Дуэль лермонтова с мартыновым: честный поединок или убийство?

Приговор

Судил Мартынова военный суд, который приговорил его к трем месяцам гауптвахты и 15 годам церковного покаяния. Николая отправили в Киев, где он отбыл наказание и поселился во флигеле Киевско-Печерской Лавры. Позже срок покаяния сократили до 7 лет. Каждый день все это время Мартынов бил поклоны и молился, в том числе за убиенного друга. Он терпел множество издевательств: киевляне показывали на него пальцем, называли убийцей и плевали в лицо. Но он терпеливо сносил все издевательства. До чаши с Причастием его допустили только в 1846 году.

Издатель Илья Александрович Арсеньев писал в воспоминаниях, что Мартынов всю оставшуюся жизнь мучился от чувства вины.

В Киеве Мартынов познакомился со своей будущей женой Софьей Проскур-Сущанской, здесь он обвенчался с ней, а потом уехал в Москву, где жена родила ему 11 детей.

В Москве Мартыновы жили в доме No 13 в Леонтьевском переулке, а позже уехали в имение Николая Иевлево-Знаменское, где Мартыновым-старшим был построен храм Знамения Божьей Матери в стиле ампир. Здесь Николай Соломонович Мартынов прожил до 60 лет, продолжая каждое утро ходить в храм и отстаивая там панихиду по рабу Божьему Михаилу.

Он прекрасно понимал, талант какой силы был им загублен, и поэтому после смерти просил похоронить его в безвестной могиле. Однако родные распорядились по-своему и погребли его останки в фамильном склепе.

После революции в имении располагался детдом для беспризорников. Узнав, что рядом на кладбище погребен убийца поэта, советские дети разрушили усыпальницу, а останки всех Мартыновых выбросили в ближайший пруд.

Воля покойного исполнилась.

Лермонтов на Кавказе

Через два года герой нашей статьи станет штатным военным. А ещё будут шалости с немногочисленными друзьями, и жизнь в нелюбимом Петербурге, и нелюбимое светское общество, и первая ссылка на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» (1837 г.). Пушкина Михаил Юрьевич боготворил, и незадолго до печальной трагедии они познакомились. Пушкин высоко оценил талант Лермонтова.

Кавказ, как ни странно, пошёл поэту на пользу: здесь стал выкристаллизовываться его характер, его поэтическое дарование, поэт много переделывает старые стихотворения и работает над новыми. Постоянная опасность обостряет все мысли и чувства, заставляет ярче чувствовать и острее проживать жизнь. Здесь поэт задумывает и пишет «Героя нашего времени», переносит действие «Демона» на Кавказ, а многие встреченные герои становятся прототипами его литературных героев.

* * *

Осенью 1837 года Лермонтову разрешили вернуться в Петербург, он был прощён. Но в нём произошли огромные перемены, и он не желает вести прежнюю жизнь с кутежами; он знакомится с поэтическими кружками, становится известным, но… не находит себе места в обществе. В 1838 году он почти ничего не пишет, кроме обличающего общество стихотворения «Дума». Лермонтов становился популярным, даже модным. Но светская жизнь была ему не по вкусу.


Лермонтов М. Ю., портрет кисти Перова В. Г. 1837 год. (vsdn.ru)

Позже, в 1840 году, на балу у графини де Ламбаль, Лермонтова вызовет на дуэль молодой сын французского посланника при дворе, де Барант. Во время дуэли поэт будет легко ранен, а её последствия приведут ко второй высылке на Кавказ, в Пятигорск. Лермонтов так радовался, что едет в Пятигорск! Знал бы он, чем эта поездка обернётся…

Говорить о «последних годах жизни» в случае с Михаилом Лермонтовым немного странно. Ведь это был молодой, — если не сказать «юный» человек, получивший прекрасное воспитание и образование, уже известный, офицер. Он много писал, и здесь, на Кавказе, постоянно работал над своими произведениями.

Немного портил впечатление о Михаиле Юрьевиче его характер. Он держался довольно замкнуто в обществе, и лишь близкие друзья знали, какая у него тонкая, поистине поэтическая натура.

Именно вторая ссылка оказалась роковой для поэта. Он уехал на Кавказ, откуда уже не вернулся. Дуэль с Мартыновым произошла из-за мелкой ссоры, из-за постоянных насмешек и карикатур, которые Михаил Юрьевич рисовал в присутствии дам. Мартынов нервничал и несколько раз просил прекратить, но шутить Лермонтов не перестал.

Дуэль назначена, и в положенный день и час она состоялась у подножия Машука. Дуэль, в трагический исход которой никто не верил, обернулась трагедией не только для друзей и близких, любивших поэта, но и для всей России.

Немного о личности Мартынова

Николай Соломонович Мартынов был личностью незаурядной. Ровесник Лермонтова, его однокашник по военной школе, красивый молодой человек, пользовавшейся успехом у женщин, писавший стихи и поэмы, с юности мечтал о военной карьере. Поначалу его красота и навыки, приобретенные в военной школе, помогали ему. Он достиг должности майора, что для этого возраста было высоким чином. Однако его карьера внезапно оборвалась. Что послужило причиной этому до конца неизвестно, Мартынов сам подал в отставку и получил ее в начале 1841 года. Сплетники обвиняли его в шулерстве.

Мартынов болезненно переживал эту ситуацию. Он не поехал в Москву к родным, а остался в Пятигорске на вольных хлебах. Носил одежду горца и поражал окружающих своими нелепыми шутками. Ему отказали даже в малом: император по причине его отставки распорядился не награждать его медалью за прежние военные заслуги.

В таком состоянии Мартынов встретился с Лермонтовым, приехавшим в Пятигорск для излечения от болезни. Сам Мартынов потом утверждал, что относился к поэту по-доброму, однако, его раздражали шутки Лермонтова в его адрес, надменность поэта и его язвительность. К тому же Мартынов считал, что в 1837 году Лермонтов совершил над ним и его семьей злую шутку, когда без разрешения вскрыл и прочитал письмо его сестры Натальи.

Как известно, после дуэли Мартынов терзался угрызениями совести, страдая от того, что окружающие видят в нем в первую очередь убийцу великого поэта. Через тридцать лет после роковой дуэли он написал свои записки, названные «Моя исповедь». Впрочем, в этих записках Мартынов пытался обелить себя, заявляя, что Лермонтов был невыносимым по характеру человеком, с добрыми задатками, но испорченный «светом».

Роковое остроумие

Война сильно изменила Мартынова. Он отрастил бакенбарды, носил простой черкесский костюм с огромным кинжалом, был молчаливый и вечно мрачный. У местного художника он заказывает свой портрет – он берет от войны то, что так чуждо Лермонтову. Если поэт воспринимает происходящее на Кавказе как трагедию, то Мартынов находится в полной уверенности, что против неприятеля нужно применять тактику «выжженной земли». Всем своим видом он демонстрирует превосходство над горцами, Лермонтов же, наоборот, проникается уважением к Кавказу и его народу. Приятели часто спорят на эту тему. Поэт блестяще высмеивает взгляды Мартынова, а тому не хватает остроумия, чтобы ответить оппоненту.

Пятигорск в то время слыл картежным городом, Лермонтов называл его кавказским Монако. Друзья много пьют, веселятся, танцуют, играют в карты. Однажды на одном из таких вечеров, увидев приятеля с двумя огромными кинжалами на поясе, Лермонтов пошутил: «Как ты хорош, Мартынов, ты похож сразу на двух горцев!». Слова эти раздались эхом по всему помещению. «Сколько раз я просил вас не шутить так при дамах?».

После, когда друзья расходились по домам, Мартынов, поравнявшись с Лермонтовым на пороге, повторил свою фразу. На что Мишель, улыбнувшись, спросил: «Что ж, на дуэль вызовешь меня за это?» Мартынов ответил утвердительно. Тут же назначили день.

Авторы Гайдпарка

  • Борис Ихлов

    Последствия бегства США и Афганистана

    Читать полностью

  • Светлана Никитина

    Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата

    Читать полностью

  • Дмитрий Сидоров

    Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга

    Читать полностью

  • Игорь Авдеев

    Против

    Читать полностью

  • Сергей Слизников

    Демократия и Россия – два несовместимых понятия

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая

    Читать полностью

  • WikiLeaks

    В Белоруссии отмечается новый государственный праздник

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Признание Соловьева

    Читать полностью

  • ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ

    О чём молчал Марк Твен

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму

    Читать полностью

Интересный факт о дуэли Лермонтова. Малоизвестные факты о дуэли Мартынова и Лермонтова

Многие сомневаются в том, что поединок между отставным майором Николаем Соломоновичем и великим русским поэтом и прозаиком Михаилом Юрьевичем был честным. Малоизвестные факты о дуэли Мартынова и Лермонтова: обычная ссора переросла во вражду двух приятелей, присутствие князя Трубецкого и близкого товарища Столыпина на смертельном состязании. Убийца Лермонтова прожил счастливую и обеспеченную жизнь. Он не понес сурового наказания за содеянное злодеяние.

Причины трагедии

В конце июля 1841 года страна лишилась великого гения. Он погиб от рук своего товарища в смертельном состязании. Причиной вызова на дуэль стала обычная ссора, произошедшая 13 июня в доме генерала Верзилина. Михаил Юрьевич пребывал в прекрасном расположении духа, поэтому постоянно подшучивал над присутствующими, в число которых попал и Мартынов.

Николай Соломонович мило общался с Надеждой Петровной , а Лермонтов сказал его собеседнице, чтобы она проявляла осторожность, находясь рядом с этим страшным горцем

Произнося эту фразу, поэт не хотел обидеть товарища, но его слова прозвучали так громко, что все гости обратили на них внимание и весело рассмеялись

Мартынов был самолюбивым человеком, поэтому не мог оставить такое поведение друга без внимания. Кроме того, в зале присутствовала дама , к которой отставной майор питал нежные чувства . Он не мог больше терпеть издевки товарища и высказался в грубой форме, что за обидные слова господину Лермонтову придется ответить.

Когда приятели покинули дом Верзилиных, конфликт разгорелся с новой силой. Поэт не собирался извиняться за колкости в адрес Мартынова , а тот в сердцах крикнул, что вызывает друга на дуэль. Михаил Юрьевич не воспринимал всерьез угрозы товарища, он думал, что это всего лишь слова, поэтому с легкостью согласился на смертельный поединок.

Подробности смертельного поединка

Очевидцы вспоминали, что в день дуэли на улице бушевала буря, дождь хлестал как из ведра. Когда товарищи стояли друг напротив друга, произошло следующее:

  • Лермонтов опустил пистолет и категорически отказывался стрелять в Мартынова, объясняя это тем, что не имеет привычки стреляться из-за всяких мелочей.
  • Николай Соломонович всем своим видом показал, что шутить не намерен, и выстрелил в поэта. Пуля попала прямо в сердце. Михаил Юрьевич упал замертво, а дождевая вода омывала его бездыханное тело. Природа скорбела за молодым гением, так рано ушедшим из жизни.

По словам Васильчикова, Лермонтов был уверен, что дуэль закончится, так не начавшись , и ничего страшного не произойдет. Он все время шутил и уверял окружающих, что не стоит воспринимать вызов на поединок всерьез.

Однако по лицу Николая Соломоновича было видно, что он готов к жестокой расправе над приятелем.

Дуэль

После окончания школы пути приятелей разошлись: Лермонтов отправился служить в гусарский полк в Царское село, а Мартынов стал кавалергардом. Приятели встречались, когда Лермонтов приезжал в Москву, и поэт даже ухаживал за сестрой Мартынова Натальей, однако не встретил понимания со стороны ее матери.

В 1837 году приятели встретились в Пятигорске, куда Лермонтов отправился в наказание за стихотворение «На смерть поэта», а Мартынов служил в действующих войсках добровольцем и вернулся в Москву при ордене Анны III степени «с бантом». В тот раз друзья расстались мирно, но в следующую встречу в 1841 году коса нашла на камень. Причиной дуэли следует считать соперничество – как литературное, так и в жизни. Мартынов был красив, Лермонтов – нет; Мартынов был ветераном войны, имевшим награду, майором, а Лермонтова из-за проблем с цензурой тщательно вычеркивали из наградных списков и не давали продвижения по службе. Наконец, Мартынов сочинил поэму «Герзель-аул», в которой описал поход в горы, а Лермонтов сочинил гораздо более удачную поэму «Валерик», после чего Мартынова читатели обвинили в плагиате.

Лермонтов высмеивал манеру Мартынова одеваться и писал на него едкие эпиграммы: несмотря на то, что Николай уволился из армии по выслуге лет, он носил черкеску, огромный кинжал и брил череп наголо по моде горцев.

Поэтому замечание Лермонтова на балу у коменданта Пятигорска, Петра Семеновича Верзилина, о котором позже вспоминала Эмилия Александровна Клингенберг, стало последней каплей, толкнувшей Мартынова вызвать друга на дуэль.

Впрочем, биограф поэта Павел Александрович Висковатов считал, что Мартынова спровоцировали «люди из Петербурга», которые были заинтересованы, чтобы поэт навсегда остался на Кавказе.

По воспоминаниям секунданта, Александра Илларионовича Васильчикова, Лермонтов перед дуэлью сказал, что виноват перед другом и «выстрелит в воздух». Не хотел стрелять в друга и Мартынов, но по правилам дуэли он не мог стрелять в воздух: его обвинили бы в трусости.

Дуэль состоялась 15 июля 1841 года у горы Машук, Мартынов, не целясь, выстрелил в сторону друга, и Лермонтов упал.

По свидетельству Николая Николаевича Раевского, Мартынов подошел к упавшему, поклонился до земли и произнес: «Прости меня, Михаил Юрьевич». Вернувшись в город, Мартынов сразу же сдался коменданту, и его заключили в камеру.

Теория заговора: за и против

Таким образом, теория «выстрела со стороны» не подтверждалась и не опровергалась. Эксперты комиссии ИРП тщательно и придирчиво отбирали свидетельства. Уже в 70-х годах ХIХ столетия один из главных устроителей дуэли Васильчиков на вопрос, были ли рядом посторонние, ответил биографу поэта П.А. Висковатому так:

— Ну что ж, может быть, и были…

И отвел взгляд. Какие же посторонние? Александр Арнольди писал в воспоминаниях: «Я полагаю, что, кроме двух секундантов… вся молодежь, с которою Лермонтов водился, присутствовала скрытно на дуэли, полагая, что она кончится шуткой и что Мартынов, не пользовавшийся репутацией храброго, струсит и противники помирятся…» Так не присутствие ли этого общества, о чем Мартынов мог догадываться, вселило в него мужество и непреклонность?

Последняя дуэль Лермонтова.

Если так, мог прятаться где-то поблизости и таинственный стрелок. Но если он был подослан III отделением, эта служба должна была знать и о наличии многих свидетелей. И каким-то образом обеспечить их пожизненное молчание. Согласитесь, такое более уместно в детективном романе. Ведь это были люди молодые, многие из них пережили и императора Николая I, и графа Бенкендорфа. И нигде никаких подозрений, даже косвенных. Да и сам Мартынов никогда не пытался свалить вину на кого-то другого. Нравилось ему жить с клеймом убийцы поэта или попросту боялся?

«Без креста…»

«Это была не дуэль, а убийст­во», — был уверен Руфин Дорохов, друг Лермонтова, герой войны, храбрец и сам отчаянный дуэлянт, прототип толстовского Долохова из «Войны и мира». То же утверждали после гибели Лермонтова многие из его тогдашнего окружения. Поэт во время дуэли демонстративно поднял вверх пистолет, отказавшись стрелять в противника, но тот жест не оценил и выстрелил в поэта. А ведь дуэль с Мартыновым с самого начала, со стычки друзей на вечере у Верзилиных, всерьёз никто не воспринял. И сам Лермонтов тоже: они были почти ровесники, знакомы и дружны ещё с юнкерской школы в Петербурге. Да и стрелком Мартынов слыл «косым» и меткостью, как и смелостью, не отличался. Перед дуэлью Лермонтов обедал на весёлом дружеском пикнике, с секундантами вышла незадача (двое на обоих дуэлянтов!), повозки отпустили, лекаря не нашли. Зато будто бы не забыли захватить ящик шампанского в уверенности, что друзья помирятся.

О дуэли Лермонтова с Мартыновым 30 лет писать было запрещено. Затем были написаны многие тома исследований, но до сих пор о ней практически ничего в точности не известно! Неизвестно, к примеру, точное место дуэли, хоть и был установлен условный памятный знак. Неизвестно и место первого захоронения Лермонтова в некрополе старого Пятигорского кладбища — при изъятии гроба для перевозки в Тарханы могила вместе с надгробием была засыпана, сохранился лишь рисунок её, сделанный приятелем поэта Арнольди. Сбылось ещё одно предсказание Лермонтова — о его будущей «кровавой могиле, без молитвы, без креста»…  

Гибель Лермонтова была воспринята лучшими людьми России как тяжелейшая утрата, притом что единственный сборник его стихотворений был издан всего год назад, а «Герой нашего времени» вышел накануне весной, но тут же был распродан. И Гоголь счёл Лермонтова-прозаика выше Лермонтова-поэта, а Белин­ский, повсюду восхищаясь им, называл его «дьявольским талантом», «поэтом с колокольню Ивана Великого», человеком умнейшим и — «какая нежная и тонкая поэтическая душа!». А ведь при первой встрече великого критика с поэтом Лермонтов по обыкновению стал подшучивать и над Белинским, доведя его до полного конфуза!

Эти «сатанинские» ядовитые шутки, желчные и острые насмешки, карикатуры и эпиграммы и тяжёлый, неподвижный, неприятный взгляд почти чёрных глаз Лермонтова, который не каждый мог вынести, были слишком хорошо известны в свете. Было ли всё это для него маской, защитой? Или всё-таки сутью характера? Друг поэта графиня Евдокия Ростопчина вспоминала: «Самим собой, весёлым, остроумным, мечтательным и искренним он был только в тесном кругу общения».

Безудержную весёлость и искромётное остроумие Лермонтова, который любил и умел устраивать праздники, особенно запомнили те, кто видел поэта зимой 1841-го в Петербурге, в отпуске, — в надежде на будущую скорую отставку, на издание собственного журнала, на творчество. «Русскую литературу ещё ждут от него драго­ценные подарки», — писали «Отечественные записки». Даже не любивший поэта Николай I заметил о нём: «Тот, кто заменил бы нам Пушкина». Правда, после нашумевшего и имевшего огромный успех «Героя нашего времени» царь увидел в авторе лишь «жалкое дарование» и «извращённый ум», а в романе — скуку, навеваемую «очень мало интересными людьми». И отправил Лермонтова на Кавказ «прочистить себе голову». 

Дуэль

Никаких предчувствий и предсмертных настроений у Лермонтова не было даже накануне дуэли, Известно, что незадолго до своей гибели он просил бабушку прислать ему книги. В разговоре с Глебовым, идя к месту дуэли, он делился своими планами.

Во время дуэли было 4 секунданта, хотя в официальных документах значились двое. Единодушно решили не упоминать Столыпина (Монго) и Трубецкого, поскольку эти двое были в опале у правительства. В этот день, как и 15 мая, лил дождь с грозой. Вот как описал события дуэли Васильчиков.

В похоронах участвовал весь Пятигорск. По требованию священника полковой музыки не было. Народ шел на кладбище в благоговейном молчании.

Кто убил лермонтова. Поэт он был, конечно, великий. Но пулю свою получил по делу

Он, конечно, был великим поэтом, с этим не поспоришь. Но это совсем не значит, что при этом был хорошим человеком. Избалованный барчук – вот самая простая характеристика, которую ему можно дать. Бабушка постаралась, воспитывая своего любимого внучка.

Один из друзей-знакомых нашего героя рассказывал о нем так:

«В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых».

Да, речь идет об одном из тех, кто «наше все»: Михаиле Юрьевиче Лермонтове – отличном поэте и не самом приятном человеке. 15 (27) июля 1841 года в 26 лет он был застрелен на дуэли Николаем Мартыновым.

Как говорят, император Николай Павлович, узнав о гибели поэта, сказал: «Собаке – собачья смерть». Потом, после того, как его пристыдила императрица, вышел к людям и сказал:

— Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит.

Надо сказать Николай, как это у него часто бывало, был очень точен. Заменить Пушкина как поэт Лермонтов может быть и мог, но вот сочувствовать ему как человеку…

Из-за чего случилась та дуэль?

Из-за злого языка Лермонтова. Он буквально затерроризировал Мартынова своими насмешками. А ведь тогда к словам относились далеко не так спокойно, как сейчас. У Мартынова видно долго копилось, но, в конце концов, после очередной насмешки, которая из-за стечения обстоятельств прозвучала так, что ее услышали все, прорвалось.

Надо отметить и то, что по имеющимся у нас свидетельствам формально все получилось так, что вызов на дуэль сделал Лермонтов. Мартынов в тот же день настойчиво попросил его прекратить отпускать шуточки в его адрес. На что узнал от заносчивого барчука, что он будет шутить над кем хочет и когда хочет, а от дуэлей никогда не отказывался и готов дать Мартынову удовлетворение, если тот считает себя оскорбленным. После этого заведенному Мартынову не оставалось ничего другого как присылать секунданта.

А дальше наложилось одно на другое. Секунданты предложили максимально опасные правила проведения дуэли, в надежде, что дуэлянты откажутся стреляться. Не отказались. Лермонтов – потому что ему было плевать на переживания какого-то там Мартынова из-за его насмешек. Он им не придавал внимания. Мартынов – потому что Лермонтов его доконал.

Стрелялись с 10 шагов из дальнобойных крупнокалиберных пистолетов Кухенройтера с кремнево-ударными запалами и нарезным стволом. То есть шансы влепить пулю точно в цель с такого небольшого расстояния были очень неплохими, даже если ты не очень хороший стрелок. А Мартынов как раз и был не очень хорошим стрелком.

Дальше, больше.

Никто из тех, кто поехал на ту дуэль, не думали, что она закончится именно так. Не взяли ни врача, ни повозку, зато не забыли купить ящик шампанского, чтобы выпить за примирение. Вот только Мартынов закусил удила и прощать Лермонтова не собирался, тем более, что тот прощения и не просил. Сам Лермонтов стрелять не собирался, до самого последнего момента относясь к ситуации «а что такого, я ж звезда, мне же можно».

Оказалось, что нельзя. Даже если ты сам стрелять не собираешься. Мы никогда не узнаем, что было в голове у Мартынова в тот момент, когда он тщательно целился в Лермонтова, стоявшего с поднятым вверх пистолетом. Сам поэт по разным свидетельствам либо выстрелил вверх, либо только собирался.

Мартынов выстрелил точно в него и попал так, что свалил языкастого оппонента наповал. Видно оппонент его достал настолько, что лучше был неизбежный суд, чем терпеть дальнейшие насмешки, которые Лермонтов, почти наверняка возобновил бы с удвоенной силой. Поэтому все закончилось так, как закончилось.

Мартынов в итоге остался в истории как человек, безвременно прервавший жизнь великого поэта. Да, прервал. Но надо понимать, что стрелял он не в «солнце русской поэзии», а в доставшего его, простите, …удака. Лермонтов в дальнейшем стал жертвой режима, хотя на самом деле пострадал из-за своего наглого и несдержанного языка.

Наглядное резюме этой истории подвел Николай Павлович своим приговором Мартынову. Военно-полевой суд первоначально приговорил его к разжалованию и лишению всех прав состояния. Но Николай заменил его на трехмесячный арест на гаупвахте и церковное покаяние с отбыванием епитимьи в Киеве. То есть, дуэль, можно сказать, была признана справедливой.

Того же Дантеса за дуэль с Пушкиным разжаловали в рядовые и выслали из России, отобрав офицерский патент.

Интересный факт о дуэли Лермонтова. Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым.

Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым состоялась во вторник 15 июля 1841 г. близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет. Многие обстоятельства этого трагического события остаются неясными, поскольку показания очевидцев — самого Мартынова и секундантов М.П. Глебова и А.И. Васильчикова — давались на следствии, когда участники дуэли были озабочены не столько установлением истины, сколько тем, чтобы приуменьшить собственную вину.

Причины дуэли. Мартынов показал на следствии: «С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет… На вечере в одном частном доме,— за два дня до дуэли,— он вывел меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову,— на каждом шагу показывая явное желание мне досадить.— Я решился положить этому конец». Глебов показал: «Поводом к этой дуэли были насмешки со стороны Лермонтова на счет Мартынова, который, как говорил мне, предупреждал несколько раз Лермонтова…». Васильчиков показал: «О причине дуэли знаю только, что в воскресенье 13-го июля поручик Лермонтов обидел майора Мартынова насмешливыми словами; при ком это было и кто слышал сию ссору, не знаю. Также неизвестно мне, чтобы между ними была какая-либо давнишняя ссора или вражда…».

На те же причины (но с благоприятными для Лермонтова акцентами и не опуская собственных имен) указывают другие очевидцы: компания молодых офицеров, в том числе Лермонтов и Мартынов, часто собиралась в доме генеральши М.И. Верзилиной; шутки, острословие, танцы, флирт были непременной чертой этих вечеров. Лермонтов и Мартынов ухаживали за дочерью Верзилиной — Э.А. Клингенберг (впоследствии Шан-Гирей), которой и принадлежит наиболее подробное описание роковой ссоры: «13-го июля собралось к нам несколько девиц и мужчин… Михаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л.С. Пушкин, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоем острить свой язык… Ничего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его «montagnard au grand poignard» («горец с большим кинжалом».— Ред.). (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал.) Надо же было так случиться, что когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово poignard раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову… Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора».

Смертельная дуэль

Согласно официально версии, Николай Соломонович Мартынов, к тому моменту уже майор в отставке, вызвал поручика Михаила Юрьевича Лермонтова на дуэль в июле 1841 года в результате ссоры, случившейся в Пятигорске, доме Верзилиных. Как утверждал А. П. Шан-Гирей, слова которого приведены в издании «Россия» В. С. Белых, Лермонтов при появлении Мартынова объявил дочери хозяйки дома: «Берегитесь, вот приближается свирепый горец!». Мартынов сказал поэту о том, что не единожды просил его воздерживаться от шуток в свой адрес. Михаил Юрьевич удивился: «Вы действительно сердитесь на меня и вызываете меня?». Мартынов ответил: «Да, я вас вызываю!».

Вечером 15 июля того же года дуэлянты встретились. Во время поединка Лермонтов был смертельно ранен Мартыновым. Как указано в сборнике «Дуэль Лермонтова и Мартынова. Подлинные материалы уголовного дела», пуля прошила тело поэта, пройдя на вылет, что повлекло практически мгновенную смерть. Михаил Юрьевич был похоронен на пятигорском кладбище, откуда, впрочем, его останки были перевезены в семейный склеп села Тарханы. По возвращении в Пятигорск о случившемся коменданту Пятигорска В. И. Ильяшенкову сообщил Глебов, являвшийся, как считают многие, секундантом Лермонтова. Глебов, Мартынов, а также секундант Васильчиков были арестованы.

Окончательный приговор

Военный суд вынес Мартынову приговор: 15 лет покаяния в церкви и 3 месяца гауптвахты. В Киеве он отбыл свое наказание и жил на территории Киево-Печерской лавры. Спустя время, срок покаяния изменили и он составил 7 лет. Ежедневно Мартынов молился за своего убитого друга. Он переживал всяческие издевательства, прохожие плевали в него и называли убийцей. Все это он терпеливо вынес, и в 1846 году он был допущен до чаши с причастием. Чувство вины не покидало Николая Соломоновича на протяжении всей жизни.

В Киеве Николай встретил Софию Проскур-Сущанскую, которая стала ему женой и родила 11 детей. Пара была венчана. Семья жила в Москве, но позже уехала в имение Мартыновых, где Николай построил храм и прожил там свои последние годы. Он ежедневно ходил в храм, чтобы молиться за Михаила, с которым пришлось стреляться.

Он отдавал себе отчет, какой великий талант был загублен его руками. Именно поэтому он велел схоронить его после кончины в безвестной могиле. Но родственники сделали по-другому и погребли останки Николая Соломоновича в фамильном склепе.

В имении Мартыновых после революции организовали детский дом для содержания беспризорников. Воспитанники детдома, узнав, что рядом захоронен убийца великого русского поэта, разрушили склеп, и останки всех членов рода Мартыновых выбросили в пруд. В какой-то степени воля Николая исполнилась.

Лермонтов дуэлянт. Место дуэли М.Ю. Лермонтова – памятное место в Пятигорске

Место дуэли Лермонтова – это одна из важнейших достопримечательностей Пятигорска. Объект культурного наследия федерального значения.

Дуэли в России

Появившиеся в начале 18 века и официально запрещённые, дуэли всё же были чрезвычайно популярны как защита дворянской чести. Порядок их был закреплён дуэльным кодексом Франции, но он соблюдался отнюдь не полностью.

3D-панорама Места дуэли М.Ю. Лермонтова

И хотя поединки эти приравнивались к уголовному преступлению, они случались часто. Отказ от них расценивался как малодушие и закреплял за отказавшимся ярлык труса, в случае если противники равны по социальному статусу, а также приводил к тому, что офицер, вызываемый на дуэль, должен подать в отставку. Так что цена в любом случае была высока.

Однако, приняв вызов, дуэлянты вполне могли разойтись мирно, если обидчик принёс извинения и признал свою неправоту. Ситуаций таких было множество. Как символ примирения, расценивался и выстрел в воздух.

Что же произошло?

Жизнь талантливого поэта, писателя, драматурга М.Ю. Лермонтова оборвалась на 27-м году. Нелепо, неожиданно, незамедлительно. Выстрелом навылет в грудь.

Как?

На дуэли с Н.С. Мартыновым, когда-то учившимся вместе с Лермонтовым в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и являвшимся его партнером по фехтованию на эспадронах.

Почему?

Оскорблённое самолюбие.

Выходец из богатого рода, майор в отставке, двоюродный брат писателя М. Загоскина, знаменитого своими историческими романами, прекрасно образованный, начитанный и с молодых лет пишущий стихи и прозу, Николай Соломонович Мартынов устал терпеть колкие и язвительные насмешки в свой адрес от острого на язык поэта.

Он многократно просил Лермонтова, который при любом удобном случае отпускал в адрес отставного майора неприятные замечания, перестать подшучивать над ним и говорить о нём нелицеприятные вещи

Особенно в обществе дам, вниманием одной из которых он очень дорожил. Последней каплей стали события вечера 13 июля 1841 г

У Верзилиных

Сегодня в этом здании расположилась экспозиция, посвящённая кавказскому периоду жизни и творчества Лермонтова

Особое внимание отведено гостиной, где Мартынов бросил поэту вызов

Дом в Пятигорске, расположенный на пересечении улиц Буачидзе и Карла Маркса, принадлежал семье генерала Петра Семёновича Верзилина, с которым поэт познакомился во время лечения на водах.

Лермонтов был частым гостем в этом доме. Мартынов жил во флигеле рядом. По вечерам все собирались в гостиной и оживлённо беседовали, танцевали, спорили, играли на фортепиано.

Шутка

Князь Трубецкой музицировал. В другом конце гостиной, сидя на диване, Лермонтов разговаривал с Эмилией Александровной, дочерью супруги Верзилина от первого брака. Неподалёку беседовали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина, общая дочь супругов Верзилиных. Рыжеволосая красавица, она нравилась обоим будущим противникам.

Надо сказать, что Мартынов был очень щепетилен во внешности и крайне утрировал вкусы обитателей гор. Товарищи неоднократно посмеивались над ним. И в этот раз был одет как настоящий горец: в черкесский костюм, дополненный большим кинжалом.

Лермонтов иронично заметил своей собеседнице, что ей нужно быть осторожной, общаясь с этим страшным горцем. Шутка, адресованная девушке, по роковой случайности прозвучала на весь зал, так как именно в этот момент князь Трубецкой остановил игру

Все рассмеялись.

Но быть посмешищем, особенно в глазах милой сердцу Надежды Петровны, Мартынову не хотелось. Он вышел из себя и резко произнёс, что больше терпеть насмешки Лермонтова не будет.

Вызов

Вечер был закончен. Выйдя из дома, Лермонтов не спешил извиняться, а Мартынов был в бешенстве. Итогом их возбуждённого разговора, свидетелей которого нет, стал вызов поэта на дуэль.

Близкий друг майора в отставке настаивал, чтобы Мартынов отказался от задуманного поединка. Но разгневанный Николай Соломонович был непреклонен.

Образование Лермонтова

В 1828 году, когда Мише исполнилось 14, его образование продолжилось в Москве, в «Благородном Университетском пансионе», где обучались молодые люди из знатных родов.


Автопортрет М. Ю. Лермонтова. (pikabu.ru)

Находилось заведение на Тверской улице, в нём было 6 классов. Пансион имел неразрывную связь с Московским университетом и дал России многих видных людей того времени. Здесь преподавали языки, русскую литературу. В то время опирались на традиции живого преподавания, ученики часто собирались на совместные чтения древних и современных писателей, представляли преподавателям свои первые литературные творения и рисунки

Во время обучения преподаватели обратили внимание на дикцию и таланты юного Лермонтова; кроме того, он хорошо рисовал и декламировал, прекрасно играл на скрипке и фортепиано.


Рисунок, сделанный Лермонтовым на Кавказе. (pinterest.ru)

Михаил мог бы жить вместе с другими молодыми людьми, но бабушка не хотела так рано отрывать от себя любимого внука, и Михаил учился на полупансионе. Каждый вечер он возвращался домой, — бабушка для этого перебралась в Москву, наняв квартиру на Поварской улице.

В это время у юного Лермонтов появился воспитатель, Капэ, — офицер наполеоновской армии. Когда-то он попал в плен, да так и остался жить в России, Миша его очень любил. И именно от него он услышал первые истории о войне 1812 года, о Наполеоне, о настоящей воинской доблести, чести и славе. Любовь к Наполеону и интерес к Франции поэт сохранит всю жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector