История создания стихотворения лермонтова «бородино»

Краткое содержание для читательского дневника

Произведение посвящено войне 1812 года, когда войска Наполеона Бонапарта напали на Россию с целью захвата территории. В этом стихотворении юноша обращается к дяде с просьбой рассказать ему подробнее о войне с Наполеоном. Наибольший интерес молодой человек проявляет к Бородинскому сражению, ставшему наиболее значимым в определении итогов войны.

Пожилой вояка рассказал юноше о прошедших битвах, о мужественности и силе духа русских солдат, доля которых была незавидной, ведь «немногие вернулись с поля». Рассказал он также и о том, что Москва сдалась Наполеону по воле божьей, русским воинам было досадно и больно от того, что они вынуждены были сдаться и отдать на растерзание вражеским войскам земли своей родины. Им пришлось исполнять приказ и ничего не оставалось, как повиноваться.

Однако ситуация быстро изменилась, ведь было найдено огромное поле для битвы. Располагалось оно близ деревни Бородино, там солдаты построили редут. Едва наступило утро, французские войска начали наступать. Сражение продолжалось двое суток, обе стороны держались стойко и не намеревались сдавать позиции и подчиняться врагу. Решающим должен был стать третий день схватки, которого все ждали с особым нетерпеньем.

Бородинская битва

Бой за Багратионовы флеши, которые защищала дивизия генерала Воронцова, сразу же принял ожесточенный характер.

Русским приходилось отбивать одну за другой атаки французских пехотинцев, во главе с военачальниками Даву, Нея, Жюно и Мюрата.

Историки до сих пор спорят о том, какое количество нападений было совершено на флеши. Укрепления несколько раз переходили то к одной, то к другой армии.

В разгар боя в дивизии Воронцова в живых осталось только 300 солдат. Сам генерал получил пулевое ранение в ногу. Наполеон Бонапарт отдал приказ вести еще более активное наступление на позиции русских. Вследствие этого завязалось еще более кровопролитное сражение, в котором были задействованы десятки орудий.

Вскоре Багратион направил гренадерскую и пехотную дивизии на помощь защитникам флешей. Затем с обеих сторон в бой вступили кирасирские кавалерии.

Интересен факт, что французам не удалось одержать победу ни в одном конном противостоянии с русскими.

В результате ожесточенных схваток численность французской кавалерии сократилась почти вдвое.

Бородинское поле

Рекомендовать место

30

3

В начале XIX века окрестности села Бородино были обычной подмосковной местностью без названия. Превращение данной территории в культурный объект наследия произошло благодаря историческому сражению между французской армией Императора Наполеона I и русскими войсками во главе с генералом М. И. Кутузовым. Местность получила название Бородинское поле и сейчас является музеем-заповедником, сохранившим военно-исторический ландшафт. Мемориально-музейный комплекс здесь начал формироваться уже через 25 лет после сражения двух великих армий. Сначала это был обширный земельный участок с братскими могилами и руинами укреплений, могилой генерала Багратиона на батарее Раевского, первыми постройками Спасо-Бородинского монастыря, символическим памятником русским воинам, храмом и дворцово-парсковым ансамблем в самом селе Бородино.

Позднее комплекс дополнился еще 33 монументами там, где были места расположения русских военных частей, а также монументами на местах командных пунктов Кутузова и Наполеона и пятью артиллерийскими укреплениями, воссозданными в первоначальном виде, до начала боев.

1920-1930-е годы принесли разрушение многих памятников в рамках существовавшей идеологии тех времен. А события октября 1941 года, когда на территории поля был создан передовой рубеж Можайской линии обороны и велись кровопролитные бои, внесли свою лепту в изменение культурного ландшафта Бородинского поля.

Все разрушенные монументы и памятники, в том числе и ансамбль Спасо-Бородинского монастыря были восстановлены в ходе масштабных реставрационных работ 1950 -1980-х годов, а уже сложившийся мемориальный комплекс был дополнен надгробиями на братских могилах красноармейцев, погибших в боях при Бородино, танком Т-34 и памятными знаками в местах сражения казаков и народных ополченцев.

Сегодня Бородинское поле с его звенящей тишиной и бескрайним простором привлекает к себе посетителей в любое время. Но особенно много зрителей можно увидеть во время ежегодных праздников и военно-исторических реконструкций событий, устраиваемых Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником, таких как фестиваль «День Бородина», «День Воинской славы России», «День Победы», «Москва за нами. 1941 год», «Стойкий оловянный солдатик».

Музей-заповедник «Бородинское поле» признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. В 2007 году был удостоен международной премии ЮНЕСКО за сохранение и организацию использования культурных ландшафтов

Основная идея

Смысл произведения «Бородино» заключается в назидательном примере века минувшего веку нынешнему. Люди того поколения смогли пожертвовать собой и ценой крови одержать победу в борьбе с захватчиком. Они перебороли страх и сословные различия на поле брани. Эта поэма о силе духа, силе характера, мужестве и отваге, чести и достоинстве, непоколебимом стержне русского народа. Автор восхищается всеми этими качествами, ведь только благодаря им Россия смогла одержать победу. Интерпретация стихотворения «Бородино» однозначна: автор гордится боевым прошлым своего отечества.

Перед лицом опасности народ объединяется, сплачивается, становится единым организмом, слаженным и твердым в своем решении — одолеть врага. Все это соединяется в стихотворении с сожалением о давно ушедших временах, о том, что героизм уходит из людских сердец, что это пережиток прошлого. Люди меняются к худшему и больше не похожи на своих предков, что готовы были отдать жизнь за Москву. Такова главная мысль поэмы «Бородино».

Русская армия накануне Бородинского сражения

В составе русского войска находилось приблизительно 150 000 тысяч воинов. В арсенале армии насчитывалось 624 единиц артиллерийского орудия. Стоит отметить, что численность солдат и боевой техники по-прежнему вызывает дискуссии у историков.

Общая протяженность русской позиции на Бородинском поле занимала порядка 8 км. В первую очередь Михаил Кутузов позаботился о защите Новой Смоленской дороге (правый фланг), поскольку в случае поражения, только по ней армия могла отступать назад.

Кроме этого фельдмаршал укрепил левый фланг. Здесь были возведены полевые укрепления, назваными позже Багратионовыми флешами.

Впереди Кутузов построил Шевардинский редут, который стал серьезной помехой в развертывании наполеоновской армии. В центре располагалась батарея Курганной высоты (батарея Раевского).

История

Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1832—1834 годах, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа России в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловила проявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел». Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1830-х годов. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Афанасия Алексеевича Столыпина (1788—1864), ветерана Отечественной войны, который был младшим братом бабушки поэта. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении на прототипическом уровне пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что нарративный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым (всеведающим) и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала, по определению являющегося внеличностным. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут прочитываться прототипические личности Петра Багратиона, раненного на поле боя [источник не указан 2273 дня

], а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова, который заменил первого в сражении.[источник не указан 2273 дня ]

Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального нарратива, которая получает органичное звучание. Такое своеобразное нарративное освещение исторической битвы придаёт ей эпохальный, универсальный масштаб, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сперва ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу

Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя. Непримиримый антагонизм двух временных культурно-исторических планов актуализирует авторский рефрен, являющийся ключевым для всего понимания стихотворения:

Автор обращается к поиску идеала в прошлом, тема искания эксплицитно заявлена в другом важном тексте Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», который также был написан в 1837 году. Что касается стилевого наполнения стихотворения, то о нём достаточно ёмко и полновесно отозвался Белинский: «благороден, силен и полон поэзии»

Неизвестный автор переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.

Подробный стиховедческий и культурно-исторический анализ поэтического текста М. Ю. Лермонтова представлен в труде литературоведа, театроведа и педагога Сергея Николаевича Дурылина «Как работал Лермонтов» (издан в Москве в 1934 году), а также в книге известного советского языковеда и литературоведа Виктора Владимировича Виноградова «Очерки по истории русского литературного языка» (Москва, 1938)

Следует обратить внимание на литературоведческое исследование Николая Бродского, которое посвящено именно этому стихотворению и называется «„Бородино“ Лермонтова и его патриотические традиции» (увидело свет в 1948 году) и на научную статью Л. В

Кутьевой «К изучению стихотворения Лермонтова „Бородино“», которая была опубликована в первом номере литературоведческого периодического издания «Русская словесность» за 1998 год.

Спасо-Бородинский женский монастырь

Рекомендовать место

18

1

Сначала Мария Михайловна занялась восстановлением церкви Смоленской иконы Божией Матери в Бородине. Там же она инициировала строительство поминальной часовни, 10 тысяч на которое дал лично царь Александр I. В 1820-м году часовня была освящена и в ней заняла свое место полковая икона покойного генерала Тучкова — Нерукотворный Образ Спасителя.

В 1826 году вдова лишилась и сына, после чего поселилась в домике на Бородинском поле в полном одиночестве. Постепенно вокруг этого одинокого жилища начали селиться другие женщины, которые впоследствии составили основу нового монастыря. Спасо-Бородинский женский монастырь был основан в 1838 году, а в 1840-м вдова Тучкова (к тому времени постригшаяся в монахини под именем Мария) стала его игуменьей.

В это же время началось строительство монастыря: колокольня, жилые помещения, трапезная, церковь святого Филарета Милостивого. Император Николай I финансировал строительство и взял монастырь под свой патронат. Все последующие императоры Российские также покровительствовали Бородинскому монастырю, оказывая ему материальную помощь и регулярно навещая святую обитель.

В 1929-м году монастырь закрыли, а его помещения были отданы под общежитие, школу. В период оккупации здесь разместился госпиталь, затем станция обслуживания машин и тракторов.

В 1972-м году началась реставрация здания, а с 1992-го года здесь снова женский монастырь.

Читательский дневник «Бородино»

Читательский дневник «Бородино»

1. Введение. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» — одно из самых известных и популярных поэтических произведений об Отечественной войне 1812 г.

Многие строки из него уже давно стали крылатыми выражениями.

В «Бородино» Лермонтов одним из первых в русской литературе рассматривает масштабный военный конфликт с позиции обычного рядового солдата. Тем самым поэт предвосхищает идеи Л. Н. Толстого: победа зависит не от приказов полководцев, а от силы народного духа.

2. Сюжет кратко. Молодой человек обращается к ветерану Отечественной войны с просьбой рассказать о главных событиях тех лет: Бородинской битве и сдаче Москвы. Солдат начинает свой рассказ с укора нынешнему поколению: «Богатыри — не вы!». Он сожалеет о своих боевых товарищах, которые не вернулись с полей сражений.

Ветеран вспоминает, что отступление к Москве очень тяжело воспринималось солдатами, которые жаждали вступить в бой с завоевателями. Вся армия обрадовалась, когда командование приняло решение дать решающее сражение на Бородинском поле. Два дня прошли в перестрелке и мелких столкновениях. В ночь накануне главной битвы весь русский лагерь с нетерпением ждал рассвета. С первыми лучами солнца войска двинулись навстречу друг другу.

Рассказчику особенно запомнилась горячая речь полковника перед солдатами, который призвал их любой ценой защитить Москву. Он с особым сожалением говорит о гибели этого человека. Ветеран красочно описывает яростный ожесточенный бой: застилавший все поле пороховой дым, «горы кровавых тел», «залпы тысячи орудий», рукопашные схватки.

Сражение продолжалось весь день. Лишь с наступлением темноты люди смогли оценить, насколько велики были потери. Заканчивая свой взволнованный рассказ, солдат еще раз подчеркивает мужество и стойкость участников Бородинской битвы. Он уверен, что армия была готова отстоять столицу Родины: «Когда б на то не Божья воля, // Не отдали б Москвы».

3. Смысл. В Бородинском сражении русские войска уже одержали нравственную победу над «Великой армией» Наполеона. После долгого позорного отступления солдаты почувствовали мощный духовный подъем. Прославленные французские воины впервые столкнулись с несокрушимой твердостью защитников своей родной земли.

Русские войска после Бородинской битвы вновь рвались в бой. Однако Кутузов сдал Москву, потому что не хотел лишних жертв. Лермонтов намеренно даже не упоминает о приказах главнокомандующих обеих армий. Судьба России решается не на штабных картах, а в сердцах рядовых солдат.

Исход всей кампании напрямую зависит от боевого духа в русской армии. Чем ближе Москва, тем сильнее становятся патриотические чувства: «Уж постоим мы головою // За родину свою!». Общий настрой прекрасно выражает полковник: «Ребята! не Москва ль за нами?».

Очень важное значение имеет настроение солдат перед битвой. Наполеон победоносно продвигается вглубь территории России, а отступающие русские бойцы не чувствуют страха и подавленности и даже шутят: «Постой-ка, брат мусью»

4. Вывод. В стихотворении «Бородино» органично сплетаются патриотическая и гражданская темы. Россию отстояли именно те люди, которых командование считает «пушечным мясом». Лермонтов с большим уважением относился к народному подвигу 1812 года. Он не случайно проводил резкую границу между «могучим, лихим племенем» и своими современниками, которые оскудели духом и уже не способны на героические поступки.

5. Новые слова. Хват, редут, уланы, драгуны.

6. Непонятные слова. «Зимние квартиры», «ушки на макушке», мусью, лафет, бивак, кивер, «сражен булатом», бусурманы.

Тема

Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой близ деревни Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.

Бородино. Михаил Юрьевич Лермонтов

 Из школьной программы

«Бородино» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска.В. Г.

Белинский отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».

 Это стихотворение в школе, традиционно, учат наизусть.

Думаю, с картинками учить будет немножко легче!

Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:»Что ж мы? на зимние квартиры?Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдем ломить стеною,Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечиНочная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:Кто кивер чистил весь избитый,Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:Слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:»Ребята! не Москва ль за нами?Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди,Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовыЗаутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя:Богатыри — не вы.Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

1837

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нем участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.

Кто такие драгуны?Слово драгун впервые является в истории в XVI веке: маршал Бриссак во время оккупации Пьемонта в 1550—1560 годах посадил на коней отборных, смелых пехотинцев, дал этому отряду название Драгуны и употреблял его для быстрых набегов. Сражались, однако, эти драгуны пешим порядком.Первый полководец, давший драгунам их современное значение, был Густав II Адольф. Драгунские полки, правильно организованные, появились во Франции при Людовике XIV в 1668 году.

В Пруссии, особенно при Фридрихе Великом, драгуны часто действовали как тяжёлая кавалерия аналогичная кирасирам. В Британии название «лёгкие драгуны» являлось синонимом гусар.

В XIX веке в Германии, Австрии, Франции и Англии около ⅓ всей конницы состояло из драгун, в Италии же их вовсе не было.

В XX-м веке, в связи с массовым применением пулемётов и прочего автоматического огнестрельного оружия действия именно по драгунскому образцу стали почти единственно возможными для кавалерии.

Французские драгуны (1806 год)

А кто же такой Улан?

Уланы — наряду с гусарами род легковооружённой  новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор

Уланы

Самоделкин

Розы из шариков

Историческое значение битвы при Бородино

В XIX веке Бородинское сражение стало самым кровопролитным за весь век. Каждая из сторон потеряла четвертую часть своей армии. Только за один день этого боя было выпущено больше 130 тысяч выстрелов. Сам Бонапарт назвал Бородино самой масштабной битвой, в которой он участвовал.

Позже, уже находясь на острове Святой Елены и предаваясь воспоминаниям в личной автобиографии, Бонапарт напишет, что битва за Москву была для него самым важным сражением в жизни. Он считал, что вместе со своими генералами Неем, Мюратом и Понятовским победил в тот день, несмотря на численный перевес русских и их знание местности.

Кутузов со своей стороны посчитал Бородинское сражение своей заслугой. В письме к Александру I он оценил масштабность кровавой бойни, подчеркнул, насколько идеально было выбрано место для сражения, и похвалился, что враг вместо нападения был вынужден обороняться.

Александр I рассмотрел в этом письме успех и обнадежил народ в том, что победа осталась за русскими. Именно такой взгляд на вещи позволил отечественным историкам представлять Бородино как место лавров для русских.

Кутузов не отбил нападение Наполеона, но и не дал ему выиграть. Каждый увидел при Бородино свою победу, закрыв глаза на поражение. Впереди – захват французами Москвы, но с 26 августа 1812 года Бонапарта больше не считали непобедимым, ведь до этого он ни разу не проигрывал генеральных сражений.

Итак, теперь вы знаете, в каком году и когда состоялась Бородинская битва (дата – 1812 года). Карта в качестве подсказки дополнит общую картину, обязательно пользуйтесь ею, так как сражение при Бородино действительно было неоднозначным и нельзя с полной уверенностью сказать, что произошло. Надеемся, вы прояснили для себя кратко, кто победил или хотя бы, кто не выиграл этот бой. Что думаете?

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

Гуртовая Антонина Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специализированная гуманитарная школа № 65 города Донецка»

Учитель русского языка и литературы

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

Аннотация.Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.ТЛ Поэтическая интонация (начальные представления). Батальные сцены. Пафос стихотворения» представляет собой материалы к урокуоткрытия и применения нового знания. Разработка включает в себятехнологическую карту,план-конспект урока, дидактический и раздаточный материал.Во время урока учащиеся знакомятся не только с прекрасным стихотворением, но и получают представление об Отечественной войне 1812 года. Работая над текстом стихотворения, дети говорят о композиции, находят изобразительно-выразительные средства языка, дают оценку самому событию, подвигу солдат. На уроке проводится словарная работа. В результате дети осмысливают патриотический пафос стихотворения.

Материал может быть использован учителями литературы, работающими по программам Литература: 5-9 кл: Примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 4-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 172 с. с использованием учебника Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

Ключевые слова:М.Ю. Лермонтов, «Бородино»,25-летняя годовщина Бородинского сражения, война 1812 года,участник Бородинского сражения,героический, патриотический пафос.Предмет:

Литература

Класс:

5

Тема

М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения

ТЛ Поэтическая интонация (начальные представления). Батальные сцены. Пафос стихотворения

Цель:

научить правильно, осознанно читать стихотворение и понимать прочитанное; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом; участвовать в диалоге по прочитанному; воссоздавать в воображении художественные образы и картины, созданные писателем; находить средства создания образов; выделять выразительные средства языка (эпитет, сравнение, метафору);

Бородинское сражение 1812

Приблизительно в 9 утра русский генерал Багратион получил смертельное ранение. Благодаря этому французы на какое-то время получили преимущество в Бородинском сражении. Им удалось захватить Курганную высоту.

В связи с этим генералы Ермолов и Кутайсов совершили контратаку на позиции Наполеона и вернули высоту обратно. В ходе сражения генерал Кутайсов был убит, а Ермолов получил тяжелое ранение. В свою очередь русские взяли в плен французского генерала Боннами.

Бородинское сражение. В центре картины раненый генерал Багратион, рядом с ним на коне генерал Коновницын. Вдали виднеется каре лейб-гвардии

Через пару часов между войсками продолжилась борьба за Курганную высоту. В итоге Багратионовы флеши были полностью уничтожены, и сражаться за них уже не имело смысла.

Русские отряды закрепились на высотах возле деревни, после чего французы пошли на них в наступление.

Войска корпуса Богарне снова начали атаковать Курганную высоту, однако русская кавалерия отстояла ее. Наполеон был вынужден приостановить наступление, поскольку остро нуждался в подкреплении. За это время Михаил Кутузов провел тактические изменения, усилив центр и левый фланг.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика произведения «Бородино» представлены ниже:

  1. Основная тема стихотворения Лермонтова “Бородино” — это бородинское сражение 1812 года . Данное произведение освещает именно духовную победу русских солдат над французами, так как потери в бою явно указывают на поражение отечественной армии. Но даже оно не сломило дух русских патриотов: они не сдались и не успокоились, пока не выгнали врага за пределы России.
  2. Патриотизм . Солдаты переживают, что боев долго не было, и не хотят отступать. Это говорит об их самоотверженной любви к родине. Москву они готовы защищать ценой жизни и с трудом соглашаются на то, чтобы сдать ее врагу.
  3. Героизм . На поле сражения солдаты проявили стойкость и мужество. Они шли против врага, который превосходил их, но их ряды не дрогнули. Полковник вел их в атаку и сам полег на поле боя, прославляя Родину.
  4. Тема дружбы . В минуты сражений различия в званиях стерлись, люди были братьями. Драгуны и уланы, полковники и рядовые — все были заодно, все положили свои молодые жизни за отечество.
  5. “Бородино” показывает проблему поколений . Читатель видит сожаления об изменчивости времени и характера людей, ведь нет уже “богатырей” в России, нет той силы духа и характера, присущего русскому человеку. Лермонтов бросает упрек своему слабому поколению и сетует на то, что мирное время расслабило людей и сделало их инфантильными.
  6. Проблема войны . Нашествие Наполеона бросило вызов русской армии и проверило народ на прочность. Сражение далось России тяжело, как и смирение с тем обстоятельством, что враг занял Москву. Автор описывал горы трупов и несколько дней перестрелки.
  7. Проблема управления армией в трудный военный период, умения ее организовать и сплотить перед лицом врага — это тоже повод для размышлений автора. Солдаты не одобряли стратегии руководства, но полковникам и генералам удалось направить силу войска в нужном направлении, хоть это было и нелегко сделать.

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector