Житие преподобного афанасия афонского

Почитание

Почитание Афанасия Великого широко распространено в христианской церкви (как в Католической, так и в Православной).

Мощи святителя из церкви Вукола в Александрии, где они покоились первоначально, были перенесены в Константинополь и помещены сначала в соборе Святой Софии, затем в церкви Богородицы Триаконтафиллос. В 1204 году после взятия Константинополя крестоносцами рука Афанасия была увезена в монастырь Монте-Кассино.

В 1454 — 1455 годах, когда Константинополь уже был захвачен турками, мощи перевезли в Венецию и хранили сначала в церкви Санта-Кроче-алла-Джудекка, а с 1806 года — в церкви Святого Захарии.

В 1973 году перст был подарен папой Римским Павлом VI патриарху Коптскому Шенуде III и положен в соборе Апостола Марка в Каире; другую частицу мощей передали в 1998 году в собор в Даманхуре.

Церковь Афанасия Александрийского в Гдове. Утрачена. Фотография из книги «Лавры, монастыри и храмы на святой Руси» (1909)

Известно, что частицы мощей были помещены в иконе-мощевике, принадлежавшей князю Константину Дмитриевичу, младшему сыну святого благоверного князя Димитрия Донского. Это, видимо, связано с особым почитанием Афанасия московскими князьями. Свадьба Димитрия Донского с Евдокией, дочерью Дмитрия Суздальского, была приурочена ко дню памяти Афанасия и Кирилла Александрийских 18 января 1366 года.

В России в честь Афанасия Великого Александрийского были освящены главные престолы в храмах в Белой Слуде (Красноборский район, Архангельская область; утрачен), Верхнекокшенгском погосте (Тарногский район, Вологодская область; утрачен), Шембети (Арбажский район, Кировская область; утрачен), Гдове (утрачен) и Екатеринбурге (домовая церковь при бывшем Уральском горном училище; утрачена). Кроме того, в честь Афанасия освящены престолы в приделах, а многие храмы и часовни освящены в честь обоих Афанасия и Кирилла Александрийских.

Император Констанций

Императором стал второй сын Константина Констанций. Весь императорский двор встал за ариан, начались гонения православных христиан, епископов ссылали, престолы стали занимать нечестивые люди. Афанасий Великий бежал в Рим на три года.

В ссылке он познакомился со святителем Серватием, ставшим его надежным защитником в спорах с арианской ересью на Сардикийском соборе.

В 340 году его повторно высылают. На Александрийскую кафедру он возвращается уже только в 345 году после смерти епископа Григория. Но в 356 году опять его осуждает Миланский собор, после чего он бежит в верхний Египет и скрывается там до 361 года, пока не умирает император Констанций.

Более 20 лет Афанасий Великий провел в изгнании, то скрываясь, то возвращаясь в родные места. В то время его сильно поддерживали отцы монашества преподобные Антоний и Пахомий. Позже он напишет об этом книгу.

Афанасий, будучи епископом, не признавал равноправного существования ортодоксальной и арианской ветвей христианства.

Седален, глас 3

Ересей лесть обличил еси и Православную
веру уяснил еси, яко богоглаголив и благочестив,
проповедал еси в мире Едино Божество в Троице славити,
естеством Единосущное и Лицы неслиянное. Темже и,
сошедшеся, всеславне Кирилле, почитаем память твою.

Богородичен: Недомысленно и непостижимо
есть, Владычице Богорадованная, еже соделанное о Тебе
страшное Божие таинство, ибо Необыменнаго, заченши,
родила еси, плотию обложена от пречистых кровей Твоих,
Егоже всегда, Чистая, яко Сына Твоего, моли спастися
душам нашим.

Крестобогородичен: Неискусобрачная
Чистая и Мати Твоя, Христе, видящи Тя мертва висяща на
Кресте, матерски плачущи, глаголаше: что Тебе воздаде
еврейский беззаконный собор и неблагодарный, иже многих
и великих Твоих, Сыне Мой, даров насладивыйся? Пою Твое
Божественное снизхождение.

Отшельник

Афанасий Афонский через свою великую подвижническую жизнь от Господа получил начатки созерцания и счел перейти к жизни в полном безмолвии. Отец Михаил благословил инока удалиться в отшельническую келью, расположенную в 1,5 км от монастыря, через день принимать сухари и воду, а по ночам бодрствовать. В таком уединении застал Афанасия Никифор Фока. Он тоже захотел подвизаться вместе с ним, как только сложатся благоприятные обстоятельства.

Однажды отец Михаил дал понять всем другим монахам, что собирается сделать из Афанасия своего преемника. Некоторым из братии эта идея пришлась не по нраву. Они стали докучать хвалебными и льстивыми речами молодому послушнику. Тот же, чуждаясь всяких почестей и стремясь к безмолвию, сбегает из монастыря, прихватив с собой только самое необходимое. Он держал путь на Святую Гору Афон. Ею он любовался еще во время своего путешествия на остров Лемнос по Эгейскому морю.

Творения

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре «Слова», направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном — против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию.

Его «История ариан для монахов» написана в строго православном духе и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698 г.). Дополнением к ним служит второй том «Bibliotheca patrum» Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей «Bibliotheca patrum graecorum dogmatica» (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения Афанасия

Важное значение для летосчисления имеют сохранившияся на сирийском языке: «Описания праздников», составленные Афанасием

Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого, с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие.

На русском языке издано:

  1. Творения. Части 1-4. Под ред. проф. А. П. Шостьина. М., 1851-1854. ( «Творения святых отцев в рус. пер.», изд. при МДА, тт. 17, 19, 21, 22). То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Части 1, 2, СТСЛ, 1902. Части 3, 4. СТСЛ, 1903 (Отд. пригож. к ж. «Богословский вестник», 1902, 1903).
  2. О пользе чтения Священного Писания. В кн.: «Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе чтения Священного Писания». Изд. А. фон Эссом. Пер. с нем. СПб., 1817.
  3. Из ХХХIХ письма о праздниках. В кн.: «Сочинения и переводы Евсевия, архиепископа Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев.» СПб., 1858. То же. «Христианское чтение», 1838, III, с. 188 слл.
  4. Из беседы на слова: «Вся мне предана суть Отцем Моим». — Из беседы о слепорожденном. — В кн.: Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877. То же: «Христианское чтение», 1835, II, с. 119 слл.; 1837, III, c. 150 слл. 5. Краткое обозрение Святого Писания Ветхого Завета. — «Христианское чтение», 1841, IV, с. 217 слл.; с. 324 слл.
  5. Обозрение Посланий Святых Апостолов и Откровения Иоанна. — Там же, 1842, I, с. 157.
  6. О девстве или о подвижничестве. — Там же, 1833, III, с. 117 слл.
  7. О начале и распространении идолопоклонства. — Там же, 1837, IV, c. 3 слл. 9. О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна. — Там же, 1837, IV, с. 113 слл.
  8. О причинах воплощения Бога-Слова. — Там же, 1837, IV, с. 275 слл.
  9. О воплотившемся Боге-Слове против ариан. — Там же, 1840, III, с. 165 слл.
  10. О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. — Там же, 1841, II, с. 84 слл.
  11. О терпении. — Там же, 1837, II, с. 120 слл.
  12. О происхождении нравственного зла. — Там же, 1837, III, с. 25 слл.
  13. О крестной смерти Иисуса Христа. — Там же, 1838, II, с. 132 слл.
  14. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. — Там же, 1831, ХVII, с. 127 слл.
  15. Жизнь преп. Синклитикии. — Там же, 1824, ХVI, с. 3 слл.
  16. Письма. — Там же, 1838, IV, с. 118 слл.; 1839, IV, с. 133; 1842, II, с. 212 слл., 236 слл.
  17. На богомерзких и проклятых злохульных ариан. — В кн.: Богодухновенные книги великих пастырей церковных и учителей всея Вселенныя. Пер. с эллиногреч. яз. на славянорос. иером. Епифания (Славинецкого). М., 1656.

Александр Александрийский и Афанасий выступили с осуждением учения Ария на Никейском соборе

К IV в. нашей веры в христианстве определились два основных течения: православное (ортодоксальное, не путать с современным православием, от греч. «ортодоксия») и арианское.

Арий

Главным разногласием было мнение о Троице: Арий утверждал, что Бог-Сын сотворен Богом-Отцом и подобосущен ему. Такое толкование в силу своей простоты для понимания и отсылки к языческим верованиям позволило обратить в христианство варварские германские народы.

Апологеты православного течения утверждали обратное: Бог-Сын единосущен с Богом-Отцом.

Утверждение христианства в качестве официально религии Римской империи позволило христианским богословам собраться вместе и разрешить накопившиеся догматические разногласия. Инициатором собрания был римский император Константин.

В 325 г. в Никее был созван первый Вселенский собор.

В богословском споре сошлись Александр и Афанасий с одной стороны, и Арий с другой.

325

в этом году состоялся Никейский Собор, где Афанасий отстоял православные каноны

Отстоять свою позицию Арию не удалось, и его учение было определено и осуждено как ересь.


На Никейском соборе был принят Символ Веры и осуждена арианская ересь

С помощью Афанасия православная трактовка сущности Троицы восторжествовала.

Осуждению подвергся и Мелетий, еписком Ликопольский. Он препятствовал возвращению в Церковь людей, которые отреклись от нее во время гонений Диоклетиана. Мелетия обвинили в расколе и осудили наравне с Арием.

Святой Афанасий Великий

Афанасий родился в египетском городе Александрия. Еще мальчиком мать привела его в храм к Патриарху Александру и отдала на служение Богу. Он был очень способным и толковым юношей, ревностно исполняющим заповеди Божии.

В 319 году, после 6 лет его служения в церкви чтецом, Патриарх благословил юношу в дьяконы Александрийской Церкви.

В 325 году Афанасий Великий сопровождал святителя Александра на Первом Вселенском соборе в Никее в качестве секретаря. И там они очень активно участвовали в жестких еретических спорах о природе Христа. Арианство осудили, сам Арий был изгнан, в качестве символа веры звучало утверждение о единосущной Троице.

В это же время Афанасий начинает писать свои первые труды. Он не видел благочестия в тех, кто приходил в церковь Христову, так как многие из них пустословии, празднословили, искали тленной славы для себя, приносили в христианскую жизнь свои языческие обычаи и неправильное веручение.

Краткое житие святого Афанасия Афонского

Точной даты рождения преподобного Афанасия Афонского до наших дней не дошло, историки предполагают, что это событие произошло между 925 и 930 годами. Мальчик появился в зажиточной семье, которая проживала в городе Трабзон, в те времена он принадлежал Константинополю и носил название Трапезунд.

Его родители исповедовали христианскую веру, однако не смогли передать своему сыну основ Священного Писания. Дело в том, что отец Авраамия (такое имя дали ребенку при рождении) умер еще до появления мальчика на свет. Не намного пережила супруга и мать Афанасия, после рождения сына она тоже отправилась в мир иной.

Воспитанием осиротевшего ребенка занималась одна благочестивая монахиня, от которой будущий святитель и впитал основы христианства. С ранних лет мальчик подражал своей воспитательнице в иноческой жизни, молитвах и чтении Слова Божьего. Однако благочестивой женщине не суждено было закончить образование своего подопечного, так как Господь призвал ее в свои чертоги. Дальнейшим воспитанием ребенка стал заниматься ритор Афанасий, таким образом, юноша оказался при дворе императора Византии.

Учился мальчик прилежно, ему легко давались все науки, а особенно ораторское мастерство. Когда он открывал рот и начинал говорить, не находилось ни единого человека, который смог бы устоять перед его красноречием. Большая заслуга в развитии способностей молодого человека принадлежит его новому опекуну.

В определенном возрасте Авраамий принимает решение посвятить свою жизнь служению Господу. Познакомившись с Михаилом Малеином, он отправляется в Киминской монастырь, который находился в одном из городов Малой Азии. Некоторое время он является учеником преподобного Михаила и с почтением принимает его толкования Священного Писания и особенностей монашеской жизни. Окончательно утвердившись в своем решении, Авраамий принимает постриг, после чего получает имя Афанасий.

Будучи уже монахом, преподобный Афанасий отправляется на гору Афон и очень печалится о том, что на таком святом месте среди иноков нет единства. Тогда он загорается идеей объединить всю братию, разбросанную по разным скитам, произошло это в 958 году. Однако, прежде чем заняться объединением монахов, предстояло решить одну большую проблему, которая могла помешать его начинаниям. В те годы на Афон часто совершали набеги пираты и грабили иноков, а также уводили в рабство христиан.

На деньги, полученные от императора Византии Никифора, святитель начинает приводить в порядок самый большой монастырь на горе Афон. Именно благодаря появлению Святой Лавры удалось объединить практически все скиты и дать защиту их жителям. Изначально в Святой Лавре была только одна большая постройка, с течением времени удалось отстроить еще три здания. Удивительно, что все они сохранились до наших дней, и сегодня паломники совершают путешествия к этим святым местам.

Стоит заметить, что подобное объединение не одинаково воспринималось монахами, проживающими на Афоне. Некоторая часть отшельников привыкла к старому укладу жизни, и противилась инновациям, принесенным Афанасием. В итоге это привело к тому, что святитель вынужден был покинуть святую гору и отправиться на остров Крит. Там через некоторое время ему было видение от Господа, благодаря которому преподобный принимает решение о возвращении на Афон.

О чем молятся святителю Афанасию

В современном православии сохранилась традиция обращаться к святому с молитвой о здравии. Как показывает история Новгорода, Афанасий Александрийский помогает в борьбе с эпидемиями. Святителю можно молиться о благополучии родных и близких, просить защитить их от поветрия. В церковной практике сохранился обычай проведения крестных ходов. Шествие и молебен в честь святого Афанасия воодушевляли предков-русичей.

Епископ Александрийский всю жизнь боролся с клеветниками. Его призывают в помощь при несправедливых обвинениях. Также святому молятся о разрешении любых вопросов, связанных с верой:

  • при угрозе церковного раскола;
  • о вразумлении неверующих, богохульствующих родственников;
  • о спасении людей, попавших под влияние сектантов.

Епископ Александрийский покровительствует мужчинам с именем Афанасий.

Миланский собор вновь отправляет святого в ссылку

Спокойно занимать архиепископскую кафедру и распространять христианскую веру Афанасию не удалось. В 350 г. умирает исповедавший православие император Констант, покровитель Афанасия. Римским императором становится арианин Констанций II.


Со смертью Константа для православных наступают черные дни

В 352 г. умирает римский папа Юлий. Афанасий остается без союзников.

В 356 г. в Милане вновь созывается церковный собор для суда над Афанасием. Афанасию вновь удается оправдаться, однако значения это уже не имеет: собор был созван для вынесения обвинительного приговора.

Афанасий успел скрыться и нашел убежище в египетской пустыне. За его голову была назначена награда. По Египту начали рыскать отряды солдат, целью которых было убить Афанасия.

Несмотря на гонения, Афанасий продолжает плодотворную работу по служению Господу. В это время он пишет книги, обличающие арианскую ересь: «Историю ариан», «О смерти Ария», «Послание к монахам» и продолжает следить за всем, что происходит в Церкви.

В Церкви же продолжалась смута. Арианский архиепископ Георгий бежал от народного гнева. Кафедру арианам смогли вернуть только римские войска. Соборы в Римини и Селевкии принимают арианский символ веры, но православные отказываются его соблюдать.

Конец гонениям положила смерть императора Констанция. Новый император Юлиан объявил полную свободу вероисповедания и разрешил вернуться сосланным православным епископам.


Юлиан за уравнение язычества в правах с христианством был прозван Отступником. Однако именно его эдикт позволил Афанасию вернуться из ссылки

Жизнеописание Афанасия Афонского

Родившись в благочестивой семье в г. Трапезунде, святой Афанасий (при крещении наречен Аврамием) с детства отличался набожностью и благоразумием. Оставшись сиротой, благодаря своему кроткому нраву и способностью к обучению, юноша получил прекрасное образование, воспитываясь в доме императорского чиновника. Ему светило блестящее будущее.

Но роскошь и тщеславие были чужды Афанасию, и он вскоре принял постриг в монастыре. Всю жизнь он мечтал об уединении, избегая почести и духовных санов, отправившись даже для этого на святую Гору Афон к отшельникам, назвавшись Варнавой. Там он скрывался от мирских соблазнов, вознося Богу молитвы, размышляя о Царствии Божьем.

Слава о чудесном монахе разлетелась по свету, и, благодаря своей верной службе Господу, в скором времени Афанасию удалось построить на горе Афон монастырь с помощью денег, данных ему духовником Никифором. Вскоре Лавра станет святым местом для паломников.

Однако, во время строительства Лавры дьявол не раз препятствовал святому делу, но Афанасию явилась сама Богородица, пообещавшая стать Домоправительницей монастыря. Не раз приходилось произносить молитву Афанасию Афонскому Господу нашему, чтобы тот вразумил и помог в строительстве, даже покидал он место будущей Лавры, однако Господь возвращал его обратно.

На Святой горе было возведено много построек, где могли обучаться и жить монахи и отшельники. В Лавру, возведенную Афанасием, приезжали учиться со всего света, шли отшельники за исцелением – духовным и телесным.

Будучи настоятелем монастыря, Афанасий жил как настоящий отшельник – скромно, без излишеств, помогая больным и сирым, которые с упованием возносили молитву Преподобному Афанасию Афонскому, благодаря его за мудрость и кротость души.

Умер Преподобный, когда взошел в очередной раз на строительные леса, наблюдая за стройкой. Недостроенный купол рухнул, увлекая за собой Афанасия и пятерых иноков. Три часа монахи разгребали обломки, слыша голос Преподобного: Слава Тебе, Боже! Господи Иисусе Христе, помоги мне!

Однако Святой Афанасий был мертв и похоронен только на третий день, пока три тысячи жителей Афонского монастыря не попрощались с ним. Тело его не было подвержено тлену, а из полученной от падения раны текла святая кровь, которую монахи собрали в сосуд, и она исцелила после немало страждущих.

Борьба с арианами

Появление в то же время произведений молодого диакона «Слово против эллинов», «О воплощении Бога Слова» выдавало неустрашимого обличителя ариан, на это обратили внимание священники Вселенского собора, которые в 326 году предложили Афанасию Великому стать главой Александрийской кафедры, рукоположив в епископы. Император Константин поддерживал епископов, которые были сторонниками арианства, ставшего с 330 года основным христианским направлением Рима, а святитель был сторонником ортодоксальной церкви

Император боялся распрей внутри страны и разрешил сослать бунтующего священника

Император Константин поддерживал епископов, которые были сторонниками арианства, ставшего с 330 года основным христианским направлением Рима, а святитель был сторонником ортодоксальной церкви. Император боялся распрей внутри страны и разрешил сослать бунтующего священника.

Непокорный епископ отказал арианским общинам в принятии на Александрийскую кафедру, в ответ ему предъявляли обвинения в гонении и сожжении церквей, поддерживающих мелетианских епископов.


Первый Вселенский собор, осудивший Ария и его учение

Против святителя Александрийского фабриковались ложные обвинения, приписывались убийства и растление, сексуальное домогательство и обворовывание храма. Во время гонений на сторону бунтовщика и ревнителя православия встали преподобные монахи Антоний и Пахомий.

Во время одного из судов против ревностного гонителя ариан порочная женщина согласилась оклеветать святого в изнасиловании, никогда прежде не встречая святого. Во время ее неистовой речи, полной негодования и обмана, перед обманщицей престал Тимофей, ученик святителя, выдав себя за обвиняемого.  Когда женщина признала в Тимофее своего растлителя, рассмеялись даже судьи, видя явный обман.

Якобы гонимый и убитый святителем епископ Арсений, не смог стерпеть нападок и обвинения в насилии и колдовстве учителя, сам явился перед судом к Афанасию, которого обвиняли в усечении руки епископа.

На суде обвинители демонстрировали отрубленную руку, и множество лжесвидетелей уверяли судей в том, что собственными глазами видели, как Афанасий отрубил руку Арсению. Каково же было удивление судей и присутствующих, когда пред ними предстал здоровый и невредимый епископ Арсений, но суд все же нашел, за что отправить святого Афанасия в ссылку.

Ссылка

Тирский собор осудил в 335 году епископа Александрийского за подготовку якобы убийства священника Арсения, сослал его на 2 года в ссылку, откуда опальный бунтовщик вернулся после кончины Константина, но ненадолго, в 340 году его ожидала новая ссылка на пять лет, второй сын Константина Констанций встал на сторону арианства.

Важно! Неуклонный противник арианства вел постоянную борьбу с последователями нового псевдо-христианского движения, отстаивая ортодоксальное направление. Миланский собор в 356 году снова подвергает ссылке противника ариан, откуда он сбегает в Египет, пребывая там до императорской кончины в 361 году

Императором Юлианом было принято решение дать свободу всем вероисповеданиям, что дало Афанасию возможность вернуться в Александрию. В 364 году император Юлиан умирает, его преемник Валент снова поддерживает арианство и требует изгнания епископов, отправленных в ссылку императором Констанцием, выдает соответствующий эдикт

Миланский собор в 356 году снова подвергает ссылке противника ариан, откуда он сбегает в Египет, пребывая там до императорской кончины в 361 году. Императором Юлианом было принято решение дать свободу всем вероисповеданиям, что дало Афанасию возможность вернуться в Александрию. В 364 году император Юлиан умирает, его преемник Валент снова поддерживает арианство и требует изгнания епископов, отправленных в ссылку императором Констанцием, выдает соответствующий эдикт.

Афанасий на четыре месяца покидает Александрию в целях безопасности, чтобы вернуться на Александрийскую кафедру до конца своей жизни.


Икона святителя Афанасия Великого

368 году патриарх Афанасий Великий созывает Собор епископов египетских и ливийских, на нем составляется послание ко всем церквям с предупреждением об опасности арианства и творимых ими кознями.

В начале мая 273 года Господь принял мирно отошедшую душу борца за чистоту ортодоксальной церкви Афанасия Великого. Паства, потерявшая в лице почившего патриарха попечителя, глубоко скорбела.

Афанасий Александрийский

Афанасий Александрийский (Великий) — святитель, церковный деятель и богослов,
архиепископ Александрии с 328 г. Родился около 295 г. в Александрии, умер 2 мая
373 г. там же. Рано лишился родителей и был взят на воспитание в дом
александрийского архиепископа Александра. Получил хорошее светское и
богословское образование, служил секретарем у александрийского архиепископа,
водил близкое знакомство с основоположником монашества — преп.
Антонием Великим.
Еще в молодости Афанасий был рукоположен во диакона, а затем стал архидиаконом.
Получил широкую известность как активный противник
арианства, в борьбе с которым
разработал мистическое учение о «единосущности» Бога Отца и Бога Сына,
догматизированное на двух первых Вселенских соборах в 325 г. и в 381 г. В работе
Первого Вселенского собора, проходившего в г. Никея, Афанасий принимал личное
участие в качестве помощника Александра Александрийского, активно дискутировал с
арианами по догматическим вопросам. Вскоре после возвращения из Никеи
архиепископ Александр умер, и его преемником на александрийской кафедре по
единодушному выбору архиереев и мирян стал Афанасий. Опираясь на монашество, он
отстаивал независимость Александрийской Церкви, за что в 335-365 гг. пять раз
низлагался и ссылался императорами. Афанасий Александрийский — автор «Жития
Антония», первого в христианской литературе, послужившего образцом для
средневековой агиографии. В качестве идеала религиозной жизни прославлял
аскетизм. Его перу принадлежит, кроме того, ряд богословских творений, обличения
язычников и ариан.

Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.:
Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 138-139.

Афанасий Александрийский, Афанасий Великий (…) (293, Александрия — 373, там
же) — отец и учитель древней Церкви. В период тринитарных споров 4 в. был
главным защитником никейской веры в борьбе против арианства, поддерживаемого
императорской властью. Православная церковная догматика обязана ему прояснением
своих учений о Троице и Логосе. В раннем возрасте получил классическое светское
образование. Уже в 325 на соборе в Никее полемизировал с арианами как диакон и
секретарь александрийского епископа Александра; в 328 становится его преемником
на александрийской кафедре. 15 лет провел в изгнании и ссылке вследствие интриг
своих противников-ариан. В 356—362 жил в Египте, поддерживая тесный контакт с
коптскими монахами. При нем в 362 в Александрии был созван первый после
Никейского православный собор.

Доктрина Афанасия формировалась в полемике с арианством. В основе его
богословия, отдающего приоритет религиозному опыту, а не умозрительной
философии, лежит идея принципиального различия Бога и творения, а также догмат
«обожения» (мапоазийская традиция), образующий ядро сотериологии. В
апологетических сочинениях «Слово против язычников» и «Слово о воплощении
Бога-Слова» (ок. 318) Афанасий отстаивает преимущество монотеизма и учит о
вечном Логосе, через который был сотворен мир и который стал человеком (плотью).
Главное догматическое творение «Три слова против ариан» защищает вечное рождение
Сына из Отца и тождество их божественной природы (единосущие). Афанасий говорит
о Христе как об одном Лице, в котором выступают вместе Бог и человек, имеющие
две воли. В его письмах «К Серапиону» содержатся высказывания о божественности и
единосущии Святого Духа. Пасхальные послания Афанасия — ценный источник по
хронологии и истории формирования канона Священного Писания. Его авторству
принадлежит «Житие святого Антония» (ок. 357), явившееся образцом для всей
средневековой агиографии.

А. В. Михайловский

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т.
I, А — Д, с. 204.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости
(биографический справочник).

Византия (краткая
справка).

Хронологические таблицы и по векам — | IV |
V | VI
| VII | VIII |
IX | X |
XI |
XII | XIII |
XIV | XV |  

Константинопольские патриархи
(биографический справочник).

Сочинения:

MPG, т. 25—28; в рус. пер.: Творения святого Афанасия Великого, т. 1-4, 2-е
изд. Сергиев Посад, 1902—03 (репринт: М., 1994).

Литература:

Попов И. В. Религиозный идеал Афанасия Александрийского. Сергиев Посад, 1904;

Weigl Е. Untersuchungen zur Christologie des heiligen Athanasius. 1914;

Hauret
Ch. Comment le «Defenseurde Nicee» a-t-il compris le dogme de Nic6e? Bruges,
1936.

Миланская лавра

Через своего брата Льва Никифор Фока узнал об Афанасии. Когда он принял командование византийскими войсками для освобождения Крита от арабских пиратов, отправил послание на Афон, чтобы ему прислали иноков-молитвенников. И вскоре по их усердным молитвам была одержана победа. Никифор стал умолять Афанасия приступить к созданию монастыря недалеко от их пустыни. И святой занялся этим.

Вскоре были отстроены часовни Иоанна Предтечи с двумя уединенными кельями для Афанасия и Никифора. А еще через некоторое время — храм во имя Божьей Матери и лавра, которую назвали Миланской. Она была построена именно на том месте, где отшельничал Афанасий, который вскоре принял схиму. И тут наступил жуткий голод (962-963 гг.). Строительство остановили. Но Афанасию было видение Богоматери, которая успокоила его и сказала, что теперь она сама станет Домостроительницей обители. После этого святой увидел, что все закрома забиты всем необходимым. Строительство продолжилось, число иноков росло.

Литургическое творчество

В 1920-е годы начинает дополнять и совершенствовать утверждённую Собором 1917—1918 годов службу Всем русским святым, «а вместе с тем явилась мысль о желательности и необходимости установления и ещё одного дня для общего празднования всех Русских святых, сверх установленного Собором», в связи с чем им было предложено установить второй, непереходящий праздник в честь Всех русских святых, когда бы во всех русских храмах «могла бы быть совершаема только одна полная праздничная служба, не стесняемая никакой другой». Епископ Афанасий (Сахаров) объяснил это в предисловии к службе Всем святым, в земле Русской просиявшим: «При этом казалось бы более всего соответствующим совершать празднование Всем Святым, в земле Русской просиявшим, 16 (29) июля непосредственно за праздником просветителя Русской земли святого равноапостольного великого князя Владимира. Тогда праздник нашего Равноапостола будет как бы предпразднством к празднику Всех Святых, процветших в той земле, в которую он всеял спасительные семена веры Православной. И самый праздник Всех Русских Святых тогда будет начинаться прославлением князя Владимира на 9-м часе пред праздничной малой вечерней. Праздник Всех Русских Святых есть праздник всей святой Руси».

В 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земли Российской просиявшим, изданная Московской Патриархией, отредактированная епископом Афанасием (Сахаровым), после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. При публикации были допущены цензурные искажения, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту «правку» выполнил инспектор ЛДА профессор Лев Парийский).

Вернувшись из лагеря и поселившись в Петушках, епископ Афанасий начинает работу по сбору и систематизации служб русским святым. В его письмах, адресованных разным людям, содержится большое число просьб найти и прислать те или иные службы местночтимым святым. На основе полученного материала он уточняет детали житий, составляет списки местных святых. Присланные материалы тщательно редактируются и приводятся к единообразию в языковом и стилистическом отношении.

Таким образом архив епископа Афанасия попало несколько сот служб и акафистов, причём им делались правки и примечания. На основе этих материалов им готовились «Дополнительные Минеи», содержащие службы русским святым, которые не вошли в стандартные дореволюционные Минеи.

Составил несколько молебных последований, в том числе: «О хотящих по воздуху шествовати», «О сущих в различных обстояниях», «Благодарение о получении милостыни», «О мире всего мира и о прекращении войн» и др.

Реализацией идей епископа Афанасия стали вышедшие в 1978—1989 годах Служебные минеи (неофициально «Зелёные минеи»), в состав которой вошёл и окончательный текст службы всем российским святым, более полный по сравнению с текстом первых изданий. Туда же было включено огромное количество богослужебных текстов, прежде не входивших в основной круг богослужебных книг. В рецензии на сентябрьский и октябрьские тома игумен Иннокентий (Просвирнин) отмечал: «Богослужебно-календарная комиссия <…>, осуществляя пожелание Богослужебного отдела Поместного Собора 1917—1918 гг., по указанию святейшего Патриарха Алексия, ставила вопрос о необходимости соединения служб русским святым со службами святым Поместных Православных Церквей, чтобы не нарушался Устав всей Восточной Церкви и вместе были учтены богослужебная практика и богатство агиологии Русской церкви. Председатель Комиссии, епископ Афанасий (Сахаров), участник Поместного Собора 1917—1918 гг. дал необходимое решение этого сложного литургического вопроса в „Богослужебных указаниях на 1957 и 1958 гг.“ Он осуществил редактирование текста всех Миней, чтобы приблизить к пониманию современников церковнославянские языковые формы. Много труда он положил также на собирание отдельно изданных служб».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector