Каково сегодня быть старообрядцем
Содержание:
- Церковная служба
- Кто придумал квас?
- «Что там происходит, знают только посвященные»
- Два и три перста
- Чем отличаются староверы от православных христиан
- Сколько в России староверов сегодня
- Староверы или старообрядцы?
- Сквозь века
- Старая и новая вера
- «Проблемное» население
- Течения и виды старообрядчества
- Из Бразилии в Туруханск
- Во что верят староверы?
- Религиозная община как политическая угроза
- Каноны — фундамент для разногласий
- Церковный раскол
- Кто пил квас и почему так много?
Церковная служба
Олонецкий старообрядец
В отличие от православных старообрядцы строго следуют и определенной системе поклонов во время службы. Реформа Никона предписала заменить так называемые земные поклоны («метания» — от греческого слова «метанойя», покаяние) на поясные. Староверы этому указу не последовали и по-прежнему кланяются четырьмя поклонами: обычным — поклоном до груди или до пупа; средним — в пояс; малым земным поклоном и великим земным поклоном (так называемая «проскинеза»).
После раскола русской церкви старообрядцы остались верны давнему обычаю совершать крёстный ход по часовой стрелке (посолонь), а православные, последовавшие за Никоном, совершают ход противосолонь, то есть в обратную сторону.
Вместо двойного произнесения слова «аллилуия» православные стали произносить его трижды — как символ Святой Троицы. В пику «никонианам» староверы утверждают, что дважды произносимое «аллилуия» вместе со «слава Тебе, Боже» и есть прославление Троицы, так как слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский древнееврейского слова «аллилуиа» — «хвалите Бога».
Старообрядцы не приняли и многоголосного стиля пения, сохранив так называемое крюковое пение, по способу записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».
Староверы
Кто придумал квас?
Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.
«Квасник» — Владимир Маковский
По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.
«Что там происходит, знают только посвященные»
Река Дубчес, северный приток реки Енисей, считается мировой «столицей» старообрядчества — по крайней мере для старообрядцев часовенного согласия. Это одно из направлений, которое выросло из течения беспоповцев — то есть тех, кто отвергает необходимость священнослужителей в принципе.
Люди начали селиться здесь еще в конце XVII века — вскоре после раскола 1650–1661 годов, за которым последовали гонения на тех, кто предпочел придерживаться старой веры. Многие ехали в Сибирь добровольно, надеясь обрести спасение души, многих просто ссылали в глухие сибирские леса.
Сегодня в тайге по берегам великой реки по-прежнему стоят закрытые монастыри и скиты, попасть в которые «мирскому» человеку нельзя. «Однажды туда прилетали корреспонденты на вертолете, так обитатели монастыря просто ушли все в лес», — рассказал журналисту «Известий» один из жителей Туруханского района.
старообрядцы
Фото: РИА Новости/Валерий Мельников
Здесь же, на Дубчесе, находится и деревня Сандакчес — фактически центр местного старообрядчества, через который проходит большинство людей, приезжающих в качестве паломников или с желанием переселиться в эти края.
Автор цитаты
Оставайтесь человеками: граждан РФ поголовно сочли мертвыми
В России распространяется похожее на секту движение «живых», которое парализует работу госорганов
Посетить эти места приезжает много паломников, в том числе из старообрядческих общин, расположенных по всему миру: от Канады до Латинской Америки и Африки. Некоторые из них остаются в монастырях годами. Именно так, объясняет правозащитник, на берегах Енисея появляются люди с просроченными документами и — нередко — иностранными паспортами.
Автор цитаты
Информацию о закрытых и удаленных от мира монастырях подтверждает и разошедшаяся несколько лет назад по многим изданиям история девочки из США, которая, по ее словам, провела в одном из таких монастырей 15 лет.
Она рассказывала журналистам, что родственники-старообрядцы подростком отправили ее в монастырь на Дубчесе с организованной паломнической группой, но через какое-то время прибывшие с ней люди просто уехали — и девочка поняла, что для нее был взят «билет в один конец». Сбежать из монастыря девушке удалось лишь через 15 лет, при этом, как следует из ее рассказа, добраться до Енисейска ей помогли жители располагавшихся неподалеку сел — тоже старообрядцы.
старообрядцы
Фото: РИА Новости/Илья Питалев
Нерелигиозные взгляды
Почему шаманизм не станет официальной религией в России
Правда, Николай Шляхов, рассказывая о монастырской жизни со слов знакомых старообрядцев, говорит, что «насильно их там никто не держит» — если человек чувствует, что не справляется, что такая жизнь не по нему, он может уйти и поселиться в обычной старообрядческой деревне.
Такие деревни, где в основном живут семейные, в отличие от монастырей, хорошо известны местным, и их жители, по словам Ольги Суворовой, по-своему пытаются взаимодействовать с мирскими.
— Я всегда знала, что на Дубчесе у нас существует община беспоповцев, что Чулково — старообрядческое поселение, что капитаны пассажирских судов с ними поддерживают отношения, так же, как и отдельные граждане, которые занимаются рыбалкой и охотой, — поясняет она.
Старообрядцы, которые живут охотой, рыбалкой, а также сельским хозяйством (в Чулково, по ее словам, жители выращивают картошку и выкармливают молочных бычков), торгуют с местными. Или меновым способом, или за деньги, которые им всё равно нужны на приобретение тканей, одежды, обуви и всевозможных инструментов.
Автор цитаты
Два и три перста
Реформа патриарха Никона в XVII веке, расколовшая верующих на православных и старообрядцев, установила новый порядок крестного знамения. До введения новых правил было принято креститься двумя сложенными пальцами, символизирующими две ипостаси Спасителя — истинного Бога и истинного человека. Никон и Вселенская Православная Церковь заменили двуперстие на троеперстие — символ Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Объяснялось это тем, что к тому времени в Риме были обнаружены останки первых мучеников-исповедников христианства, у которых пальцы были сложены для трехперстного крестного знамения. Никон же своей реформой стремился унифицировать принятые на Руси церковные обряды и книги с греческими того времени. Староверы не приняли нового порядка и тогда и сейчас налагают крестное знамение двумя сложенными пальцами.
Cтарообрядческий нательный крест
Ещё несколько различий существует в вопросе креста. После реформы церкви восьмиконечный крест заменили на четырёх- и шестиконечный, и старообрядцы, конечно, не признали и этого, их крест может быть только восьмиконечным. Кроме того, на табличке распятия у староверов пишется «Царь Славы», а у православных — I.Н.Ц. I. Нательные крестики староверов, получаемые при крещении, не могут изображать Христа, и во время богослужения в своей церкви они складывают руки на груди крестом.
Кроме того, древлеправославие предписывает при таинстве крещения троекратное полное погружение в купель, а современные каноны РПЦ допускают крещение путём обливания и частичного погружения.
Чем отличаются староверы от православных христиан
Главная разница заключается в следующем:
- Православные верующие признают церковные обряды и таинства Православной церкви, верят в ее учения. Староверы считают истиной старые дореформенные тексты Священных книг, не признавая внесенных изменений.
- Староверы носят восьмиконечные кресты с надписью «Царь славы», на них нет изображения Распятия, крестятся двумя пальцами, бьют земные поклоны. В православии принято троеперстие, кресты имеют четыре и шесть концов, в основном держат поясные поклоны.
- Четки православных — это 33 бусины, старообрядцы используют так называемые лестовки, состоящие из 109 узелков.
- Староверы крестят людей троекратно, полностью погружая их в воду. В православии человека обливают водой и погружают частично.
- В православии имя «Иисус» пишется с двойной гласной «и», староверы верны традициям и пишут его как «Исус».
- В Символе Веры православных и староверов более десяти разночтений.
- Старообрядцы предпочитают деревянным медные и оловянные иконы.
Сколько в России староверов сегодня
Согласно официальным данным в стране проживает около четырехсот тысяч староверов всех течений и обрядов. Однако ученые спорят с этими цифрами. По их мнению, даже в СССР более двух миллионов человек причисляли себя к старообрядцам, а если учитывать количество людей, крещенных в этой вере, то можно насчитать и все три миллиона человек. Кстати, сами староверы согласны с этой цифрой.
Политика по отношению к старообрядцам менялась от власти к власти. От полного запрещения всяческой деятельности до разрешения строить церкви без знаков отличия.
Подобные качели поддерживали интерес к староверию. Многие купцы-миллионщики вышли из этой среды.
В начале 20 века хранители старой веры наконец смогли легализоваться благодаря вышедшему в 1905 году указу «Об укреплении начал веротерпимости». Следующее за этим десятилетие было расцветом старообрядческой традиции.
В частности, в это время возводилось множество храмов, издавались печатные материалы, как грибы возникали культурно-просветительские общества. Представителей староверов можно было встретить в органах власти, например, в Государственной Думе.
Но после революции 1917 года гайки закручиваются вновь. К концу тридцатых годов двадцатого века закрываются последние храмы.
Сегодня в России легально присутствуют четыре согласия староверов: среди поповцев это Русская Православная Церковь Белокринического согласия (РПСЦ) и Русская Древоправославная Церковь (РДЦ). Среди беспоповцев — Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) и Федосеевская Древлеправославная Старопоморская Церковь (ДСЦФС).
Староверы или старообрядцы?
Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.
Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.
Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.
Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.
Сквозь века
Сегодня науку особенно интересует феномен под названием «староверы». Кто они? Фото в материале показывает общины из разных уголков мира, но всех их объединяют глубокие семейные ценности.
Многие семьи до сих пор живут без электроэнергии, интернета, их не интересуют кризис и дефолты. Раньше старообрядцы не пользовались деньгами, не покупали одежду, продукты, медикаменты и даже не кушали заморскую картошку. Они не посещают больниц, очень редко пользуются благами цивилизации.
Община живет по своим правилам. Первым садится за стол отец семейства. Все молятся. Покидают кухню все вместе. Мужчина не должен видеть, как готовится еда, поэтому дверь в комнату, где ее делают, завешивают тканью.
Ненужные ни церкви, ни государству, они сумели сохранить самобытность и духовность, которую им по наследству передали первые христиане Киевской Руси. Это люди, которые не знали таких пороков, как спиртное, табак и развлечения. Зато берегли науку старины. В их душах таится секрет прошлого.
Старая и новая вера
Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.
Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»
Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:
Заблудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!
Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:
Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.
Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:
Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.
О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:
Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом…И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам будет и поношение от всего мира.
Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:
Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.
Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.
Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:
Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.
Еще будучи архимандритом он утверждал:
Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.
Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.
«Проблемное» население
Сам глава Верхнеимбатского сельсовета явно относится к старообрядцам с уважением. Но как у «человека от власти» у него есть к ним вопросы — в разговоре «своих» старообрядцев он называет «проблемным населением».
Автор цитаты
Церковь как мишень
Кто и почему нападал на храмы и священнослужителей в последние годы
Оформлять или переоформлять документы многие старообрядцы не стремятся потому, что связывают их с нечистой силой и доказывают местным властям, что на документах,якобы есть «число зверя». На любые попытки переубедить, просто говорят: «Мы паспорт получать не будем», — и под любым предлогом стараются уйти от этой темы.
Или, говорят в Верхнеимбатском сельсовете, есть пример того же Ханофера Ефимова.
Несколько лет назад, когда он только собирался жениться на Антониде, он уже приходил к Николаю Шляхову и просил выдать российский паспорт, объясняя, что родился в Красноярске. Глава сельсовета не поверил — и тогда Ханофер признался, что является гражданином Бразилии.
Николай Шляхов вспоминает, что предложил принести все имеющиеся документы, чтобы как-то решить вопрос с восстановлением документов. Например, отправить запрос в консульство, и предупредил, что процедура, скорее всего, будет длинная и сложная. «Тот ушел и больше не появлялся», — сокрушается муниципальный глава.
река
Вид на Енисей
Фото: Global Look Press/Michael Vershinin
Еще сложнее — с оформлением документов на детей. Их «выправлять» местные жители, живущие по своим, внутренним, законам, тоже не стремятся. По мере сил муниципальные власти сами стараются отслеживать появление новорожденных, чтобы убедить родителей оформить документы. Но среди детей, получивших свидетельства о рождении, многие по достижении 20 лет так и не получили паспорта: «И этими вопросами мы тоже занимаемся», — говорит Николай Шляхов.
Выстраивая взаимодействие между представителями таких поселений и «мирскими» — в том числе представителями всевозможных государственных органов и ведомств, — крайне важно избегать конфликтов, убежден председатель юридического центра при Российской ассоциации центров изучения религии и сект Александр Корелов
Россияне продемонстрировали религиозную терпимость
Исследование Gallup International показало, что наиболее толерантны жители стран, не втянутых в конфликты
Автор цитаты
Течения и виды старообрядчества
Учитывая региональность и удаленность друг от друга
недовольных новыми правилами реформы Никона, спустя несколько десятилетий
появились разные течения старообрядцев. Это связано с тем, что
священнослужители, вдохновлявшие раскольников и собиравшие большое число
последователей, не только стремились отстоять принципы староверия, но и
внедрить свои собственные идеи и убеждения.
Представители разных согласий старообрядчества не признавали друг друга, считая именно свою веру и традиции истинными.
Поповское
согласие
Наиболее популярным течением старообрядчества было «поповство».
Староверы этого согласия существовали и вели свою деятельность аналогично
православной церкви. У них были свои священники, которые считались необходимыми
для проведения обрядов и таинств. Оплот поповцев-старообрядцев находился в
Нижегородской области, позднее распространился по России – в Донскую область,
Чернигов, а в 19 веке главная община находилась в Москве.
Священнослужителей старообрядцы принимали из
православной церкви, поскольку сами не могли рукоположить духовенство, к тому
же считали, что преемственность сохраняется, не смотря на реформы.
В 1846 году возникла Белокриницкая иерархия, которая
и по сей день остается ведущим течением в старообрядчестве. Часть раскольников
перешла в беспоповкую секту, не захотев подчиняться митрополиту Боснийскому
Амвросию, перешедшего из православия в старообрядцы.
Единоверие
Единоверы, так называемые православные старообрядцы.
1800 году они перешли в подчинение Русской православной церкви, при этом
сохранили все традиции старообрядчества в неизменном виде, поскольку православным
митрополитом были объявлены «пункты единоверия».
На сегодняшний день продолжают существовать
единоверческие общины.
Беспоповские
секты
Как следует из названия это течение старообрядчества
осуществляло свою деятельность без священнослужителей. После смерти попа
заменить его было некому, а тех, кто следовал новым принципам и традициям в
православии старообрядцы не доверяли. Поэтому оставшись без священника,
староверы были вынуждены назначать мирянина на эту должность. Пришлось
отказаться от элементов, которые мог проводить только духовный чин, но в целом
богослужения продолжались проводиться.
Массовое место проживания беспоповских сект
относится к северным районам России (наиболее распространено Даниловское Поморское
и Федосеевское согласие), Карелии, Вятской губернии, Нижегородской области, но
как явление они встречались повсеместно.
Помимо отказа отказа от священнослужителей, у этого
течения появилось много форм. Некоторые согласия полностью отказывались от
икон, считая их оскверненными, молились глядя строго на восток, для чего в
стене дома проделывали дыру (от чего получили название «дырники»). Иные предпочитали
бежать и скрываться от властей, не уплачивать налоги и другие повинности (таких
называли бегуны или странники).
Список раскольников Даниловской беспоповской секты 1904 года Вятская губерния. Старообрядцы Орловского уезда. Источник ГАКО
Из Бразилии в Туруханск
Ханофер Ефимов ди Кейрос почти два десятилетия назад вместе с матерью переселился из Бразилии в Восточную Сибирь и с тех пор жил в Туруханском районе. Сначала вместе с матерью (в Россию она привезла его подростком) он оставался в одном из скитов, по-прежнему стоящих в тайге, а после ее смерти перебрался в старообрядческую деревню Чулково, расположенную на берегах Енисея, больше чем в 300 км от райцентра, Туруханска.
туруханск
Вид на Туруханск со стороны Енисея
Фото: ТАСС/Владимир Веленгурин
В октябре 2021 года о нем написали большинство федеральных и региональных СМИ: в конце лета его остановили на реке сотрудники рыбинспекции. Попытавшись проверить документы у нарушителя, они обнаружили, что у мужчины их в общем-то и нет — по словам Ханофера, его бразильский паспорт сгорел в пожаре несколько лет назад. Из документов осталось только свидетельство о рождении и то на португальском языке.
Старообрядцы из Южной Америки переселились в Приамурье за «гектаром»
Новое поселение, где проживают 24 старообрядца, сформировалось в 10 км от города Свободный
Дальше ситуация развивалась быстро — в конце сентября Ханофер, оставив в деревне жену Антониду (тоже из числа местных старообрядцев) и троих детей, явился в суд Туруханского района. Судья вынес постановление о депортации Ханофера, его взяли под стражу и этапировали в Красноярск. За него вступились правозащитники и журналисты, сторонники Ханофера призывали власти не разлучать семью, тем более до сих пор благополучно работавшую «на земле». Доводы, да и настойчивость защитников сработали. В начале октября суд Красноярска отменил решение о депортации, в краевом МВД пообещали оказывать ему поддержку, а в паблике, посвященном работе региональных полицейских, даже выложили фотографии счастливого Ханофера вместе с супругой и новым свидетельством о браке.
После этого правозащитники отвезли Ханофера в Москву, где он обратился в посольство Бразилии в России с просьбой о восстановлении паспорта. Документа он пока не получил, но депортация ему как супругу гражданки Российской Федерации больше не грозит, пояснила «Известиям» правозащитница Ольга Суворова, которая помогает семье старообрядца.
старообрядцы
Ханофер Ефимов ди Кейрос, старовер из Туруханского района узаконил свой брак с гражданской женой
Фото: vk.com/Полиция Красноярья
Впрочем, вероятнее всего, история Ханофера — лишь вершина айсберга. Людей с просроченными или отсутствующими документами на Енисее может быть сотни, если не тысячи. Многие из них, вероятнее всего, являются гражданами других государств — и при столкновении с официальными органами, не слишком, судя по всему, подготовленными к их появлению, их будет ждать не менее суровый прием.
Старообрядцы получили почти 6 млн рублей на молочное животноводство
Во что верят староверы?
Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.
В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.
Среди них — двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.
Религиозная община как политическая угроза
Во времена правления Петра Великого на старообрядцев был наложен двойной налог. В 1722 году издан указ о смертной казни для тех, кто будет способствовать расколу церкви, то есть продолжать молиться по старым традициям.
Уже к тому времени часть представителей начала скрываться. Многие семьи покинули места, на которых их предки веками жили, работали. Они ушли на дальние, дикие земли вглубь России. Тысячи людей покинули империю и искали счастья за рубежом.
Во время правления Екатерины II пропагандировалась политика религиозной терпимости. Именно тогда возникла терминология «староверы» и «старообрядцы». В чем разница этих двух понятий?
Ни в чем, они абсолютно идентичны. Первое значение возникло как слово, что характеризовало людей, которые оставались верны своим религиозным предпочтениям. Все, кто не подчинился нововведениям, носили оскорбительное название раскольники, еретики и староверы. Синоним «старообрядцы» ввела в употребление Екатерина II. Царица внедряла свежие реформы в религиозную сферу своей страны. Так, на некоторое время прекратилось преследование этих групп.
Целые семьи возвращались из-за границы. Но такие изменения продолжались недолго. Несмотря на то что представители этого течения были социально активны и благодаря своей упорной работе приносили прибыль государству, они также представляли для царского режима большую угрозу.
Каноны — фундамент для разногласий
До прихода Никона российский народ на протяжении почти 700 лет жил по правилам, что сформировались еще во времена крещения Руси. Патриарх же ввел реформу, следствием которой стал раскол религии на два сильных направления. Первое течение было сторонниками нововведений. Другие несогласные оказались за бортом общества, поскольку не воспринимали предложенных теорий. Так кто такие староверы, в чем разница этой части народа от другой?
Первое и главное отличие — перевод и редактирование священных писаний. Процесс вошел в историю под названием «книжное дело». Изменениям подлежал и Символ Веры, где указаны фундаментальные догматы религии. Из текста были удалены или заменены несколько важных слов. Например, Святой Дух отныне употреблялся без характеристики «истинный», а в строках, где говорилось о будущем, фразу «несть конца» заменили на «не будет конца».
Кроме этого, приобрела другой вид богослужебная литература. Русское слово «Ісус» Никон написал в новом стиле «Іисус».
Остался в прошлом и крест староверов. Молитвенный жест раньше выполняли с помощью двуперстия (особое сложение пальцев правой руки), а после реформы церковь перешла на троеперстие. Поклонники древнего православья утверждали, что два перста – это крест, что символизирует божественное и человеческое начало. А три сложенных пальца (троеперстие) – знак Троицы, которая не имеет отношения к распятью.
По-другому делали поклоны. Хождения вокруг церкви отныне совершались против солнца. Трижды пелась «аллилуйя» вместо двух раз. Изменилось количество просфор.
Церковный раскол
К середине 17 века Русская церковь пришла к пониманию необходимости церковной реформы для минимизации различия между греческий и русской традицией.
Царь Алексей Михайлович назначил на пост Патриарха
Московского и Всея Руси митрополита Новгородского
Никона в 1652 году, после смерти предыдущего главы церкви.
Никон, уже длительно служивший в церкви, имел свой взгляд на тексты и обряды. Патриарх считал, что необходимо максимально точно проводить церковные обряды, поскольку это имеет ключевое значение. Константинопольская церковь в этом вопросе считалась эталонной, то заняв высочайшую должность, Никон решил реализовать свои идеи и провести церковную реформу.
Примечательно, что Патриарх Константинопольский Паисий, с которым советовался Никон, отмечал, что обряды – это несущественная часть религии, они могут толковаться и исполняться по-разному. Никон воспринял ответ по-своему. Поэтому в 1650-х годах началось реформирование русских церковных традиций при поддержке царя Алексея Михайловича Романова.
Кто пил квас и почему так много?
Квас пили буквально все: крестьяне, солдаты, врачи, монахи, цари. Его умели готовить в каждой семье по фамильному рецепту — отсюда и столько вариаций кваса. Примерно так варят борщ: общие правила одинаковые, но каждый готовит со своими нюансами. Тем более, поле для экспериментов широкое: различие могло состоять как в количествах и сортах исходных материалов, так и в деталях самой техники.
Например, для приготовления затора (хлеб или мука, разведенный водой и оставленный для брожения) брали и холодную, и горячую воду — и от того зависел результат. Или меняли время пребывания затора в печи или в чанах. Наконец, бочки, где квас должен был бродить, могли сдабривать сахаром, хмелем, мятой, изюмом, медом и т.д.
Продажа кваса — Василий Калистов
На Руси квас был каждодневным напитком, каким теперь является чай. «Квас, как хлеб, никогда не надоест» — гласит русская пословица. Раньше его считали полноценной едой, поэтому говорили, что квас не пьют, его «едят». В голодные времена за счет него выживали, его брали в поле и на другую тяжелую работу. Хотя он и был таким же жидким как сейчас, но давал чувство насыщения. А еще служил основой для десятков разных блюд: от окрошки (фактически салат, залитый квасом) до тюря с зеленым луком (суп из хлебных корок).
С XII века квас начали различать варианты кваса: кислого слабоалкогольного и сильно опьяняющего напитка. Второй называли «творенным», то есть сваренным, а не произвольно закисшим. Если квас не варить, то естественное кисломолочное брожение останавливает спиртовое и тогда его крепость не превышает 1-2%, но «твореный» квас можно было бы сравнить по крепости с вином. Поэтому квас любили еще и за его качество превратиться в алкоголь.
Домашний мятный квас
Появилась отдельная профессия — квасник. Каждый квасник специализировался на определенном сорте и именовались по его названию (яблочный квасник, ячневый квасник и т.д.). Работали они каждый в своем районе, а выход за его пределы в «чужой» район был чреват неприятностями: квасники ревностно делили территорию и так решали вопрос высокой конкуренции.
Наконец, есть и еще одна версия дикой популярности кваса. «Причина этого проста: был недостаток чистой питьевой воды. И чем гуще страна населена, тем острее становился этот вопрос, вызывавший эпидемии и массовые желудочные заболевания в прошлом. Напиток же, подвергшийся брожению (как, к примеру, квас или сидр), был практически безопасен с санитарной точки зрения», — говорит историк русской кухни Павел Сюткин.