Михаил лермонтов ~ бородино (“скажи-ка, дядя, ведь недаром…”) (+ анализ)

Краткое содержание для читательского дневника

Произведение посвящено войне 1812 года, когда войска Наполеона Бонапарта напали на Россию с целью захвата территории. В этом стихотворении юноша обращается к дяде с просьбой рассказать ему подробнее о войне с Наполеоном. Наибольший интерес молодой человек проявляет к Бородинскому сражению, ставшему наиболее значимым в определении итогов войны.

Пожилой вояка рассказал юноше о прошедших битвах, о мужественности и силе духа русских солдат, доля которых была незавидной, ведь «немногие вернулись с поля». Рассказал он также и о том, что Москва сдалась Наполеону по воле божьей, русским воинам было досадно и больно от того, что они вынуждены были сдаться и отдать на растерзание вражеским войскам земли своей родины. Им пришлось исполнять приказ и ничего не оставалось, как повиноваться.

Однако ситуация быстро изменилась, ведь было найдено огромное поле для битвы. Располагалось оно близ деревни Бородино, там солдаты построили редут. Едва наступило утро, французские войска начали наступать. Сражение продолжалось двое суток, обе стороны держались стойко и не намеревались сдавать позиции и подчиняться врагу. Решающим должен был стать третий день схватки, которого все ждали с особым нетерпеньем.

Бородино. Михаил Юрьевич Лермонтов

 Из школьной программы

«Бородино» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска.В. Г.

Белинский отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».

 Это стихотворение в школе, традиционно, учат наизусть.

Думаю, с картинками учить будет немножко легче!

— Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:»Что ж мы? на зимние квартиры?Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдем ломить стеною,Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечиНочная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:Кто кивер чистил весь избитый,Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:Слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:»Ребята! не Москва ль за нами?Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди,Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовыЗаутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя:Богатыри — не вы.Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

1837

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нем участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.

Кто такие драгуны?Слово драгун впервые является в истории в XVI веке: маршал Бриссак во время оккупации Пьемонта в 1550—1560 годах посадил на коней отборных, смелых пехотинцев, дал этому отряду название Драгуны и употреблял его для быстрых набегов. Сражались, однако, эти драгуны пешим порядком.Первый полководец, давший драгунам их современное значение, был Густав II Адольф. Драгунские полки, правильно организованные, появились во Франции при Людовике XIV в 1668 году.

В Пруссии, особенно при Фридрихе Великом, драгуны часто действовали как тяжёлая кавалерия аналогичная кирасирам. В Британии название «лёгкие драгуны» являлось синонимом гусар.

В XIX веке в Германии, Австрии, Франции и Англии около ⅓ всей конницы состояло из драгун, в Италии же их вовсе не было.

В XX-м веке, в связи с массовым применением пулемётов и прочего автоматического огнестрельного оружия действия именно по драгунскому образцу стали почти единственно возможными для кавалерии.

Французские драгуны (1806 год)

А кто же такой Улан?

Уланы — наряду с гусарами род легковооружённой  новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор

Уланы

Самоделкин

Розы из шариков

История создания

25-летию победы русских над французами была посвящена поэма Лермонтова “Бородино”. Михаил Юрьевич стал первым поэтом, осветившим историю страны так, как ее видят люди, а не правители и чиновники. В 1837 году победу праздновали на государственном уровне, в Москве заложили московский Храм Христа Спасителя, а в храмах почтили память павших героев молебном. Лермонтов тоже решил внести свой вклад и вспомнить подвиги народа в поэме. Впервые работа была опубликована в журнале “Современник”, где Пушкин работал главным редактором. Александр Сергеевич решил поддержать молодого поэта и пропустить его творчество. Так оно дошло до наших дней.

История написания поэмы «Бородино» была бы немыслима без автобиографических подробностей из жизни поэта. Брат его бабушки, Афанасий Столыпин участвовал в знаменитом Бородинском сражении. Именно он поведал внуку историю из первых уст. Будучи офицером, он видел войну без прикрас — такой, какой она была на самом деле. Эти впечатления легли в основу работы поэта и сделали ее такой настоящей, искренней и живой.

Предыстория сражения

Отечественная война 1812 года на начальном этапе развивалась крайне негативно для российской армии, которая постоянно отступала, отказываясь принять генеральное сражение. Такой ход развития событий воспринимался армией крайне негативно, поскольку солдаты хотели принять битву как можно скорее разбить армию противника. Главнокомандующий Барклай-де-Толли прекрасно понимал, что в открытом генеральном сражении наполеоновская армия, которая считалась в Европе непобедимой, будет иметь колоссальное преимущество. Поэтому он избрал тактику отступления, с целью измотать войска противника, и только потом принять сражение. Такой ход событий не вызывал доверия у солдат, вследствие чего главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов. В результате произошло несколько знаковых событий, которые предопределили предпосылки Бородинского сражения:

  • Армия Наполеона продвигалась вглубь страны с большими осложнениями. Российские генералы отказывалась от генерального сражения, но активно ввязывалась в мелкие бои, а также очень активно велись боевые действия партизаны. Поэтому к моменту начала Бородино (конец августа — начало сентября) армия Бонапарта уже была не такой грозной и существенно измотанной.
  • Из глубины страны были подтянуты резервы. Поэтому армия Кутузова по численности была уже сопоставима с французской армией, что позволило главнокомандующему рассмотреть возможность практического вступления в битву.

Александр 1, который к тому моменту по просьбе армии оставил пост главнокомандующего, позволил Кутузову самостоятельно принимать решения, настойчиво требовал, чтобы генерал как можно скорее принял сражение и остановил продвижения армии Наполеона вглубь страны. В результате 22 августа 1812 года Российская армия начала отступление от Смоленска в направлении села Бородино, которое располагается в 125 километрах от Москвы. Место было идеальным, чтобы принять бой, поскольку в районе Бородино можно было организовать отличную оборону. Кутузов понимал, что Наполеон находится всего в нескольких днях ходьбы, поэтому бросила все силы на то, чтобы укрепить этот район и занять наиболее выгодные позиции.

Соотношение сил и средств

Удивительно, но большинство историков, которые занимаются изучением Бородинской битвы, до сих пор спорят о точной численность войск, противоборствующих сторон. Общие тенденции в этом вопросе таковы, что чем новее исследование, тем больше данных, говорящих что русская армия имела незначительный перевес. Однако, если рассматривать советские энциклопедии, то там представлены следующие данные, в которых представлены участники Бородинского сражения:

  • Российская армия. Командующий — Михаил Илларионович Кутузов. В его распоряжении было до 120 тысяч человек, из которых 72 тысячи были пехотинцами. Армия обладала большим артиллерийским корпусом, насчитывающим 640 орудий.
  • Французская армия. Командующий — Наполеон Бонапарт. Французский император привел к Бородино корпус в 138 тысяч солдат при 587 орудиях. Часть историков отмечает, что у Наполеона были резервы численностью до 18 тысяч человек, которые французский император сохранял до последнего и не задействовал их в битве.

Очень важным является мнение одного из участников Бородинского сражения, маркиза Шамбре, который предоставил данные, что Франция к этому сражению выставила лучшую европейскую армию, в которую входили солдаты с большим опытом ведения военных действий. Со стороны России, по его наблюдениям, в своей основе выступали новобранцы и добровольцы, которые по всему своему внешнему виду указывали, что военное дело было для них не основным. Шамбре также указывал на тот факт, что Бонапарт имел большой перевес в области тяжелой кавалерии, что давала ему некоторые преимущества в ходе сражения.

Надежда Дурова. «Записки кавалерист-девицы»

В Отечественную войну Надежда Дурова командовала полуэскадроном — у нее в подчинении было около 60 всадников. Она участвовала в битве под Смоленском и в Бородинском сражении.

В Бородинском сражении Надежда Дурова получила закрытую травму ноги. Ее отправили в полевой госпиталь, но нога не кровоточила, и Дурова решила, что не ранена. От острой боли она начала терять сознание и только тогда покинула поле битвы. Из госпиталя Дурову отправили на лечение в Сарапул.

Позже первые две части «Записок кавалерист-девицы» были изданы отдельно. Спустя три года Надежда Дурова опубликовала продолжение. Успех у читателей и критиков вдохновил писательницу, она стала сочинять повести и романы. В 1840 году вышло собрание ее сочинений в четырех томах.

История

Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1832—1834 годах, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа России в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловила проявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел». Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1830-х годов. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Афанасия Алексеевича Столыпина (1788—1864), ветерана Отечественной войны, который был младшим братом бабушки поэта. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении на прототипическом уровне пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что нарративный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым (всеведающим) и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала, по определению являющегося внеличностным. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут прочитываться прототипические личности Петра Багратиона, раненного на поле боя [источник не указан 2273 дня

], а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова, который заменил первого в сражении.[источник не указан 2273 дня ]

Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального нарратива, которая получает органичное звучание. Такое своеобразное нарративное освещение исторической битвы придаёт ей эпохальный, универсальный масштаб, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сперва ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу

Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя. Непримиримый антагонизм двух временных культурно-исторических планов актуализирует авторский рефрен, являющийся ключевым для всего понимания стихотворения:

Автор обращается к поиску идеала в прошлом, тема искания эксплицитно заявлена в другом важном тексте Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», который также был написан в 1837 году. Что касается стилевого наполнения стихотворения, то о нём достаточно ёмко и полновесно отозвался Белинский: «благороден, силен и полон поэзии»

Неизвестный автор переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.

Подробный стиховедческий и культурно-исторический анализ поэтического текста М. Ю. Лермонтова представлен в труде литературоведа, театроведа и педагога Сергея Николаевича Дурылина «Как работал Лермонтов» (издан в Москве в 1934 году), а также в книге известного советского языковеда и литературоведа Виктора Владимировича Виноградова «Очерки по истории русского литературного языка» (Москва, 1938)

Следует обратить внимание на литературоведческое исследование Николая Бродского, которое посвящено именно этому стихотворению и называется «„Бородино“ Лермонтова и его патриотические традиции» (увидело свет в 1948 году) и на научную статью Л. В

Кутьевой «К изучению стихотворения Лермонтова „Бородино“», которая была опубликована в первом номере литературоведческого периодического издания «Русская словесность» за 1998 год.

Ведущая тема стихотворения

Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю

Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года

Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Это интересно: 7,«Ближний Восток» или «евразийские Балканы», как пороховая бочка для Европы: рассмотрим подробно

История создания «Бородино» Лермонтова

История необычная. С самого детства М. Ю. Лермонтов находился в окружении людей, переживших многие отечественные войны, в том числе и Бородино.

Все они оказали огромное влияние на автора и помогли ему осознать свой жизненный путь. К тому же, когда писатель подрос, его взяли в армию, где он также познакомился с участниками того военного события.

Год написания «Бородино» 1836. Создавая сам текст, автор внес массу коррективов в услышанные истории, в том числе о месте нахождения солдат. Также немного видоизменил произнесенные речи воодушевления от Мохнатина.

В конечном счете, в 1837 году в местном журнале было издано знаменитое детище автора, которое прославило его на весь мир. Интересно, что оно сразу получило много отзывов.

Вы здесь

lass=»breadcrumb»>
Главная Аскбука поэзии Л Михаил Лермонтов „Бородино“

Михаил Лермонтов «Бородино»

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
„Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?“

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
„Пора добраться до картечи!“
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
„Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!“
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знаменá, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»

Потери сторон после Бородинского сражения

В ходе Бородинского сражения потери русских составили по разным оценкам до 46 тыс. убитыми, ранеными и пропавшими без вести; французов – от 30 до 40 тыс. человек убитыми.

В мировой истории найдется немного таких битв, которые унесли столь много жизней за такой короткий период времени. После боя Бородинское поле представляло собой настоящее кладбище.

Кроме огромных потерь среди простых солдат, в ходе Бородинского сражения обе стороны потеряли и немало генералов. У русских погибло 4 генерала, а 23 получили ранения разной тяжести. У французов погибло 12 генералов, а 38 получили ранения.

Наполеон в Бородинской битве

В итоге Михаил Кутузов смог защитить Москву и изгнать противника за пределы России. Непобедимая армия Наполеона была сокрушена и разбита.

После Бородинского сражения русские поверили в свои силы и воспряли духом, в то время как французы были полностью деморализованы. За победу над армией Наполеона, Кутузов удостоился звания генерал-фельдмаршала и вошел в историю России, как один из самых выдающихся полководцев.

В конце рекомендуем к прочтению интересные факты об Отечественной войне 1812 года.

Теперь вы знаете, чем примечательно Бородинское сражение 1812 года. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею с друзьями и подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Жанр

Жанром “Бородино” принято считать лирическое стихотворение. Многие исследователи определяют его как балладу или народную оду. Все эти определения верны. Близость к балладе доказывает наличие повествовательного характера, народной оде – воспевание славы и патриотизма русских солдат. Стихотворение пестрит приёмами звукописи, которые красочно передают картины сражения, звуки ударов, выстрелов, рукопашных схваток. Специальная лексика, использованная в стихотворении, подчёркивает реалистичность повествования и знание рассказчиком военных тонкостей: “булат”, “лафет”, “редут”, “картечь”, “кивер”.

Военные словечки

Россия. Московская область. Участники реконструкции Бородинского сражения во время подготовки к празднованию победы России в Отечественной войне 1812 года. Фото ИТАР-ТАСС/ Андрей Лукин

«Бородино» – не такое простое стихотворение, каким может показаться на первый взгляд. Текст Лермонтова населен военной терминологией того времени.

Задание для детей: Проверь себя!

Для современных детей понимание стихотворения может быть сильно осложнено большим количеством малопонятных слов. Предлагаем вам устную игру для лучшего понимания и запоминания стихотворения.

Задание 1: Угадайте слова из стихотворения по их описанию:

  • Высокий головной убор цилиндрической или конусообразной формы, с козырьком и подбородочным ремнем, существовавший в русской и иностранных армиях в XIX – нач. XX вв. (Кивер)
  • Военные, которые могли действовать как в конном, так и в пешем строю (Драгуны)
  • Полевое укрепление в виде квадрата или многоугольника, обведенное земляным валом и рвом, предназначенное для обороны (Редут)
  • Стальной клинок, меч, кинжал (Булат)
  • Место расположения войск под открытым небом для отдыха во время военных действий (Бивак)
  • Иноземец, враг, недоброжелатель, иноверец (Бусурман)
  • Артиллерийский снаряд, начиненный пулями, железом, свинцом и др. При выстреле картечь широко рассеивается, поражая неприятеля (Картечь)
  • Колющее оружие, прикрепляемое на конец ствола военного ружья (Штык)
  • Военные из частей легкой кавалерии, вооруженные пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор (Уланы)
  • Станок на колесах, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия (Лафет)
  • Военная одежда для верхней части тела (Мундир)

Задание 2: А теперь вставьте пропущенные слова в стихотворение М.Ю. Лермонтова:

Бородино

Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! – Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать _________ О русские штыки?» И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили _____

. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до______ !» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у_______ , И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш ______ открытый: Кто______ чистил весь избитый, Кто______ точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен_______, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. _______ с пестрыми значками, _______ с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили ________. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

История создания

Михаил Юрьевич написал «Бородино» в 1837 году. Создание поэзии было приурочено к 25-летию со дня победы в Отечественной войне 1812 года. В честь этого события был заложен один из самых красивых и известных в России храмов — Христа Спасителя. Тема исторического прошлого тревожила поэта. А военным событиям 1812 года Михаил Юрьевич также посвятил стихи «Поле Бородина» и «Два великана».

Замысел написания «Бородино» родился у поэта еще в 1832−1834 годах. На Лермонтова повлияла встреча со своим родственником — Афанасием Столыпиным, который был братом его бабушки. Он много чего рассказал о событиях той войны. Множество деталей с его историй были взяты за основу стихотворения. И сама личность Афанасия Алексеевича присутствует в поэзии в образе рассказчика. А известный персонаж безымянного полковника, по некоторым версиям исследователей творчества поэта, был взят с Петра Багратиона. Он был отличным полководцем, проявившим себя с лучшей стороны в сражениях с французами.

Лермонтов ведет повествование от имени простого солдата. Такое явление произошло впервые в русской литературе, ранее писатели проставляли великих полководцев и глав государства. Его солдат не просто высказывает свое мнение, он говорит от имени народа, что они готовы постоять за родину.

Стихотворение было впервые опубликовано в литературном журнале «Современник». Оно было хорошо принято читателями и критиками. Виссарион Белинский написал статью «Стихотворения Михаила Лермонтова», в которой отмечал, что эта работа весьма поэтична и уникальна тем, что в ней можно услышать речь и мысли простого солдата. Звукопись «Бородино» довольно мелодична. Поэзия послужила основой для марша, который и в наше время исполняют военные ансамбли.

История создания

Михаил Юрьевич написал «Бородино» в 1837 году. Создание поэзии было приурочено к 25-летию со дня победы в Отечественной войне 1812 года. В честь этого события был заложен один из самых красивых и известных в России храмов — Христа Спасителя. Тема исторического прошлого тревожила поэта. А военным событиям 1812 года Михаил Юрьевич также посвятил стихи «Поле Бородина» и «Два великана».

Замысел написания «Бородино» родился у поэта еще в 1832−1834 годах. На Лермонтова повлияла встреча со своим родственником — Афанасием Столыпиным, который был братом его бабушки. Он много чего рассказал о событиях той войны. Множество деталей с его историй были взяты за основу стихотворения. И сама личность Афанасия Алексеевича присутствует в поэзии в образе рассказчика. А известный персонаж безымянного полковника, по некоторым версиям исследователей творчества поэта, был взят с Петра Багратиона. Он был отличным полководцем, проявившим себя с лучшей стороны в сражениях с французами.

Лермонтов ведет повествование от имени простого солдата. Такое явление произошло впервые в русской литературе, ранее писатели проставляли великих полководцев и глав государства. Его солдат не просто высказывает свое мнение, он говорит от имени народа, что они готовы постоять за родину.

Стихотворение было впервые опубликовано в литературном журнале «Современник». Оно было хорошо принято читателями и критиками. Виссарион Белинский написал статью «Стихотворения Михаила Лермонтова», в которой отмечал, что эта работа весьма поэтична и уникальна тем, что в ней можно услышать речь и мысли простого солдата. Звукопись «Бородино» довольно мелодична. Поэзия послужила основой для марша, который и в наше время исполняют военные ансамбли.

Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Подробный анализ «Бородино» Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения. Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории. Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.

Краткий анализ, описание композиции и разбор художественно-выразительных средств стихотворения, могут быть использованы учениками 5 класса при подготовке к уроку или написании сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»».

Самые популярные материалы сентября для 5 класса:

Исторические события (Песнь о Вещем Олеге)

«Царевна-лягушка» главные герои

Сочинение на тему «Осень» (5 класс)

Краткое содержание «Финист — ясный сокол»

Краткое содержание «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Детство и юность Лермонтова

Краткое содержание «Илиада»

Краткое содержание «Повесть временных лет»

Сочинение «Интересная история из моей жизни»

Анализ стихотворения «Няне» Пушкина

Бородино

                  Михаил Лермонтов





- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
        Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
        Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
        Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
        Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
        Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
        О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
        Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
        Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
        Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
        За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
        Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
        Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
        Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
        Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
        Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
        Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
        Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
        Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
        И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
        Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
        В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
        Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
        Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
        Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
        И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
        Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
        Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
        Не отдали б Москвы!

1837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector