Рафаэль санти

НАПЕРЕГОНКИ С МИКЕЛАНДЖЕЛО

Рафаэль Санти родился в итальянском городе Урбино в 1483 г. и уже в раннем детстве лишился матери; это печальное событие сделало тему материнства важнейшей в его размышлениях и творчестве. Учиться живописи художник начал в родном городе, у знаменитого маэстро Перуджино. Прилежный юноша усердно корпел над заданиями учителя и досконально изучал работы гигантов живописи, творивших до него. Семь лет провел Рафаэль под крылом учителя, а в 1508 г. отправился в Ватикан. Художники прошлых столетий для того, чтобы о них узнали, заговорили, поняли, полюбили, должны были добиваться признания в больших городах, под покровительством сильных мира сего. И Рафаэль не изобрел ничего нового, когда прибыл ко двору папы Юлия II, воспользовавшись рекомендацией архитектора Донато Браманте, который приходился ему родственником. В этот момент ему исполнилось 25 лет — самый прекрасный возраст для того, чтобы завоевать мир. Во время приемов юноша бродил в толпе знатных людей — святейших кардиналов, вельмож, красивейших дам, любовался драгоценностями, нарядами, убранством папских покоев. Никто из присутствовавших не мог даже предположить, что спустя пять лет этот урбинец, одетый во все черное, станет главой римской школы живописи, создаст фрески, которые увековечат имя папы Юлия II и станут хрестоматийными примерами для художников классического направления. При всей хрупкости творческой натуры Рафаэль обладал удивительной силой характера и упорством бесстрашного воина. Расписывая Ватикан, он поставил себе амбициозную цель — превзойти титана Возрождения Микеланджело, создать такие стенные росписи, увидев которые, зритель хотя бы на мгновение забыл бы о существовании Буонарроти. Однако Рафаэль не гонялся за похвалами, хотя они постоянно сыпались на его голову от папских гостей, предрекавших ему великое будущее. Как настоящий гений он доверял только одному критику — самому себе.

К 30 годам Рафаэль достиг неслыханного успеха. Сутки его были расписаны по минутам. Он работал безмерно много, но при этом успевал дружить с папами: его искренне любили и Юлий II, и Лев Х. Художник с легкостью находил общий язык с блистательными личностями своего времени. Рафаэль был от природы награжден даром личного обаяния, его современники утверждали, что после общения с маэстро не покидало ощущение, что ты искупался в ласковых солнечных лучах. И все же он оставался чужаком в толпе знати, тонким молчаливым юношей в черных одеждах, который безмолвно присутствовал на папских приемах. Его хотели приручить, управлять его жизнью: кардинал Бибиене мечтал выдать за него племянницу, сказочно богатый меценат Агостино Кияджи рассчитывал сделать из урбинца близкого друга. Десятки раз выслушивал Рафаэль от знатных и богатых людей предложения переехать в их дворцы, замки, чтобы поселиться там и стать «карманным» художником. Ему предлагали сладкую жизнь в обмен на личную свободу. Но не за тем приехал в Рим художник из Урбино. Он приехал достичь вершин искусства, и никто не мог столкнуть Рафаэля с намеченного пути. Именно в этот момент к нему обратились черные монахи из монастыря Святого Сикста.

Гуманизм Рафаэля

Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки. Это всё символы, создающие ощущение гармонии, примирения, единства души, Бога, человека и природы. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении. Он много работал для католической церкви — рисовал высокопоставленных христианских чиновников и святых. Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни. Возможно, это связано с ранней смертью его собственной матери. Отец, художник и поэт, многому научил его, но и он ушёл из жизни, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. Он знал тепло родительского дома и осиротел в том возрасте, когда мать и отец остаются в памяти навсегда очень светлыми образами. Потом много учился и работал. В 18 лет стал учеником гениального и мудрого Пьетро Перуджино, который оказал громадное влияние на становление личности Рафаэля.

Контекст

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.

Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но еще и возлюбленная художника. История не сохранила даже ее настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.

Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражен красотой девушки, заплатил ее отцу 3000 золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.

Но вернемся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине XVIII века ее не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увез ее в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было не принципиально — купить это полотно или другое, главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.

Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.

Прошло еще полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Ее копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.

Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли картины и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращен вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

«Мадонна в зелени» (1506)

Рафаэль находится на обучении во Флоренции и под влиянием великих мастеров он совершенствует свою технику и уделяет большое внимание композиции. Этот результат кропотливой работы отражается на прекрасном полотне «Мадонна в зелени»

Богоматерь сидит в полоборота на фоне чудесного пейзажа. Прекрасный зелёный луг окружён зелёными зарослями, вдали блестит водная гладь, окружённая горными склонами. У ног Мадонны играют дети — Иисус и Иоанн Креститель.

Молодая Дева Мария необыкновенна красива. Она нежно смотрит на младенцев. Иоанн протягивает крест Иисусу. В основе композиции лежит равносторонний треугольник, слегка сдвинутый влево, но она уравновешивается белизной ступни Мадонны.

По версии TopCafe Флоренция входит в список самых красивых городов мира.

7

Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.

Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.

Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

Интересные факты

https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafcVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: В Пушкинском музее выставлены работы Рафаэля Санти (https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafc)

  1. Джованни Санти настоял на том, чтобы новорожденного Рафаэля мать выкармливала сама, не прибегая к помощи кормилицы.
  2. До наших дней дошло примерно четыреста рисунков маэстро, среди которых имеются наброски и изображения потерянных картин.
  3. Удивительная доброта и душевная щедрость художника проявлялась не только по отношению к близким людям. Рафаэль всю жизнь заботился как сын об одном бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь, – Рабио Кальве (Rabio Calve). Ученый муж был настолько же свят, насколько и учен, поэтому не скопил себе состояния и жил скромно.
  4. В монарстырских записях Mаргарита Лути была обозначена как «вдова Рафаэля». Помимо этого, исследуя наслоения краски на картине «Форнарина», реставраторы обнаружили под ними рубиновое кольцо, возможно, обручальное. Жемчужное украшение в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты» также свидетельствует о замужестве.
  5. Болезненное голубоватое пятно на груди «Форнарины» дает основание предполагать, что у женщины был рак груди.
  6. В 2020 г. исполнится 500 лет со дня смерти гениального художника. В 2016 г. впервые в России прошла выставка Рафаэля Санти в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. На выставке под названием «Рафаэль. Поэзия образа» было представлено 8 картин и 3 графических рисунка, собранных из различных музеев Италии.
  7. Детям Рафаэль (он же Раф) знаком, как один из «Черепашек ниндзя» в одноименном мультике, который владеет колющим клинковым оружием – сай, внешне похожее на трезубец. 

История создания Сикстинской мадонны

В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и северо-итальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. В1512 году так поступила и Пьяченца – городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана.

Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста – покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик.

На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком – приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20000 цехинов (почти 70 килограммов золота).

До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

Описание картины Сикстинская мадонна Рафаэля

МАДОННА. Некоторые исследователи полагают, что образ святой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути.

По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг.

МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

СИКСТ II. О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго – с 257 по 258 год – и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

РУКИ СИКСТА. Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев – еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди – в знак преданности Деве Марии.

ПАПСКАЯ ТИАРА снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь – геральдический символ рода Ровере.

СВЯТАЯ ВАРВАРА была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

ОБЛАКА. Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

АНГЕЛЫ. Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие – символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Categories: Автор — Алевтина_Князева. Это цитата этого сообщенияЛеонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Сюжет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта».

Дева Мария изображена на фоне двух окон в виде арок, из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая темный фон за ее спиной. Спереди фигура Богоматери с младенцем освещена мягким светом, источник которого расположен как бы перед изображением. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Мальчик нежно приник к ней.

Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой — держит щегленка.

Символика полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Она заложена и в сюжете, и в композиции картины. Одухотворенный взгляд Богоматери подчеркнуто сконцентрирован на сыне, поскольку для нее Он является центром Вселенной. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами».

Такая символика присутствовала на раннехристианских фресках, найденных в римских катакомбах. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери.

Через это кормление Он принимает и человеческую душу. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Историкам известен тот факт, что Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.

Фигурка щегла на картине как бы подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство – духовное кормление.

Судьба великой картины

До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского герцога Литта. Отсюда возникло название картины. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация.

Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию.

Особенность восстановления полотна заключалась еще и в том, что автор при ее создании сам немало экспериментировал, создавая новые соединения красящих пигментов, смешивая масло и темперу и используя специальный клей, синтезированный из мельчайших частиц козьего пергамента и имевший кристальную прозрачность.

Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Дата и авторство картины Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м.

Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках.

И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото — в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.

 Дата и авторство картины

Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов.

Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках.

И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото — в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.

 http://fb.ru/article/138978/tayna-shedevra-leonard…nchi-madonna-litta#image386948

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

История создания картины Сикстинская Мадонна

Некоторые исследователи предполагают, что данный шедевр Рафаэль создавал все же для собора Святого Петра в Риме. Заказ поступил от папы Юлия II. Было предусмотрено и место для картины – в капелле, где был похоронен папа Сикст IV. Но во время перестройки храма было произведено перезахоронение Сикста IV, а великолепное полотно переместить к алтарю не позволяли церковные каноны.

В главной церкви Ватикана эти каноны строго соблюдали, но на периферии, к которой относился город Пьяченца, к подобным правилам относились не столь привержено. Поэтому картину Рафаэля переместили в церковь Св. Сикста при монастыре в Пьяченце.

Творчество знаменитого итальянского живописца не давало покоя саксонскому курфюрсту Августу III, который пожелал дополнить свою коллекцию образом Мадонны кисти Рафаэля. Август III присмотрел полотно «Мадонна Фолиньо», которую автор написал годом ранее – в 1511-12 гг.

Эта картина находилась в Ватикане, и Папа римский противостоял торгу. В процессе длительных переговоров интерес переместился к полотну «Сикстинская Мадонна», и глава римско-католической церкви уступил. Тем более что в храме Пьяченца начиналась реставрация.

Так шедевр оказался в Германии, а с середины XIX века постоянным местом размещения картины является Галерея старых мастеров в Цвингере.

Для современных посетителей важно знать, где именно в галерее находится Сикстинская Мадонна Рафаэля. Это второй этаж (в нашем понимании, а не европейском), где экспонируется живопись, принадлежащая эпохе Высокого Возрождения

Годнота!

И все же, кто был удостоен чести позировать Рафаэлю при создании образа Мадонны. Все больше источников подтверждают, что это тайная возлюбленная живописца Маргарита Лути. Те же черты, что в образе Мадонны, можно увидеть в портрете «Форнарина» и на картине «Святая Цецилия».

Потрясающе, что гениальный художник, связанный крепкими узами с Ватиканом, не имел права даже на открытые чувства. Его официальной невестой была племянница кардинала Мария да Боббиена. Похоже, ни жениться на ней, ни писать картины с ее лица Рафаэль Санти не собирался…

Возвращаясь к полотну «Сикстинская Мадонна», следует уточнить, что именно в Дрезденской картинной галерее находится оригинал. Существуют и копии картины. В том же городе Пьяченца осталась копия, созданная еще в 1730 году Пьером Антонио Аванзини. А сколько еще найдется менее известных копирований!

Картина Сикстинская Мадонна Где Находится Сейчас

Сочинение по картине Леонардо да Винчи. Мадонна Лита

Я помню, когда впервые увидела ее. Это было на уроке истории искусств, мы изучали эпоху Возрождения и наконец-то добрались до ее самого высокого расцвета. Учительница доставала репродукции, показывала нам и отдельно по каждой рассказывала какую-то историю. Я помню, что многие скучали, не смотря на такую увлекательную тему урока: «Леонардо да Винчи. Жизнь и творчество гения».

Нет, я расскажу не о его самой знаменитой картине. Меня гораздо больше поразила, вдохновила и разбудила его Мадонна Литта. И дело не только в том, что я художник, которого обязательно должны вдохновлять великие произведения. Нет, дело в том, какую глубину я увидела в картине и что я при этом почувствовала…

Я стояла перед ней в Эрмитаже. Это мгновение я не забуду никогда в своей жизни. Мое настоящее знакомство с ней длилось всего несколько минут, но осталось в сердце навсегда. Освещенная светом, она держит свое дитя на руках, и нет ничего прекраснее этого священного материнства. Я помню, как мы пришли в залл, наполненный людьми.

Леонардо да Винчи. Мадонна Лита.

А я стояла рядом с Ней, недалеко у окна, за шторой… стояла и беззвучно плакала. Никогда еще настолько сильно я не ощущала все величие и ничтожность нашего мира. Такой молчаливый и яркий контраст между Вечностью и Проходящим бесследно. То, что потоком проходит мимо, не глядя и не останавливаясь, и то, что остается в веках.

Хотелось закричать на весь зал, чтобы хоть кто-то обратил внимание на то, что именно было нарисовано на картине. Ведь на самом деле всех интересует только дата создания, ведь это же так круто — сфотографироваться с картиной, которой больше 500-та лет! И никто не попытался прочувствовать, понять ЕЕ, дотронуться до волшебства, которым пронизано все в Ней

А я смотрела на Нее и чувствовала свет, исходящий изнутри. Искусство должно радовать тех, кто к нему прикасается. Я знаю, есть мнение, что только через страдания рождается художник и творец. Но то произведение, которое он являет миру, должно нести в себе радость, покой и свет.

Я смотрела на нее и улыбалась. Ведь она смогла разбудить во мне способность видеть, слышать и чувствовать полной грудью. Способность останавливаться и наслаждаться мгновением вечности, прикасаясь к чему-то божественному. Прошло уже десять лет, а я до сих пор помню, как дрожала моя душа от нахлынувших чувств. Между мной и картиной свершилась магия.

Автор сочинения: sivanna

Популярные сочинения

  • Сочинение Берегите лес от пожара Лес — это не только скопление всевозможных пород деревьев, в первую очередь это дом для множества живых существ, обитающих в нём. Это целый мир, со своими правилами и обитателями. Также, наличие лесов на нашей планете
  • Сочинение Платон Каратаев в романе Война и мир (Образ и характеристика) Платон Каратаев является второстепенным героем произведения. Пятидесятилетний мужчина являлся выходцем из крестьянской семьи. Он добрый, имеет положительный образ в романе
  • Сочинение по произведению Ася Тургенева (8 класс) Ася известное произведение Ивана Сергеевича Тургенева. История чистой любви девушки и парня. Произведение пропитано нежностью и чистотой.

Сочинение по картине да Винчи «Мадонна Лита»

Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта), 1490 — 1491г, холст, темпера. 42×33 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина исполнена, очевидно, в Милане, куда художник переехал в 1482 г. Она относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве — утверждение стиля Высокого Возрождения. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.

Композиция картины лаконична и уравновешенна. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью.

Женщина смотрит на ребенка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий ее образ.

Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребенок держит щегла.

Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребенке. Мы видим ребенка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с узкой горловиной.

В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребенка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден.

Мать по настоянию ребенка, изменила свое решение и отложила этот нелегкий момент.

Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано ее название. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль.

Вокруг одного из прекраснейших живописных изображений Богоматери с Младенцем не утихают споры.

Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Хотя картину принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи, но существуют и более поздние датировки, ко времени, когда Леонардо жил в Риме — на этот счет имеются свою гипотезы. Одну из них стоит рассказать.

Не так давно, точнее, в девяностые годы прошлого века, русский ученый и церковный археолог О. Г. Ульянов изучал фрески в катакомбах Святой Присциллы в Риме.

Это место известно из древних источников как «госпожа катакомб», потому что там захоронено 7 первых римских пап, в том числе священномученик папа Марцеллин и его преемник папа Марцелл.

По новейшим археологическим данным оно датируется II веком нашей эры.

Среди катакомбных фресок имеется изображение Девы Марии с Младенцем, являющееся, по всей видимости, древнейшим изображением Богоматери в мировой живописи. Русского ученого поразило ее совпадение с композицией «Мадонны Литта». Как у Леонардо, кормящийся Младенец оглядывается и смотрит на зрителя.

Катакомбы, случайно открытые в конце 15 века, стали излюбленным местом прогулок художников и мыслителей, живших в Риме. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года.

Безусловно, он, интересующийся всем, тем более всем необычным, просто не мог не спуститься в катакомбы, где увидел древнюю фреску, которая настолько его впечатлила, что он повторил ее в своей картине. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами.

Впрочем, в этой гипотезе интересна не новая датировка, а сама возможность того духовного импульса, который передался от безвестного живописца II века к гению Возрождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector