Кто такие волхвы: дары, поклонение волхвов и новелла о. генри

Наследие

Его жизнь и творчество изучались и продолжают изучаться исследователями со всего мира. Сохранившиеся работы Леонардо да Винчи в разных областях позволяют судить о многогранности этого человека. Большинству наших читателей гениальный итальянский мастер известен как живописец. Его работы «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мона Лиза», «Крещение Христа» и многие другие являются шедеврами мирового искусства. Всего же им создано девятнадцать полотен, некоторые из которых остались незавершенными.

Великий итальянец оставил свой след в науке, медицине, литературе. Сам да Винчи считал себя в первую очередь ученым или инженером. Живописи он уделял не слишком много времени. Его художественное наследие невелико: ряд работ безвозвратно утрачен, а некоторые сильно повреждены.

Среди незавершенных работ великого живописца картина «Поклонение волхвов». Год создания произведения (1481) на самом деле является началом работы над ним. Картина отличается присущей всему творчеству мастера загадочностью и таинственностью. По мнению специалистов, это первая довольно зрелая работа художника, в которой он проявил свою яркую индивидуальность. Он использовалпри создании шедевра свои знания анатомии, экспериментировал с перспективой, применил свои инженерные изыскания. Однако это полотно наделено чем-то большим, чем художественное произведение, даже такое гениальное, – до сих пор не раскрыта тайна его замысла.

Общество ведической Руси

Изначально у русов образовались центры развития – город Киев на юге и город Новгород на севере.

Русы всегда проявляли к другим народам доброжелательность и уважение, отличались душевностью.

До крещения Руси были в славянском обществе и рабы – челядь из пленённых иноземцев. Русославяне торговали челядью, но считали их младшими членами семьи. Невольники находились в рабстве определённый срок, после которого становились свободными. Такие отношения назывались патриархальным рабством.

Местом жительства словянорусов были родовые и межродовые поселения, в больших домах проживало до 50 человек.

Общинное общество возглавлял князь, подчинявшийся народному собранию – вече. Княжеские решения всегда принимались с учётом мнения военачальников, «дидов» и старейшин родов.

Общение на основе равенства и справедливости учитывало интересы всех членов общины. Живя по законам ведов, русы обладали богатым мировозрением и большими знаниями.

Что случилось с мощами потом?

Несмотря на то что ни Матфей, ни какой-либо другой евангелист не упоминают, что случилось с волхвами после того, как они вернулись в свою землю (в Месопотамию), церковное предание не думало их забывать. Культ почитания останков святых, мучеников и угодников появился в четвертом веке и чрезвычайно развился в средневековье. Чем больше мощей, тем крупнее поток паломников, а значит, тем значительнее суммы пожертвований. Руководствуясь этой простой логикой, Церковь взялась разрабатывать культ волхвов и всего, что с ними связано. Было провозглашено, что мудрецы с Востока получили крещение от апостола Фомы и позже приняли мученический конец в своих странах. Неудивительно, что вскоре обнаружились и мощи волхвов. Их нашла императрица Византии Елена Константинопольская, как это обычно с ней случалось, во сне.

Как же так получилось, что останки людей, убывших из Вифлеема на Восток, вдруг обнаруживаются в византийском (ныне турецком) городе Шева? Матфей не упоминает, где именно находились родные земли трех магов, зато указание на это содержится в Ветхом Завете. Пророчество Исайи (60:6) говорит: «Все они придут из Савы, и возвестят славу Мессии, принеся в дар ладан и золото». А в Псалтыре (71:10) пишется нечто иное: «Цари островов и Фарсиа, Савы и Аравии принесут Ему дань; и поклонятся Ему все народы». Как видим, родные земли мудрецов (или королевства трех царей) лежат далеко от Шевы. Но священное предание нашло выход из положения. Появилась легенда, что в возрасте ста пятидесяти лет каждый все три волхва встретились в Шеве, чтобы почтить память Господа Нашего. Там они и упокоились в мире. А кости волхвов христианская община сохранила и передала в Константинополь.

В Библии о волхвах рассказывается немного

Необходимо отметить, что в Библии о волхвах рассказывается немного. Священное Писание не говорит о том кто такие волхвы, откуда пришли они, чем занимались и как одевались. Постол Матфей рассказывает о том, что волхвы жили где-то на востоке.

Возможно, что это Персия (в наше время Иран), а волхвы — жрецы иранской религии зороастризма. Она, как и христианство, содержит идею о пришествии в мир Спасителя. Они увидели в небе звезду и как астрономы и астрологи поняли, что это знамение.


Комету Галлея использовал Джотто как модель для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» в капелле Скровеньи. Начало XIV века. Учёные считают, что Вифлеемской звездой, за которой шли волхвы, могла быть комета Галлея

Двигаясь за Вифлеемской звездой, волхвы пересекли территорию нескольких государств и прибыли в Иерусалим. Здесь они обратились к правителю Иудеи царю Ироду с вопросом. Они хотели увидеть только что родившегося Царя Иудейского, которому они пришли поклониться. Волхвы думали, что это его сын или иной родственник.

Ирод испугался, услышав такие вести, так как новый претендент мог свергнуть его. Он вежливо проводил волхвов. Перед этим царь попросил их в том случае, когда они найдут Царя Иудейского, сообщить ему об этом. Ирод, якобы, хотел пойти и поклониться ему. Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары.


«Избиение младенцев», Маттео ди Джованни, 1488 год. Не дождавшись волхвов с вестями о Христе, царь Ирод приказал устроить избиение младенцев в Вифлееме, чтобы уничтожить возможную угрозу своей власти

Библия об этом говорит так:

Мф. 2:9—11

После этого волхвам во сне было Божественное откровение о том, что сообщать царю Ироду об успехе их предприятия не стоит. Именно поэтому волхвы отправились домой другой дорогой. Не дождавшись их возвращения, разгневанный Ирод устроил избиение младенцев для того, чтобы уничтожить угрозу своей власти.

Литература

  • Гадательные книги / Белова О. В., Турилов А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 486–491. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Колдун / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка). — С. 528–534. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Волхвы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Духи места Банник • Болотник • Водяной • Дворовой • Домовой • Леший • Морской царь • Овинник • Полевик • Хозяйка медной горы • Шубин
    Заложные покойники Вила • Дрекавац • Кикимора • Мавка • Русалка • Упырь • Шуликуны
    Мифические существа Алконост • Асилки • Баба Марта • Баба-яга • Бабай • Берегиня • Бес • Блуд • Бука • Ведьмак • Верлиока • Вечорка • Вий • Волколак • Гамаюн • Дабог • Денница • Доля • Заря • Злыдни • Змей Горыныч • Иван-да-марья • Караконджул • Клобук • Коргоруши • Коровья смерть • Кощей • Лихо • Лихорадка • Мороз • Неделя (воскресенье) • Ночница • Огненный змей • Полудница • Пятница • Рарог • Рожаницы • Сирин • Соловей-разбойник • Судженицы • Чёрт • Чугайстер • Чудо-юдо • Шишига • Юда
    Ритуальные персонажи Божич • Герман • Додола • Коляда • Кострома • Кострубонька • Купала • Марена • Масленица • Ярила
    Мифические места Алатырь • Беловодье • Буян • Ирий • Калинов мост • Китеж • Лукоморье • Лысая гора • Смородина Река • Тридевятое царство
    См. также Славянское язычество • Языческие святилища древних славян • Литература по славянской мифологии
    Примечания:

    1 историчность божества спорна; 2 божественный статус спорен.

Волхвы. Кто такие славянские волхвы?

Славянские волхвы – это люди, которые получили особые знания от богов, хранящие их, использующие на благо общества. Они совершают обряды подношений Родным Богам, треб (бескровных жертв), следят за чистотой кумиров (изображений богов), алтарей и капищ (места поклонения богам) на материальном и тонком плане.

Кроме этого:

  • проведение общественных кологодных праздников;
  • изготовление амулетов, оберегов, идолов, кумиров, алтарные и иные сакральные украшения;
  • составление календарей;
  • имянаречение;
  • участие в свадьбах, освещении построенного дома, похоронах;
  • исцеление людей и животных;
  • проведение гаданий о судьбоносных вопросах людей;
  • пророчества;
  • защита деревни, либо людей от нападок злых сил;
  • участие в войнах силами магии, заклинаний и взаимодействие со стихиями и иными природными силами.

Знания волхвов поражают своей глубиной и многогранностью. Славянские волхвы ведали:

  • ход проведения обрядов;
  • символику богов, стихий, духов разного уровня (домашних, природных, ратных, местных и прочее);
  • ритуальные тексты – песни, славления, заговоры, молы (ударение на «о»);
  • свойства лекарственных и магических трав;
  • способы и методы волшбы;
  • технику оборотничества (превращения в разных животных, птиц), создания иллюзий и прочих искусств;
  • астрологию, вычисления по календарям событийных дат;
  • магию стихий – например, вызывание дождя во время засухи.

Книги славянской мифологии

На практике волхвы должны уметь общаться с силами Природы, духами и, конечно же, с Богами славян. Некоторые считают, что среди мужчин-волхвов были также и женщины-волхвы, которых называли:

  • ведуньями («ведать» — значит «знать»);
  • знающая,
  • чаровница,
  • волшбица,
  • волхитка,
  • волхида,
  • влхва,
  • и даже «старая женщина».

Мужчины-волхвы решали задачи общины, женщины-волхвы (женщина-влхва) брали на себя заботы о вопросах семей, домашнего, хозяйственного обихода, лекарства, знахарства, гаданий. Славяне шли к ним, когда нужно было помочь разрешиться родами, запросить охрану домашнего скота от злобных духов и в других случаях.

Использованные материалы

  • Неклюдов К. В.,, О.В.Л., Квливидзе Н. В.Волхвы// Православная энциклопедия, т. 9, с. 278-282:

  «Ἡ Προσκύνησις τῶν Μάγων», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .

  Страница календаря на официальном сайте Греческой православной архиепископии в Америке Константинопольского Патриархата, , «The Adoration of the Magi: Melchior, Gaspar, & Balthasar».

  Страницы календаря на официальном сайте Православно Церкви в Америке: «The Adoration of the Magi», ; «The Three Magi — Melchior, Gaspar, and Balthasar», .

  Календарь на официальном сайте Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене (Русская Православная Церковь Заграницей): «Поклонение свв. волхвов: Мельхиора, Гаспара и Валтасара», .

  Herod. Hist. I 101; VII 43, 191 и мн. др.

  Alcibiades Maior 122a

  Ср.: Strabo. Geogr. XV 3. 15; XII 3. 37; Xen. Cyrop. IV 5. 14; VII 5. 57

  Ср.: Plin. Jun. Hist. Natur. XXX; также Plutarch. Vitae. Alexander 3. 7

  Stuckrad K., von. Das Ringen um die Astrologie. B., 2000. S. 575

  Hughes. P. 193

  Yamauchi. P. 15–39; Митякин. С. 15–17; Фивейский. С. 41

  Maalouf. P. 426–430

  Cardini. Sp. 496

  Ferrari d’Ochieppo. P. 124–130; Hughes. P. 93–194

  Montefiore. 143; Hughes. 148–152

  О так называемом сиппарском звёздном календаре и берлинской планетарной таблице см.: Ferrari d’Ochieppo. S. 55–58

  Tacit. Hist V 4

  См. Greeven H. proskuno // ThWNT. Bd. 6. S. 762. Anm. 38–40

  Gardini. Sp. 499

  Ign. Eph. 19. 3; Iust. Martyr. Dial. 78. 9; Tertull. De idolatr. 9. 7; Clem. Alex. Exc. Theod. 74; Riedinger. S. 142–146

  Iust. Dial. 78; Orig. Contr. Cels. I 60; Hieron. In Is. 19. 1; Aug. Serm. 20. 3, 4

  Aug. Serm. 200. 1, 202. 1

  Beda. In Matth. // PL. 92. Col. 13; Ioan. Chrysost. In Matth. 6. 3; 7. 5; Petr. Chrys. Serm. 158

  Tertul. De idolatr. 9. 5; Ioan. Chrysost. In Matth. 7. 5

  Clem. Alex. Strom. I 15; Cyr. Alex. In Is. 49. 12; Ioan. Chrysost. Hom. 6. 14; 7. 1, 15; 8. 1; Leclercq. P. 992

  Dial. 77. 4; 78. 1; 88. 1

  Adv. Marc. III 13. 8; Adv. Iud. 9

  Knabenbauer. Bd. 1. S. 128) (напр., Maxim. Torin. Hom. 18–28 de Epiph)

  Adv. Marc. III 3

  PG. T. 38. Col. 961

  PL. T. 39. Col. 2018

  Gordini. Sp. 501

  Sermo. 139

  Beda. In Matth. 13; Walafrid Strabo. Glossa Ordinaria // PL. T. 114. Col. 73

  Luther M. Predigt von 1524 // WA. Bd. 15. S. 409

  Maldonat J. Commentarii in quatuor Evangelistas / Hrsg. J. Raich. Kirchheim, 1874. Bd. 1. S. 25

  In Gen. Hom. 14. 3

  Contr. Cels. I 60

  Kehrer. 1904. S. 22–25

  Cesar. Arl. Sermo 139

  Excerpta Latina Barbari, VI в.?; Paris Cod. 4884, VII в., ср.: Kehrer. 1908. S. 64–75; Leclercq. S. 161–167

  Ps.-Beda. Excerpta et Collectanae // PL. 94. Col. 541

  Contr. Cels. I 59; In Num. 13. 7; 15. 4

  Hieron. In Matth. II; Ambros. Mediol. In Luc. II 44, 48; Basil. Magn. Hom. de Nativ. 15

  Euseb. Quaest ad Steph 16. 5; Hieron. Chron. 3; Epiph. Adv. haer. 51. 9

  Serm. 203 in Epiph. 1. 3

  Iren. Adv. haer. III 9. 2

  Adv. haer. III 9. 2

  Clem. Alex. Paed. II 63. 4

  Maximus Turin. Hom. 21

  Opus imperfectum in Mattheaum

  Opus imperfectum in Mattheaum 2

  Euth. In quat. Evang. 145

  Greg. Magn. XL Hom. In Evang. 2. 10

  Thomas Aquin. Super Evangelium S. Matthaei Lectura. Torino/Roma, 19515. N. 201; Erasmus. In Evangelium Matthaei Paraphrasis // Opera Omnia. T. 7. Hildesheim, 1962. S. 10

  PG. T. 56. Col. 637

  Мартиролог Рабана Мавра IX в. и др.

  Например, Минологий имп. Василия II – PG. 117. Col. 225–228

  Таррагонский аноним. С. 158

Волхвы в наше время

Историки считают, что настоящие волхвы, которые обладали магическими силами, уже канули в лето. Самым известным среди них является Вещий Олег. Некоторые современные маги и экстрасенсы называют себя языческими жрецами, но это не всегда является истиной. Следует помнить, что настоящие волхвы у славян не только обладали магическими способностями, но и управляли силами природы, а такими способностями похвастаться популярные нынче экстрасенсы не могут.

Выясняя, кто такие волхвы в современном мире, стоит отметить, что так принято называть носителей ведических знаний. Их главная обязанность заключается в том, что они отвечают за жизнь людей живущих по славянским традициям. Знания волхвов безграничны и они должны нести их людям. Еще современные языческие жрецы называют себя родоверами, но историки считают, что настоящие волхвы не имеют такого права, поскольку их силу должен признать род.

Волхование в наше время

Сегодня большая часть знаний древних славян, особенно касающихся волшбы и колдовства, утеряна, поэтому современные практики нельзя в полной мере считать аналогичными тем, которые существовали до Крещения Руси.

Несмотря на это, по сей день в деревнях, где влияние цивилизации проявляется не очень сильно, существуют хранители знаний, передаваемых из поколения в поколении.

Интересно, что на сегодняшний день волшбой занимаются в основном женщины, среди мужчин эта практика распространена в гораздо меньшей степени.

Волхвы, ведуны, хранители тайных знаний – этот образ до сих пор остается наиболее загадочным, однако он хорошо известен нам по былинам, преданиям и легендам. Даже с учетом того, что в современном мире такие понятия, как ведовство и волшба в их исконном понимании, сохранились слабо, они все равно помогают поддерживать славянское самоосознание и связь с предками.

Кем были волхвы на самом деле?

Было бы крайне неверно полагать, что волхвы в Древней Руси – это некие отшельники, скитающиеся по лесам и живущие в пещерах. До христианизации страны представители этого сословия пользовались огромным уважением у своих современников. Славяновед Гильфердинг пишет о балтийских волхвах, как о жрецах, которым предписывалось узнавать волю богов и доносить ее до общества, порицать преступников, совершать ритуальные моления.

Храмы, в которых волхвы Древней Руси служили языческим богам, занимали большие территории, при них располагались поместья. Жрецы имели право самостоятельно распоряжаться доходами храмового комплекса. Поэтому в каком-то смысле волхвы в Древней Руси – это первые землевладельцы. Кроме того, у жрецов было право содержать собственную армию и присваивать себе треть от захваченных военных трофеев.  

Среди функций, выполняемых волхвами и друидами, есть много общего. Они занимались целительством, насылали порчу на неугодных, совершали богослужения и участвовали в разнообразных мирских обрядах. Волхвы изготавливали амулеты и обереги, призванные защитить людей и домашний скот.

Одной из обязанностей представителей жреческого сословия было составление календарей. Даты в славянском календаре не привязаны к Лунным фазам, поэтому они не были плавающими. Сам календарь представлял собой своеобразный график ритуалов, часть которых была связана с работами по возделыванию почвы и уборке урожая, а часть – с религиозными и мистическими церемониями. Технику расчета дат жрецы хранили в строгом секрете и передавали от учителя к ученику.

Иконография

Рождество Христово с поклонением волхвов. Икона

Мф 2, 1апокрифическихIIIIIIIVIIIVI

Почитание волхвов в средневековье было связано с перенесением их мощей из Милана в Кёльн (). В пространном сказании о «Трёх святых царях» Иоанна Хильдесхаймского наряду с изложением легендарной истории волхвов и повествованием об обретении и перенесения их мощей содержится возвышенная похвала Кёльну. Заключительная 46-я глава «О прославлении трёх святых царей, о том, как надлежит их хвалить» свидетельствует о значении их почитания для Церкви. Особенности местного кёльнского празднования и рождественские мистерии оказали влияние на русскую иконографию. Так, на псковской иконе «Собор Богоматери» (Государственная Третьяковскоя галерея, нач. XV в.) волхвы изображены подносящими дары (в своих обычных одеждах) и поющими рождественскую стихиру (в диаконских стихарях).

Что волхвы принесли Иисусу даров привет. Неизвестно, сколько было волхвов, но в Предании есть имена 3 из них

Имена волхвов часто создают путаницу и отражаются в неправильной иконографии. На самом деле,в Библии не сказано, как звали волхвов. Называть их поимённо — поздняя традиция, она возникла в Средневековье и не основана на Священном Писании. Вот такие имена преподобный Беда Достопоченный из монастыря святых Петра и Павла приписывает путешественникам:

  • Каспар;
  • Мельхиор;
  • Валтасар.

3 имени волхвов известно из текстов преподобного Беда Достопочтенного

Но это вовсе не означает, что волохов было всего трое. Эта цифра, вероятно, связана с количеством даров, которые преподнесли младенцу Христу. Но к ним мы ещё вернёмся.

Помимо имён, Предание сообщает внешность этих трёх человек:

  • Каспар — юноша без бороды
  • Мельхитор — чернокожий эфиоп
  • Валтасар — бородатый старец

Возможно, что эти люди действительно существовали и были вождями большой группы путешественников, а может, действительно, странствовали втроём. Библия не даёт никаких зацепок для того, чтобы отдать предпочтение какой-либо версии.

Кого так называли в Древней Руси — определение

Волхвы (ведуны, «чудодеи») – представители славянской религии с древних времен, когда наши предки еще жили небольшими общинами. Именно волхвов считали хранителями традиций, посредниками между богами и людьми. Несмотря на то что одной из функций древнерусских ведунов было осуществление поклонения богам, выполнение треб (подношений) и уход за капищами, было бы неправильно назвать их жрецами – между этими классами существовал ряд отличий.


Волхвов считали наделенными сверхъестественными способностями, благодаря которым они имели способность врачевать болезни, предсказывать судьбу, давать магическую защиту.

Волхование или волшба – по определению примерно то же самое, что колдовство, предсказание, чародейство. За помощью и советом к волхвам могли прийти как простые крестьяне, так и влиятельные люди, представители власти.

Агмы: что это такое и работа с энергией


В жреческой и мистической практике волхвы использовали слова власти или агмы – что это такое, потребуется разобрать немного более подробно, чтобы иметь представление о деятельности древнерусских ведунов.

Итак, агмы – это слова или сочетания слов, а также особые комбинации звуков, направленные на обращение к высшим силам с целью получения защиты и помощи.

Волхвы на Руси знали, что через тело человека проходит определенная энергия, и умели с этой энергией работать – на такой практике и строилось врачевание и защита от дурных влияний. Агмы они использовали в качестве одного из самых сильных инструментов воздействия, с их помощью можно было управлять внутренними и внешними энергетическими потоками, упорядочивать их и направлять нужным образом.

Главным и основным правилом при работе со славянскими агмами считался запрет злоупотребления той силой, которая дана во благо. Поэтому знания об агмах старались никогда не разглашать, их могли использовать только ведающие люди.

Также волхвы знали определенные правила чтения агм – обладали сведениями о том, как должно быть очищено пространство при проведении ритуала, как правильно дышать в ходе чтения и многое другое.

О ПОСТАХ

Исчисление периодов очищения организма человека — ПОСТов, проводится только по Даарийскому Круголету Числобога.

Само слово ПОСТЪ есть аббревиатурное сокращение древнего общеславянского образного выражения, по первым буквицам слов: П — полное, О — очищенiе, С — собственныхъ, Т — телесъ, Ъ — сотворяша.

Данная система соблюдения ПОСТов в Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов позволяет нашему организму очиститься и перестроиться с одного вида пищи на другой.ПОСТЫ, КОИ СОБЛЮДАЕМЫ ВСЕМИ ОБЩИННИКАМИ И ПРИХОЖАНАМИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИНГЛИИСТИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНЫХ СТАРОВЕРОВ-ИНГЛИНГОВ.СВЯТЫЙ ПОСТЪ — девять дней, одна славянская Неделя, с Рамхать 22 дня по Рамхатъ 31 дня. В этот период времени Православным Староверам-Инглингам непозволительно употреблять мясную, рыбную, жирную белковую (яйца, масло, молоко) и острую пищу. В пищу в эти дни Староверам необходимо употреблять утром и вечером овощи, фрукты, ягоды, зерновые и зернобобовые, а днем воду, соки, травяные чаи. Это связано с подготовкой организма к переходу на раннеконсервируемую пищу.

ДАЖДЬБОЖИЙ ПОСТЪ — восемнадцать дней, две полные славянские Недели, от 1 по 18 Бейлегь. В этот период времени Православные Староверы-Инглинги готовят себя к переходу от раннеконсервируемой пищи на полностью консервируемую пищу (соления, копчения и т.д.). В период ПОСТа Староверам непозволительно употреблять в пищу мясо, жирную рыбу, яйца, белый хлеб, жирные молочные продукты (сливки, сметану) и сливочное масло (растительное масло можно употреблять). Из хлебных изделий можно вкушать «серый» и ржаной хлеб, особенно испеченный из полуночной опары. Остальные продукты вкушаются так же, как и в Святый ПОСТЪ. Для улучшения обмена веществ днем рекомендуется употреблять кислую капусту или гречневую кашу.

ЧИСТЫЙ ПОСТЪ — восемнадцать дней, две полные славянские Недели, от 22 по 40 Гэйлетъ. В этот период времени Староверам непозволительно употреблять пищу мясную, жирную, кислую (квашеную), а также яйца. Любое животное и растительное масло в Чистый ПОСТЪ запрещено! Можно — нежирную рыбу (кроме жареной), крупяные каши на пару, макаронные изделия, «серый» и ржаной хлеб, орехи, ягоды, соки, травяные чаи и в малых количествах зернобобовые. Во вторую неделю Чистого ПОСТа постепенно вводится свежая растительная пища (зеленый лук, редис и т.д.).

ВЕЛИКИЙ ПОСТЪ — тринадесять дней, полторы славянские Недели, от 22 по 35 Дайлетъ. В этот период непозволительно употреблять жирную мясную пищу (кроме мяса курицы и кролика), жирную рыбу, масло (кроме растительного), молочные продукты (сливки, сметану). Все остальное нежирное можно вкушать.

СВЕТЛЫЙ ПОСТЪ — восемнадцать дней, две полные славянские Недели, от 33 Вейлета по 9 Хейлетъ. В этот период времени позволительно употреблять только утром и вечером одну лишь растительную пищу. В Святый день Бога Купала, который совпадает со Светлым ПОСТом, можно есть мясо любой жирности, но оно обязательно должно быть приготовлено на Живом Огне (костер, запаленный от добытого Живого Огня).

ОДНОДНЕВНЫЙ ПОСТЪ — каждый седьмой день девятидневной недели; согласно Заповеди Сварога: «Почитайте три дня в недели — третий, седьмой и девятый…», в этот день рекомендуется воздержаться от принятия пищи вовсе, исключение составляют соки, вода, компоты без ягод, травяные чаи и кисель (если однодневный ПОСТЪ совпадает с праздником, то в этот день мы не постимся, а соблюдаем праздник).

Не соблюдают ПОСТы малые дети до 12 лет, беременные и кормящие матери, старцы и старицы после 60 лет, воины, несущие караульную службу, а также раненые и больные, т.к. им необходимо питаться для обретения дополнительной силы и здоровья.

Кто такие волхвы?

«Волхвы» переводится с греческого — «маги», Геродот отмечал в своих трудах, что эти люди — представители племени мидян – особой касты, которая отвечала за религиозность всего народа. Кто такие волхвы в Библии? В Ветхом Завете они упоминаются, как мудрецы и ясновидящие, живущие среди мидян и персов, а в Новом завете о волхвах написано лишь один раз, когда те признали Младенца Иисуса Царем Иудейским. По традиции, художники изображали трех магов возле Богомладенца людьми разного возраста:

  • молодой человек – из африканской расы;
  • зрелый мужчина – европеец;
  • седой старик – восточной внешности.

Как зовут Трех Королей

Их имена также не упомянуты в письменных Евангелиях. Считается, что Беда Достопочтенный (672—735) дал им имена Каспар, Мельхиор и Бальтазар. В раннехристианской литературе имена волхвов варьируются. Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан. Постепенно складывается иконография «трех королей». Волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека:


Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик; а также трёх различных сторон света: Бальтазар — негроид, возможно, абиссинец или нубиец (Африка); Мельхиор — белый человек (Европа); Каспар — с восточными (даже семитскими, то есть халдейскими) чертами или в восточной одежде (Азия).

Условно родиной их могли бы быть три страны с этнически различным населением — Персия, Аравия и Эфиопия. С наступлением эпохи Великих географических открытий волхвы становятся олицетворением либо трёх частей света: Европы, Африки, Америки, — либо человеческих рас: белой, чёрной и жёлтой. В любом случае эта идея могла принадлежать только Новому времени, но всё же она связана и с тем, что волхвы всегда образно представляли всё языческое человечество.

Обычай изображать их как представителей разных рас и возрастов возникает в XII в. и становится каноном в XV в. Это символизировало универсальный характер новой религии — для всех возрастов, всех сторон света. А художники отныне состязаются, изображая экзотические наряды и украшения «мудрецов с Востока».

По легенде, волхвы были крещены апостолом Фомой и приняли мученичество в восточных странах.

Откуда появились мощи «трех королей», известно не вполне точно. Вроде бы, их привезла из Святой земли вместе со множеством других реликвий Елена, мать императора Константина. В 344 г. медиоланский епископ Евсторгий привёз из Константинополя мощи «трёх царей» в Милан, где они находились в античном ковчеге в церкви Святого Евсторгия. Но в 1158 году Фридрих Барбаросса осадил город и потребовал выдачи святых мощей. Он завладел церковными святынями и передал их в дар своему верному союзнику — кёльнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю. По его настоянию мощи волхвов в 1164 году перенесли в Кёльн. Ковчег с ними торжественно водрузили в центре старого готического собора в золочёной тройной раке.

Подарки и конфеты детям на праздник Трех королей


Считается, что в этот день мудрецы с Востока пришли в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Принесённые волхвами дары имеют символическое значение. Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём. Ладан — дар Священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником. Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар символизирует грядущую жертву Христа. Перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.

Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество. Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенёс дары в константинопольский храм Святой Софии. Золотой ларец XV века, содержащий дары волхвов, ныне хранится в монастыре Святого Павла на горе Афон.

С XIV в. в живописи дары начинают изображаться в изысканных золотых шкатулках, а одежды волхвов становятся всё более разнообразными и роскошными. С этого времени данный сюжет становится популярен среди художников с точки зрения проявления профессионального мастерства: лошади и верблюды, шёлка, меха, драгоценности и золото волхвов.

Поклонение волхвов указывает на стремление язычников принять Иисуса Христа как Царя Царей

Сюжет рассказа о том, что три волхва пришли поклониться Божественному младенцу Иисусу, имеет символическое значение. Кроме того, это произошло в исполнении многих пророчеств.

Поклонение волхвов Христу говорит о готовности язычников, совместно с иудеями признать Иисуса Христа как Царя царей. Принятие же даров волхвов символически говорит о том, что Сам Бог желает принять в число участников Нового Завета язычников и всех людей вообще.


Поклонение волхвов. Византийская икона. Символическое принятие даров волхвов говорит о том, что Бог готов принять в Царство Небесное всех людей, а не только иудеев

Согласно преданию Римско-католической церкви, которое называет волхвов царями, при этом имена трех волхвов — Мельхиор, Каспар, Валтасар. Сам сюжет о них получил широкую популярность благодаря сборнику итальянца Иакова Ворагинского «Золотая легенда», составленному около 1260 года. Этим объясняются различные его нестыковки.

Так, например, в раннехристианской литературе имена волхвов варьируются: у Оригена это Авимелех, Охозат, Фикол; в сирийской традиции это Гормизд, Язгерд, Пероз и др. Есть греческие варианты их имён (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин).

От 3 до 12

варьируется количество волхвов

Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан (как брата или потомка брата персидского царя Дария I). В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей.

Количество волхвов также варьируется от 3-х до 12-ти. Общепринятая же версия останавливается на трёх волхвах, при этом являлись представителями трех возрастов и трех родоначальников послепотопного человечества.

Первый из них — Мельхиор описывается в виде старца, потомка Иафета, второй — юноша Каспар, потомок Хама, а третий — это Валтасар, возмужалый, потомок Иафета. Таким образом, они символизируют всё человечество, пришедшее поклониться Спасителя и принять Божию волю.


«Три философа» — мудрецы у входа в грот. Картина Джорджоне. Поклонение волхвов изобличает тех из иудеев, которые не пришли первыми поклониться Христу

При этом поклонение волхвов изобличает тех из иудеев, которые должны были признать Спасителя одним из первых, но не сделали это. Так, во времена Ветхого Завета на еврейский народ была возложена особая миссия быть хранителем веры в Единого Бога: им было «вверено слово Божие» (Рим.3:2).

Проповедь ветхозаветных пророков содержала указания на время (Дан.9:24-27) и место (Мф.5:2) рождения Христа, на некоторые обстоятельства Его служения, на Его смерть и Воскресение (Ос.6:1-2). Таким образом, иудеи и, особенно книжники и священники из них, должны были первыми признать Мессию. Они не сделали этого, но подсказав Ироду, где должен родиться Христу, не пошли и не поклонились Ему, как и сам Ирод, направивший, затем, в Вифлеем палачей для убийства местных младенцев (Мф.2:16).

Православные день трех царей не празднуют

Католики отмечают поклонение волхвов 6 января, в день праздника Богоявления. В некоторых странах его ещё называют праздник трёх царей. Особенно активно и пышно он празднуется в испаноязычных странах. До сих пор в честь праздника устраивается массовое пышное шествие. Оно начинается ещё 5 января и называется la festividad de los Reyes Magos или кавалькада царей-волхвов, в процессе которого инсценируется прибытие трех волхвов в Иерусалим.


Кавалькада царей-волхвов, Богота, Колумбия. Во многих католических странах в честь праздника трёх царей проводиться праздничное шествие, называемое «кавалькада трёх царей»

Православные говорят о том, что это событие случилось через 12 дней после Рождества Христова, при этом в православии не принято отмечать день поклонения волхвов. Православная версия этого события отражена в древнем предании восточной церкви. Согласно ему поклонение волхвов произошло после Сретения. В Евангелии от Псевдо-Матфея утверждается, что в Иерусалим волхвы прибыли лишь спустя два года после рождения Иисуса. Их память католики отмечают 23 июля.

По легенде, волхвы были крещены апостолом Фомой, и приняли мученичество в восточных странах. По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой и положены были сначала в Константинополе. В V веке мощи волхвов были перенесены оттуда в Медиолан (Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где и хранятся в Кёльнском соборе в золочёной тройной раке.


Святыня трех волхвов за алтарем Кельнского собора. Рака с мощами трех волхвов храниться в Кельнском соборе

Священное писание кроме трёх волхвов упоминает и о других волхвах. Так известен Валаам, исполнившийся вместо проклятия Израилю, Духом Божиим и благословил его (Чис.24). Кроме того, рассказывается о Симоне Волхве, обратившемуся ко Христу и просившегося ко Христу и просившегося в апостолы чтобы получить благодать исцелений, предлагая за это деньги (Деян. 8:9-24).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector