Анализ стихотворения «когда волнуется желтеющая нива» лермонтова
Содержание:
- Темы и проблемы
- Жанр, направление, размер
- Образы и символы
- Основной смысл произведения
- Композиция стихотворения
- Темы и проблематика
- История создания
- Образы и символы
- Выразительные средства
- Композиционные особенности
- Тема
- «Когда волнуется желтеющая нива», анализ стихотворения Лермонтова
- Композиция и символика стихотворения
- Главная тема стихотворения
- Тропы и образы
- Основная идея
- Краткий анализ
Темы и проблемы
Отдельное место в данном стихотворении занимает описание пейзажа
Автор описывает природу до мелочей, ничего не обделяя своим вниманием. В каждой строфе мы видим что-то новое, то изменение времени суток, то меняется место, то время года
Мы переживаем вместе с лирическим героем различные периоды жизни. Но, именно благодаря этому, мы способны самостоятельно заметить, что природа прекрасна независимо от чего либо.
Второй темой произведения можно выделить гармонию, который автор находит в окружающей среде. Пока он наблюдает за природными явлениями, ведет диалог с ручьем – он оживает, наполняется энергией и желанием жить и творить. В эти моменты он чувствует себя по-настоящему счастливым. То, насколько изменился лирический герой, мы можем четко увидеть в заключительной строфе, где автор подводит итог.
Жанр, направление, размер
- Традиционно М. Ю. Лермонтов считается поэтом-романтиком. Лирический герой его стихотворения одинок, отрезан от мира людей и противопоставлен ему. Его идеал – совершенный мир и гармония, и недостижимость этого идеала приводит к духовным исканиям и терзаниям. Именно в уединении герой вступает в диалог с природой, постигает ее красоту и через нее – мощь и величие божественного замысла.
- Стихотворение можно отнести одновременно к пейзажной и философской лирике. Первые строфы рисуют сменяющие друг друга картины природы: ниву, лес, сад и овраг с ручьем. В последней же строфе наблюдение за окружающим миром приводит поэта к философским обобщениям, от диалога с природой он поднимается к познанию себя и Бога.
- Лирическое стихотворение написано разностопным ямбом, в большей степени шестистопным, что помогает Лермонтову создать постоянное ощущение движения. Движение останавливается только в последней укороченной строке, которая становится итоговой точкой размышлений.
- Меняется в последней строфе и рифмовка. В первых трех строфах используется перекрестная рифмовка, в последней – кольцевая.
Образы и символы
Лирический герой поэзии появляется перед читателем спокойным человеком, он не испытывает страха или тревоги, способен глубоко чувствовать природу, поэтому замечает не только очевидные простому обывателю вещи, но и видит ее тайные стороны и вступает в диалог с окружающим миром. Герой приветствует ландыш и слышит в журчании ручья нечто большее, чем просто как шумит вода.
Однако главное место в стихе занимает природа. Поэт олицетворяет ее, она живая, способна чувствовать и мыслить. К примеру, нива в стихотворении может волноваться.
Привычные рисунки природы — нива и скромные полевые цветы для Лермонтова становятся настоящим идеалом прекрасного на земле. В первой строфе она обобщена, поэт рассказывает о лесах и садах. Во второй появляется конкретный предмет — ландыш. В третьей строфе природа успокаивает лирического персонажа и он начинает думать о жизни. При наблюдении за умиротворенной природой у человека исчезает чувство тревоги и он обретает счастье.
Образ природы объемен, он символизирует идеальный замысел Бога, все отдельные крупинки которого складываются в одну картину мира.
Основной смысл произведения
Основной мыслью, которую постарался заложить в стихотворение поэт, является то, какую огромную силу имеет над человеком природа. С какой легкостью она может изменить его мысли, настроения и состояния души.
В самом начале мы наблюдаем, как лирический герой просто любуется окружающей его природой, но с каждой строчкой он все больше и больше начинает понимать окружающий его мир. Он проникается, видит то, что раньше просто не замечал.
К сожалению, мы все очень мало времени уделяем на простое созерцание прекрасного. Мы тратим свою жизнь, находясь в вечном поиске идеала. И очень редко задумываемся над тем, что идеал находится все это время рядом с нами. Он везде. Он нас окружает. Стоит только присмотреться, и мы обязательно увидим великое творение природы. Каждый листик и каждый стебелек уникален, безупречен.
К сожалению, человек находится в вечном поиске. Зачем? Ведь никакая картина мира не сравниться с той картиной, которую рисует на окнах мороз.
Лишь признав превосходство, уникальность и красоту природы, мы обретем свою внутреннюю гармонию.
Композиция стихотворения
Стихотворение представлено в виде ритмичного периода. В нем заключается одна сложная мысль. Стих состоит из четырех четверостиший. Первые 3 строфы ведут к философскому заключению, признанию героя, что творится у него на душе. Каждая из них начинается со слова «когда» и по-своему описывают пейзаж:
- в первой строфе повествуется про 3 среды обитания человека в окружающем мире — лес, сад и поле, каждая из них вызывает восхищение у лирического героя;
- во втором четверостишье герой произведения описывает ландыш;
- третий катрен динамичен, в нем кратко показана душа героя, который любуется журчащим родником.
Последняя строфа, в отличие от предыдущих, начинается с союза «тогда». В ней заключается основная мысль стихотворения, ведь наблюдение за природой может подарить человеку счастье и приблизить его к Богу. Находясь в тюрьме, Михаил Юрьевич осознал всю прелесть свободы, ведь она дает возможность любоваться окружающим миром и любить бога.
Темы и проблематика
Основная тема стихотворения — многогранность природы. Автор последовательно рисует 3 картинки, подводя читателя к своему внутреннему миру. Поэт описывает разные пейзажи, причём меняются не только образы, но и время суток. В первой строфе присутствует слово «тень», поэтому можно предположить, что описывается полдень. Во втором четверостишии упоминаются вечер и утро, а в третьем нет прямого указания на время суток, но из контекста следует, что это день.
Динамичность достигается и путём смены времён года. Одни картины присущи весне, другие — лету, третьи — осени. Автор кратко показывает, что природа не статична, а изменчива. Многообразие ликов стихии приводит душу в спокойное состояние.
Вторая тема, раскрытая автором, — поиск гармонии и счастья. Наблюдая за природой и общаясь с ней, он понимает, что прекрасен каждый миг. Всё, созданное творцом, и есть идеал, которого невозможно достичь, но к нему стоит стремиться. Настоящую свободу дарит единение с природой, и оно же наполняет душу гармонией, настраивая на философский лад. Понять сущность мироздания и увидеть его совершенство можно только через веру, и недаром в стихотворении упоминается бог как создатель земного мира.
История создания
Данное стихотворение было написано автором в 1837 году. В тот момент поэт переживал не лучшие моменты своей жизни, поскольку находился под арестом. В заключение он попал после выхода его бессмертного произведения «Смерть поэта», которое всколыхнуло общество и систему в целом. В стихотворении автор прямо выражает свои политические взгляды и не боится критиковать строй, который привел к смерти великого Александра Сергеевича Пушкина. И пока правительство разбиралось в данном вопросе, было принято решение Лермонтова оградить от общественности путем заключения.
Главным оружием в руках творца были бумага и чернила, поэтому именно их он был и лишен. Но автор не отчаивался и использовал для написания произведения все подручные средства. Как и многие другие заключенные, находясь за решеткой, поэт начал очень сильно скучать по свободе. Он придается воспоминаниям, когда имел возможность наслаждаться природой и величием окружающей среды. По тексту стихотворения это не сложно понять, потому что каждая строка пронизана любовью к родной природе.
Стихотворение опубликовали лишь в 1840 году, добавив его в сборник других произведений творца.
Образы и символы
Главным образом в стихотворении выступает лирический герой, который отличается чувственностью и добротой. Его душу задевают природные явления. Он искренне любуется и восхищается окружающим его миром
Он общается с природой, не обходя своим вниманием никого. Он отмечает красоту ландыша, разговаривает с ручьем, который ему рассказывает историю о том, с каких краев он бежит
Природу автор так же представляет в роли одушевленного предмета. У неё есть душа, которая испытывает эмоции. Так же автор наделяет природу умением думать и размышлять. Михаил Юрьевич видит в природе все то, что хотел бы видеть в окружающих его людях. Она совершенна и не требует никаких изменений. Автор преподносит все природные явления как идеал.
Выразительные средства
Рассматривая анализ «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова, нельзя оставить без внимания тропы, которые использовал автор. В своем стихотворении Михаил Юрьевич применял разнообразные средства художественной выразительности. Некоторые из них:
- Олицетворение — позволяет продемонстрировать диалог с окружающим миром: увидев лирического персонажа, «ландыш качает головой». Складывается впечатление, будто сама природа играет с героем, повествует истории, демонстрирует свою красоту и границы, заметить которые можно только при внимательном рассмотрении.
- Фонетическое своеобразие произведения позволяет услышать мелодию мира вокруг. Рифмы и повторы придают произведению неповторимую легкость.
- Для изображения ярких пейзажей Лермонтов использует в стихотворении различные эпитеты: «свежий лес» и т. д. Каждый из них позволяет читателю рассмотреть живой образ, услышать шум ручейка.
- Метафоры — придают произведению дополнительный объем: например, «смиряется тревога». Посредством этих художественных средств автор наглядно демонстрирует все наружные и внутренние изменения, происходящие с персонажем.
Стихотворение Лермонтова изображает движение персонажа от любования окружающим миром к пониманию его основ. Невероятные пейзажи сменяются общением с природой, дарят герою чувство свободы и покоя. Созданное Михаилом Юрьевичем произведение относится к традиционной русской лирике и является одновременно самобытной работой с яркими образами и философским диалогом в конце.
Еще разборы стихотворений М.Ю. Лермонтова:
- Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён»
- Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы»: тема и смысл
- Баллада «Завещание»: анализ стихотворения Лермонтова
- Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
- Краткий анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Дума»
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» кратко
- Анализ стихотворения «Сон» Михаила Лермонтова
- Краткий анализ стихотворения «Пророк» М. Ю. Лермонтова
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Молитва»
- История создания и анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Нищий»
- Анализ стихотворения «И скучно и грустно…» Михаила Лермонтова
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобой»
Композиционные особенности
Произведение состоит из четырёх строф. Все они образуют одно предложение. Композиционный анализ стиха позволяет выявить следующие особенности:
- Первые 3 четверостишия начинаются со слова «когда». Оно указывает на обстоятельства, в которых автор начинает размышлять о познании себя и о том, что такое истинное счастье.
- Четвёртая строфа содержит главную мысль стиха — вывод, к которому автор подводит читателя через словесные рисунки.
- Описания леса и ландыша можно назвать статичными, а «студёный ключ» показан в динамике. Всё вместе создаёт полный образ многогранной природы. Автор показывает, что в растительном мире всё взаимосвязано.
- Последнее четверостишие начинается со слова «тогда». Поэт переходит от внешнего мира к внутреннему, логически завершая свою мысль. Душа успокаивается благодаря совершенству мироздания. Автор постигает счастье на земле и понимает, в чём состоит божественный замысел.
Тема
Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического персонажа. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой.
Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.
«Весна, весна» анализ стихотворения Баратынского по плану кратко – главный герой, история создания, тема, год
«Когда волнуется желтеющая нива», анализ стихотворения Лермонтова
История создания
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» написано в 1837 году. Трудно поверить, что эти строки о природе родились в заключении. Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта» и несколько недель до ссылки, пока длилось следствие, провёл в тюрьме. У поэта не было ни пера, ни бумаги. Он записал текст обгоревшими спичками и кусочками угля на обёртке, в которую была завёрнута его еда, приносимая слугой.
Литературное направление, жанр
«Когда волнуется желтеющая нива» с первого взгляда можно отнести к пейзажной лирике. Первые три строфы, содержащие анафору «когда», — описание природы. Но последняя строфа о том, что, только наблюдая свободную природу, человек счастлив. В ней идея стихотворения, природа – только толчок к философским размышлениям. Поэтому некоторые исследователи относят стихотворение к философской лирике.
Лермонтов традиционно считается поэтом-романтиком, в момент написания стихотворения ему 24 года. Лирический герой одинок, отрезан от мира людей. Он вступает в диалог с природой как с божественным замыслом, в этом диалоге находит и себя, и Бога.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение представляет собой период. Это одно предложение, выражающее сложную, но цельную мысль. Период всегда ритмичен. Первые три строфы, начинающиеся союзом «когда» — сами по себе сложные предложения (первая и третья строфы) или простое предложение, осложнённое причастным оборотом и многочисленными однородными членами (вторая строфа). Все три строфы описывают природу по-разному. В первой строфе описаны три «среды обитания» человека в природе: нива (поле), лес и сад. Они восхищают лирического героя. Во второй строфе лирический герой вглядывается в одно-единственное, но совершенное явление природы — крошечный ландыш. Третья строфа динамична. В ней раскрывается внутренний мир лирического героя, наблюдающего за течением родника. Природа — это только повод для дальнейших размышлений.
Основная мысль в периоде всегда заключена в последней части. Только наблюдение за природой даёт человеку счастье и приближает его к Богу. Но ещё глубже понять замысел Лермонтова можно, зная историю написания стихотворения. Сидя в тюрьме, Лермонтов как никогда раньше осознал счастье свободы, ведь только она даёт возможность видеть весь мир и быть благодарным Богу.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано разностопным ямбом, в основном шестистопным, с пиррихиями. Лермонтов пользуется в стихотворении длинными словами, из-за чего часть ударений ямба выпадает, получается неровный ритм, напоминающий танго. Всё стихотворение наполнено движением: в первой строфе лирический герой проносится по знакомым местам, во второй – наклоняется, в третьей — уносится вместе с ключом в далёкий мирный край, а в последней его горизонтальное движение по земле прекращается и начинается вертикальное – в небеса. Последняя укороченная строка четырёхстопного ямба останавливает движение, потому что мысль доведена до логического конца.
Последняя строфа отличается и по рифмовке. Первые три имеют перекрёстную рифмовку, а четвёртая – кольцевую. Во всём стихотворении чередуются женская и мужская рифмы.
Тропы и образы
Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.
Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.
Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.
В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.
В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.
В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.
Композиция и символика стихотворения
Изучая анализ «Когда волнуется желтеющая нива», следует упомянуть о композиционной структуре стихотворения. Вся работа представлена одним предложением. Логическая цепочка событий устроена следующим образом:
Три первых части произведения начинаются со слова «когда» и изображают обстоятельства, побуждающие персонажа на раздумья. Изначально автор демонстрирует картину сада и поля. Затем фокус сужается, читатели с героем рассматривают «серебристый ландыш», а после отправляются в овраг, где наслаждаются звуками студеного ручья. Природные картины словно яркими вспышками возникают перед героем. Сначала они статичные, однако уже в третьей строфе возникает мотив движения: ручеек повествует о жизни края, соединяя вместе пространство вокруг. Заключительная строфа начинается со слова «тогда»
Это позволяет подвести своеобразный итог, переключить внимание с общих деталей на размышления персонажа. Умиротворение приходит на смену тревоге героя, у него на лбу разглаживаются морщины, он приближается к пониманию смысла мироздания
Лирический персонаж произведения — глубоко чувствующая личность, способная не только ощутить всю прелесть «вечера» и «теней зеленого листка», но еще и увидеть скрытые грани, начать с природой диалог: поприветствовать ландыш, услышать рассказ ручья. Вполне закономерно, что окружающий мир произведения представляет живую силу, способную думать и мечтать.
Детали среднерусского пейзажа, словно желтеющая нива, для автора являются воплощением идеала красоты. Природный образ Лермонтов прорисовывает довольно объемно. Это символизирует совершенство замысла Творца, части которого собираются в единый пазл мироздания.
Главная тема стихотворения
Как поэт обратился именно к этой теме? По воспоминаниям современников, Лермонтов был скептиком и смотрел на многие вещи вполне трезво и реально. Он прекрасно понимал, старые основы общественного строя уходят в прошлое, но общество к кардинальным изменениям не готово. Живой пример — восстание на Сенатской площади. Народ, за освобождение которого выступили декабристы, не поддержал их.
Поэт знал, что он сам не увидит перемен при своей жизни, а ситуация, между тем, только усугублялась. Осознавая своё бессилие, он всё чаще впадал в депрессивное состояние. Он понимал, что таких героев, как декабристы, уже не будет, стихами поднять кого-то на борьбу с самодержавием он не сможет, а мириться со сложившимся положением не хотел.
Тропы и образы
Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.
Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.
Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.
В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.
В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.
В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.
- «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
Природа средней полосы России волнует поэтов и писателей на протяжении многих веков. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» относится к самобытным поэтическим произведениям, посвященным природным красотам родного края.
В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу».
Лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога.
Лирическое стихотворение богато художественно-выразительными средствами, изображающими сущность настоящей красоты. Поэтические эпитеты создают атмосферу тихой таинственности: «под тенью сладостной», «румяным вечером», «в какой-то смутный сон», «таинственную сагу». Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину живой: «волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый приветливо качает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с лирическим героем, открывая ему свои неведомые грани. Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только, осознав это, лирический герой говорит:
И в небесах я вижу Бога…
Это стихотворение – внутренний монолог лирического героя. По своему настроению оно оптимистично и позволяет увидеть нам высшую истину.
(2 вариант)
Считается, что это стихотворение было написано в феврале 1837 года, когда М.Ю. Лермонтов находился под арестом в здании Главного штаба. У стихотворения нет названия, но первая строчка заставляет нас заинтересоваться тем, что же «тогда» происходит. Стихотворение состоит из одного предложения. Первая, вторая и третья строфы – придаточные времени, причины и условия («когда»), раскрывающие значение главного предложения, последней строфы («тогда»).
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
Поэт успокаивается, молодеет, забывает о своих невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, то есть обретает внутреннюю гармонию, только при определенных условиях. Что же может помочь человеку обрести гармонию? М.Ю. Лермонтов считает, что такой властью над сознанием и душой человека обладает природа.
Только природа способна дать поэту ощущение гармоничности мира, примирить его с ним.
- История создания
- Структура стихотворения
- Анализ содержания
Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно связано с именем великого классика – М.Ю. Лермонтова. Его произведения поражают глубиной мысли и прелестью формы. Изучая стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» анализ следует начинать со знакомства с историей создания произведения.
Основная идея
Основная идея заключается в том, что человек, созерцающий явления природы, преображается внутренне. Настоящие сокровища открываются перед тем, кто умеет вглядываться в детали, отыскивая в них прекрасное. Общаясь с миром растений, герой внемлет шёпоту листьев, слушает журчание ключа, наблюдает за плодами и цветами. От созерцания человек переходит к диалогу. Мысленно он беседует с ручьём, нивой и ландышем, а они, в свою очередь, тоже общаются с автором.
Все образы, которые есть в тексте, не списаны с натуры, а созданы воображением поэта. Таким образом, идея произведения ещё и в том, что любоваться природой можно и в отдалении от неё. Живой мир тем и прекрасен, что в нём можно черпать силы и вдохновение, не имея возможности видеть, слышать и осязать листья, траву и цветы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Когда волнуется желтеющая нива.
История создания – написано в петербуржской тюрьме в 1837 году. Опубликовано в 1840 году.
Тема – связь природы с духовным становлением человека.
Композиция – период, состоящий из 4 строф. Три строфы – описание природы глазами лирического героя, последняя строфа – философское размышление.
Жанр – пейзажное стихотворение с философской составляющей.
Стихотворный размер – шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой, в последней строфе – рифмовка кольцевая.
Эпитеты – свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”.
Олицетворение – “нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет”.