Икона святой великомученицы варвары
Содержание:
Подвиг Великомученицы Варвары
Диоскор, возвратившийся домой из поездки, пришел в ярость, услышав от дочери «крамольные» речи, прославляющие Бога Единого и Троицу. В бешенстве кинулся он на девушку, обнажив острый клинок, но она успела выскользнуть из дома, убежать в горы и спрятаться там в расщелине.
Только к вечеру по указке бедного пастуха отцу удалось отыскать девушку. Не жалея, жестоко избивая дочь, Диоскор заставил ее покинуть убежище, в котором она скрывалась, и поволок ее домой. Всю ночь он ругал и избивал девушку, а утром, поняв, что ничего не добился, и что та упрямо стоит на своем, повел ее к городскому главе.
Беспощадны и жестоки были слова его, обращенные к правителю: «Я, Диоскор, отрекаюсь от дочери своей, потому как божества, которым я поклоняюсь, она отвергает. Отдаю тебе свою дочь на растерзание, поступай, как будет угодно тебе и богам».
Градоначальник попытался уговорить девушку отступить от Веры Христовой, не идти против отцовской воли и не гневить его и богов. Но Варвара Святая Великомученица была тверда в своей вере. Прямо и честно глядя в глаза мучителю, исповедала она Благую Весть. Взбесившись от такой твердости, глава приказал предать новообращенную христианку жестоким пыткам. До самого вечера мучители заставляли девушку отречься от Христа. На закате ее, полуживую, отвели в темницу.Оставшись одна, Варвара вознесла горячую молитву, Господь услышал ее стенания и явился к ней со словами: «Не бойся ничего, ибо Я с тобою рядом, смотрю на мужество твое и залечиваю раны. Будь со Мной до конца и войдешь в Царство Мое». Чудесным образом раны на теле девушки затянулись, заснула Великомученица Варварас благостной улыбкой на устах.
О чем молятся великомученице?
Святая Варвара на иконах обычно изображается с чашей для Причастия в руках. Из-за этого ей молятся о защите от внезапной смерти. Ведь что для православного христианина хуже всего? Умереть без покаяния и Причастия.
Кроме того, принято просить святую о помощи в конфликтах между родителями и детьми (праведница сама пострадала от жестокости и непонимания отца).
Интересно, что в Католической Церкви великомученица Варвара принадлежит к 14 святым помощникам. Этим праведникам молились еще во время страшных бедствий из-за эпидемии чумы (1346-1349 гг.).
Кроме этого, католики считают святую заступницей моряков во время бури и защитницей от стихийных бедствий. На некоторых иконах великомученицу изображают с молнией (считается, что огонь с неба сжег Диоскура, убившего свою дочь). У испанцев даже существует интересная пословица, аналог русской Пока гром не грянет, мужик не перекрестится
. А переводится она приблизительно так: Никто не вспомнит святую Варвару, пока не грянет гром
.
Предлагаем вам ознакомиться с текстом молитвы святой Варваре:
Подробнее о житии великомученицы Варвары рассказывается в этом видео:
Святая Варвара: житие
Святая мученица Варвара. Икона
Святая великомученица Варвара – сверстница многих мучеников и мучениц. Это был период гонений на Церковь, и то время дало нашей истории таких мучеников и мучениц как Варвара, Екатерина, Параскева, Анастасия, Пантелеимон, Георгий, Димитрий и сотни тысяч верующих, которые пострадали не только в римской империи, а пострадали в Антиохии, Александрии и в других местах, чем прославили свою жизнь подвигом.
Варвара родилась в семье язычника Диоскора, который был весьма знатным и богатым человеком в городе Илиополе Финикийском (современная территория Ливана). Ее мать умерла, когда Варвара была еще маленькой, и воспитание дочери легло полностью на плечи отца, который, желая скрыть свою дочь от посторонних глаз, построил башню, где кроме Варвары были только ее учителя-язычники и прислуга.
С башни открывался прекрасный вид на горы, реки, равнины, покрытые цветами. И девушка, созерцая этот мир, постепенно познавала Истинного творца. Она стала задавать себе вопрос, а кто же мог сотворить такую красоту? Кто является Создателем Вселенной? Постепенно она пришла к мысли, что язычество – это бездушные идолы, которые не могли так устроить окружающий мир. И ей захотелось больше узнать об этом.
А тем временем, несмотря на ее заточение, молва о необычайной красоте Варвары распространялась по городу. И самые знатные женихи просили ее руки. И как отец не просил ее принять предложение и выйти замуж, она отказывалась от брака и предупредила, что если будут настаивать, то такая настойчивость может закончиться трагически.
Отец, боясь, что характер дочери изменился в связи с ее замкнутой жизнью, разрешил ей выходить периодически с башни и выбрать себе друзей и подруг. И Варвара встретила в городе своих сверстниц, которые были христианками и поведали ей о вере во Христа и Его спасительной силе. Она всем сердцем возгорелась, услышав ответы на те вопросы, которые задавала неоднократно себе, и пожелала принять Таинство Крещения.
Через некоторое время в Илиополь приехал священник под видом купца, который и совершил Таинство Крещения.
В то время при доме ее отца строилась баня с двумя окнами, но по совету Варвары, как описывается в каноне, в акафисте, была построена башня с тремя окнами. Свидетельство в честь Троицы – троичный свет с неба, который освящает каждую душу. Над входом она начертала Крест, который прочно запечатлелся на камне. «И по преданию, там, где она стояла на пороге еще был сырой материал, который застывал, остался след ее стопы, из которого забил источник живой воды, который до сегодняшнего дня имеет великую целебную силу», – рассказал митрополит Павел.
На известной картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна» святая Варвара изображена справа от Богородицы с Младенцем.
Когда отец приехал из командировки, то остался недоволен нарушением плана построения, а дочь рассказала ему о спасительной силе Господней и Триедином Боге, что она признает только одного Бога – распятого Христа. Он загорелся ненавистью и злобой.
Вначале он пытался отговорить ее увещаниями и подарками. Но она все это не приняла, потому что приняла всем сердцем Небесного Жениха. Тогда отец схватил меч, чтобы поразить ее, но она убежала, а отец бросился за ней в погоню. Путь ей преградила гора, но она расступилась и скрыла ее в расселине. И она укрылась в одной из пещер. Долго не мог отец найти свою дочь, но пастухи указали место, где она находится. Он нашел, жестоко избил и, заключив под стражу, морил голодом. Затем он передал ее правителю города – Мартиану.
Ее жестоко пытали, бичевали и растирали власяницей (грубая ткань из козьей шерсти) свежие и глубокие раны. А ночью в темнице, где святая молилась Господу Иисусу, ей явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны.
На следующий день святую Варвару подвергли еще более изощренным пыткам. Стоявшая в толпе христианка Иулиания переполнилась сочувствием к страданиям этой красивой и богатой девушки и также пожелала пострадать за Христа, начав громко осуждать мучителей. Схватили и ее.
Их еще долго пытали: рвали тело крюками, отрезали кожу, водили нагими по городу с побоями и издевательствами. Но, по молитвам святой, Ангел Господень светозарной одеждой прикрывал тело мучениц. После долгих мучений мученицам усекли голову. Варвару казнил ее отец. «Надо отметить, что вскоре возмездие Божье постигло и Диоскора, и Мартиана – они были сожжены молнией», – отметил Владыка Павел.
Во время казни святой Варвары из ее тела и сосудов потекла кровь и молоко – свидетельство о том, что святость жизни всегда имеет превосходство над всеми событиями, которые были.
Преподобный Иоанн Дамаскин
Преподобный Иоанн служил в Дамаске при дворе халифа в должности министра. В то время в Византии возникла ересь иконоборчества. В защиту православного иконопочитания преподобный Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы ». За это был оклеветан перед халифом. Тот приказал отстранить Иоанна от должности и отрубить ему кисть правой руки. Когда Иоанну вернули отрубленную руку, он стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен. В благодарность Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, которая с тех пор изображается на многих списках иконы, получившей именование «Троеручица».
Святая великомученица Варвара: житие
Святая Великомученица Варвара
Отец Варвары, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в городе Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери.
Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать ее, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты.
Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы — творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве.
А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения.
В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую Симеон Метафраст, описывая страдания святой мученицы, сравнивает с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского.
Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы. После долгих и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану. Святую Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам.
Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей, Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией.
В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.
Страдания за Христа
По возвращении домой отец услышал от любимой дочери наставления христианского вероучения. В ярости он набросился на девушку с мечом, но она успела убежать и спрятаться в горной расщелине, которая чудесным образом раскрылась пред ней. Но место ее нахождения выдал Диоскору местный пастух и к вечеру отец привел дочь домой, сильно избив. На утро он отвел ее к правителю города и отрекся от отцовства по причине отвержения ею языческого божества. Градоначальник долго уговаривал красавицу отречься от веры Христовой и не отступать от издавна принятых языческих законов. Но святая твердо стояла на своем и обличала идолопоклонническую ересь. Она открыто исповедовала Богом и Женихом Небесным Иисуса Христа.
Великомученица Варвара
По приказу градоустроителя Варвара подверглась жестоким мукам и пыткам. Ее жестоко избивали, растирали власяницей глубокие раны, подвешивали к дереву, строгали нежное тело железными крюками, разбивали молотком череп. Обычный человек не смог бы остаться в живых после неимоверных страданий, но Варвара их мужественно претерпела. Ее укрепляла вера и Сила Божия.
В том же городе жила девушка Иулиания. Была она истинно верующей и богобоязненной горожанкой. С тех пор, как Варвара была схвачена мучителями-язычниками, она издалека следила за ней. Когда ее бросили в темницу после пыток, Иулиания заглядывала в тюремное окошко и не переставала удивляться силе веры молодой красавицы, ее великой воле не пощадив своей жизни положить ее за Христа. Видя, что Отец Небесный излечил деву от страшных ран, Иулиания приняла решение так же пострадать за Творца и умоляла Его послать терпения в предстоящих страданиях.
Утром наступившего дня стражники вывели святую из тюрьмы и повели навстречу новым мучительным истязаниям. Иулиания издали следовала за мученицей. Взирая на страшные страдания девушки, она сильно плакала. Набравшись сил и смелости, она громко из толпы начала обвинять городского владыку в бесчеловечности и хулить языческое божество. Тут же ее схватили стражники, а градоначальник задал вопрос о ее вероисповедании. Иулиания не побоялась и во всеуслышание назвала себя христианкой.
Теперь вместе с Варварой девушек водили голыми по городским улицам, а после подвесили к дереву и стали строгать их тела гребнями из железа. После истязаний мученицам были отсечены головы. Причем Диоскор собственноручно казнил свою любимую дочь. Но его постигло Божие возмездие: в мужчину ударила молния и его тело превратилось в горстку пепла.
Упокоение
Останки Варвары и Иулиании захоронил в селении Геласии благочестивый муж Валентиниан. Позже на месте захоронения был возведен храм, внутри которого покоились святые мощи.
Икона «Святая великомученица Варвара Илиопольская»
В Месопотамии также была построена церковь в честь Варвары, в его стенах хранилась часть мощей девственицы и ее окаменевшая грудь, из которой сочились молоко и кровь.
Внимание! Святые мощи великомученицы в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке княжна Варвара, супруга русского князя Михаила Изяславича, забрала их с собой в Киев, где и по сей день они почивают в стенах кафедрального Владимирского собора
Интересные факты об иконах Варвары
- На многих образах святая изображена с чашей в руке. Это — церковный потир, чаша для причастия. Это — символ мирной, спокойной христианской смерти. Интересно, что по религиозным канонам касаться к потиру можно только священнику, мирянам нельзя. Таким образом иконописцы подчеркивают высший статус Варвары, ее приближенность к Господу.
- Также ее могут изобразить в короне, с мечом — орудием казни. На одних иконах святая держит его в руке, на других — попирает ногой. Католики же изображают Варвару с павлином (символ вечной жизни).
- На некоторых иконах ее можно увидеть с головой в руках. Кто-то верит, что это глава Иулиянии. Другие утверждают, что это голова Варвары — такая икона показывает, за что именно христиане почитают эту девушку великомученицей.
- В России Варвара — покровительница ракетных войск. На каждом командном пункте есть ее икона. Более того: икона из города Самара даже путешествовала на околоземную орбиту. А на территории Главного штаба воздвигли храм в честь своей заступницы.
- Также своей покровительницей Варвару считают пилоты-бомбардировщики. Многие из них носят нательную ладанку с ее иконкой.
- Кроме того, святой Варваре молятся архитекторы, строители, альпинисты, цветоводы, садоводы, пожарники, изготовители пиротехники.
- Больше всего к ней обращаются люди, связанные с огнем и/или небом. Еще бы, ведь отца-убийцу юной Варвары тут же убило молнией. Поэтому данную святую и связывают с небесным возмездием.
Аудио
Память 4 / 17
декабря
Святая великомученица Варвара |
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 5:22 мин. Размер 3.9 Mb)
Читает
иеромонах Клеопа (Данелян)
Святая Варвара жила в царствование императора Диоклетиана
на рубеже III–IV веков. Она была дочерью богатого
язычника из Гелиополя по имени Диоскор.
Ревниво оберегавший замечательную красоту дочери,
Диоскор, отправляясь однажды в дальний путь, велел
запереть Варвару в высокой башне своего дворца, чтобы
ни один человек не смог ее увидеть. Богатый отец дал
дочери прекрасное образование и ни в чем ей не
отказывал, однако был не в силах помешать
проницательному разуму девушки рассуждать согласно
Божественному образу, заключенному в каждом человеке.
Наблюдая отражение присутствия Божия в явлениях
природы, Варвара сама пришла к познанию Бога, Единого в
трех Лицах и, отвращая ум от суетных помыслов,
обращалась всем сердцем ко Христу, Небесному Жениху.
Диоскор, задумавший выстроить баню у подножия башни,
повелел перед своим отъездом прорубить в ее восточной
стене только два окна. Несмотря на это, Варвара приказала
строителям устроить еще и третье окно, дабы внутренность
здания освещалась тройственным светом. Он был призван
знаменовать нетварный Свет Пресвятой Троицы, озаряющий
каждого приходящего в мир.
Возвратившись из дальних стран, Диоскор предложил дочери
богатого жениха, но, к своему удивлению, услышал отказ
Варвары, желавшей посвятить девство единому Христу. Узнав
же о том, что Варвара велела сделать в его постройке
третье окно, язычник пришел в страшный гнев и потребовал у
нее отчета. Тогда Варвара изобразила перед ним знамение
креста и, указывая отцу на три соединенных перста,
сказала: «Отец, Сын и Дух Святой суть тот Единый
Свет, Которым освещается все творение, и этим знамением
спасаются люди». Не в силах сдержать ярость, Диоскор
схватился за меч и готов был рассечь им собственную дочь,
но девушка сумела убежать. Варвара скрылась в горах, где
скала чудесным образом расступилась, укрыв ее от
преследователей.
В конце концов отцу удалось с помощью пастуха отыскать то
место, где скрывалась Варвара. Он велел схватить дочь и
выдал ее правителю провинции, перед которым святая
бесстрашно исповедала Христа и выказала презрение к
идолам. После этого Варвару подвергли жестоким мучениям:
бичевали, терзали плоть железными скребками, жгли огнем и
били по голове камнями, так что все ее тело превратилось в
одну большую кровоточащую рану, после чего еле живую
мученицу бросили в темницу.
Ночью перед святой предстал Господь Иисус Христос,
осиянный Небесным светом, и, исцелив все раны Варвары,
обещал быть рядом с ней до конца.
На следующий день христианку вновь привели на суд. Ко
всеобщему изумлению, от страшных ран на ее теле не
осталось и следа. Тогда правитель велел вновь подвергнуть
святую пыткам, а затем сорвать с нее одежды и вывести на
всеобщее посмеяние. Однако Господь укрыл Свою
целомудренную невесту от нескромных взглядов, низведя с
неба огненный шар, который окутал святую Варвару наподобие
светоносных одежд.
Видя столь великую стойкость и явленные свыше чудесные
знамения, одна молодая женщина, по имени Иулиания, также
исповедала себя христианкой, исполненная решимости
разделить мученический подвиг святой Варвары. Ее
немедленно схватили и подвергли тем же самым мукам, после
чего тиран повелел обезглавить обеих мучениц.
По оглашении приговора Диоскор, все это время безжалостно
наблюдавший за жестокой расправой, испросил у правителя
разрешения собственными руками казнить дочь. Мученицы были
отведены на вершину горы и казнены: одна – палачом,
другая – собственным жестокосердым родителем.
Возмездие Божие не замедлило обрушиться на голову
Диоскора: по дороге домой он был испепелен ударом молнии.
17 декабря 2012 г.
Возможно, в Финикии, ныне Баальбек в Ливане. Однако большинство ее «Мученичеств» (например, BHG 213, 214 c-d, 216, 218 c) ясно говорит о Гелиополе, находившемся в 12 милях от Евхаиты в Пафлагонии.
Иконография
Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жён, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся её образов представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 г.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография Варвары складывается к X в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих её знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. «Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых» (монастырь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., «Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых» (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жёны, в мафории (на серебряном кратере, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы «Богоматерь Знамение», 1-я половина XIII в. (дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон начала XIX в. (ЦМиАР)).
Изображения: в каппадокийских храмах — в церкви Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой церкви Токалыкилисе в Гёреме, конец X в.; в Чанлыкилисе в Акхисаре, XI в.; в церкви Варвары в Соганлы, 2-я половина. XI в.; а также в нартексе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе Святой Софии Киевской, 1037-1045 гг.; в церкви св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в церкви вмц. Варвары в Киприотианика на острове Китира, конец XIII в.; церкви св. Апостолов , Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) середина XIII в.; в церкви Панагии в Пурко на острове Китира, конец XIII в.; в церкви свт. Иоанна Златоуста в Гераки, конец XIII — начало XIV в.; в церкви св. Димитрия в Пурко на острове Китира, начало XIV в.; на юго-западном столпе в церкви Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; на северной стене церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), около 1320 г.; на миниатюрах Минология и в греко-грузинской рукописи.
Сцена мучения: в миниатюрах Минология Василия II и минология Служебного Евангелия; в росписи нартекса церкви Вознесения монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. и церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г.
В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам: церковь Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 г.; икона 2-й пол. XIV в., Средняя Русь или начало XV в., Тверь (?) (ГТГ); в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине, Феофан Грек, 1378 г.
В западно-христианском искусстве Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без неё. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок (особенно с XV в.), страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка (напр., «Мадонна с Варварой и Лаврентием», художник Дж. Морини. Музей города Брера). Были распространены сцены её мучений.
Изображения: миниатюра в Passionale (Stuggart. Fol. 57, 114b, около 1200); «Полиптих», художник С. ди Пьетро, 1368 г. (Музей Пизы); «Страсти Варвары», 1-я. половина XV в. (Нац. музей Финляндии. Хельсинки); «Дева Мария в платье с колосьями», на обороте «Чудо святого Бенедикта, Себастьян и Варвара», австрийский мастер, около 1440–1450 г. (ГМИИ); «Святая Варвара», вестфальский мастер, около 1470/1480 (ГМИИ); «Варвара с башней, кубком, пером», гравюра, около 1470/1480 (Гравюрный кабинет. Берлин); «Варвара с Иоанном и Матфеем», художник К. Роселли (Галерея Академии. Венеция); «Бегство Варвары», художник П. Рубенс, около 1620 (Галерея Далидж-колледжа. Лондон) и многие другие.
Вмц. Варвара. Грузинская икона |
Святая Варвара-покровительница
Святую Варвару просят оградить от тяжелых болезней и внезапной, скорой смерти. К святой Варваре молятся те, кто желают умереть, только причастившись Тела и Крови Христовых, она является скорой помощницей.
Она умудрила и умудряет всех своей молитвой, подобно Екатерине, которая посрамила множество ученых своей мудростью Богом данной. Многие видели, как Варвара на поле боя причащала воинов. «И сегодня, имея это великое сокровище, наша Православная Церковь имеет тот величайший дар, где люди склоняли и склоняют на протяжении многих веков свою голову перед этим судьбоносным источником жизни вечной, – святой великомученицей Варварой. Люди подходят с просьбой и получают просимое», – заверил Владыка Павел.
И добавил: «Пускай великомученица Варвара поможет людям, которые заблудились в расколе, увидеть истинный свет единства Церкви, единство народа и пастыря – и прийти в свое время к Тихой Пристани Царства Небесного. Поэтому именинниц поздравляю с великим и радостным праздником днем Ангела. У нас в Киеве есть храм на ул. Багговутовской, 1-а, посвященный святой великомученице Варваре, который построен Киево-Печерской лаврой. И мы всех приглашаем туда на богослужение».
Напомним, 17 декабря в 08.30 начнется освящение храма Предстоятелем УПЦ, Блаженнейшим митрополитом Онуфрием.