Святогорская святая лавра: расписываем суть

Перечень всех русских и украинских обителей

В нашей стране утвердилась традиция понимания лавры как значимой, широко прославленной многолюдной обители, тогда как сочетание отшельничества с  киновией было далеко не везде. Так называли монастыри:

  • Киево-Печерский; его именуют лаврой уже документы XIII в;
  • Троицкий прп. Сергия Радонежского;
  • основанный митр. Алексием Московским Чудов (Москва, XIV в.);
  • Успенский Кирилло-Белозерский, а также множество других.

Интересный фактС XVIII в. Священный Синод начинает официально присваивать названия  лавры  отдельным монастырям, ориентируясь при этом на их значение. а не на формы подвижничества. 

Сейчас так именуются 2 обители на территории России – Троице-Сергиева и Александро-Невская.

На Украине их 3: Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская. Этот статус  говорит об их историческом, духовном значении. По принятой с 2009 г. практике настоятель такой монашеской общины является епископом.

Монастырские павлины и утки-мандаринки

Утро Святогорская Лавра встречает звоном колокола и чириканием попугаев и прочих птиц. По фасадной линии центрального Успенского храма монастыря расположены фонтаны, а на заднем дворе сделан птичник. Хорошо здесь детям, да и взрослым отдых, можно выйти во время длинной службы и отдохнуть пару минут. Всё чисто, никакого запаха. Меня больше всего удивило, что в таком холоде на улице находятся теплолюбивые попугаи и павлины. Очень понравились цветные утки-мандаринки. Рано утром, когда только забрезжил рассвет и людей еще не было, они забавно и громко хрюкали на воде. Монастырские попугаи чирикали. У всех начинался новый день.

О святынях лавры

Как и любое другое святое место, Свято-Успенская Святогорская лавра имеет свои, особенные святыни, прикоснуться к которым стремятся многие верующие христиане. Из всего многообразия святынь на Святых Горах, паломники особенно стремяться помолиться перед чудотворной Святогорской иконой Божьей Матери, а также посетить могилу преподобного Иоанна.

Святогорская икона Богородицы

Кроме любых других православных праздников, общих для всей полноты нашей Церкви, в Святогорскую лавру едет огромное количество паломников еще в один день — 30 июля. Именно в эту дату происходит торжественное богослужение, проводимое в честь иконы Божьей Матери «Святогорская», которая является чудотворной и почитается как на Донбассе, так и за его пределами.

До начала революционных волнений в обители было две подобные иконы. Первый древний образ, к сожалению, не сохранился и был утерян во времена разорения монастыря. Другая икона, которая является списком с древней, хранится в лавре до сих пор. К ней и едут паломники.


Святогорская икона Божией Матери

Нынешняя Святогорская икона датируется 19 веком. По преданию, приехавший на Святые Горы афонский старец увидел окружающую его красоту и стал сильно скорбеть о том, что не может оставить никакого дара. Тогда он написал икону, которую и передал в обитель. Образ хранился длительное время в древней пещерной церкви в честь Иоанна Предтечи.

Интересно! Неоднократно икона чудесным образом спасалась от уничтожения водой и пожарами. Несмотря на все негативные воздействия, образ оставался неповрежденным.

В советские годы икону прятали благочестивые верующие, а в 1992 году крестным ходом образ был торжественно доставлен в Успенский собор. После этого сюда стали приезжать многие паломники, и по искренним молитвам получали исцеление. На образе можно увидеть множество подвесок, украшений, цепочек — это те дары, которые люди приносили к иконе в благодарность Пресвятой Богородице за то, что услышала молитвы и ответила на них.

Могила преподобного Иоанна затворника

Преподобного Иоанна в миру звали Крюков Иван. Он родился в конце 18 века в городе Курске. С самого раннего детства будущий святой тянулся к монашеской и затворнической жизни, однако воплотить свою мечту особого служения Господу смог не сразу. Сначала ему пришлось пройти множество жизненных испытаний — и голодное безрадостное детство, и нежеланный, по принуждению родителей, брак.

Уже будучи взрослым мужчиной, будущий подвижник овдовел. Безропотно пронеся крест житейских испытаний, он смог, наконец, приблизиться к тому, что наиболее дорого было его сердцу — к жизни в монастыре. Иван поступает в Глинску пустынь. С самого начала своего иноческого пути он отличается особым усердием в молитве, чистотой и искренностью своей души.

Через 7 лет постоянных трудов принял постриг в мантию под именем Иоанникий. Вскоре начал восстанавливаться Святогорский монастырь, и некоторые монахи из Глинской пустыни перешли на жительство в него. Среди них были и монах Иоанникий. Тут он занимал должность эконома, и принес много практической пользы восстанавлиювающемуся монастырю.


Икона преподобного Иоанна, Затворника Святогорского

Подвижника манили пещеры монастыря, и по благословению отца-настоятеля он ушел в затвор в одну из меловых пещер. После этого он принял постриг в великую схиму под именем Иоанн.

Быт подвижника был крайне скуд и аскетичен. Спал он в открытом деревянном гробу, где вместо постели было постелено немного соломы. Пещера его была низкой, маленькой и холодной, а свет попадал из небольшой расщелины в скале. К тому же, подвижник носил вериги и власяницу, которые еще больше утруждали его тело, но возвеличивали дух. Постоянно пребывая в молитве, строгом посте и усилиях по обузданию своей плоти, святой лишь ненадолго позволял себе короткий отдых.

17 лет провел подвижник в подвиге затвора, за что еще до своей кончины сподобился многих духовных дарований от Господа. Почил святой мирно и спокойно, с радостью отдав свою душу в руки Всемилостивого Господа, которому верой и правдой служил всю свою сознательную жизнь.

Похоронен преподобный на территории лавры, и к его могиле не уменьшается поток паломников. Сразу же после его смерти многие получали исцеления и другие чудесные дары по молитве. Вскоре преподобный Иоанн был причислен к лику святых, сегодня ему служат торжественные службы и молятся многие верующие люди, получая ощутимую помощь.

Отдельно о святогорских пещерах

Свято-Успенская Святогорская лавра, помимо святынь и подвижников благочестия, славится на весь православный мир своими меловыми пещерами. Вырытые первыми монахами и поселенцами в этих местах, эти пещеры помнят самое начало зарождения монашеской жизни на Святых Горах.

Сегодня Святогорские пещеры вызывают и духовный, и культурно-исторический интерес. В духовном смысле древние кельи и храмы, расположенные глубоко в недрах меловых гор, могут поведать нам о жизни, быте, благочестии и молитве самых первых подвижников, которые осмелились поселиться тут много веков назад.


Святогорские пещеры

Некоторые подземные храмы действуют и сегодня, поэтому можно попасть на богослужение в пещерах. Кроме того, хорошо сохранились келии монахов, которые жили и подвязались в монастыре в самые разные века.

Общая протяженность всех пещер составляет около километра. Точная дата из возникновения достоверно неизвестна. Некоторые исследователи говорят об очень раннем появлении меловых пещер (примерно 8-9 века), и что копали их не русские монахи, а переселенцы из других стран. По другим данным, пещеры возникли в 11-12 веке и использовались как убежища во время частых тогда набегов татар и других недругов.

Среди наиболее древних пещерных помещений, дошедших до наших дней, можно выделить:

  • храм Рождества Иоанна Предтечи;
  • церковь во имя святых Антония и Феодосия Киево-Печерских;
  • монашеские кельи;
  • несколько бытовых и подсобных помещений;

Интересно! Существует легенда, согласно которой есть некий тайный подземный ход, соединяющий монастырь и противоположный берег реки Донец. Достоверно это неизвестно, но, учитывая оборонное значение монастыря, такой ход действительно мог существовать.

Пещера, в которой жил в затворе преподобный Иоанн, не сохранилась до наших дней. К сожалению, мел является довольно хрупким минералом, поэтому многие древние пещеры обвалились. Сохранность подземных ходов Святогорской лавры на сегодняшний день является актуальным вопросом.

Восстановление

После распада СССР вновь о духовном значении Святых гор заговорили в 1992 году. Именно тогда сюда пришли подвязаться первые монахи, а также священник, известный сегодня всем как архимандрит Серафим.

Территория и строения монастыря были в ужаснейшем состоянии. Оскверненные храмы, в пределах которых были расположены общественные уборные, были совершенно непригодны для богослужений. Обитель требовала длительных и капитальных восстановительных и реставрационных работ.

К 1995 году количество насельников и братии постепенно увеличивается и начинаются масштабные действия по приведению монастыря в надлежащий вид. Только к 2003 году удалось вернуть во владение все строения, которые до этого были в собственности самых разных организаций и ведомств.

Когда удалось хотя бы немного привести в порядок обитель и наладить в нем монашескую жизнь, стали поднимать вопрос о присвоении ему статуса лавры. С учетом того, что монастырь был очень древним, имел богатое духовное и историческое наследие, активно развивался, стал излюбленным местом для православного паломничества, патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым было подписано решение о присвоении обители статуса лавры.


Церковь Николая Чудотворца в Святогорской лавре

Это знаменательное событие произошло 9 марта 2004 года, и с тех пор на украинской земле находится целых три лавры — Святогорская, Киево-Печерская и Почаевская. Богата Святогорская земля и святым: в 2008 году состоялось торжественное прославление Собора святых, которые провели свою жизнь и сподобились Небесной славы во Святых Горах. Тогда православный мир пополнился сразу 17-ю святыми, среди которых были и юродивые, и святители, и преподобные.

Часовня апостола Андрея

Андрей Муравьев – брат известного декабриста, друг Пушкина, человек, которому Лермонтов посвятил не одно стихотворение, часто бывал в имении Потемкиных и очень интересовался жизнью монастыря. Во имя его Ангела – Андрея Первозванного – и была освящена часовня. Именно об этом месте святитель Филарет в XVI веке сказал: «Здесь так близко от неба и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где?!» Часовня апостола Андрея в Святогорской обители построена в середине ХIX века. Мне очень нравится великолепная смотровая площадка около часовни: высота и вид потрясающие. А еще несколько десятков лет назад тут были руины и полуразвалившиеся постройки, расписанные туристами. Монахи сделали ремонт конструкции и водрузили крест.

История

Первые монахи на месте будущей лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

Святогорская лавра в 1885 году

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный, превращенный в кинотеатр Успенский собор.

Только в конце 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.

г. Священный Синод УПЦ принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ от г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен г.

Это интересно: Свято-Георгиевский женский монастырь в Ессентуках: разбираем подробно

Настоятели и наместники

  • Симеон (упом. 1624)
  • Кирилл (упом. 1640)
  • Игнатий (упом. 1651)
  • Феофан (упом. 1654)
  • Гавриил (упом. 1661 — упом. 1666)
  • Корнилий (упом. 1672)
  • Иоиль (упом. 1679)
  • Иосиф (Кононович) (упом. 1687)
  • Феодосий (упом. 1691)

    Паисий (упом. 1691)

  • Вениамин (упом. 1701)
  • Иона (упом. 1705)
  • Вассиан (Василевский) (1707 — ?)
  • Севастиан (Юхновский) (- ?)
  • Арсений (Зарудных) (1720 — 1723)
  • Митрофан (Шеинков) (1723 — конец 1728)

    Анатолий (конец 1728 — июнь 1729)

  • Митрофан (Шеинков), 2 раз (июнь 1729 — 1733)
  • свт. Иларион (Григорович) (- 1737/1738)
  • Фаддей (Кокуйлович) (1738 — 1758)
  • Рафаил (Мокренский) (1758 — )
  • Лаврентий (Кордет) (март 1765 — 1766)
  • Матфей (Млодзинский) (1766 — 1767)
  • Сильвестр (Кияновский) (1767 — 1770)
  • Феофан (Федоровский) (1770 — ?)
  • Филарет (Финевский) (? — 1787)
  • Венедикт (- 1787)

обитель была упразднена

Арсений (Митрофанов) (1844 — 1859)
прп. Герман (Клица) (- )
Вассиан (Дегтярев) (1890 — 1909)
Трифон (Скрипченко) (1909 — 1922)

монастырь ликвидирован

Где остановиться

Для посетителей Святогорской Лавры в течении 3-х дней предоставляется жилье в паломнической гостинице (корпус для мужчин и отдельно корпус для женщин); с учетом поселения не чаще одного раза в месяц. Поселение в гостинице осуществляется только через регистратуру при наличии документов удостоверяющих личность (паспорт с пропиской, пенсионное удостоверение, водительские права и др.).

Паломникам в монастырской гостинице запрещается самовольное заселение в номера. Корпус открывается в 5.00, закрывается в 23.00. Паломники обязаны в 5.30 и 16.30 освобождать занимаемые номера и присутствовать на монастырских богослужениях.

Стоимость проживания в монастырской гостинице — пожертвование. Стоимость комплекта постельного белья — 5 гривен или 20 российских рублей. Паломническим группам и отдельным частным лицам места в паломнической гостинице не бронируются, поселение по прибытии.

Родителям с грудными детьми, молодым девушкам (до 30 лет) не благословляется пребывать в монастырской гостинице более 1 суток. Обитель не несет ответственность за недосмотр родителей за своими детьми.

«ПОД ОБИТЕЛЬСКОЙ СТЕНОЮ, ОЗАРЕННЫЕ ЛУНОЮ…»

В 1862 г. русский поэт автор Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.) воспел в стихотворении «Святые горы» и Лавру с ее обитателями, и тех, кто не устает поклоняться ее святости.

В настоящее время Свято-Успенская Святогорская Лавра — влиятельный духовный центр православия Восточной Украины и Юга России. Ее внешний вид удивителен: она возвышается на белоснежной меловой скале над рекой, в окружении тенистых рощ, что обступают ее у подножия. На меловом теле скалы видны отверстия: это — пещеры и ходы, проделанные монахами. Пещерные ходы поднимаются к вершине горы, увенчанной церковью, что словно висит в воздухе.

Под церковью сохранились выкопанные основателями монастыря пещеры с усыпальницами, храмами и кельями. Самые первые были выкопаны в верхнем ярусе, а потом здесь появился большой лабиринт проходов и келий. Свет попадает сюда через крохотные оконные проемы, обстановка в кельях аскетическая.

Отсюда идет проход в пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи, который предваряет выход на вершину утеса, где высится церковь Святителя Николая Чудотворца, что представляет собой естественное продолжение пещер и подземного хода: половина его является основанием, алтарем и южным притвором. Все высечено из мела, и только верх — крыша с куполами — построен из кирпича. Николаевская церковь построена в стиле украинского барокко XVII в., и в оформлении ее заметны мотивы народной деревянной архитектуры.

До того времени, как монастырь был распущен по повелению императрицы Екатерины II, два этих небольших храма, хоть и с трудом, но справлялись с приемом паломников. Но после возрождения обители в середине XIX в. назрела необходимость в сооружении большого соборного храма. Проектировал его известный петербургский архитектор и академик Алексей Горностаев (1808-1862 гг.). В 1868 г. собор Успения Пресвятой Богородицы был освящен. В годы советской власти в нем находился кинотеатр, а вновь собор был освящен в 2000 г.

В соборе Успения Пресвятой Богородицы находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника.

Однако еще до строительства собора Успения Пресвятой Богородицы первым крупным сооружением в монастыре после его второго открытия в 1844 г. стала церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Над ее проектом трудился сам Александр Тон (1790-1858 гг.) — профессор архитектуры Императорской академии художеств. Советская власть нашла храму поразительное применение, устроив в нем грязелечебницу. В 1996 г. Покровский храм возвращен Святогорскому монастырю.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы появилась в монастыре в 1868 г, когда настоятель Святогорской пустыни архимандрит Герман разобрал старый Успенский собор и использовал камни древнего храма, пристроив из них к трапезному корпусу церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Судьба церкви оказалась трагична: в годы Великой Отечественной войны церковь была полностью разрушена, а после войны на старом фундаменте построили столовую открытого в монастыре санатория. После того как монастырь был возрожден, обитель построила новое здание церкви, использовав внешний вид церквей разных эпох и стилей. Северный фасад сделан в стиле Медиоланской базилики V в., купол — копия храма русской архитектуры XIV в., главная лестница выполнена по мотивам архитектуры XVI в.

Из числа монахов, что жили в монастыре, семнадцать были впоследствии прославлены в лике святых. В 2004 г. Святогорский монастырь получил статус лавры.

Описание

Обитель стоит на правом берегу реки Северский Донец – на склонах покрытой лесом гряды меловых гор, один из которых украшен свободным от деревьев белым отвесным утесом.

Успенский собор лавры

Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры

  • Успенский собор (1859-1868 гг.);
  • Покровский храм (1850 г.);
  • Николаевский храм (к. XVII в.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм прп. Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • церковь Рождества Пресвятой Богородицы (2011 г.);
  • церковь св. пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня ап. Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня прпп. Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (строится);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г.).

Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры

  • храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (строится в г. Святогорске как соборный храм города);
  • Всехсвятский скит: Всехсвятский храм (2010 г.); храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, (2005 г.);
  • скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Богородичное Донецкой области: двухэтажный храм (2005 г.) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прп. Сергия Радонежского; двухэтажный храм — Благовещенский (идет строительство), равноап. кн. Владимира (идет строительство); часовня св. блгв. кн. Александра Невского (2005 г.);
  • Георгиевский скит в с. Долина Донецкой области: двухэтажный храм — вмч. Георгия Победоносца (идет строительство), мч. Иоанна Воина (идет строительство);
  • скит свт. Иоанна Шанхайского в с. Адамовка Донецкой области: двухэтажный храм — свт. Иоанна Шанхайского (идет строительство), в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех (идет строительство);
  • Николо-Феодосиевский скит в с. Кармазиновка Луганской области: храм свт. Николая Чудотворца с боковым алтарем в честь свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1870 г.).

Годы советской власти

Сложно найти хотя бы один храм или монастырь, который так или иначе не пострадал бы с приходом к власти большевиков в начале 20 века. Трагическая участь постигла и Святогорскую лавру, разграбление которой началось сразу после революции.

Одним из революционеров, по указанию которого в помещениях монастыря был обустроен кинотеатр и библиотека, был некий Федор Андреевич Сергеев, известный под псевдонимом «товарищ Артем». Он был идейным революционером, авторитетным советским политическим деятелем. Сегодня ему в заслугу приписывают тот факт, что не были разрушены здания и сооружения монастыря.


Икона Собора Святогорских отцов

Это действительно так, но сделано это было отнюдь не из уважения к духовному наследию, а просто из практической целесообразности — там, где совсем недавно жили, молились и несли духовный подвиг монахи, в 1922 году был основан Дом отдыха для советских трудящихся Донбасса. Этот год можно считать годом полного крушения обители.

Интересно! Зная о печальной участи монастыря в советские годы, несколько абсурдно сегодня выглядит памятник Артему, который возвышается совсем недалеко от святых мест и хорошо просматривается рядом с обителью.

ИЗ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ ВОССТАВШАЯ

Свидетельством мрачных веков, когда обитель подвергалась набегам крымских ханов, до сих пор являются грамоты Святогорских настоятелей.

Свято-Успенская Святогорская Лавра (Святогорская Лавра, Святогорский Успенский монастырь) — мужской епархиальный монастырь Украинской православной церкви Московского патриархата, находящийся под прямым управлением собственного священноархимандрита — митрополита Донецкого и Мариупольского.

Находится Лавра в Донецкой области, в городе Святогорске, что стоит на реке Северский Донец, неподалеку от соединения границ трех областей — Донецкой, Харьковской и Луганской. Стоит монастырь на правом высоком берегу Северского Донца на Святых горах, представляющих собой меловые выступы береговых утесов.

Археологические раскопки доказали присутствие по всей территории Слобо-жанской Украины древнейших следов христианства, относящегося к Х-ХП вв. Также были обнаружены торговые и ремесленные поселения в районе Святых гор (XIII— XIV вв.). Существуют гипотезы, согласно которым появление обители относится еще к VIII—IX вв., а ее основатели — византийские иноки-иконопочитатели с христианского Востока.

Помимо наземных строений в Лавре сохранились меловые пещеры, которые, по устным преданиям, были заселены византийскими монахами в стародавние времена. Более того, вплоть до конца XVII в. в Святогорском монастыре вообще не было ни одного наземного сооружения.

Поселение, лежавшее рядом со Святыми горами, что впервые упоминаются Си-гизмундом Герберштейном в «Записках про Московию» (1526 г.), было построено казаками и беглыми крестьянами из нынешней Центральной России и Правобережной Украины, разрослось, и примерно в 1624 г. (по мнению историков) здесь был основан Святогорский Успенский монастырь на месте отшельнических пещер. Тогда же и духовенству была пожалована царская грамота на право владения землей.

Времена это были беспокойные, и Святогорская обитель — самое передовое поселение в степи — служила в качестве сторожевого поста от набегов крымских и ногайских татар. Цель их была известна: захват пленников и обращение в рабство. Во время одного из особо жестоких набегов, в 1679 г, монастырь захватили и разграбили крымские татары.

К концу первой трети XVIII в. монастырь утратил оборонное значение, поскольку границы России сместились намного южнее, зато превратился в крупного землевладельца с тысячами крепостных крестьян.

В 1788 г. российская императрица Екатерина II закрыла Святогорскую обитель в ходе секуляризации: изъятия «чрезмерно распространившихся» свободных от налога церковных земель, что существенно снижало поступления в государственную казну.

Почти сразу после ликвидации обители ее земли перешли в собственность светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического (1739-1791 гг.), а после кончины светлейшего — к его же наследникам.

Вернул монастырь монахам другой российский император — Николай I — в 1844 г.

Святогорская Успенская пустынь мирно просуществовала до 1918 г. и была ликвидирована советской властью, открывшей в его стенах в 1922 г. Дом отдыха для трудящихся Донбасса, а в пещерах бывшего монастыря — Музей атеизма. В 1980 г. был создан Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник, основу которого составил Святогорский монастырь.

Возобновил свою деятельность Успенский мужской монастырь в 1992 г., а в 2004 г. получил статус лавры.

Святые[править | править код]

Герман Святогорский

преподобные

  • архимандрит Фаддей (Кокуйлович) (около 1694—1758);
  • архимандрит Рафаил (Мокренский) († 1765);
  • архимандрит Арсений (Митрофанов) (1805—1859);
  • архимандрит Герман (Клица) († 1890);
  • архимандрит Софроний (Смирнов) (1828—1921);
  • иеросхимонах Лонгин (Грифцов), (1798—1882);

Иоанн Святогорский

  • иеромонах Феодосий († 1850);
  • иеромонах Киприан (Манько) (1811—1874);
  • иеромонах Иоанникий (Аверкиев) (1823—1882);
  • иеромонах Исаакий (Головин) († 1903);
  • иеросхимонах Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (1795—1867);

преподобноисповедники

  • архимандрит Иоиль Озерянский (XVII век);
  • архимандрит Трифон (Скрипченко) (1865—1939);
  • схиархимандрит Михаил (Галушко) (1877—1961);
  • игумен Иоанн (Стрельцов) (1885—1970);

Рекомендации[[править]h2>

К сентябрю 2010 г. в открывшихся залах новосозданного музея были подготовлены и представлены стенды с интересными, а порой, и уникальными экспонатами, говорящими о многовековой истории Православия в Донецком крае и истории Святогорской обители.

Экспонаты музея дают полное представление о различных видах церковного искусства и позволяют сформировать довольно точное мнение как о религиозной составляющей жизни различных эпох и народов, населявших земли южной окраины Слобожанщины, так и о некоторых элементах быта и искусства этих народов.

Благодаря собранным экспонатам посетители Лаврского музея получают представление о быте и жизнедеятельности древних племен и народов, некоторые из которых проживали на территории нашего края еще в доисторические времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector