Девять прекрасных мадонн рафаэля санти

Эволюция образов Пресвятой Девы Марии

«Сикстинская Мадонна» — пожалуй, самый трагический образ Богородицы из созданных Рафаэлем

Лицо Пречистой Матери выражает не только сильнейшую любовь к Сыну, но и — что самое важное в этом образе — решительное и в то же время смиренное принятие воли Бога-Отца, который дал ей Младенца, дабы она, вырастив Его, отдала на заклание

Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца. Сравните эти две работы. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» — в 1517 году. До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. «Мадонна Седия» — это первый звонок, предчувствие трагедии. Дева прижимает к себе Божественного ребёнка не нежно, а с каким-то неистовством, словно хочет уберечь от чего-то. Рафаэль сделал его таким толстоватым, перекормленным, — вся любовь матери вложена в этого Младенца

Она пристально вглядывается в каждого из нас, в глазах застыл немой вопрос: «Вы не отнимете Его у меня? Вы не причините Ему зла?» Присутствие на картине Иоанна Крестителя является важной эмоциональной составляющей сюжета. Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» — это нарастающая тревога, внутреннее напряжение — слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца

От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» — к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне».

«Мадонна в зелени» (1506)

Рафаэль находится на обучении во Флоренции и под влиянием великих мастеров он совершенствует свою технику и уделяет большое внимание композиции. Этот результат кропотливой работы отражается на прекрасном полотне «Мадонна в зелени»

Богоматерь сидит в полоборота на фоне чудесного пейзажа. Прекрасный зелёный луг окружён зелёными зарослями, вдали блестит водная гладь, окружённая горными склонами. У ног Мадонны играют дети — Иисус и Иоанн Креститель.

Молодая Дева Мария необыкновенна красива. Она нежно смотрит на младенцев. Иоанн протягивает крест Иисусу. В основе композиции лежит равносторонний треугольник, слегка сдвинутый влево, но она уравновешивается белизной ступни Мадонны.

По версии TopCafe Флоренция входит в список самых красивых городов мира.

7

Картина «Сикстинская Мадонна»: символы, зашифрованные в ней

Дэн Браун своим бестселлером «Код да Винчи» заставил публику внимательнее присмотреться к картинам живописцев эпохи Ренессанса в поисках тайных посланий, зашифрованных в символах и деталях картин.

Есть такой тайный шифр и в «Сикстинской Мадонне» Рафаэля

Вот символы, на которые следует обратить внимание:

Мадонна и ее прототипы

У Богоматери постое и открытое лицо. Длительное время ученые считали, что образ Пресвятой Девы Марии Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Однако если внимательно присмотреться к картинам, на которых художник действительно изобразил эту женщину, то очевидны несоответствия геометрии лица, особенностей взгляда.

Согласно другому предположению, для картины позировала прекрасная Форнарина — дочь пекаря, которую любил Рафаэль. Поэтому этот образ пронизан такой нежностью, излучает внутреннюю теплоту и силу.


Фото: YouTube/Art

Святая Варвара

Девушка, обратившаяся в христианство, стала жертвой отца-многобожца. Ее канонизировали и сделали покровительницей Пьяченце, где и была размещена картина Рафаэля.

Загадка мантии святого Сикста

На мантии святого Сикста вышиты дубовые листья и желуди. Считалось, что он покровительствовал роду Делла Ровере, из которого происходили папы Сикст IV, построивший Сикстинскую капеллу, и Юлий II. Rovere — ‘дуб’ в переводе с итальянского. Эти символы и появились в вышивке на одежде у персонажа картины Рафаэля.

Шесть пальцев Сикста

Предполагалось, что картина «Сикстинская Мадонна» займет заалтарное пространство в монастыре. Поэтому Рафаэль сделал так, что взгляд Пресвятой Девы направлен немного вниз (зритель должен был смотреть на картину снизу вверх), а перст на правой руке Сикста указывал на престольное распятие.

Долгое время ученые считали, что Рафаэль изобразил шесть пальцев на руке святого, закодировав тем самым его имя — Сикст. Однако при приближении видно, что это оптическая иллюзия, мастерски созданная художником.

Тиара

У ног святого в левом углу картины изображена папская тиара. Сикст был папой в 258 году. Император Валериан приказал отрубить ему голову. Позднее этот факт стал причиной канонизации Сикста.

На картине Рафаэля герой снял тиару — признак папской власти: она символизирует триединство Бога Отца, сына и Святого духа, представленное в трех коронах. Таким образом он выразил почтение и преклонение перед Богородицей и Иисусом. На тиаре также есть «дубовые» символы, указывающие на род Ровере.


Фото: ru.wikipedia.org

Облака

Очертания облаков, по которым ступает Мария, необычны. Если присмотреться, то видно, что это очертания головок младенцев. Рафаэль был гностиком. Согласно этому религиозному течению, облака символизировали души нерожденных детей.

Зеленый полог

В верхней боковой части картины художник изобразил зеленый полог. Он символизирует небеса, которые разверзлись и позволили Марии сойти к людям. Зеленый цвет означал милость Бога, его любовь и покровительство.

Сочинение по картине да Винчи «Мадонна Лита»

Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта), 1490 — 1491г, холст, темпера. 42×33 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина исполнена, очевидно, в Милане, куда художник переехал в 1482 г. Она относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве — утверждение стиля Высокого Возрождения. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.

Композиция картины лаконична и уравновешенна. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью.

Женщина смотрит на ребенка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий ее образ.

Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребенок держит щегла.

Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребенке. Мы видим ребенка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с узкой горловиной.

В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребенка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден.

Мать по настоянию ребенка, изменила свое решение и отложила этот нелегкий момент.

Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано ее название. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль.

Вокруг одного из прекраснейших живописных изображений Богоматери с Младенцем не утихают споры.

Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Хотя картину принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи, но существуют и более поздние датировки, ко времени, когда Леонардо жил в Риме — на этот счет имеются свою гипотезы. Одну из них стоит рассказать.

Не так давно, точнее, в девяностые годы прошлого века, русский ученый и церковный археолог О. Г. Ульянов изучал фрески в катакомбах Святой Присциллы в Риме.

Это место известно из древних источников как «госпожа катакомб», потому что там захоронено 7 первых римских пап, в том числе священномученик папа Марцеллин и его преемник папа Марцелл.

По новейшим археологическим данным оно датируется II веком нашей эры.

Среди катакомбных фресок имеется изображение Девы Марии с Младенцем, являющееся, по всей видимости, древнейшим изображением Богоматери в мировой живописи. Русского ученого поразило ее совпадение с композицией «Мадонны Литта». Как у Леонардо, кормящийся Младенец оглядывается и смотрит на зрителя.

Катакомбы, случайно открытые в конце 15 века, стали излюбленным местом прогулок художников и мыслителей, живших в Риме. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года.

Безусловно, он, интересующийся всем, тем более всем необычным, просто не мог не спуститься в катакомбы, где увидел древнюю фреску, которая настолько его впечатлила, что он повторил ее в своей картине. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами.

Впрочем, в этой гипотезе интересна не новая датировка, а сама возможность того духовного импульса, который передался от безвестного живописца II века к гению Возрождения.

Мадонны позднего периода творчества Рафаэля

Их 6: «Мадонна с рыбой» (около 1514), «Прогулка Мадонны» (около 1516-1518), «Святое семейство Франциска I» (1518), «Святое семейство под дубом» (около 1518), «Ла Перла» (около 1518-1520), «Мадонна с розой» (1518). Более поздние работы Рафаэля, выполненные в Риме совместно с Джулио Романо и другими учениками, отмечаются увлечением усложнёнными позами и жестами, пропорции фигур удлиняются, что указывает на признаки маньеризма.

Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». Масло, доска, 215х158 см. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии. С другой стороны – Архангел Рафаил представляет Марии и Христу молодого Товию – он держит в руках рыбу. Сюжет картины основан на истории в Ветхом Завете о Товии, который с помощью рыбы вылечил слепоту отца.Картина была написана на заказ Джеронимо дель Досе для капеллы св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).

Рафаэль Санти «Мадонна с розой». Масло на тополе, 103х84 см. Прадо (Мадрид, Испания)Дева Мария держит младенца Христа на руках. Святой Иоанн вручает ему ленту со словами «Agnus Dei» (с лат. «Агнец Божий»), святой Иосиф на заднем плане наблюдает за происходящим.Название картины происходит от цветка на столе, хотя цветок, считается, добавлен позже.

  • < Prev
  • Next >

Флорентийские мадонны Рафаэля

Во Флоренции Рафаэль создал 19 образов мадонн. Среди них «Святое семейство с безбородым Иосифом» (около 1506) – смотрите , «Мадонна с гвоздиками» (1506-1507), «Святое семейство Каниджани» (около 1507), «Мадонна в зелени» (1506), «Мадонна Орлеанская» (около 1506) и др. Для мадонн флорентийского периода характерны сложные пейзажные фоны.

Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздиками». Тис, масло, 27,9х22,4 см. Национальная галерея (Лондон)Эта картина Рафаэля напоминает композиционно «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»Но цветовая гамма здесь совсем другая. Мадонна и младенец держат в руках гвоздики, которые предвещают пролитую кровь и страсти Христовы.

Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506). Дерево, масло, 107х77 см. Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном.Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости).Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. 17 ноября 1548 г. дом Нази был разрушен землетрясением, и картина оказалась разломанной на 18 частей. Вскоре их соединили вместе, но швы между частями оставались отчётливо видны.В 2002 г. началась реставрация картины, которая длилась 6 лет.

Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). Доска, масло, 122х80 см. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. Она придерживает младенца рукой.С правой стороны изображён коленопреклонённый Иоанн Креститель с жезлом, увенчанным крестом. Его взгляд устремлён на Спасителя.Платье Мадонны гармонирует с пейзажем и садовыми травами, обрамляющими фигуры снизу. Среди них различимы фиалки, символизирующие смирение Марии, и водосбор, символизирующий страсти Христовы. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа).

«Мадонна в кресле» (1514)

От неподражаемой «Мадонны в кресле» невозможно оторвать глаз. Прекрасная композиция заключена в овал, живые образы Мадонны и детей захватывают и восхищают. Лицо Мадонны резко отличается от классических обликов Богородицы, так как Рафаэль написал лицо Мадонны с лица живой женщины, своей возлюбленной Форнарины. На голове девы полосатая накидка, что придаёт картине естественности трогательного материнства. Мадонна крайне притягательна и прекрасна. Её одежда нарядно украшенная и яркая. Это Мадонна римского периода работ Рафаэля. Она имеет уже какую-то зрелость и властность, уверенность и утончённость.

8

Необычные детали Сикстинской Мадонны

Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю  Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.

Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?

Причём тут зелёный занавес?

Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.

Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.

Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.

Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.

Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.

Почему картину сослали в Пьяченца?

Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?

Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.

Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.

Популярные ангелочки Рафаэля

Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.

На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.

Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная  причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.

О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

СВЯТАЯ ГРЕШНИЦА

Итак, вопреки заведенному распорядку, Рафаэль сам написал «Сикстинскую Мадонну» — от первого наброска до завершающего мазка кисти. Заказчики явились за картиной в срок, и маэстро вручил им свою непревзойденную работу, в которой была определенная заслуга и его натурщицы, уже не в первый раз дарившей свои черты мадоннам Рафаэля. Ее звали Маргаритой Лути, и была она дочерью пекаря. Благодаря профессии отца, Маргарита получила оставшееся в веках прозвище — Форнарина (Булочница). Эту девушку поразительной красоты Рафаэль встретил во время прогулки по берегу Тибра. Ему был 31 год, ей — 17. У Форнарины был жених — пастух, и каждый встречный мужчина оглядывался на нее. А она с удовольствием кружила всем головы. Рафаэль так сильно влюбился в прекрасную Маргариту, что за право быть с ней рядом щедро заплатил ее отцу. Любила ли девушка Рафаэля? Этот вопрос останется без ответа. Красавица бесконечно изменяла художнику, в историю ее жизни вплетены многие мужские имена. Многие считают Форнарину невольной виновницей ранней смерти Рафаэля — великий урбинец умер в 37 лет. Рафаэль завещал своей пассии немалые средства. По одним источникам, Форнарина стала самой роскошной куртизанкой Рима и неизвестно как окончила свою жизнь, по другим — через несколько лет после смерти Рафаэля ушла в монастырь и завершила свои дни скромной монашкой. Имя этой женщины окутано множеством легенд и домыслов, но достоверно известно, что по иронии судьбы именно эта земная, полная страстей женщина стала прообразом Святой Девы Марии. В монастыре Святого Сикста рафаэлевская мадонна располагалась над алтарем прямо напротив большого распятия, изображавшего муки Христа. Так что, по замыслу автора, взгляды Мадонны и младенца устремлены на умирающего Иисуса.

Как и всякий шедевр, «Сикстинская мадонна» таит в себе множество маленьких и больших тайн. Но главная из них заключена во взгляде юной Марии

Она смотрит на каждого зрителя, и неважно, где вы стоите — в углу зала или перед самой картиной — Мадонна смотрит именно на вас. И в то же время — далеко-далеко, прямо в будущее, провидя материнским сердцем муки, которые предстоит принять ее божественному сыну

Взгляд Марии порожден гениальным талантом Рафаэля. Это необъяснимое чудо, его невозможно разложить на составляющие, чтобы потом повторить. Но на этом магия не заканчивается. Папа Сикст II в 258 г. принял мученическую смерть, за это его причислили к лику святых. Рафаэль задумал на своей картине зашифровать имя мученика-папы. Искусствоведы считают: художник сделал это дважды. По латыни слово «сикст» означает шесть. На картине ровно шесть фигур: Пресвятая Дева, Иисус, папа Сикст II, святая Варвара (покровительница города Пьяченце) и два ангела. Но этого показалось Рафаэлю мало: он изобразил шесть пальцев на правой руке папы. Не сразу понимаешь, что «шестой палец» на самом деле — часть ладони святого мученика. По сюжету, Мария идет по облаку, неся младенца на руках. Создается впечатление, что она парит в воздухе на фоне клубящихся вдали облаков. Но если всмотреться, из дымки, словно живые, начинают проступать очертания лиц. Оказывается, это вовсе и не облака, а сотни ангелов, сомкнувшиеся живой стеной за спиной у Богоматери.

Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.

Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.

Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

История создания Сикстинской мадонны

В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и северо-итальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. В1512 году так поступила и Пьяченца – городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана.

Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста – покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик.

На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком – приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20000 цехинов (почти 70 килограммов золота).

До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

Описание картины Сикстинская мадонна Рафаэля

МАДОННА. Некоторые исследователи полагают, что образ святой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути.

По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг.

МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

СИКСТ II. О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго – с 257 по 258 год – и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

РУКИ СИКСТА. Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев – еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди – в знак преданности Деве Марии.

ПАПСКАЯ ТИАРА снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь – геральдический символ рода Ровере.

СВЯТАЯ ВАРВАРА была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

ОБЛАКА. Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

АНГЕЛЫ. Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие – символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

Интересные факты

https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafcVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: В Пушкинском музее выставлены работы Рафаэля Санти (https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafc)

  1. Джованни Санти настоял на том, чтобы новорожденного Рафаэля мать выкармливала сама, не прибегая к помощи кормилицы.
  2. До наших дней дошло примерно четыреста рисунков маэстро, среди которых имеются наброски и изображения потерянных картин.
  3. Удивительная доброта и душевная щедрость художника проявлялась не только по отношению к близким людям. Рафаэль всю жизнь заботился как сын об одном бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь, – Рабио Кальве (Rabio Calve). Ученый муж был настолько же свят, насколько и учен, поэтому не скопил себе состояния и жил скромно.
  4. В монарстырских записях Mаргарита Лути была обозначена как «вдова Рафаэля». Помимо этого, исследуя наслоения краски на картине «Форнарина», реставраторы обнаружили под ними рубиновое кольцо, возможно, обручальное. Жемчужное украшение в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты» также свидетельствует о замужестве.
  5. Болезненное голубоватое пятно на груди «Форнарины» дает основание предполагать, что у женщины был рак груди.
  6. В 2020 г. исполнится 500 лет со дня смерти гениального художника. В 2016 г. впервые в России прошла выставка Рафаэля Санти в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. На выставке под названием «Рафаэль. Поэзия образа» было представлено 8 картин и 3 графических рисунка, собранных из различных музеев Италии.
  7. Детям Рафаэль (он же Раф) знаком, как один из «Черепашек ниндзя» в одноименном мультике, который владеет колющим клинковым оружием – сай, внешне похожее на трезубец. 

Мадонна с вуалью (1508)

Мадонна для Рафаэля была символом рано ушедшей матери. Нехватка материнской любви с ранних лет превращалась под его кистью в прекрасные женские образы, которые до сих пор освещают своей божественной красотой своды храмов Ватикана и Италии.

«Мадонна с вуалью» была создана для церкви Санта-Мария по заказу папы римского Юлия II, который так восхитился этим шедевром, что заказал Рафаэлю расписать алтарь монастыря св. Сикста. В XVI веке полотно попало к Боргезе, став жемчужиной его коллекции. Затем оно попало в монастырь в Лоретто, а в 18 веке затерялась. В начале 20 века случилось чудо, когда из Нижнего Тагила доставили на реставрацию И. Грабарю изуродованную и изъеденную червями картину, написанную на дереве. Это была «Мадонна с вуалью» Рафаэля! Три года велись работы по её реставрации и после её отождествления, картина была предоставлена Музею им. Пушкина. С 1970 года шедевр вернулся в Нижний Тагил.

Картина представляет собой изображённое на деревянной доске Святое семейство. Мария нежно приоткрывает вуаль, которой был накрыт Младенец и любуется ним. Сзади справа стоит Иосиф, фигура которого была дописана Рафаэлем несколько позже на месте окна. Свет исходит только от Младенца Христа, лежащего на белых пеленах. Красная ткань платья Мадонны является символом радости и вечной жизни. Иосиф, предчувствуя муки Христа и будущее отчаянье Марии, скорбно сжимает руки. А пока мать счастлива и радуется своему ребёнку.

2

История создания картины Сикстинская Мадонна

Некоторые исследователи предполагают, что данный шедевр Рафаэль создавал все же для собора Святого Петра в Риме. Заказ поступил от папы Юлия II. Было предусмотрено и место для картины – в капелле, где был похоронен папа Сикст IV. Но во время перестройки храма было произведено перезахоронение Сикста IV, а великолепное полотно переместить к алтарю не позволяли церковные каноны.

В главной церкви Ватикана эти каноны строго соблюдали, но на периферии, к которой относился город Пьяченца, к подобным правилам относились не столь привержено. Поэтому картину Рафаэля переместили в церковь Св. Сикста при монастыре в Пьяченце.

Творчество знаменитого итальянского живописца не давало покоя саксонскому курфюрсту Августу III, который пожелал дополнить свою коллекцию образом Мадонны кисти Рафаэля. Август III присмотрел полотно «Мадонна Фолиньо», которую автор написал годом ранее – в 1511-12 гг.

Эта картина находилась в Ватикане, и Папа римский противостоял торгу. В процессе длительных переговоров интерес переместился к полотну «Сикстинская Мадонна», и глава римско-католической церкви уступил. Тем более что в храме Пьяченца начиналась реставрация.

Так шедевр оказался в Германии, а с середины XIX века постоянным местом размещения картины является Галерея старых мастеров в Цвингере.

Для современных посетителей важно знать, где именно в галерее находится Сикстинская Мадонна Рафаэля. Это второй этаж (в нашем понимании, а не европейском), где экспонируется живопись, принадлежащая эпохе Высокого Возрождения

Годнота!

И все же, кто был удостоен чести позировать Рафаэлю при создании образа Мадонны. Все больше источников подтверждают, что это тайная возлюбленная живописца Маргарита Лути. Те же черты, что в образе Мадонны, можно увидеть в портрете «Форнарина» и на картине «Святая Цецилия».

Потрясающе, что гениальный художник, связанный крепкими узами с Ватиканом, не имел права даже на открытые чувства. Его официальной невестой была племянница кардинала Мария да Боббиена. Похоже, ни жениться на ней, ни писать картины с ее лица Рафаэль Санти не собирался…

Возвращаясь к полотну «Сикстинская Мадонна», следует уточнить, что именно в Дрезденской картинной галерее находится оригинал. Существуют и копии картины. В том же городе Пьяченца осталась копия, созданная еще в 1730 году Пьером Антонио Аванзини. А сколько еще найдется менее известных копирований!

Картина Сикстинская Мадонна Где Находится Сейчас
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector