Стихотворение бородино м. ю. лермонтова анализ и разбор стиха

Краткое содержание: Бородино (Лермонтов)

Бородино

«Бородино» — произведение, посвященное историческим событиям войны 1812 года. В этом стихотворении рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел показать на­родный взгляд на войну. И его лирический ге­рой — солдат — говорит просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Лирическое повествование начинается вопросом к старому солдату:

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Старый солдат сравнивает былое время с на­стоящим, людей своего поколения и людей мо­лодых:

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Он говорит, что им выпала незавидная доля, поскольку многих ожидала смерть на поле боя.

Но они бились за свободу своей родины и умира­ли за нее. Вначале старый солдат говорит, что им приходилось отступать, и это отступление вол­новало солдат — все ждали сражения. И вот на­конец было выбрано место для боя.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

Становится ясно, что рассказчик — в прошлом артиллерист («Забил заряд я в пушку туго»). Он считает, что не нужно хитрить, что-то выгады­вать — нужно биться за свою землю:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою За родину свою!

Далее передаются подробности битвы: два дня велась перестрелка, которая не внесла никаких изменений («Что толку в этакой безделке?»), все ожидали третий день, который обещал быть ре­шающим. Стали слышны разговоры: «Пора до­браться до картечи!» Но вот наступила ночь, и герой прилег вздремнуть у лафета. Всю ночь было слышно, «как ликовал француз». Русские же разбили тихий бивак, где готовились к пред­стоящей схватке — кто-то чистил избитый ки­вер, кто-то точил штык.

Но все изменилось, лишь только рассвело: «все шумно вдруг зашевелилось», образовались строи солдат. Здесь рассказчик говорит о своем командире, который погиб в сражении: «Пол­ковник наш рожден был хватом: / Слуга царю, отец солдатам…» Полковник произнес речь пе­ред солдатами, призывая их на бой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

Автор передает напряженность боя, говорит, что их редут воевал с огромным количеством про­тивников: перед ними «побывали и промелькну­ли» и «уланы с пестрыми значками», и «драгу­ны с конскими хвостами». Напряженность битвы передается подбором особой лексики:

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Он гордится тем мужеством, которое проявля­ли русские солдаты в Бородинской битве:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

На поле боя творилась полная неразбериха:

Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…

Но и после такой битвы солдаты чувствовали готовность к новому бою на следующий день, чтобы «до конца стоять». Победу старый солдат описывает так:

Вот затрещали барабаны —

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Заканчивает рассказ солдат, повторяя слова о том, что «были люди в наше время», что немно­гие из них вернулись домой живыми и что, если бы «не Божья воля», Москву они бы не отдали врагу. Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом по­стоянно подчеркивает общность патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой…

Поэт постоянно подчеркивает общее отноше­ние к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основная мысль стихотворения — общность людей перед лицом врага.

Старый солдат часто повторяет: «Да, были лю­ди в наше время, не то, что нынешнее племя…». В этих словах — жалоба на настоящее поколе­ние, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Сам Лермонтов считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.

1 (20%) 1 vote

На этой странице искали :

  • краткое содержание бородино
  • бородино краткое содержание
  • лермонтов бородино краткое содержание
  • бородинская битва кратко
  • бородинское сражение краткое содержание

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения Лермонтова «Бородино» — народная ода, баллада, батальная поэма — литературоведы дают разные ответы на вопрос, какой жанр имеет данное произведение. Многомудрый Литрекон склоняется к тому, что «Бородино» — это поэма, так как там описываются эпические события с четкой сюжетной линией, имеющей глобальное историческое значение. Баллада тоже рассказывает историю, но из частной жизни. А для оды лексика поэмы не подходит: она слишком напоминает разговорную, что противоречит канонам классицизма.

Оно написано в направлении “реализм”, так как поэт описывает реально произошедшие события войны 1812 года и использует «показания» очевидца. Также здесь присутствуют и черты “романтизма”, ведь автор восхищается героями, бравыми воинами, которые готовы были отдать жизнь за Родину. Их образы явно идеализированны, как и сама эстетика войны.

Стихотворение М. Ю. Лермонтовское «Бородино» написано в четырёхстопном и трёхстопном ямбе, поэтому появляется эффект разговорной речи.

История

Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1832—1834 годах, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа России в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловила проявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел». Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1830-х годов. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Афанасия Алексеевича Столыпина (1788—1864), ветерана Отечественной войны, который был младшим братом бабушки поэта. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении на прототипическом уровне пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что нарративный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым (всеведающим) и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала, по определению являющегося внеличностным. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут прочитываться прототипические личности Петра Багратиона, раненного на поле боя [источник не указан 2273 дня

], а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова, который заменил первого в сражении.[источник не указан 2273 дня ]

Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального нарратива, которая получает органичное звучание. Такое своеобразное нарративное освещение исторической битвы придаёт ей эпохальный, универсальный масштаб, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сперва ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу

Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя. Непримиримый антагонизм двух временных культурно-исторических планов актуализирует авторский рефрен, являющийся ключевым для всего понимания стихотворения:

Автор обращается к поиску идеала в прошлом, тема искания эксплицитно заявлена в другом важном тексте Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», который также был написан в 1837 году. Что касается стилевого наполнения стихотворения, то о нём достаточно ёмко и полновесно отозвался Белинский: «благороден, силен и полон поэзии»

Неизвестный автор переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.

Подробный стиховедческий и культурно-исторический анализ поэтического текста М. Ю. Лермонтова представлен в труде литературоведа, театроведа и педагога Сергея Николаевича Дурылина «Как работал Лермонтов» (издан в Москве в 1934 году), а также в книге известного советского языковеда и литературоведа Виктора Владимировича Виноградова «Очерки по истории русского литературного языка» (Москва, 1938)

Следует обратить внимание на литературоведческое исследование Николая Бродского, которое посвящено именно этому стихотворению и называется «„Бородино“ Лермонтова и его патриотические традиции» (увидело свет в 1948 году) и на научную статью Л. В

Кутьевой «К изучению стихотворения Лермонтова „Бородино“», которая была опубликована в первом номере литературоведческого периодического издания «Русская словесность» за 1998 год.

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Образы и символы

В стихотворении используется образ рассказчика. Этот человек — истинный патриот своей родины, который повествует о ходе сражения Бородинской битвы. Мужчина, несмотря на свои годы, настолько отважен, что готов был бы и сейчас вступить в сражение, если понадобится. Его образ символизирует всех русских солдат. Лермонтов наделил его лучшими чертами: мужеством, честностью, смелостью.

Погибший в бою командир представляется в виде идеала. Он пример героизма для всех тех офицеров, что отсиживаются в кабинетах.

Лирический герой произведения — это юноша, который символизирует надежду на молодое поколение. На его примере автор показывает, что в молодежи тоже живет любовь к отечеству, и они помнят о подвигах своих дедов. Они будут способны при необходимости отсечь нападение врага, ведь они такие же смелые, как и их предки.

Повествовательный стиль

Стихи представляют собой обстоятельный рассказ солдата-артиллериста, созданный поэтом на основании бесед с очевидцем и участником этой судьбоносной баталии, своим родственником Афанасием Столыпиным. Брат бабушки поэта служил в гвардейской артиллерии, которая проявила себя, действительно, богом войны. Версия сражения, изложенная ветераном-«бородинцем» была емкой, точной, детальной.

Большим эмоциональным и патриотическим зарядом снабдил Лермонтов «Бородино». Стихотворение, в котором использована совершенно удивительная по силе своего воздействия на патриотов России фраза, обращенная к защитникам России «Ребята, не Москва ль за нами?», не может быть не великим. Этот эмоциональный посыл, такой простой, понятный и мобилизующий, имел воздействие и в решающей битве Великой Отечественной – под Москвой, однако это уже новейшая история.

Отцы и дети

Белинский отмечает, что в стихотворении явственно прослеживается недовольство поэта дремотным состоянием современного ему поколения и восхищение «великим прошлым», которое творили предки. Он называет их «богатырями», племенем «могучим и лихим». Выпавшая им «плохая доля» заключается не столько в гибели многих участников сражения, послужившая славе русского оружия, сколько в сдаче неприятелю древней русской столицы — Москвы, которую они были готовы защищать до последней капли крови.

Стоит отметить, что на совете в Филях мнение высшего офицерства разделилось. Большинство считало необходимым дать новое сражение на подходе к городу. Но фельдмаршал Кутузов принял решение об отступлении, чтобы сохранить боеспособную армию, а потом, по воспоминаниям адъютанта, горько плакал.

Решение оказалось тактически верным — Москва, «как губка», впитала французов в себя, распылив и ослабив праздностью их воинский дух. Надежда Наполеона на то, что захват Первопрестольной завершит войну, не оправдалась. Разгром на Березине был уже близок, а отступление по старой Смоленской дороге осложнилось голодом и нападением партизан.

Русская армия жаждала сражения

Самоуверенность подвела французов. Они были уверены в победе и не знали, насколько мощно «вгрызутся» русские артиллеристы в родную землю, сколь яростно они будут поливать элитные французские части картечью. Они не ведали, что такое «наш рукопашный бой». Наполеон все-таки не был стратегом.

Патриотический подъем был значительным. Наконец, армии предоставлялась возможность вступить в настоящее дело!

«Полковнику нашему» (речь идет, скорее всего, о генерале от инфантерии Петре Ивановиче Багратионе) Лермонтов в уста вложил сакраментальную вышеупомянутую фразу о Москве. Забегая наперед, скажем, что его, смертельно раненного в этой битве, Наполеон назвал лучшим генералом России.

Основная мысль

Основной смысл произведения заключался в том, чтобы показать ту разницу, которая отделяет нынешнее поколение от прошлого. Перевелись настоящие «богатыри», пропал дух и характер, появилась лень и трусость. Воины, принимавшие участие в бородинском сражении не пожалели своих жизней, чтобы отстоять свободу государства.

Им было тоже страшно и больно, но они нашли в себе силы, чтобы идти дальше в бой. Здесь показана честь, отвага, героизм и мужество. Всеми этими качествами Лермонтов искренне восхищается, ведь именно благодаря им битва была выиграна.

Поэт безумно гордится великим подвигом своих предков. Он показывает, насколько люди сумели стать одним целым и объединиться перед лицом опасности. У всех одна цель – победа, к которой они идут, не взирая не на что.

Так же хорошо видно то, что Лермонтов очень огорчен тем фактом, что настоящие герои остались в прошлом. Нынешнее же поколение не способно на великие дела.

Средства выразительности

Здесь читатель может наблюдать большое количество разнообразных троп. Автор не скупиться на использование эпитетов, речевых оборотов. Так же используются образные выражения. Большая часть которых в последствии превратилась в крылатые выражения.

Парадокс “Бородино”

Историки всегда по-разному оценивали исход одной из самых кровопролитных битв XIX века. Потери обеих армий были огромны. Сейчас в истории преобладает точка зрения, согласно которой исход Бородинского сражения остался неопределенным. Сам Наполеон считал, что русские были побеждены, а Михаил Кутузов, в свою очередь, писал императору Александру I: “Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас атаковать”.

Для сторонников «французской» победы в битве принципиальным было то, что, во-первых, многие позиции русской армии были (вопреки Кутузову) в руках Наполеона, а во-вторых, что Москва была в итоге сдана. Сторонники мнения о победном значении Бородинской битвы для русских, в свою очередь, напоминают, что Наполеон не исполнил главной цели: не смог разбить нашу армию, и это стратегически обернулось для него отступлением-бегством из России, а затем и поражением во всей огромной цепи наполеоновских войн.

Несмотря на то, что в результате сражения русские потеряли около 30 процентов своей армии, основное настроение лермонтовского стихотворения – восторженное, поэт гордится героями 1812-года и прославляет русское оружие. Это отражает чувства русского народа, в сознании которого Бородинское сражение стало одной из самых ярких и прославленных страниц русской истории.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика произведения «Бородино» представлены ниже:

  1. Основная тема стихотворения Лермонтова “Бородино” — это бородинское сражение 1812 года. Данное произведение освещает именно духовную победу русских солдат над французами, так как потери в бою явно указывают на поражение отечественной армии. Но даже оно не сломило дух русских патриотов: они не сдались и не успокоились, пока не выгнали врага за пределы России.
  2. Патриотизм. Солдаты переживают, что боев долго не было, и не хотят отступать. Это говорит об их самоотверженной любви к родине. Москву они готовы защищать ценой жизни и с трудом соглашаются на то, чтобы сдать ее врагу.
  3. Героизм. На поле сражения солдаты проявили стойкость и мужество. Они шли против врага, который превосходил их, но их ряды не дрогнули. Полковник вел их в атаку и сам полег на поле боя, прославляя Родину.
  4. Тема дружбы. В минуты сражений различия в званиях стерлись, люди были братьями. Драгуны и уланы, полковники и рядовые — все были заодно, все положили свои молодые жизни за отечество.
  5. “Бородино” показывает проблему поколений. Читатель видит сожаления об изменчивости времени и характера людей, ведь нет уже “богатырей” в России, нет той силы духа и характера, присущего русскому человеку. Лермонтов бросает упрек своему слабому поколению и сетует на то, что мирное время расслабило людей и сделало их инфантильными.
  6. Проблема войны. Нашествие Наполеона бросило вызов русской армии и проверило народ на прочность. Сражение далось России тяжело, как и смирение с тем обстоятельством, что враг занял Москву. Автор описывал горы трупов и несколько дней перестрелки.
  7. Проблема управления армией в трудный военный период, умения ее организовать и сплотить перед лицом врага — это тоже повод для размышлений автора. Солдаты не одобряли стратегии руководства, но полковникам и генералам удалось направить силу войска в нужном направлении, хоть это было и нелегко сделать.

Бородино. Михаил Юрьевич Лермонтов

 Из школьной программы

«Бородино» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска.В. Г.

Белинский отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».

 Это стихотворение в школе, традиционно, учат наизусть.

Думаю, с картинками учить будет немножко легче!

— Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:»Что ж мы? на зимние квартиры?Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдем ломить стеною,Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечиНочная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:Кто кивер чистил весь избитый,Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:Слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:»Ребята! не Москва ль за нами?Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди,Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовыЗаутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя:Богатыри — не вы.Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

1837

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нем участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.

Кто такие драгуны?Слово драгун впервые является в истории в XVI веке: маршал Бриссак во время оккупации Пьемонта в 1550—1560 годах посадил на коней отборных, смелых пехотинцев, дал этому отряду название Драгуны и употреблял его для быстрых набегов. Сражались, однако, эти драгуны пешим порядком.Первый полководец, давший драгунам их современное значение, был Густав II Адольф. Драгунские полки, правильно организованные, появились во Франции при Людовике XIV в 1668 году.

В Пруссии, особенно при Фридрихе Великом, драгуны часто действовали как тяжёлая кавалерия аналогичная кирасирам. В Британии название «лёгкие драгуны» являлось синонимом гусар.

В XIX веке в Германии, Австрии, Франции и Англии около ⅓ всей конницы состояло из драгун, в Италии же их вовсе не было.

В XX-м веке, в связи с массовым применением пулемётов и прочего автоматического огнестрельного оружия действия именно по драгунскому образцу стали почти единственно возможными для кавалерии.

Французские драгуны (1806 год)

А кто же такой Улан?

Уланы — наряду с гусарами род легковооружённой  новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор

Уланы

Самоделкин

Розы из шариков

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

Гуртовая Антонина Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специализированная гуманитарная школа № 65 города Донецка»

Учитель русского языка и литературы

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

Аннотация.Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.ТЛ Поэтическая интонация (начальные представления). Батальные сцены. Пафос стихотворения» представляет собой материалы к урокуоткрытия и применения нового знания. Разработка включает в себятехнологическую карту,план-конспект урока, дидактический и раздаточный материал.Во время урока учащиеся знакомятся не только с прекрасным стихотворением, но и получают представление об Отечественной войне 1812 года. Работая над текстом стихотворения, дети говорят о композиции, находят изобразительно-выразительные средства языка, дают оценку самому событию, подвигу солдат. На уроке проводится словарная работа. В результате дети осмысливают патриотический пафос стихотворения.

Материал может быть использован учителями литературы, работающими по программам Литература: 5-9 кл: Примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 4-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 172 с. с использованием учебника Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

Ключевые слова:М.Ю. Лермонтов, «Бородино»,25-летняя годовщина Бородинского сражения, война 1812 года,участник Бородинского сражения,героический, патриотический пафос.Предмет:

Литература

Класс:

5

Тема

М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения

ТЛ Поэтическая интонация (начальные представления). Батальные сцены. Пафос стихотворения

Цель:

научить правильно, осознанно читать стихотворение и понимать прочитанное; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом; участвовать в диалоге по прочитанному; воссоздавать в воображении художественные образы и картины, созданные писателем; находить средства создания образов; выделять выразительные средства языка (эпитет, сравнение, метафору);

Читательский дневник «Бородино»

Читательский дневник «Бородино»

1. Введение. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» — одно из самых известных и популярных поэтических произведений об Отечественной войне 1812 г.

Многие строки из него уже давно стали крылатыми выражениями.

В «Бородино» Лермонтов одним из первых в русской литературе рассматривает масштабный военный конфликт с позиции обычного рядового солдата. Тем самым поэт предвосхищает идеи Л. Н. Толстого: победа зависит не от приказов полководцев, а от силы народного духа.

2. Сюжет кратко. Молодой человек обращается к ветерану Отечественной войны с просьбой рассказать о главных событиях тех лет: Бородинской битве и сдаче Москвы. Солдат начинает свой рассказ с укора нынешнему поколению: «Богатыри — не вы!». Он сожалеет о своих боевых товарищах, которые не вернулись с полей сражений.

Ветеран вспоминает, что отступление к Москве очень тяжело воспринималось солдатами, которые жаждали вступить в бой с завоевателями. Вся армия обрадовалась, когда командование приняло решение дать решающее сражение на Бородинском поле. Два дня прошли в перестрелке и мелких столкновениях. В ночь накануне главной битвы весь русский лагерь с нетерпением ждал рассвета. С первыми лучами солнца войска двинулись навстречу друг другу.

Рассказчику особенно запомнилась горячая речь полковника перед солдатами, который призвал их любой ценой защитить Москву. Он с особым сожалением говорит о гибели этого человека. Ветеран красочно описывает яростный ожесточенный бой: застилавший все поле пороховой дым, «горы кровавых тел», «залпы тысячи орудий», рукопашные схватки.

Сражение продолжалось весь день. Лишь с наступлением темноты люди смогли оценить, насколько велики были потери. Заканчивая свой взволнованный рассказ, солдат еще раз подчеркивает мужество и стойкость участников Бородинской битвы. Он уверен, что армия была готова отстоять столицу Родины: «Когда б на то не Божья воля, // Не отдали б Москвы».

3. Смысл. В Бородинском сражении русские войска уже одержали нравственную победу над «Великой армией» Наполеона. После долгого позорного отступления солдаты почувствовали мощный духовный подъем. Прославленные французские воины впервые столкнулись с несокрушимой твердостью защитников своей родной земли.

Русские войска после Бородинской битвы вновь рвались в бой. Однако Кутузов сдал Москву, потому что не хотел лишних жертв. Лермонтов намеренно даже не упоминает о приказах главнокомандующих обеих армий. Судьба России решается не на штабных картах, а в сердцах рядовых солдат.

Исход всей кампании напрямую зависит от боевого духа в русской армии. Чем ближе Москва, тем сильнее становятся патриотические чувства: «Уж постоим мы головою // За родину свою!». Общий настрой прекрасно выражает полковник: «Ребята! не Москва ль за нами?».

Очень важное значение имеет настроение солдат перед битвой. Наполеон победоносно продвигается вглубь территории России, а отступающие русские бойцы не чувствуют страха и подавленности и даже шутят: «Постой-ка, брат мусью»

4. Вывод. В стихотворении «Бородино» органично сплетаются патриотическая и гражданская темы. Россию отстояли именно те люди, которых командование считает «пушечным мясом». Лермонтов с большим уважением относился к народному подвигу 1812 года. Он не случайно проводил резкую границу между «могучим, лихим племенем» и своими современниками, которые оскудели духом и уже не способны на героические поступки.

5. Новые слова. Хват, редут, уланы, драгуны.

6. Непонятные слова. «Зимние квартиры», «ушки на макушке», мусью, лафет, бивак, кивер, «сражен булатом», бусурманы.

Русская армия накануне Бородинского сражения

В составе русского войска находилось приблизительно 150 000 тысяч воинов. В арсенале армии насчитывалось 624 единиц артиллерийского орудия. Стоит отметить, что численность солдат и боевой техники по-прежнему вызывает дискуссии у историков.

Общая протяженность русской позиции на Бородинском поле занимала порядка 8 км. В первую очередь Михаил Кутузов позаботился о защите Новой Смоленской дороге (правый фланг), поскольку в случае поражения, только по ней армия могла отступать назад.

Кроме этого фельдмаршал укрепил левый фланг. Здесь были возведены полевые укрепления, назваными позже Багратионовыми флешами.

Впереди Кутузов построил Шевардинский редут, который стал серьезной помехой в развертывании наполеоновской армии. В центре располагалась батарея Курганной высоты (батарея Раевского).

Иван Дорохов

Иван Дорохов родился в Туле, в дворянской семье. В 1787 году он поступил на службу в армию и тогда же попал на Русско-турецкую войну. Два года спустя его заслуги отметил сам Александр Суворов: «Ревностен к службе, проворен и неустрашим».

Дорохов также участвовал в первой войне против Наполеона в 1805–1807 годах, получил несколько орденов. К началу 1812 года он командовал авангардом 4-го пехотного корпуса. Когда началась война, Дорохову забыли прислать приказ об отступлении, и он две недели находился со своим корпусом в тылу французской армии без подмоги. Несмотря на это, Дорохову удалось вернуться к своим, не потеряв ни одного бойца.

В Бородинской битве под началом Дорохова сражались четыре полка. Они защищали главные укрепления на левом фланге российской армии — Багратионовы флеши и батарею Раевского. С 9 сентября 1812 года Иван Дорохов возглавил партизанский отряд. За храбрость в бою его наградили именной золотой саблей с алмазами. Но вскоре Дорохов получил тяжелое ранение, из-за которого покинул военную службу, а спустя три года скончался. А в 1865 году вышел роман Льва Толстого «Война и мир», в котором Дорохов стал прототипом одного из героев — Федора Долохова.

ФЕДОР ГЛИНКА. «ПЕСНЬ сторожевого воина перед Бородинскою битвою»

Позже Федор Глинка много писал о войне и Бородинском сражении. Еще в полку он слушал солдатские песни и старался стилизовать свои произведения под фольклор. Стихи Глинки, положенные на музыку, стали любимыми полковыми песнями.

«Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою» была опубликована в «Журнале древней и новой словесности». В ней Федор Глинка описывает Бородино не как место сражения, а как «поле чести».

Славян сыны! Войны сыны!Не выдадим Москвы!Спасем мы честь родной страны,Иль сложим здесь главы!..<…>Тебе, наш край, тебе, наш Царь,Готовы жизнь принесть:Спасем твой трон, спасем алтарь,Отечество и честь! Федор Глинка

История создания «Бородино» Лермонтова

История необычная. С самого детства М. Ю. Лермонтов находился в окружении людей, переживших многие отечественные войны, в том числе и Бородино.

Все они оказали огромное влияние на автора и помогли ему осознать свой жизненный путь. К тому же, когда писатель подрос, его взяли в армию, где он также познакомился с участниками того военного события.

Год написания «Бородино» 1836. Создавая сам текст, автор внес массу коррективов в услышанные истории, в том числе о месте нахождения солдат. Также немного видоизменил произнесенные речи воодушевления от Мохнатина.

В конечном счете, в 1837 году в местном журнале было издано знаменитое детище автора, которое прославило его на весь мир. Интересно, что оно сразу получило много отзывов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector