Православные апологеты
Содержание:
- Богословская апологетика доказывает истины Священного Писания при помощи нехристианских авторитетов
- Ссылки на сайт
- Посещаемость
- Историко-философская апологетика изучает вопрос возникновения религии и ищет точки соприкосновения с философской традицией
- Апологетика — это наука вести полемику с критиками христианства
- Деятельность ранних христианских апологетов
- Православная Церковь — «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15):
- Буддизм:
- ***
- Индуизм, даосизм, конфуцианство:
- А. Реальная проблема или псевдо-проблема?
- Естественнонаучная апологетика использует очевидные факты для защиты от нападок материалистов
- Апологетика создана для защиты от иудаизма, потом при ее помощи боролись с ересями, а сегодня защищаются от атеистов
- Апологетика создана для защиты от иудаизма, потом при ее помощи боролись с ересями, а сегодня защищаются от атеистов
- Апологетика в России только в конце XIX века стала предметом в богословских школах
Богословская апологетика доказывает истины Священного Писания при помощи нехристианских авторитетов
Богословский раздел посвящен вере и жизни христианина. Они рассматриваются с точки зрения нравственности, морали, культуры и других норм. Главное — чтобы их признавала общественность. А вот религиозные авторитеты не учитываются, хотя именно на них и основано это направление апологетики.
Цель богословской науки — подтвердить учение Священного Писания при помощи косвенных источников, авторитетных для любой аудитории, не обязательно христианских. Это открывает широкое поле возможностей для людей, которые далеки от Церкви, даже атеисту. Лишь бы этот человек сохранял способность к рассуждению и не закрывался от любой новой информации.
Так богословская апологетика защищает христианские ценности. В спектр важных для неё тем входят:
- представление о Боге;
- ученее о Троице;
- воплощение Господа;
- идея спасения;
- история о Воскресении;
- смысл церковных таинств;
- природа зла;
- вопрос свободы личности.
И многое другое.
Важный инструмент богословской апологетики — сопоставление. Апологет должен уметь проводить параллели с прочими религиозными и духовными школами. Это даёт возможность иллюстрировать христианское учение, абстрагировавшись от самой традиции, на понятном оппоненту языке.
Ссылки на сайт
13
TrustRank
39 308
Обратные ссылки
354
Ссылаются доменов
Domain Rank
Ценность ссылки с домена — 0 / 100
В истории найдено изменений за 1 год 3 месяца. Первая дата: июнь 2019.
Хотите увидеть весь график?
Каждый день мы будем обновлять данные о вашем сайте, чтобы вы не пропустили важные события.
Доступно на платных тарифах.
Описание:
Domain Rank — это уровень качества домена по шкале от 1 до 100. Чем выше показатель, тем ценнее ссылки с него и тем быстрее страницы сайта попадут в индекс. Оценивает количество ссылок на домен-донор. Считается по формуле:
Log5(IP*0.75 + 1), где IP — число ссылающихся IP на донор
Ссылки, ведущие со страниц 3-4 уровня сайта с высоким Domain Rank могут быть ценнее, чем ссылки с главной сайта на домене с низким уровнем этой метрики.
Обновлено 31.08.2021 00:17
Сервис продвижения (Реклама)
Исходящие ссылки с сайта
840Количество доменов
6 583Количество уник. ссылок
В истории найдено изменений за 7 месяцев. Первая дата: январь 2020.
Хотите увидеть весь график?
Каждый день мы будем обновлять данные о вашем сайте, чтобы вы не пропустили важные события.
Доступно на платных тарифах.
Описание:
Отчет позволяет следить за количеством ссылок, размещенных на внутренних страницах сайта. Первое значение показывает, сколько на проверяемом сайте уникальных внешних ссылок с домена. Второе значение — количество доменов.
Обновлено 31.08.2021 00:17
Новые ссылки на сайт
Посещаемость
Просмотры24 700≈ 735 в день
Данные получены с открытого счетчика Yandex.Metrika
Источники трафика
Прямые заходы | ### |
Поисковые системы | ### |
Ссылки на сайтах | ### |
Социальные сети | ### |
Почтовые рассылки | ### |
Социальный трафик
Рейтинг по трафику
360 908
Место в мире
28 203
Место в стране
География посетителей
Украина | 0% |
Похожие сайты
ralph-epperson.com | 0% |
sobor2016.com | 0% |
rusfront.ru | 0% |
tedgunderson.info | 0% |
pokaianie.ru | 0% |
История счётчиков
Мы нашли 1 счётчик, связанный с сайтом
Счётчик | Найден | Исчез | Связанные сайты |
---|---|---|---|
10691122 | 24.11.2019 | — |
Тест показывает активные и отключенные ранее счетчики систем статистики и связанные с ними сайты. Эта информация может быть полезна в случае, если у конкурента есть неизвестные вам проекты, управление статистикой которых происходит с одного аккаунта — вы сможете их найти. Если в вашими счетчиками что-то пойдет не так, вы также можете это увидеть.
Веб-студии иногда самостоятельно устанавливают счетчики на сайты клиентов и управляют ими с того же аккаунта, что и счетчиком своего сайта. Вы можете сделать анализ сайта студии и благодаря этому тесту узнать, кто ее клиенты.
Обновлено 31.08.2021 00:17
История IP-адресов
Мы нашли 1 IP-адрес, связанный с сайтом
IP-адрес | Найден | Исчез | Связанные сайты |
---|---|---|---|
91.232.225.9 | 24.11.2019 | — |
##### ##### ##### ##### ##### |
IP-адреса, найденные когда-либо на сайте. А также сайты, у которых обнаружен такой же IP-адрес.
Обновлено 31.08.2021 00:17
Историко-философская апологетика изучает вопрос возникновения религии и ищет точки соприкосновения с философской традицией
Историко-философская апологетика, как ясно из названия, объединяет два основных направления:
Историческое. Здесь акцент на истории религии. Что послужило толчком для возникновения того или иного вероучения или мистической традиции?
Подлинно ли христианское предание, либо оно — результат собрания и переосмысления более ранних мифов?
Дискуссии об историчности Иисуса Христа — одна из задач апологетики
Формально это направление возникло не раньше XVIII. Причина для его включения в апологетику — увеличение числа споров о прошлом христианства. Например, имелось немало исследователей, которые усомнились в исторической реальности Иисуса Христа.
Надо признать, что такая точка зрения обрела немало сторонников, так как кроме Нового Завета серьёзных аргументов в пользу существования Христа почти неизвестно. Известен лишь ряд свидетельств, в подлинности которых есть основания усомниться.
Даже сегодня довольно широко представлены различные гипотезы, которые указывают на «прототипы» христианских «персонажей» и их «биографий».
Христианству потребовалось создать некий «противовес», чтобы защищаться от обвинений подобного характера. Поэтому историческая апологетика — это защита от обвинений в «синтетичности» христианства, его осмысленном или случайном изобретении на базе старых традиций.
Философское. Это более значимый и широкий аспект историко-философской апологетики.
Философия — наука обо всём, в том числе о апологетике.
И неизбежно она затрагивает вопросы существования Бога, природы вещей, свободы выбора. Эти и многие другие темы тесно связаны с христианским вероучением.
Поэтому перед защитниками христианской веры встала задача вступить в дискуссию с отдельными философскими идеями, прийти с ними к компромиссам, подтвердить или опровергнуть. Также от апологетики потребовалась оценка следующих философских направлений:
- эсхатология (представления о загробной жизни);
- антропология (знания о человеке в самом широком смысле);
- гносеология (наука о знании);
- онтология (учение о бытии).
Кстати, онтология — одно из важнейших направлений историко-философской апологетики. Ещё философ Парменид рассуждал о природе бытия, чем основал цепочку последователей, вновь и вновь возвращавшихся к этой темы.
- отношения человека с Богом;
- сотворения мира;
- бытия Всевышнего.
Философская апологетика тесно связана с вопросом доказательства бытия Божия, возможности Его познания, хотя в христианстве и нет единого взгляда на эти вещи. Речь — о различиях восточной и западной традиции церкви в подходе к достижению духовных знаний:
- Зпадная делает упор на рационализм и философский анализ.
- Восточная во главу всего ставит праведную жизнь и аскетизм.
Христианская апологетика затрагивает неимоверное количество тем — от судьбы отдельного человека до участи всего мира. Ей посвящён обширный объём трудов выдающихся богословов.
Апологетика — это наука вести полемику с критиками христианства
С греческого апологетика — «защита», «оправдание» или «заступничество». Слово часто употребляли в юридическом контексте, а потому апологетика — защита христианства от разного рода выпадов в его сторону.
Если говорить более конкретно, то апологетика — это специальный раздел богословия. В том или ином виде он ровесник христианства, так как эта религия уже не первых этапах нуждалась в поддержке для противостояния нападкам со стороны её противников.
Известнейший апологет апостол Павел проповедует язычникам («Проповедь св. Павла», Р.Санти)
Но как наука апологетика возникла при появлении христианского образования. Это направление знаний менялось в течение тысячелетий. Ряд положений опровергался, другие уточнялись, возникали новые идеи, ведь в философии христианского вероучения всегда была необходима живая мысль, а не слепое следование догматам.
Апологетику в разных курсах переименовывали:
- общее богословие;
- философская, или основная догматика;
- умозрительное богословие;
- введение в богословие;
- основное богословие;
- апологетика христианства.
Также апологетику дробили на более мелкие направления знаний. Например, мог существовать «Курс основного богословия, или апологетики», но в него входили следующие дисциплины:
- библейская история;
- сравнительное богословие;
- библейская археология и текстология;
- история религий.
И т.д. В российской богословской школе известны примеры, когда параллельно преподавали два предмета: апологетику и основное богословие. В таких случаях проводили следующее разграничение:
Основное богословие — предмет, который рассматривает главные вопросы христианской веры, изучает её культурный и моральный фундамент, затрагивает интеллектуальные вопросы религиозной традиции, оценивает её с точки зрения науки.
Апологетика — наука о защите христианкой традиции от критики.
Апологетика имеет ряд задач:
- Обоснование христианского вероучения и мировоззрения.
- Защита христианских воззрений от критики.
- Опровержение различных ересей и искажений христианства.
- Возражение мировоззрениям, которые противопоставляют себя христианству или важные для него догмы.
При этом апологетика — это не просто логика или слепая преданность догматизму. Она подразумевает глубокое понимание христианских истин, их источников и нравственно-философского, либо исторического фундамента. Хороший апологет — это эрудированный человек, который всегда способен не только процитировать учение, но и раскрыть его суть.
3 раздела
содержит апологетика: богословский, историко-философский, естественнонаучный
К тому же апологету важно иметь правильное представление о других традициях, которое основано не просто на христианском их видении, но и на понимании чужой точки зрения. Апологет обязан опознавать и пресекать искажённые интерпретации как своего, так и чужого учения
Апологетика содержит три раздела:
- Богословский.
- Историко-философский.
- Естественнонаучный.
Деятельность ранних христианских апологетов
Первые апологеты были выходцами из элиты общества. Они защищали догматы веры от критики иудейских философов и сторонников язычества.
Главным оппонентом первых христиан считают Фронтона — наставника императора. Он считал убеждения верующих абсурдными, основанными на предрассудках и фанатизме. Такие взгляды могли разрушить привычный античный мир, поэтому противники христианства старались доказать, что новая религия враждебна. Апологеты же стремились донести обществу истинность и приемлемость своего вероисповедания.
Важно! Деятельность защитников смогла ослабить гонения власти и подготовить общество к восприятию новой религии
Православная Церковь — «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15):
Можно ли спастись вне Православной Церкви? — Слова Священного Писания и Святых Отцов о Церкви ХристовойВне Церкви нет спасения — диакон Георгий МаксимовПреемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Православной Церкви — Николай ВаржанскийДокументы Нового Завета: Достоверны ли они? — Фредерик Брюс
- «Точное изложение православной веры. Книга первая» — преподобный Иоанн Дамаскин
- «Точное изложение православной веры. Книга вторая» — преподобный Иоанн Дамаскин
- «Точное изложение православной веры. Книга третья» — преподобный Иоанн Дамаскин
- «Точное изложение православной веры. Книга четвертая» — преподобный Иоанн Дамаскин
- Догматы и разум — архимандрит Иустин Попович
Буддизм:
- Главнейшее отличие буддизма от Православия — доцент Московской духовной академии Юрий Максимов
- Христианин, практикующий буддизм: возможно ли это? — Виталий Питанов
- Несостоятельность буддийской критики христианского теизма — диакон Сергий Барицкий
- Нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова — миф для верующих — профессор Галина Ершова
- Тибетское буддийское варварство или о тибетском монашеском «рае» — подборка публикаций
- Буддийское милосердие: убей человека, чтобы он не испортил себе карму — Миссионерско-апологетический проект «К Истине»
- Взрыв либерального мозга: буддисты преследуют мусульман — протодиакон Андрей Кураев
- В Томск приедут семь буддийских колдунов, простите, лам… — Максим Степаненко
- Нидала Оле (Российская ассоциация буддистов школы Карма-Кагью») — необуддийская тантрическая секта
***
Вы находитесь в третьей фазе общения, в
которой проводится испытание веры вашего собеседника, а
также оценка православного мировоззрения. Вы должны
просеять идейный базис мировоззрения вашего собеседника
через оценочное сито, которое должно дать ответ на один
вопрос, истинно или нет то, во что он верит!
Какие оценочные критерии можно применить
на данном этапе? На самом деле эта часть моего доклада
требует целого лекционного цикла или подробной книги на
эту тему. Что я в будущем планирую сделать. А пока
придется довольствоваться краткими тезисами,
рассчитывая, что публика, знакомящаяся с моим докладом,
профессионально подготовлена для его понимания.
Та информация, что будет подниматься в
процессе вашей беседы, может быть оценена по следующим
критериям:
— Библейский (историко-филологический) —
вопрос толкования Библии, и какие идеи из нее можно
подчерпнуть, а какие нет.
— Исторический — правдива ли биография
основателя секты (религии), не искажаются ли
исторические факты о традиционных религиях, насколько
адекватно передается история религиозной организации, к
которой принадлежит ваш собеседник.
— Богословский (теологический) — как
учение секты (религии) соотносится с христианским
вероучением, какие идеалы провозглашаются в секте
(религии), что о них можно сказать с позиции
православного вероучения, какие искажения православного
вероучения присутствуют.
— Религиоведческий — насколько адекватно
передана информация о традиционных религиях.
— Духовная практика — показать связь
вероучения и духовной практики, рассказать о том, что в
основе Православия лежит практический духовный опыт
Богообщения, показать, насколько сильно отличается
православный путь духовного развития от пути, избранного
вашим собеседником.
— Научный — если ссылаются на авторитет
науки, то нужно дать оценку претензиям с позиции научной
методологии .
— Логический — является ли учение секты
(религии) внутреннее непротиворечивым, используют ли в
секте (религии) ложные аргументы.
— Этический — понимание этики,
нетерпимость к христианству, призывы к уничтожению
христианства при показном миролюбии, претензии на особую
избранность.
— Отношение к критике: слепая вера,
запрет на критику, полное подчинение неограниченной
власти лидера без права ее оспаривать.
Все предыдущие этапы беседы готовили, по
сути, почву для Благовестия, в завершении нужно говорить
о Православии как оно есть, нужно говорить о Евангелии.
Православным апологетам и миссионерам
нужно быть готовым к тому, что общение с людьми будет
занимать много времени. Потребует от них терпения и
выдержки. Это сложное дело, вызывающее немало искушений.
При занятиях такого рода деятельностью нужно трезво
оценивать свои силы, знания, личностные качества. И
главное, если вы не можете различать грешника и грех, не
готовы психологически во все это погружаться, то лучше
не надо этим заниматься.
В своем докладе я не претендую на
абсолютную истинность, это всего лишь частный опыт, как
мой личный, так и моих друзей, которые занимаются
миссионерской и апологетической работой. В дальнейшем я
планирую подготовить большую работу, в которой более
подробно освещу те вопросы, которых в этом докладе
коснулся вскользь. Если у кого-либо возникли вопросы,
приглашаю к общению, в век Интернета это сделать
несложно.
Виталий Питанов
Ставрос — 29.08.2013.
Индуизм, даосизм, конфуцианство:
- Конфуцианство как религия — диакон Георгий Максимов
- Христос — Вечное Дао — иеромонах Дамаскин Христенсен
- Индия — страна язычества, религиозной нетерпимости, чудовищных обрядов и дичайших суеверий — подборка публикаций
- Веды – это с другой планеты, это просто язычество — протодиакон Андрей Кураев
- Чем больше узнаю язычество, тем больше ужасаюсь или ведическое проклятие на импотенцию — Максим Степаненко
- Как птичка выросла до бога всего мира (о боге кришнаитов) — Максим Степаненко
- Йога (как религиозная и «оздоровительная» практика).
- Медитация (как религиозная и «оздоровительная» практика).
- Брахма Кумарис — шиваитская неоиндуистская секта Дада Лекхраджа
- «Международное общество сознания Кришны» (кришнаиты) — неоиндуистская языческая секта.
- Ошо Раджниша — неоиндуистская секта.
- Сатьи Саи Бабы — неоиндуистская секта.
- «Сахаджа йога» — Шри Матаджи Нирмала Дэви неоиндуистская секта.
- «Сурат Шабд йога» (Холософское общество) — Сант Такар Сингх неоиндуистская секта.
- «Трансцендентальная медитация» — Махариши Махеш Йоги неоиндуистская секта.
- Шри Чинмой — неоиндуистская секта.
А. Реальная проблема или псевдо-проблема?
Противопоставление веры и наукии, как следствие, конфликт между ними являются проблемой, характерны для западноевропейской мысли (франко-латинской), но представляют собой псевдо-проблему для православной святоотеческой традиции. Данное мнение основано на исторических данных этих двух регионов.
Дилемма, что вера противоположна науке, появляется в Западной Европе в 17 веке при одновременном развитии эмпирическихнаук. Примерно в это же время появляется перваяпо данному вопросу Православная позиция
Важно отметить, что эти события на Западе происходят внеПравославия. Эти последние векастали периодом духовной отчужденности и растущего различия между Западом и Православным Востоком.Этот факт, характеризуется отступлением от православной традиции и секуляризацией западного европейского мира,привнесением в веру схоластики и юридизма, и окончательного ее формирования как религии Западной Европы
И таким образом, эта религия представляет собой опровержение Православия и, по мнению священника Иоанна Романидиса, является «болезнью человеческой».Поэтому Православие исторически оставалось вне формирования настоящей западной европейской цивилизации, которая также отличается по своим масштабам от цивилизация Православного Востока.
Следующие моменты этого процесса являются поворотными изменениями в Западной Европе: проявление схоластики (13 век), возникновение номинализма (14 век), началоэпохи гуманизма/Возрождения (15 век), Реформация (16 век) и возникновения движения Просвещения (17 век).Эти, по сути, революции, были, в то же время,недостатками и брешами в структуре западноевропейской цивилизации, чтобыло обусловлено диалектикой этих двух противоположных движений.
В основе схоластики лежит принятие воззрений Платона. Наш мир задуман как образ трансцендентных универсалий (реализм, архетип).Инструментом познания является разум-интеллект. Познание (в том числе познание Бога) осуществляется путем проникновения логики в суть бытия. Это является основой метафизической теологии, которая предполагает принцип Подобие Бытия (лат.), важных онтологических отношений между нетварным Богом и тварным миром. Номинализм утверждает, что универсалии (фил. общие понятия) суть простые имена, которые в реальности не существуют.Это, по сути, борьба между платонизмом и аристотелевской мыслью, выраженная европейской мысли.Однако, номинализм оказался, своего рода, ДНК европейской цивилизации, существенными элементами которого является философский дуализм и социальный индивидуализм.Процветание станет основным поиском западного человека, основанного на схоластическом богословии средних веков.Номинализм (то есть дуализм) является основой научного развития западного мира, то есть развития эмпирических наук.
Православный Восток прошел другую духовную эволюцию. Ее развитие шло под руководством его духовных наставников – святых, и тех, кто последовал за ними, истинно верующими, которые остались верными пророческой-апостольской-святоотеческой традиции. Эта традицияпротивоположна схоластике и всем историческим событиям духовного развития Европейского мира.На Востоке исихазм, или сердечная молитва,является доминирующим началом (и является основой святоотеческой традиции). И это выражается в аскетическом опыте причастности Истине, выраженном как общение с Несотворенным.Вера как возможность соединения с Богом и миром (Творцом и его творением) исторически сохранилась на Православном Востоке. И это означает отказ от любой формы дуализма. Наука же, а она достигла высокого уровня в Римско-Византийской империи, развивалась уже в рамках этого мировоззрения.
Научная революция в Западной Европе 17-го века поспособствовала разделению областей веры и знания.Это привело к следующему аксиоматическому принципу: новая (эмпирическая) философия принимает только истины, которые проверяются через рациональное знание.Это абсолютный критерий западного мышления.Истины этой новой философии — существования Бога, души, добродетели, вечности и суда.Принятие этих истин, конечно, может быть только при божественном просвещении, так как мы также находим атеизм среди структурных элементов современной мысли.Церковные догматы, которые были отвергнуты рационализмом – это троичная природа Бога, Боговоплощение, прославление, спасение и т. д. Такая естественная и логичная религия, с точки зрения Православной веры, не только отличается от атеизма, но гораздо хуже его.Атеизм менее опасен, чем его искажения!
Естественнонаучная апологетика использует очевидные факты для защиты от нападок материалистов
Естественнонаучная апологетика занимает тем, что побуждает человеку к размышлениям о духовном через доступный его восприятию мир.
Так на этот счёт высказывался: М. В. Ломоносов:
М.В.Ломоносов
Ученый
Необходимость в естественнонаучной апологетике возрастала по мере усиления авторитета науки и распространения атеизма. И то, и другое способствовало увеличению числа критиков христианства и религиозности в целом. Михаил Васильевич Ломоносов внёс вклад в естественнонаучную апологетику.
Поэтому апологетам потребовалось выработать стратегию защиты при помощи убедительных для атеистов и учёных доводов — логики и выводов на основе восприятия.
При этом Церковь не имеет цели противопоставить религию и науку. Правильной стратегией полемики обычно избирают научные доводы в качестве подкрепления догматических истин.
Об этом писал преподобный Ефрем Сирин:
Ефрем Сирин
Богослов
Но многие научные теории материалистичны и сами по себе противопоставляются религиозной картине мира. При этом каждая из них имеет свой «вес» для атеистов. Аргумент из биологии будет убедительнее, чем большинство культурологических фактов.
Однако ни одна наука не претендует на то, что она обладает 100% точным представлением об окружающем мире. Это важный козырь для христианских апологетов.
Апологетика создана для защиты от иудаизма, потом при ее помощи боролись с ересями, а сегодня защищаются от атеистов
Апологетика появилась как мера защиты христиан от критики со стороны иудеев. Уже в деяниях святых апостолов можно найти предпосылки этой науки. В последующие века полемические труды стали традиционной формой христианской литературы.
Наиболее ранний из известных примеров — «Диспут Ясона с Паписком о Христе».
К IV веку гонения на христиан прекратились, и основной темой апологетики стала борьба за чистоту веры.
Следующий этап — полемика с мусульманами. Самый ранний пример — «Состязание христианина с сарацином».
Западная апологетика перешла от споров с иноверцами к внутренним проблемам
Став господствующей религией, католицизм углубился в богословские вопросы об истине, Боге, творении и т.д. Наступил эпоха Возрождения. Полемика приняла внутреконфессиональный характер из-за философских разногласий. Это время, когда параллельно утверждались рационализм и мистическое христианство. Возродился интерес к язычеству.
XX век столкнул апологетику с научным и атеистическим мировоззрением, что побудило богословов сформировать новые стратегии полемики.
Апологетика создана для защиты от иудаизма, потом при ее помощи боролись с ересями, а сегодня защищаются от атеистов
Апологетика появилась как мера защиты христиан от критики со стороны иудеев. Уже в деяниях святых апостолов можно найти предпосылки этой науки. В последующие века полемические труды стали традиционной формой христианской литературы.
Наиболее ранний из известных примеров — «Диспут Ясона с Паписком о Христе».
К IV веку гонения на христиан прекратились, и основной темой апологетики стала борьба за чистоту веры.
Следующий этап — полемика с мусульманами. Самый ранний пример — «Состязание христианина с сарацином».
Западная апологетика перешла от споров с иноверцами к внутренним проблемам.
Став господствующей религией, католицизм углубился в богословские вопросы об истине, Боге, творении и т.д. Наступил эпоха Возрождения. Полемика приняла внутреконфессиональный характер из-за философских разногласий.
Это время, когда параллельно утверждались рационализм и мистическое христианство. Возродился интерес к язычеству.
XX век столкнул апологетику с научным и атеистическим мировоззрением, что побудило богословов сформировать новые стратегии полемики.
Апологетика в России только в конце XIX века стала предметом в богословских школах
Апологетика возникла на Руси вместе с христианством. Основные её направления: создание положительного образа нового вероучения и мотивирование людей на духовный образ жизни.
Один из ранних авторов подобных трудов — митрополит Киевский Ефрем.
Новые традиции русской апологетики возникли в конце XV века в связи с борьбой против ересей.
С.С.Глаголев — выдающийся православный апологет XX века
В XVII веке произошёл раскол, что послужило поводом для новой религиозной полемикой внутри православной Церкви.
К концу XIX века философская апологетика появилась в институтах в рамках философского образования. Важный православный апологет — священник Павел Флоренский, профессор МДА. Он написал труд «Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в 12-ти письмах», который и по сей день называют выдающимся.
Развитие русской православной апологетики пришлось на XX век
Ещё одна важная для православной апологетики личность — профессор С.С. Глаголев, посвятивший труды конфликтам религии и науки.
Постепенно апологетика стала дисциплиной в православных богословских школах.
В течение XX века написано огромное количество апологетических трудов: книг, журналов и прочих изданий. Существует множество курсов по этому предмету. В 2007 году создан сайт «Православный апологет». Здесь публикуют богословские на современные непростые вопросы православного вероучения — это помогает в диалоге с неверующими.