Учреждение святейшего синода при петра i

Состав

Первоначально, по Духовному регламенту, Синод состоял из одиннадцати членов: президента, двух вице-президентов, четырёх советников и четырёх асессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

С 1726 года президент Синода стал называться первенствующим членом, а прочие — членами Святейшего синода и просто присутствующими.

В позднейшее время номенклатурный состав Синода многократно изменялся. В начале XX века член Синода было жалованным званием, удерживавшимся пожизненно даже в случае, если лицо не призывалось никогда для заседания в Синоде. При этом митрополиты Петербургский, Киевский, Московский, экзарх Грузии являлись, как правило, постоянными членами Синода, а митрополит Петербургский из них почти всегда был первенствующим членом Синода.
Особая честь выпала Владимиру (Богоявленскому) последовательно занимать все четыре упомянутые кафедры с 1892 г. и поэтому оставаться одним из четырёх постоянных членов Синода с 1892 по 1917 гг., а с 1912 по 1917 гг. быть его Первенствующим членом.

Первенствующие члены[ | ]

  • Стефан (Яворский), президент Синода (14 февраля 1721 — 27 ноября 1722), митрополит Рязанский Феодосий (Яновский) , первый вице-президент Синода (27 ноября 1722 — 27 апреля 1725), архиепископ Новгородский
  • Феофан (Прокопович) , первый вице-президент Синода (1725 — 15 июля 1726), архиепископ Новгородский

Феофан (Прокопович) (15 июля 1726 — 8 сентября 1736), архиепископ Новгородский

  • К 1738 году в Синоде заседал только один епископ, кроме него были архимандриты и протопопы

Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745), архиепископ Новгородский
Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753), архиепископ Новгородский
Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754), архиепископ Московский
Сильвестр (Кулябка) (1754—1757), архиепископ Санкт-Петербургский
Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767), архиепископ Новгородский (с 1762 — митрополит)
Гавриил (Кременецкий) (1767—1770), архиепископ Санкт-Петербургский
Гавриил (Петров) (1775 — 16 октября 1799), архиепископ Новгородский (с 1783 — митрополит)
Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818), архиепископ Санкт-Петербургский (с 1801 — митрополит Новгородский)
Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821), митрополит Санкт-Петербургский (с июня 1818 — митрополит Новгородский)
Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843), митрополит Новгородский
Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848), митрополит Новгородский
Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856), митрополит Новгородский
Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860), митрополит Санкт-Петербургский
Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892), митрополит Новгородский
Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898), митрополит Санкт-Петербургский
Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900), митрополит Киевский
Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912), митрополит Санкт-Петербургский
Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917), митрополит Санкт-Петербургский (с 1915 — митрополит Киевский)
Платон (Рождественский) (14 апреля 1917 — 21 ноября 1917), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии (с августа 1917 — митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский)

Правовой статус

После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.

Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.

Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.

Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами. Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора

Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению

Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.

Причины и цели создания

Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.

Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.


В 1721 году организована Духовная коллегия, которая получила название Святейший Правительствующий Синод

Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.

Функции

Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:

  1. Административную — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации Церкви, духовного просветительства и регламентации обрядов.
  2. Судебную — разрешал спорные вопросы касательно деятельности священнослужителей, церковных ересей и был инстанцией, которая лишала сана и предавала анафеме.

Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:

  • избрание епископов;
  • учреждение новых кафедр;
  • назначение епископов;
  • регламентирование обрядов и назначение дат праздников;
  • осуществление цензуры всех богословских трудов;
  • регламентирование брака;
  • духовное просвещение прихожан;
  • канонизация святых.

Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).

Процесс учреждения Синода

После смерти патриарха Адриана 16.10.1700 г. русский царь не пошел по пути избрания нового главы церкви, а назначил экзарха – блюстителя престола российского патриарха. Им стал грамотный малороссийский митрополит Рязанский Стефан Яворский. Его возможности были существенно ограничены. В частности, он потерял возможность ведать вопросами кадрового и административного характера. 24.01.1701 г. было принято решение восстановить Монастырский приказ, который ликвидировали еще 19.12.1677 г. Именно этот приказ и стал управлять делами церковных вотчин.

В 1718 г. Петр Алексеевич озвучил указ, что с целью организации управленческой деятельности в церковных делах требуется пополнить государственную вертикаль духовной коллегией. Поэтому он поручает епископу Феофану разработать устав нового органа. Его назвали Духовным Регламентом. В 1720 Регламент подписывался архиереями. Свою подпись под документом поставили и архимандриты монастырей. Подписать документ был вынужден и Стефан Яворский, который не был сторонником такого решения царя. Духовный Регламент окончательно утвердили 25.01.1721 г. В этот же день появился и Манифест учреждения Духовной коллегии.

Президентом, возглавившим созданный Святейший Синод, стал Стефан Яворский. Кроме того, Петр Алексеевич направил в Константинополь адрес патриарха Иеремии III ходатайство, в котором просил патриархов оформить признание Синода равным их сану. В итоге в сентябре 1723 г. от Константинопольского и Антиохийского патриархов приходит грамота. В ней православные иерархи признали Синод и его статус. Официальное открытие Синода состоялось 14.02.1721 г. Тогда же вышел указ, в соответствии с которым Монастырский приказ реорганизовывался и получал статус Камер-конторы.

Причины и цели создания Святейшего Синода

Ходят слухи, что изначально Петр I не планировал подвергать изменениям установленный церковный порядок. Но чем дальше продвигались его реформы, тем все меньше он хотел делить власть с кем-то еще, а тем более с таким сильным соперником, как церковь.

Именно по этой причине Петр I решил переманить церковь на свою сторону, сделать своим союзником, превратив ее в часть аппарата управления империей.

Создание правительствующего Синода стало завершающим этапом в церковной реформе Петра I. Данный орган был создан для того, чтобы заменить упраздненную должность Патриарха и подчинить церковь Российской империи.

Распоряжения императора должны были быть беспрекословно исполнены Синодом, так как он действовал от имени его величества.

Наверное самой главной причиной создания верховного правительствующего Синода является то, что императору был нужен крепкий и верный союзник в лице православной церкви. 

Как известно в то время люди доверяли церкви и как огня боялись Божьей кары. Поэтому, взяв власть над церковью, первый российский император мог спокойно с ее помощью управлять народом. 

Отношение Петра к Церкви

Петр был полон решимости вестернизировать Россию во время своего правления, и церковь была неотъемлемой частью его кампании. Как упоминалось ранее, новая структура церкви во многом напоминала структуру европейских стран, таких как Швеция и Германия. Однако в более широком смысле Петр пытался модернизировать Россию посредством секуляризации, что было жизненно важным шагом в ходе европейской политической модернизации в то время. Секуляризация, в данном случае, означала институционализацию и расширение богатства и власти государства в сочетании с уменьшающейся властью церкви. Церковь также стала политически подчиненной правительству вместо традиционных отношений между церковью и государством, в которых правители, такие как Иван IV, чувствовал себя в некотором роде предметом одобрения Православной церкви, чтобы оставаться законным сувереном.

Петр использовал Синод, чтобы найти и наказать русских-диссидентов. Дополнение 1722 года к церковному регламенту, заменившее патриарха в качестве главы церкви, требовало от священнослужителей сообщать о любых крамольный признания.

До создания Святейшего Синода Петр заботился об улучшениях в церкви. Он был особенно заинтересован в улучшении образования священнослужителей, поскольку многие из них были неграмотны и не могли прислуживать таинства.

В то время, когда Петр учредил синод, он также издал Духовный приказ, упомянутый выше. Одним из ключевых аспектов этого указа было то, что он игнорировал или отрицал божественность церкви и рассматривал ее в первую очередь как государственный институт.

Как работает Священный Синод

Священный Синод – орган управления РПЦ в период между Архиерейскими соборами. Синод ответственен перед Собором и через Патриарха представляет ему отчёт о всех действиях за межсоборный период. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, синодальный год состоит из двух сессий: летней и зимней. Первая длится с марта по август. Вторая – с сентября по февраль. Заседания обычно закрытые и проходят в соответствии с принятым регламентом.

Повестка дня предоставляется председателем и одобряется Синодом в начале первого заседания. Члены Синода могут вносить предложения, а также поднимать вопросы, предварительно уведомив об этом председателя. Секретарь Священного Синода (управляющий делами Московской Патриархии) несёт ответственность за подготовку синодальных материалов и составление журналов заседаний. Решения принимаются общим согласием или большинством голосов (воздержаться от участия в голосовании нельзя). В случае равенства голосов решающим является голос председателя.

Помимо попечения о сохранении неповреждённой православной веры и церковном единстве, в обязанности Священного Синода входит: издание дисциплинарных постановлений; регулирование богослужебных вопросов; поддержание должных отношений Церкви с государством, а также многое другое.

Священный Синод занимается избранием и назначением архиереев, руководителей синодальных учреждений, ректоров духовных учебных заведений, игуменов (игумений) и наместников монастырей. Синод может создавать комиссии, занимающиеся вопросами канонизации святых, духовного просвещения, благотворительности, хранения церковно-исторических памятников и т.д.

Приведём пример одного из решений современного Синода РПЦ. В июле 2012 года Священным Синодом был официально учреждён чин поминовения некрещёных младенцев. Поскольку отпевание для них не возможно, Церковь установила данный чин, призванный упокоить душу усопшего младенца и утешить его родителей.

Обязанности синода

Что такое синод? Думаю, вы уже прекрасно поняли смысл и значение этого слова. Теперь же вам стоит более подробно ознакомиться с обязанностями этого органа, о которых мы упоминали ранее:

  1. Попечение о неизмененном хранении и истолковании христианства, а также устоявшихся правил нравственности и благочестия, проповедуемых этой религией.
  2. Служение внутреннему единству РПЦ (Русской православной церкви).
  3. Поддержание союза с Православными Церквами из других государств.
  4. Поддержание необходимых отношений с государственными структурами, которые в полной мере соответствуют действующему уставу и законам.
  5. Планирование внутренней и внешней деятельности церкви, а также решение вопросов, возникающих на данной почве.
  6. Оценка ключевых событий, которые происходят в жизни самой церкви, в отношениях с другими конфессиями и религиями.
  7. Контроль действий всей Полноты РПЦ в ее попытках по достижению всеобщей справедливости и мира.
  8. Установка порядка владения и использования зданий и имущества, которые принадлежат Русской православной церкви.

Теперь вы знаете значение слова синод, историю этого церковного органа, а также его основные функции. Очень надеемся, что предоставленная в статье информация была вам интересна, и вы узнали из нее много нового.

Полномочия Синода

Синод обладал полномочиями, необходимыми для осуществления цензуры богословских книг, церковно-исторических и канонических трудов. Данный орган осуществлял судопроизводство в первой инстанции относительно дел епископов, которых обвиняли в допущении антиканонических деяний. Синодом выносились решения окончательного значения по делам расторжения браков, а также снятия сана с духовенства. Предавал он мирян анафеме, одновременно осуществляя духовное просвещение народных масс.

Состав Синода назначался императорским указом. Представителем российского монарха в этом органе выступал Обер-прокурор.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Фон

Серия реформ Петра Великого вдохновила на создание Святейшего Синода. В новую имперскую эпоху произошли радикальные изменения и развитие экономических, социальных и культурных аспектов жизни России. Петр дважды ездил в Европу и проводил реформы, которые отражали его желание вестернизировать Россию, и работал над русификацией европейских моделей, чтобы они лучше соответствовали его нации. Помимо формирования синода в попытке ослабить власть и авторитет Русской православной церкви , он также бросил вызов традиционным русским ценностям, которые уходят корнями в религию и социальную структуру, определяемую боярами и аристократией, купцами, духовенством, крестьянами и крепостными. Он делал это, воплощая в жизнь идеалы просвещения — за исключением тех, которые привели бы к демократизации российского правительства, терпимости к политическому или религиозному инакомыслию или поощрению свободного роста мысли или идей; установление юлианского календаря ; реорганизация российской армии в европейском стиле; установление меритократии (в отличие от предыдущей системы разграничения должностей по аристократическому происхождению); запрещение или обложение бороды налогом (что было распространено среди старообрядцев ); Стремление Петра к консолидации и стандартизации власти привело к созданию синода. С одним лидером (патриархом) церковь оказалась слишком большой угрозой для правления Петра, и он не хотел делиться властью.

Создание Священного синода

В 1718 году Петр отдал приказ о формировании Духовной коллегии или Святейшего правительствующего синода. Он должен был прийти на замену уже устоявшемуся патриаршеству. Ранее уже упоминавшегося Стефана Яворского назначили президентом Духовной коллегии, а ее участниками стали два епископа, одним из которых был Феофан Прокопович, архимандриты и протопопы. Главой синода был обер-прокурор, которого также назначал государственный правитель. Как правило, обер-прокурорами становились светские люди, которые до этого не имели серьезного отношения к религии. Они выполняли функции, связанные напрямую с деятельностью церкви: толкование догм, цензура религиозных изданий, противостояние ереси, заведование школами и другими учебными заведениями и т.д. Кроме функций, перечисленных ранее, синод также был своего рода аналогом Духовного суда. Присутствие данного органа состояло из 12 иерархов, которых также назначал государственный правитель.

Священный синод был центральным аппаратом церковно-административной власти в Российской империи вплоть до августа 1917 года. В 1918 году синод как орган, подчиняющийся государству, был ликвидирован Советом народных комиссаров, а его место вновь заняло возрожденное патриаршество. Некоторое время он выполнял функции коллегиального управляющего органа, но в 1924 году патриарх Тихон полностью его распустил. Полное восстановление деятельности синода состоялось в 1945 году в Поместном соборе.

Формирование

Священный Синод заменил патриарха десятью, а затем двенадцатью священнослужителями. Обер — прокурор (Ober-Prokuror), первый из которых был полковник И. В. Болтин, курировал синод с целью проверки законности их действий и оперативного и упорядоченного выполнения своих обязанностей. Петр требовал, чтобы священники сообщали о предательских исповеданиях, но он не доводил свои возможности контроля до предела, например, воздерживаясь от секуляризации церковных земель. При синоде церковь стала более терпимой по отношению к различным конфессиям, даже на какое-то время распространив эту политику на старообрядцев. Смешанные браки между православными и западными христианами были разрешены с года образования Синода.

Предполагается, что синод должен был отразить отношения церкви и государства в лютеранских странах Северной Европы. Хотя император не обладал властью в вопросах веры, правительство эффективно контролировало организацию, финансы и политику церкви. Считая, что правительство должно играть активную роль в жизни граждан, Петр ожидал, что церковь будет делать то же самое. Он велел церкви создавать общественные благотворительные проекты на благо простых людей. Сюда входили богадельни и христианские школы.

В ноябре 1718 года Петр основал Духовное училище в Санкт-Петербурге, поскольку оно было центром гражданского управления. Вскоре название «Духовная коллегия» изменится на «Святейший Всевластный Синод».

Статус Синода

Синод получил статус высшего государственного органа, осуществляющего церковно-административную власть в России. Он заменил патриарха относительно выполнения функций общецерковного характера и полномочий осуществления внешних отношений. Синод пришел на смену и всем соборам епископов поместной церкви. Он функционировал от имени самого Императора. Принимаемые монархом решения и распоряжения в части церковных дел носили окончательный характер для Синода и обязательно должны были воплощаться в жизнь.

Осуществляя высшие административные и судебные функции церковной власти в государстве, Синод пользовался правом открытия новых кафедр после одобрения верховной властью Российского государства. По такой же схеме он избирал и ставил епископов, определял перечень церковных праздников и обрядов, мог решать вопрос канонизации святых.

↑ Учреждение Святейшего Синода

В феврале 1720 года Феофаном Прокоповичем был составлен «Духовный регламент», в котором описывались: 

  • система нового церковного правления; 
  • круг полномочий; 
  • должности.

Таким образом, «Регламент» провозглашал создание духовной коллегии вместо единоличного правления патриарха. Документ был отдан на рассмотрение в Сенат, а уже после этого его изучили члены Священного Собора. Подписи согласия они ставили под давлением светской власти. Также в течение следующего года было собрано 87 подписей, которых хватило для принятия документа.

Зимой 1721 года Петр I издал манифест об учреждении Синода. Президентом стал митрополит Стефан, но после его смерти эта должность была упразднена. Был назначен обер-прокурор Синода, которому надлежало быть «глазами и ушами» императора. Через 2 года Святейший Синод обрел признание константинопольского патриарха Иеремии III. С согласия государя осуществлял Синод законодательную, исполнительную и судебную власти в Церкви.

Синодальные учреждения.

В 1839 г. во главе с синодальным обер-прокурором было учреждено хозяйственное управление, в ведении которого находилось все имущество и денежные средства Синода. В 1867 г, при Святейшем Синоде был открыт Учебный Комитет. Его Председатель и 9 членов назначались Синодом: председатель — непременно из духовных лиц, а члены — из духовных и светских. Причем светские члены утверждались Синодом по представлению обер-прокурора. Помимо постоянных членов к участию в деятельности Комитета Председателем приглашались и другие лица (с ведома Синода или обер-прокурора) из проживающих в Петербурге ученых и педагогов. Учебный Комитет осуществлял общее административное управление и научно-методическое руководство семинариями и духовными училищами.

В непосредственном ведении Синода находились также две синодальные конторы: Московская и Грузино-Имеретинская. Первая из них, под председательством Московского митрополита, а в его отсутствии — первого викария епархии, состояла из архиереев, находящихся на покое в московских монастырях, архимандрита одного из московских ставропигиальных монастырей и протопресвитера Успенского собора. Эти кандидатуры утверждались по представлению Святейшего Синода Высочайшими приказами. Синодальная контора в Москве заведовала Успенским собором, Московскими ставропигиальными монастырями, синодальным домом, Церковью 12 Апостолов, синодальной ризницей и библиотекой. Кроме того, она ведала приготовлением святого мира.

Грузино-Имеретинская синодальная контора под председательством экзарха Грузии состояла из 4 членов: 3 архимандритов и 1 протоиерея. Она имела гораздо более широкие полномочия, чем Московская, являясь своего рода синодальным отделением по управлению грузинскими епархиями. Синодальная контора во главе с экзархом избирала кандидатов на вакантные грузинские кафедры и представляла их для утверждения Синоду. Епископы Грузии, управляя своими епархиями, в своей деятельности находились в зависимости от экзарха и синодальной конторы.

Синодальный период Русской церкви

В 1718 году Пётр Великий принял решение, что впредь власть над Русской православной церковью будет учреждена на коллегиальных началах. Но окончательное оформление нового порядка управления состоялось только после завершения Северной войны. В 1721 году был учреждён Святейший Правительствующий Синод, в котором объединялись несколько равных по сану митрополитов. Один из митрополитов назначался первоприсутствующим, так сказать президентом этой коллегии духовных дел. В 1722 году Пётр учредил также должность гражданского обер-прокурора для государственно-полицейского надзора за деятельностью этой организации, но впервые должность обер-прокурора была замещена только при императрице Елизавете в 1741 году.

Так началась Синодальная эпоха Русской церкви, продлившаяся почти два столетия – пока столица России пребывала в Санкт-Петербурге. У историков она получила неоднозначную оценку. Одни утверждают, что в синодальный период Русская церковь превратилась в ещё одну полицию – по делам нравов, что обер-прокурорский контроль убивал дух Церкви, что всё это вместе способствовало развитию атеизма в русском обществе и, в конечном счёте, крушению монархии.

Другие авторы справедливо указывают на то, что в Синодальный период было сделано очень много для духовно-православного просвещения русского народа, что религия из поповской формальности превратилась для многих, особенно для представителей высшего общества, в живую потребность души. Наконец, в Синодальный период было прославлено немало святых прежних времён и явились новые святые, такие, как Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский.

В начале ХХ века в Русской церкви оживилось движение за созыв Поместного собора и восстановление патриаршества. Обер-прокурорская система подвергалась острейшей критике. По времени это движение не зря совпало с подъёмом либеральной и революционной общественности. По сути, оно явилось средством внутрицерковной борьбы против учреждений Российской империи, за новую либеральную конституцию. К 1917 году в Синоде было уже немало иерархов такого направления.

Белое духовенство

По представлению Петра белое духовенство должно было стать инструментом государства, которое будет влиять на народные массы и следить за его духовным состоянием. Иначе говоря, создавалось такое же четкое и отрегулированное сословие, как дворянство и купечество, со своими целями и функциями.

Русское духовенство на протяжении всей своей прежней истории отличалось своей доступностью для населения. Это не была каста жрецов. Напротив, туда мог вступить чуть ли не каждый желающий. По этой причине в стране существовал переизбыток священников, многие из которых переставали служить в приходе, а становились бродягами. Такие служители Церкви назывались «крестцовыми». Отсутствие регулирования этой среды, конечно, стало чем-то из ряда вон выходящим во времена Петра 1.

Вводился и строгий устав, согласно которому на службе священник должен был только хвалить новые реформы царя. Синод при Петре 1 издал указ, обязывающий духовника сообщать власти, если человек на исповеди признавался в государственном преступлении или хуле на корону. Ослушники карались смертной казнью.

Месторасположение

Сразу после учреждения Синод находился в Санкт-Петербурге на Городском острове. Через некоторое время заседания начали проводиться в здании Двенадцати коллегий. В 1835 г. Синод переехал на Сенатскую площадь. Время от времени заседания переносились в Москву. Например, во время коронации монархов. В августе 1917 г. Синод окончательно переехал в Москву. До этого здесь имелась лишь Синодальная контора.

В 1922 году патриарх был арестован. Первое заседание Синода было проведено лишь спустя пять лет, в 1927 году. Тогда легализации РПЦ удалось добиться митрополиту Нижегородскому Сергию.

Он организовал при себе временный Патриарший Синод. Однако весной 1935 года этот орган опять был распущен по инициативе властей.

Литература[ | ]

  • Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России, 1856—1904. — СПб.: Наука, 2003. — 276 с.
  • Алексеева С. И. Святейший Синод и Государственный совет в России (вторая половина XIX в.) // Страницы российской истории. Проблемы, события, люди. Сборник в честь Бориса Васильевича Ананьича. — СПб., 2003. — С. 10—16.
  • Алексеева С. И. Проекты реформы Святейшего Синода // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История Русской православной церкви. — 2005. — № 1. — С. 5—23.
  • Алексеева С. И. Традиция «Симфонии» и церковно-государственные отношения в пореформенной России // XVI Ежегод. богословская конф. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та: мат-лы. Т. 1. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. — С. 99—102.
  • Алексеева С. И. Т. И. Филиппов — чиновник особых поручений при обер-прокуроре Святейшего Синода // Сборники Президентской библиотеки. Сер. «Электронный архив». Вып. 1. Святейший Синод в истории российской государственности: Сб. мат-лов Всерос. науч. конф. с межд. участием. — СПб.: Президентская биб-ка, 2021. — С. 115—130.
  • Алексеева С. И. Институт синодальной обер-прокуратуры и обер-прокуроры Святейшего Синода в 1856—1904 гг. // Нестор. Ежекварт. тематич. журн. истории и культуры России и Вост. Европы. Православная церковь в России и СССР. Источники, исследования, библиография. — СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2001. — № 1. — С. 291—310.
  • Бабкин М. А. Святейший синод Православной российской церкви и свержение монархии // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. — СПб.: 2021. Т. 62. Вып. 3. С. 522—544.
  • Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. — СПб, 1896. — 446 с.
  • Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 1. / отв. сост. Д. И. Раскин, отв. ред. Н. П. Ерошкин. — СПб.: Наука, 1998. — С. 134—147. — ISBN 5-02-028394-0 ; 5-02-028386-X
  • Прот. А. М. Иванцов-Платонов. О русском церковном управлении. — СПб., 1898.
  • Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого. — М., 1886.
  • О жалованьи членам Св. Синода. Материалы. / Сообщ. Г. В. Есиповым // Русский архив. — 1870. — Стлб. 1953—1959.
  • Прот. В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву. — СПб., 1914.
  • Святейший Синод в истории российской государственности : сб. мат-лов Всерос. науч. конф. с межд. участием / науч. ред. С. Л. Фирсов, П. В. Федоров. — 2021. − 738, с.
  • Смолич И. К. Гл. II. Церковь и Государство // История русской церкви. 1700—1917 гг. В 8 кн. = Geschichte der Russische Kirche. — Лейден, 1964.
  • Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. — Ч. III. Гл. 35. Бюрократия в Церкви.
  • Тихомиров П. В. Каноническое достоинство реформ Петра Великого по церковному управлению. // Богословский вестник, издаваемый Имп. Моск. духовною академиею. — 1904. — № 1 и 2.
  • Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Париж, 1937.
  • Шавельский Г. И. Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 56—147. — ISBN 5-98574-011-0

Итоги и результаты учреждения Синода

Надо сказать, что действия императора привели к достаточно положительным последствиям.

Благодаря церковной реформе Петра I, церковь полностью утратила свою самостоятельность и независимость.

Теперь она стала полностью подконтрольна правительству и безобидна для власти императора.

В лице церкви император сумел приобрести верного союзника и помощника в государственных делах. С ее помощью он укрепил свою власть и обрел еще большее могущество. Теперь в его руках находилась церковь, а значит и полное доверие народа.

Петр I проделал огромную работу. Взаимодействие с церковью послужило не только укреплению власти, но и способствовало развитию государства в целом.

Святейший Синод действует и по сей день, но теперь только в качестве совещательного органа Русской православной церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector