Реформы петра i в отношении церкви — упразднение патриаршества
Содержание:
- Исторические редакции титула и богослужебного поминовения
- Таблица “Суть проводимых реформ”
- Иов (ум. 1607)
- Цели и задачи
- Белое духовенство
- Духовная самостоятельность
- Суть реформы
- Таблица “Суть проводимых реформ”
- Нетрадиционные патриархаты
- Таблица “Суть проводимых реформ”
- Сергий (ум. 1944)
- Развитие событий
- В 1721 году в России учреждён Священный Синод, заменивший фигуру Патриарха
- Итоги и значение
Исторические редакции титула и богослужебного поминовения
Пять первых патриархов русской церкви (лубок второй половины XIX века)
В дониконовское время наименование страны в титуле выглядело как Русия; в конце XVII века — Россия (на греческий манер). Полная титулатура допетровских патриархов содержала титул и всех северных стран Патриарх. В Уложенной грамоте 1589 года (написанной на русском языке московскими писцами) первый патриарх московский Иев (Иов) именовался различно: «святейший Патриарх царствующаго града Москвы и Великаго Росийскаго царствия» и «Патриарх царствующаго града Москвы и всеа Русии».
Патриарх Никон полностью подписывался как Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх. На гробнице последнего досинодального патриарха Адриана в Успенском соборе Московского Кремля титул его выглядит как Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх.
Патриарх Тихон (Беллавин) (1917—1925) носил титул Московский и всея России.
Современная редакция титула — Святейший Патриарх Московский и всея Руси — использовалась в древности и была при избрании на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 году выбрана самим Сергием и одобрена Председателем Совета народных комиссаров И. В. Сталиным..
По мнению Владислава Цыпина, причиной перемены титула с «Патриарх Московский и всея России» на «Патриарх Московский и всея Руси» был факт, что «Россией» в СССР называлась только часть страны; а слово «Русь» несло ассоциацию с Киевской Русью, в которой предки православных русских, украинцев и белорусов были единым народом; слово «Русь» поэтому обозначало бо́льшую территорию, чем «Россия».
Портреты московских патриархов в резиденции Патриарха московского и всея Руси в Переделкине
Титулование московского патриарха святейший отмечено уже начиная с Иова; в XVII веке между этим эпитетом и именем нередко вставлялось слово кир (греч. κύριος — господин): например, «Святейший кир Иоаким». Титул святейший не признаётся за московскими патриархами древними восточными патриархатами и прежде всего — Вселенским (Константинопольским) патриархатом, который в своих сношениях с Московским патриархатом использует применительно к московскому патриарху титул блаженнейший (греч. Μακαριότης) — как и в отношении прочих патриархов.
В допетровское время титул патриарха обычно содержал также слова «Божиею милостию»; в XX веке эти слова используются только в особых категориях документов: томосах, посланиях восточным патриархам и некоторых других.
Особый интерес представляют почётные именования патриарха великий господин и великий государь: первое в составе богослужебного поминовения патриарха было введено всероссийским поместным собором 17 ноября 1917 года и вызвало протесты и недоумения некоторых в церковной среде; второе возникло из-за того, что патриарх Филарет приходился отцом царю Михаилу Фёдоровичу и был фактическим соправителем. У его преемника патриарха Никона титулование великий государь стало одним из предметов распри между ним и царём Алексеем Михайловичем и было упразднено. Положение об управлении РПЦ от 31 января 1945 года: «Имя патриарха возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ <…> по следующей формуле: „О святейшем отце нашем (имя), Патриархе московском и всея Руси“». До того слова «отец» не было.
Кандидат в Патриархи должен быть, согласно «Уставу» 1988 года, архиереем Русской Православной Церкви, иметь богословское образование, достаточный опыт в области церковного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием со стороны епископата, духовенства и мирян, «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7), быть не моложе 40 лет, а также являться гражданином СССР.
Таблица “Суть проводимых реформ”
События | Год | Цели | |
Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола» | 1700 | Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением | Петр лично был назначен новый Патриарх |
Секуляризация крестьян и земель | 1701 | Ликвидация финансовой автономии Церкви | Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству. |
Монашеские запреты | 1701 | Уменьшить количество священнослужителей | Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов |
Контроль Сената над Церковью | 1711 | Ограничение административной свободы Церкви | Создание Сената и передача в его управление церковных дел |
Указ об ограничении числа священнослужителей | 1716 | Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов | Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено стрaнcтвовать |
Подготовительный этап упразднения Патриаршества | 1717-1720 | Получить всю полноту власти в империи | Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии |
25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- 1. Реформы Петра
- 2. Реформы Петра 1 (таблица)
- 3. Эпоха дворцовых переворотов в России
- 4. Результатом военных реформ Петра 1 стало …
Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.
Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.
Рис. 3. Здание 12 коллегий.
Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.
Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотрeбллять, в руках другого человека Россия могла оказаться в диктаторско-деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.
Постепенно все учреждения начали сосредотачиваться вокруг Санкт-Петербурга, в том числе и церковные. За деятельностью Синода велось наблюдение фискальными службами.
Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.
Иов (ум. 1607)
деятельно приступил к исполнению соборных определений, однако не все решения ему удалось провести в жизнь. Время патриаршества Иова отмечено учреждением нескольких новых церковных праздников в честь русских святых (Василия Блаженого, Корнилия Комельского, Романа Углецкого, Иосифа Волоцкого и др.). Много и действенно патриарх трудился для сохранения православия среди новокрещенных татар, в бедствовавшей Грузии, на завоеванных землях Сибири и Карелии. Несмотря на то, что Иов фактически был ставленником Бориса Годунова и впоследствии немало способствовал его восхождению на трон, он очень ценил царя Федора Ивановича и был крайне предан ему. После смерти государя патриарх составил его житие, прославляя кроткий нрав и милосердие царя. Когда на исторической сцене появился первый Лжедмитрий, патриарх Иов твердо выступил против него. Он предал его анафеме и в своих посланиях доказывал, что Лжедмитрий – не кто иной, как беглый чудовский монах Гришка Отрепьев. Заняв русский престол, самозванец свел Иова с патриаршества и отправил его в Старицу. Процедура лишения Иова сана напоминала сведение с митрополичьего престола Филиппа Иваном Грозным. Умер Иов в Старице 19 июня 1607.
В 1605 Лжедмитрий, несмотря на то, что формально Иов оставался главой Русской церкви, самостоятельно избрал нового патриарха. Им стал архиепископ Рязанский Игнатий, грек родом, до приезда в Россию занимавший епископскую кафедру на Кипре. Он признал Лжедмитрия царевичем и был лояльно расположен к латинству (католичеству). После свержения Лжедмитрия Игнатий был лишен сана и сослан в Чудов монастырь.
Цели и задачи
Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.
Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.
Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.
Причины, предпосылки и цель церковной реформы Петра I
Историки отмечают, что церковные преобразования Петра Первого необходимо рассматривать не только в контексте других государственных реформ, которые позволили сформировать новое государство, но и в контексте прошлых церковно-государственных отношений.
Прежде всего, следует вспомнить фактическое начало противостояния между патриаршей и царской властью, которые разворачивались почти за век до начала правления Петра. Стоит упомянуть глубокий конфликт, в который был включён и его отец – царь Алексей Михайлович.
Семнадцатое столетие – период преобразования российского государства из монархии в абсолютную монархию. При этом, абсолютный правитель должен был опираться на постоянную армию и профессиональных чиновников, ограничивая и «подавляя» другой авторитет, самостоятельность и власть в собственном государстве.
Одним из самых первых подобных актов в России было подписание Соборного уложения в 1649 году, когда царь фактически ограничил церковную власть, что было расценено как первые признаки тог, что рано или поздно царь всё же отберёт церковные земли, что и происходит в восемнадцатом веке.
Пётр Первый, несмотря на свой юный возраст, имел опыт конфликтных отношений. Помнил он и напряжённые взаимоотношения своего отца с Никоном, бывшим при нём патриархом. Однако, сам Пётр не сразу пришёл к необходимости проведения реформ, регулирующих отношения между государством и церковью. Так, в 1700 году после кончины патриарха Адриана, правитель останавливает данный устой на двадцать один год. При этом, спустя год он одобряет, отменённый за несколько лет до этого монастырский приказ, сутью которого как раз было управление всеми церковными изменениями со стороны государства и владение судебными функциями, которые распространялись на людей, проживающих в церковных имениях.
Как видим, в самом начале царя Петра интересовал лишь фискальный аспект. То есть, он заинтересован, насколько велики церковные доходы, приносимые патриаршей сферой и иными епархиями.
Перед окончанием долгой Северной войны, длившейся как раз двадцать один год, правитель снова пытается внести ясность в форму государственно-церковных отношений. На протяжении всего периода войны так и не было понятно, будет ли созван Собор и будут ли даны Петром санкции на выбор патриарха.
Белое духовенство
По представлению Петра белое духовенство должно было стать инструментом государства, которое будет влиять на народные массы и следить за его духовным состоянием. Иначе говоря, создавалось такое же четкое и отрегулированное сословие, как дворянство и купечество, со своими целями и функциями.
Русское духовенство на протяжении всей своей прежней истории отличалось своей доступностью для населения. Это не была каста жрецов. Напротив, туда мог вступить чуть ли не каждый желающий. По этой причине в стране существовал переизбыток священников, многие из которых переставали служить в приходе, а становились бродягами. Такие служители Церкви назывались «крестцовыми». Отсутствие регулирования этой среды, конечно, стало чем-то из ряда вон выходящим во времена Петра 1.
Вводился и строгий устав, согласно которому на службе священник должен был только хвалить новые реформы царя. Синод при Петре 1 издал указ, обязывающий духовника сообщать власти, если человек на исповеди признавался в государственном преступлении или хуле на корону. Ослушники карались смертной казнью.
Духовная самостоятельность
За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.
- К. Лебедев. Крещение киевлян
На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.
«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.
Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.
«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.
В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.
- Грамота об учреждении патриаршества в России
На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.
Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.
Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.
«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.
По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.
«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.
Суть реформы
Административные и экономические преобразования церкви произошли в период 1701—1722 гг. Конечной целью стала ликвидация патриаршества и замена его правительствующим синодом в 1721 году. Все проводимые мероприятия лишали церковь независимости и позволяли постепенно получить контроль над ее административными и экономическими вопросами.
В форме таблицы ход реформы выглядит так:
Дата (год) | Событие |
1700 г. | Создание должности блюстителя престола патриарха. |
24 января 1701 г. | Передача церковных земель государству. |
30 декабря 1701 г. | Запрет в отношении монахов. |
1711 г. | Получение Сенатом возможности контролировать дела церкви. |
1716 г. | Ограничение числа священников. |
1717−1720 г. | Разработка идеи и плана внедрения Священного синода. |
25 января 1721 г. | Учреждение Духовной Коллегии. |
14 февраля 1721 г. | Установление Монастырского приказа, подведомственного синоду. |
28 апреля 1722 г. | Внедрение надзорно-охранной функции церкви. |
11 мая 1722 г. | Появление поста обер-прокурора при Духовной Коллегии. |
Толчком для упразднения патриаршества при Петре 1 стала смерть патриарха Адриана. Назначение митрополита Стефана Яворского в качестве блюстителя престола высшего духовного лица страны позволяло не допустить проведения новых выборов. Уже через год к новой должности, введенной непосредственно царем, и его ставленнику народ привык, что позволяло продолжить преобразование.
Сутью секуляризации земель и крестьян является их передача в управление Монастырскому приказу. Подобный ход позволял:
- повысить эффективность использования ресурсов;
- получать в казну налоговые отчисления;
- лишить церковь финансовой независимости, ведь отчисления прежним владельцам теперь выполнялись в форме оклада в соответствии с заявленным штатом.
Следующим шагом стала борьба с монашеством. Открыто выступать против «божьих людей» без риска для своей репутации среди народа царь не мог, поэтому ему нужно было сократить число монахов.
Только после того, как с пережитками было покончено, Петр 1 смог перейти к лишению церкви свободы в решении административных вопросов. Царь учредил сенат, который должен был выдавать разрешение на строительство, заселение инвалидов в монастыри.
25 января 1721 года появилось положение и манифест о Духовной Коллегии, каждый из членов которой при вступлении в должность обязательно присягал царю. Подконтрольный Петру 1 синод смог ужесточить налогообложение и ввести требование строгой отчетности о расходовании средств, не перечисленных в казну.
Таблица “Суть проводимых реформ”
События |
Год |
Цели |
|
Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола» |
1700 |
Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением |
Петром лично был назначен новый Патриарх |
Секуляризация крестьян и земель |
1701 |
Ликвидация финансовой автономии Церкви |
Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству. |
Монашеские запреты |
1701 |
Уменьшить количество священнослужителей |
Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов |
Контроль Сената над Церковью |
1711 |
Ограничение административной свободы Церкви |
Создание Сената и передача в его управление церковных дел |
Указ об ограничении числа священнослужителей |
1716 |
Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов |
Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать |
Подготовительный этап упразднения Патриаршества |
1717-1720 |
Получить всю полноту власти в империи |
Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии |
25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.
Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.
Рис. 3. Здание 12 коллегий.
Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.
Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.
Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.
Священный Синод
После успешного окончания войны со Швецией Петр I вернулся к реформированию церкви. Для внесения изменений царю нужен был советник из числа духовенства, чтобы помочь разобраться в нюансах. Таким человеком становится епископ Нарвский и Псковский Феофан Прокопьевич. В его функции входила разработка нового Духовного регламента с предложениями дальнейшего развития отношений между государством и церквью.
Согласно разработанному Регламенту Петр I подписал указ об упразднении патриаршества и создании Святейшего Правительствующего Синода. Он представлял собой коллегиальный орган управления, в котором все представители назначались лично Петром Алексеевичем. Синод фактически полностью зависел от решений императора. По приказу Петра изначально состав нового церковного органа был смешанным. В него входили: епископы, монашествующее духовенство и белые монахи. Но с течением времени в Синод стали входить лишь епископы.
В связи с новшествами патриаршество и Церковные Соборы прекратили свое существование на практически на 200 лет.
В 1722 году Петр I вводит должность обер-прокурора, который контролировал деятельность Священного Синода. По факту это было грубым вмешательством в церковную жизнь. Все действия Синод должен был согласовывать с государем. Нарушались запреты на таинство исповеди. Священнослужители были обязаны докладывать о всех крамольных тайнах прихожан. Обер-прокурор имел практически неограниченную власть над Синодом.
Петр хотел, чтобы с помощью Священного Синода были истреблены все пороки церковной службы:
существовал строгий надзор за жизнью духовенства, их неблагочестивыми деяниями; проверять все тексты в писаниях в поисках крамольных проповедей; вести борьбу с суевериями; запрет на лжеучения; патриарший суд должно было вершить государство.
Нетрадиционные патриархаты
Кроме патриархатов, сложившихся исторически, существует ряд церквей и религиозных течений, которые используют титул патриарха в своей религиозной иерархии. В большинстве своём это церкви, возникшие на протяжении последнего столетия и нередко не разделяющие ряд традиционных консервативных христианских позиций. К таковым относятся: Чешский гуситский патриарх Томаш Бутта
- Американская православная католическая церковь
- Апостольская католическая церковь
- Ассамблея Иерусалима
- Католическая Апостольская Национальная церковь Бразилии
- Католическая Апостольская церковь Антиохии
- Международное объединение харизматической епископальной церкви
- Чехословацкая гуситская церковь
Таблица “Суть проводимых реформ”
События |
Год |
Цели |
|
Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола» |
1700 |
Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением |
Петр лично был назначен новый Патриарх |
Секуляризация крестьян и земель |
1701 |
Ликвидация финансовой автономии Церкви |
Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству. |
Монашеские запреты |
1701 |
Уменьшить количество священнослужителей |
Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов |
Контроль Сената над Церковью |
1711 |
Ограничение административной свободы Церкви |
Создание Сената и передача в его управление церковных дел |
Указ об ограничении числа священнослужителей |
1716 |
Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов |
Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать |
Подготовительный этап упразднения Патриаршества |
1717-1720 |
Получить всю полноту власти в империи |
Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии |
25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.
Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.
Рис. 3. Здание 12 коллегий.
Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.
Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в диктаторско-деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.
Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.
Упразднение патриаршества и создание Священного Синода
Вначале царь, видимо и сам не был полностью уверенным в решении, которое ему стоит предпринять. Однако, в 1721 году он избирает человека, который должен был предложить ему совершенно отличную новую систему государственно-церковных отношений. Этим человеком был епископ Нарвский и Псковски Феофан Прокопьевич. Именно он должен был в установленное царём время создать новый документ – Духовный регламент, полностью включивший в себя описание новых взаимоотношений государства и Церкви. Согласно подписанному царём Петром Первым регламенту патриаршество было полностью упразднено, а вместо него был учреждён новый коллегиальный орган с названием Святейший Правительствующий Синод.
Стоит отметить то, что сам Духовный регламент является довольно интересным документом, представляя собою не столько закон, сколько публицистику, обосновывающую обновлённые отношения государства и Церкви в имперской России.
Священный Синод представлял собой коллегиальный орган, все члены которого назначались на должности исключительно самим императором Петром. Он всецело зависел от императорских решений и власти. В самом начале формирования органа состав его должен был носить смешанный характер. Он должен был включать в себя епископов, монашествующее духовенство и белое духовенство, то есть, женатых священников. Глава Синода назывался при Петре не иначе как президентом духовной коллегии. Однако, позже, в него, по большей части, будут входить только епископы.
Таким образом, царю удалось упразднить патриаршество и вычеркнуть на два столетия из русской истории Церковные Соборы.
Спустя год император вносит дополнение к устройству Синода. Согласно петровскому указу, в Синоде появляется должность обер-прокурора. При этом, первоначальный текст указа об утверждении данной должности был сформулирован общими выражениями. Там говорилось, что это должен быть офицер, следящий за порядком. Но, что именно он должен делать для его обеспечения и, что вообще обозначает формулировка «порядок в Синоде» – не говорилось.
По этой причине такие обер-прокуроры имели право толковать текст царского указа, согласно своим интересам и склонностям. Одни – достаточно жёстко вмешивались в дела Церкви, пытаясь максимально расширить собственные полномочия на данной должности, а другие – вовсе не хотели разбираться с деталями работы, ожидая довольно оплачиваемой пенсии.
Сергий (ум. 1944)
Согласно завещанию святителя, управление Церковью принял на себя митрополит Крутицкий Петр (Полянский) в качестве патриаршего местоблюстителя. Затем этот подвиг принял на себя митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), который называл себя заместителем патриаршего местоблюстителя. Официальный акт передачи ему обязанностей местоблюстителя состоялся лишь в 1936, когда пришло оказавшееся впоследствии ложным известие о кончине митрополита Петра (расстрелян в 1937). Тем не менее в 1941, в первый же день начавшейся войны с фашистской Германией, митрополит Сергий написал послание к своей пастве, в котором благословил верующих на защиту Родины и призвал всех помогать делу обороны страны. Опасность, нависшая над страной, побудила советское государство во главе со Сталиным изменить свою политику по отношению к церкви. Открывались храмы для богослужений, многие священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. 4 декабря 1943 Сталин принял у себя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, а также митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). В ходе беседы митрополит Сергий сообщил о желании церкви созвать собор для избрания патриарха. Глава правительства заявил, что с его стороны препятствий не будет. Собор епископов состоялся в Москве 8 сентября 1943, а 12 сентября совершилась интронизация новоизбранного патриарха Сергия. См
. СЕРГИЙ.
Развитие событий
Первым посетил Москву с целью переговоров о статусе Московской митрополии патриарх Антиохийский Иоаким V в 1586 г. Особенность данного визита была в том, что патриарх Иоаким не мог принимать столь важные решения по данному поводу, но он дал обещание вынести вопрос на обсуждение глав восточных церквей
Особенно важно то, что он согласился поднять проблему перед патриархом Константинопольским Иеремией II
Летом 1588 г. Москву посещает сам Иеремия II. Этот визит для него оказался тяжелым, поскольку в ходе переговоров Годунов и правительство давило на него и даже взяло под домашний арест. Результатом длительных споров стала капитуляция патриарха. В 1589 г. Иеремия единоличным решением возводит в патриарший сан Московского митрополита Иова (1589-1605 гг.).
Далеко не все восточные иерархи благосклонно приняли это событие. Некоторые из них начали активно возражать. В частности, против этого решения высказался патриарх Александрийский Мелетий Пегас. Поэтому в 1590 г. был проведен Собор, на котором высшими сановниками церкви была оформлена грамота. Патриарху Московскому предоставили 5-е место в диптихе. Однако Москва хотела получить третью строчку вслед за Вселенским и Александрийским патриархами. Поэтому был созван повторный Собор в Константинополе в 1593 г.
Наряду с получением патриаршества, русская церковь претерпела и другие изменения. В частности, образовалось 6 архиепископий, а ранг митрополита предоставили архиепископам Новгородскому, Казанскому, Ростовскому и Крутицкому.
В 1721 году в России учреждён Священный Синод, заменивший фигуру Патриарха
В 1718 году Пётр провёл работу по учреждению коллегиальной формы управлении учредив коллегии. Для высшего управления церковной жизнью он решил создать Духовную Коллегию.
Такое решение император принял, потому что относился к Церкви не как учреждению духовному, а как к государственному.
По его поручению Феофан (Прокопович) написал «Духовный регламент».
«Регламент духовный» 1721 года. В 1721 году Пётр Великий утвердил «Духовный регламент». Он фактически отменил в России патриаршество и учредил Священный синод
В Регламенте указывались следующие причины, побудившие царя заменить единоличное управление церкви коллегиальным:
- в собрании, где много членов, легче может быть отыскана истина;
- решение собора получает в глазах общества больше силы и значения, чем решение одного лица;
- при коллегиальном управлении не могут быть остановки в делах вследствие болезни или смерти правительственного лица;
- при коллегиальном управлении не может быть стремления у духовного правительства сравняться с особою монарха, как это могло быть при патриархах;
- соборное учреждение может быть хорошей школой для архиереев.
Введение «Духовного регламента» в России упразднило патриаршество.
Духовная коллегия состояла из 12 человек, и она стала органом высшего церковного управления.
При этом трое из них должны были быть епископами, а остальные — неподведомственными им клириками, при этом Президент Коллегии в епископском сане не обладал никакими особыми правами.
С февраля 1720 по февраль 1721 года в стране шёл сбор подписей под «Духовным регламентом». Русские архиереи и настоятелей крупнейших монастырей ставили свои подписи под документом боясь царского гнева.
«Пётр Великий и Святейший Синод». И. Ф. Тупылев. 1801 год. Правомерность Святейшего Синода признали Константинопольский и Антиохийский Патриархи в сентябре 1723 года
С принятием «Духовного регламента» институт патриаршества в России упразднялся.
Получив формальное одобрение церковных иерархов, Пётр в 1721 году обратился Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными Православными Патриархами Святейшего Синода (Духовной коллегии).
В феврале 1722 года Патриарх Иеремия III дал императору положительный ответ.
Константинопольский и Антиохийский Патриархи в сентябре 1723 года издали особую грамоту, в которой признали проведенную Петром I реформу Высшего Церковного Управления, назвав Святейший Синод своим «во Христе братом», имеющим право совершать то же, что и Патриаршие престолы.
Итоги и значение
Петр Великий по своему складу был революционером и затеял в стране настоящий переворот всех сфер жизни общества. В результате церковной реформы:
- Церковь стала слугой государства, государственной службой, которая наряду с функциями отправления культа также выполняла серьезные административные (ведение писцовых книг, «регистрация» браков и пр.) и идеологические функции. Это можно расценивать, как плюс в для государственного управления.
- Создала серьезный раскол в российском обществе между верхами и низами. Это можно расценивать как минус, поскольку начало складываться непонимание между «верхами» и «низами» российского общества.
Вообще эта реформаторская деятельность напоминает лично мне процесс Реформации в Западной Европе. Но он был «снизу»: народ требовал «дешевой» и демократичной церкви. В России же государство попросту отняло у церкви ее богатства и стало ее нещадно эксплуатировать в своих интересах.
От себя могу сказать, что если Вы в этом году сдаете ЕГЭ по истории, и всё вышесказанное является для Вас новым, то настоятельно рекомендую пойти на наши курсы подготовки, дабы не оплошать на реальном экзамене.