Храм великомученицы варвары на варварке
Содержание:
Интерьер кафедрального собора Святой Варвары
Главный алтарь храма располагается в проекции старинных сетчатых сводов, выполненных Матеем Рейсеком в XV веке. С 1905 года здесь установлен алтарь в неоготическом стиле и относится к самому позднему этапу строительства собора. В центре алтаря изображена Тайная вечеря, а справа вверху на створе можно увидеть Святую Варвару – покровительницу тех, кто связан с горнодобывающим промыслом:
Интересен факт, что более ранний позднеготический алтарь 1502 года изготовления был удален иезуитами, когда храм перешел в ведение их ордена в XVII веке. Иезуиты организовали ряд изменений в интерьере храма в стиле барокко. Они же привнесли в отделку некоторых капелл сочетание черного с золотом:
На стенах храма сохранились средневековые фрески, самыми ценными из которых считаются росписи в Смишковской капелле. Известная личность в Кутной Горе М.Смишек играл важную роль и в развитии серебряного промысла, и в строительстве собора. Росписи под витражом изображают семью этого местного предпринимателя:
Витражи окон появились на последнем этапе реконструкции собора. Они представляют собой живопись на стекле, выполненную по эскизам художника исторических картин Франтишека Урбана:
Особого внимания заслуживает кафедра, вытесанная каменотесом Леопольдом в 1560 году. Столетие спустя, иезуиты дополнили кафедру деревянной облицовкой и декорациями. Заслугой иезуитского ордена также является органный шкаф первой половины XVIII века. После завершения строительства собора, орган располагается на балконе главного портала:
На этой же фотографии в левом нижнем углу видна скульптура человека в белом. Необычно для соборов, потому что это изображен шахтер в своем рабочем плаще. В левой руке у него горелка, а в правой – рабочий инструмент. Вот так, стоя на коленях, и работали добытчики серебряной руды по 10-14 часов в день… И благодаря этому тяжелейшему труду, возвысился такой великолепный собор Святой Варвары.
В храме доступны верхние галереи, где выставлены небольшие скульптурные коллекции, сохранившиеся с предыдущих эпох. Но это посещение требует незначительной входной платы – 15 крон. Вот эта пара статуй сохранилась с барочного периода, когда собор Барбары был на попечении иезуитов:
Скульптурные украшения органа также можно превосходно рассмотреть, находясь на верхних галереях. Композиция была создана иезуитскими мастерами во второй половине XVIII века:
Но еще более интересно увидеть изнанку органа, которая доступна при осмотре сверху. Сейчас в соборе установлен обновленный механизм музыкального инструмента. Он состоит из трех клавиатур, 4000 труб и 45 регистров:
Можно только представить, как великолепно звучит инструмент под 30-метровыми сводами храма. В настоящее время в соборе Святой Варвары проходят концерты органной и классической музыки.
Еще в храмовый комплекс входит часовня, сооруженная на склоне возле собора. Строительство часовни также начинал Ян Парлерж. Под руководством архитектора успели возвести первый этаж часовни с уникальными ребристыми сводами, но на этом строительство и прекратилось. Вместо второго этажа над часовней в нынешние времена оборудована смотровая площадка, с которой открываются панорамы Кутной Горы и долины речушки Врхлице.
Ваш euro-проводник Татьяна
Захоронение Ваврары
После мученической смерти девушек их останки были захоронены близ поселения Гелассия. Впоследствии там же возвели храм Великомученицы Варвары. Во времена правления императора Юстина мощи были отправлены в Константинополь, столицу империи. Несколько столетий спустя некоторые останки Великомученицы прибыли в Киев вместе с невестой князя Святополка царевной Варварой, где и нашли успокоение на территории Михайловской Златоверхой Обители. В начале ХХ века мощи вновь были перемещены, на сей раз в Киево-Печерский заповедник. Сегодня рака с нетленными останками пребывает во Владимирском Соборе города Киева.
Как упоминалось выше, на украинскую землю была доставлена только часть мощей Святой. Голова и кисти рук Варвары, можно сказать, разбросаны по всему миру. Левая рука, изначально оставленная в Древней Греции, впоследствии оказалась на территории Польши, а потом в Западной Украине, откуда была выкрадена иудеями и сожжена. Чудесным образом удалось сохранить пепел и перстень с руки, которые в настоящее время находятся на канадской земле в городке Эдмонтон. Некоторые части нетленных мощей нашли приют в монастырях Фессалии (церковь Агиа Епискепси), а также на Афоне — святой для православных горе. Хранятся останки Великомученицы и в Москве. Храм Иоанна Воина и церковь Воскресения хранят священные чудотворные мощи.
История храма
Церковь Святой Варвары предположительно существовала ещё в 14 веке, но располагалась немного южнее современного здания. Любопытно, что именно по церкви улица Варварка получила своё имя. Место для размещения церкви было выбрано неслучайно: святая Варвара почиталась как покровительница торговли, а Китай-город в те годы был центром деловой активности Москвы.
Первое каменное здание храма было построено в 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового), средства на его строительство выделили проживавшие в Зарядье купцы Василий Бобр, Фёдор Вепрь и Юшка Урвихвост. Внешний облик нового храма был довольно торжественным: в плане он имел форму восьмилистника, увенчанного одной большой главой. В 1730 году здание пострадало при пожаре, но было восстановлено.
Однако, со временем храм обветшал, и на рубеже 18-19 веков на деньги московского купца первой гильдии Николая Самгина и майора артиллерии Ивана Барышникова было построено новое каменное здание храма в стиле классицизма по проекту архитектора Родиона Казакова. К сожалению, Варваринская церковь сильно пострадала в годы Отечественной войны: в 1812 году французы использовали её под конюшню, а после в ней произошёл пожар, но в 1820-х здание было полностью восстановлено.
Советский период круто изменил жизнь храма: в 1930-х годах его закрыли. Здание уцелело, но были снесены глава и верхний ярус колокольни. Внутренние помещения переоборудовали: в них разместился склад, а также конторы Совета Московского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. К счастью, при благоустройстве территории вокруг новой гостиницы «Россия», которую построили на территории Зарядья в 1960-х, церковь решили отреставрировать, и в 1965-1967 годах здание было восстановлено под руководством архитектора Георгия Макарова. Строители восстановили колокольню и главу храма, и он приобрёл свой прежний вид.
В 1991 году храм вернули Русской православной церкви, и в нём возобновились богослужения.
В 2006 году гостиница «Россия» была закрыта, и вплоть до 2010 года массивное здание постепенно разбирали. Позже было решено обустроить на месте снесённой гостиницы парк, и в сентябре 2017 года здесь открылся парк «Зарядье». Окружающие его постройки влились в ансамбль парка, и Варваринская церковь не стала исключением: под её стенами появилась уютная прогулочная аллея и новое озеленение.
Архангельская область
Варвары великомученицы, церковьВарвары великомученицы, церковьВарвары великомученицы, часовняВарвары великомученицы, часовняСоловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский монастырь. Часовня Варвары великомученицыВарвары великомученицы, часовняТроицы Живоначальной, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Всех Святых, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Варвары великомученицы, церковьВарвары великомученицы, церковьСретения Господня, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)
Великомученица Варвара
Великомученица Варвара была дочерью знатного язычника, который, овдовев, так привязался к ней, что стал скрывать красавицу от посторонних глаз в специально построенной башне. Созерцая из окошка цветущую равнину и звездное небо, девушка пришла к выводу, что бездушные идолы, которым поклонялся отец, не могли создать красоту и гармонию мира. Промыслом Божиим ей, в отсутствие отца, удалось встретиться с христианами, узнать об истинном Творце и принять Крещение. Когда отец-язычник узнал об этом, он обезумел, возревновав дочь к Богу, отрекся от нее и отдал на суд городского правителя. Однако Варвара и под страшными пытками стойко исповедала Христа. Одержимый отец сам казнил свою дочь. Наказание пришло скоро: и он, и правитель города были поражены молнией. Ныне мощи святой почивают в киевском Владимирском соборе.
Архитектура и интерьер
Собор Святой Варвары был построен в стиле поздней (Ягеллонской или Владиславской) готики. Три массивных шатра с воздушными перегородками колонн и балок между ними подчеркивают главную концепцию архитектурного стиля — изящество и устремленность ввысь. Сверху фасад здания украшен удивительными персонажами фантастической фауны (химеры, гарпии, горгулии, крылатые бараны).
Восхищение вызывают невероятно высокие своды, на которых располагаются гербы мастеров, участвовавших в строительстве. А также резные скамейки с уникальными узорами и огромные расписные окна. Во многих фресках отражены не только христианские мотивы, но и события из жизни простых шахтеров. В костеле даже есть скульптура молящегося горняка.
Особое внимание стоить обратить на главный алтарь, боковые капеллы, инкрустированные резьбой и серебряными деталями и действующий орган, украшенный скульптурами золотых ангелов. Гербы мастеров, участвовавших в возведении собора, Елена Ануфриева
Гербы мастеров, участвовавших в возведении собора, Елена Ануфриева
На верхнем ярусе собора расположена прекрасная смотровая площадка. Оттуда можно полюбоваться панорамными видами окрестностей и других достопримечательностей города. От базилики в старую часть Кутна-Горы идёт потрясающая аллея со скульптурами. В ночное время храм подсвечивается, делая его еще более величественным.
Фото и описание
Знаменитая церковь Великомученицы Варвары расположена в Петровском посаде, неподалеку от Петровских ворот. На данный момент это единственная в городе Пскове срубная деревянная церковь, которой насчитывается более трехсот лет.
В известной «Истории Псковского княжества», написанной митрополитом Евгением, указывается, что церковь Варвары была выстроена в 1618 году при участии старицы Агафьи и ее сестер. Освящение церкви произошло в 1626 году при игумене Иулите. Такого же рода сведения можно найти в канцелярском деле 1827 года Псковского губернатора. Не только в клировых ведомостях, но и в каких-либо других источниках не было найдено совершенно никаких указаний о том, что церковь, возведенная в 1618 году, была полностью уничтожена сильным пожаром, после разобрана за ветхое состояние или каким-нибудь другим образом уничтожена. Таким образом, можно сделать вывод, что церковь Великомученицы Варвары уцелела буквально каким-то чудесным образом
Стоит обратить внимание на то, что деревянная церковь 17 столетия представляет собой невероятного масштаба редкость – именно по этой причине нужно признать, что Варваринская церковь заслуживает бережного отношения и чуткого внимания
Прежде церковь была монастырской, но когда точно был основан монастырь — так и неизвестно; есть лишь сведения о том, что в 1561 году женский монастырь сгорел во время сильнейшего и сокрушительного пожара. В 1786 году церковь была сделана приписной к Покровскому храму, расположенному на Торгу.
Церковь Варвары Великомученицы выстроена по типу самых древнейших и первоначально сельских церквей. Способ постройки выполнен самым простейшим образом, ведь церковь срублена по типу клети. Для постройки был выбран материал в виде строевых бревен, которые позже уже на Руси практически не встречались. Именно из этого материала был срублен куб основного храма, к которому с запада был прирублен кубического типа притвор, а с восточной стороны – кубический алтарь.
На притворе Варваринской церкви была выставлена кубической формы небольшая колокольня, внутри и снаружи которой все было зашито досками. Под всеми бревнами был сложен цоколь из подобного рода широких плит, которые уже очень много лет не встречаются при возведении построек. Церковь Великомученицы Варвары настолько древняя, что в 1882 году ее стены буквально выпучились на наружную сторону, по причине чего поперек них необходимо было поставить стойки, выполненные из дерева, которые насквозь связывались крепкими железными болтами. Длина церкви с колокольней составляет 6 сажень и два аршина (чуть более 12 метров), ширина – 3 сажени (6 метров), а высота до самого карниза – 3 сажени (6 метров).
После того, как прошла революция, храм Святой Варвары был закрыт. В 1973 году в церкви проводилась большая фрагментарная реставрация. Варваринская церковь – это единственный в своем роде сохранившийся до нашего времени уникальный памятник культурного деревянного зодчества, относящийся к началу 17 столетия. Осенью 21 ноября 2002 года настоятель церкви Александра Невского протоирей отец Олег принял ключи от церкви Святой Великомученицы Варвары (назначен в качестве настоятеля Варваринской церкви).
Многочисленные переборки и ремонты только нарушили древнюю композиционную составляющую церкви, были утеряны звонница, крыльцо, первоначальный церковный верх, но все же уникальные характерные черты деревянного срубного храма, который чудеснейшим образом сохранился с современном городе Пскове, очевидны. На данный момент в церкви осуществляется разбор и вывоз мусора, а также проводятся раскопки и подъем плит, под которыми находятся старые могилы. Наиболее старой плитой, найденной в зоне Варваринской церкви, стала плита, относящаяся к 1848 году.
Что посмотреть
Костел Святой Варвары стоит внимательно рассмотреть и снаружи, и внутри. Это сооружение монументально, и чтобы увидеть его целиком понадобится отойти на приличное расстояние
Подойдя к храму, обратите внимание на большое количество башенок и арок и фасады, выполненные в стиле неоготики
Толстые стены собора Святой Варвары будто пронизаны многочисленными окнами, через которые свет льется в храм и наполняет его совершенно особой красотой.
Обязательно зайдите внутрь собора, ведь его интерьер непременно нужно увидеть. Вы увидите фрески на различные темы, в том числе, повествующие о жизни шахтеров. Ведь недаром представители этой профессии имели прямое отношение к строительству храма. В соборе можно найти даже статую шахтера. Разумеется, большая часть фресок отражает религиозную тематику
Кроме фресок, обратите внимание на такие элементы храма, как пастофорий XVI века, цветные витражи на окнах, резные скамьи орган. В самой высокой части собора находятся скульптуры мифических существ, изображения из жизни флоры и фауны
В собор можно прийти не только полюбоваться филигранной работой мастеров, но и послушать органный концерт, которые здесь проводятся регулярно благодаря отличной акустике.
При входе в храм советуем взять бесплатную распечатку, в которой можно прочитать информацию о соборе.
Как добраться
Костел Святой Варвары находится в центральной части города Кутна-Гора. Из Праги до него можно доехать на поезде, следующем от Центрального железнодорожного вокзала (Praha hlavní nádraží) до главного вокзала Кутна Гора (Hlavni nádraří). Транспорт ходит каждые два часа, с 06:00 до 22:00.
Билеты можно купить онлайн, в специальных автоматах или в кассе с надписью «Domestic departures». На крайний случай, это можно сделать у кондуктора, но билеты выйдут немного дороже. Поезд идет 55 минут. В каждом вагоне установлено электронное табло с названием текущей остановки.
Костёл Святой Варвары на панораме Google-карт
Стоимость билетов в одно направление составляет около 4 €. Талоны действительны в течение всего дня и не зависят от времени отправления и рейса, поэтому билет удобнее приобретать сразу в обе стороны. Номер необходимой платформы указывается на табло. Рейсы следует искать следующие до Брно, так как на экране отражаются только конечные остановки.
Далее со станции «Kutná Hora hl.n.» (рядом с ж/д вокзалом) нужно сесть на городскую электричку и доехать до ст. «Kutná Hora město», а оттуда до собора нужно пройти пешком 1,5 км. Или можно заказать такси (Simona, Ок, Uber, Зденек Макал, Киви-такси, Myšák) или доехать на автомобиле (рядом с костелом есть паркинг).
Добраться напрямую до Костела Святой Варвары из чешской столицы можно на автобусе № 381. Едет он от автовокзала «Háje» до остановки «Kutná Hora, Na Valech», оттуда до достопримечательности всего 500 м. Автобус ходит ежедневно, с 06:00 до 22:00. Продолжительность поездки составляет 1,5 часа. Билеты продаются только в кассах.
На видео Костёл Святой Варвары в Чехии (Кутна Гора)
Цена билета
Стоимость посещения достопримечательности по маршруту «Барбора» составляет 160 крон (CZK); лица от 65 лет и студенты (15 — 26 лет) — 120 крон; дети (6 — 15 лет) и инвалиды — 50 крон; детям до 6 лет — вход свободный (только в сопровождении взрослых). Билеты можно приобрести в кассе учреждения и онлайн, срок их действия 365 дней с момента покупки.
Экскурсия «3 TOP» стоит 220 крон (CZK); лица старше 65 лет и студенты (от 15 до 26 лет) — 155 крон; дети (от 6 до 15 лет) и инвалиды (с их сопровождающими лицами) — 130 крон. Расплачиваться можно картой и наличными.
К услугам посетителей: бесплатный прокат буклета о ключевых событиях собора на нескольких языках (в том числе на русском); прокат аудиогида — 40 крон; экскурсия на английском языке стоит 490 крон (требуется бронирование).
Беспрепятственный доступ на инвалидной коляске имеется только на первом этаже собора. На территории информационного центра рядом с храмом функционируют безбарьерные туалеты.
Дмитрий Путешественник
Подвиг Великомученицы Варвары
Диоскор, возвратившийся домой из поездки, пришел в ярость, услышав от дочери «крамольные» речи, прославляющие Бога Единого и Троицу. В бешенстве кинулся он на девушку, обнажив острый клинок, но она успела выскользнуть из дома, убежать в горы и спрятаться там в расщелине.
Только к вечеру по указке бедного пастуха отцу удалось отыскать девушку. Не жалея, жестоко избивая дочь, Диоскор заставил ее покинуть убежище, в котором она скрывалась, и поволок ее домой. Всю ночь он ругал и избивал девушку, а утром, поняв, что ничего не добился, и что та упрямо стоит на своем, повел ее к городскому главе.
Беспощадны и жестоки были слова его, обращенные к правителю: «Я, Диоскор, отрекаюсь от дочери своей, потому как божества, которым я поклоняюсь, она отвергает. Отдаю тебе свою дочь на растерзание, поступай, как будет угодно тебе и богам».
Градоначальник попытался уговорить девушку отступить от Веры Христовой, не идти против отцовской воли и не гневить его и богов. Но Варвара Святая Великомученица была тверда в своей вере. Прямо и честно глядя в глаза мучителю, исповедала она Благую Весть. Взбесившись от такой твердости, глава приказал предать новообращенную христианку жестоким пыткам. До самого вечера мучители заставляли девушку отречься от Христа. На закате ее, полуживую, отвели в темницу.Оставшись одна, Варвара вознесла горячую молитву, Господь услышал ее стенания и явился к ней со словами: «Не бойся ничего, ибо Я с тобою рядом, смотрю на мужество твое и залечиваю раны. Будь со Мной до конца и войдешь в Царство Мое». Чудесным образом раны на теле девушки затянулись, заснула Великомученица Варварас благостной улыбкой на устах.
Святая великомученица Варвара: житие
Святая Великомученица Варвара
Отец Варвары, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в городе Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери.
Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать ее, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты.
Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы — творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве.
А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения.
В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую Симеон Метафраст, описывая страдания святой мученицы, сравнивает с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского.
Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы. После долгих и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану. Святую Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам.
Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей, Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией.
В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.
Архитектура
Основной объем храма — крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая — за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Это прекрасная представительница зрелого московского классицизма — сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой. Колокольня храма — не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации.
Взросление Варвары
Девушка взрослела и все чаще в их с отцом доме стали появляться сваты от богатых семейств, в которых имелись женихи. Диоскор, мечтающий о выгодной партии для своей красавицы дочери, не раз заводил с ней разговор о замужестве, но каждая подобная беседа заканчивалась решительным отказом от исполнения его воли.
Поразмыслив, отец решил, что Варвара чурается потенциальных мужей из-за того, что затворническая жизнь его дочери сыграла с ней злую шутку, не научив общаться с окружающими ее людьми. Придя к таким выводам, Диоскор решил дать некоторые послабления Варваре, позволив той покидать отчий дом в надежде, что она обзаведется подругами, в беседах с которыми узнает и поймет все прелести замужества.
Ах, знал бы богатый язычник, чем все это закончится, запер бы, наверное, свою дочь на веки вечные в стенах дома.