Николай мартынов: как убийца лермонтова вымаливал себе прощение

Детские и юношеские годы

Николай Мартынов родился 9 октября 1815 году в семье статского советника, Соломона Михайловича, одного из богатых помещиков Нижнего Новгорода. Его супруга, Елизавета Михайловна, происходила из дворянского рода Тарновских.

Многочисленное семейство, включающее восьмерых детей, проживало в большом красивом доме на Волжском откосе. Новгородцы знали Мартыновых не только как людей, обладающих серьёзным материальным достатком, но и как глубоко верующих горожан.

В 1825 году старший Мартынов, выгодно продав особняк городским властям, перевёз родных в подмосковное имение Иевлево-Знаменское.

Благодаря состоятельным родителям, дети получили прекрасное образование.

Николай с детства увлекался литературой, рано начал писать стихи, подражая известным поэтам своего времени. Он рос, не зная трудностей и невзгод. Мечтал о военной карьере, высоком чине, признании в литературе.

Усадьба Мартыновых располагалась по соседству с имением Середниково, куда часто приезжал юный Мишель Лермонтов в гости к родственникам. Там и произошло знакомство подростков.

Николай Мартынов

Начало истории

Россия радовалась победе над Наполеоном, русские войска вернулись в реставрируемую после большого пожарища Москву, это было в 1814-м году. Чем ещё примечателен этот год? Тем, что в доме, расположенном напротив «Красных ворот», в которые входило войско освободителей, родился Михаил Лермонтов.

Случилось это ночью 15-го октября в семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых. Через полгода маленький Миша был отвезен в родовое имение матери Тарханы, где и прошло его детство.

Мать Михаила рано умерла, мальчику было всего два года, всю опеку взяла на себя бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, ограничив общение юного Лермонтова с отцом.

Неизвестный художник «Портрет Марии Михайловны Лермонтовой, матери Михаила Юрьевича Лермонтова», 1810-е годыМестонахождение: Лермонтовский музей-заповедник Тарханы, Россия

Отец не бросил своего сына, на ограничении связи настаивала Елизавета Алексеевна, которая грозилась оставить внука без наследства, если тот будет жить с отцом. Юрий Петрович имел скромную должность и доход, а бабушка была знатной помещицей с хорошими связями.

Отец не мог дать Мише всего, что могла позволить Арсеньева, ему пришлось подчиниться её воле и оставить сына в Тарханах. Бабушка любила внука, баловала, старалась обеспечить его всем необходимым и дать хорошее образование.

В имении Михаил общался не только с дворянами, но и с простыми дворовыми людьми, он узнал много народных преданий и былин, научился народной русской речи, в отличии от дворян, которые, говоря по-французски, по-русски говорили с акцентом.

Неизвестный художник «Юрий Петрович Лермонтов, отец Михаила Юрьевича Лермонтова», 1810-е годыМестонахождение: Лермонтовский музей-заповедник Тарханы, Россия

В бабушкином имении впервые столкнулся Миша с человеческой жестокостью. Однажды, он увидел, как крепостных за какие-то провинности вели пороть, чуть не плача, он воскликнул:

Это было и первым неприятием действительности царской России

Крестьяне также воевали наряду с регулярной армией, защищая свою родину, отважно и самоотверженно, а вернувшись с войны, стали опять рабами

Михаил не понимал этого, как так можно поступать с людьми, как соседи-помещики жестоко издеваются над своими крепостными. Лермонтов в детстве ещё увидел всю несправедливость существующего режима, и позже стал отображать это в своем творчестве.

Неизвестный художник. Самый ранний портрет маленького Миши Лермонтова, 1817-1818 годыМестонахождение: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Москва, Россия

С юных лет Миша бывал на Кавказе, так как много болел, а бабушка возила его поправить здоровье на воды. Они проводили время в имении бабушкиной сестры на реке Терек. В то время на Кавказе часто совершались набеги абреков на мирное население.

В этом горном краю юноша с душой поэта многое почерпнул для своего творчество, множество красивых поэтических мест он видел. Он слышал предания кавказского народа, видел их обычаи и национальный колорит.

Неизвестный художник «Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова», 1810-е годыМестонахождение: Лермонтовский музей-заповедник Тарханы, Россия

На Кавказ отправляли многих не согласных с правительством людей, они служили там, будучи в глазах многих героями. Ещё более на Кавказе свободолюбивый нрав Михаила Лермонтова подпитался духом свободы и неприятия режима, установленного царской властью.

Так писал впоследствии Ленин про восстание декабристов, которое произошло, когда двенадцатилетний Михаил Лермонтов жил в Тарханах. Среди тех дворян, причастных к восстанию и имевших схожие взгляды с декабристами, были многие родственники Елизаветы Алексеевны. Юный поэт уже тогда сочувствовал восставшим.

Нераскаявшийся убийца

Вадим Злобин в своей книге «Дуэли Лермонтова» отмечает, что Николая Мартынова, как отставного майора, должен был судить гражданский суд. Однако Мартынов имел право и на суд военный, который тогда отличался более гуманными приговорами. Николай Соломонович этой возможностью и воспользовался. Соперник Лермонтова, а вместе с ним и секунданты Глебов и Васильчиков были признаны виновными. Тем не менее последние были вообще прощены, а Мартынов был приговорен к 3 месяцам гауптвахты. Кроме того убийца поэта был отправлен в Киев на церковное покаяние, которое, по утверждению мемуариста А. Дельвига, было нестрогим, так как Мартынов бывал на всех балах.

Дельвиг также писал о том, что Николай Соломонович «сделался знаменитым через эту несчастную дуэль». Мартынов и в самом деле не скрывал своего участия в убийстве Лермонтова и даже не жалел о содеянном. Так, граф А. А. Игнатьев, автор книги «Пятьдесят лет в строю», вспоминал, как однажды, уже в Париже, он встретил Мартынова. Тогда Игнатьев вместе с другими молодыми людьми принялся расспрашивать отставного майора, не стыдно ли ему за то, что он погасил «солнце русской поэзии». Однако Мартынов спокойно ответил, что если бы он промахнулся в тот вечер, то непременно убил бы Лермонтова позже.

Становление юного свободолюбца

Первоначальное образование Лермонтов получил дома, затем в 1827-м году бабушка поехала с ним в Москву. В 1828-м году Михаил был уже зачислен в четвертый класс лучшего учебного заведения Москву – университетского пансиона.

Учился юноша прилежно, почти по всем предметам имел высший бал, а в перерывах между занятиями читал. Знал многие произведения русских поэтов наизусть, более всего любил Пушкина. Иностранных авторов читал на языке оригинала.

В пансионе был литературный кружок, основанный ещё Жуковским, в него охотно вступил и Лермонтов, там он написал свои первые произведения. Первым стихотворением поэта, которое напечатали и которое известно в наши дни, было «Весна».

Из пансиона, в котором обучался Лермонтов, выпустились многие декабристы, поэтому в нем царили свободные настроения и негативное отношение к режиму самодержавия. Многие стихотворения, вышедшие из-под пера юношей, были достаточно вольны для тех времен.

Пётр Ефимович Заболотский «Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова», 1837 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В 1830-м году после визита в московский университетский пансион самого императора, заведение упразднили до уровня гимназии. Лермонтов, не согласный с участью стать обыкновенным гимназистом, подал прошение об увольнении с учебы.

Уже в ранних произведениях поэта, написанных пятнадцатилетним юношей, слышится недовольство текущим режимом, понимание того, что большая часть населения угнетены и не свободны. К таким стихотворениям можно отнести «Жалобы турка» и «Монолог».

Лермонтов, несмотря на всё недовольство тиранией власти, любит свою родину, только хочет, чтобы люди в ней были свободны. В одном из стихотворений юного Михаила звучат как будто строки про 1917-й год, когда власть монархии пала, недаром это произведение называется «Предсказание».

Автограф стихотворения «Смерть поэта» (окончание), 1837 годМестонахождение: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Москва, Россия

В том же 1830-м году Лермонтов поступает в Московский университет, но учеба там его не радует, он понимает, что образование там дают лишь такое, чтобы стать успешным чиновником, а не получить достойные знания и умение мыслить самостоятельно и своевольно.

Хочется отметить, что помимо литературного таланта, Лермонтов обладал и музыкальными способностями. Молодой человек играл на скрипке и рояле, иногда напевал арии из любимых опер. Его современники говорят, что он сам сочинял музыку.

Юноша хорошо рисовал, как в карандаше, так и красками. Михаил Юрьевич был одним из образованнейших и талантливейших людей своего времени.

В 1832-м году Лермонтову пришлось закончить обучение в университете, так у него возник конфликт с профессорами-преподавателями. Они давали ограниченные знания и не поощряли самостоятельного изучения темы, а Михаил учился сам, читал книги из своей библиотеки, которую снабжал только новейшими изданиями. Умному и своевольному юноше посоветовали уйти.

Акварель Михаила Лермонтова «Юноша в бурнусе и восточном головном уборе», 1831 годМестонахождение: Центральный литературный архив, Москва, Россия

Действующие лица

Начнем с того, что Лермонтов не должен был останавливаться в Пятигорске летом 1841 года. В воспоминаниях писателя Петра Мартьянова читаем: «В Пятигорск прибыл Михаил Юрьевич вместе со своим двоюродным дядей, капитаном нижегородского драгунского полка Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, 23 мая. На другой день они явились к пятигорскому коменданту <…>, представили медицинские свидетельства о своих болезнях и получили от него разрешение остаться в Пятигорске». Столыпин был не только родственником, но и близким другом Лермонтова: так, он выступал его секундантом на дуэли с Барантом.


А. Столыпин, портрет работы В. Гау. (wikipedia.org)

По воспоминаниям людей, знавших Лермонтова в Пятигорске, характер поэта отличался некоторой двойственностью. С близкими друзьями он был добр и внимателен, с прочими — «заносчив». Кроме того, он был «шалун в полном ребяческом смысле», и современники отмечали, что он быстро оказался в центре внимания местного общества.

Николай Мартынов, отставной майор Гребенского казачьего полка, знал Лермонтова много лет — они вместе учились в Школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. Эту же школу, только несколькими годами позже, окончил и корнет Михаил Глебов, которого, по воспоминаниям Мартьянова, связывала с Лермонтовым искренняя дружба. Оба они тоже были в Пятигорске.

В те же дни в городе оказался и князь Александр Васильчиков, который прибыл на Кавказ в свите барона Гана. Для лечения Васильчикову разрешено было остаться в Пятигорске. Вместе с ним квартировал князь Сергей Трубецкой. В начале 1841 года он без разрешения прибыл с Кавказа, где служил, в Петербург, впал в немилость, провел некоторое время под домашним арестом, а потом был вновь отправлен на Кавказ, еще не до конца выздоровев после ранения.

Детство

Коля появился на свет в октябре 1815 г. в Нижнем Новгороде. Его отец был очень знатен и богат. Детей у него с каждым годом становилось все больше — его жена родила восьмерых. Прозябать в провинции Соломону Мартынову не хотелось, потому он выехал вместе со своим многочисленным семейством в принадлежащее ему подмосковное имение.

Нижний Новгород, город, где родился Николай Мартынов

Немедленно после переезда вельможа начал знакомиться с соседями. Частыми гостями в его доме были Елизавета Арсеньева с внуком Мишей. Последний был на год старше Николеньки, и мальчики стали друзьями. Им очень нравилось, когда из Москвы приезжал родственник Мартыновых Николай Загоскин. Он был героем войны 1812 г. и знаменитым литератором. Дети слушали его рассказы и сами мечтали о писательской славе и подвигах на поле брани. С разницей в год приятели поступили в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Юность

Было ощущение, что эти подростки постоянно соревнуются друг с другом. Они писали в журнал, который издавался самими курсантами, выбирали друг друга в качестве противника на уроках фехтования. Николай был выше ростом и уже в юношеском возрасте привлекал взоры дам. За успехи в личной жизни Мишель Лермонтов одаривал товарища нелицеприятными комплиментами. Все, кто знал Мартынова, восхищались его мягким характером. Когда Лермонтов сломал ногу, тот навещал его в лазарете. После окончания школы Коля часто приглашал друга в гости и надеялся, что тот станет мужем одной из его многочисленных сестер.

Николаевское кавалерийское училище, где обучались Николай Мартынов и Михаил Лермонтов

Получив образование, молодые люди начали службу в армии. Николай Мартынов поступил в кавалергардский полк. Это была элитная воинская часть, которая дислоцировалась в Санкт-Петербурге. В 1837 г. юноша попросил командование направить его на Кавказ. Родные пришли в ужас, узнав, что их мальчик карьере предпочел сомнительные приключения. Им не удалось отговорить парня. Вскоре не Кавказ сослали и Лермонтова.

Каверзник Лермонтов

Дело в том, что, по словам Николая Мартынова, приведенным в издании Сергея Калабухина «Лермонтов от и до», Михаил Лермонтов был невыносимым человеком. «Когда он (Лермонтов) появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем настроение» — рассказывал Мартынов. Михаил Юрьевич смеялся над всеми, писал гнусные эпиграммы. В конце концов происходил скандал, «кто-то начинал рыдать», и в этот момент Лермонтов «чувствовал себя в порядке». Поэтому сослуживец Лермонтова А. Арнольди по поводу убийства поэта на дуэли заявляло том, что если бы этого не совершил Мартынов, то же самое сделал бы кто-нибудь другой.

Подтверждали безобразное поведение Михаила Лермонтова и другие современники литератора. Андрей Попов в издании «Лермонтов на Кавказе» упоминает очевидца событий В. Эрастова, который вспоминал о том, что в Пятигорске Лермонтов никому не давал прохода. «Каверзник был, всем досаждал. Поэт, поэт!… Мало что поэт! Эка штука! Всяк себя поэтом назовет, чтобы другим неприятности наносить» — возмущался Эрастов. Эрастов утверждал, что все радовались смерти Лермонтова, а значит и избавлению от его насмешек. Секундант Васильчиков и вовсе заявил, что верхи петербургского общества встретили новость о гибели поэта словами: «Туда ему и дорога».

Кто убил лермонтова. Поэт он был, конечно, великий. Но пулю свою получил по делу

Он, конечно, был великим поэтом, с этим не поспоришь. Но это совсем не значит, что при этом был хорошим человеком. Избалованный барчук – вот самая простая характеристика, которую ему можно дать. Бабушка постаралась, воспитывая своего любимого внучка.

Один из друзей-знакомых нашего героя рассказывал о нем так:

«В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых».

Да, речь идет об одном из тех, кто «наше все»: Михаиле Юрьевиче Лермонтове – отличном поэте и не самом приятном человеке. 15 (27) июля 1841 года в 26 лет он был застрелен на дуэли Николаем Мартыновым.

Как говорят, император Николай Павлович, узнав о гибели поэта, сказал: «Собаке – собачья смерть». Потом, после того, как его пристыдила императрица, вышел к людям и сказал:

— Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит.

Надо сказать Николай, как это у него часто бывало, был очень точен. Заменить Пушкина как поэт Лермонтов может быть и мог, но вот сочувствовать ему как человеку…

Из-за чего случилась та дуэль?

Из-за злого языка Лермонтова. Он буквально затерроризировал Мартынова своими насмешками. А ведь тогда к словам относились далеко не так спокойно, как сейчас. У Мартынова видно долго копилось, но, в конце концов, после очередной насмешки, которая из-за стечения обстоятельств прозвучала так, что ее услышали все, прорвалось.

Надо отметить и то, что по имеющимся у нас свидетельствам формально все получилось так, что вызов на дуэль сделал Лермонтов. Мартынов в тот же день настойчиво попросил его прекратить отпускать шуточки в его адрес. На что узнал от заносчивого барчука, что он будет шутить над кем хочет и когда хочет, а от дуэлей никогда не отказывался и готов дать Мартынову удовлетворение, если тот считает себя оскорбленным. После этого заведенному Мартынову не оставалось ничего другого как присылать секунданта.

А дальше наложилось одно на другое. Секунданты предложили максимально опасные правила проведения дуэли, в надежде, что дуэлянты откажутся стреляться. Не отказались. Лермонтов – потому что ему было плевать на переживания какого-то там Мартынова из-за его насмешек. Он им не придавал внимания. Мартынов – потому что Лермонтов его доконал.

Стрелялись с 10 шагов из дальнобойных крупнокалиберных пистолетов Кухенройтера с кремнево-ударными запалами и нарезным стволом. То есть шансы влепить пулю точно в цель с такого небольшого расстояния были очень неплохими, даже если ты не очень хороший стрелок. А Мартынов как раз и был не очень хорошим стрелком.

Дальше, больше.

Никто из тех, кто поехал на ту дуэль, не думали, что она закончится именно так. Не взяли ни врача, ни повозку, зато не забыли купить ящик шампанского, чтобы выпить за примирение. Вот только Мартынов закусил удила и прощать Лермонтова не собирался, тем более, что тот прощения и не просил. Сам Лермонтов стрелять не собирался, до самого последнего момента относясь к ситуации «а что такого, я ж звезда, мне же можно».

Оказалось, что нельзя. Даже если ты сам стрелять не собираешься. Мы никогда не узнаем, что было в голове у Мартынова в тот момент, когда он тщательно целился в Лермонтова, стоявшего с поднятым вверх пистолетом. Сам поэт по разным свидетельствам либо выстрелил вверх, либо только собирался.

Мартынов выстрелил точно в него и попал так, что свалил языкастого оппонента наповал. Видно оппонент его достал настолько, что лучше был неизбежный суд, чем терпеть дальнейшие насмешки, которые Лермонтов, почти наверняка возобновил бы с удвоенной силой. Поэтому все закончилось так, как закончилось.

Мартынов в итоге остался в истории как человек, безвременно прервавший жизнь великого поэта. Да, прервал. Но надо понимать, что стрелял он не в «солнце русской поэзии», а в доставшего его, простите, …удака. Лермонтов в дальнейшем стал жертвой режима, хотя на самом деле пострадал из-за своего наглого и несдержанного языка.

Наглядное резюме этой истории подвел Николай Павлович своим приговором Мартынову. Военно-полевой суд первоначально приговорил его к разжалованию и лишению всех прав состояния. Но Николай заменил его на трехмесячный арест на гаупвахте и церковное покаяние с отбыванием епитимьи в Киеве. То есть, дуэль, можно сказать, была признана справедливой.

Того же Дантеса за дуэль с Пушкиным разжаловали в рядовые и выслали из России, отобрав офицерский патент.

Приговор

Судил Мартынова военный суд, который приговорил его к трем месяцам гауптвахты и 15 годам церковного покаяния. Николая отправили в Киев, где он отбыл наказание и поселился во флигеле Киевско-Печерской Лавры. Позже срок покаяния сократили до 7 лет. Каждый день все это время Мартынов бил поклоны и молился, в том числе за убиенного друга. Он терпел множество издевательств: киевляне показывали на него пальцем, называли убийцей и плевали в лицо. Но он терпеливо сносил все издевательства. До чаши с Причастием его допустили только в 1846 году.

Издатель Илья Александрович Арсеньев писал в воспоминаниях, что Мартынов всю оставшуюся жизнь мучился от чувства вины.

В Киеве Мартынов познакомился со своей будущей женой Софьей Проскур-Сущанской, здесь он обвенчался с ней, а потом уехал в Москву, где жена родила ему 11 детей.

В Москве Мартыновы жили в доме No 13 в Леонтьевском переулке, а позже уехали в имение Николая Иевлево-Знаменское, где Мартыновым-старшим был построен храм Знамения Божьей Матери в стиле ампир. Здесь Николай Соломонович Мартынов прожил до 60 лет, продолжая каждое утро ходить в храм и отстаивая там панихиду по рабу Божьему Михаилу.

Он прекрасно понимал, талант какой силы был им загублен, и поэтому после смерти просил похоронить его в безвестной могиле. Однако родные распорядились по-своему и погребли его останки в фамильном склепе.

После революции в имении располагался детдом для беспризорников. Узнав, что рядом на кладбище погребен убийца поэта, советские дети разрушили усыпальницу, а останки всех Мартыновых выбросили в ближайший пруд.

Воля покойного исполнилась.

«Смерть поэта»

В сущности, если перечесть лермонтовское стихотворение «Смерть поэта», вмиг прославившее никому не известного 22-летнего корнета лейб-гвардии Гусарского полка, то его вполне можно отнести и к обстоятель­ствам гибели самого автора. Мартынова один из современников называл «чистейший сколок с Дантеса», даже по наружности — высокий, статный, весьма красивый блондин

Сам же он в так и не законченных воспоминаниях важно именовал себя «слепым орудием провидения». 

За Лермонтовым в его 26 лет числилось три дуэли, ещё от четырёх его удалось отговорить. Лермонтов, величайший лирик, был прежде всего боевым офицером. Не кланялся пулям, первым скакал в атаки, рубился в рукопашной, убивал… Более того, он был главой отряда разведки (этакого современного спецназа), который так и называли — «лермонтовским». В нём состояли самые отчаянные, «безбашенные» храбрецы. За сражение при речке Валерик Лермонтов был представлен к высшей награде — золотой сабле и ордену Святослава, позже заменённому на орден Владимира, но представление дважды было отвергнуто свыше. Бой был тогда жестокий, и ту речку его участники видели «кровавой». В свои 26 он был отравлен войной, убийствами и кровью своих и чужих: «Я вошёл во вкус войны» — написано им за несколько месяцев до гибели.

…К часу дуэли в горах разразилась страшная гроза. Тело Лермонтова пролежало под проливным дождём несколько часов, пока скакали в город за лекарем и извозчиком для перевозки убитого в Пятигорск. «И перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Божию Михаилу», а «непрекращающийся ливень совершал омовение» — так описывал эту ночь секундант Лермонтова Васильчиков.И, быть может, прав был современник поэта: как ни трагично, но смерть Лермонтов встретил в столь любимых им «священных горах Кавказа» под звуки грозной стихии, а не в холодном светском Петербурге.

Николай Мартынов прожил в богатстве до 60 лет, наказание, которого он так боялся, ему в итоге смягчили донельзя. 

Трагическая дата

По воспоминания родных, каждое 15(27) июля после роковой дуэли отставной майор Николай Мартынов запирался в своём кабинете и никого не хотел видеть. Спиртное в тот день не употреблял. Молился и вспоминал. О жизни, пущенной под откос одним случайным метким выстрелом. В экспедициях против горцев Мартынов воевал в частях терских казаков, но, как ни странно, толком стрелять так и не научился, предпочитал холодное оружие. 15(27) июля 1841 года у подножия горы Машук отставной майор Мартынов стрелял из пистолета… третий раз в жизни. И этот выстрел, погубивший Лермонтова, словно поставил точку в его, Мартынова, жизни. Ведь даже когда началась Крымская кампания и под Севастополь отправились многие отставники, желавшие драться за Отечество, его — 37-летнего боевого офицера — не взяли в армию. Из Санкт-Петербурга пришёл немотивированный отказ.

А с 1860-х годов, когда общество наконец-то по достоинству оценило литературное наследие Лермонтова, Николая Мартынова начала травить «передовая пресса». Издания разночинцев требовали от него покаяния, намекали на необходимость самоубийства «во имя искупления тяжести греха». К началу 1870-х ещё не старый, 55-летний человек почувствовал себя плохо. И решил сам взяться за перо. Словно предчувствуя близкую смерть, он спешил записать свои воспоминания о том трагическом дне у горы Машук.

Приведём здесь выдержки из мемуаров Николая Соломоновича Мартынова.

Дуэль

После окончания школы пути приятелей разошлись: Лермонтов отправился служить в гусарский полк в Царское село, а Мартынов стал кавалергардом. Приятели встречались, когда Лермонтов приезжал в Москву, и поэт даже ухаживал за сестрой Мартынова Натальей, однако не встретил понимания со стороны ее матери.

В 1837 году приятели встретились в Пятигорске, куда Лермонтов отправился в наказание за стихотворение «На смерть поэта», а Мартынов служил в действующих войсках добровольцем и вернулся в Москву при ордене Анны III степени «с бантом». В тот раз друзья расстались мирно, но в следующую встречу в 1841 году коса нашла на камень. Причиной дуэли следует считать соперничество – как литературное, так и в жизни. Мартынов был красив, Лермонтов – нет; Мартынов был ветераном войны, имевшим награду, майором, а Лермонтова из-за проблем с цензурой тщательно вычеркивали из наградных списков и не давали продвижения по службе. Наконец, Мартынов сочинил поэму «Герзель-аул», в которой описал поход в горы, а Лермонтов сочинил гораздо более удачную поэму «Валерик», после чего Мартынова читатели обвинили в плагиате.

Лермонтов высмеивал манеру Мартынова одеваться и писал на него едкие эпиграммы: несмотря на то, что Николай уволился из армии по выслуге лет, он носил черкеску, огромный кинжал и брил череп наголо по моде горцев.

Поэтому замечание Лермонтова на балу у коменданта Пятигорска, Петра Семеновича Верзилина, о котором позже вспоминала Эмилия Александровна Клингенберг, стало последней каплей, толкнувшей Мартынова вызвать друга на дуэль.

Впрочем, биограф поэта Павел Александрович Висковатов считал, что Мартынова спровоцировали «люди из Петербурга», которые были заинтересованы, чтобы поэт навсегда остался на Кавказе.

По воспоминаниям секунданта, Александра Илларионовича Васильчикова, Лермонтов перед дуэлью сказал, что виноват перед другом и «выстрелит в воздух». Не хотел стрелять в друга и Мартынов, но по правилам дуэли он не мог стрелять в воздух: его обвинили бы в трусости.

Дуэль состоялась 15 июля 1841 года у горы Машук, Мартынов, не целясь, выстрелил в сторону друга, и Лермонтов упал.

По свидетельству Николая Николаевича Раевского, Мартынов подошел к упавшему, поклонился до земли и произнес: «Прости меня, Михаил Юрьевич». Вернувшись в город, Мартынов сразу же сдался коменданту, и его заключили в камеру.

Каинова печать

Мартынов, вероятно, был настроен отомстить. Лермонтов не воспринимал его всерьёз. Он считал Мартынова плохим стрелком, забывая, что тот стал боевым офицером раньше Лермонтова. В некоторых литературных бездоказательно утверждается, что Лермонтов был подстрелен спрятавшимся в кустах стрелком.

За дуэль Мартынов был всего лишь посажен на три месяца на гауптвахту, после чего уволен в отставку с обязательством в течение трёх лет регулярно каяться священнику в убийстве. Когда срок символического наказания миновал, Мартынов попытался спокойно продолжить жизнь помещика.

Однако с течением времени всё сильнее стала сказываться на Мартынове каинова печать за убийство. Он, светский красавец и блестящий офицер, вдобавок поэт (хоть и посредственный, но в самый раз для салонов и вечеринок), в молодости легко покорявший сердца дам, так и не женился до конца своих дней, и детей у него не было.

Мартынов умер в своём подмосковном имении Иевлево в возрасте 60 лет и был похоронен в семейном склепе при Знаменской церкви. Когда после революции в Иевлеве разместилась колония для беспризорных, то её обитатели сожгли церковь, разграбили склеп Мартыновых, а останки Николая утопили в ближайшем пруду. Иногда пишут, что они сделали это якобы в «порыве мести за Лермонтова». Но скорее всего, то был обычный в 1920-е годы акт антицерковного вандализма. Как бы там ни было, убийца Лермонтова не нашёл покоя ни в жизни, ни после смерти.

Биография[править | править код]

Родился 9 октября года в семье Пензенского помещика Соломона Михайловича Мартынова и Елизаветы Михайловны, урождённой Тарновской (1783 — 1851). Мать была дочерью секундант-майора и статского советника Михаила Васильевича Тарновского (1759 — ?).

17 октября года Мартынов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Одновременно с ним в Школе обучался Михаил Юрьевич Лермонтов, где Мартынов был обычным партнером поэта по фехтованию на эспадронах. 6 декабря года он был выпущен корнетом в кавалергарды. В следующем году получил чин поручика. Мартынов был человек весьма начитанный и с ранней молодости писал стихи.

Мартынов кавалергард

Стихотворные и прозаические художественные произведения Мартынова немногочисленны: поэма «Герзель-аул», в которой усматривается подражание «Валерику» Лермонтова и вместе с тем полемика с ним, повесть «Гуаша» опять-таки с чертами полемики в адрес Лермонтова и его «Героя нашего времени», ряд стихотворений — оригинальных и переводных. В определённой степени сочинения Мартынова небезынтересны, во всяком случае не дают основания считать его графоманом.

«…Его стихи нашли бы место среди массы посредственных стихов, печатавшихся в то время… Писал он, по-видимому, легко, язык свободный, ритм и рифмы почти всегда безошибочны… Иногда Мартынов склонен и к серьёзным размышлениям», — писал исследователь О. П. Попов. Вместе с тем Мартынову присущи (и проявляются в его текстах) повышенное самолюбие, нетерпимость к иному мнению, определённая жестокость характера.

6 марта года Мартынов был командирован на Кавказ, где участвовал в экспедиции генерала Вельяминова против натухайцев и шапсугов, для заложения укреплений Новотроицкого и Михайловского, и награжден орденом святой Анны 3-й ст. с бантом. 25 апреля года прибыл обратно в Кавалергардский полк. 27 сентября года зачислен по кавалерии ротмистром с прикомандированием к Гребенскому казачьему полку, а 23 февраля года уволен в отставку по домашним обстоятельствам в чине майора.

Приговор

Судил Мартынова военный суд, который приговорил его к трем месяцам гауптвахты и 15 годам церковного покаяния. Николая отправили в Киев, где он отбыл наказание и поселился во флигеле Киевско-Печерской Лавры. Позже срок покаяния сократили до 7 лет. Каждый день все это время Мартынов бил поклоны и молился, в том числе за убиенного друга. Он терпел множество издевательств: киевляне показывали на него пальцем, называли убийцей и плевали в лицо. Но он терпеливо сносил все издевательства. До чаши с Причастием его допустили только в 1846 году.

Издатель Илья Александрович Арсеньев писал в воспоминаниях, что Мартынов всю оставшуюся жизнь мучился от чувства вины.

В Киеве Мартынов познакомился со своей будущей женой Софьей Проскур-Сущанской, здесь он обвенчался с ней, а потом уехал в Москву, где жена родила ему 11 детей.

В Москве Мартыновы жили в доме No 13 в Леонтьевском переулке, а позже уехали в имение Николая Иевлево-Знаменское, где Мартыновым-старшим был построен храм Знамения Божьей Матери в стиле ампир. Здесь Николай Соломонович Мартынов прожил до 60 лет, продолжая каждое утро ходить в храм и отстаивая там панихиду по рабу Божьему Михаилу.

Он прекрасно понимал, талант какой силы был им загублен, и поэтому после смерти просил похоронить его в безвестной могиле. Однако родные распорядились по-своему и погребли его останки в фамильном склепе.

После революции в имении располагался детдом для беспризорников. Узнав, что рядом на кладбище погребен убийца поэта, советские дети разрушили усыпальницу, а останки всех Мартыновых выбросили в ближайший пруд.

Воля покойного исполнилась.

Задира Лермонтов

Михаил Лермонтов, как и Александр Пушкин, всегда отличался задиристым и заносчивым нравом. А Николай Мартынов, который его убил, прежде был его близким душевным приятелем. Как же они дошли до этой роковой ссоры?

Николай Соломонович Мартынов происходил из старинного дворянского рода, первые документально известные представители которого служили у царя Ивана Грозного в Опричнине. Коля Мартынов был младше Миши Лермонтова почти на два года. Молодые люди познакомились в юнкерской школе, где часто были партнёрами по фехтованию.

Мартынов избрал себе карьеру гвардейского офицера, но служба на паркетах и плац-парадах Петербурга его не прельщала. Он рвался в бой, стремился к подвигам, поэтому добровольцем отправился на Кавказскую войну. К моменту ссоры с Лермонтовым он был уже майором в отставке.

Мартынов считал себя поэтом. Он часто описывал в стихах военные операции, в которых участвовал. Есть версия, что молодые люди поссорились на почве поэзии. Лермонтов постоянно высмеивал творчество Мартынова, находя его примитивным стихоплётством.
Однако более вероятным мотивом ссоры послужило заступничество за честь дамы или же соперничество за свой имидж в её глазах.

Дуэль

Наш герой очень гордился тем, что на Кавказ прибыл добровольцем и участвовал в сражениях с горцами. Подчеркнуть свой боевой опыт он старался экзотическим нарядом. В июле 1841 г. он был приглашен в гости к коменданту Пятигорска. Чтобы произвести впечатление на одну из дочерей старого служаки, Николай нарядился в черкеску и папаху, подвесил к поясу кинжал. Как только он вошел в комнату, где собирались гости, раздался громкий смех. Это Михаил Лермонтов не выдержал, увидев друга в таком диковинном наряде. Та, для которой был устроен этот маскарад, тоже засмеялась. Дело кончилось вызовом на поединок.

Дуэль Лермонтова и Мартынова

Секунданты утверждали, что в роковой июльский день Лермонтов сказал, что стрелять в своего друга не станет. Мартынов не проявил аналогичного благородства. Те, кто изучал биографию Михаила Юрьевича, подозревали, что честолюбивый негодяй нанял наемного убийцу для насмешника и не удосужился доставить смертельно раненного в город к доктору. Насколько такие подозрения обоснованы, до сих пор ведутся споры.

Памятник на месте дуэли Лермонтова и Мартынова в Пятигорске

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector