История патриаршества на руси

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (-).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»

Для большевиков, пришедших к власти в году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в — годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также
не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».

Патриаршество в России восстановили в 1917 году

В Русской Православной Церкви до конца XVII века прошло 11 соборов. При этом за Синодальный период с 1700 по 1917 год не созвали ни один собор. В результате за 200 лет накопилось огромное количество вопросов в церковной жизни, требующих разрешения.

Именно поэтому император Николай II 16 января 1906 года учредил Предсоборное присутствие, задачей которого стало подготовка проведения Поместного собора.

Президиум Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 г . Первый Поместный Собор за 200 лет с момента петровских реформ церкви работал в помещении Успенского собора Московского Кремля в годы Октябрьской революции и гражданской войны

Сам Всероссийский Поместный собор открылся в 1917 году 15 августа.

Работал он в помещении Успенского собора Московского Кремля. Кроме российского священничества на собор 1917 года прибыли также епископ Хушский Никодим (Мунтяну) от Румынской Церкви и архимандрит Михаил от Сербской церкви.

Всего на него съехалось более полутысячи участников со всей России, 227 — от иерархии и духовенства, 299 — от мирян.

200
столько лет в России не было Патриарха

Собор заседал более года и, несмотря на то, что он стал выдающимся событием церковной жизни в России всех вопросов решить он не смог. При этом главный вопрос о восстановлении патриаршества всё-таки решили.

Здесь всё прошло не совсем гладко, ведь шла Первая мировая война, которую после Октябрьской революции сменила Гражданская.

Священномученик Митрофан (Краснопольский), епископ Астраханский. Отец Митрофан первым поставил перед Поместным собором 1917 — 1918 годов вопрос о восстановлении в России патриаршества

Вопрос об избрании Патриарха вместо Священного синода поставил 11 октября 1917 года председатель Отдела высшего церковного управления епископ Астраханский священномученик Митрофан. Его инициатива вызвала бурные споры.

Членов Собора волновала опасность возникновения раскола, а также возникновения в России папизма. Здравый смысл восторжествовал и впервые в истории Русской Церкви за 200 лет православные избрали себе патриарха.

Избрание в XX веке и в настоящее время

Процедура избрания предстоятеля автокефальной церкви не определена каким-либо догматическим или каноническим документом и была различна в разные исторические эпохи и в разных поместных церквах. В XX веке в Русской церкви: митрополит Тихон (Беллавин) в 1917 году был избран на московский патриарший престол жребием из трёх предварительно утверждённых Всероссийским поместным собором кандидатов; в последующее время — в период жёсткого государственного контроля над РПЦ — патриархи Сергий (1943), Алексий I (1945), Пимен (1970) были избраны открытым безальтернативным голосованием после соответствующего согласования с государственными органами. Патриарх Алексий II был избран на поместном соборе в 1990 году тайным голосованием, в первом туре которого участвовали три кандидата, утверждённые ранее архиерейским собором (причём поместный собор имел право добавить в этот список новых кандидатов), а во втором — два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре.

Согласно действующему Уставу от 2000 года, сан патриарха является пожизненным; право суда над патриархом и низложения его, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит архиерейскому собору (собору епископов).

По освобождении патриаршего престола («в случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности») Священный синод «немедленно» избирает из числа своих постоянных членов местоблюстителя патриаршего престола. «Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод <…> созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси.» (ст. 16 главы IV Устава).

Кандидат в патриархи должен быть архиереем РПЦ не моложе 40 лет, обладать «высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления».

В 2011 году президиум межсоборного присутствия рассмотрел проект документа «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси» и решил разослать его в епархии для получения отзывов и опубликовать с целью дискуссии. Процедура избрания патриарха впервые была детализирована во внутреннем нормативном документе РПЦ — Положении об избрании Патриарха Московского и всея Руси, принятом 5 февраля 2013 года Архиерейским собором РПЦ.

По избрании, по традиции, кандидата вопрошают, а он отвечает примерно по следующей формуле: «Преосвященнейший митрополит , священный и великий собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемаго града Москвы и всея России» — «Понеже священный и великий собор судил мене, недостойному, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

Патриарх вступает в сан в ходе специальной торжественной церемонии — интронизации, которая проводится через несколько дней после избрания.

Первый патриарх – Иов

Патриарх Иов родился в городе Старица на территории современной Тверской области в 1525 году. В молодости он прошел обучение в школе при Старицком Успенском монастыре. В 1556 году он стал монахом и вместо мирского имени Иван взял имя Иов. В 1570-ые он занимал должность архимандрита в царском Новоспасском монастыре в Москве. В 1581-1586 годах он был епископом Коломенским и архиепископом Ростовским. В 1586 занял пост московского митрополита, а с 1589 – Московского патриарха.

В годы его патриаршество шел процесс распространения православия в Поволжье и на Западную Сибирь, увеличилась печать церковных книг, были канонизированы Василий Блаженный и Иосиф Волоцкий. При самозванце Лжедмитрии I Иова отправили в качестве простого монаха в изгнание в город Старица. После свержения самозванца он был реабилитирован, но на патриарший престол не вернулся из-за старости и умер в своем родном городе в 1607 году. Его похоронили в Старицком монастыре и в 1989 году канонизировали в лике святителей. В 2012 году патриарх Иов был канонизирован старообрядческой церковью.

После Иова при самозванце Лжедмитрии I патриархом краткий период был Игнатий. В 1606 году его лишили сана и он через несколько лет уехал в Речь Посполитую, где принял унию с католичеством. Он родился на Кипре в 1560 году и умер в 1640 году в Вильно.

Рис. 3. Патриарх Игнатий.

Первый патриарх России

Федор Иванович созывает 17.01.1589 г. боярскую Думу и церковный Собор. Царь сообщает об отказе Иеремии остаться во Владимире и готовности утвердить в качестве патриарха Иова. Последний после созыва Думы и Освященного Собора выразил согласие отдать решение вопроса на откуп государя.

23.01.1589 г. Иеремия вместе с участниками Освященного собора прибывают в Успенский собор. Иов туда не приехал. Здесь избираются три кандидата. Федор Иванович из них выбирает Иова, который призывается во дворец для встречи с Иеремией. Через трое суток прошла церемония, в ходе которой был поставлен первый патриарх России.

Значение учреждения патриаршества в России

Основные события, связанные с учреждением русского патриаршества

Нельзя не согласиться с тем, что учреждение патриаршества в России имело большое значение. Почему? Потому что появление собственного патриарха положительным образом сказалось на авторитете и престиже Русского царства, и глава Русской Православной Церкви тем самым встал на одну ступень с патриархами других стран. Примерно то же самое проделал Иван Грозный, провозгласивший себя царём, а не великим князем, так как царский титул более высок, чем княжеский. Позднее Пётр I с той же целью провозгласил себя императором, а Россию – империей, и желающих с ним поспорить не нашлось. С другой стороны, в каком-то смысле значение учреждение патриаршества в России было и негативным – Иван Грозный, как известно, всеми силами старался сосредоточить всю власть в своих руках. Однако, после учреждения русского патриаршества престиж Церкви возрос, а патриарх стал чрезвычайно влиятельной персоной, авторитет которой был сравним с авторитетом самого царя. Первый патриарх, Иов, был, был полностью лоялен Борису Годунову, но после него были и другие патриархи, некоторые из которых “тянули одеяло на себя”, то есть пытались отобрать у самодержцев часть их власти, что порой негативным образом сказывалось на государственной стабильности и вело к различным внутренним проблемам.

Первый патриарх – Иов

Патриарх Иов родился в городе Старица на территории современной Тверской области в 1525 году. В молодости он прошел обучение в школе при Старицком Успенском монастыре. В 1556 году он стал монахом и вместо мирского имени Иван взял имя Иов. В 1570-ые он занимал должность архимандрита в царском Новоспасском монастыре в Москве. В 1581-1586 годах он был епископом Коломенским и архиепископом Ростовским. В 1586 занял пост московского митрополита, а с 1589 – Московского патриарха.

В годы его патриаршество шел процесс распространения православия в Поволжье и на Западную Сибирь, увеличилась печать церковных книг, были канонизированы Василий Блаженный и Иосиф Волоцкий. При самозванце Лжедмитрии I Иова отправили в качестве простого монаха в изгнание в город Старица. После свержения самозванца он был реабилитирован, но на патриарший престол не вернулся из-за старости и умер в своем родном городе в 1607 году. Его похоронили в Старицком монастыре и в 1989 году канонизировали в лике святителей. В 2012 году патриарх Иов был канонизирован старообрядческой церковью.

После Иова при самозванце Лжедмитрии I патриархом краткий период был Игнатий. В 1606 году его лишили сана и он через несколько лет уехал в Речь Посполитую, где принял унию с католичеством. Он родился на Кипре в 1560 году и умер в 1640 году в Вильно.

Рис. 3. Патриарх Игнатий.

Что мы узнали?

Учреждение патриаршества в России стало одной из важнейших вех в истории православной церкви. Значение этого события в том, что царство русское заявило о себе как об одном из пяти центров восточного христианства.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Патриарх Филарет – отец царя Михаила Федоровича

В 1619 г. состоялось возвращение митрополита Филарета в Россию. Ранее он находился в Польше. В это же время у царя гостил иерусалимский патриарх Феофан III. Филарет был отцом Михаила Федоровича. Царь попросил своего гостя благословить родителя на патриаршество. После этого Филарета стали величать «великим государем». В стране началось двоевластие.

Патриарху предоставили возможность полностью управлять церковью и судом. В 1625 г., согласно царевой грамоте, суд над духовными лицами осуществлял патриарх. Он же мог судить крестьян и церковных служителей, которые не совершили уголовные злодеяния.

Устройство двора Филарета было похоже на царское. Патриарх руководил своими подчиненными:

  • иконописцами;
  • конюхами;
  • истопниками;
  • пивоварами;
  • хлебниками;
  • поварами;
  • скатертниками;
  • чашниками;
  • свечниками.

Он окружил себя дворянами, стряпчими, стольниками, окольничьими, боярами и их детьми.

Патриарший разряд Филарета занимался всеми судебными делами, казенный приказ – делами, связанными со ставленниками, там же находились средства, переданные духовенством и вотчинами. В приказе церковных дел рассматривали дела по благочинию, а люди из дворцового приказа вели патриаршее хозяйство.

Когда Филарет умер, нового патриарха Иосафа I уже не называли «великим государем».

Как на Руси появился свой патриарх?

В 1586 г. Византия совсем перестала влиять на Русскую церковь. В это время Москву посетил антиохийский патриарх Иоаким. Он встретился с царем, который рассказал ему о своей идее устройства «превысочайшего престола патриаршего» на Руси. Она была поддержана боярами и духовенством, которые считали, что восточные патриархи должны тоже ее одобрить для полной законности сего решения.

Греческая церковь обсудила весть, принесенную патриархом Иоакимом, на своем соборе, но никакого окончательного решения по этому вопросу принято не было.

В 1558 г. в Москве встречали константинопольского патриарха Иеремию, который обсудил с царем идею об учреждении на Руси патриаршего престола. Самодержец предложил ему занять данное место. Это был хитрый маневр. Царь видел русским патриархом митрополита Иова, а Иеремию хотел отправить во Владимир, но тот отказался туда ехать. В начале 1589 г. мечты царя о патриархе Иове сбылись, а в 1591 г. восточное духовенство направило в Москву грамоту, подтверждающую утверждение патриаршества на Руси. Выбирали патриарха русские епископы.

Хронологический список патриархов Русской Православной Церкви

Ленин — псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. … В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) — былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) — известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич «Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович …фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I &#8226; Толстой Лев Николаевич &#8226; Екатерина II &#8226; Романовы &#8226; Достоевский Федор Михайлович &#8226; Ломоносов Михаил Васильевич &#8226; Александр III &#8226; Суворов Александр Васильевич &#8226; Рюриковичи &#8226; Репин Илья Ефимович &#8226; Тургенев Иван Сергеевич &#8226; Лермонтов Михаил Юрьевич &#8226; Некрасов Николай Алексеевич &#8226; Пушкин Александр Сергеевич &#8226; Гоголь Николай Васильевич &#8226; Ленин &#8226; Чайковский Петр Ильич &#8226; Чехов Антон Павлович &#8226; Александр I &#8226; Горький Максим &#8226; Шамиль &#8226; Николай I &#8226; Александр II &#8226; Куинджи Архип Иванович &#8226; Багратионы &#8226; Иван Грозный &#8226; Островский Александр Николаевич &#8226; Тютчев Федор Иванович &#8226; Бунин Иван Алексеевич &#8226; Менделеев Дмитрий Иванович &#8226; Долгоруковы &#8226; Орловы &#8226; Татищев Василий Никитич &#8226; Грибоедов Александр Сергеевич &#8226; Воронцовы &#8226; Екатерина I &#8226; Алябьев Александр Александрович &#8226; Николай II &#8226; Белинский Виссарион Григорьевич &#8226; Потемкин Григорий Александрович &#8226; Растрелли

ПАТРИАРХИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

История учреждения патриаршества на Руси

Пятого февраля (новый стиль) 1589 года в период правления царя Феодора Иоанновича утверждается патриаршество на Руси. Это был закономерный и довольно символичный акт наследия Россией славы древней Византии и её церковного значения, которая к тому времени подпала под османское владычество. На смену так называемому «второму Риму» (то есть Константинополю) приходит «третий Рим» во всемогуществе Московского православного государства.

Так после Флорентийской унии в 1439 году на русской земле начали сомневаться в истинности греческого духовенства. Кроме того, зависимость от Константинопольского Патриарха Русской церкви в пятнадцатом веке становится номинальной, а взятие турками Константинополя и вовсе уменьшило её.

Царь Феодор пишет в так называемой «Уложенной грамоте об учреждении Московского Патриархата», что в желании стать ближе к Богу он стремиться учредить в Москве «превеликий престол Патриарший» и с этим он обратился к пресвятейшему Иеремею (Вселенскому Патриарху), который дал добро и благословил этим Третий Рим.

И вот двадцать шестого января в Успенском соборе Кремля при собрании народа и во главе с самим Феодором Патриархом Иеремией было совершено поставление русского первого Патриарха – Иова.

Избрание последующих Патриархов происходило таким образом. После кончины Патриарха так называемый блюститель патриаршего престола (обычно митрополит Крутицкий) рассылал от царского имени ко всему духовенству грамоты с приглашением приехать в Москву для избрания нового Патриарха.

Форма избрания нового Патриарха являлась полностью открытой или посредством жеребьёвки, которая установилась после кончины Филарета. Так имена шести претендентов из старших иерархов были записаны на шести одинаковых бумагах, после чего из обливали со всех сторон воском, перепечатывали царскими печатями и отправляли Собору, который заседал в Успенском московском соборе.

После этого три жребия клались на панагию скончавшегося Патриарха, а потом все члены собора облачались в одеяния и служили акафист Богородице. Затем вынималось два жребия и откладывалось в сторону, после чего так же поступали и с остальными тремя. Из двух выбирали один, содержащий имя нового Патриарха. При этом, нераспечатанный конверт передавали боярину, а тот отдавал его царю, который зачитывал вслух имя избранного.

https://youtube.com/watch?v=64oVWgUX7Jk

Интересные материалы:

Учреждение в России патриаршества

Этому акту суждено было свершиться в Успенском соборе Кремля. Записи современников свидетельствуют, что вся Москва собралась тогда на площади, тысячи людей стоя на коленях внимали благовесту соборных колоколов. Этот день стал одним из самых значимых в истории Русской Православной Церкви.

На следующий год Собор восточных иерархов окончательно закрепил за Русской Церковью статус автокефальной, то есть независимой. Правда в «Диптихе Патриархов» ― установленном порядке их перечисления — патриарху Иову было отведено лишь пятое место, но оно не являлось умалением его достоинства. Русские люди восприняли это с должным смирениям, сознавая молодость своей церкви.

Исторические редакции титула и богослужебного поминовения

Пять первых патриархов русской церкви (лубок второй половины XIX века)

В дониконовское время наименование страны в титуле выглядело как Русия; в конце XVII века — Россия (на греческий манер). Полная титулатура допетровских патриархов содержала титул и всех северных стран Патриарх. В Уложенной грамоте 1589 года (написанной на русском языке московскими писцами) первый патриарх московский Иев (Иов) именовался различно: «святейший Патриарх царствующаго града Москвы и Великаго Росийскаго царствия» и «Патриарх царствующаго града Москвы и всеа Русии».

Патриарх Никон полностью подписывался как Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх. На гробнице последнего досинодального патриарха Адриана в Успенском соборе Московского Кремля титул его выглядит как Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх.

Патриарх Тихон (Беллавин) (1917—1925) носил титул Московский и всея России.

Современная редакция титула — Святейший Патриарх Московский и всея Руси — использовалась в древности и была при избрании на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 году выбрана самим Сергием и одобрена Председателем Совета народных комиссаров И. В. Сталиным..

По мнению Владислава Цыпина, причиной перемены титула с «Патриарх Московский и всея России» на «Патриарх Московский и всея Руси» был факт, что «Россией» в СССР называлась только часть страны; а слово «Русь» несло ассоциацию с Киевской Русью, в которой предки православных русских, украинцев и белорусов были единым народом; слово «Русь» поэтому обозначало бо́льшую территорию, чем «Россия».

Портреты московских патриархов в резиденции Патриарха московского и всея Руси в Переделкине

Титулование московского патриарха святейший отмечено уже начиная с Иова; в XVII веке между этим эпитетом и именем нередко вставлялось слово кир (греч. κύριος — господин): например, «Святейший кир Иоаким». Титул святейший не признаётся за московскими патриархами древними восточными патриархатами и прежде всего — Вселенским (Константинопольским) патриархатом, который в своих сношениях с Московским патриархатом использует применительно к московскому патриарху титул блаженнейший (греч. Μακαριότης) — как и в отношении прочих патриархов.

В допетровское время титул патриарха обычно содержал также слова «Божиею милостию»; в XX веке эти слова используются только в особых категориях документов: томосах, посланиях восточным патриархам и некоторых других.

Особый интерес представляют почётные именования патриарха великий господин и великий государь: первое в составе богослужебного поминовения патриарха было введено всероссийским поместным собором 17 ноября 1917 года и вызвало протесты и недоумения некоторых в церковной среде; второе возникло из-за того, что патриарх Филарет приходился отцом царю Михаилу Фёдоровичу и был фактическим соправителем. У его преемника патриарха Никона титулование великий государь стало одним из предметов распри между ним и царём Алексеем Михайловичем и было упразднено. Положение об управлении РПЦ от 31 января 1945 года: «Имя патриарха возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ <…> по следующей формуле: „О святейшем отце нашем (имя), Патриархе московском и всея Руси“». До того слова «отец» не было.

Кандидат в Патриархи должен быть, согласно «Уставу» 1988 года, архиереем Русской Православной Церкви, иметь богословское образование, достаточный опыт в области церковного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием со стороны епископата, духовенства и мирян, «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7), быть не моложе 40 лет, а также являться гражданином СССР.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Год

Цели

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

1700

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петром лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

1701

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Монашеские запреты

1701

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

1711

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

1716

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

1717-1720

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Священный Синод

После успешного окончания войны со Швецией Петр I вернулся к реформированию церкви. Для внесения изменений царю нужен был советник из числа духовенства, чтобы помочь разобраться в нюансах. Таким человеком становится епископ Нарвский и Псковский Феофан Прокопьевич. В его функции входила разработка нового Духовного регламента с предложениями дальнейшего развития отношений между государством и церквью.

Согласно разработанному Регламенту Петр I подписал указ об упразднении патриаршества и создании Святейшего Правительствующего Синода. Он представлял собой коллегиальный орган управления, в котором все представители назначались лично Петром Алексеевичем. Синод фактически полностью зависел от решений императора. По приказу Петра изначально состав нового церковного органа был смешанным. В него входили: епископы, монашествующее духовенство и белые монахи. Но с течением времени в Синод стали входить лишь епископы.

В связи с новшествами патриаршество и Церковные Соборы прекратили свое существование на практически на 200 лет.

В 1722 году Петр I вводит должность обер-прокурора, который контролировал деятельность Священного Синода. По факту это было грубым вмешательством в церковную жизнь. Все действия Синод должен был согласовывать с государем. Нарушались запреты на таинство исповеди. Священнослужители были обязаны докладывать о всех крамольных тайнах прихожан. Обер-прокурор имел практически неограниченную власть над Синодом.

Петр хотел, чтобы с помощью Священного Синода были истреблены все пороки церковной службы:

существовал строгий надзор за жизнью духовенства, их неблагочестивыми деяниями; проверять все тексты в писаниях в поисках крамольных проповедей; вести борьбу с суевериями; запрет на лжеучения; патриарший суд должно было вершить государство.

Итоги учреждения патриаршества

Патриаршество стало значительным событием и для церковных кругов, и для государства в целом. Престиж Русского государства вырос и внутри страны, и за ее пределами. Сама РПЦ была возведена на один уровень с другими патриархами, получившими свой статус с древних времен. Это было престижно в христианском мире. Церковь смогла усилить свои позиции среди паствы.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector