Храм дмитрия солунского
Содержание:
- История
- ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДА ХРАМА ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО (МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ, МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ, ВСЕЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ)
- Уникальная роспись и не только
- Современное состояние
- Описание архитектуры и внутреннего убранства
- История постройки
- Греки и армяне
- Престольные праздники
История
По благословению Киево-Печерской Лавры в начале ХІХ века на месте этой древней церкви была поставлена часовня в честь великомученика Дмитрия Солунского. Часовня простояла 60 лет и, по ветхости, в 1862 г. была перестроена казенным счетом в храм, который состоял в 5-м благочинном округе г. Киева. В то время настоятелем храма был назначен отец протоиерей Беляновский Евфимий Иванович. В штатном расписании храма числилось 2 клирика. За приходом числилось 44 десятин 350 саженей земельного надела. Прихожан в то время было: мужчин – 841, женщин – 961 человек. При храме были сооружены дом для притча и помещение для церковно-приходской школы, в которой воспитывались 10 детей. К свято-Дмитриевскому храму были приписаны и следующие села – Михайловская, Борщаговка и Савки (Совки). Храм этот, по счастью, уцелел и в советские годы, хотя и закрывался с 1936 по 1943 гг. Сейчас в Жулянах осталась, по сути, одна достопримечательность – древняя деревянная церковь великомученика Дмитрия Солунского.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДА ХРАМА ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО (МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ, МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ, ВСЕЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ)
На земле существует только одна подлинная община детей Бога, только один народ Божий. Это Единая, Святая, Соборная (Вселенская) и Апостольская Церковь, иначе говоря, Вселенская Православная Церковь. Только она, в отличие от всех других общин, религий, «церквей», содержит неповреждённую истинную веру, иначе говоря, Православную веру. Только она является Церковью Христовой. Это она и есть та самая историческая Церковь, которая основана Иисусом Христом в день Пятидесятницы через 50 дней после Его Воскресения из мёртвых и стоит до сих пор и будет стоять до окончания этого мира, до Второго Славного Пришествия Христа, которое да наступит скорее!
В земном организационном плане Вселенскую Церковь составляют поместные Церкви со всего земного шара. Но, только те поместные Церкви, которые хранят Евхаристическое единство между собой и неповреждённую Православную веру.
Одной из таких поместных Церквей является Русская Православная Церковь, или Московский Патриархат, которая, как и другие поместные Церкви, состоит из епархий, управляемых епископами. Но, ни один из епископов не является главой Церкви. Вселенская Православная Церковь не возглавляема на земле никем. Поскольку Единственным Главой Церкви является Господь наш Иисус Христос.
Каждая епархия Русской поместной Церкви в территориальном отношении поделена на благочиннические округа, каждый из которых объединяет в своём составе какое-то количество приходов. Приход – это община православных Христиан данной местности, объединённая как правило вокруг храма, но не обязательно, поскольку и при отсутствии храма Христианская община может существовать при условии Евхаристического единства со Вселенской Церковью и подчинения епархиальному архиерею (епископу).
Так вот, одной из таких общин, одним из подразделений Вселенской Церкви и является приход храма великомученика Димитрия Солунского дер. Ивакино в составе Можайского благочиния, Московской епархии, Московского Патриархата. Для удобства название прихода, как правило, обозначают просто названием храма. В данном случае: церковь вмч. Димитрия Солунского дер. Ивакино Можайского р-на Московской обл.
Слово «церковь» в библейском контексте не тождественно слову «храм». В подлинном смысле этот термин обозначает общину Христиан, а не молитвенное здание (собственно храм). Но для упрощения речи, условно, мы употребляем слово «церковь» как синоним слова «храм», имея ввиду место собрания Церкви в данной местности (т. е. общины Христиан данного места).
Что касается православных храмов, то все они посвящены только Единому Богу, и никому более. А имя того или иного святого в названии храма означает то, что данный храм освящён в честь и память этого святого. Также, название храма именем той или иной иконы Божией Матери говорит о том, что данный храм освящён в честь Божией Матери и в память чуда, явленного всвязи с этой Её иконой. Но посвящены все православные храмы, повторяю, только Единому Богу.
Модерируется данный сайт иереем Алексеем Шляпиным.
свящ. Алексей Шляпин
Уникальная роспись и не только
Роспись – главное достояние храма. Внешне он выглядит даже как-то примитивно – неспециалист и не заметит такой достопримечательности. Строение прямоугольное в плане, размерами 7 на 8 м, с небольшой алтарной абсидой. Крыша двускатная, черепичная. Вход расположен в западной стене, оформлен тесаным камнем и стрельчатой выемкой чуть выше. Церковь сложена из тесаного серого камня и никаких украшений снаружи не имеет.
Изнутри же изначально фресочными мозаиками были покрыты все стеновые поверхности. Но сейчас они сохранилась только фрагментарно: в более-менее приличном состоянии остались до сегодня лишь в алтарной части. Там изображен Иисус Христос с Иоанном Крестителем и Богородицей, Дева Мария с Младенцем, а также сцена причастия (Христос с апостолами во время Тайной вечери).
Незначительные фрески сохранились также на западной стене, где изображался Страшный суд. Все они выполнены в византийском стиле, а надписи на них – на греческом языке. Сегодня они покрыты материалом, призванным предотвратить дальнейшее разрушение. Отзывы специалистов характеризуют их как потрясающие образцы средневековой живописи. Современные иконописцы сделали попытку восстановить утраченные изображения, сделав эскизы предполагаемых рисунков на бумаге.
Современное состояние
Полностью разоренное, лишенное всех городских коммуникаций, здание храма в начале 90-х годов прошлого века вернулось во владение православной церкви. Кислотный и плавильный цеха основательно разрушили стены здания.
Участок был заражен и семиметровый слой земли пришлось снять и заменить другим, здоровым грунтом. Если раньше здание церкви было выложено из красного кирпича, то теперь его оштукатурили и покрасили.
Образовался приход при церкви под руководством и духовным окормлением протоиерея Сергея Косова. Впоследствии его сменил священник Петр Липатов. Они возглавили работы по восстановлению попранной большевиками святыни. 17 ноября того же знаменательного года прошло освящение и установка крестов.
Все дальнейшие реставрационные работы осуществились очень быстро. Уже в 2001 году храм стал действующим и престольный праздник совершался на основном его приделе.
Освящение Дмитриевского храма патриархом Кириллом
26 февраля 2012 года, в Прощеное воскресенье, возрожденный храм был освящен Патриархом Кириллом. Святейший подарил храму древний Феодоровский образ Богородицы, почитаемый православными верующими как помощницу в родах. Возродилась в храме и воскресная школа, образовался Православный клуб исторической реконструкции, где стали проводиться занятия по фехтованию.
Описание архитектуры и внутреннего убранства
При построении храма использовалось несколько архитектурных стилей. В нем присутствуют греческие и русские мотивы, — соединен крестовокупольный храм с трехнефной базиликой. Это символизирует единство духовного пути двух святых: Димитрия Донского и его небесного покровителя Димитрия Солунского.
Такой прием сочетания в одном сооружении разных исторических форм и стилевых элементов свойственен для эклектики. Это одно из популярных направлений в архитектуре того времени, получил новый толчок в своем развитии, начиная с 30-х гг. 19 века. Пришел на смену классицизму и предоставил полную свободу творчества для зодчих.
История постройки
Есть в городе Москве район, который по старинке привыкли называть Благуша. На рубеже 19-20 вв. это был пригород столицы, ее рабочая окраина, расположенная между с. Измайлово и Семеновской заставой. Сейчас Благуша входит в состав одного из восточных районов Москвы, — Соколиная гора.
Здесь было много кирпичных заводов, текстильных фабрик. С конца 19-го века началась активная застройка и к 1906 году в районе уже проживало больше 10 тыс. человек. Своей церкви в районе не было и люди шли в храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище.
Притч здесь был небольшой, священнослужителей явно не хватало. Поэтому люди обратились к московскому владыке с просьбой об увеличении числа клириков в Семеновской церкви. Митрополит решил поступить более дальновидно и распорядился о строительстве нового храма на Благуше.
Храм великомученика Дмитрия Солунского на Благуше, Москва
Дальше все складывалось очень благополучно:
- часть средств на воплощение этого проекта уже имелась. Было завещание некоего благочестивого горожанина Д. Ф. Ермакова, который оставил 100 тысяч рублей на строительство храма в честь Димитрия Солунского и праведной Анны, небесных покровителей его и супруги;
- в 1906 г. Николай 2 выделил участок земли под застройку и начались поиски архитектора. Выбор остановился на Н. И. Орлове, который хотя до этого и не занимался храмовым зодчеством, но сумел создать великолепный проект;
- 1908 г. начались строительные работы;
- 1909 г. торжественно был заложен первый камень в основание будущего храма. После речи митрополита Владимира в фонд строительства потекли реки пожертвований, благодаря которым церковь удалось выстроить всего за 2 года;
- 29 июня 1911 г. состоялось Великое освящение храма в честь Димитрия Солунского;
- 16 января 1912 года был освящен придел в память Успения прав. Анны;
- еще один придел был освящен в честь свт. Петра, митрополита Московского. Такой выбор был сделан по просьбе одного из жертвователей храма, крестьянина П. М. Сидорина.
Таким образом по улице Ибрагимова 6а, был выстроен один из наиболее вместительных храмов Москвы в честь Димитрия Солунского. Одновременно мог вместить до 3000 верующих. Своего первого настоятеля обрел уже в 1910 году, им стал протоиерей Михаил Перферансов.
А 29 июня 1911 года митрополит Владимир, в то время возглавлявший Московскую епархию, освятил новый храм и отслужил здесь первую Божественную литургию.
Судьба храма св. Димитрия Солунского в Москве на Благуше сложилась сложно и трагически. После своего строительства, созидания он просуществовал только 20 лет. Богу было угодно разделить этому храму судьбу сотен тысяч храмов по всему лицу нашей необъятной Родины.
Колокольня церкви Димитрия Солунского
После революции, в 1931 году, его перестроили под заводские помещения для обработки драгметаллов. Здание церкви было изуродовано до неузнаваемости:
- сняты кресты;
- снесены купола;
- частично разобрана колокольня (верхние ярусы);
- в алтаре разместили плавильные печи;
- под сводом устроили кислотный цех.
Но потом в 1991 году храм был возвращен в собственность РПЦ. Он вновь открыл свои двери для верующих людей. Много православных христиан обрели духовную радость и счастье молиться под сводами этого величественного и красивого храма.
Греки и армяне
Церковь Дмитрия Солунского – достаточно хорошо изученный объект. Время ее сооружения относят к середине XIV века. Место ее расположения было почетным – она стояла на территории городской цитадели Кафа, главного укрепления.
Специалисты полагают, что изначально строение принадлежало греческой общине – внутри обнаружены надписи на этом языке. Однако более чем вероятно, что позже храм занимали армяне – рядом со зданием обнаружен Армянский фонтан (датирован 1491 г.) и другие памятники этого народа.
3D-панорама у храма Дмитрия Солунского
Благодаря высокой прочности храмовая конструкция выдержала и турецкое нашествие, и гитлеровское, и знаменитое землетрясение 1927 года. Сейчас модно обвинять советскую власть в скверном отношении к ценным достопримечательностям церковной архитектуры. Да, в церкви Дмитрия Солунского небольшой временной отрезок действительно был склад. Но именно при СССР была проведена комплексная ее реставрация – в 1955-1956 гг.
Несколько лет назад осуществлен дополнительный комплекс охранных мероприятий. Ради сохранности удивительных настенных надписей изнутри строение покрыли особым составом, защищающим их от осыпания и обесцвечивания. Работу выполнили квалифицированные реставраторы из заповедника «София Киевская», а поручение на проведение работ поступило из ЮНЕСКО.
Хотя сегодня церковь является действующей, а экскурсии в нее водят регулярно, вход сюда не свободный. В ней проводятся только некоторые богослужения, туда не допускаются индивидуальные туристы
Когда нет ни службы, ни экскурсионных программ, храм запирают, что тоже важно для сохранения уникальных росписей
Легенды, близкие к правде
Храм Дмитрия Солунского в Феодосии настолько стар, что просто не мог не обрасти легендами
Но в данном случае внимание привлекает факт, что многие из них оказываются близки к истине
Оставим в стороне «штампованную» историю о проявлении изображения на штукатурке, которой заделывали трещину в фасаде церкви после Крымского землетрясения. «Тайна» таких «чудес» давным-давно раскрыта. Но о фресках Дмитриевской церкви говорят, что они являются результатом труда великого Феофана Грека.
И тут историки почти согласны со священниками. Доказательств такого авторства нет. Но из документов известно, что живописец в Феодосии бывал и какие-то работы по росписи святынь тут выполнял. Да и время его пребывания в городе примерно совпадает со сроками строительства церкви Дмитрия Солунского. В ее мозаиках четко просматривается византийский стиль иконописи, свойственный Греку. Так что ничего невозможного в его авторстве нет – нужны лишь дополнительные исследования.
Также рассказывают, что сакральный объект оказался на диво прочным, так как строился на особом растворе. Готовили его из негашеной извести, что гасилась 30 лет в закрытой яме, куда добавляли падаль – туши погибшего скота, негодные в пищу. Когда гашение завершалось, в смесь следовало добавить сырые яйца и медуз.
Рецепт получается неаппетитный, но историки точно знают – строительные составы на основе яиц в древности применяли (насчет медуз сведений нет, но такие опыты известны из новейшего времени). А насчет погибших животных – пристальный осмотр ныне сохранившейся штукатурки в храме Солунского позволяет видеть в ней шерсть! Ее добавляли в раствор для получения более теплой штукатурки! Так почему бы не добавить и всю тушку?
В любом случае неаппетитный строительный раствор себя оправдал – церковь действительно находится в отличном состоянии. Принятые меры по консервации оставляют надежду и на сохранение фресок.
Престольные праздники
Первое патриаршее богослужение после восстановительных работ прошло в храме Димитрия Солунского в день памяти святого 8 ноября 2007 года. Его совершил Алексий 2, который был поражен огромным количеством детей, пришедших к литургии.
Такого он до сих пор не встречал нигде и никогда. Одних только детей патриарх причащал полчаса. Все это благодаря тому, что в храме очень доброжелательное отношение ко всем прихожанам, так как приход живет по правилам и наставлениям святых отцов, покойного ныне Святейшего Патриарха.
Богослужение в храме Дмитрия Солунского
В храме существуют свои устоявшиеся традиции:
- каждую субботу на вечерней службе совершается лития, проводится исповедь;
- пекут крестики (Крестопоклонная неделя), жаворонки (день памяти Севастийских мучеников), «лесенки» (памятование Иоанна Лествичника);
- кормят бутербродами с чаем на Рождество и Пасху;
- отмечаются детские праздники в воскресной школе;
- все прихожане на Пасху могут позвонить в колокол;
- проводятся театрализованные представления Православным клубом исторического фехтования.
Храм Димитрия Солунского стал центром не только молитвенной, но и общественной жизни жителей района Соколиная гора, а также местной достопримечательностью.