие над собой. Презирать мужа — значит презирать себя.