Тында
Содержание:
Ссылки
Источники
- Амурский областной Совет народных депутатов. Закон №127-ОЗ от 23 декабря 2005 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области», в ред. Закона №272-ОЗ от 11 ноября 2013 г. «О внесении изменений в Закон Амурской области» О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области «». Вступил в силу со дня первого официального опубликования, за исключением подпункта «б» пункта 2 статьи 7, вступающего в силу с 1 января 2006 г. Опубликован: «Амурская правда», №11, 24 января 2006 г. (Амурский областной Совет народных депутатов. Закон от 23 декабря 2005 г. № 127-ОЗ « О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области» с изменениями, внесенными Законом от 11 ноября 2013 г. № 272-ОЗ « О порядке»). Внесение изменений в Закон Амурской области «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области» . Вступает в силу со дня первого официального опубликования, за исключением подпункта «б» пункта 2 статьи 7. , который вступил в силу с 1 января 2006 г.).
- Амурский областной Совет народных депутатов. Закон №414-ОЗ от 19 января 2005 г. «О наделении муниципального образования города Тында статусом городского округа и об установлении его границ», в ред. Закона №100-ОЗ от 5 декабря 2005 г «Об образовании Беленького сельсовета в Тындинском районе и внесении изменений в Законы области административно-территориального устройства области». Вступил в силу по истечении десяти дней со дня первого официального опубликования. Опубликован: «Амурская правда», №19–20, 26 января 2005 г. (Амурский областной Совет народных депутатов. Закон от 19 января 2005 г. № 414-ОЗ « О присвоении муниципальному образованию город Тында статуса городского округа и об установлении его границ» в редакции Закона от 5 декабря № 100-ОЗ. , 2005 « Об образовании Беленького сельсовета в Тындинском районе и о внесении изменений в ряд законов области об административно-территориальном устройстве области . Действуют со дня по истечении десяти дней со дня первого официального опубликования».
- Амурский областной Совет народных депутатов. Закон №32-ОЗ от 3 августа 2005 г. «Об установлении границ и наделении статуса государственного муниципального образования Тындинского района и муниципальных образований в его составе», в ред. Закона №100-ОЗ от 5 декабря 2005 г «Об образовании Беленького сельсовета в Тындинском районе и внесении изменений в Законы области административно-территориального устройства области». Вступил в силу со дня первого официального опубликования. Опубликован: «Амурская правда», №166, 24 августа 2005 г. (Амурский областной Совет народных депутатов. Закон от 3 августа 2005 г. № 32-ОЗ « Об установлении границ и присвоении статуса муниципального образования Тындинскому району и входящим в его состав муниципальным образованиям в редакции Закона № 100-ОЗ». от 5 декабря 2005 г. « О создании Беленького сельсовета в Тындинском районе и о внесении изменений в ряд законов области об административно-территориальном устройстве области» . Действует со дня первого официального опубликования.)
Памятники
Вид на Тындинский собор Святой Троицы
Паровоз-памятник Еа−3246
Памятник мостостроителю
В городе установлено множество памятников, большинство из них посвящены строительству БАМа.
- Памятник Ленину. Установлен к 40-й годовщине Октябрьской революции, не раз переносился;
- Памятник-монумент землякам-тындинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Изначально был сделан из частей разобранного моста через р. Тынду. К 65-й годовщине Победы части моста сняли, их место заняла плита из чёрного гранита;
- Бюст Героя Советского Союза Виктора Петровича Мирошниченко. Изначально стоял у сельсовета, затем перенесён к тындинскому железнодорожному вокзалу;
- Паровоз-памятник Еа−3246. Установлен возле вокзала в честь 30-летия БАМа;
- Монумент памяти тындинцев, погибших в локальных войнах. Расположен на «Аллее шестнадцатиэтажек»;
- Камень с первого километра восточного участка БАМа. Находится на площади 25-летия БАМа, имеет надпись «Даёшь БАМ!». На первых километрах прокладки БАМа камень застрял в ковше экскаватора так, что сдвинуть ковш не получалось, тогда и решили, что именно этот камень будет памятником;
- Памятник мостостроителю. Мужчина с кувалдой, установлен организацией «Мостострой-10».
- Мемориальная доска в честь воинов железнодорожных войск БАМа
- Памятник «За верность долгу», посвящённый сотрудникам отдела внутренних дел, погибшим при исполнении служебных обязанностей.
Ныне не существующие памятники:
- «Женщина с ребёнком». Был установлен напротив Арбата, название неизвестно;
- Памятник в честь строителей БАМа, находился на центральной площади г. Тынды. Представлял собой четыре вертикальных рельса разной высоты, символически отражающие ответвления БАМа, на лицевой грани постамента была надпись: «Комсомольск — Тайшет — Тында — Беркакит». Автор проекта архитектор Капилов. До наших дней стела не сохранилась. Она была демонтирована в связи со строительством жилых домов в районе улицы Спортивной.
- Монумент шофёрам-первопроходцам АЯМа в честь первого дня автомобилистов
Планирующиеся:
- Памятник в виде 5 моделей самолётов СУ-27. Планируется установить возле городского муниципалитета в честь трагически погибшего лётчика И. В. Ткаченко).
Начало
История города Тында отсчитывается с 1975 года.
14 ноября 1975 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий
поселок Тындинский был преобразован в город Тында областного подчинения.
Однако началось все раньше.
Январь 1972 года. На восточной окраине поселка Тындинский появились первые
строители, из только что сформированного в то время, управления «Бамстройпуть».
Они, пожалуй, положили начало будущей столице БАМа. В 1974 году вышло
постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали».
27 апреля 1974 года Москва провожала первых 606 комсомольцев, — депутатов
17-го съезда ВЛКСМ, уезжавших на БАМ прямо из Кремлевского Дворца Съездов.
Спустя несколько дней посланцы Москвы, Ленинграда, союзных республик,
краёв и областей страны влились в единый коллектив строителей.
Командиром Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVII съезда
ВЛКСМ стал депутат Верховного Совета РСФСР, Герой Социалистического Труда,
опытный транспортный строитель Виктор Иванович Лакомов, а комиссаром —
москвич Владимир Васильевич Мучицын.
Уже 3 мая посланцы комсомола начали работу одновременно во многих точках
будущей магистрали: Лена, Нижнеангарск, Тындинский, район мостового перехода
через р. Селемджа, Ургал, Берёзовка, Комсомольск-на-Амуре.
8 июля ЦК КПСС принял постановление «О строительстве Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали», в котором сформулированы задача партийных,
советских, профсоюзных и комсомольских организаций, а также соответствующих
министерств и ведомств.
В целях рассмотрения и решения оперативных организационно-технических
вопросов, связанных с сооружением магистрали, создана постоянно действующая
Комиссия Совета Министров СССР по вопросам строительства БАМа.
В том же году БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Каждый год десятки тысяч молодых людей по комсомольским призывам и в составе
студенческих строительных отрядов ехали на стройку века.
Но впервые называть «стройкой века» и «всесоюзной» БАМ стали гораздо
раньше. Еще в 30-е годы.
Во времена, когда здесь водились… верблюды.
Или позже?
Когда стали исчезать даже сами бамовцы. Великая Перестройка принесла
великий перелом.
А может, ну их — подробности?
Вспомним времена, когда к нам приезжали звезды. Звезды отечественные
и даже зарубежные.
И другие славные гости
Проводились конференции наук, слеты и фестивали.
В меру, в меру. Я говорю — повеселимся в меру. Иначе придется кричать
доброго доктора. Всяко бывает. Ну а если доктор придет — удивим его
Она тоже весьма длинна и началась почти одновременно с поселком.
И история Тындинской СЭС
Почта — важный фактор осовения
То есть — освоения. Современному человеку трудно представить свою жизнь без услуг связи.
От рождения слово с названием «Почта» ненавязчиво следует за нами по пятам. Какой она была в начале строительства БАМа.
Просто хроника города
Просто хроника. Просто перечисление событий, знаменательных для города
и его жителей, случившихся с 1975 по 1989 года.
Население
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1924 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1982 | 1986 | 1987 | 1989 | 1991 |
180 | 4641 | 3099 | 3422 | 41 742 | 52 000 | 58 000 | 61 000 | 61 996 | 65 000 |
1992 | 1996 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 | 2006 | 2007 |
62 200 | 53 200 | 49 800 | 46 200 | 45 600 | 40 094 | 40 100 | 39 400 | 39 000 | 38 600 |
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
38 200 | 37 871 | 36 275 | 36 185 | 35 410 | 34 785 | 34 169 | 33 819 | 33 450 | 33 189 |
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | ||||||
33 061 | 32 920 | 33 177 | 32 894 |
На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 467-м месте из 1115городов Российской Федерации. В области Тында занимает четвёртое место по количеству жителей после Благовещенска (225 757), Белогорска (64 502) и Свободного (52 918). Площадь города 124 км², плотность населения 265.27 человека на км².
В дореволюционное время территория современного города заселена не была. Однако уже в 1920-е годы население составило 180 человек. В период первой волны прокладки БАМа население увеличилось до 4 тыс. человек.
Большой скачок роста был замечен в 1970-е годы, тогда количество населения выросло практически в 11 раз. Своего апогея оно достигло в 1991 году и составило 65 тыс. человек. Затем наблюдался резкий спад.
Руководители города
- с 1992 года — 2004 год — Марк Борисович Шульц;
- с 2004 года — 2008 год — Виктор Анатольевич Зубоваткин;
- с 7 мая 2008 года — 14 декабря 2012 год — Марк Борисович Шульц;
- с 15 декабря 2012 года — 24 мая 2013 года — Евгений Петрович Черенков, в качестве и. о. мэра;
- с 25 мая 2013 года — 19 сентября 2018 года — Евгений Петрович Черенков.
- с 20 сентября 2018 года — Марина Валентиновна Михайлова
Выборы мэра 2013—2018 годов
После смерти мэра города М.Б. Шульца в 2012 году, было объявлено о новых выборах, которые прошли 19 мая 2013 года. Из одиннадцати кандидатов, которые выдвигали свои кандидатуры на пост мэра города, осталось шестеро.
Явка избирателей оказалось низкой — 32,44 %. Главой города стал кандидат от партии «Единая Россия» — Евгений Черенков, набрав 50,55 % голосов.
С сентября 2018 пост занимает коммунистка Марина Михайлова.
Благовещенский политнаблюдатель Евгений Огородский в преддверие выборов посчитал, что:
Уже после объявления результатов выборов мэра города, политолог Евгений Трофимов прокомментировал победу «партии власти»:
В сентябре 2018 года мэр города Евгений Черенков проиграл очередные выборы кандидату от КПРФ М. В. Михайловой.
История
Поселок Шкарубы был основан в 1917 году на нынешнем месте Тынды как остановка для отдыха и зимний лагерь на пути от Амура до недавно открытых золотых приисков на реке Тимптон , притоке Алдана . В 1928 году в связи со строительством дороги в Якутск , он был переименован в Тындинский ( Тындинский ).
В 1932 году в планах строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) Тында была названа в качестве возможной будущей узловой станции. Железнодорожная линия протяженностью 180 километров (110 миль), соединяющая Тынду со станцией БАМа (известной как Бамовская ) возле Сковородино на Транссибирской магистрали, была построена между 1933 и 1937 годами, хотя во время Второй мировой войны она была демонтирована и рельсы повторно использованы для других проектов ближе к фронту. В 1941 году Тынде был присвоен статус поселка городского типа .
Возрождение строительства БАМа как общесоюзного комсомольского проекта в начале 1970-х привело к реконструкции железнодорожной линии между Бамовской и Тындинским, а затем к строительству БАМа к востоку и западу от города. Поселок и его узловая станция были переданы под патронат комсомольских бригад из Москвы , что соответствовало его статусу символической столицы БАМа. По мере роста населения за счет строительства поселок 14 ноября 1975 года получил статус города и получил свое нынешнее название.
Амурская Магистраль Якутска (ай) также начала строительство из Тында, с секция для Нерюнгри завершена в 1977 годе ай в настоящее время рассматривает пассажирские перевозки, насколько Томмот в Республике Саха , с завершением в Якутске ожидается в 2013 году.
Полная протяженность БАМа была открыта для полноценного использования в 1989 году, за исключением Северомуйского тоннеля . После завершения строительства БАМа Тында пришла в упадок, так как загрузка магистрали оказалась низкой. Население Тынды сократилось более чем на 30% с момента распада Советского Союза с 61 996 жителей, зафиксированных в ходе советской переписи 1989 года, до примерно 38 000 человек в 2008 году.
Экономика и транспорт
Тында вокзал
Тында — это пункт пересечения Байкало-Амурской и Амурско-Якутской магистралей , городская станция является одной из важнейших на обеих линиях и имеет большое локомотивное депо.
Помимо железнодорожной деятельности, экономика города в значительной степени зависит от лесной промышленности, здесь находится корпорация Tyndales . Через город также проходит автомагистраль М56 на Якутск .
Город обслуживается аэропортом Тында , расположенном в 15 км к северу. После того, как он был закрыт на несколько лет, в 2007 году возобновилось воздушное сообщение из Благовещенска через Зею .
Образование
- Самая первая школа № 1 (теперь № 7) в Тынде находилась по ул. 2-й Пятилетки, на этом месте находится сейчас школа № 2 (ныне ул. Спортивная). После слияния некоторых образовательных учреждений гимназия № 2 слилась с школой № 1 и № 5, в городе осталось 5 школ.
- В Тынде находятся техникум железнодорожного транспорта и филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), объединённые в 2007 году в Байкало-Амурский институт — филиал ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» в г. Тынде. Так же в городе имеются филиалы других учебных заведений.
Герб и флаг Тынды:
Флаг города Тында.
Флаг, утверждённый 26 января 2006 года, является официальным символом города Тынды и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 2271.
Флаг составлен на основании герба города Тынды по правилам и соответствующим традициям геральдики и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
Авторская группа: идея флага: Константин Мочёнов (Химки), обоснование символики: Кирилл Переходенко (Конаково), компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева (Москва).
Обоснование символики: Флаг Тынды разработан на основе герба города. Город Тында был основан как один из опорных пунктов строительства БАМ. Сегодня здесь проходит Амуро-Якутская автодорога, располагаются участок Дальневосточной железной дороги и аэропорт. Поэтому Тында — крупный транспортный узел. Об этом говорит изображение на флаге ключа. Бородка ключа сделана в виде крылатого колеса — традиционной железнодорожной эмблемы. Мотив окружающей природы на флаге подчёркивается использованием зелёного цвета — символа природы, здоровья, жизненной энергии и белого цвета (серебра) — символа чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Жёлтый цвет (золото) — символ богатства, уважения, стабильности, интеллекта; в гербе города также символизирует золотоносный шельф реки Тынды. Таким образом, флаг Тынды языком символов и аллегорий отражает исторические, природные и экономические особенности города.
Описание:Прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, разделённое крестообразно на четыре не равные части (вертикальная линия деления отстоит от древка на ? длины полотнища): две белые (вверху у древка и внизу у свободного края) и две зелёные. Поверх линий пересечения – жёлтый ключ кольцом вверх, заканчивающийся внизу крылатым колесом.
Герб города Тында.
Обоснование символики герба города Тынды.Город Тында был основан как один из опорных пунктов строительства БАМ. Сегодня здесь проходит Амуро-Якутская автодорога, располагаются участок Дальневосточной железной дороги и аэропорт. Поэтому Тында — крупный транспортный узел. Об этом говорит изображение в гербе ключа. Бородка ключа сделана в виде крылатого колеса — традиционной железнодорожной эмблемы.Фигура оленя показывает, что город находится в районе исторических и ныне существующих эвенкийских оленеводческих поселений.Ель — символ вечности и долголетия в гербе символизирует окружающую город природу – девственную, непроходимую тайгу, экологический источник жизни.Мотив окружающей природы в гербе подчёркивается использованием зелёного цвета — символа природы, здоровья, жизненной энергии и серебра — символа чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.Изображённые в основании герба бруски в виде пирамиды аллегорически показывают Тынду как молодой, растущий город.Золото — символ богатства, уважения, стабильности, интеллекта; в гербе города также символизирует золотоносный шельф реки Тынды.Таким образом, герб Тынды языком символов и аллегорий отражает исторические, природные и экономические особенности города.
Описание флага города Тынды:«Флаг города Тынды представляет собой прямоугольное полотнище с отношени¬ем ширины к длине 2:3, разделённое крестообразно на четыре не равные части: две белые (вверху у древка и внизу у свободного края) и две зелёные. Посередине полотнища жёлтый ключ кольцом вверх, заканчивающийся внизу крылатым колесом».
Город Тында — 676290
«А…-Д…»
Автомобилистов 2-я ул — 676290 | Воронежская ул — 676282 |
Автомобилистов ул — 676290 | Высоконагорная ул — 676282 |
Алданская ул — 676287 | Гагарина ул — 676287 |
Алтайская ул — 676290 | Галафеева ул — 676287 |
Амурская ул — 676282 | Гастелло ул — 676290 |
Аносовский пер — 676280 | Гвоздевского ул — 676287 |
Аямовская ул — 676290 | Генерала Милько ул — 676285 |
Багульная ул — 676282 | Геодезическая ул — 676280 |
Бамовская ул — 676285 | Геологов ул — 676283 |
Баргузинская ул — 676280 | Голубичная ул — 676283 |
Беговая ул — 676283 | Госпитальная ул — 676285 |
Беленький мкр — 676285 | Дальневосточная ул — 676280 |
Белорусская ул — 676282 | Дальняя ул — 676290 |
Березовая ул — 676290 | Дачная ул — 676283 |
Бестужева ул — 676280 | Декабристов ул — 676285 |
Братская ул — 676282 | Деповская ул — 676290 |
Брестская ул — 676283 | Депутатская ул — 676282 |
Брусничная ул — 676283 | Джелтулакская ул — 676287 |
Буровиков ул — 676282 | Дина Рида ул — 676285 |
Вагонный пер — 676282 | Докучаева ул — 676290 |
Верхненабережная ул — 676290 | Донецкая ул — 676282 |
Веселая ул — 676282 | Дорожный пер — 676287 |
Весенняя ул — 676282 | Дружбы ул — 676282 |
Ветеранов пер — 676282 | Дружная ул — 676282 |
«Ж…-М…»
Железнодорожная ул — 676282 | Красноармейская ул — 676290 |
Забайкальская ул — 676280 | Красногвардейская ул — 676287 |
Загородная ул — 676280 | Краснодарская ул — 676283 |
Западная Объездная дор — 676280 | Лазурная ул — 676290 |
Запорожская ул — 676287 | Лесная ул — 676290 |
Заречная ул — 676280 | Лесхозовская ул — 676290 |
Звездная ул — 676285 | Летная ул — 676290 |
Зейская ул — 676287 | Луговая ул — 676285 |
Зеленая ул — 676290 | Магистральная ул — 676283 |
Зеленый пер — 676290 | Майская ул — 676285 |
Зои Космодемьянской ул — 676283 | Малая ул — 676282 |
Инженерная ул — 676282 | Маревая ул — 676282 |
Интернациональная ул — 676285 | Мерзлотная ул — 676282 |
Иркутская ул — 676282 | Миитовская ул — 676282 |
Кедровая ул — 676282 | Милицейская ул — 676282 |
Киевская ул — 676282 | Мира ул — 676285 |
Кирова ул — 676282 | Мирошниченко ул — 676287 |
Ключевая ул — 676290 | Мичурина ул — 676290 |
Комарова ул — 676290 | Молодежная ул — 676282 |
Коммунальная ул — 676282 | Монтажников ул — 676283 |
Коммунистическая ул — 676290 | Московская ул — 676283 |
Комсомолец Якутии ул — 676285 | Московский б-р — 676282 |
Комсомольская ул — 676290 | Московских строителей ул — 676282 |
Кооперативная ул — 676283 | Мостовая ул — 676282 |
Коралловая 2-я ул — 676285 | Мосфильмовская ул — 676282 |
Коралловая ул — 676285 | Мохортова ул — 676282 |
Космическая ул — 676290 | Мурманская ул — 676285 |
Красная Пресня ул — 676290 |
«Н…-Р…»
Набережная ул — 676280 | Первопроходцев ул — 676283 |
Нагорная ул — 676282 | Перспективная ул — 676285 |
Надежды ул — 676290 | Петровская ул — 676280 |
Нестерова ул — 676290 | Пионерская ул — 676283 |
Нижненабережная ул — 676290 | Пионерский пер — 676280 |
Новотындинская ул — 676283 | Победы ул — 676282 |
Новый пер — 676280 | Пограничная ул — 676280 |
Ноябрьская ул — 676282 | Полярная ул — 676290 |
Ноябрьский пер — 676282 | Почтовая ул — 676290 |
Образцовая ул — 676283 | Правды ул — 676290 |
Одесская ул — 676282 | Прибалтийская ул — 676282 |
Октябрьская ул — 676290 | Прибрежная ул — 676285 |
Олекминская ул — 676283 | Привокзальная ул — 676280 |
Олимпийская ул — 676290 | Пригородная ул — 676282 |
Ольховая ул — 676283 | Профсоюзная ул — 676282 |
Оптимистов ул — 676285 | Рабочая ул — 676282 |
Орбитальная ул — 676280 | Радистов ул — 676290 |
Отсыпка ул — 676283 | Ремонтная ул — 676280 |
Павла Корчагина ул — 676282 | Речная ул — 676282 |
Первомайская ул — 676287 | Рижская ул — 676282 |
Первооткрывателей ул — 676283 | Родниковая ул — 676282 |
«С…-Ч…»
Садовая ул — 676282 | Студенческий проезд — 676285 |
Свердлова ул — 676283 | Таежная ул — 676282 |
Светлая ул — 676285 | Ташкентская ул — 676290 |
Свободы ул — 676285 | Техническая ул — 676282 |
Связистов ул — 676290 | Тихая ул — 676290 |
Северная Объездная дор — 676282 | Торговая ул — 676282 |
Северная ул — 676282 | Трудовая ул — 676282 |
Северный пер — 676280 | Угольный пер — 676282 |
Семилетки ул — 676290 | Ударников ул — 676282 |
Сергея Лазо ул — 676290 | Украинская ул — 676282 |
Сибирская ул — 676282 | Уральская ул — 676285 |
Сибирский проезд — 676282 | Уральский ул — 676280 |
Снежная ул — 676282 | Уссурийская ул — 676280 |
Советская ул — 676290 | Усть-Илимская ул — 676282 |
Солнечная ул — 676283 | Утесная ул — 676282 |
Солнечный пер — 676282 | Фестивальная ул — 676282 |
Сосновая ул — 676283 | Хвойная ул — 676283 |
Сосновый Бор ул — 676282 | Целинная ул — 676280 |
Спортивная ул — 676290 | Центральная ул — 676282 |
Строительная ул — 676283 | Чкалова ул — 676287 |
Строительный пер — 676283 |
«Ш…-Я…»
Шабурская ул — 676285 | Юбилейная ул — 676287 |
Шахтаумская ул — 676282 | Южная ул — 676282 |
Шахтаумский пер — 676280 | Юности ул — 676290 |
Шимановская ул — 676290 | Ягодная ул — 676280 |
Широкая ул — 676282 | Якутская ул — 676287 |
Школьная ул — 676290 | Январская ул — 676282 |
Энергостроителей ул — 676285 | Ясная ул — 676285 |
Энтузиастов ул — 676283 |
10 Пятилетки ул — 676285 | 2-я Лесная ул — 676285 |
17 Съезда ВЛКСМ ул — 676282 | 764 Энергопоезд нп — 676290 |
2 Пятилетка ул — 676290 | 8 Марта ул — 676285 |
Средства массовой информации
- Газеты и журналы
- Газета «Север-Телепорт». Издаётся с августа 2001 года. Спутник благовещенской газеты «Альфа-Телепорт».
- Газета «БАМ». Издаётся с апреля 1998 года. С 2019 года выходит только электронный вариант газеты. Независимое издание.
- Газета «Авангард». Издаётся со 2 ноября 1937 года. Муниципальное издание.
- Ежегодный адресно-телефонный справочник «Жёлтые страницы. Тында и Тындинский район». Издаётся с января 2009 года.
- Радиовещание
Проводное радиовещание в Тынде было прекращено с 1 августа 2007 года владельцем сети ОАО «Дальсвязь» в связи с нерентабельностью.
- 102,2 Радио Шансон
- 102,7 Авторадио
- 103,2 Русское радио
- 103,6 Европа плюс
- 104,0 Радио Ваня
- 105,4 Дорожное радио
- 106,2 Радио России / ГТРК Амур
- Телевещание
Впервые телевидение в городе появилось в 1975 году. Эфирное телевещание представлено 4 центральными каналами: Первый канал, Россия, Рен-ТВ и ТНТ, также в городе имеется своя телекомпания «Тында-ТВ». В городе действует несколько компаний, которые устанавливают кабельное телевидение: «Новый взгляд», «Дон», «Спутник ТВ»
- 3 ТНТ (Возможно перепрограммирование канала)
- 8 Рен ТВ / Тында ТВ
- 29 Первый мультиплекс
- 30 Второй мультиплекс
Основным оператором цифрового и аналогового эфирного телерадиовещания в Тынде является филиал РТРС «Амурский ОРТПЦ» (Амурский областной радиотелевизионный передающий центр).
Экономика
Вид на железнодорожную станцию города
- Тындинский регион Дальневосточной ЖД;
- ПАО «Бамстроймеханизация», крупнейшая на Дальнем Востоке компания (на 2018 год среднесписочная численность сотрудников 373 чел.), специализирующаяся на строительстве железных и автомобильных дорог. Годовой оборот более 10 миллиардов рублей. Основной спонсор многих социальных проектов.
- ЛПК «Тындалес», крупнейший лесопромышленный комплекс в России. (Организация находится в процессе ликвидации)
- В городе много предприятий железнодорожного транспорта:локомотивное и вагонное депо, линейные предприятия.
- Мостострой-10 — крупнейшее предприятие, специализирующееся на строительстве железнодорожных веток и мостов.
Закрывшиеся предприятия
- Завод по производству безалкогольных напитков «Росинка» закрыт в связи с банкротством.
- Мясо-молочный комбинат закрылся из-за отсутствия сырья в Тынде.
- Тындинский завод по производству хлеба, в 2008 году хлебозавод закрылся; хлеб выпекают два десятка более мелких предприятий.
Связь в городе
- В Тынде действует пятизначная телефонная нумерация, код города — 41656. Основные операторы фиксированной связи — ОАО «Транссвязьтелеком», номера начинаются с «5» и «9», ПАО «Ростелеком» (ранее «Дальсвязь»), номера начинаются с «3» и «4» и ОАО РЖД, номера начинаются с «7».
- Сотовую связь обеспечивают три общероссийских GSM-оператора: МТС, «Билайн» и «МегаФон».
Авиационный
В 1965 году на базе ВПП, построенной в годы Великой Отечественной войны, в городе появился аэропорт. До 2008 года аэропорт принимал самолёты типа Ан-24/Ан-26 и более лёгкие. Из-за особенностей гористого рельефа местности аэропорт, не был способен принимать широкофюзеляжные самолёты из-за сложной глиссады при заходе на посадку. С 2008 года аэропорт принимает и отправляет, в основном, чартерные рейсы. С 1 ноября 2012 года аэропорт Тынды вошёл в состав федерального предприятия «Аэропорты Приамурья».
В 2013 году планировалась масштабная реконструкция Тындинского аэропорта: удлинение взлётно-посадочной полосы до 2,5 километра и расширение до 45 метров. Также предусматривалось: установка светосигнального оборудования, обновление радиостанции, компьютерной техники, реконструкция перрона, системы отопления и прочее. По состоянию на 2019 год, дальнемагистральные самолёты с пассажирами, направляющимися в Тынду, приземляются в ближайшем к городу федеральном аэропорту Чульман, находящемся в 280 км к северу от Тынды.
В 2020 году возобновилось регурное авиасообщение: с Читой и Благовещенском. Перевозки осуществляет авиакомпания «СиЛА» на самолёте Л-410.
Железнодорожный
Железнодорожный вокзал города был открыт 26 мая 1986 года. Он во многом является уникальным: здание вокзала имеет сложную ломаную форму, изображающую силуэт птицы. Оно является самым высоким на Дальнем Востоке — 48 метров. По площади вокзал считается самым большим в Приамурье — 4000 м². От станции Тында до Благовещенска курсирует фирменный поезд «Гилюй».
В 1984 году проект вокзального здания был удостоен третьего места на международном архитектурном конкурсе в Софии.
История Тынды:
В 1850-х годах горный инженер Павел Аносов открыл первые месторождения золота в реках, протекающих близ нынешнего города Тынды. По архивным данным, в 1907-1908 годах на месте Тынды был образован переселенческий участок Тындинский. Участок был рассчитан на 108 переселенцев мужского пола, но заселен не был.
В 1917 году, Тында стала перевалочным пунктом золотодобытчиков, в этом же году было первое упоминание о нём.
По переписи 1924 года, в посёлке проживало 180 человек.
В 1931 году, в Тындинский были отправлены жители из европейских и приграничных районов Дальнего Востока. Большинство жителей осталось в посёлке.
Про поселение вспомнили уже в 1937 году, когда для освоения Дальнего Востока потребовалась железнодорожная магистраль. Уже 1 ноября этого же года по ветке Бам-Тында отправился первый паровоз.
Согласно переписи населения, проведённой в 1939 году, в Тынде проживало около четырёх тысяч человек. Для дальневосточной глубинки сталинских лет это очень много.
С 15 ноября 1975 года посёлок стал городом Тындой. Строители БАМа из различных республик СССР обосновывались в новом городе, определённой «столицей» БАМа.
В 1985 году был заложен фундамент будущей обувной фабрики, которая так и осталась фундаментом, а также открыт новый мясо-молочный комбинат. В 1986 году поставка продовольствия и сырья городу была значительно урезана. Городу буквально перекрыли воздух. По БАМу в десятки раз снизилась перевозка грузов. Магистраль почти не использовалась. Но несмотря на это город развивался: по переписи 1989 в городе проживало 62,3 тысячи человек. Численность населения достигла своего пика в январе 1991 года, по данным переписи, в городе проживало 65 тысяч человек.
Но уже к концу 1990-х в городе насчитывалось около 47 тысячи человек. Начался резкий отток населения. Город был объявлен бесперспективным, количество рабочих мест сокращалось. Строительство жилых домов по всему городу было прекращено. Правительство объявило магистраль убыточными.
В 1997 году БАМ была расформирована, её западный участок был присоединён к Восточно-Сибирской железной дороге, а восточный в составе Тындинского и Ургальского отделений к Дальневосточной. Почти на пятнадцать лет в городе начинается «эпоха застоя».
К 2012 году должен быть сдан в постоянную эксплуатацию завод по переработке отходов. Появление этих заводов приведёт к введению новых специальностей в учебных заведениях города и возможно к притоку населения.