Времени нет. памяти дмитрия лихачёва

Ссылки[]

Сайты, посвящённые Д.С. Лихачёву

  • Библиография трудов Д. С. Лихачёва
  • Гатчинские тропинки Дмитрия Сергеевича Лихачёва
  • Год Д. С. Лихачёва
  • Луков Вл. А. Концепция теоретической истории литературы Д. С. Лихачёва
  • Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачёва
  • Площадь Д.С. Лихачёва, lihachev.ru.

Критика

  • Проскурин П.Л. Из дневника писателя // Литературная Россия. 25.11.2005. № 47.
  • Федюнькин Е.Д. Склока о полку Игореве // Вести Дубны, 1998.

«Соловецкие острова», 1930, № 1; переизд.: Лихачёв Д. С. Статьи разных лет. Тверь, 1993

Указ Президента РФ от 30 сентября 1998 г. № 1163

Указ Президента РФ от 28 ноября 1996 г. № 1609

Указ Президента РФ от 22 марта 1995 г. № 296

Биография

Дмитрий Сергеевич Лихачёв — крупнейший ученый и защитник русской культуры. Он прожил очень длинную жизнь, в которой были лишения, гонения, а также грандиозные свершения на научной ниве, признание не только на родине, но и по всему миру. Когда Дмитрия Сергеевича не стало, в один голос заговорили: он был совестью нации. И в этом высокопарном определении нет натяжки. Действительно, Лихачёв являл собой пример самоотверженного и неотступного служения Родине.

Он родился в Санкт-Петербурге, в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачёва. Жили Лихачёвы скромно, но находили возможности не отказываться от своего увлечения — регулярных посещений Мариинского театра, вернее, именно балетных спектаклей. А летом снимали дачу в Куоккале, где Дмитрий приобщился к среде артистической молодежи. В 1914 году он поступил в гимназию, впоследствии сменил несколько школ, так как система образования менялась в связи с событиями революции и Гражданской войны. В 1923 году Дмитрий поступил на этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук Петроградского университета. В какой-то момент вошел в студенческий кружок под шуточным названием «Космическая академия наук». Участники этого кружка регулярно собирались, читали и обсуждали доклады друг друга. В феврале 1928-го Дмитрий Лихачёв был арестован за участие в кружке и осужден на 5 лет «за контрреволюционную деятельность». Следствие длилось полгода, после чего Лихачёв был отправлен в Соловецкий лагерь.

Опыт жизни в лагере Лихачёв назвал потом своим «вторым и главным университетом». Он сменил на Соловках несколько видов деятельности. Например, работал сотрудником Криминологического кабинета и организовывал трудовую колонию для подростков. «Из всей этой передряги я вышел с новым знанием жизни и с новым душевным состоянием, — рассказывал Дмитрий Сергеевич в интервью. — То добро, которое мне удалось сделать сотням подростков, сохранив им жизнь, да и многим другим людям, добро, полученное от самих солагерников, опыт всего виденного создали во мне какое-то очень глубоко залегшее во мне спокойствие и душевное здоровье».

Лихачёв был освобожден досрочно, в 1932 году, причем «с красной полосой» — то есть с удостоверением о том, что он — ударник строительства Беломорско-Балтийского канала, и это удостоверение давало ему право проживать где угодно. Он вернулся в Ленинград, работал корректором в издательстве Академии наук (получить более серьезную работу мешало наличие судимости). В 1938-м стараниями руководителей Академии наук СССР с Лихачёва была снята судимость. Тогда Дмитрий Сергеевич поступил на работу в Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). В июне 1941-го защитил кандидатскую диссертацию по теме «Новгородские летописные своды XII века». Докторскую диссертацию ученый защитил после войны, в 1947-м. 

Войну Лихачёвы (к тому времени Дмитрий Сергеевич был женат, у него было две дочери) пережили частично в блокадном Ленинграде. После страшной зимы 1941–1942 годов их эвакуировали в Казань. После пребывания в лагере здоровье Дмитрия Сергеевича было подорвано, и он не подлежал призыву на фронт.

Главной темой Лихачёва-ученого стала древнерусская литература. В 1950 году под его научным руководством были подготовлены к изданию в серии «Литературные памятники» Повесть временных лет и «Слово о полку Игореве». Вокруг ученого собрался коллектив талантливых исследователей древнерусской литературы. С 1954-го года до конца жизни Дмитрий Сергеевич возглавлял сектор древнерусской литературы Пушкинского Дома. В 1953-м Лихачёв был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. На тот момент он уже пользовался непререкаемым авторитетом среди всех ученых-славистов мира.

50-е, 60-е, 70-е годы — невероятно насыщенное для ученого время, когда вышли важнейшие его книги: «Человек в литературе Древней Руси», «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого», «Текстология», «Поэтика древнерусской литературы», «Эпохи и стили», «Великое наследие». Лихачёв во многом открыл широкому кругу читателей древнерусскую литературу, сделал все, чтобы она «ожила», стала интересной не только специалистам-филологам.

Во второй половине 80-х и в 90-е авторитет Дмитрия Сергеевича был невероятно велик не только в академических кругах, его почитали люди самых разных профессий, политических взглядов. Он выступал как пропагандист охраны памятников — как материальных, так и нематериальных. С 1986 по 1993 год академик Лихачёв был председателем Российского фонда культуры, избирался народным депутатом Верховного совета.

Жизнь в Соловках

Во время жизни в лагере на долю Лихачёва выпало немало испытаний: ужасающие условия в бараке, тяжёлый физический труд, брюшной тиф. Но трудности только закалили его характер.

Дмитрию Сергеевичу довелось тесно общаться с самыми разнообразными людьми – от бандитов-налётчиков до людей дворянского воспитания, поражавших моральной стойкостью. Это общение научило Лихачёва видеть хорошие качества в каждом человеке, невзирая на его профессию и социальный статус.

В написанных позднее мемуарах Лихачёв не жалуется на пережитые в Соловках невзгоды

Учёный акцентирует внимание на личностях людей, с которыми он общался, пишет о том, чем ему довелось в лагере заниматься

Даже отбывая наказание, Лихачёв продолжал исследовательскую работу: изучал воровской жаргон, записывал рассказы трудных подростков об их нелёгкой жизни. Материалы по воровскому арго, накопленные в лагере, легли в основу двух научных работ.

Краткая биография академика Дмитрия Лихачева

Дмитрий Лихачев родился в Санкт-Петербурге, там же он провел и свое счастливое детство с любящими родителями. Будущий ученый получил хорошее образование: сначала — в школе Карла Мая, а после — в Ленинградском университете.

В 21 год Лихачёв был арестован за шутливый доклад на студенческой встрече. Его осудили как контрреволюционера и отправили в лагерь. В той жизни было много страшного — холод, голод, болезни, тяжелая работа. Но именно там он написал и опубликовал свою первую статью.

— позже напишет в своих воспоминаниях ученый.

В 1932 г. он вернулся в Ленинград, в 1935 г. опубликовал еще одну статью по материалам, собранным во время заключения.

В 1941-1942 гг. Дмитрий жил в осаждённом Ленинграде, но не прекращал научной деятельности, продолжая собирать материалы для будущих трудов. В этом он черпал силы для жизни.

В 1942 г. в соавторстве с Марией Тихановой им была выпущена книга «Оборона древнерусских городов».

Самыми плодотворными для Дмитрия Сергеевича стали послевоенные годы. Он посвятил множество трудов истории культуры славян, много работал с летописями.

Кроме научной, академик вел просветительскую деятельность — устраивал телевизионные передачи в формате свободного общения, живые встречи, отвечал на все письма, которые приходили к нему.

Ученый говорил:

За свою деятельность ученый был удостоен многих наград: как отечественных, так и зарубежных. Он являлся членом Академий наук нескольких государств и имел звание доктора в разных странах.

Дмитрий Лихачёв ушел из жизни в своем родном городе, не дожив совсем немного до 93 лет. Он оставил потомкам более тысячи уникальных работ.

Звания, награды[]

  • Герой Социалистического Труда (1986)
  • Орден Святого Андрея Первозванного (30 сентября 1998) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 ноября 1996) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие русской культуры
  • Орден Ленина
  • Орден Трудового Красного Знамени (1966)
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (22 марта 1995)
  • Медаль Пушкина (4 июня 1999) — в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства
  • Медаль «За трудовую доблесть» (1954)

Файл:Russia-2000-stamp-Dmitry Likhachev.jpg

Марка России 2000 года.Дмитрий Сергеевич Лихачёв

  • Медаль «За оборону Ленинграда»(1942)
  • Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975)
  • Медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
  • Медаль «Ветеран труда» (1986)
  • Орден Георгия Димитрова (НРБ, 1986)
  • Два ордена «Кирилла и Мефодия» I степени (НРБ, 1963, 1977)
  • Орден «Стара Планина» I степени (Болгария, 1996)
  • Орден «Мадарский всадник» I степени (Болгария, 1995)
  • Знак Исполкома Ленсовета «Жителю блокадного Ленинграда»

В 1986 году организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по 1993 год. С 1990 года входит в Международный комитет по организации Александрийской библиотеки (Египет). Избирался депутатом Ленинградского городского Совета (1961—1962, 1987—1989).

Иностранный член академий наук Болгарии, Венгрии, Академии наук и искусств Сербии. Член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, член-корреспондент старейшего общества США — Философского. Член Союза писателей с 1956 года. С 1983 года — председатель Пушкинской комиссии РАН, с 1974 года — председатель редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия». С 1971 по 1993 год возглавлял редколлегию серии «Литературные памятники», с 1987 года является членом редколлегии журнала «Новый мир», а с 1988 года — журнала «Наше наследие».

Русской академией искусствознания и музыкального исполнительства награжден орденом искусств «Янтарный крест» (1997). Награжден Почетным дипломом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (1996). Награжден Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова (1993).
Первый Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1993). Почётный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо. Лауреат Царскосельской художественной премии (1997).

Имя Лихачёва присвоено малой планете № 2877 (1984).

Ежегодно в честь Дмитрия Сергеевича Лихачёва в ГОУ гимназии № 1503 города Москвы проводятся Лихачёвские чтения, на которых съезжаются ученики различных городов и стран с выступлениями, посвящёнными памяти великого гражданина России. А также в Санкт-Петербурге в честь него названа школа № 47,где также проводятся Лихачёвские чтения.

Важнейшие научные труды и книги Лихачева

Большая часть работ академика была посвящена изучению культуры Древней Руси и ее традиций:

  • «Национальное самосознание Древней Руси»;

  • «Новгород Великий: Очерк истории культуры Новгорода 11-17 вв.»;

  • «Человек в литературе Древней Руси»;

  • «Русские летописи и их культурно-историческое значение»;

  • «Поэтика древнерусской литературы»;

  • «Прошлое – будущему» и многие другие.

Главным научным интересом для него была именно древняя русская литература, в первую очередь – «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет». Много лет он изучал и исследовал эти значимые произведения. 

Сделанные открытия и наблюдения по текстам Дмитрий Сергеевич изложил в своих работах. Его переводы «Слова» во всем мире признаны как эталон. А после опубликованных исследований по «Слову» угасли споры о его подлинности.

Дмитрий Сергеевич так же много писал для детей и молодых людей, тех 

Самые известные книги этой направленности — «Земля родная: Книга для учащихся» и «Письма о добром и прекрасном».

Плодом многолетних поисков и раздумий академика, глубоко знавшего и безмерно любившего культурные истоки стала «Декларация прав культуры». Идея декларации была в необходимости принять мировым сообществом ряд положений, чтобы хранить культуру как «достояние человечества» и развивать ее дальше. 

Право на культуру равноценно праву на жизнь. Без культуры нет смысла жизни, понимания истории, невозможно дальнейшее развитие человечества.

Наука и творчество

Во время начала войны Дмитрий Сергеевич находился в блокадном Ленинграде, не прекращая изучать древнерусские летописи. Одна из его работ того периода была посвящена обороне отечественных городов в период татаро-монгольского нашествия. Мужчина смог эвакуироваться из родного города в Казань лишь летом 1942-го, где продолжил заниматься наукой.

Академик Дмитрий Лихачев

Его труды в области филологии и истории медленно, но верно начинали обретать все большую влиятельность и авторитет в российских интеллектуальных кругах. А признание во всем мире Дмитрий Сергеевич получил благодаря обширным фундаментальным исследованиям в разнообразных сферах филологии и русской культуры от начала славянской письменности до современных событий.

Вероятно, ни один филолог до него не исследовал и не описывал тысячелетнее содержание духовности, а также славянской и русской культуры столь масштабным и всеобъемлющим образом. Академик Лихачев изучил их нерушимую связь со всемирными интеллектуальными и культурными вершинами. Безусловная заслуга ученого выражалась также в том, что на протяжении долгих лет он накапливал и распределял научные силы по важнейшим исследовательским направлениям.

Книга Дмитрия Лихачева «Мысли о жизни. Письма о добром и прекрасном»

Спустя годы бывший Ленинградский университет, снова озаглавленный Санкт-Петербургский, по-прежнему славится тем, что в нем одно время накапливал знания, а позже курировал преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность на протяжении долгих лет Дмитрий Лихачев. Судьба культуролога была неразрывно переплетена с легендарным российским вузом.

Не меньше сил и времени, чем в научную деятельность, талантливый академик вкладывал в просветительскую. В течение многих десятилетий мужчина делал все для того, чтобы довести собственные взгляды и мысли до массовой аудитории.

Embed from Getty ImagesАкадемик Дмитрий Лихачев принимает художественную коллекцию Александра Пушкина, изданную в Болгарии

И он добился своего — на его программах, транслируемых по Центральному телевидению во второй половине 1980-х, воспитывалось целое поколение тех, кто на сегодняшний день относится к интеллектуальной элите российского общества. Эти передачи представляли из себя свободное общение ведущего со зрителями разных возрастов и социальных слоев.

До последних дней своей жизни Дмитрий Сергеевич продолжал заниматься редакторской и издательской деятельностью, самостоятельно вычитывая и корректируя рукописи начинающих ученых. Интересным фактом является то, что академик считал своим обязательным долгом реагировать на всю бесчисленную корреспонденцию, приходившую на его адрес порой из самых дальних городов страны от неравнодушных к судьбе родины и отечественной культуры людей.

Также важно отметить, что Дмитрий Лихачев категорически нетерпимо относился к проявлению национализма в любой его форме. Он был противником конспирологических доктрин в осознании исторических событий и не считал верным признавать за Россией мессианской роли в человеческой цивилизации

Embed from Getty ImagesБорис Ельцин и Дмитрий Лихачев в 1998 году

Академик Лихачев никогда не предавал своей любви к городу на Неве. Ему не единожды предлагали перебраться в Москву, но для мужчины это было невозможно. Ведь в Пушкинском доме, где размещался институт русской литературы, Дмитрий Сергеевич проработал в общей сложности более 60 лет.

За свою длительную и насыщенную творческую биографию талантливый филолог и искусствовед стал автором масштабных трудов, связанных с историей древнерусской и русской литературы, а также местной культурой. Его перу принадлежал более 40 произведений, большая часть которых переведена на различные языки.

Пушкинский Дом

Здесь почти до конца своих дней он работает в Секторе древнерусской литературы.

Ученая сторона его деятельности многогранна и вполне известна. Но он не только все глубже погружался в свою тему – памятники славянской словесной культуры – но и созидал особую, человеколюбивую атмосферу в коллективе. Лично беседовал с каждым кандидатом в сотрудники, был просто внимателен к людям, добр, отзывчив, помогал решить вопросы с квартирой, пособием, отпуском, санаторием… Лихачев не мог оправдаться тем, что «не дозвонился» до какого-то начальника – он дозванивался всегда. И к его слову, мнению прислушивались.

Он инстинктивно охранял Петербург от всего, что может разрушить его «культурогенную» функцию. Буквально как птица опекал библиотекарей не только своего города, но и всей России. Музеи и библиотеки вообще рассматривал как становой хребет Петербурга, охраняющего его от любых неуместных новшеств. Что интересно, Дмитрий Сергеевич воспринимал Петербург как самый русский  и самый европейский город в мире. Кстати, понятие «европейскости» ученый трактовал широко – как именно культурологический феномен, а не географический или даже геополитический. И по его мнению, Россия была и остается страной европейской.

Д. С. Лихачев в Санкт-Петербурге. 1980-е гг.

12 марта 1986 года Дмитрий Сергеевич Лихачев был приглашен в концертную студию Останкино, где устраивались встречи с писателями, учеными, деятелями искусства. Ему было уже почти 80. Этот высокий, подтянутый, жизнерадостный, интеллигентный мужчина  вошел в каждый советский дом

Его уверенная речь, но самое важное – его слова – слова о главном – сказанные просто и ясно, тронули многие сердца

С началом перестройки немало политических и общественных сил, в том числе зарубежных, захотели самовольно, без уведомления самого Лихачева, сделать его флагманом своих идеологий. Но Дмитрий Сергеевич ни к какой партии не примыкал. Он мог легко обескуражить как консерваторов, так и либералов – в то самое время, пока они радовались, что он-де перешел в их стан. В деятельности Российского Фонда культуры (Лихачев был Председателем Правления Фонда) он в конечном счете разочаровался – ему стало очевидно, что между чиновниками и большими деньгами существует скверная привязанность.

А просители «в его адрес» никогда не заканчивались, хотя непреложным кругом общения для Лихачева оставалась академическая среда. Но первым кругом, самым тесным, конечно, была семья. Через все – не до конца понятые – испытания XX века он пронес живую память о родительском тепле, и это тепло передал своим детям, внукам, правнукам.

ЗАМЕТКИ И МЫСЛИ О «МЕЛОЧАХ» ЖИЗНИ

Последние книги Лихачева похожи на проповеди или на поучения. Что же пытается нам внушить Лихачев? Что объяснить, чему научить?

В предисловии к книге «Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич пишет: «Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите». Для восприятия красоты окружающего мира человек сам должен быть душевно красивым.

Вспоминая Дмитрия Сергеевича, почитаем выдержки из его писем:

«Что же самое главное в жизни? Главное может быть у каждого свое собственное, неповторимое. Но всё же главное должно быть добрым и значительным. Человек должен думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти, а люди, служившие другим, служившие по-умному, имеющие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго».

«В чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять…»

«В жизни ценнее всего доброта… доброта умная, целенаправленная

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно»

«Забота – вот то, что объединяет людей, крепит память о прошлом, направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего, человек недобрый и не любящий никого».

«У Белинского где-то в письмах, помнится, есть такая мысль: мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами как с порядочными людьми.

Глупый не любит умного, необразованный образованного, невоспитанный воспитанного и т. д. И всё это прикрываясь какой-нибудь фразой: “Я человек простой…”, “Я не люблю мудрствований”, “Я прожил свою жизнь и без этого”, “Всё это от лукавого” и т. д. А в душе ненависть, зависть, чувство собственной неполноценности».

«Самое восхитительное свойство человека – любовь. В этом связанность людей выражается наиболее полно. А связанность людей (семьи, деревни, страны, всего земного шара) – это основа, на которой стоит человечество».

«Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды или “умного результата”… Говорят “добренький”, когда хотят оскорбить».

«Если человек перестанет быть творческим существом и быть устремленным в будущее, он перестанет быть человеком».

«Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества».

«Жизнь – прежде всего это творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым».

«Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен».

«Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве… Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев».

В чем же всё-таки феномен Лихачева?

Ведь он, в сущности, был боец-одиночка. В его распоряжении не было ни партии, ни движения, не было ни влиятельной должности, ни правительственной верхушки. Ничего. В его распоряжении были лишь моральная репутация и авторитет.

Те, кто сегодня хранят наследие Лихачева, убеждены – необходимо вспоминать Дмитрия Сергеевича чаще, не только когда проводятся общенародные юбилейные мероприятия.

О воспитанности

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.

Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.

Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек.

Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

Общественная позиция

Несмотря на то, что Лихачев не был диссидентом, предпочитая компромисс с властями, он всегда оставался самостоятельным в своих суждениях и не скрывал их. Никогда не был членом КПСС. В Соловецком лагере не соглашался читать атеистические лекции заключенным.

В 1975 году выступил против лишения Андрея Сахарова звания академика, позже ответил отказом на предложение подписать коллективное письмо деятелей культуры с осуждением Александра Солженицына.

Публично выступал против изменения исторического облика Ленинграда и пригородов. При этом академика подвергали травле. В 80-90 годы прошлого века его выступления по радио и телевидению, статьи в массовых периодических изданиях поднимали не только вопросы науки и культуры, но и общественно-политические и нравственные. Он обрел статус смелого общественного деятеля, защитника культурного наследия, хранителя нравственных устоев.

Наука и творчество

В начале Великой Отечественной войны (1941-1945) Дмитрий Лихачев оказался в блокадном Ленинграде. И хотя ему приходилось каждый день бороться за свое существование, он не переставал изучать древнерусские документы.

В 1942 г. филолога эвакуировали в Казань, где он по-прежнему занимался научной деятельностью.

В скором времени на работы молодого Лихачева обратили внимание российские ученые. Они признали, что его труды заслуживают особого внимания

Позже, об исследованиях Дмитрия Сергеевича узнала и мировая общественность. Его стали называть глубоким знатоком в самых разных областях филологии и русской культуры, начиная от славянской литературы и заканчивая современными событиями.

Очевидно, до него еще никому не удавалось так скрупулезно изучить и описать 1000-летнее содержание духовности, наряду со славянской и русской культурой, в таких крупных масштабах.

Академик исследовал их нерушимую связь со всемирными интеллектуальными и культурными вершинами. Кроме этого, он в течение длительного срока накапливал и распределял научные силы по важнейшим исследовательским направлениям.

Дмитрий Лихачев внес значительный вклад в развитие просветительской деятельности в СССР. На протяжении не одного десятилетия он стремился донести собственные идеи и мысли до общественных масс.

Во время правления Михаила Горбачева на его программах, транслируемых в телеэфире, выросло поколение людей, которое сегодня относится к представителям интеллектуальной прослойки общества.

Эти телепередачи представляли собой свободное общение между ведущим и аудиторией.

До конца своих дней Лихачев не прекращал заниматься редакторской и издательской деятельностью, самостоятельно корректируя материалы молодых ученых.

Любопытно, что филолог всегда стремился отвечать на бесчисленные письма, которые приходили к нему с разных уголков необъятной родины. Стоит заметить, что он негативно относился к любому проявлению национализма. Именно ему принадлежит следующая фраза:

«Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим».

От многих своих коллег, Лихачев отличался прямотой и стремлением докопаться до истины. К примеру, он критически отзывался о любых конспирологических доктринах в осознании исторических событий и не считал правильным признавать за Россией мессианской роли в истории человечества.

Дмитрий Лихачев всегда оставался верным родному Петербургу. Ему неоднократно предлагали переехать в Москву, но он всегда отклонял любые подобные предложения.

Возможно это было связано с Пушкинским домом, в котором располагался институт русской литературы, где Лихачев проработал свыше 60 лет.

За годы своей биографии академик опубликовал примерно 500 научных и 600 публицистических трудов. Круг его научных интересов начинался от исследования иконописи и заканчивался изучением тюремного быта заключенных.

Жизнь на острове

«Вы не понимаете, что живете на острове», – сказал однажды Дмитрий Сергеевич одному из сотрудников Пушкинского дома. Этот Дом действительно стал для него островом, в котором, погрузившись в мир Древней Руси, можно было существовать и мыслить относительно свободно в весьма несвободной стране. Его остров располагался внутри другого острова – огромной России–матушки, вечно подчеркивающей свою инаковость и особость. Дмитрий Сергеевич всю свою жизнь говорил о наших общих с Европой корнях и неразрывной связи, о единой христианской культуре. Но уже очевидно, что со смертью мыслителя «островного» в нашей стране стало существенно больше.

Уникальность России для него состояла в том, что она – Родина. И другой нет.

Большинству из нас привычен опыт любви к Родине как триумфатору, победителю, великой державе. Гром песен, повергающих внешнего врага, рефлекторно рождает в душе даже самого не сознательного гражданина ноты пламенной «любви» к Отечеству. Такую Родину – на вершинах могущества – любить достаточно легко и приятно. Трудно ее любить слабую и растерянную.

И с этим чувством жалости и печали я стал заниматься в университете с 1923 г. древней русской литературой и древнерусским искусством. Я хотел удержать в памяти Россию, как хотят удержать в памяти образ умирающей матери сидящие у ее постели дети, собрать ее изображения, показать их друзьям, рассказать о величии ее мученической жизни. Мои книги — это, в сущности, поминальные записочки, которые подают «за упокой»: всех не упомнишь, когда пишешь их, — записываешь наиболее дорогие имена, и такие находились для меня именно в древней Руси».

Дмитрий Сергеевич Лихачев. Фото: Юрий Белинский / ТАСС

10 заповедей академика Лихачева

Однажды Дмитрию Сергеевичу задали вопрос: в чем он видит смысл жизни?

Немногие знают о десяти заповедях Лихачёва, которые он выработал для себя. Ученый следовал им всю жизнь, и по словам современников, порождал вокруг себя особый нравственный климат. 

Приведем этот список:

  1. «Не убивай и не начинай войны».

  2. «Не помысли народ свой врагом других народов».

  3. «Не укради и не приписывай труда брата своего».

  4. «Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти».

  5. «Уважай мысли и чувства братьев своих».

  6. «Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай».

  7. «Чти природу как мать свою и помощницу».

  8. «Пусть труд и мысли твои будут трудом свободного творца, а не раба».

  9. «Пусть живет все живое, мыслится мыслимое».

  10. «Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector